Влияние разнообразных видов искусства на жизнь человека музыка. Сочинение на тему влияние искусства на человека егэ Влияет ли искусство на мировоззрение человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБОУ СОШ № 5 города Кропоткин

МО Кавказский район Краснодарского края

Открытый урок

по изобразительному искусству

по теме:

в 9 классе.

Учитель Королёва А. Д.

2016 год

Цель урока:

Показать детям как произведения искусства могут влиять на психику человека (положительные и отрицательные моменты)

Познакомить ребят с одним из лечебных методов искусства –арт-терапией

Формировать интерес к изобразительному искусству, желание самим участвовать в творческом процессе.

Материал: презентация, доклады учащихся.

Ход урока:

(слайд № 1 – тема урока)

Учитель:

Сегодня на уроке мы поговорим о влиянии произведений изобразительного искусства на психику человека.

(слайд 2 – цитата)

Учитель:

У английского писателя Оскара Уайльда есть такое высказывании: «Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». И сегодня мы это попытаемся доказать. Интересную информацию по этому поводу подготовили учащиеся вашего класса. Давайте их послушаем.

Изобразительное искусство и психические процессы - интереснейшая и пока ещё мало изученная современной психологией тема. О влиянии изобразительного творчества великих мастеров на психическое состояние зрителей практически ничего не известно. Специалисты в области теории психологических знаний до последнего времени оказывали недостаточное внимание этому вопросу. В последнее десятилетие престиж изобразительного искусства заметно повысился среди специалистов помогающих профессий: психологов, педагогов, врачей, соц.работников. Они охотно диктуют о том, что искусство, несомненно, оказывает заметное влияние на формирование и функционирование отдельной личности. Характер отношения современного человека к искусству, активность потребления и направленность отражают структуру его личности в данный момент жизни и дают интегральное представление о человеке в целом. Именно этический вкус, оценка, выбор, интерес, предпочтение или отрицание художественного произведения отражают как врождённые (темперамент, интеллект), так и приобретённые (культурные) параметры его личностной структуры. Помимо влияния моды, стихийных увлечений, нормативных и культурных факторов в этическом восприятии проявляются определённые, устойчивые склонности. Для_ одного человека характерно предпочтение радостных, мажорных произведений искусства, а для других наоборот минорных, сложных, с философским подтекстом или лёгких, сентиментальных, развлекательных. Один отдаёт предпочтение форме, другой стремится углубиться в содержание. " Порой мы заранее можем сказать, как именно знакомый нам человек отнесётся к определённому фильму, книге, кому стоит, а кому нет рекомендовать посетить ту или иную выставку. Давно подмечено, что сходным по психологическому складу людям нравятся одни и те же художественные произведения. Иногда бывают обстоятельства, когда тот же человек, находясь в таком душевном состоянии, не чувствителен к воздействию произведений искусства и не способен эстетическому восприятию, а иногда наоборот.

(слайд № 3 –репродукция И. Репина, «Иван Грозный и сын его Иван»)

Учитель:

Хочется привести в пример произведения Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» обратите внимание как художник раскрывает остроту сюжета, как достоверно передаёт чувства отца, потерявшего единственного сына.

Вопрос:

1. Какие приёмы для этого использует художник? (тон, цвет, построение перспективы).

2. Какие чувства вызывает у вас просмотр этой картины?

Учитель:

- Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии Появившись впервые в Третьяковской галерее, она произвела колоссальное впечатление на зрителя. Этому послужило то, что повесили её в узкой длинной комнате. От двери к картине надо было идти по красному ковру. Тусклое освещение свечи...и создавалось впечатление, что вы вошли в комнату, где совершено убийство.. .(На картине пол устлан красным ковром...) Сочетание красного, чёрного действует на психику возбуждающе. Последний посетитель старообрядец долго стоял у картины. И с криком: "Довольно крови!" накинулся на картину и порезал её. Но этот случай не единичный.

Хранитель Третьяковской галереи Хрусталёв задерживался часто у полотна и погружался в раздумья. И вот результат: во время ночного дежурства, он повесился. Я считаю, это негативное влияние картины на ослабленную психику человека.

(слайд №4 – Эдвард Мунк)

Ученик:

Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии.

Эта работа названа художником "Крик" 1983 год находится она в музее искусств в городе "Осло". Толпы людей часами стоят около этого полотна, оно их повергает в шок. А какое ощущение у вас от увиденного?

(слайд № 5 – В. Гог.)

Голландского живописца Винсента Ван Гога всю жизнь сопровождала нищета злобное недоверие окружающих и непонимание с их стороны. Душевные переживания художника отразились во многих его полотнах. Использование холодных тонов, новой техники шокировала его современников?

Какое впечатление в вашей душе вызвал просмотр этой картины?

(слайд № 6 –полотна русских пейзажистов)

Учитель:

Ребята, не обязательно картина должна травмировать психику, она может радовать душу, до глубины души трогать нас. К таким произведениям относятся произведения известных русских художников: Шишкина, Васильева, Левитана. Красота природы, передаваемая ими несёт облегчение в душу. Их полотна отличаются глубоким лирическим чувством.

(слайд № 7 – арт -терапия)

Лечение и восстановление нервной системы методом искусства в научном лексиконе звучит как арт - терапия. Этот термин появился в 80-х годах. Учёные опираются на выдающиеся открытия в области психоанализа.

Особый интерес представляет тезис о восприятии и переживании произведений искусства самим художнике с одной стороны, зрителем- с другой. Вдумчивый, чуткий зритель воспринимает творение искусства, вступает в сотворчество. Именно этот феномен преображения души зрителя, её уход ирреальный мир поэзии, искусства берёт за основу арт- терапия. Воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает аффекты, которые приводят к взрыву, к разряду нервной энергии.

(слайд № 8- вид больницы)

Ученик № 1:

-Всё это и побудило создать художественную галерею в хирургическом отделении Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова. Большую помощь в создании галереи оказал Художник Е.А. Винокуров. Выставляются в основном работы художников Башкортостана: пейзажи, натюрморты, портреты. Эффект от выставки поразительный. Как-то один больной 79-лет, глядя на пейзажные работы художника Рамиля Латыпова, сказал врачу: «От этих картин в душе появляется теплота и желание увидеть своё домашнее хозяйство, которое не может так долго находиться без меня. Большое спасибо художнику, который, как врач, принёс облегчение моей душе». Наблюдение за реакцией больных на работы художников позволили заметить взаимосвязь между предпочтением цвета и внутренним состоянием человека.

(слайд № 9 – работы художников выставленные в больнице)

У тяжело больных красный цвет вызывает раздражение, а выздоравливающих больных радуют работы художников, в которых много красного, желтого и оранжевого цветов. Всё это подтверждает целесообразность использования арт- терапии в лечении больных. Этой цели и служит художественная галерея Республиканской клинической больницы.

Ученик № 2:

Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. У нас возникает чувство восхищения, удовольствия когда мы видим картины в тёплых тонах и радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить почему нам нравится или не нравится то или иное произведения. Произведения реалистического жанра активизирует психику, интерес к жизни. Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству. Недаром главным принципом врачевания является древнее выражение - «Лечить не болезнь, а больного». В этом проявляется родство медицины и искусства. трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.

Учитель:

Ребята давайте подведём итог: какие функции выполняет искусство?

Вопрос: (ответ):

-Познавательную .

(Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, пополняет наши знания о мире)

- Мировоззренческую.

(Выражает в художественной форме чувства и представления)

- Воспитательную.

(Воздействует на людей через эстетические идеалы, позволяет обогатиться опытом других людей)

- Эстетическую.

(Формирует эстетические вкусы потребностей людей)

- Гедонистическую.

(Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству)

- Коммуникативную.

(Искусство передаёт информацию из поколения в поколение)

- Прогностическую.

(Произведения искусства иногда обладают элементами предвидения)

- Медико-оздоровительные.

(Например, такое воздействие может оказывать музыка)

- Компенсаторное.

(Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях).

- Учитель:

Наш урок подходит к завершению. Я ещё раз хочу напомнить, что искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией и приёмы работы врача и художника во многом схожи.

Горбунова Юлия

Исследовательская работа по теме "Роль искусства в жизни человека"

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1.Понятие искусства.

2.2.Виды искусства

2.3.Функции искусства

2.4.Роль искусства в жизни человека

2.5.Жизнь коротка, искусство вечно.

  1. Заключение
  2. Литература

1. Введение.

Работу над темой «Роль искусства в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и обобщить знания об искусстве. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.

Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества;

Перед началом работы я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Задав им несколько вопросов с целью выявления их отношения к искусству. Получились следующие результаты.

Всего анкетируемых человек.

  1. Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?

Большую %

Никакую %

Помогает жить %

  1. Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

Красоте %

Пониманию жизни %

Правильным поступкам %

Расширяет кругозор %

Ничему не учит %

  1. Какие виды искусства вы знаете?

Театр %

Кино %

Музыка %

Живопись %

Архитектура %

Скульптура %

Другие виды искусства %

  1. Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?

Увлечены %

Не увлечены %

  1. Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?

Да %

Нет %

Анкетирование показало, что работа поможет людям понять значимость искусства и привлечёт, думаю, многих, если не к занятиям искусством, то вызовет интерес к проблеме.

Моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках по ИЗО, МХК, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.

Цель работы: доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.

Задачи - раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, рассмотреть основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Проблемные вопросы : Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир?

Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»?

Что такое искусство? Когда, как и почему возникло искусство?

Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Ожидаемый результат

После ознакомления с моей работой предполагается более высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; понимания места и роли искусства в жизни людей.

2. Основная часть

2.1.Понятие искусства

«Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -
сказал писатель Чехов А.П.

Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

В первобытном обществе первобытное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита , первобытное искусство достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами - изображениями на земле, дендрографами - изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.

Появление искусства связывают с играми , ритуалами и обрядами , в том числе обусловленными мифологически - магическими представлениями.

Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.

Таким образом, искусство - это разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда - будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни - создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.

А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

2.2. Виды искусства

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

2.3. Функции искусства

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, в богатстве своих чувственных проявлений.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, имеет направленность. Это может быть какая-то политическая цель, комментарий социального положения, создание определенного настроения или эмоции, психологическое воздействие, иллюстрация чего-либо, продвижение продукта (в случае рекламы) или просто передача некоего сообщения.

  1. Средство коммуникации. В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Например, научная иллюстрация - тоже форма искусства, существующая для передачи информации. Ещё один пример такого рода - географические карты. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
  2. Искусство как развлечение . Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.
  3. Авангард , искусство ради политических перемен. Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, - дадаизм , сюрреализм , русский конструктивизм , абстрактный экспрессионизм - собирательно именуют авангардом .
  4. Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.
  5. Искусство для социального протеста, ниспровержения существующего порядка и/или анархии. Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.

2.4. Роль искусства в жизни человека

Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле.
Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество . Где и когда бы ни жил человек , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Группа исследователей под руководством профессора Марины де Томмазо из университета города Бари Италия, установила, что красивые картины могут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph. Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали больше заботится об украшении помещений, в которых находятся больные.

В ходе исследования группу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.

Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам, понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно...», забывая о наших желаниях. Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучи существом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдает организм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням. Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания с окружающими. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе относящееся к искусству.

Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать, определять свое мировоззрение, направлять поведение личности.

Литература является для людей школой чувств и познания действительности и формирует представление об идеальных поступках людей, о красоте мира и отношений. Слово - великая тайна. Его магическая сила заключается в способности вызывать яркие образы, переносить читателя в иной мир. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков.

Велико влияние музыки на человека. Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект. Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Не является секретом, что искусство может лечить.

Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой - это уже прописные истины.

Создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта, оду «К радости» Бетховена. Он утверждает, что эти произведения способствуют ускоренному выздоровлению. А исследователи калифорнийского университета экспериментально доказали, что после 10 минутного прослушивание музыки Моцарта тесты показали повышение коэффициента интеллектуальности у студентов на 8-9 единиц.

Но не всякое искусство лечит.

Например: Рок музыка - вызывает выделение стресс-гармонов, которые стирают часть информации в мозгу, вызывают агрессию или депрессию. Русский психолог Д. Азаров отмечает, что есть особое сочетание нот, он назвал их музыкой-убийцей., прослушав несколько раз такие музыкальные фразы, у человека появляется мрачное настроение и мысли.

Колокольный звон быстро убивает:

  1. тифозные бактерии
  2. вирусы.

Классическая музыка (Моцарт и др.) способствует:

  1. общему успокоению
  2. повышению выделения молока (на 20%) у кормящих матерей.

Ритмичные звуки некоторых исполнителей за счёт прямого воздействия на мозг способствуют:

  1. выбросу стрессовых гормонов
  2. ухудшению памяти
  3. ослаблению (через 1-2 года) общего состояния (особенно при прослушивании музыки в наушниках).

Мантра, или медитативные звуки "ом", "аум" и др., имеют вибрирующий характер.
Вибрации поначалу способствуют активизации тех или иных органов, мозговых структур. При этом в кровь выбрасывается много различных гормонов. (Вероятно, это помогает выполнять монотонную работу с меньшими энергозатратами).

Вибрирующие звуки вызывают

  1. удовольствие - у одних людей, у других - те же звуки вызывают
  2. стрессорную реакцию с выбросом гормонов и резким усилением окислительного метаболизма.
  1. способствует резкому подъёму артериального давления,
  2. нередко приводя к сердечным спазмам.

В литературных источниках древности мы находим немало примеров целенаправленного влияния музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывает, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, пытался, играя на лире, охладить свой «знаменитый» гнев, с которого начинается действие в «Илиаде».

Бытовало мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Как противоядие в этих случаях музыку широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. Ниркус, спутник Александра Македонского в его походах, побывав в Индии, рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки? Исследования нашего времени показали, что музыка в таких случаях выступает не как противоядие, а как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса. Это всего лишь один из примеров, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его душевного состояния. Но и этот отдельный пример позволяет судить о том, насколько велика роль нервной системы в организме. Ее необходимо учитывать при объяснении механизма воздействия средств искусства на здоровье людей.

Еще более поразительно действие музыки на эмоции. О влиянии музыки на эмоции знали ещё в древности. Музыку использовали в лечебных целях, и на войне. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка, как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, - живопись - это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура - еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» - они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Глаголом жги сердца людей.

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

2.5.Жизнь коротка, искусство-вечно.

Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Искуссвовед Буало пишет: «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно». Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь потом писать».

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова написано: « Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность». Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.

Истинное искусство должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.

3. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

4. Литература

1. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

2. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

8. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.

Сложно сформулировать однозначное определение. Сколько существует словарей, столько и человеку известно определений искусства. Для художника это выражается в написании картин - он показывает свое искусство миру, так как в словах часто невозможно что-либо выразить. Для писателя - в работе над художественной книгой.
Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта.
С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью.

Рис. 1. «Тайная вечеря». . 1498 год

Влияние искусства. Аргументы

Когда люди говорят об искусстве, первое, что приходит на ум, это живопись, театр, кино, рукоделие, музыка, архитектура, то есть умение делать что-то прекрасное. Человечество, как известно, не стоит на месте, стремительно растет и развивается. Следовательно - появляются новые виды искусства. Искусство влияет на жизни людей в различных проявлениях. Этому сопутствуют определенные аргументы:
  • Во-первых, выражается любовь к сказкам . Литература здесь играет важную роль. Многим в детстве читали сказки, в которых можно увидеть плохих и хороших героев. Развязка этих рассказов учит хорошей морали. Когда ребенок подрастает, у него меняется интерес к книгам. В школе или университете задают уже более сложные произведения, которые заставляют учащегося думать более глубоко, задавая себе вопросы о морали, чести, правильном жизненном пути. Чтение делает человечество более коммуникабельным. Однако в разных видах искусства ставятся разные цели.
  • Во-вторых, искусство способно подтолкнуть человека на восхитительные подвиги. Например, прослушивание слов любимой песни. Проникновенная музыка дарит чувствительным личностям вдохновение.
  • В-третьих, влияние можно увидеть в активном развитии хенд-мейда. Бог заложил в человека желание творить. Невозможно встретить человека, который бы не любил что-то делать своими руками. Например: рукодельницы вышивают, жены устраивают уютную клумбу, мужья делают тумбочки, инженеры создают, строители строят и т.д. Дети готовы сделать все вышеперечисленное и сразу. Любовь к прекрасному есть в каждой личности и ее может заглушить только сам человек.

Рис. 2. "Алжирские женщины". Пабло Пикассо. 1955 год

Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы

В литературе существуют аргументы, согласно которым можно увидеть колоссальное влияние на общество. Вот некоторые аргументы ЕГЭ:
  1. Из нам известна история Николая Ростова, который проиграл значительную сумму денег, играя в карты. Из-за этого он был сильно расстроен. Он должен признаться родителям, но ему очень тяжело это сделать. Однако под влиянием прекрасного пения Наташи Ростовой герой переполняется светлыми эмоциями и решается рассказать всю правду отцу.
  2. Антон Павлович Чехов “Скрипка Ротшильда”. Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого. Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям. В результате - он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости.
  3. . Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.
  4. Константин Георгиевич Паустовский “Старый повар” . В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил. Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный . Он заходит в дом и начинает играть на клавесине. Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Влияние искусства на творческих личностей

Нельзя не отметить Александра Сергеевича Пушкина, который с раннего детства был окружен заботой своей няни Арины Родионовны, читавшая ему сказки, пословицы и поговорки. Это коренным образом отразилось на его творчестве. Впоследствии искусство в судьбе сыграло значимую роль. Это повлияло на выбранные им жанры, например: ода, элегия, эпиграмма, лирические стихотворения. В поэзии Ю. В. Бондарева говорится о юном возрасте, где происходит формирование мировоззрения. Поэт убежден, что самым страшным для человека является его духовная пустота. Данным утверждением Бондарев побуждает человека думать о самом важном. В романе “Свидание с Нефертити” В. Ф. Тендряков рассуждает о том, как искусство влияет на общность. По словам автора, оно помогает воспитать душу. Человек должен учиться и стремиться делать добрые поступки безвозмездно.

Рис. 3. "Свобода, ведущая народ". Эжен Делакруа. 1830 год

Искусство и интеллект

Нейробиологи определили, что искусство положительно воздействует на работу мозга, готового в следующий момент заняться точными науками. В основном такое влияние производит выступление на сцене. Во время рассматривания картин, вне зависимости от жанра, в человеческом мозге активируется часть, находящаяся в затылочной части. Другим влиянием на людей является прослушивание музыки, когда стимулируются височные доли. Если человек владеет инструментом, при это еще сам поет, держит внимание публики, то его мозговая деятельность охватывает ряд важных процессов. При чтении есть возможность размяться сетям лобных долей. Когда человек не просто с уважением относится к творчеству, но сам им занимается, будь то пианино или сочинение стихов, работа мозга производит еще больше действий. Ученые определили, что если человек исполняет, сочиняет или просто прослушивает музыку, то в мозгу задействованы все когнитивные механизмы. Всякие виды искусства, в особенности предназначенные для работы на сцене, стимулируют познавательное внимание. Искусство и точные науки, несомненно, идут вместе. Доказательством этому являются следующие личности:
  • Леонардо да Винчи , который на протяжении своей жизни не только прекрасно рисовал, но и хорошо справлялся с математикой, механикой, анатомией.
  • Известный физик-теоретик из Америки Ричард Филлипс Фэйнман является одним из создателей квантовой электродинамики. Несмотря на любовь к точной науке, он любил играть на барабане, а также увлекался живописным искусством.
  • Микробиолог Копровский известен тем, что стал основателем вакцины против полиомиелита, занимался музыкальным искусством.
  • Становление одного из основателей физики начиналось еще в возрасте четырех лет, когда он занимался на скрипке. Также Альберт играл на фортепиано. Музыка являлась помощницей в его теориях. Время от времени он шел для того, чтобы поиграть, а потом возвращался к науке.

Рис. 4. "Мона Лиза". Леонардо да Винчи. 1503-1519 год

Правильный выбор искусства

Искусство является неотъемлемой частью человека. Оно помогает постигать вершины, если только назначение его является правильным. Оно открывает другой мир или показывает его цельным. Сила искусства способна изменить человека.
Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание.
Искусство является неоднозначным предметом для обсуждения. Человек должен внимательно подходить к выбору того или иного искусства, ведь самое главное, как оно будет благоприятно влиять на наше духовное становление как личности. Предлагаем вам также просмотреть познавательное видео, в котором приведены аргументы, доводы и факты о том, как влияет искусство на подсознание.

XVII районная научно-практическая конференция школьников и студентов «Шаг в науку»

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

Выполнила: ученица 8Б класса

МАОУ «Гимназия №9»,

Распопова Софья

Научный руководитель:

Буравель Анна Иннокентьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №9»

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Аннотация

Цель исследования : Доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека

Задачи исследования: Раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, определить основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Предмет исследования: « Влияние искусства на жизнь человека ».

Объект исследования: . Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать»,

Методы исследования: чтение литературы по данной теме, осмысление и анализ выбранных художественных произведений, сравнение и сопоставление, опрос, обобщение.

Полученные данные: доклад, презентация, данные социологического опроса.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы на занятиях по литературе, на внеклассных мероприятиях

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

План исследования

Есть ли книги, произведения искусства, благодаря которым у вас изменилось мировоззрение, отношение к людям? Этот вопрос вы слышали, наверное, не раз и можете назвать много произведений, в которых показана великая сила искусства.

Слышали ли вы «Седьмую симфонию» Д. Д. Шостаковича - один из ярчайших образцов искусства, в котором отразились события Великой Отечественной войны, а самое главное - этим произведением композитор внёс свой вклад в укрепление духа советских людей. «Знаменитая Ленинградская», - так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «Слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Это только один пример воздействия искусства на человека, но я уверена: никто не будет возражать, что сила воздействия искусства на человека велика. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем не сравнимую радость и удовлетворение. Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.

Осознав это, я решила провести исследование по теме " Роль искусства в жизни человека".

Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир? Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»? Какой силой должно обладать искусство, чтобы оно смогло воздействовать на человека? Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Эти и многие другие вопросы, на которые я решила ответить, проводя исследование, указывают на актуальность темы "Роль искусства в жизни человека".

Гипотеза: Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом.

Для успешного достижения результатов исследование было проведено по плану:

    Определение темы исследования.

    Выдвижение гипотезы.

    Постановка цели и задач исследования.

    Составление списка литературы по определенной теме.

    Чтение и анализ книг : Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать», Г.Успенский «Выпрямила», Александр Грин «Победитель», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», Глеб Мехед «Скрипач», К.Г.Паустовский «Старый повар».

    Слушание музыки: Д. Д. Шостакович «Седьмая симфония», 40-ая симфония Моцарта.

    Анализ репродукций картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)»

    Анализ и систематизация полученных результатов.

    Оформление результатов деятельности: составление доклада, оформление презентации.

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Научная статья

Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко! А.П.

Все виды искусств

служат величайшему из искусств

искусству жить на земле.

Бертольд Брехт

Красота спасёт мир

Ф .М. Достоевский

Невозможно представить нашу жизнь без искусства и творчества. Где и когда бы ни жил , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а и стремлением передать красоту и гармонию мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно всё более и более совершенствуется человеком. В о все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшить абстрактное мышление.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Искусство может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю.

Искусство многолико, и часто один его вид тесно связан с другим: так, во многих произведениях литературы мы можем узнать и о великой силе музыки, и о живописи, скульптуре, облагораживающей, дающей силы человеку. Это я и попытаюсь показать в своей работе.

Роль истинного искусства в жизни человека - вот проблема, над которой рассуждает российский писатель В. В. Вересаев во многих своих произведениях. Во все времена этот морально-этический вопрос был злободневен. Злободневен потому, что «искусство, по словам Ф. М. Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала».

По мнению В.Вересаева, искусство всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии. Такое преображение человеческой души показывает он показывает в своем рассказе "Мать". Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля наполнила радостью душу героя, который сначала был настроен скептически: " ...бесчисленные репродукции картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. " Но он начинает всматриваться. И вдруг незаметно, постепенно все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана ярко выделялись два лица - Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…

И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и земле…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!» И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг… когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью..." Поэтому, наверное, герой пришел к выводу: " Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться".

Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника. Нельзя не согласиться с точкой зрения а втора, который уверен, что истинное произведение искусства способно воздействовать на душу человека, помогая по-новому воспринимать мир , не только вызывает у него восхищение, но и заставляет быть лучше, очищает душу от скверны.

Добрая и поучительная сказка В. В.Вересаева «Состязание» посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом об истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Т аким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.

Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни

XXI век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, к сожалению, оно что-то утратило чувство прекрасного, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. И мы сегодня должны понимать, что духовные ценности человеческой цивилизации нуждаются в защите? Американский писатель Рэй Брэдбери в своих небольших по объему, но удивительно емких рассказах поднимает эту проблему. «Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его», - хочется, чтобы эти слова писателя осознавали мои современники.

Один из сильнейших рассказов Брэдбери – « Улыбка», в котором он рассказал о влиянии на человека еще одного шедевра мирового искусства . Этот рассказ позволит нам связать воедино прошлое, настоящее и будущее и понять, что в наших руках «построить» спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество, - мост, сложенный из важных духовных составляющих: нравственности, традиции, любви и красоты. Без этого человечество обречено на вымирание и гибель. Рей Брэдбери в новелле рисует странную фантастическую картину, показывая людей будущего 2061 года. Люди ранним утром собрались на праздник - « праздник» оплевания и уничтожения шедевра Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)» . Сложно осознать, что такое можно назвать праздником. Люди, озлобленные, грубые уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении столетий, то, в чем воплощены интеллект, разум, чувства, красота и мечты. А ведь « Мона Лиза» пережила времена, когда люди стояли долгими ночами в очереди, чтобы только увидеть ее улыбку. Но эти, собравшиеся на площади, не верят ни во что и влачат жалкое существование, уничтожают все следы красоты и культуры. Среди них оказывается мальчик Том, который просто хочет убедиться в том, что «она улыбается»; «она сделана из краски и холста»; «ей четыреста лет».

На первом месте у Тома - улыбка. Люди из будущего разучились улыбаться, не выражая тем самым расположение и радость. А это тоже признак культуры, но именно культура ненавидима взрослыми героями рассказа Рэя Брэдбери. У ребенка же потребность в радости и любви. В жизни ему этого не хватает. Мы наблюдаем, как Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за послед­ние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади и все смеялись, точно пьяные. А празд­ник науки месяц тому назад, когда притащи­ли в город последний ав­томобиль, потом броси­ли жребий и счастлив­чики могли по одному разу долбануть маши­ну кувалдой!.. Так неужели этот мальчик способен участвовать в варварском действии?

Вот он перед знаменитой картиной, на которую летят камни, плевки... " Том почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо

подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья... Он глянул на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его. В руке его оказалась улыбка. Дома, когда все спали, Том "глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста".

Мир спал, освещённый луной.

А на его ладони лежала Улыбка.

Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...» Час спустя он все ещё видел её, даже после того как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру".

Рассказ Брэдбери написан в середине XX века. Самое страшное в этой книге, на мой взгляд, что это будущее уж очень узнаваемо, черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Самое ужасное и удивительное то, что великий фантаст и придумщик Брэдбери ничего не выдумал. Все уже было или есть сейчас. Многие в наше время не ценят, или просто не понимают, насколько велика сила искусства.

Об этой вечной проблеме много писали в художественной литературе. Большое впечатление произвел на меня еще один роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В нем рассказывается о пожарном, который, вместо того чтобы сжигать книги, к чему обязывало всех пожарных правительство, остановился и задумался над окружающей его действительностью. Он понял, что уничтожение духовных ценностей ведёт сначала к моральной, а потом и к полной гибели человечества. Главный герой – Монтэг покидает город, в котором он прожил много лет, тем самым спасая себя от гибели. Мне кажется, что Рэй Брэдбери хотел показать этим, что только люди, возродившиеся духовно, достойны жить – и не просто жить, а жить для того чтобы «ощущать себя неотъемлемой частью всеобщего мирового порядка, как основы подлинно цивилизованного существования».

Своим творчеством Брэдбери протестовал против бездуховности «общества потребления», в котором бешеными темпами развивается техника и практически такими же темпами подавляется человеческая индивидуальность и духовность. Брэдбери не просто констатирует факт надвигающейся гибели цивилизации, он пытается рассказать, как это можно предотвратить.

Писатель-фантаст Айзек Азимов пишет о Брэдбери: «Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, Брэдбери разбирает потенциальные угрозы, подстерегающие нас, и показывает, к каким серьезным последствиям они могут привести. Однако писатель не говорит: что это неминуемо должно случиться. Он говорит другое: вот что может произойти, если мы не примем мер; давайте же, если мы хотим избежать беды, возьмемся за дело сегодня, потому что завтра уже может быть поздно».

О том, что искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин в рассказе «Победитель». Скульптор Геннисон, увидев работу своего соперника, ощутил «чувство падения и восторга». Преклоняясь перед талантом Ледана, он разбил свою скульптуру. Разбил потому, что работу соперника посчитал подлинным произведением искусства.

В превосходном очерке «Выпрямила» Глеб Успенский глубоко и незабываемо показывает общечеловеческий смысл и значение прекрасного. Автор очерка вместе с героем, сельским учителем Тяпушкиным, задается вопросом: отчего так действует на многих людей знаменитая статуя древнегреческого скульптора Венера Милосская? Чем она так поражает человека? Почему оказывает на него столь сильное влияние, часто на всю жизнь, и при этом влияние самого положительного свойства? Задумавшись над тайной воздействия древнегреческой скульптуры, герой очерка (а вместе с ним и сам автор) вспоминает, как подействовала на него Венера Милосская в то время, когда он был в Лувре. Его приставили наблюдать, приглядывать за детьми и отвечать на их вопросы, на которые сами родители не могли найти достойного ответа. Но совершенно случайно Тяпушкин один забрел в Лувр. Глеб Успенский показывает его полную дремучесть и отупение от увиденных экспонатов. Тяпушкин устал, шумело в голове, и ровным счетом ему ни до чего не было дела. И вдруг радость хлынула в душу – он увидел Он был как сдувшийся воздушный шарик, как смятая перчат ка. Как и отчего, Тяпушкин не понимал, он воспрянул, ожил, выпрямил спину, расправил плечи и застыл, глядя на извечную гармонию, которой было полно все существо Венеры. Глеб Успенский рассказывает о чудесном мгновенном преображения унылого существа в Человека. Не раз и не два приходил потом Тяпушкин в Лувр, чтобы понять, что именно с ним происходит. Почему так наполняется он спокойствием и свежестью? Но таинство так и осталось непостижимым. Только сам он на время стал другим человеком, умеющим в большом и малом видеть красоту, сострадать и быть милосердным. Об этом повествует рассказ «Выпрямила».

По глубокому убеждению Г. Успенского, прекрасное и в жизни, и в искусстве служит высоким целям: помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Таким образом, прекрасное оказывается полезным для человека и человечества в самом непосредственном и в самом высоком смысле этого слова.

« Я желал бы всеми силами души моей, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение», - сказал однажды великий композитор П. И.Чайковский.

Словно выполняя это желание композитора, многие писатели показывают роль музыки в жизни человека. Они убеждают, что м узыкой можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию. Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии.

Так, через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.

А герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов, человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар» речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость .

Слепому герою этого рассказа, умирающему старому повару музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. «Быстрый звон рассыпался по сторожке», «клавесин пел полным голосом», «клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов», «старый пес вылез из будки», «яблони распустились за одну ночь», «ночь из черной сделалась синей». Смерть отступила на время: зиму сменила весна, к клавесину вернулось его былое звучание, ожил старый пес, а его слепой хозяин смог снова увидеть тот день, когда он впервые встретился со своею женой.

Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье? Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?

Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, в воображении, разбуженном музыкой, он снова смог увидеть свою жену Марту; он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.

Итак, и скусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!» - сказал писатель А.П.

Материал данной работы можно использовать на уроках литературы, МХК, искусства, музыки и на внеклассных мероприятиях.

1. Список используемой литературы:

    Александр Грин «Победитель» Сборник рассказов, Москва, Вентана-Граф, 1948г.

    В. Вересаева «Состязание» Детская литература» Москва, Вентана-Граф, 1974г.

    В. Вересаева «Мать» Детская литература» Москва, Вентана-Граф,1965г.

    Г. Короленко «Слепой музыкант» сборник рассказов «Терра»- «Терра»,1991г.

    Г.Успенский «Выпрямила» Властелин колец. Москва, Вентана-Граф, 1963г.

    Глеб Мехед «Скрипач» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1984г.

    К.Г.Паустовский «Старый повар». .:АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 1975г.

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» АСТ, Астрель, Полиграфиздат 1965г.

    Р. Брэдбери «Улыбка» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1954г.

Используемые интернет- ресурсы

1. Отечественная и зарубежная литература

2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

3. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеоб го портала

4. http://litera.edu.ru

5. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библией

6. http://www.bibliogid.ru

7. Kidsbook: библиотека детской литературы

8. http://kidsbook.narod.ru

9. Виртуальный музей литературных героев

10. http://www.likt590.ru/project/museum/

Сочинение «Влияние искусства на человека».

Искусство… Как много в этом слове. Порой человек не может выразить словами то, что чувствует. Тогда он выражает свой взгляд на мир через искусство. Искусство обладает огромной силой. Оно способно возродить человеческую душу из пепла, дарит людям необыкновенные чувства и эмоции.

Бондарев, приводит в пример музыку Моцарта – “Реквием”. Ведь она достаточно сильно влияет на того, кто ее слушает. На глаза невольно накатываются слезы. Искусство способно цеплять нас за живое и благодаря ему мы испытываем невероятные ощущения.

Бондарев говорит, что искусство оказывает сильное влияние на человека, внося в его жизнь нечто прекрасное. Музыка способна менять людей. Мне кажется, что искусство также влияет на наше эмоциональное состояние. Благодаря ему мы можем радоваться или грустить. Оно может нас осчастливить, превознося нас до небес.

К примеру Тургенев в своем романе “Отцы и дети”, показывает отрицательное отношение главного героя к музыке. Он – главный герой – не считает, что искусство является смыслом жизни человека, потому что от него нет совершенно никакой пользы. Но все же жизнь человека без музыки и без искусства в целом – однообразна.

А вот в произведении Гончарова – “Обломов”, напротив, главный герой, весьма неплохо отзывается об искусстве. Когда он услышал игру на фортепиано, то на глаза невольно навернулись слезы. Главный герой, слушая музыку получал прилив сил и бодрости.

Если затронуть тему живописи, то можно сказать, что она играет большую роль в становлении внутреннего мира человека. Живопись помогает человеку в самовыражении.В скульптурах люди воплощают в реальность свои мечты, а для тех кто наблюдает за искусством они достаточно познавательны.

В завершении хочу сказать – безусловно, искусство отрывает в человеке только положительные качества характера и расширяет границы нашего сознания.



Рассказать друзьям