Презентация на тему "Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем". Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем е тысячелетие н.э

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект урока «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».(4 класс)

Цель: научить детей сравнивать одно историческое время от другого.

Образовательная- научить детей сравнивать одно историчесеое время от другого;

Развивающая- развивать мышление, логическое размышление,воображение; воспитывать любовь к прошлому и уважение.

План урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Итог урока. Домашнее задание.

Оборудование: таблицы, схемы,карточки, кроссворд, наглядности.

Ход урока:

    Орг. Момент.

Мы школьники прилежны

Послушны и дружны

Мы знаем что лентяи

От жизни не нужны

Урок мы очень лббим

Хотим мы больше знать

Вот варастим и будем

Всем старшим помогать!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут….. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Ребята, давайте для начала выполним задание по карточкам и определим тему сегодняшнего нашего урока.

1-Чтобы организовать и защититьжизнь всех этих разных людей, необходимо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись…(государства)

2-Для того чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города, люди изобрели…(письменность)

3-Эпоха Древнего мира началась в то время,когда в нескольких странах люди вышли из первобытного состояния и поднялись в следующую, более высокую ступень развития, которая называется…(цивилизацией)

4-В честь какого бога проводились торжественные спортивные соревнования, жившего на горе Олимп. (Зевс)

5- Назовите предводителя восстания рабов в Древнем Риме в 74 году до н.э….(Спартак)

Итак, ребята, какое главное слово получается? (Средние века)

Молодцы, ребята.

Итак, тема сегодняшнего урока- Эпоха средних веков - между древностью и новым временем.

Ребята, давайте мы с вами для начала вспомним как люди хранили и передавали знания, опыт в эпоху Первобытного и Древнего мира?

Первобытный мир Древний мир Средние века

Молодцы, ребята. А чтобы узнать как люди в средние века хранили и передавали знания откроем учебники на странице 60. И прочитайте всё про себя разговор Анюты и Илюши.

Какое вы заметили противоречие в разговоре Анюты и Илюши? Какой возникает вопрос?

Анюта «средние века» сравнила со « средними способностями» и сказала, что она неинтересная, так как «средняя».

Илюша удивился и сказал -«Ведь за эту эпоху сотни поколений сменились, неужели никто из них ничего выдающегося не сделал?

Какие выдающиеся события произошли в средние века?

Молодцы, ребята. А что же означает название «Средние века?».Давайте рассмотрим следующую таблицу и определим место и впемя «Средних веков»

Новейшее время

Новое время

Средние века

Древний мир

Первобытный мир

Ребята, где находится «Средние века?»

Между Древним миром и Новым временем.

Итак,ребята, Средние века- это температура между Древним миром и Новым временем.

Ребята, а как вы думаете, кто прав- Анюта или Илюша? И почему?

Илюша. Так как он говорит что за эту эпоху сотни поколений сменились

Молодцы, ребята! А какие изменения произошли в это время послушайте (рассказ учителя учебник стр 61)

Ребята, давайте сейчас отдохнём.

В небе плавает луна.

В облака зашла она

Можем мы луну достать

И пониже перевесить

Пусть луна сверкает

Молодцы, ребята! А теперь откройте страницу 64, прочитайте задание:

Перечисли технические достижения средних веков.Сравни технические возможности людей в средние века и в предыдущие эпохи всемирной истории (работа по картинкам)

Технические достижения эпохи средних веков

Порох Бумага

Стремена Хомут

Как вы думаете, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

Как государство управляло обществом

На протяжении средних веков большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. Города в основном были маленькими, их население незначительным.

В любом средневековом государстве жители делились на группы

Крестьян, ремесленников, купцов, воинов,священников. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе,права и обязанности.

Ребята, откройте учебники на странице 65 и прочитайте задание.

Рассмотрим схему управления государством в средние века. Подбери подписи к рамкам: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы.

Объясните, как распределились государственные обязанности между разными группами средневекового общества.

От кого зависела власть в средневековых государствах?

Молодцы, ребята!

Закрепление изученного.

Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства

Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.

Итог урока.

Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?

Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

Домашнее задание.

С. 60 - 67, ответы на вопросы на стр. 67

Слайд 2

Что такое Средневековье?

Средневековье - это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье - это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье - это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом...

Слайд 3

ЗАМКИ

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    РЫЦАРИ

    Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В начале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

    Слайд 7

    Средневековые города

  • Слайд 8

    Голод

    От голода страдали прежде всего бедняки. Случалось, вымирали деревни на многие километры вокруг! Однако бывали и такие бедственные годы, когда нехватка продовольствия поражала "целиком всю нацию". Вот свидетельство очевидца страшного голода, обрушившегося на Европу в 1032 году: "...Когда же съели и диких зверей, и птиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такие вещи, о каких и сказать страшно. Некоторые, чтобы избежать смерти, ели лесные коренья и траву. Ужас охватывает меня, когда я перехожу к рассказу о том, какие преступления царили тогда в роду человеческом. Увы! О горе! Вещь неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть..."

    Слайд 9

    ЧУМА

    А тут (1347-1350 гг.) грянула еще одна беда - "черная смерть"! В Европу пришла чума. Особенно лютовала эпидемия в городах. Порой некому было хоронить мертвецов. Люди в ужасе бежали из зачумленных городов, разнося смертельную заразу. Неслыханная эпидемия чумы, по одним подсчетам, уменьшила население Европы на треть, а по другим - чуть ли не вполовину!

    Слайд 10

    РЕЛИГИЯ

    Средневековье – эпоха развития большинства мировых религий, а также раскола христианства на православие, католицизм и протестанство

    Слайд 11

    Жанна д "Арк «ФРАНЦИЮ СПАСЕТ ДЕВА!»

    Когда в 1412 году в небольшой шампанской деревеньке Домреми родилась девочка Жанна, война длилась уже 75 лет. Глубоко религиозную, искреннюю, впечатлительную и умную Жанну стали посещать видения, она начала слышать "голоса". По словам самой Жанны, ей было тринадцать лет, когда она стала понимать, что ей необходимо предпринять для спасения страны и в чем должна состоять ее собственная миссия. И вот, когда к Жанне явился Архангел Михаил и приказал идти к дофину престолонаследнику, чтобы помочь ему спасти королевство, она уверовала в свою особую судьбу и пошла ей навстречу. А было ей всего семнадцать лет! Наконец, Жанне поверили! Для нее изготовили специальные доспехи белого цвета, из старинной часовни привезли древний меч. И вот в числе других военачальников она стала во главе войска, двинувшегося на помощь осажденному Орлеану. Теперь под ее белым знаменем, украшенным королевскими лилиями, шли преданные ей люди, готовые отдать за нее жизнь.

    Предварительный просмотр:


    Эпоха Средних веков –
    между древностью и Новым временем

    С оставила учитель начальных классов Шнайдер Ирина Александровна

    П рограмма «Школа 2100», 4 классе

    Презентация прилагается

    Цели:

    создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества, особенности морали);

    отрабатывать умения ориентироваться в историческом времени;

    учить работать с исторической картой учебника, с дополнительной (энциклопедической) литературой;

    формировать уважительное отношение к разным религиям, в противоположность той религиозной нетерпимости, которая была свойственна Средневековью.

    Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

    Учащиеся знают и могут привести примеры основных достижений науки и культуры в эпоху Средних веков;

    у них сформировано целостное представление о данной исторической эпохе (временной промежуток эпохи, особенности средневекового общества, развитие техники, изменение морали).

    Оборудование: презентация, мультимедийная система, коллекция видов бумаги, механические часы разной формы и размера.

    Ход урока

    I. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    На сегодняшнем уроке мы продолжим наше путешествие и совершим третью остановку на «реке времени» Всемирной истории человечества. Прочитайте тему урока.

    (слайд 2) («Эпоха Средних веков: между древностью и Новым временем» )

    Какое название получила третья по счету эпоха Всемирной истории?

    Прочитайте примеры выражений со словом «средний», которые мы встречаем в жизни:

    (слайд 3)

    средние способности

    средний ученик

    средняя успеваемость

    отвечал (урок) средне

    Как вы думаете, если мы о ком-то или о чем-то говорим средний, мы, скорее, хвалим или говорим о недостатках?

    Приятно ли вам услышать о себе «средний ученик»? Какие возникают предположения об эпохе, которая получила такое название, «Средние века»?

    Сравните ваше первое восприятие новой эпохи и восприятие Анюты, героини учебника.

    (Даниил и Аня читают по ролям первый абзац на с. 60.)

    Что думает Анюта о третьей эпохе Всемирной истории?

    С помощью «реки времени» определите, как долго продолжалась данная эпоха и сколько поколений наших предков жило тогда?

    (Эпоха Средних веков длилась 10 веков, за это время сменилось около 400 поколений наших предков)

    II Проблема урока.

    Разве справедливо говорить о времени жизни стольких людей – «средние века»? Неужели никто из них ничего выдающегося не сделал? (слайд 4) Разве может целая эпоха быть «средней» и «неинтересной»? Нам предстоит разобраться, что же на самом деле означает данное название?

    III. Открытие нового знания.

    (Прикрепляю к доске опорную схему:

    Что отражает опорная схема?

    (Технические достижения эпохи Древнего мира и Нового времени)

    Что общего между телегой и паровозом, а что различного?

    Как вы думаете, могли ли жители Древнего мира построить паровоз? Чего им не хватало?

    (Механизмов, которые могли бы работать без помощи человека или животного)

    Давайте обратиться к «реке времени» Всемирной истории. (слайд 5)

    Возможно, среди изобретений Средних веков есть механизм, который может работать без помощи человека или животного?

    Значит, время между древностью и новым временем можно представить как «мостик» от времени возникновения первых цивилизаций к современности. Без этого «мостика» человечество не смогло бы подняться так высоко в своем развитии. Этот «мостик» расположен посредине эпох и поэтому называется Средние века.

    (Дополняю опорную схему, рисую «мостик» – стрелку между эпохами, над ней помещаю рисунок с часами, а под ней прикрепляю название эпохи: )

    Прочитайте в учебнике на с. 60 последний абзац, продолжая чтение на с. 61 до слов: «…судьбу народов и государств Средневековья». (Настя читает вслух)

    Как полученные сведения могут нам помочь в решении поставленной проблемы?

    IV. Расширение нового знания.

    Из учебника мы узнали о том, что в эпоху Средних веков одни цивилизации сменялись другими.

    Работа по карте учебника (с. 62–63).

    Рассмотрите карту Средних веков, (слайд 6) прочитать легенду карты и сравните полученные данные с картой эпохи Древнего мира (с.62–63). (слайд 7)

    Какие цивилизации исчезли, а какие продолжили свое существование?

    (Исчезли цивилизации Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции. Продолжили свое существование Индийская и Китайская цивилизации)

    Как изменились границы цивилизованного мира и мира первобытных племен?

    (Границы цивилизованного мира заметно расширились: появилось много новых государства в Европе)

    V. Смысловой фрагмент «Роль религии в жизни средневековых обществ».

    Обратите внимание на цивилизации Европы и Востока. Что вы заметили?

    (Цивилизации Древней Европы в эпоху Средних веков стали называться христианскими, а Древнего Востока – исламскими)

    Текст учебника на с 61 расскажет нам, чем были интересны все эти цивилизации. Работаем в парах. У каждой пары на столе карточка с заданием. Достижения и изобретения запишите в таблицу, которая находится в тетради на с. 42.

    Работа в парах с учебником.

    Что нового вы узнали о цивилизациях Европы и Востока? Чем вызваны были эти изменения? Сделайте вывод о роли религии в жизни средневековых обществ?

    (Ученики отвечают на вопросы и приходят к выводу , что религия стала играть особую роль. Она изменяла границы государств и, конечно, влияла на жизнь людей)

    VI. Смысловой фрагмент «Технические и культурные достижения в эпоху Средних веков».

    Работа в группах.

    Перед уроком ребята в группах провели свои исследования о технических и культурных достижениях в эпоху Средних веков. Каждая группа должна была подготовить небольшое выступление по плану (слайд 8) :

    • Название технического изобретения.
    • Когда, где и кем оно было изобретено?
    • Как оно расширило технические возможности людей в Средние века?

    Группа 1 (бумага). Показывают коллекцию школьную и свою.

    Группа 2 (порох). Фото на слайдах. (слайд 9-28)

    Для чего наше государство постоянно совершенствует оружие и заботится об Армии?

    Группа 3 (механические часы). Фото на доске и демонстрация настоящих часов.

    Как научиться правильно распределять и беречь время?

    Ученики делятся результатами групповой работы и делают вывод: в Средние века было много полезных изобретений.

    VII. Смысловой фрагмент «Общество и государство в Средние века».

    Средневековые цивилизации, как и цивилизации Древнего мира, не похожи друг на друга. Но ученые дают им общее название «земледельческие» . Как вы думаете, почему? Чем, на ваш взгляд, занималось большинство людей в древности и Средневековье?

    Используя примитивные орудия труда, люди получали урожай значительно более низкий, чем в наше время. (Обычный средний урожай составлял: на 1 посеянное зерно 2–3 собранных, а в современном сельском хозяйстве: на 1 посеянное – 8–10 собранных.) Прокормиться в таких условиях было очень трудно. Именно поэтому большинство людей вынуждены были становиться земледельцами (от 90 до 98 % населения любой древней или средневековой страны). Сделайте вывод о том, где жила большая часть людей в эпоху Средневековья, в деревнях или городах.

    Действительно, города в эпоху Средневековья были маленькие, а население их – незначительным. Схема в учебнике на с. 65 познакомит нас со средневековым обществом.

    (Ученики распределяют подписи к рамкам на плакате В средневековом государстве жители делились на группы: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы. Воины-землевладельцы призваны были служить мечом государству, священники должны были служить молитвой. А горожанам и земледельцам государство приказывало трудиться и платить налоги. Власть принадлежала государю)

    Саша подготовил выступление о порядках, принятых в средневековом обществе .

    (слайд 28)

    Рассказ ученика:

    «В средневековом обществе существовал «порядок дела» .

    Считалось, что каждый человек от рождения предназначен к одному из занятий: молитве, военному делу или физическому труду.

    Поэтому общество делилось на три сословия: духовенство (священники), рыцарство (воины - землевладельцы) и работающие (крестьяне и ремесленники). Представители разных сословий пользовались неодинаковыми правами и привилегиями.

    Священника, к примеру, мог судить только епископ, а рыцарь обязан был подчиниться решению суда только в том случае, если судьи были равны ему по положению.

    Поэтому от того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, права и обязанности.

    Однако границы между сословиями были несколько нечеткими.

    Рыцарь мог принять монашеский обет; тогда он становился рыцарем-монахом – тамплиером.

    Члены монастырских обществ занимались физическим трудом, в том числе и возделыванием земли. Путь «из грязи в князи» не был закрыт наглухо, при удаче его можно было пройти за два-три поколения».

    VIII. Смысловой фрагмент «Особенности средневековой морали».

    Вспомните: какая была принята мораль в эпоху Древнего мира?

    Напомните, что в эпоху Средневековья влияло не только на жизнь людей, но и изменяло границы государств?

    Как вы думаете, могла ли религия изменить представления о добре и зле в эпоху Средневековья? Если да, то как?

    Проверьте свои предположения, рассмотрев рисунок в учебнике на с. 66 и прочитав текст к нему. (Лера читает вслух)

    Объясните, в чем состоит особенность средневековой морали?

    Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры ».)

    Можем ли мы согласиться с такими представлениями о добре и зле?

    (Нет. Все люди равны)

    IX. Итог урока.

    Учитель. Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

    Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

    Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

    X. Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 60–66, проверить свои знания, ответив на вопросы 1, 4, 5 после текста на с. 67.

    (слайд 29)

    Творческое задание (по выбору):

    1. Используя дополнительную энциклопедическую литературу, подготовить небольшое сообщение об архитектурном памятнике эпохи Средних веков.

    2. Пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение о технических достижениях эпохи Нового времени.

    Методическая разработка урока по окружающему миру

    для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем.

    Образовательная программа «Школа 2100»

    УчительШербаковаЕ.С.

    Форма урока: урок – исследование.

    Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.

    Цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.

    Задачи: 1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.

    2. Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию прошлых поколений.

    3. Учить детей уважать религиозные чувства и традиции представителей разных религиозных конфессий.

    4.Развивать умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.

    I . Актуализация знаний и мотивация.

      С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).

      В какую эпоху появились первые цивилизации? (В эпоху Древнего мира)

      С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? (Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).

      О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.

      Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).

    II . Формулирование темы урока:

      Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).

      Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)

    1-е значение : Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

    2-е значение : То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.

      Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)

      Это и будет темой нашего урока.

    Слайд №1.

    Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. ( V XV век)

    Ш. Выдвижение гипотезы:

    Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.

    Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).

    Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)

    Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.

    Гипотеза:

    Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).

    Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)

    IV . Исследование предлагаю провести в группах.

      Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:

    Слайд №2

    1. Католическая Европа

    2. Православный мир

    3. Исламский мир

    4. Индийская цивилизация и близкие ей страны

    5. Китайская цивилизация и близкие ей страны

    6. Цивилизация Американских индейцев

    Слайд №3

    План исследования Средневековой цивилизации

    1. Географическое положение

    2. Достижения

    3. Религия

    4. Понятие о добре и зле (мораль)

      Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.

      У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.

      Время групповой работы 10-12 минут

    V . Межгрупповая работа. Обмен информацией.

      Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).

      Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)

    VI .Оценивание информации, вывод:

    Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?



  • Рассказать друзьям