Художники нашего края. Изобразительное искусство Адольф Александрович Проскуровский – удивительный художник и замечательный человек. Он родился на Украине, но вырос в

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Художники Оренбуржья С середины 19 века начинается развиваться живопись в Оренбурге. В 1856 году в городе действует Общество поощрения художников. Состоятельные жители города оказывают материальную поддержку местным живописцам и устраивают выставки. Карякин Кирилл 6» Г» класс

Лукиан Васильевич Попов (1873 – 1914) Знаменитый русский художник, родился и работал в Оренбуржье. С отличием окончивший Академию художеств в Петербурге, он не только прославил своими работами родной край, но энергично помогал местным художникам, организовывая выставки, куда включал и свои работы.

Лукиан Васильевич Попов (краткая биография) «Взяты» , (1904), холст, масло - Государственный Русский музей. Попов Лукиан Васильевич родился в селе Архангеловка, Оренбургского уезда, Оренбургской губернии в семье крестьянина. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца будущего художника призывают на службу в армию и семья переезжает в Оренбург. Учился в приходской школе, затем в городском училище в Оренбурге.

Лукиан Васильевич Попов (краткая биография) Первоначальное художественное образование получил в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. С 1896 по 1902 год учился в Императорской Академии художеств в мастерской Владимира Егоровича Маковского, оказавшего значительное влияние на всё творчество художника. По окончанию Академии, получив право на пенсионерство, посещает Германию, Францию. По возвращению из заграничной поездки в 1903 году, возвращается в Оренбург, где живёт до конца жизни. С 1900 года экспонент, с 1903 года член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1909 года член Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1912 году Императорская Академия художеств присвоила Попову звание академика живописи.

Галерея работ Лукиан Васильевич Попов «Портрет жены в пёстром платке» , (1900 -е годы) «Жених» , (1904)

Галерея работ Лукиан Васильевич Попов «Луга затопило» , (1908) «Ходоки на новые места» , (1904)

В Оренбуржье родились такие известные живописцы как Ф. А. Малявин (1869 – 1940), А. Ф. Чернышев, П. М. Шмельков. В 1926 году городе был организован филиал АХРР (Ассоциация художников революционной России). В 1946 году было создано кооперативное товарищество «Художник» . Послевоенные годы были трудными, отсутствовали мастерские, приходилось выполнять случайные заказы. Связей со столичными организациями почти не было, но творческая жизнь не прекращалась.

Следующим этапом явилось создание в 1954 году Оренбургского отделения Союза советских художников. Активным участником создания художественной организации был оренбургский живописец А. Ф. Степанов (1893 – 1965). Талантливый и своеобразный художник, он много времени уделял становлению и повышению мастерства местных живописцев.

"Оренбургская художественная школа"- этот термин появился в искусствоведении во второй половине XX века. Насыщенность художественной жизни города, плотный график выставок, открытость творческого общения, привлекают в Оренбург художников из других городов и регионов. Л. Попов

Новейшую историю художественной жизни Оренбуржья можно разделить на три этапа. Конец 40 -х начало 60 -х годов, это период послевоенного становления и развития местной школы живописи. В это время местные художники старшего поколения, которых отличает любовь к родному краю, преданность и уважение к лучшим традициям русского искусства много работают над созданием коллектива. Живописцы А. И. Овчинников(1929), Ш. Г. Мухаметзянов (1930), Н. В. Болодурин, родившиеся и выросшие на селе, которые по сей день воспевают красоту родного края и простых тружеников.

Середина 60 -х начало 80 -х, период, который связан с приездом в 60 -х годах группы молодых художников выпускников Московского института им. В. И. Сурикова, которым не сразу, но удалось оценить самобытность и поддержать высокую планку мастерства, сложившегося коллектива. Они дали мощный толчок развитию оренбургской художественной жизни, стали наиболее активной частью организации. Резко оживилась выставочная деятельность, стала повышаться культура живописи. Главным в это время становиться создание сюжетнотематических картин. В 1975 году в городе открывается Оренбургское областное художественное училище.

Большое значение в это время имеет творческая деятельность таких художников как народный художник России Н. П. Ерышев, В. Ф. Просвирин, Р. А. Яблоков, Г. А. Глахтеев, Ю. П. Григорьев, В. Т. Ни. Позднее к ним присоединились Ю. А. Рысухин, Р. Я. Асаев, Ю. Я. Гилев, А. В. Масловский. Р. А. Яблоков Н. П. Ерышев "На празднике русской зимы", 1986 г.

Третий период, с середины 80 -х годов по настоящее время, связан с становлением и подготовкой большой группы местных художников под влиянием приехавших в 60 -70 -е годы. Они творчески развивают и обогащают новыми идеями художественную жизнь Оренбурга. Это сложившиеся мастера имеющие большой опыт выставочной деятельности В. Газукин, Л. Пронченко, С. Бочкарев, Р. Юсуфбаев, А. Ханин, Е. Ерохин. Более молодые, творчество которых развивается более динамично, они узнаваемы и востребованы, среди них В. Ерышев, Р. Овчинников, И. Смекалов, А. Слепченко, А. Курилов, Я. Ческидова, М. Борисова. Следующие, находятся в начале многообещающего пути, но уже имеют опыт зарубежных выставок А. Оликов, С. Чунихина, И. Гафиятуллин, В. Бартенев, А. Киселев.

В настоящее время в Оренбурге около 80 членов Союза Художников России. Очередной интерес к оренбургским художникам возник, после того, как в течение трех лет (1991 -93 г. г.) экспертами из Франции, приезжавшими в город, были отобраны работы на выставки. За этот период только в Париж было вывезено более 1000 работ, которые затем были проданы с аукционов в "Hotel-Drouot" и имели вторичные продажи.

Содержание проекта: Цель: Узнать о художниках родного края и познакомиться с их творчеством. 1. Сведения о художникахСОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
ЦЕЛЬ: УЗНАТЬ О ХУДОЖНИКАХ РОДНОГО КРАЯ И
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИХ ТВОРЧЕСТВОМ.
1. СВЕДЕНИЯ О ХУДОЖНИКАХ ОРЕНБУРГСКОЙ
ОБЛАСТИ
2. ЛУКИАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОПОВ
2(1). РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
3. МАЛЯВИН ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ
3(1). РАБОТЫ МАЛЯВИНА
4.ОВЧИННИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
4(1) РАБОТЫ ОВЧИННИКОВА
5. АДОЛЬФ ПРОСКУРОВСКИЙ
5(1). РАБОТЫ АДОЛЬФА
6.ВЫВОД ПО ПРОЕКТУ.
7. ЭПИГРАФ

Сведения о художниках Оренбуржья появляются с
ХIХ века. Самое значительное явление - творчество
Лукиана Попова, академика живописи,
передвижника, его жизнь неразрывно связана с
Оренбургским краем, коллекция его работ
занимает ведущее место в Областном музее
изобразительных искусств. Оренбуржцами по
рождению были художники Алексей Чернышёв (в
2008 году музей ИЗО приобрёл его работу), П.
Шмельков, Филипп Малявин, их имена прочно
связаны с изобразительным искусством России. До
сих пор не иссякает интерес к творчеству Сергея
Калмыкова, Сергея Шаршуна (уроженец
Бугуруслана), видного художника русского
зарубежья. Известны различные сообщества и
коллективы оренбургских художников - «Союз
художников и живописцев», «Ассоциация
художников революционной России», созданию
которой способствовали художники С. М. Карпов и
С. В. Рянгина.

Попов Лукиан
Васильевич
родился в селе
Архангеловка,
Оренбургского
уезда,
Оренбургской
губернии в семье
крестьянина. В
1876 году, после
введения всеобще
й воинской
личной
повинности, отца
будущего
художника
призывают на
службу в армию и
семья переезжает
в Оренбург.
Учился в
приходской
школе, затем в
городском
училище в
Оренбурге.

«Портрет жены в пестром платке» «Девочка в красном сарафане»

«ПОРТРЕТ ЖЕНЫ В ПЕСТРОМ ПЛАТКЕ»
«ДЕВОЧКА В КРАСНОМ САРАФАНЕ»

Филипп Малявин
родился 11 октября
1869 г. в Самарской
губернии (ныне -
Оренбургская область)
в многодетной семье
государственных
крестьян. Рисовать
начал рано, с четырехпяти лет. Копировал
иконописные образа,
писал портреты
односельчан. В 1885г.
вместе с афонским
монахом отправился в
монастысрь, где, по его
представлениям, он
сможет обучаться
«церковной живописи».
Прибывший в декабре
1891 г. на Святую гору
скульптор В.
Беклемишев заинтерес
овался работами
молодого послушника и
предложил тому
поступать в
Императорскую
Академию художеств.

«Вихрь»

«ВИХРЬ»

Родился 24 октября 1928 года в селе Балейка Новосергиевского района
Оренбургской области.
С 1952 года работал в художественном фонде РСФСР.
В 1964 переехал в Оренбург, где учился в студии у А. Ф. Степанова.
Первая работа художника «Натюрморт с чёрным хлебом» датирована 1946 годом.
Впервые участвует в художественной выставке Оренбургского отделения Союза
художников РСФСР в 1948 году.
«Тема человека труда, темы земли, хлеба были и остались для меня самыми
главными, самыми волнующими»
пишет о себе в автобиографии.
Провёл 16 персональных выставок.
В 1985 году - участвовал в зональной выставке «Урал социалистический» и
республиканской «Мир отстояли - мир сохраним», посвящённой 40-летию
Великой Победы. В их каталоги вошли большие многофигурные композиции
«Проводы» и «День Победы». Двенадцать работ отправлены на зарубежные
выставки, организованные Международным салоном по экспорту.
Участник выставок «Индия глазами российских художников» в Третьяковской
галерее Москвы и «Вокруг Индии» Оренбурга (1997-1998).
В 2002 году Александр Овчинников вошёл в персоналии книги «Самые знаменитые
живописцы России» - рассказа о магистральных путях отечественной живописи.
Её составитель и автор К. А. Кокшенева пишет об Александре Овчинникове:
«Он - певец родного края. Его работы „Оренбургский хлеб“, „День Победы“,
„Проводы на фронт“, „Цветы моей родины“, пейзажи Балейки занимают особое
место в школе оренбургской живописи, позволяя считать автора настоящим
народным художником»

Работы Овчинникова

РАБОТЫ ОВЧИННИКОВА

Адольф Александрович Проскуровский – удивительный художник и замечательный человек. Он родился на Украине, но вырос в

АДОЛЬФ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРОСКУРОВСКИЙ –
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
ОН РОДИЛСЯ НА УКРАИНЕ, НО ВЫРОС В НОВОТРОИЦКЕ.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ЖИВОПИСИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ДОМА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Г. МОСКВЫ, РАБОТАЕТ
ХУДОЖНИКОМ-ОФОРМИТЕЛЕМ. ЕГО ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНО
МНОГИМ НОВОТРОЙЧАНАМ.

Работы Новотроицкого художника.

РАБОТЫ НОВОТРОИЦКОГО ХУДОЖНИКА.

Вывод: познакомившись с художниками нашего края,мы сделали вывод, что наши земляки ничуть не уступают столичным мастерам.

ВЫВОД: ПОЗНАКОМИВШИСЬ С
ХУДОЖНИКАМИ НАШЕГО КРАЯ,МЫ
СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО НАШИ
ЗЕМЛЯКИ НИЧУТЬ НЕ УСТУПАЮТ
СТОЛИЧНЫМ МАСТЕРАМ.
Спасибо за внимание!

Историки считают творческую судьбу художника-передвижника Лукиана Попова «благополучной» - выпускник Академии художеств и ученик В.Маковского, участник Товарищества передвижников, один из самых именитых художников Оренбургского края. Как написано в аннотации книги искусствоведа Татьяны Орловой, посвященной художнику и выпущенной в 2009 году Оренбургским книжным издательством, это был «блестящий мастер сюжетно-тематической картины, умеющий соединить социальную остроту своих картин с высочайшей художественной культурой и подлинным профессионализмом».
Но, увы, Попов не занял достойное место ни в истории русской живописи, ни в ряду всемирно известных художников – передвижников. Объяснения этому, конечно же, можно найти. Одной из причин было то, что художник умер очень рано. Второй считаю то, что после окончания Академии Попов вернулся в родной Оренбург, который на рубеже веков считался «далекой глубинкой». Ну, а третья и, пожалуй, самая главная состоит в том, что советские искусствоведы «записали» художника в разряд «социальных художников», воспевающих «острые социальные проблемы современной действительности и пробуждение революционного движения на селе». Хотя на самом деле картины с «политическим подтекстом» были, действительно, написаны в период революционных волнений 1905 года, но они абсолютно не типичны для творчества художника и являются небольшим периодом в его творчестве.
В Большой Советской Энциклопедии, выпущенной в 1961 году, Ф.Рогинская и Л. Попов писали: «В своих жанровых картинах, появлявшихся на выставках из-за цензурных соображений под нейтральными названиями, Попов стремился показать революционное движение в деревне, во главе которого встал рабочий, передать революционные сдвиги в мировоззрении и типичные черты духовного облика русского крестьянства в начале 20 века». У меня такое ощущение, что названия картин «Вставай, подымайся...», «Социалисты», «Агитатор» тоже были придуманы советскими искусствоведами, поскольку в каталогах Передвижных выставок эти картины носят другие (как было указано выше – нейтральные!) названия. К тому же, считая Попова «революционном художником», страна Советов выпустило о его жизни и творчестве только две брошюры, а большая часть его творческого наследия сосредоточена в родном Оренбурге. Правда, Русский музей в Санкт-Петербурге может гордиться тем, что имеет в своей коллекции четыре работы Попова, но, опять же предполагаю, что они пылятся в запасниках.
Давайте вместе попытаемся проследить хронологию жизни и творчества Лукиана Попова.

Лукиан Васильевич Попов

Иван Куликов Портрет Лукиана Васильевича Попова. 1900 г.

Русский живописец, жанрист и пейзажист начала XX века, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Лукиан Попов родился в крестьянской семье пахаря в селе Архангельское (еще в источниках упоминается название села, как Архангеловка), которое расположено было в 36 верстах от Оренбурга. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца трехлетнего мальца призывают на службу в армию, и семья переезжает в Оренбург, но своей малой родине художник будет предан до конца дней.

Юность

Из статьи, опубликованной в начале ХХ века в газете «Оренбургская жизнь», известно, что родители отдали Лукиана сначала в приходскую школу, затем - в городское трехклассное училище. Впрочем, мальчик после второго класса бросил училище и в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине Курникова. Там он попал, как пишет оренбургский журналист, «в мир книг, красок, кистей и картин». В это время Лукиан познакомился с местным художником по фамилии Мехед, который стал для парня первым учителем рисования. Лукиан с упоением трудился в иконописной мастерской, которую держал Мехед. Позже художник напишет портрет Мехеда, эта картина упомянута в нескольких статьях о Попове. А еще мне интересно, кем доводится этому оренбуржцу Мехеду заслуженный художник Республики Адыгея Владимир Михайлович Мехед (23 марта 1924 – 1998) – потомком или однофамильцем?!.
Датирование событий юношеских лет, проведенных в Оренбурге, очень приблизительно и порой неопределенно.
Неоспоримым фактом биографии Попова является то, что в 1892 году в Оренбурге проводилась выставка картин Любительского кружка самарских художников под руководством художника I степени Федора Емельяновича Бурова (12 мая 1845 – 16 апреля 1895). И то, что в этом же году в Оренбурге побывал проездом в своей поездке на этюды уже известный художник - пейзажист Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 - 23 января 1933).
Оба события произвели на молодого человека большое впечатление и сыграли решающую роль в его желании стать профессиональным художником.
Необходимо сказать несколько слов о самарском художнике Федоре Бурове, который был не только талантливым живописцем, но и известным в своем городе педагогом. В 1891 году он с разрешения властей открыл в Самаре «Классы живописи и рисования» с трёхгодичным обучением по собственной программе. Состав учащихся его рисовальной школы был разнообразным, но в основном это были ремесленники, прислуга и крестьяне. Учились в его школе и женщины. Несмотря на то, что школа просуществовала всего четыре года (в 1895 году Буров умер от туберкулеза), многие его ученики впоследствии стали известными художниками. В «классах» Бурова обучались, например, Кузьма Петров-Водкин и Константин Горбатов.
Кроме рисовальной школы Федор Буров организовал в Самаре кружок из местных художников, которые стали организаторами первых городских художественных выставок. Позднее эти выставки помимо Оренбурга экспонировались в Симбирске, Сызрани и других городах.
Что касается Апполинария Васнецова, то историки утверждают, что Попов встречался и общался с художником. Да и сам факт посещения Васнецовым оренбургского края подтверждается рядом его работ, выполненных в 1892-93 годах, среди которых чаще всего упоминается картина «Оренбургские степи» (1893).
Современники Попова вспоминали, что Васнецов заказал в магазине раму для своей работы, и молодой Лукиан доставил заказ в гостиницу, где и познакомился с художником. 19-летний Попов с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в Петербург.

Академия художеств. Петербургский период.

В столицу империи Попов попал только спустя два года после той «судьбоносной» встречи. В 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в которой проучился два года. В 1896 году (по некоторым данным – в 1897 году) Лукиан Попов без труда поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств (во многих источниках название этого заведения считается синонимом самой Академии художеств). Его основным педагогом был Владимир Егорович Маковский, оказавший большое влияние на всё творчество своего ученика. Благодаря Маковскому, Лукиан выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров - жанр сюжетно-тематических и бытовых картин.
В Академии художеств Попов учился до 1902 года, каждое лето приезжая на этюды в родной Оренбург. Во время учебы Лукиан очень сдружился с однокурсником, художником Иваном Куликовым (1 апреля 1875 – 15 декабря 1945), который был родом из Мурома Владимирской губернии. Друзья вместе снимали квартиру на Васильевском острове. Именно благодаря этой дружбе, мы имеем портрет Попова с усиками и в модной шляпе, написанный Куликовым в 1900 году. На старших курсах Куликов перешел от Маковского в мастерскую Репина и даже ассистировал Мастеру в работе над картиной «Заседание Государственного совета». Уже при советской власти, в последние годы жизни Иван Семенович вернулся к себе на родину, преподавал в художественной студии Мурома и являлся одним из основателей городского краеведческого музея.
Историки пишут, что портрет Попова написал также художник Александр Моравов (8 декабря 1878 – 23 февраля 1951). Но эту работу я не нашел. К тому же удивился, что сам Попов, занимаясь жанровой и портретной живописью не оставил в своем наследии автопортретов.
На третьем курсе Академии, в 1899 году, за картину «Затопило» Лукиан получил премию им. Н. С. Мазурина на конкурсе Московского Общества любителей художеств. С этого же года Попов в течение пяти лет участвовал в выставках этого Общества и традиционных выставках Академии.
В 1901 году внимание публики и критики привлекла картина «Дети», которую искусствоведы посчитали автобиографической, поскольку художник отобразил судьбу мальчиков, которых нужда в крестьянских семьях вынудила в раннем возрасте покинуть отчий дом, уйти в город, чтобы работать в услужении в магазинах и кустарных мастерских.
В 1900 году, еще будучи студентом Академии, Попов впервые принял участие в XXVIII выставке Товарищества передвижников (официально это называлось – стал экспонентом. После окончания Академии в 1903 году молодой художник стал действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и принимал участие в этих выставках до самой смерти. Оренбургские краеведы с гордостью пишут, что «честь быть членами этого Товарищества выпадало на долю немногих художников».

Лукиан Попов Одухотворённый пейзаж 1900-е гг. частное собрание

В 1902 году Лукиан Попов закончил успешно Академию, представив на суд академического жюри картины «Тихо» и «С просветом», за которые получил звание художника и право на пенсионерскую поездку за рубеж.
Весной 1902 года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 картин, эскизов и набросков. Газета «Оренбургский листок» писала: «В картинах Попова особенно рельефно выступает стремление подражать своему учителю В. Маковскому. …Детям очень нравится его картина «Мать у колыбели». Так как наш молодой художник отправлен Академией художеств за границу, то можно ожидать, что его талант, который бесспорно есть, - разовьется».

Лукиан Попов Сотрудники журнала "Нива".

В этом же 1902 году Попов отправился, как пенсионер Императорской Академии художеств за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году, вернулся в Оренбург, где и прожил до конца жизни.

Оренбургский период

Зимой 1905 года городская дума Оренбурга разрешила художнику взять в аренду участок в 200 кв. сажен (архивы уточняют - по цене 10 копеек за кв. сажень) в Зауральной роще на берегу Урала, для устройства там «мастерской для художественных работ».
Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист. Судя по всему, в это же время художник женился на Вере Васильевне Поповой (девичья фамилия неизвестна), потому что один из первых портретов его жены датирован началом 1900-х годов.

Лукиан Попов Портрет жены в пёстром платке. 1900-е гг. Оренбургский музей изобразительных искусств

Художник неоднократно бывал в деревнях и селах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства». Именно в 1904-08 годах появились работы, которые потом искусствоведы назовут «посвященными непосредственно революционному движению в деревне». Среди этих работ - картина, обозначенная в каталоге XXXIV Передвижной выставки, как «К закату» (1906), на которой крестьяне слушают агитатора-революционера. Историки пишут, что на самом деле художник назвал картину «Агитатор в деревне» (хотя встречается еще и название «Оратора слушают», что более ближе к сути происходящего). К тому же, оратор и агитатор – слова с разными определениями.
Хотя, скорей всего, это обычный сельский сход, да и центральной фигурой здесь является старый крестьянин, а не юноша, которого определили в агитаторы. И название может говорить не только о «закате царского режима», но и о возрасте героев картины.

Еще одна «политическая» картина была представлена на XXXV выставке Товарищества в Петербурге под названием «В деревне» (1907). Историки пишут, что это название было поставлено «в связи с цензурными условиями», но уточняют, что в последующие годы картина была выпущена в виде открытки под настоящим названием – «Вставай, подымайся!». Хочется спросить историков, а что, выпуск открытки цензура проморгала? И на самом ли деле Попов хотел показать «революционность жителей деревни»?

Зимой 1908 года в Оренбурге состоялась очередная выставка Товарищества передвижников, где было представлено более ста работ Репина, Маковского, Киселева, Дубовского, Волкова, Шильдера и др. В рамках этой выставки была показана и персональная экспозиция работ Попова.
Корреспондент «Оренбургской газеты» писал: «Выставка картин Л.В. Попова начинает заинтересовывать наше общество - по будням число посетителей иногда достигает 90 человек, а в воскресенье оно дошло до 350. Явление, конечно, весьма отрадное для нашего города».

Лукиан Попов Непокойная ночь.

Лукиан Попов Жених. 1904 г. Оренбургский музей изобразительных искусств

Нужно отметить, что руководство Коммерческого собрания бесплатное предоставило зал для выставки, а весь сбор от продажи билетов поступил в пользу сельских школ Оренбургской губернии.
Местные критики в прессе написали о Попове, как о «ярком образчике выдающейся энергии, трудолюбия и таланта. Без гроша в кармане, богатый только твердой верой в свое художественное призвание, молодой человек в девяностых годах отважно отправился в Петербург и поступил в рисовальную школу общества поощрения художеств».
В конце ноября этого же 1908 года в Оренбурге в помещении коммерческого собрания состоялась еще одна персональная выставка Попова, на которой были представлено около ста картин художника, большинство из которых было предназначено для выставок в Петербурге и Москве.
Местная пресса написала: «Во многих картинах оренбуржцы могут признать своих знакомых. Общее впечатление прямо-таки захватывающее. Для оренбуржца такие вещи случаются очень редко, скорее никогда не случаются, почему можно только рекомендовать и рекомендовать эту выставку вниманию самой широкой публики..."

Лукиан Попов Дедушка помогает внучке с домашним заданием. частное собрание

Выступал Попов и в роли педагога, он преподавал рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. В одной из биографий художника недобросовестный биограф написал, что Попов окончил этот кадетский корпус еще в 1891 году, хотя в это время он работал приказчиком в магазине (Вот так и рождаются домыслы и искаженные факты!).

В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Это творческое объединение художников Петербурга было основано по инициативе и на средства самого Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Общество ставило задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского искусства, как это понимали ученики и последователи Куинджи, в большинстве своем художники-пейзажисты. Общество организовывало выставки, приобретало работы художников и ежегодно присуждало премии имени Куинджи. Среди членов Общества были весьма именитые живописцы – В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. И. Бродский и др. Общество Куинджи было упразднено в 1930 году путем слияния с другими обществами в «Цех художников».
В январе 1910 года Попов представил на выставке передвижников в Москве картины «Трое» и «Зимой», которые пользовались большим успехом.

Лукиан Попов Товарищи.

Мастерство художника получило и официальное признание – в 1912 году Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.

Лукиан Васильевич Попов - академик живописи. 1912 г.

О творчестве

Попов, как ученик Маковского, избрал жанр, в котором работал его учитель - жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке он бытописал жизнь как интеллигенции Оренбурга, так и жизнь оренбургского крестьянства.

Лукиан Попов Тряпичники - нищие. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Лукиан Попов Девочка - крестьянка с ребенком и корзиной в руках.

Отдельной темой выступает в творчестве художника тема крестьян - переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей (здесь я могу согласиться с социально-политической подоплекой картин) художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Эти жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним.

Лукиан Попов Переселенцы зимой. начало 1900-х гг.

Лукиан Попов Переселенцы. Гроза. 1900-е гг.

Лукиан Попов Ходоки на новые места. 1904 г. Пермская художественная галерея

Писал Попов и пейзажи, изображая тонко с большой любовью к местной природе «и марево разогретого степным солнцем воздуха летом, и свежесть морозного воздуха зимой».

Лукиан Попов Городской пейзаж.

Лукиан Попов Зима. 1909 г.

Как портретист, Попов умело передавал характер и настроение модели, раскрывал психологическое состояние, давал точную социальную характеристику. В портретах Попов предпочитает поясной срез фигур, как бы приближающий их к зрителю.

Лукиан Попов Женщина, примеряющая кольцо. 1901-04 гг.

Лукиан Попов Женский портрет.

Лукиан Попов Девочка в красном сарафане. 1900-е гг. частное собрание

Много писал Лукиан свою супругу.

Лукиан Попов Портрет жены в красном сарафане. 1908 г.

Но доминирующей в творчестве художника оставалась все-таки жанровая живопись. Большое место в творчестве Попова занимают произведения, посвященные изображению интеллигенции, и в частности коллег-художников. В работах, посвященных интеллигенции, почти всегда наличествует мотив дружеской беседы, а часто и спора. Мотив спора искусствоведы часто трактуют, как поднимание вопросов о судьбах русского народа и России вообще.

Лукиан Попов Приятели. 1907 г.

Лукиан Попов Своя компания. 1904 г.

Искусствоведы в качестве примера называют картину «Социалисты» (1908), я, увы, не нашел такой картины, либо она тоже имеет второе «нейтральное» название. На этой картине изображено нелегальное собрание, в котором участвуют студенты, профессиональные революционеры и рабочие. Еще чаще всего в разряд «политических» картин причисляют полотно «Где же истина?».

Лукиан Попов Где же истина? (Искатели истины). 1903 г. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Лукьян Попов Под красным светом. 1910-11 гг.

Интересный факт, но в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых для актового зала мужской гимназии Лукиан Попов написал портрет Государя Императора Николая II.
Вот и пойми, за революционеров был художник или за царя?!
Среди наиболее известных работ, принесших живописцу широкую известность и популярность, называют картины «Взяты» (1904, Русский музей) и «Луга затопило» (1908, Оренбургский художественный музей).

Лукиан Попов Взяты. 1904 г. Русский музей

Лукиан Попов Луга затопило. 1908 г. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Последние годы

В начале 1910-х годов художник странствовал с богомольцами на открытие мощей Серафима Саровского, много ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи.

Лукиан Попов В святые места. 1911 г. частное собрание

В его творчестве появляется религиозная тема. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им были написаны две картины для церкви Вознесения.
Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в Оренбурге. В соборе имелись семь картин художника В. Маковского, находившиеся в ужасном состоянии. Эти картины были реставрированы Поповым и поставлены под стекло.
В конце 1913 года в оренбургской учительской семинарии состоялось освящение домовой церкви, оборудованной на средства купца Н.Н. Андреева. Все иконы для церкви написал Лукиан Попов.

Понять, почему художник обратился к религиозным темам, можно, если знать о семейной трагедии Лукиана Васильевича. Эта трагедия стала известна, благодаря книге «Воспоминания о передвижниках» художника – передвижника и мемуариста Якова Даниловича Минченкова (1871-1938). Думаю, что эта трагедия и развивающиеся за ней события и стали причиной преждевременной кончины художника.
Минченков описывает вечер, когда товарищи-художники собрались за общим столом помянуть Попова и других ушедших коллег. Тогда-то художник-пейзажист Николай Никанорович Дубовской, с 1889 года возглавлявший Товарищество передвижников, рассказал, что пережил Лукиан Васильевич в последний год своей жизни.

Потрясенный смертью малолетнего сына, подавленный горем отец написал портрет умершего мальчика. Эту картину художник в феврале 1914 года поместил на Сорок второй выставке передвижников в Петербурге, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив художника убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки».
Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой, и надо всеми силами нам отделаться однажды и навсегда от этой бестактной опеки очень взрослых людей - своих близких.<...> Устроители могли поместить вещь в укромном месте, где она не бросалась бы в глаза зрителю».

Спустя чуть более месяца после этого письма и закрытия выставки, Лукиан Попов умер у себя на родине в Оренбурге в возрасте сорока лет. Панихида состоялась 20 мая 1914 года в церкви Иоанна Богослова, поминки прошли в доме Попова на улице Фельдшерской № 84, которая сейчас носит имя художника.
В сороковой день со дня смерти художника газета «Оренбургская жизнь» написала:
«Сколько задуманных вещей, сколько начатых, сколько копошилось идей - не пришлось осуществить. В первые годы учения жизнь была ему мачехой, такой осталась она и в последние дни расцвета сил, когда он уже был академиком. Много было невидимых рук, сыпавших на его голову удары за ударами... Можно сказать: он носил в душе трагедию и ее унес в могилу».
Вдова Вера Васильевна Попова после смерти художника переехала со старшими детьми в Самару.

Возвращение забытого имени

Интерес к забытому после смерти художнику в середине 1940-х годов вернул журналист и председатель Оренбургского Союза художников Сергей Андреевич Варламов, который наткнулся на имя Попова в уже упомянутой выше книге воспоминаний Якова Минченкова.
Варламов выступил по областному радио, и на это выступление откликнулись лично знавшие Попова художники Н.В. Кудашев и братья В.М. и Н.М. Ледяевы, которые в свое время посещали студию Попова в Зауральной роще и у которых имелись работы художника.
Варламов же вместе с тогдашним директором местного краеведческого музея (1946-1957), журналистом, педагогом и краеведом Андреем Яковлевичем Борисовым (16 (29) октября 1897 –27 декабря 1968) собирали работы художника по всему краю. На весьма скромные средства краеведческого музея скупались произведения художника у его семьи и частных лиц.

Лукиан Попов В саду. 1911 г.

В 1960 году, когда был организован Оренбургский областной музей изобразительных искусств, картины Попова были переданы в его фонды и стали основой музейного собрания. В музее находится основная часть творческого наследия художника, его творчеству посвящен главный зал музея.

Сведения о художниках Оренбуржья появляются с ХIХ века. Самое значительное явление - творчество Лукиана Попова, академика живописи, передвижника, его жизнь неразрывно связана с Оренбургским краем, коллекция его работ занимает ведущее место в Областном музее изобразительных искусств. Оренбуржцами по рождению были художники Алексей Чернышёв (в 2008 году музей ИЗО приобрёл его работу), П. Шмельков, Филипп Малявин, их имена прочно связаны с изобразительным искусством России. До сих пор не иссякает интерес к творчеству Сергея Калмыкова, Сергея Шаршуна (уроженец Бугуруслана), видного художника русского зарубежья. Известны различные сообщества и коллективы оренбургских художников - «Союз художников и живописцев», «Ассоциация художников революционной России», созданию которой способствовали художники С. М. Карпов и С. В. Рянгина.


Художественная жизнь Оренбурга 20-х годов была не менее бурной и насыщенной, чем в столицах. У нас работал ученик Казимира Малевича И. Кудряшов, автор проекта супрематической росписи Оренбургского театра Красной Армии. В 30-х годах создаётся кооперативное товарищество «Художник», а в 1940 году - оргкомитет Союза художников, работе которого помешала война. Только 17 мая 1954 года создано Оренбургское отделение Союза советских художников. Существует оно и по сей день, немного изменилось название, но структура та же. В 2009 году организация отметила свой 55-летний юбилей.

Первым председателем отделения избран С. А. Варламов, ему принадлежат первые систематизированные публикации об оренбургских художниках. За 55 лет сменилось немало руководителей и каждый из них оставил свой след - Н. П. Ерышев, Ю. А. Рысухин, А. Ф. Преснов, В. М. Ерёменко и другие. Ныне Союз оренбургских художников возглавляет А. Г. Шлеюк. На январь 2009 года в Оренбургской организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» на учёте 76 художников.

«Оренбуржцами» стали выпускники Пензенского, Краснодарского, Казанского, Ярославского художественных училищ, Харьковского художественно-графического института, Московского художественного института им. В. Сурикова, Ленинградского института им. И. Репина. В Оренбурге они развивали монументальное искусство. Роспись «Связь времен» внутри здания ДКиС «Газовик» великолепно сделана заслуженным художником России, лауреатом премии «Оренбургская лира» А. В. Масловским, мозаика на стенах здания ДКиС «Газовик» выполнена заслуженным художником России Р. Я. Асаевым. Для Музея истории Оренбурга роспись интерьера «Оренбург в трёх столетиях» выполнили лауреаты премии «Оренбургская лира» А. А. Власенко и В. М. Ерёменко, в центральной городской библиотеке им. Некрасова - витраж Ю. Я. Гилёва. Ветеран Великой Отечественной войны, старейший художник нашего Союза К. С. Кузенов выполнил росписи и картины в центральном актовом зале пожарной охраны, лауреат премии «Оренбургская лира» А. А. Васильченко - автор гобеленов, украшающих интерьер МНТК «Микрохирургия глаза».

Творческий симбиоз оренбургских и «приезжих» художников создал коллектив ярких, талантливых личностей, разных по видению мира, темпераменту, художественному почерку. Здесь рождаются блестящие произведения, ставшие классикой отечественного искусства, вписанные в историю культуры Оренбуржья и российского изобразительного искусства. Постоянен интерес к темам исторического прошлого, воспевание родной природы, людей степного края. Хороший художественный уровень произведений, постоянное участие художников в выставках страны, приобретение работ оренбургских художников отечественными и зарубежными музеями и галереями - всё это говорит о насыщенной творческой жизни.

Замечательных художников готовит Оренбургское художественное училище. Его выпускники уверенно заявили о себе на выставках разного уровня - С. Бочкарёв, Е. Гудков, А. Мирошниченко, А. Ханин, И. Шарапов, А. Романюк, Р. Юсуфбаев, Е. Ерохин, С. Павленко, С. Чунихина и многие другие. По-разному складываются творческие поиски выпускников, но многие из них стали самобытными художниками, с узнаваемым почерком, присущим только им.

60-е годы прошлого века отмечены, прежде всего, освоением целины, которую многие из художников запечатлели на своих работах. Молодому тогда Н. П. Ерышеву за работу «Хлебное поле» вручена серебряная медаль Академии художеств. Работа Р. А. Яблокова «Рядовой целины» экспонировалась на выставке «Советская Россия», её репродукцию публиковали журналы «Огонёк» и «Художник».

С 70-х годов нашими художниками (Н. Ф. Соколов, А. И. Овчинников, Н. Н. Розанов, О. В. Окунева) активно осваиваются творческие дачи Союза художников - «Сенеж», «Академическая», «Горячий Ключ», «Челюскинская». В 70-х годах под руководством Г. А. Глахтеева появляется первое объединение художников «Академия Садки», которая в 2008 году выпустила альбом, посвящённый этому периоду творчества. В 70-е годы на республиканской выставке «По родной стране» особо отмечен натюрморт А. И. Овчинникова «Хлебы», на Всесоюзной выставке «Молодость страны» отмечена работа «Проводы» художника Виктора Ни, репродукция помещена в журнале «Художник». Один из самых талантливых оренбургских художников Виктор Ни рано ушёл из жизни.

Оренбуржцы одними из первых в России 90-х годов прошлого века стали показывать своё творчество за рубежом. В 1991 году 59 оренбургских художников отправили во Францию на свою выставку в г. Бланьяке 1383 работы. Вся сумма, вырученная от продажи картин (124 000 франков), передана на приобретение медицинского оборудования в Оренбургскую детскую больницу.

В апреле 1980 года открыт Центральный выставочный зал. Большую помощь и поддержку в то время оказали секретарь обкома партии В. П. Поляничко и председатель горисполкома Ю. Д. Гаранькин. Благодаря усилиям этих подвижников власти у художников есть мастерские и выставочный зал, без которых немыслима творческая работа. За минувшие 29 лет работы в этом зале прошло более 400 выставок. Ежегодно проходят весенние и осенние областные выставки декоративно-прикладного искусства, множество персональных выставок. Состоялась выставка народного художника России Ильи Глазунова (большую помощь оказал Г. П. Донковцев, в те годы мэр города), принимали мы художников из Орска, Бузулука, Бугуруслана, Башкирии. В то время, когда начинают говорить о неразрывной связи начального, среднего и высшего художественного образования, у нас эта связь давно существует, ежегодно проходят выставки детского творчества, дизайн-студии художественного училища.

Не забываем мы и о связи с выставочными залами области - во многих районных Домах культуры проходят выставки наших художников. В 2005 году заслуженный художник России, лауреат премии «Оренбургская лира» А. И. Овчинников подготовил и провёл передвижные выставки по Оренбургской области. В течение двух месяцев он ездил по сёлам, давал мастер-классы местным художникам, рассказывал о творчестве своём и других художников. Заслуженно славятся регулярно организуемые выставки «100 картин художников Оренбуржья», которые ежегодно проводятся уже 16 лет, автор проекта и куратор выставки - Ю. А. Рысухин, заслуженный художник России, дважды лауреат премии «Оренбургская лира», лауреат премии «Золотая палитра». В 1999 году эта выставка показана в Москве в Центральном доме художника. Выпущен альбом «125 картин художников Оренбуржья».

В 2008 году Оренбургская организация выиграла губернаторский грант и смогла показать выставку «125 картин художников Оренбуржья» в Москве, в выставочных залах галереи Зураба Церетели и Нижнем Новгороде. Выпущен альбом-каталог выставки. В выставочных залах Оренбурга, в других городах России и за рубежом выставляются оренбургские художники разных поколений. Работы наших мастеров есть в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт- Петербурге, Музее Востока, зарубежных музеях современного искусства - в Индии, Англии, Франции, США, в галереях и музеях крупных городов России.

Ушли из жизни замечательные художники С. Александров, Ф. Козелков, В. Ни, В. Фроленко, А. Павлов, В. Просвирин, А. Лященко, но оставили творческое наследие, которое бережно хранится в Оренбургском музее изобразительных искусств как местное и российское художественное достояние. Большую потерю понёс Союз оренбургских художников со смертью в 2004 году Н. П. Ерышева, народного художника России, почётного гражданина города Оренбурга. Он остаётся ведущим мастером классического реализма. Им написаны три книги, причём две художественно-очерковые получили высокую оценку у специалистов и читателей.

В Оренбурге работают семь заслуженных художников России - скульптор Н. Г. Петина, Ю. П. Григорьев, А. И. Овчинников, Ю. А. Рысухин, Р. Я. Асаев, Ш. Г. Мухамедзянов, А. В. Масловский. Заслуженный работник культуры РФ Н. А. Морозов живёт и работает в Бузулуке.

Оренбургские живописцы наделены высоким профессионализмом, яркой индивидуальностью, неповторимостью. Авторитет и известность «оренбургской школы» давно перешагнули границы Оренбуржья. Свидетельство тому - десятки выставок в Москве, аукционы в Париже, экспозиции в Германии, Испании, Индии, Индонезии.

Графики Оренбуржья - это, прежде всего, С. В. Бобров, А. Ф. Преснов, Г. Н. Смородин, можно назвать художников-живописцев, достигших больших успехов в акварельных работах, - А. А. Власенко, В. М. Ерёменко, И. В. Григорьева, Н. Ф. Просвирин, Н. Ф. Соколов.

Скульптор Н. Г. Петина награждена орденом Почёта и орденом Дружбы, это единственный орденоносец среди нашего коллектива. Есть у неё и Золотая Пушкинская медаль Академии художеств России, и другие награды за нелёгкий труд. Её работы - украшение нашего города - памятник «Пушкин и Даль», памятники-бюсты губернаторам Оренбурга Перовскому и Неплюеву, Герою Советского Союза А. И. Родимцеву и другие.

Декоративно-прикладное искусство достойно представляют А. А. Васильченко, А. Г. Шлеюк, С. Г. Шлеюк, И. В. Ескина, экспонируя свои работы на самых престижных выставках России, украшая интерьеры общественных зданий города.

Благодаря поддержке губернатора, министерства культуры Оренбургской области в 2004 году вышел альбом о творчестве оренбургских художников «Оренбуржье - знакомое и незнакомое», в 2008 году - альбом «Овчинников А. И.» и другие.

В 2008 году на губернаторский грант изданы альбомы - «Академия Садки», «125 картин художников Оренбуржья», мини-альбом «Я образ твой ловлю».


Областная администрация в лице губернатора области удостоила 19 художников премии и звания лауреата «Оренбургская лира» за вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной художественной школы.

В 2009 году оренбургские художники участвовали в проекте «Большая Волга в Москве». Это межрегиональная выставка в Центральном доме художника. От нас на выставке было 62 работы - живопись, графика, скульптура. Выпущен каталог и диск всех работ выставки.

Надеемся, что художники будут всегда нужны области и городу, они прославляют в своих произведениях красоту и неповторимость Оренбургского края, его просторы, его людей, чтобы донести это до будущих поколений.


Альбина Кальвина,

ответственный секретарь Оренбургской организации ВТОО «Союз художников России»

Использованный

Выставка «125 картин художников Оренбуржья» организована Правительством Оренбургской области, Оренбургской организацией ВТОО «Союз художников России».

Организаторы выставки надеются, что знакомство с лучшими произведениями художников позволит больше узнать об Оренбуржье, по достоинству оценить его красоту и убедиться в том, что традиции, заложенные знаменитыми художниками Лукианом Поповым и Филиппом Малявиным, находят достойное продолжение в творчестве современных живописцев.

Выставка «125 картин художников Оренбуржья» демонстрировалась в Москве, в Галерее искусств Зураба Церетели, в Нижнем Новгороде. Знакомство московских и нижегородских зрителей с работами оренбургских авторов стало возможным благодаря гранту Губернатора Оренбургской области. Произведениям оренбургских художников присущ интерес к невидимым, скрытым сторонам природы и человеческого бытия. Обладая особым, глубоко индивидуальным взглядом на мир, они наделяют природу изначально присущей ей одушевленностью и одухотворенностью.



Рассказать друзьям