Смотреть что такое "Аид" в других словарях. Царство аида - самое интересное в блогах Кто бился с владыкой загробного мира аидом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сладок, как мед, дом.

Гомер

У вас может возникнуть вопрос: как это мне вообще пришла в голову мысль о самоубийстве после путешествия в царство мертвых? Те, кто видел вблизи эти тени, обычно не хотят оказаться в их числе. И дело не в том, что они так уж жестоко наказаны. Я не видела там ни замерзших каньонов, ни горящих озер, ни пик, которые пронзают сердце больнее, чем материнство. Быть мертвым - значит утратить способность испытывать физические ощущения. Та мудрость, которую обретают мертвецы взамен этой сладостно-горькой способности, - слишком ничтожная компенсация. И мертвые по-прежнему жаждут жизни - это мне было известно. Они не могут почувствовать тепло человеческой плоти, но могут испытывать сожаление.

Мы оставили царство Аида или то его отражение, видеть которое было даровано мне. (Возможно, не будучи мертвой, я не могла попасть в него по-настоящему.) Хотя мое путешествие туда и было кратким, но, пока я отсутствовала, прошло немало времени. Я поняла это, когда мы с Эзопом вернулись на корабль: некоторые из амазонок уже были матерями трехгодовалых детей. Были дети и младше. Я бродила среди мертвых, удивляясь, насколько они похожи на самих себя, Эзоп спал и спал, а корабль превратился в большие ясли. Я смотрела на этих детишек с душевной болью. Я все сильнее тосковала по Клеиде. Теперь ей, должно быть, уже лет пять.

Некоторых моряков отцовство сделало счастливыми, они души не чаяли в своих чадах, другие стали беспокойными и ревнивыми, чувствуя, что их место в сердцах женщин теперь занято. Они начали ухаживать за другими амазонками, и на корабле уже не было той гармонии, как прежде, когда я его покинула.

За время моего отсутствия никто не пытался продолжить плавание. Корабль вытащили на землю, а из парусов сделали палатки. Животные паслись на привязи - по крайней мере, те, которых еще не съели. Амфоры с вином и зерном опустели, и теперь нужно было либо оставаться, сеять и ждать урожая, либо перебираться на другой остров. Но в отсутствие какой-либо дисциплины никто, казалось, не желал принимать никаких решений. Дети орали, амазонки и моряки были увлечены любовными играми… На корабле снова воцарился хаос.

Нубийские рабы стали полноправными членами нашего сообщества, взяв в жены амазонских дев. Капитан больше не командовал моряками и гребцами. Он сам был влюблен в амазонскую деву, которая дважды родила ему близнецов. Заботливый отец, он готов был с утра до вечера нянчить их, заглядывая в их живые глазенки.

Вернувшись из царства Аида, я увидела целое поселение на берегу моря - поселение без каких бы то ни было законов, без достаточных запасов еды, в котором не было ни мира, ни спокойствия.

Майра теперь уже была матерью двух детей - грудничка и двухгодовалого. Она выгнала своего любовника из палатки за то, что тот стал захаживать к другой молодой амазонке - Лето, у которой не было детей и которая щедро одаривала ласками моряков, уставших от своего отцовства. Лето, названная в честь матери Аполлона, стала на этом необитаемом острове кем-то вроде Родопис: она заманивала матросов в свою палатку на краю поселения и устраивала там оргии.

Короче говоря, вернувшись из царства Аида, я обнаружила кавардак, покончить с которым ни у кого не было ни власти, ни желания. Амазонки привыкли к тому, что ими повелевает царица, и не видели оснований подчиняться мужчине, будь он хоть самим капитаном, назначенным далеким фараоном.

Кто был для них фараон? Просто человек в странных одеяниях и в двойной короне. Они не испытывали страха ни перед ним, ни перед каким-либо другим мужчиной.

Что касается нубийских рабов, то они не видели, для чего им дальше грести, и предпочитали управлять кораблем с палубы. А египетские моряки отказывались грести, гак как это занятие было для них непривычно. Пока рабы и хозяева выясняли, кто какие обязанности будет выполнять, корабль приходил в негодность. Корпус его не был просмолен, а паруса - те, что еще не пошли на палатки, - были порваны и не починены. Корабль гнил на наших глазах. Было ясно, что, если ничего не предпринять, мы все погибнем на этом скалистом острове на границе с царством мертвых. Источник пресной воды был найден, а вот съестные припасы подходили к концу. Нельзя вечно питаться одной рыбой, по крайней мере без масла, без зерна, без фруктов, без овощей. У нас было козье молоко и сыр, но никаких фруктов. Плодовые деревья на острове не росли: его скалистая почва была слишком скудной. Пиво и вино кончились, а некоторые из мужчин находили жизнь без спиртного невыносимой. У младенцев было молоко, но матери из-за нехватки свежих продуктов питались плохо. Некоторые прекрасные амазонки после кормления теряли зубы.

Несколько амазонок уже умерли во время родов. Несколько младенцев не прожили и года. За палаткой Лето, у моря, было маленькое кладбище, которое ежедневно расширялось. Надгробья - из прибитого к берегу дерева. Остров открыт ветрам, и тела нужно было хоронить быстро, иначе ими начинали лакомиться морские птицы.

Я посоветовалась с Эзопом.

Нам нужен вождь. Сильный вождь, - сказал он.

Он был прав. Но кто мог взять на себя командование таким - ни на что не похожим - экипажем? Прежде они поклонялись разным богам, вели разный образ жизни, приносили разные жертвы, совершали разные ритуалы. Египтяне верили, что тело нужно сохранить после смерти. Амазонки подносили богине свою менструальную кровь. Но, несмотря на все различия, у них были общие потребности: все они хотели порядка, хотели кормить себя и своих детей, хотели дать им образование.

Я подумала об амазонках и правилах, по которым они жили. Они приняли мир без мужчин, но если подворачивалась возможность насладиться радостями плотской любви, они без промедлений обращались в новую веру и начинали поклоняться богине любви. Как решить эту проблему? Что выбрать - мир свободной любви или мир, где любовь закована в цепи? Где искать счастья - в свободе или в лишениях? Разве мои братья обрели счастье в Навкратисе? Город безудержной роскоши и безудержного греха, где они пали жертвами куртизанки, сделавшей их рабами. Некоторые люди меняют свободу на рабство, а иные - как Эзоп - рабство на свободу. Эзоп понимал эти парадоксы лучше, чем кто бы то ни было.

Ты должна стать вождем всех этих людей, - сказал Эзоп, - иначе они погибнут. Они запутались. У них нет правил, которыми они могли бы руководствоваться.

А почему не ты? У тебя есть борода. Борода всегда полезна для тех, кто хочет властвовать!

Сапфо, ты шутишь. Ты прекрасно знаешь, что борода - вовсе не признак власти для амазонок.

Но как я - простая поэтесса - смогу повелевать нубийцами, египтянами, капитаном, штурманами?

Убеди их, что боги на твоей стороне - так всегда поступали цари и царицы. Ты вернулась из царства мертвых. Уж это они наверняка примут за атрибут власти!

Я задумалась. По какому праву я могла захватить власть? Я колебалась, как и в противостоянии с царицей амазонок. Единственная власть, которую я знала, - власть песен.

Ты должна завоевать свое право словом. Власть захватывают речами или мечами, а речи - твое лучшее оружие.

Я понятия не имею, с чего начать.

Как Питтак захватил Лесбос?

Он возглавил войну против афинян, но лесбосских аристократов он подчинил себе скорее обманом. Он привлек вождей на свою сторону и понемногу захватил всю власть.

Так и ты должна поступить. Используй тот аргумент, что ты побывала в царстве Аида, и те пророчества, которые были тебе даны там, чтобы тем самым завоевать доверие тех, кто пользуется авторитетом у этих людей.

А кто это?

Это мы сможем узнать, только оказавшись среди них. Сапфо, мы должны начать, иначе всех нас похоронят на этом кладбище, кроме самых последних, чьи тела склюют морские птицы. Мы больше не можем терять время.

И мы с Эзопом пошли в народ - принялись обследовать территорию, которую хотели завоевать. Мы узнавали чаяния и тревоги наших людей и начинали понимать, как навести порядок в этой маленькой стране.

Амазонки были очень злы на Лето, которая вовсе не принадлежала к роду титанид. Не только Майра с ее рыжими локонами, но и многие другие молодые матери хотели, чтобы палатка Лето поскорее закрылась. К Лето в ее предприятии присоединились несколько ее сестер, но большинству амазонок не нравилось, что она использует их мужчин.

Мужчины слабы, - сказала Майра. - Мы все это знаем. Соблазнить их не составляет труда. Но попробуй заставить их заботиться о детях! Ах, лучше бы мне никогда не покидать землю амазонок: там женщины объединяются, а не сражаются между собой за мужчин. Если бы я могла - вернулась бы!

Антиопа убила бы тебя после рождения твоего первого ребенка, - напомнила я ей.

Я не стала говорить, что встретила Антиопу в царстве мертвых и узнала о ее смерти.

Да мне даже Антиопа представляется теперь добродетельной! - кипя от злости, воскликнула Майра. - Антиопа рядом с Лето кажется образцом нравственности!

Ты послушай, что она говорит! - прошептал мне Эзоп. - Даже несправедливый правитель лучше, чем вообще никакого правителя.

Тем вечером с восходом луны мы с Эзопом отправились к Лето. Море хлестало волнами о берег. В темной листве шуршали птицы. Над отверстием в крыше палатки Лето поднимался дымок благовоний. Изнутри доносились звуки духовых и струнных инструментов. Кто-то выводил на флейте печальную мелодию в нижнем регистре. Лето на мгновение появилась из палатки, чтобы затащить внутрь поклонника, ждавшего снаружи, - вид у него был как у потерявшейся собаки.

На амазонке, надушенной, как богиня, обычно была накидка из плетеных водорослей, которая переливалась при ходьбе, а под накидкой виднелись многоцветные шелка. Детей у нее не было, и улыбалась она полнозубой улыбкой - белоснежной и сияющей.

Теперь накидку она сбросила, и ее ниспадающее складками шелковое тряпье развевалось в танце. С немалым искусством Лето одну за другой сбрасывала с себя шелковые ленты.

Она пригласила в палатку и нас.

Эрос любит переменчивость даже больше, чем косметику и духи. Лето прекрасно это знала. Перед каждым мужчиной она хотела являться в новом виде и для этой цели соорудила хитроумные маски - птиц, животных, с рогами и с длинными золотыми волосами. Она сама смастерила их и научилась движениям, делающим ее похожей на то существо, в которое она преображалась. Танцовщица может очаровать публику только движениями, но Лето обладала этим даром. Она могла стать кошкой, пантерой, змеей, лошадью, любым мифическим существом. Может быть, она все-таки была титанидой.

Мужчин ее представление приводило в немой восторг. Они словно попадали в волшебный мир. Какую бы радость ни приносили дети, но с их появлением волшебство исчезает. И это тоже знала Лето. Глаза у нее были серо-голубые, а ресницы - длинные и темные. Длинные волосы - почти серебряного цвета, с золотыми прядями. Она прикрывала ими отсутствующую грудь. От этого зрелища у меня по коже побежали мурашки. С ней были две помощницы-амазонки, такие же красивые, как она, но одна темная и пухленькая с желтоватыми глазами, а другая - с ярко-рыжими волосами оттенка отполированной меди и глазами цвета того же металла, только потускневшего. Эта троица начала танец, лаская груди друг дружке, целуясь в губы, обмениваясь масками, и разыграла пантомиму, в которой все они соблазняли одна другую.

Я смотрела на амазонок как зачарованная, вспоминая, как давно не прикасалась к живой плоти, не целовала мужчину или женщину. В царстве мертвых от соприкосновения плоти не возникало искры. Вот в чем парадокс этого места: вечное томление, вечная неудовлетворенность. В царстве мертвых на всех лежало проклятие Тантала. Я все это время оставалась целомудренной среди прекрасных амазонок - какая бездарная трата времени! Я занималась только писаниной! А в Египте скорее услаждала фараона, чем получала удовольствие. (Вот в чем проблема с фараонами!) Когда в последний раз я занималась любовью, забыв обо всем на свете? Я чувствовала боль в ногах и пульсацию внизу живота. Я вспомнила Алкея и Исиду, вспомнила то, что чувствуешь, прижимаясь всем телом к другу, который еще и твой любовник. Ах, как давно я не испытывала ничего подобного!

Здесь было слишком много мужчин, чтобы три женщины могли удовлетворить всех. Интересно, какой сюрприз припасла для них Лето в своем рукаве? Или под целковыми одеяниями?

Вскоре она достала примитивную глиняную трубку, которую зажгла одна из ее дев. Сильный запах заполнил палатку. Мужчины подались вперед, чтобы набрать в легкие побольше этого дыма. Они хлопали в ладоши и топали ногами.

Танец продолжался, а трубку передавали из рук в руки, зрители затягивались поглубже. В палатке скопилось столько дыма, что даже у меня - хотя я и не затягивалась - начала кружиться голова. Показалось, что в дыму я вижу крутящиеся радуги.

Мы с Эзопом ненадолго вышли из палатки, чтобы подышать свежим воздухом.

Она где-то здесь нашла эти грибы, - сказал Эзоп. Мы оба жадно глотали воздух.

Я знаю этот запах, - продолжал он. - Лето нужно быть осторожнее. В малых дозах некоторые из этих грибов безопасны, но встречаются такие - хуже яда болиголова.

Амазонки изучали травы - как болеутоляющие, гак и возбуждающие. Они знают гораздо больше, чем обычные люди. Я с Лесбоса - я знаю только вино.

Мы вернулись в заполненную дымом палатку. Мужчины теперь лежали на полу, погрузившись в дрему. Амазонки продолжали танцевать. Они, взявшись за руки и смеясь, торжествующе танцевали над мужчинами, обходя их распростертые тела.

Ну что ж, - сказала я Эзопу, когда мы снова оказались одни, - прекрасное начало для выяснения общественного мнения.

Информация всегда полезна.

Ты и твои треклятые эпиграммы! Сам правь этим островом! А меня это не интересует.

Хорошо. Но куда ты денешься? Отправишься назад в царство мертвых? В море без корабля? Сапфо, у тебя нет выбора. Либо ты будешь управлять островом, либо он - тобой!

Я задумалась над его словами. Эзоп был прав. Он всегда был прав! Я пнула камень, вошла в море и некоторое время плавала в темноте туда-сюда, желая, чтобы нереиды и Посейдон спасли или утопили меня. И тут на меня снизошло вдохновение - родился план.

Здравствуйте, гости сайта и наши постоянные читатели! Одним из важных персонажей древнегреческой мифологии является бог Аид – владыка Подземного мира, Царства мертвых. Он – божество смерти, ассоциирующееся с ужасом, холодом и мраком. Но так ли он опасен? Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с Аидом поближе.

Описание бога Аида

Древние греки со страхом и уважением, с настороженностью относились к богу, заведующему Царством теней (Загробным миром). Долгое время Аид ассоциировался только с упадком и смертью, однако с ходом времени представление о нем немного изменилось.

Примерно с V века до нашей эры божество начали связывать также с плодородием, достатком, процветанием.

Несмотря на то, что в греческой мифологии есть несколько сказаний и легенд, в которых фигурирует бог Аид, владыку Подземного мира относят к числу божеств «второго плана». О нем не принято было рассказывать , его имя люди старались лишний раз не произносить, боясь накликать на себя беду.

Образ божества окутан мраком, но важно понимать, что Аид – не сама страшная Смерть, он не Дьявол, не Сатана. Он тот, кто правит в «нижнем» мире, охраняет свои территории, следит за порядком и за тем, чтобы тени (души умерших) не вернулись в мир простых смертных.

В свою власть Царство мертвых получил Аид благодаря жребию. Произошло это после того, как он вместе с Зевсом и Посейдоном одолел Кроноса, победил титанов. С тех пор, спустившись под землю, Аид старается не покидать своих владений.

К тому же, олимпийские боги настроены к нему недружелюбно. В мифах он лишь дважды надолго выходил за пределы Загробного мира.

По одной из версий, представленной Гомером, Аид обитает не в недрах Царства теней. Он встречает души у самого входа, вместе с Цербером – адским трехголовым псом – охраняет ворота в «нижний» мир.

Семья и родственные связи

  • Родители: Рея, Кронос. Аид их старший сын.
  • Братья и сестры: Зевс, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера.
  • Жена: Персефона, дочь Деметры и Зевса.
  • Дети: в большинстве источников говорится, что бог смерти был бесплоден и потомков не имел. В Суде (Свиде) указано, что Персефона родила на свет Макарию – единственную дочь Аида, которая стала божеством блаженной смерти.

Внешность Аида

Подробного описания внешности божества не сохранилось, если оно в принципе когда-либо было. Аида старались не изображать на картинах и фресках так же, как не говорили о нем всуе. Большинство скульптур, текстов или рисунков относятся к позднему древнегреческому периоду.

Хозяин «нижнего» мира сильно похож на своего брата с Олимпа – Зевса. В ряде источников его даже называют Громовержцем Царства мертвых или Зевсом Подземного мира (Зевс-Хтоний).

Он представляется в облике высокого, сильного мужчины средних лет. Волосы и борода у него темные, густые, вьющиеся.

Встречаются изображения, на которых голова Аида развернута назад. Бог смерти предпочитал ни с кем не сталкиваться взглядами. А глаза у него были мертвыми, холодными, поддернутыми белесой пеленой.

Характер бога царства мертвых

Божество из Древней Греции наделено противоречивым характером. С одной стороны, Аид – суров и непреклонен. С ним невозможно договориться, он не идет на уступки, не чувствует сострадания или жалости. С другой, этот бог тепло и радушно встречает новые души, а также готов помогать людям, даруя плодородие из глубины земли.

В записях Гомера говорится, что владыка Подземного мира всегда гостеприимен. Однако, попав на его территорию, выбраться обратно едва ли получится.

Аид не желает видеть в своем царстве живых, тех, кто пришел просто ради интереса и любопытства. Гомер также описывает божество как щедрое, веселое, разговорчивое и очень раскованное.

В представлении древних греков старший из сыновей Кроноса и Реи был отстраненным, холодным, погруженным в свои мысли. Но, несмотря на мрачный образ, Аида не считали воплощением зла, коварства, хитрости. Ему чужда ненависть, но он знает, что такое любовь.

Во многом характер Аида смягчился после того, как произошло его слияние с другим божеством – Плутосом. Этот древнегреческий бог олицетворял богатство, достаток и не был связан с темными эмоциями.

Способности

Основная Аида, по мнению древних греков, – умение управлять человеческими эмоциями, настроением. Божество способно наслать на людей тоску, томительное чувство безысходности, апатию, «черную депрессию». Скверное настроение, полный упадок истощают, приводят к болезни.

В позднее время, когда хозяин Загробного мира начал ассоциироваться с достатком и процветанием, ему стали приписывать силы, с помощью которых Аид влиял на урожай, погоду.

Важная способность древнегреческого бога – умение оживлять усопших, влиять на цикл жизни и смерти.

Однако Аиду нужно услышать очень вескую причину для того, чтобы вернуть душу в человеческое живое тело. Он не желает терять подданных, а также не стремится нарушать законы природы.

Волшебные предметы

  1. Золотой трон, стоящий в центральном зале «нижнего» мира. В легендах упоминается, что его выковал для Аида сам Гермес.
  2. Гигантская колесница, запряженная четырьмя черными скакунами. На ней правитель «нижнего» мира путешествует по своим владениям или выезжает за пределы своих земель.
  3. Магический шлем или шапка, созданная из шкур животных. С помощью этого предмета можно стать невидимым. Аид получил вещь в подарок от циклопов после того, как по приказу Зевса освободил их. Примечательно то, что шлем-шапка входит в число тех атрибутов, которые фигурируют в различных сказаниях и которыми пользуются другие боги, герои мифов.
  4. Длинный скипетр или жезл, увенчанный фигуркой трехголового пса.
  5. Внушительных размеров рог «изобилия», наполненный или драгоценными камнями и золотыми монетами, или фруктами, злаками и овощами.
  6. Двузубец.

Царство бога Аида

«Нижний» таинственный мир носит имя своего владыки – Аид. Он располагается глубоко под землей, живому человеку попасть в него непросто. Души умерших ко входу на территорию бога смерти обычно провожал Гермес.

В редких случаях их могла сопровождать Ирида – радужная посланница богов. Она также имела право спускаться в Подземный мир и некоторое время безнаказанно находиться там.

По мнению древних греков, «темный» мир находится в западной стороне. В прошлом считалось, что запад – символ умирания. На западе садится солнце, мир погружается в холод и тьму, ассоциирующиеся с Царством теней.

Во владениях бога смерти есть реки и болота, озера, пустоши, равнины и луга. В одних местах здесь царят тишина, покой и забвение, в других – холод, темнота, слышатся стоны и крики страдающих после смерти грешников.

Ступить на земли Аида можно, только перебравшись через черные бурные воды реки Стикс (в другой версии – реки Ахерон – реки смерти).

Старый Харон на своей лодке переправляет с одного берега на другой тени, однако на борт он пускает лишь тех, кто готов заплатить. Ворота в Загробное царство охраняет свирепый, преданный Аиду демонический пес с тремя головами – Цербер.

Есть также предположение, что существует три незримых двери, ведущие в Аид:

  • Первая находится в Пилосе: в храме, выстроенном в честь божества;
  • Вторая – на Тенарском мысе;
  • Третья – на берегу озера Аверн.

Страшный суд над душами вершится за воротами царства. Оценивают прижизненные поступки такие древнегреческие персонажи, как Радамант, Минос и Эак.

Если человек совершал лишь благие деяния, ему дают испить волшебной воды из реки забвения. После этого тень забывает о прошлом. Грешников же обрекают на муки и страдания.

Некоторые места в Загробном мире:

  1. Стигийские болота, где утопают грешные души;
  2. Река Лета, в ней течет вода забвения;
  3. Равнина Леты;
  4. Флегетон – подземная река;
  5. Амсанкт – озеро, через которое, как говорится в преданиях, появлялась возможность проникнуть во владения бога смерти;
  6. Амелет – одна из центральных рек Загробного мира;
  7. Река Воплей или Какит;
  8. Огненная река Пирифлегетон;
  9. Асфоделивые луга (поля, равнины), по которым, не зная горя и печали, бродят светлые тени, испившие воды из реки забвения.

Кроме упомянутых персонажей древнегреческих мифов и самого хозяина мира теней, в «нижнем» царстве обитают различные существа.

Здесь живет Аскалаф , присматривающий за полями и лугами.

Гигантская страшная Гидра , у которой пятьдесят ртов, обитает возле Тартара. Поселились в мрачном мире Танатос – божество смерти, Гипнос – божество сна, различные нимфы и иные волшебные создания.

Аид и Персефона

Персефона была любимой дочерью Деметры (богини плодородия) и Зевса. Громовержец пообещал отдать ее в жены своему старшему брату – Аиду, но Деметра так же, как и юная Персефона, не знала об этом обещании.

Когда пришла пора, владыка Царства теней поднялся на землю и похитил прекрасную Персефону. Он силой увел ее с луга, на котором девушка собирала цветы, и спустился вместе с ней в свое царство.


Узнав о случившемся, Деметра пришла в ярость, а после ее захлестнула печаль. Она позабыла о своих обязанностях, из-за чего начался сильный голод. Обратившись к Зевсу, олимпийская попросила, чтобы тот вернул ей дочь.

Громовержцу не оставалось ничего, кроме как вступить в разговор с Аидом, который был очарован своей молодой женой. Зевс попросил брата отпустить Персефону, сильно тоскующую по матери и по солнечному свету. Но бог смерти отказался.

После беседы с Зевсом он накормил Персефону гранатами, тем самым лишив ее возможности вырваться из Царства теней.

В Древней Греции гранат и его зерна одновременно символизировали вечную жизнь, забвение и смерть.

Громовержец, пытаясь отыскать реальный выход из положения, обратился к Аиду и Деметре с предложением: две трети года Персефона будет проводить вместе с матерью, а одну треть года – в мире «нижнем». Поразмыслив, бог Царства мертвых согласился на такой компромисс.

С тех пор, когда Персефона возвращается к мужу, на земле наступают стужа и холода – это Деметра тоскует о своей любимой дочери.

Прекрасную Персефону иногда изображают на иллюстрациях вместе с Аидом. Она стоит возле его трона в окружении духов скорби, печали и отчаяния.

  1. Аид – одно из самых известных имен древнегреческого бога смерти. Но в некоторых легендах он представляется как Орк, Климен, Дит, Гадес, Аидоней. Римляне величали его Плутоном.
  2. Черный – цвет этого божества.
  3. В жертву богу всегда приносили черных быков.
  4. Стихия Аида – земля. Он также взаимодействует с пеплом, прахом.
  5. Символ в царстве цветов – дикорастущие тюльпаны темного оттенка.
  6. В Греции некогда искренне верили, что только благодаря волшебным силам Аида порастают закопанные, посаженные в землю зерна и семена.
  7. В одном из мифов божество вступило в схватку с Гераклом и проиграло. Аид был серьезно ранен в бою, из-за этого ему пришлось подняться на Олимп и попросить помощи у врача Пэона.
  8. философ Гераклит считал, что бог Дионис и бог Аид – один и тот же персонаж.
  9. Из-за того, что было запрещено произносить лишний раз вслух имя божества, его называли или Плутоном, или Незримым, или Богатеем.
  10. С точки зрения психологии, «темное» царство – зона коллективного и личного бессознательного. А сам бог – архетип отца. Психологическая работа с божеством помогает унять и принять страх смерти (умирания), поработать спрятанные в глубине души негативные эмоции.
  11. В одних легендах сказано, что, едва Аид появился на свет, он был проглочен своим отцом. По иной версии, Кронос сбросил старшего сына сразу после рождения в Тартар.
  12. Несмотря на то, что Персефона не давала своего согласия на свадьбу, со временем она полюбила мужа. Есть миф, в котором подземный владыка неожиданно увлекся прекрасной нимфой Минту, живущей у вод одной из рек в Царстве теней. Когда Персефона узнала об этом, она, не справившись с ревностью, обратила нимфу в растение – мяту.

Значение имени Аид

Достоверно неизвестно, откуда появилось такое имя и что оно конкретно означает. Существует несколько вариантов расшифровок:

  • «Почтение»;
  • «Мрачный»;
  • «Встреча либо свидание (с предками)»;
  • «Невидимый»;
  • «Неведомый»;
  • «Милосердие»;
  • «Таинственный»;
  • «Вечный»;
  • «Смертельный»;
  • «Непознанный»;
  • «Губительный»;
  • «Бессмертный»;
  • «Сострадание»;
  • «Страх и ужас».

Некоторые исследователи предполагают, что первоначально «Аид» было только названием «нижнего» мира. Затем оно трансформировалось в имя нарицательное, подаренное богу смерти.

Благодарим за прочтение статьи! Надеемся, она оказалась полезной, интересной и увлекательной. Пишите комментарии, задавайте вопросы, делитесь публикацией в своих социальных сетях.

Краткая предыстория

После долгой борьбы богов с титанами, последние были повержены и сосланы во тьму. Три брата встретились и поделили зоны влияния. Это были , и Аид. Зевсу досталось небо, Посейдону водная стихия, а Аиду подземное царство.

Подземное царство

Аид получил власть над тенями умерших. Он считается богом подземных сокровищ, несметных богатств, плодородия. Он входит в число двенадцати высших существ, живущих на . Аид был одним из трёх главных богов. Он принимает души всех умерших, охраняет тайны загробного мира. Его жена Персефона – богиня царства мёртвых и покровительница плодородия. У него есть волшебная шапка, делающая невидимым. В мифологии часто изображали спиной т.к. по преданиям он не хотел смотреть умершим в глаза.

У входа в мир теней растут три чёрных тополя. Он расположен на западе, где солнце спускается, на побережье Океана. Родственники кладут покойным денежку под язык, что будет платой перевозчику через реку Стикс. Судьи, боги смерти и мщения восседают рядом с Аидом. Бог Гипнос держит в руках сосуд с усыпляющим напитком.

На полях мира теней выросло много чёрных тюльпанов и асфоделий. Тени умерших носятся над полями, их крики и стоны подобны шелесту увядшей, сухой листвы. Не могут вернуться они к солнцу, и продолжают своё существование без радости и печали, скучая по надземному миру.

Здесь побывал даже легендарный , который хотел узнать свою судьбу.

Герои, мифические существа, Геката гуляют по подземным пространствам. Хаос входит в мир теней, добавляя ему мрачности и безнадёжности. Богиня Геката посылает ужасные сновидения тем, кто забывает о ней, не борется с колдовством. Здесь нет солнца, его лучи не могут проникнуть в данное измерение. Почти все побеждённые титаны были отправлены сюда. Мёртвые несут заслуженное наказание в мире теней. Река забвения Лета протекает в царстве мёртвых. Напившийся из неё забывает прежнюю жизнь.

Персефона

Юная, нежная Персефона жила со своей матерью, богиней плодородия Деметрой. Как-то она гуляла по лесу, где её увидел Аид. Он влюбился в неё сразу, решил похитить, жениться. Для достижения цели бог попросил Гею вырастить цветок неземной красоты, что и было сделано. Вышла Персефона на прогулку, увидела цветок неземной красоты, начала его срывать. Сразу же разверзлось лоно земли, вылетели кони, запряжённые в колесницу. Аид, находившийся внутри, схватил красавицу, скрылся вместе с ней. Только вскрикнула юная богиня, и исчезла в царстве теней.

Услышав крик дочери, Деметра устремилась к ней. Но не было Персефоны нигде. Так и не найдя дочь, опечалилась очень Деметра, покинула Олимп, ушла к людям. Без неё перестали цвести сады и цветы, начался голод по всей планете. Взмолилась она, обратившись к Гелиосу. Просила открыть ей, где находится дочь. И Гелиос ответил ей, что Зевс отдал Персефону в жёны Аиду. Отправилась опечаленная мать к Зевсу, умоляя вернуть ей дочь. Послали в подземное царство с донесением. Владыка царства теней выслушал посланника, отправил Персефону к матери.

Перед путешествием заставил проглотить её зёрнышки граната, которые считались символом брака. С тех пор жена божества какое-то время живёт с Деметрой, а другую часть времени проводит с мужем. Когда она уезжает в подземное царство, земля печалится и пустеет, начинается осень, затем зима. Но когда она возвращается к матери, на земле всё возрождается, приходит весна, за ней лето.

Стикс

Река Стикс преграждает путь в царство теней . Харон, перевозчик умерших, взимает оплату за проезд. Это старец в рубище, который принимает умерших только тогда, когда у них есть золотая ветвь из царства Деметры, а их кости находятся в могиле. В других случаях души не перевозились на другой берег, не попадали в подземный мир.

Харон перевозил души мёртвых на лодке. Древние греки рисовали этот сюжет на древних, погребальных вазах, датируемых V-IV веком до нашей эры. Иногда он изображался в виде грубого моряка, иногда его лицо имело благородные черты, а на некоторых рисунках ему придавали вид демона с крыльями, вооружённого двойным молотом.

Трёхголовый страж

Цербер, трёхголовый пёс, является стражем подземного мира. Никто не может вернуться назад в царство живых, поскольку страж охраняет грань между мирами. У этой собаки змеиный хвост, из пасти течёт ядовитая слюна. Он был рождён от Тифона и Ехидны. Это страшное мифическое существо, которое описывается во многих мифах. Во времена средневековья Цербера описывают как крылатого демона, охраняющего выход из преисподней.

Хаос

В древнегреческой мифологии считается бездной. На самом деле это бесформенное, первичное, неупорядоченное проявление пространства из которого возникли первые божества, галактики. Хаос существовал до сотворения мира, его также называют первозданной пустотой. Древние греки называли его Тартаром.

Все факты, картинки, видео взяты из открытых источников.

Греческие герои, в которых плескалась кровь богов, во многом превосходили простых людей и от этого начинали считать себя всесильными. Вера в собственное могущество и неуязвимость подчас не доводила до добра, но лихие парни – победители ужасных чудовищ просто не умели иначе. Так Тесей, вернувшийся домой после истории с Минотавром, стал царём Афин, объединил вокруг них Аттику, а затем отправился с посольством в страну амазонок. Царица амазонок Антиопа настолько приглянулась герою, что он, не долго думая, увез её на своём корабле и сделал женой. Явившееся на помощь царице войско было разбито, но Антиопа, сражавшаяся против собственных подданных, погибла. Тесей ещё раз вступил в не слишком удачный брак, вскоре овдовел и стал раздумывать о новой жене.

Вместе с другом – царём лапифов Пирифоем, таким же отчаянным воякой, они пришли к выводу, что единственные достойные их женщины должны быть отпрысками самого Зевса. Из дочерей громовержца на земле нашлась только красавица Елена, которой исполнилось двенадцать, что не помешало Тесею похитить девочку и спрятать в своих владениях. За невестой для Пирифоя друзья отправились к оракулу, который посоветовал не мелочиться, а сразу посвататься к Персефоне. Не уловив иронии, женихи решили спуститься в Аид. Запутанными окольными тропами Тесей и Пирифой пробрались в подземное царство и предстали перед очами впечатлённого таким нахальством правителя. Ничем не выдав негодования, Аид предложил им присесть и попробовать угощения. Но стоило горе- женихам коснуться каменного трона, как их тут же обвили змеиные кольца. Герой и его друг приросли к камню, не помня себя, ибо это был трон забвения. Эринии приходили бичевать их за дерзость, и Цербер кусал беспомощных пленников.

На счастье Тесея последнее испытание привело в Аид Геракла. Отчаявшись извести силача, царь Еврисфей велел тому спуститься под землю и добыть Цербера. Неизвестно, что вышло бы из этого похода, не явись проводником Геракла Гермес. Вместе с посланником Зевса герой проник в Аид, где его ожидало много печальных встреч с былыми друзьями. В конце концов он увидел молящих о спасении Тесея и Пирифоя и смог оторвать от трона забвения победителя Минотавра. Не обладавший божественной кровью Пирифой не пережил испытания. Зато у Геракла всё получилось – герой закутался в львиную шкуру и сколько бы не впивался в него Цербер, могучие руки скрутили стража и выволокли его из Аида. Неизвестно, кто пережил большее потрясение: Еврисфей или Цербер, не знавший дневного мира, да только Геракл притащил пса в царский дворец, положив конец своей службе. Потом Геракл отпустил Цербера и сам получил свободу, оказавшись одним из немногих, кому удалось в целости и сохранности вернуться из владений Аида.



Рассказать друзьям