Какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра. Ударные и духовые инструменты симфонического оркестра Строение симфонического оркестра

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Состоит из шести групп инструментов, таких как: струнно-смычковые, духовые деревянные, медно-духовые, ударные, клавишные и добавочные . В большом симфоническом оркестре играют до 110 музыкантов, а в малом – до 50. Руководство коллективом осуществляет дирижер, художественной трактовкой музыкального .

Струнно-смычковые инструменты составляют основу симфонического оркестра. Именно они являются носителями мелодического начала музыкального произведения. Инструменты этой группы сходны по внешнему виду и тембру, а звук извлекается при помощи смычка. Выразительное звучание скрипки является центральным в группе и во всем оркестре. Альт отличается от скрипки незначительно большим размером и более приглушенным, матовым звуком. Виолончель по внешнему виду повторяет контуры скрипки, но она намного больше нее. Виолончель не держат на плече, как предыдущие два инструмента, а опирают на подставку. Данный инструмент обладает низким, но бархатным и благородным звучанием. Контрабас превышает по размеру не только все вышеуказанные инструменты группы, но и рост человека, поэтому играют на нем сидя. Звук контрабаса низкий и гудящий.

Группы деревянных духовых инструментов составляют: звонкая флейта, гобой с насыщенным теплым звуком, кларнет с разнообразным тембром, басовый, хрипловатый по звучанию фагот и обладающий самым низким тембром из группы контрфагот. Данная группа получила свое название благодаря материалу, из которого их изготавливают, дереву, и способу извлечения звука, вдуванию воздуха.

Для изготовления инструментов группы медно-духовых инструментов применяют металлы с высоким содержанием меди. Их вступление характеризуется мощным, торжественным, ярким звучанием. Звонкий «голос» трубы зачастую играет солирующую партию. Волторна традиционно звучит в пасторальной музыке. Во время кульминации в произведении свою партию исполняет тромбон. Самым низким звучанием обладает туба.

Ударные инструменты объединяет способ извлечения звука – удар. Но по характеру звучания все они различны. Их главная задача – подчеркнуть ритм, усилить звучание оркестра, добавить выразительности. В оркестре можно встретить такие ударные инструменты: литавры, большой и малый барабаны, бубен, тарелки и треугольники, колокольчики, ксилофон.

Клавишная группа характеризуется наличием у каждого инструмента белых и черных клавиш. Среди них выделяют: орган, клавикорд, клавесин, фортепиано. Зачастую они одиночны в оркестре.

Для исполнения определенных произведений в состав оркестра включают струнно-щипковый инструмент, обладающий нежным, прозрачным тембром – арфу. Она придает ноту волшебства в музыкальное произведение.

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель...»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

Закирова Екатерина Александровна, учитель музыки

МОУ – «Лицей №2» г. Саратова.

1.Струнно - смычковые инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе . Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром.

Альт - по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук.

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.

Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

2.Деревянные духовые инструменты.

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов. Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

Современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.

Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, насыщенным, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов с густым чуть хрипловатым, тембром , используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии.

3.Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра. Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.

Инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, ярких тембров и большой протяжённости мелодических фраз.


Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.




Туба- самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

4.Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

Полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Ксилофон- с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты.

Челе́ста- небольшой клавишно-ударный , внешне похожий на , звучащий наподобие .

Большой и малый барабаны

Треугольники

тамтамы , ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга .
бубен .

5. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.

Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.

Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

6. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Симфоническим оркестром принято считать большой музыкальный коллектив, который исполняет различные нотные произведения. Такой оркестр исполняет традиционную западноевропейскую музыку. Для такого исполнения предназначены различные музыкальные инструменты, в том числе духовые инструменты симфонического оркестра.

Состав симфонического оркестра и его особенности

В современном коллективе принимают исполнительское участие четыре категории музыкантов. Инструменты, на которых исполняется музыка, отличаются разнообразием, ритмическими, звуковыми особенностями и динамическими свойствами. Фундамент коллектива состоит из музыкантов, играющих на струнных. Их численность - две трети от общего количества исполнителей. Симфонический оркестр в своем составе имеет:

  • контрабасистов;
  • виолончелистов;
  • скрипачей;
  • альтистов.

Обычно основными носителями мелодичного начала выступают струнные.

Деревянные и медные духовые инструменты

Другая группа - деревянные духовые инструменты симфонического оркестра, к которым относятся:

  • фаготы;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • флейты.

Каждому из этих инструментов определена собственная партия. Если их сравнивать со смычковыми, то такой широтой и многообразием в приемах исполнения они не обладают. Зато у них большая сила и яркость оттенков в момент компактности звучания.

Медные инструменты также создают яркое звучание в симфоническом оркестре. К ним относятся:

  • трубы;
  • тубы;
  • валторны;
  • тромбоны.

Благодаря им, в нотных произведениях появляется мощь, поэтому они выступают как базовая и ритмическая опара в общем исполнении.

Роль скрипки в оркестре

Наиболее высокое звучание у скрипки. Для данного инструмента характерны широкие выразительные и технические возможности. Поэтому скрипке поручается исполнение:

  • трудных и быстрых пассажей;
  • разных трелей;
  • широких и мелодичных скачков;
  • тремоло.

К струнным музыкальным инструментам, способ игры на которых аналогичен скрипичному, относится альт. Специалисты признают, что у альта яркость и блеск тембра уступают скрипке. Однако он отлично подходит для передачи элегичной, мечтательно-романтичной музыки.

А вот виолончель вдвое превышает размерами альт, однако ее смычок более короткий, чем у альта или скрипки. Этот инструмент относят к категории "ножных". Устанавливается он между коленями, а в пол упирается металлическим шпилем.

Еще больше по размерам контрабас. Поэтому исполнитель играет или стоя, или сидя на табурете с высокими ножками. На этом инструменте можно исполнить самые быстрые пассажи. Он способен сформировать основу для звучания струнных, так как выполняет партии басового голоса. Часто его звучание можно услышать в составе джазового оркестра.

"Волшебная" флейта, гобой и кларнет

Одним из наиболее древних инструментов принято считать флейту. О ней упоминается в свитках Греции, Египта и Рима. Это очень виртуозный и подвижный инструмент.

С флейтой первенство старины оспаривает гобой. Это по-своему уникальный инструмент. Его конструкция такова, что он своей настройки не теряет никогда. А это значит, что по нему должны настраиваться остальные "участники". Кларнет - так же популярный инструмент. Только он способен гибко изменять силу звучания. Благодаря разным свойствам звучания, он считается едва ли не самым выразительным "голосом" в составе духового оркестра.

Ударные музыкальные инструменты

Когда рассматривают симфонический оркестр по группам, то выделяют ударные инструменты. Их функция - создавать ритм. Кроме этого:

  • производят формирование насыщенного звукошумового фона;
  • с ними палитра мелодий украшается, дополняется и становится эффектной.

По характеру звучания ударные инструменты делятся на два типа:

1. Первые обладают высотой звука в определенных пределах:

  • литавры;
  • ксилофон;
  • колокола и др.

2. У второго типа инструментов точная звуковая высотность не определена. Это такие инструменты, как:

  • барабаны;
  • бубен;
  • тарелки;
  • треугольник и др.

Литавры входят в число наиболее древних инструментов. Их звучание слышали жители Греции, скифы, африканцы. В отличии от других инструментов с кожей, у литавры определенная высота звуков.

Тарелки - это большие круглые пластины из звонкого металла. В их центре имеется небольшая выпуклость. Там закреплены ремни, чтобы исполнитель держал тарелки в руках. Играть следует стоя, чтобы звук в воздухе распространялся лучше. В составе симфонического оркестра чаще всего одна пара тарелок.

Есть и другие оригинальные приспособления, например, ксилофон. Звучащее тело представлено в виде брусочков разных размеров, выполненных из дерева. Редко какой русский народный оркестр обходится без ксилофона. Деревянные брусочки издают щелкающий, сухой и острый звук. Иной раз они навивают на слушателей мрачное настроение с гротескными и причудливыми образами.

Ксилофон и другие подобные музыкальные инструменты, включенные в оркестр народных инструментов, чаще всего звучат в сюжетных линиях, где есть сказочные или былинные эпизоды.

Когда речь заходит про медные духовые инструменты симфонического оркестра, то в первую очередь представляется труба. Она первой вошла в оперный оркестр. Ее тембр лирическим не назовешь, это исключительно фанфарный инструмент. А наиболее поэтичным в музыкальном коллективе принято считать валторну. Ее тембр в низком регистре мрачноват, а в верхнем - слишком напряжен.

Саксофон занял где-то промежуточное положение между медными и деревянными духовыми инструментами. По силе звучания он превышает кларнет. С начала прошлого столетия его голос главенствовал в джазовом ансамбле. Такие духовые инструменты симфонического оркестра, как туба, относят к "басовым". Она может охватить наиболее низкий участок в диапазоне медной группы.

Арфа - прекрасное дополнение к оркестру

Кроме основного состава вводятся и дополнительные инструменты, например, арфа. Музыкальная история человечества причисляет арфу к самому древнему инструменту. Ее начало пошло от мелодичного звучания отпущенной тетивы. Так древний лук постепенно преобразился в прекрасную арфу.

Арфа - щипковый струнный инструмент. Ее красота выделяется среди прочих "участников". И виртуозные возможности у нее так же своеобразные. На ней исполняются:

  • широкие аккорды;
  • глиссандо;
  • пассажи из арпеджио;
  • флажолеты.

В оркестре арфа занимает не эмоциональную, а красочную роль. Она часто выполняет роль аккомпаниатора для других инструментов. Но в моменты, когда арфа становится солисткой, получается яркий эффект.

Видео:

Состав симфонического оркестра сложился в эпоху венских классиков.

Это была вторая половина XVIII-первая четверть XIX вв., когда творили великие композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Они создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство содержания воплощено было в совершенную художественную форму – это была симфония.

Симфонический оркестр Большого театра
Орке́стр – это большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Но насколько большой? В большом симфоническом оркестре может насчитываться до 110 музыкантов, а в малом – не более 50.

Людвиг ван Бетховен
Состав симфонического оркестра складывался постепенно с XVI в. «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена (по теперешним понятиям это был малый симфонический оркестр). Но для исполнения своей Девятой симфонии, написанной в 1824 г., Бетховену понадобился расширенный состав оркестра с некоторыми дополнительными инструментами – и вот это уже был большой состав оркестра, в нём появились малая флейта, контрафагот, тромбоны, треугольник, тарелки и большой барабан. Некоторые композиторы включают ещё бо́льшее количество инструментов, необходимых для исполнения их сочинений.
Основу симфонического оркестра составляют 4 группы инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. При необходимости в состав оркестра входят и другие инструменты: арфа , фортепиано, орган, челеста , клавесин.
Струнные смычковые инструменты : скрипки, альты , виолончели , контрабасы.
Деревянные духовые : флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями, а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна.
Медные духовые : валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба.

Ударные (в том числе шумовые): литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.

Рассадка музыкантов симфонического оркестра

Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Ему же принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. наибольшее распространение получила «американская рассадка» : слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.
Существует ещё и «немецкая рассадка» . Её отличие от «американской» в том, что виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы находятся слева. Медные духовые инструменты – правее, в глубине сцены, а валторны перемещаются налево. Ударные находятся ближе к правой кулисе.



Рассказать друзьям