День Белого Лотоса - День Памяти Е.П. Блаватской. В день рождения белого лотоса - великой елены петровны блаватской Отрывок из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Петровна Блаватская. 1876 – 1878 гг.

8 мая мировая культурная общественность отмечает День Белого Лотоса – день памяти выдающейся русской женщины, основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской.

Полвека спустя после её ухода Николай Константинович Рерих писал Борису Цыркову, редактору Собрания сочинений Елены Петровны, трудившемуся в Теософском обществе в Пойнт-Ломе в Калифорнии: «Чрезвычайно приятно видеть, что… имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища…

Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси».

ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

Глава из книги Сильвии Крэнстон «Е.П. Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения»

Кто не помнит изречение Иисуса о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мат. 13,57). Можно ли отнести эти слова к Е.П. Блаватской? Известно, например, что в первые шесть месяцев 1889 г. в царской России существовал цензурный запрет на продажу «Тайной Доктрины». Но в целом её книги не запрещались, хотя ложь Соловьева о её «мошенничестве», о якобы антихристианском характере её учения разошлась широко и продолжает приносить свои плоды и по сей день. В советское время не только труды, но и само имя Е. П. Б. обходили молчанием, а если упоминали, то неизменно как нечто враждебное и крайне опасное. В том, что среди мыслящих людей России, особенно с конца 50-х годов, влияние Блаватской было тем не менее значительным, главная заслуга принадлежит семье Рерих - в первую очередь Николаю и Елене Рерих, а также их сыновьям Юрию и Святославу.

Николай и Елена Рерих <…> глубоко почитали Е.П. Блаватскую. В знаменитом двухтомнике писем Елены Рерих есть такие строки: «… Пословица «несть бо пророка в своём отечестве» остаётся во всей силе именно у нас. Но, конечно, не за горами то время, когда русские поймут всё величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей».

В 1924 году Николай Рерих создаёт картину «Вестник» и 31 марта пишет из Дарджилинга Анни Безант: «Великая основательница Теософского общества Е.П. Блаватская в своей последней статье подчеркнула важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет построению грядущего мира, ибо Искусство - это кратчайший мост, соединяющий разные народы. Мы должны вечно помнить эту последнюю мысль великой личности, и основание в Адьяре Музея Искусства, названного в честь Е.П. Блаватской, было бы наиболее простым способом увековечить её. Такой музей привлек бы представителей всех видов Искусства и собрал бы новых людей в этом месте, где родилось столько возвышенных идей. Если Общество согласится рассмотреть моё предложение, я готов пожертвовать Музею Блаватской свою картину «Вестник», которая написана здесь и посвящена памяти этой выдающейся женщины».

Предложение было принято, и 18 января 1925 года художник преподнёс это произведение в дар Теософскому обществу в Адьяре. Мадрасская газета сообщала:
«Сняв покрывало с картины, проф. Рерих сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть положит она начало будущему Музею Блаватской, девизом которого будет: «Красота - одеяние Истины»».

Сама картина… потрясает своей гаммой фиолетовых тонов; на ней изображена женщина в буддийском храме, на заре отворяющая двери вестнику».

В 1924-28 гг. состоялась грандиозная Трансгималайская экспедиция Рериха, которая пересекла Тибет, двигаясь с севера на юг. В 1929 году семья поселяется в долине Кулу, на северо-западе Индии, где учреждается международный институт гималайских исследований «Урусвати» и разворачивается широкая исследовательская и общественная деятельность. Из Кулу Николай Рерих пишет Борису Цыркову: «Спасибо за Ваше письмо от 30-го мая, только сегодня дошедшее в наши далёкие горы. Радуюсь, что могу писать вам по-русски, а также радуемся тому, что Вы близки Е. П. Б., которую мы так глубоко почитаем. Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси. И нам очень ценно, что и Вы также об этом думаете…

В нынешнее армагеддонное время особенно необходимо, чтобы все философские, духовные и культурные общества держались в полном единении. Когда мир весь сотрясается от человеконенавистничества, то все, которые считают себя принадлежащими к культуре, должны быть воедино, вместе. Никакие соображения не могут оправдывать разрушительных делений. При всех мировых потрясениях прежде всего страдает культура, а деятели её нередко оказываются разъединёнными в силу каких-то предубеждений.

Вот и сейчас передо мною высятся снежные вершины горного перевала на Тибет, и напоминают они о тех вечных истинах, в которых заключаются обновление и совершенствование человечества. Учителя всегда готовы помочь, но ведь эта помощь так часто людьми отвергается».

Уже летом 1924 года Елена Рерих перевела на русский язык избранные письма из вышедших зимой в Лондоне Писем Махатм А.П. Синнетту. Выдержки, главным образом философского содержания, составили книгу, которая получила название Чаша Востока и увидела свет в том же году в Париже. Позже Елена Рерих осуществила перевод двух томов Тайной Доктрины. Б. Цырков назвал этот труд выдающимся достижением.

Сегодня молодое поколение России проявляет к Е.П. Блаватской огромный интерес. Ведутся поиски в архивах, библиотеках и университетских собраниях, и уже обнаружено более двадцати собственноручных писем Е. П. Б.

В России растет интерес к теософии: повсюду возникают теософские группы и объединения. Более того, 1991 год широко отмечался в стране как Международный год Блаватской.

Однако утверждать, что уважительное отношение к Е. П. Б. преобладает, будь то на её родине или в мире, пока ещё рано. В чём тут дело? Ответ подсказывает статья Джеймса Прайса (1898): «Истинно великий человек настолько выше своих сограждан, что оценить его по достоинству могут только следующие поколения; лишь немногие из современников понимают его. Вблизи можно смотреть лишь на мелкое; чтобы оценить большое, следует отступить на нужное расстояние. Есть такое предание: в Древней Греции как-то понадобилось отобрать статую, достойную украсить храм. Одна из фигур, представленных на суд, показалась до того грубой, незавершённой и угловатой, что над нею только посмеялись. Тщательно обработанные статуи одну за другой поднимали на большую высоту, на приготовленное место, - и тотчас же спускали обратно, ибо детали были неразличимы с такого расстояния, а отполированная до блеска поверхность отсвечивала, делая очертания фигуры расплывчатыми. Но вот на место водрузили отвергнутую было статую, и судьи замерли от восхищения, так она была хороша; ибо линии, казавшиеся внизу грубыми, на расстоянии обрели плавность, и силуэт был ясным и чётким.

Если Е.П. Блаватская и казалась окружающим грубоватой, неотёсанной и даже простоватой, то лишь потому, что была она отлита в форму титанов. Она явно не вписывалась в свой век услужливо-любезных ортодоксий, условных философских школ, пошлой и пустой обыденности. Подобно пророкам древности - ярая как Илия, грандиозная как Исайя, таинственная как Иезекииль - она обрушивалась с грозными иеремиадами на инфантилизм и лицемерие девятнадцатого века. Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала своему веку. Её весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, но к будущему. Ибо это настоящее было окутано тьмой материализма, и только от далёкого прошлого исходил тот свет, которым можно было осветить будущее… Она провозглашала - для всех, кто имел уши, чтобы слышать, - давно позабытые истины, в коих ныне нуждается человечество. В век агностицизма она свидетельствовала о Гносисе. Она принесла весть о великой Ложе, которая издревле известна как «благой Пастырь» человечества».

Рассказ о жизни и деятельности Елены Петровны Блаватской мы завершаем строками, вышедшими из-под её пера. Эту запись обнаружили в ящике письменного стола после кончины её физического тела, последовавшей 8 мая 1891 года:

«Есть путь крутой и тернистый, полный всевозможных опасностей, - но всё же путь; и ведёт он к Сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти Тех, кто покажет вам тайный ход, ведущий только вовнутрь… Того, кто неустанно пробивается вперёд, ждет награда несказуемая: сила даровать человечеству благословение и спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут другие жизни, в которых может прийти успех. Е. П. Б.».

Елена Петровна Блаватская
(1831-1891)

"Жертва мудрости лучше вещественных жертв, подвижник;
Мудрость полностью все дела объемлет".
Бхагавадгита

Через год после ухода из жизни Е.П. Блаватской Президент Теософского Общества полковник Генри С. Олкотт учредил «День Белого Лотоса», который будет отмечаться членами Теософского Общества и почитателями Е.П. Блаватской каждый год в день ее ухода 8 мая.

Все члены семьи Рерихов почитали нашу великую соотечественницу Елену Петровну Блаватскую. Благодаря ее самоотверженному труду и преданности высоким идеалам стали в гораздо большей степени доступны для людей сокрытые до этого в символах, мифах, легендах, преданиях и религиозных учениях древние сокровенные знания. Они дают представление, прежде всего, о духовных аспектах эволюции космоса и человека.
В значительной степени духовные искания Рерихов, нашедшие свое выражение в философии, науке, искусстве и общественной жизни, стали продолжением философских трудов и общественной деятельности Е.П. Блаватской.

18 января 1925 г. Николай Константинович Рерих подарил Теософскому Обществу в Адьяре свою картину «Вестник», написанную в 1924 г. в Сиккиме перед ликом Гималаев.
«В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: Красота есть одеяние Истины », – сказал художник на торжественной церемонии.
Созвучны устремлениям Рерихов были основные задачи Теософского Общества (ТО), основанного Е.П. Блаватской 17.11.1875 в Нью-Йорке вместе с полковником Генри С. Олкоттом при содействии У.К. Джаджа и других.
Эти цели провозглашали:
1. Всеобщее Братство: создание ядра всеобщего Братства человечества, без различия национальности, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
Е.П. Блаватская поясняла, что путь для достижения такого гармоничного и одухотворенного союза людей должен начинаться с членов самого ТО, руководители которого старались бороться с любым своекорыстием, развивали искренние братские отношения сотрудничества, единения и взаимопонимания между членами, а также терпимость и милосердие по отношению к недостаткам других. Несмотря на принадлежность к разным религиозным воззрениям и социальному положению, теософы прежде всего должны стремиться к поиску Истины, строить свою жизнь на основах универсальной общечеловеческой этики. Только личные заслуги могут учитываться при оценке деятельности любого члена ТО.
2. Изучение древних и современных религиозных и философских учений Востока, особенно индийских, и постепенное ознакомление общественности, прежде всего путём издания соответствующей литературы, с сокровенными учениями.
3. Исследование неизученных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Без соблюдения первого краеугольного принципа ТО, все остальные не могли быть полноценно реализованы.

Изречения Е.П. Блаватской

«Да внемлет душа твоя каждому возгласу страдания, подобно тому как священный лотос обнажает сердце свое, чтобы воспринять лучи утреннего солнца».

«Да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребудет она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее породившая».

«До тех пор пока Учитель не сочтет нужным, чтобы ты пришел к нему, будь с человечеством и бескорыстно трудись ради его развития и прогресса. Только это может принести подлинное достижение в развитии духовности».

Современники о Е.П.Блаватской

Больше всего мне запомнились её яркие и грозные глаза под резко очерченными дугами бровей. Казалось, она не принадлежит этому миру. Обликом - женщина, речью - мужчина, на вид – вполне земная, в действительности - божественная… Этот великан интеллекта, мудрости и силы … занимается распространением знания Брахма-видьи, Религии Мудрости.

Рангампалли Джанганнатхья - теософ

Неординарная личность, в высшей степени человечная, исполненная сострадания и безраздельной преданности делу, для нее священному, которому она отдала все – душу, разум и сердце. Великодушная воительница, которой чуждо чувство мести. Она нашла в себе силы устоять под тяжестью ненависти и лжи, обрушившихся на нее.

А.П. Синнет - редактор газеты "Пионер".
На основе его переписки с Махатмами изданы книги
"Письма Махатм" и "Эзотерический буддизм",
близкий сотрудник Е.П. Блаватской

Она была очаровательной собеседницей. Особенно привлекала её непосредственность. При мне однажды кто-то сказал, что самая прекрасная женщина Англии выглядела бы невзрачной дурнушкой рядом с этой замечательной личностью. …Я никогда не видел, чтобы женщина в зрелом возрасте так смеялась - как ребенок.

Уолтер Олд - преданный ученик Е.П.Б.,
член Эзотерической секции Ложи Блаватской

Не может быть никакого сомнения, что Е.П.Блаватская обладает чудесными тайными силами, которые она могла получить только преодолев бесконечно великие трудности. Нет ничего труднее в наше время в Индии, как найти настоящего йога и суметь получить от него его знания, тем более эта трудность непреодолима для женщины из расы варваров. Но что ей удалось, - как, я не знаю, - овладеть ключом к истинной индусской философии и к тайному учению Будды, для меня - несомненно.

С членами Теософского общества Индии, Англии и Америки я не знаком, но Е. П. Б. знаю хорошо. Я не русский, не англичанин и не американец, и не имею никакого земного побуждения говорить о ком-либо злое или хорошее, если я в том не убежден.

А если подумают о том, что я - индус и притом брахман высшей касты, то ясно, что ничто, кроме истины, не могло заставить меня сказать слово в пользу личности, которая высокие учения моих предков выдает тем, кто, несмотря на всю науку и цивилизацию, все же - насквозь варвары.

Но кто называет Е. П. Б. обманщицей, тот не понимает, что говорит. Я бы отдал все в жизни тому, кто научил бы меня так обманывать.

И неужели людям Запада недостаточно, если гордый брахман, который никогда ни перед кем не склонял головы, кроме Высшего Сущего, если он перед этой белой йогиней Запада складывает руки, как послушное дитя?

Что же побуждает его к этому? То, что в наших глазах она более не женщина варваров; она переступила порог и каждый индус, даже чистейший из чистейших брахманов, сочтет для себя честью и радостью назвать ее матерью.

Раи Лахири, индийский брахман

Лицо у неё было круглое, как луна, - такая форма высоко ценится на Востоке; глаза ясные и чистые, мягкие, как у газели, когда она спокойна, но вспыхивающие по-змеиному, когда она сердится, или возбуждена. Лет до тридцати она сохраняла девичью фигуру, гибкую, мускулистую и хорошо сложенную, способную радовать глаз художника. Руки и ноги у нее были маленькие и изящные, как у нежной девушки.

Устоять перед ней было невозможно, всего за одну беседу она способна покорить любого человека, успевшего приобрести достаточно жизненного опыта, чтобы не считать себя центром мироздания.

А.Л.Росон - доктор богословия, права, медицины.
Автор книг по религии, филологии, археологии

Её отличала простота, свойственная тем, в ком живет царственный дух, поступающий, как ему заблагорассудится. Все ощущали ее проницательность и мощь. Всех пленяла ее универсальность. Она помогала людям мгновенно раскрыться с самой лучшей стороны. Это давало им возможность с новой силой почувствовать, что перед ними человек, способный разглядеть их подлинную суть, не обращая внимания на все мелкое и ничтожное, чему другие придают столько значения. Она удерживала любовью, не страхом.

Абсолютно равнодушная к сплетням, она никогда не утруждала себя опровержениями. Как-то она сказала мне: «Грязь лилась так долго, что теперь я даже не пытаюсь открыть зонтик».

Она жила великой истиной, а её называли обманщицей; она была необыкновенно щедра, а её считали мошенницей; любое притворство вызывало у неё отвращение, а из неё сделали Королеву плутов.

Её идеалом было самадхи, или бого-сознание… Она была железным бруском, раскаленным докрасна, который уподобляется огню, позабыв о своей природе. Большинство людей постоянно поглощены потребностями и удовольствиями своей низшей натуры. А для неё, казалось, не существует ни личных потребностей, ни удовольствий.

Часто она по полгода не выходила из дому. Даже чтоб прогуляться по саду. Воздействием её личного примера объясняется секрет столь поразительного роста и распространения Теософского движения.

Эдмунд Рассел - американский художник,
встречался с Е.П.Б. в 80-х гг. в Лондоне

Мир и честь г-же Блаватской! При всех своих странностях это была женщина славная: всех людей она почитала своими братьями и сестрами - она была гражданкой мира. Между прочим, у неё есть и такие слова: «Не допускай, чтоб палящее Солнце осушило хоть единую слезу боли прежде, чем ты сам не сотрешь её с очей страждущего.

Курт Воннегут - американский писатель

Она - самая человечная из всех; похожа на старую крестьянку и целиком предана делу, вся её жизнь – в огромном кресле с пером в руке. Много лет подряд она пишет по двенадцать часов в сутки.

Е.П.Блаватская … женщина выдающейся учености и сильного характера. Один лондонский остряк как-то назвал её вульгарной комедианткой загробного мира. Эта недобрая фраза, тем не менее, содержит в себе ту истину, что она всегда любила хорошую шутку – даже если шутили над ней самой.

Натура великая и страстная… она производила впечатление на любого, кто обладал хоть каким-то внутренним богатством, будь то мужчина или женщина. Она, казалось, не терпела формализма и крайностей абстрактного идеализма в окружавших ее людях, так что порой взрывалась, бранясь, и щедро раздавала прозвища: «Да вы просто олух, хотя все же теософ и собрат…

Уильям Батлер Йейтс - ирландский писатель,
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года, теософ,
один из первых членов Эзотерической секции Ложи Блаватской

Что за женщина! …непонятая, оболганная, оскорбляемая, - и вместе с тем какой блестящий, тонкий ум и какая глубокая ученость; само воплощение щедрости; женщина, прямая в речах и поступках, пренебрегавшая той ханжеской болтовней, которую мы выдаем за хорошие манеры, но готовая предложить истину всем жаждущим. …Она никогда не оставалась безучастной и не была одинаковой со всеми. У нее было множество друзей, готовых умереть за неё, и врагов, готовых её уничтожить.

Этот ясный взгляд голубых глаз читал в душе каждого, кто приходил к ней, даже того, кто потом её предавал. …Из своих скудных средств (а жила она всегда скромно) она помогала всем нуждающимся, даже если знала, что они намереваются погубить дело, которому она служила всю свою жизнь.

Ее речь завораживала; она никогда не читала лекций, но стоило ей заговорить – и те, кто ее слушал, не могли уже думать ни о чем другом. После встречи с ней ничто уже не было таким, как прежде.

Кристмас Хамфрис - основатель и президент
Буддийского общества в Лондоне,
отдавший этой деятельности шестьдесят лет жизни

Когда новое учение - путеводная звезда и утешение моей жизни - раскрывалось передо мной все полнее и шире, я открыл в своем сердце глубокую, прямо пламенную благодарность к вестнику, который на все дерзнул, все перенес, чтобы дать нам благо истинного света. Она сделалась моей матерью, моей благодетельницей, моим руководителем.

Хотя я не знал ее во плоти, но она одна из всех вождей человечества дала мне истинное познание и научила стоять за правду перед лицом всего мира. Душа, которая способна сотворить такое издалека, не может быть зависимым лучом, она – один из тех больших световых центров, которые никогда не умирают, хотя бы мы некоторое время и называли ее по неведению "Еленой Блаватской".

Кемпбел Фер Планк, теософ

Многие её книги, в том числе «Тайная Доктрина», Теософское движение, основанное при ее участии еще в 1875 г. и действующее до настоящего времени; вдохновение, пробужденное ею в бесчисленных преданных сердцах и сильных умах – все это было, есть и пребудет, потому что она была тем, кем она была. Так кем же она была? Мы не знаем. Вероятно, никогда и не узнаем. Она остается благородной тайной.

Но зато мы знаем другое: тот, кто не умеет быть благодарным, недостоин благодати. Поэтому сегодня мы не можем не благодарить её за то, что она была тем, кем она была, и за всё, что она дала нам. …Никто не покидал магический круг её общества, не изменившись. И даже сегодня она продолжает вдохновлять тех, кого привлёк огонь, возжженный некогда с её помощью. Мы должны благодарить её и сегодня, и до конца наших дней.

Стэфан Хоэллер - доктор философии,
профессор кафедры сравнительного религиоведения
Университета Лос Анжелеса

Отрывок из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии"

Если бы вы были прикованы к колесу изменений и не имели возможности отторгнуться от него, сердце беспредельного существа было бы проклятием, Душа мира стала бы страданием. Но вы не скованы! Душа мира блаженна; сердце живущего небесно-покойно; воля сильнее страдания; то, что было хорошо, становятся лучше; лучшее - совершенным.

Я - Будда, чьи слезы были слезами всех моих собратьев, я - сердце которого было истерзано скорбью всего мира, я отдаюсь теперь радости и веселью, ибо знаю, что свобода не вымысел! О, вы, страждущие, узнайте: - вы страдаете добровольно! Никто не принуждает вас, никто не заставляет жить и умирать, вертеться в колесе, обнимая и покрывая поцелуями терзающие вас спицы, обод, облитый слезами, ступицу – это полнейшее ничто! Откройте глаза ваши; я покажу вам истину! Ниже преисподней, выше неба, дальше самых отдаленных звезд, дальше обители Брахмы, без начала, без конца, без предела, как пространство, достоверно, как сама достоверность, существует божественная сила, направляющая на добро; лишь ее законы вечны. Она проявляет!, себя в цветке розы: ее рука складывает листья лотоса, она в темных недрах земли, среди безмолвных посевов подготовляет чудную одежду весны; она расписывает лучезарные облака; она разбрасывает изумруды на перьях павлина: звезды - ее жилище; молния, ветер, дождь - ее слуги.

Из мрака создала она сердце человека, из бесцветных чешуй - полосатую шею фазана; вечно творящая, она превращать во благо все старый скорби, все старые потрясения. Она хранит серые яйца в гнезде ангинги и шестигранную ячейку с медом пчелы; муравей знает ее пути так же, как и белая горлица. Она расправляет для полета крылья орла, когда он возвращается домой с добычей; она посылает волчиху к детенышам; для нелюбимых она отыскивает пищу и друзей. Она не знает никаких препятствий, она не останавливается, все ей равно приятны; она вливает сладкое молоко в грудь матери и яд в зубы молодой змеи.

Она создает гармонию движущихся сфер в безграничной тверди небес; она скрывает в глубоких недрах земли золото, сардоникс, сапфиры, лазуриты.

Постоянно выводя на свет скрытое, она пребывает среди лесных просек и выращивает корни кедра, она же производит все новые и новые листья, цветы, травы.

Она убивает и спасает, ничто не трогает ее, кроме успеха дела; Любовь и Жизнь - вот нити, из которых вырабатывается ее ткань: Смерть и Страдание - вот челноки ее ткацкого станка.

Она созидает и разрушает, вечно все исправляя, и все лучшими и лучшими являются плоды ее творчества. Медленно осуществляется в ее искусных руках великолепный, задуманный ею план.

Видимый мир - часть того целого, которое она созидает; мир невидимый обширнее видимого; сердца и души людей, мысли народов, их желания и поступки - все они управляются тем же великим законом.

Невидимо протягивает она вам руку помощи, неслышным голосом говорит она громче бури. Милосердие и Любовь стали доступны людям, потому что она путем долгой работы придала форму слепой массе.

Никто не может презирать ее, отвергающий ее - теряет, повинующийся ей - приобретает: за тайное добро она платит миром и благословением, за тайное зло - страданием.

Она все видит, все подмечает - она награждает хороший поступок и карает дурной, даже и тогда, когда совершивший его успевает, наконец, познать истинный закон (Дхарму). Она не знает ни мести, ни прощенья: мера, которою она мерит, вполне точна, ее весы безукоризненно верны; время для нее не существует - приговор ее неизменен: произнесет ли она его завтра или через много лет - он останется тем же.

Ею нож убийцы направляется против самого убийцы; несправедливый судья лишается защитника; ложь сама себе служит наказанием; вор и разбойник похищают, чтобы возвратить похищенное.

Таков закон правды, – закон, который никто не может обойти, никто не может приостановить, сущность его есть Любовь; цель его – Мир и блаженная кончина! Ему повинуйтесь!

Елена Петровна Блаватская

Каждый приносящий Свет есть враг тьмы. Свет уничтожает тьму, и потому тьма спешит уничтожить врага, чтобы самой не быть уничтоженной. Каждый приносящий Свет тем самым навлекает на себя полчища врагов. Они скрываются под всевозможными обличьями, прикрываются религией, наукой, добродетелью, нравственностью и множеством других масок, под которыми скрывается одна сущность — тьма. Если, по особенностям эпохи, светоносителя нельзя распять, или побить камнями, или сжечь на костре, то применяются более утончённые методы, не запрещаемые законом. В арсенале тьмы есть клевета, подлог, искажение приносимой истины, предательство, замалчивание — одним словом, всё то, что может замучить не меньше пыток и нанести делу не меньший ущерб. Физическое мученичество продолжается дни или часы, или даже минуты; мученичество в духе — всю сознательную жизнь светоносца. И самое большое терзание не от личных нападений, но от искажения даваемого Учения.

Требуется совершенно исключительное мужество, чтобы говорить людям истину. Требуется исключительная самоотверженность, чтобы передавать сообщения Свыше. Когда-то придёт признание, когда-то поймут, и оценят, и вознесут. Но жизненный путь великомученичества останется в рекордах пространства как доблесть тернового венца, с одной стороны, и несмываемый позор — с другой.

Она приносила Свет. Она огненно разоблачала все наслоения лжи, накопившиеся на первоисточниках Учений Истины. Она боролась с невежеством науки, с суевериями и вредными заблуждениями. Она дала миру книги, полные сокровенного знания, крохи которого были прежде доступны лишь единицам. Она героически приобретала и самоотверженно отдавала драгоценное знание. За всё это её гнали и поносили и преследовали. Но потушить Свет, ею принесённый, не смогли.

Мы знаем, что зёрна, заложенные ею, не погибли, сдвиг сознания произошёл, новые ступени заложены и по ним восходят, принесённым Светом воспользовались те, кто могли воспринять и вместить. Велика её заслуга и помощь человечеству. Её героическая жизнь — образец тем, кто хочет помочь эволюции. Она не боялась и не думала о себе. Она любила дело порученное больше всего. Она билась смело и мужественно, принимая удары во имя великого Света. Всё героическое будет оценено должным образом в новую эпоху. И она займёт должное место в том прекрасном будущем, для которого она так много потрудилась.

Б. Н. Абрамов. 6,7 мая 1951 г.
Из книги Б. Н. Абрамов "Устремлённое сердце"
ИЦ РОССАЗИЯ, Новосибирск, 2012

День памяти Елены Петровны Блаватской! День Белого Лотоса! Как славно в сердечном приношении преклонить колени перед той великой и прекрасной, сильной и мощной, самоотверженной и достойной женщиной и служительницей Света!

Именно эта великая женщина приняла Дар Высший, чтобы извлечь хотя бы в малой степени из того, что ранее было для человечества недоступной Тайной, скрываемой из целей предосторожности по причине возможного злоупотребления. Именно через Елену Петровну Блаватскую был заложен Камень-Основание Нового Учения для человечества, сложенного из фрагментов проявления Единого Учения, даваемого на протяжении многих тысячелетий во многих народах и расах. Но сколько клеветы, поношений, брани, ругательств и предательства эта героическая Посланница Сил Света выдержала!

Труды, написанные её рукой, воистину, бессмертны. Миллионы людей были вдохновлены этими Трудами, пролившими Свет Знания на Истину происхождения и зарождения Вселенной, Планеты и человека, давшими первые правильные представления о Невидимой материи, указавшими на цель и смысл человеческого существования, утвердившими понятие человека как духа, преходящего в Вечности, и заложившими понятие и осознание его бессмертия.

Елена Петровна Блаватская записала столько идей и задач для науки будущего, что науке хватит этого задания ещё на многие столетия. Но этот подвиг, величественный подвиг жизни, будет осознан только лишь людьми Нового Времени, Нового Мира. Для людей же, стоящих на перепутье или утверждающих себя в старом уходящем мире, она могла бы стать уже даже в прежние десятилетия писательницей с мировым именем. Об этом говорят написанные ею художественные книги - увлекательные, содержательные и зовущие к красоте познания. Много свершённого Еленой Петровной Блаватской из того, что придаёт её Облику сияние немеркнущей Славы.

Поём мы песню Славы Прекрасной Елене!

Поём мы песню сердечной радости славной Упасике!

Олег Чеглаков

Елена Петровна Блаватская!

Ты - Дух, проживший героическую, наполненную многими лишениями и страданиями жизнь.

Ты - Дух, чье тело было изранено и иссечено саблями в боях за свободу Италии.

Ты - Дух, чья душа была изранена человеческим непониманием и чья жизнь была отдана на Служение людям.

Ты - Дух, один из тех редких цветов человечества, которые достигают Братства в физическом теле один, много два раза в столетие.

Ты - Дух, показавший своим примером как надо прожить жизнь так, чтобы она была ярким примером Служения Общему Благу.

Ты - Дух, чей путь был усеян злобою, завистью и клеветою. Предательство было постоянным твоим спутником, и тем не менее ты шла вперед, водимая чувством долга за выполнение порученного дела, шла против Майи очевидности, шла, чтобы предуказанное Высшей Волей свершилось.

Ты - Дух, испытавший в полной мере человеческое непонимание и злобу, будь нам примером, будь маяком, по которому и мы будем соизмерять нашу жизнь, чтобы и она была наполнена героическим подвигом!

Елена Петровна, прими нашу благодарность, признательность и огонь наших сердец!

  • Олег Чеглаков
  • Е.П. Блаватская. Околдованная жизнь. Рассказ гусиного пера

  • Е.П. Блаватская. Самопознание, Воля и желание, Очищение желания

  • Ко ДНЮ ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ (8 мая 1891 г/) 16.05.2015 (аудиозапись выступлений из программы

«Нет религии выше истины».
Е.П.Блаватская.

8 мая 1891 года в Лондоне в возрасте 60 лет в своем кабинете тихо скончалась Е.П.Блаватская.

Этот день в память о замечательной русской женщине её помощник Г.С. Олькотт предложил назвать Днём Белого Лотоса, как символ её стремления к Высшему.

Белый лотос во многих религиях является отражением трёх миров: Его корни в иле, стебель в воде и цветок в воздухе. Точно как отражение трёх миров. Мы живём в Плотном мире (как корни), наша душа поднимается в Тонкий мир (как стебель), и, наконец, цветок. Он расцветает в воздухе, как символ духа, Высшего Духовного Мира – Мира Огня.
Вот как об этом пишет сама Елена петровна:
«… Лотос, или Падма, очень древний и излюбленный символ самого Космоса, так же и человека. Причина полярности заключается, во-первых, в том факте, что семя Лотоса содержит в себе законченное миниатюрное будущее растение, что является символом того, что духовные прототипы всех вещей существуют в мире нематериальном ранее, чем эти вещи становятся материальными на земле; во-вторых, в том факте, что растение Лотоса растёт в воде, имея свой корень в иле или грязи, и распускает свой цветок поверх воды в воздухе. Таким образом, Лотос символизирует жизнь человека так же, как и Космоса. Ибо Тайная Доктрина учит, что элементы обоих одинаковы и оба развиваются в том же направлении. Корень Лотоса, погружённый в ил, являет материальную жизнь, стебель, тянущийся через воду вверх, символизирует существование в астральном мире, а самый цветок, носящийся над водою и открытый к небу, эмблематичен для духовного бытия». (Тайная Доктрина, т.1, стр. 103-104, перевод Е.И.Рерих)

Елена Петровна Блаватская – почти легендарная личность. Она посвятила всю свою жизнь, всю свою энергию изучению древних наук и религий.

Она пришла в земной мир, когда младенческая материалистическая наука зашла в тупик, считая, что всё уже познано, и нет больше тайн природы.

Но эти новые тайны (а новое – это часто хорошо забытое старое) приоткрыла Елена Петровна с целью дать толчок эволюционному развитию, как науки, так и всему человечеству.

Елена Петровна первая принесла в Западный мир вести о Великих Учителях, о Великих Душах (Махатмах, как их называют на Востоке) – Представителях Космического разума, которые помогают человечеству в его эволюционном, таком трудном пути.

Каждое столетие Учителя Шамбалы предпринимают попытку найти вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Учения для просвещения людей.

В 19 веке выбор пал на Елену Петровну Блаватскую. «Мы за 100 лет на Земле нашли одну такую», - писали Махатмы.

По указанию Учителей ею было создано Теософское общество, девизом которого стало: «Нет религии, кроме Истины». В его уставе были три основных пункта:
Первое.
Образование ядра всемирного братства людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения людей.
Второе.
Основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики.
Третье.
Изучение и развитие скрытых божественных сил в природе и человеке для постепенного их развития в людях.

Как известно, Теософское общество существует и сейчас, в том числе и в России.

Еленой Петровной написано более 20 томов философски – научных книг. Ею предсказаны многие достижения современной науки. Есть даже книг «Сто пророчеств Елены Блаватской», автор – составитель Дудинский. Большинство этих пророчеств – предсказаний сейчас уже подтверждены научными разработками, по другим -наука уже подходит к ним.

Но основные труды Елены Петровны – это «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина, два тома которой имеют почти по тысячи страниц каждый. Эти тома вышли в печать еще при жизни Елены Петровны, а третий был собран учениками из ее заметок после ее ухода с земного плана. Эти книги стали фундаментом для изучающих сокровенную науку

Три основных положения раскрывает «Тайная доктрина», три «кита», на которых основан мир.
Первое утверждение. Как ни велик простор Космоса, но за видимым миром стоит Абсолютная, невидимая и не познаваемая реальность, Абсолютное Бытие и Не Бытие одновременно. И она включает в себя и наш проявленный Космос наш двойственный мир, но так же и не проявленное.
Второе утверждение. Оно говорит, что в мире существует основополагающий закон, закон периодичности. Мы все видим его действие в нашем земном мире. Это ночь и день, Жизнь и смерть, сон и бодрствование, прилив и отлив в океане и т. д.

И третье положение говорит, что вся жизнь и все сущности в мире произошли, или, точнее, изошли из одной Единой Души, и для каждой души – искры - обязательно странствие по ступеням эволюции. Для возвращения в Единство.

Идеи, которые отстаивала Елена Петровна, в её время могли считаться ересью. И на неё обрушивались обвинения слева и справа. Даже стало в то время как бы «хорошим» тоном мимоходом, не приводя доказательств, обзывать её авантюристкой, шарлатанкой, мошенницей. Особенно старались преуспеть в этом иезуиты.

Но были и голоса в её защиту. Вот как оценивал её великий индийский деятель Ганди: «Я был бы более чем удовлетворен, если бы мог коснуться края одежды мадам Блаватской». А Елена Ивановна Рерих писала: «Е.П.Блаватская была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили её…
…Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская истинно наша национальная гордость.. Вечная слава ей».
Повторим вслед за Еленой Ивановной: «Вечная слава ей».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Книга золотых правил

Обнародовано Еленой Петровной Блаватской

Примечание к Свету на Пути

Эта маленькая книга, отрывок из индусской этической “Книги Золотых Правил” глубокой древности, продиктована Учителем Востока [Адепт, Гуру] для Учеников [Чела.]. Учеником бывает только тот, кто твердо решил очистить свое сердце, уничтожить свой эгоизм и развить свои высшие интуитивные способности для служения миру, для облегчения его темноты и страданий. Психология Востока и религиозного настроения его подвижников настолько чужда европейскому сознанию, что эта книга требует некоторых указаний и разъяснений. В подлиннике к тексту прибавлены комментарии. Я постараюсь передать в коротких словах суть этих комментариев, которые помогут незнакомым с восточной философией и психологией понять внутренний смысл высокого учения, облеченного в короткие положения “Света на Пути”. Все правила основаны на трех коренных положениях восточной философии: на Перевоплощении, на Карме (закон причинности) и на цели мировой жизни как на возвращении исшедшей из Единого жизни, совершившей полный цикл эволюции, снова к Единому.

Физический мир дан как арена опыта, благодаря которому развиваются скрытые божественные силы человека для того, чтобы он путем страдания, радостей и всевозможных испытаний достиг цели: стать самосознающим духовным центром, действующим согласно с мировым законом, иначе “с волей Божией”.

Речь Учителя указывает пути, идя по которым человек еще здесь, на земле, могучим усилием воли может приблизить себя к этой высокой цели.

В эволюции всего человека, как существа живущего, думающего, чувствующего и стремящегося, мы наблюдаем: развитие его физических свойств, далее - его эмоциональной природы, еще далее - развитие ума, затем - чистого разума (способности к абстракции), еще далее - развитие духа, проявляющегося в высших мирах, настолько же реальных, как и мир физический, но недоступных наблюдениям наших чувств.

Как для проявления в физическом мире человек обладает орудием, которое мы называем своим телом, для проявления в сфере чувств и эмоций - другим орудием, которое на Востоке носит название “Kama - Rupa” , для проявления в сфере мышления - орудием мысли, так для выражения в высших, мирах человек обладает орудием, которому мы даем название духа, а на Востоке - название Buddhi.

Для полного пробуждения этого орудия духа и даны правила в книге “Свет на Пути”.
Для неподготовленных читателей следует упомянуть о вкоренившемся на Западе недоразумении относительно возможных последствий для человека, избравшего путь духовного возрождения (оккультизма). Несомненно, что с развитием духовных сил человек приобретает власть как над своей собственной природой, так и над окружающей его темной стихией, которая для него перестает быть темной в силу расширившегося знания и духовного ведения. Человек, вступивший в свет, где кончается его ограниченность, остается свободным: он может употребить расширившийся предел своих способностей и сил для себя, для служения своему эгоизму: это - путь налево, к разъединению и злу. Но если он эти же силы направит на бескорыстное служение миру, это - путь направо, к единству, к гармонии, с мировым законом, к добру.

“Свет на Пути” обращается к ученикам, избравшим правый путь, и только к ним одним.
Самые первые строки книги остаются непонятными, если не осветить их тем высоким духовным миропониманием, которым проникнута вся речь Учителя:

“Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность”.
“Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить способность наносить боль”.
“Прежде чем душа может предстать пред.Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца”.

Возьмем первое положение:
“Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам”.
Что это значит? Слезы, эта “влага жизни”, вызываются кажущимися диссонансами жизни: боль, страдание, несправедливость, одиночество, разочарование, внезапные радостные эмоции, все эти потрясения нашей нервной системы и нашего сознания вызывают слезы.
Очи - поистине те окна, через которые непросветленное сознание смотрит на темные стихии мировой жизни и нашей собственной природы.

Темнота - самое верное определение того отражения, которое мировая жизнь оставляет на очах нашей души. Отсюда - слезы. Но наступают времена, когда сознание расширяется, в темных стихиях забрезжится свет; он растет, темнота исчезает и. при занявшемся свете, сознание начинает различать выступающий из темноты истинный смысл явлений: тот могучий поток жизни, который стремит все живое к Единству, к Благу, к великой Цели. Этот поток есть сама жизнь, т. е. движение, стремление, бесчисленные вибрации жизни, взаимное соприкосновение разнородных сил и бесконечного разнообразия форм, которое вызывает и радость и страдания, все признаки и степени развивающегося сознания. Но физическая объективная жизнь не более как арена опыта, внешний покров того потока, который дробит, размывает, дифференцирует “жизнь - сознание”, пока не вынесет его к конечной цели: к Самосознанию и Единству.

Так смотрит мудрец на жизнь. И глядя так, он научается отделять свое истинное Я от стремительного потока жизни; он начинает смотреть на свое личное существование как на орудие глубоко важных переживаний и научается отделять свое Я от этого орудия, приучает себя смотреть со стороны на все страдания, радости и испытания как свои, так и окружающей жизни. Потрясения, обиды и страдания перестают мучить его. Окна его души светлы и чисты. Очи, неомрачаемые слезами, прозревают для явлений высших, потусторонних миров.

Но это состояние - не то настроение безучастия и сухости, которое соединяется в нашем представлении с образом мудреца.

Вспомним, что самые высокие подвижники христианства, которые поистине умели вместить в сердце свое страдания мира, были непоколебимы, смотрели с светлым упованием на “пути Божий”, и в душе их, несмотря на все ее чуткое сочувствие скорбям, сохранялась тишина.
Второе положение: “Прежде чем ухо услышит, оно должно потерять свою чувствительность”.
Что это значит?

Как очи можно сравнить с окнами человеческой души, так же верно сравнение уха с той дверью, через которую мятежный шум временной жизни врывается во внутреннюю крепость человеческой души, достигая до его истинного Я.

Его истинное Я - по миропониманию восточной философии - та вечная сущность, ради развития которой до полноты самосознания и создан весь объективный мир. Несмолкаемый шум жизненного потока, его кажущийся разлад, стоны страдания и крики радости, врываясь в открытые двери души, смущают дух человека, нарушают тишину, которая необходима для высшего разумения. Суметь закрыть двери души так, чтобы дух не смущался шумом жизни, суметь различить во всех этих разрозненных и мучительных звуках общую благую гармонию - вот внутренний смысл второго правила. Не только обиды, резкие слова и несправедливости, обращенные лично к ученику, должны сделаться нечувствительными для его слуха, но и весь кажущийся разлад земной жизни не должен нарушать его равновесия. Он должен понять шум потока и уметь разбирать в нем не отдельные крики и стоны, а общий смысл великого слова Жизни.

И тогда в тишине, которую ученик должен приобрести, усвоив первое правило, начнет раздаваться тихий голос: сперва очень тихий, очень неуловимый, настолько неуловимый, что вначале он кажется дуновением мечты. Если ученик сумеет разобрать этот голос и начнет понимать его речь, тогда он вступил на путь, его высшее Я пробуждено.
Эти две ступени пути - скорее отрицательные, т. е. они заставляют ученика выступить из существующего уровня человеческой жизни; две следующие ступени - активные шаги в иные, потусторонние условия существования.

Когда ученик усвоит первые два правила, когда он будет сознавать свою жизнь исшедшей из Единого и отдалившейся от Него временно только для того, чтобы, достигнув самосознания, снова вернуться к Единому, когда он приобретет тишину и равновесие, тогда он может “заговорить в присутствии Учителей”, т. е. он получит силу приобщиться к высшей жизни и заявить свои духовные права. Но в высших мирах действуют иные законы, чем в нашей земной жизни: давать, а не брать, служить, а не господствовать, вот основной признак этой жизни. Если ученик действует согласно с этим законом, он будет услышан. Но если в тайниках его сердца жив еще эгоизм, если он мечтает о славе, о личном могуществе, о том, чтобы стать учителем и пророком, его голос не будет услышан, ибо он не звучит в согласии с гармонией высшей жизни, и, как диссонанс, не сольется с ней Произвола нет в природе: даже на самых высших ступенях вселенной все подлежит закону порядка, созвучия и единства.
Когда ученик в состоянии заговорить, он вступает в активную роль: все силы его пробужденного духа должны устремиться на помощь миру, потому что закон духа-движение, стремление, самопожертвование, а не застой. Поэтому от ученика требуется неустанная деятельность, сильное напряжение, непреходящая жажда давать, и это тем труднее, что ученик не отрешается от мира, а остается в мире, чтобы жить с ним и помогать его темноте.
“Только тот голос будет услышан, который утратил способность наносить боль”. Откуда исходит способность наносить боль? Все, что мы так дорого ценим: свои права, свое достоинство, самолюбие, силу постоять за себя, даже добродетели, возвышающие нас над толпой, все это должно быть отброшено, как “наносящее” боль другому, как возвышение над ним, как признак разъединения. Этот признак принадлежность объективных миров, он не существует у источника Света и Истины, где царит одна Любовь.

Ученик должен убить в себе этот признак; его мысль, сердце и воля должны проникнуться истиной, что и он сам и все остальные - части одного целого; что все, и вверху и внизу, богатые и бедные, сильные и слабые, праведники и грешники, цари и рабы, все одинаково проходят урок жизни. Сознав это, ученик перестанет добиваться чего-либо для себя. Он отдаст все свои права, сложит с себя всякое оружие самозащиты. Никогда более он не посмотрит на другого человека с критикой и высокомерием, никогда голос его не раздастся в защиту себя. Он выйдет из этого первого посвящения в высшую жизнь Духа обнаженным и беззащитным, как новорожденный младенец.

И по мере того, как ученик будет слагать одно за другим свои личные права, в нём все сильнее будет вырастать сознание своих обязанностей. Они возникают на каждом шагу, надвигаются на ученика со всех сторон, потому что закон высшего мира: давать и служить.
Возможно ли такое состояние человеческой души еще во плоти, в той плоти, которая одолевает нас ежеминутно своей слабостью и ограниченностью? Оно возможно, но только при одном условии, и в этом условии - смелому и сильному сердцу дается великая помощь, о которой не имеют понятия сердца, прикованные страстями к земле. Условие это в постоянном устремлении внутреннего взора на Идеал, в пребывании мыслью и сердцем в атмосфере Вечного.

Для более ясного уразумения, как достигается такое состояние, приведу несколько строк из одной восточной книги: “Благоговейное созерцание, воздержание во всем, прилежное выполнение нравственных" обязанностей, благие мысли, добрые дела и приветливые слова, добрая воля относительно всего и полное забвение о себе - вот самые действительные средства для приобретения интуитивного познания и для подготовления души к высшей мудрости”.

“Прежде чем душа может предстать перед Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца”.

Душа может стоять в высших мирах только, когда она утвердилась, т. е. когда ее перестали потрясать человеческие чувствами слабости, когда вся ее колеблющаяся человеческая природа заменилась миром и тишиной Божественной жизни. Тогда она будет в состоянии вынести чистоту, силу и свет того мира без стыда и мучения за свою собственную нечистоту, слабость и темноту. Все тайники ее сердца раскроются, и если это сердце освободилось от личных желаний -оно выдержит.

Но этому должно предшествовать принесение себя в жертву. Как “слезы” - в духовном смысле - означают самую душу эмоций, так “кровь” выражает то жизненное начало в природе человека, которое тянет его к испытанию человеческой жизни, к переживанию ее наслаждений и страданий, ее радостей и горестей. Когда эта кровь, капля за каплей, исторгнута из сердца, когда она вся пролита в жертву Единому, тогда ученик предстанет в высшей области Духа без страха и трепета, он

Войдет в свою родную стихию и будет жить в гармонии не с временным, а с вечным, подчиняясь единому Закону Божественной Любви.



Рассказать друзьям