Что такое музей в чемодане описание. Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Внеклассное мероприятие «Музей в чемодане».

4 класс .

Шмурьева Лидия Иосифовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска Иркутской области.

Цель: в рамках экспериментальной площадки «Музейная педагогика»

расширить представление о семейных традициях;

прививать желание вести исследовательскую деятельность генеологического древа

Семьи;

Познакомить с увлечениями и творчеством учеников класса;

Оборудование: выставка книг О.В.Поздняковой;

Выставка художественных работ юных художников;

Сочинения и рисунки учеников класса;

Генеологическое древо семьи ( плакат);

Сувениры, привезенные из поездок и путешествий;

Чемодан.

Ход занятия.

1.Вступительное слово учителя.

Существует много праздников в календаре. Одни из них более значимые, другие - менее. Но есть праздник, одинаково интересный как для взрослых, так и для детей. Это, конечно же, Новый год. Какие самые яркие впечатления от него остались в вашем сердце?

Самым важным моментом встречи праздника является обращение Президента России. О чем он говорил?

Действительно, он желает здоровья всем людям страны, счастья всем семьям. И мне захотелось побольше узнать о ваших семьях, ваших интересных занятиях и увлечениях. Я предложила написать сочинения. Некоторые предлагаю Вашему вниманию.

2.Чтение отрывков своих сочинений учениками (5 человек ).

3.Объявление темы.

Сегодня к нам в гости я пригласила очень яркую, творческую семью Герасимовых. Необычными, интересными и серьезными мне показались их увлечения. Урок называется «Музей в чемодане».

4.Работа с первой группой экспонатов (Из чемодана выставляются на полку сборники стихов О.В. Поздняковой и вывешивается генеалогическое древо семьи).

А) Родители представляют древо семьи(6 поколений), особо отмечают бабушку О.В.Позднякову - поэтессу, демонстрируют сборники ее стихов.

б) Слово учителя о поэтессе. Ей 58 лет, живет в Саяногорске. 30 лет отработала в школе учителем, завучем. Сейчас на пенсии. Сбылась ее мечта - писать стихи, писать много. А легко ли писать стихи?

в) Рассуждения детей о том, что для того, чтобы писать стихи, надо иметь талант, творческие способности, огромное желание. Это тяжелый труд.

Сегодня будут звучать только ее стихи и первое - о Новогоднем празднике.

Ночь чудес.

Новогодняя ночь чудес:

В зимней сказке кружится лес.

Вон под елкою Дед Мороз

Потирает ладошкой нос.

Он Снегурочку долго ждал:

Притомился, замерз, устал.

На пороге уж Новый Год,

А девчонка все не идет!

Занята девчонка собой:

Изогнула брови дугой,

Губки алые подвела,

Косу русую заплела.

Смотрит в зеркало – хороша!

Только льдинкой ее душа.

А так хочется ей любить!

Счастье хочется всем дарить.

Поспеши Снегурка скорей!

Ждет тебя хоровод друзей.

Только полночь часы пробьют,

Ты забудешь печаль свою!

Твое счастье тебя найдет

И растопит на сердце лед

И закружится в сказке лес

В новогоднюю ночь чудес!

Бабушка не рядом и очень всегда ждет, когда приедут к ней дети, внуки. Об этом ее следующее стихотворение.

Синичка- вещунья.

Прилетела синичка ко мне под окно.

Поклевала, довольная, в плошке зерно,

Постучала в стекло, мол, встречайте гостей,

А сама поспешила умчаться скорей.

Вот и гости во двор: дети, внуки - семья,

А и вправду сказала синичка моя!

Накрываем на стол - угощенья рекой!

В доме - радость и смех, и на сердце покой.

Погостили, уехали - вновь тишина…

Я насыплю синичке побольше зерна!

Пусть она под окно прилетает скорей,

Чтобы вновь ко двору ожидать мне гостей.

Стихами О. Поздняковой представлены ее внучки Надежда и Елизавета Герасимовы..

Надежде. Лизоньке.

Когда в славянской древности святой Девочка - красавица

В семье на свет мужчины появлялись, С длинными косами,

Чтоб были в доме счастье и покой, Сумными, лукавыми

Надежами мальчишки нарекались. Карими глазами.

Прошли века - крестила Ольга Русь, Что это за лапонька

И имена хозяев поменяли. Кто она, откуда

С тех пор (я знаю, что не ошибусь) Эта внучка - Лизонька-

Надеждами девчонок называли. Маленькое чудо!

Ты тоже при рождении навсегда Хитро улыбаются

Святое имя это получила. Бусинки-глазенки,

Неси его достойно чрез года! За спиною прячутся

В нем все: Любовь, Надежда, Вера, Сила. Шустрые ручонки.

Будь благодарна маме и отцу Подрастает девочка

За имя нестареющее это. Лиза - Лизаветочка.

Оно прекрасно! И тебе к лицу! Мамина помощница-

С ним жить тебе на этом долгом свете. Тоненькая веточка.

Из чемодана взяты их художественные работы, другие заранее размещены в зале музея. (Девочки являются учащимися художественной школы).

5.Экскурсия по залу музея. Рассказ авторов о своих работах, технике написания, об участии в пленерах.

6. С группой учащихся они исполняют песню, т.к. занимаются в музыкальной школе.

7.Выступление заведующей музеем.

-«В любом человеке может расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если просто дать ему такую возможность»,- писал Д.Лессинг. И добавление от себя - «если человек не ленится». Об этом беседа с мамой Ольгой Владимировной.

8.Интервью.

Испытывали ли Вы когда – либо лень и как ее побеждали?

Должны ли люди заставлять себя трудиться, если совсем не хочется этого делать?

Как поступаете Вы, если к дочерям пришла лень?

Согласны ли Вы с мыслью, что заниматься любимым делом - это счастье?

9.Рассказ О.В.Герасимовой о своих увлечениях (дизайнерские находки в оформлении квартир, путешествия) с демонстрацией слайдов, сувениров (из чемодана), а также рассказ об увлечениях папы (горные лыжи, дайвинг)

10. Составление цветка счастья.

Для того, чтобы увлечься интересным делом, надо сначала помечтать. О чем мечтают люди?

Вот как об этом пишет О.В.Позднякова.

Сквозь толщу лет

Из века в век

О чем мечтает Человек?

О поле чистом-чистом,

О солнышке лучистом,

О теплых летних грозах,

Об изумрудных росах.

О речке шаловливой,

О радуге игривой,

О добром теплом море,

О радости без горя,

О ясном чистом небе

И о душистом хлебе.

А затем человек начинает воплощать мечты в жизнь. И если это получается - человек счастлив. Мы составим сейчас цветок счастья. Выберите те лепестки, где записаны качества характера, нужные для достижения цели.

Упорство

Внимание

Лень

Терпение счастье

Зависть

Сосредоточенность

Забывчивость

Трудолюбие

Воля

Необязательность

Представьте, что вы дотронулись до этого цветка. Что вы ощутили?

Конечно, тепло. Это хорошие качества перетекают в вас маленьким ручейком. У вас и так уже есть и любимые занятия, и увлечения.

11.Демонстрация рисунков ребят и беседа по ним на тему «Наши увлечения» (Из чемодана)

12. Заключительное слово учителя.

Ваши учеба и увлечения - это ваш труд. Какие пословицы о труде помните?

«Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день».

«Дело мастера боится»

« Каков уход, таков и плод»

« Всякий человек в деле познается»

13.Вручение благодарственного письма семье Герасимовых. О.В.Поздняковой мы отправляем сияющее сердце, в которое мы поместили 30 наших сердец с пожеланиями добра, здоровья, счастья (Выполнена коллективная работа на уроке технологии ).

Литература:

1.Позднякова О.В. Сборники стихов.

Задачи:

обучающие

развивающие:

воспитательные:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1929

ЮАО г. Москвы

Сценарий

внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане»

V, X классы

Учитель истории

Перевертай А.А.

2016 год

Цель: создание условий для углубления знаний, полученных школьниками на уроках

Задачи:

обучающие

Создать условий для закрепления знаний по истории Средних веков;

Формировать умения синхронизировать исторические события;

Закрепить знание основных достижений культуры средневековья;

развивающие:

Создать условия для развития коммуникативных способностей;

Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков ставить цели, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

Продолжить работу по развитию монологической речи;

Развивать умение эффективной организации своей деятельности;

Развивать навыки коллективной творческой деятельности;

воспитательные:

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции;

Способствовать развитию толерантности в общении;

Формировать уважительное к достижениям культуры;

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином»

(В. Ключевский).

«История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни»(Марк Туллий Цицерон)

Звучит средневековая музыка, на фоне средневекового замка стоят фигуры:

Богиня Клио

Фея

Прекрасная дама

Рыцарь

Фея (музыка затихает):

Мы приветствуем вас в средневековой гостиной и предлагаем прикоснуться к тайнам истории – увлекательной науки о прошлом и настоящем человечества. Не зная истории, трудно понять настоящее.

Венок на голове, и книга, и перо, старинный манускрипт
читать страницы прошлого лишь КЛИО суждено.

Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Клио.

Свидетельницей буду перед судом времен.

Хранительница лет, истории богиня,

Я рада видеть в гостиной тех,

Кто разгадать готов загадки Клио.

(Кладет саквояж на столик)

Звучит средневековая музыка. Рыцарь и Прекрасня дама выполняют несколько танцевальных движений.

Рыцарь

Средние века часто называют Темными веками, но на самом деле они были временем открытий и изобретений, которые и сейчас используются, а также временем, когда Запад перенимал многие достижения Востока.

Прекрасная дама

Я сгораю от любопытства. Давайте посмотрим, какие загадки приготовила для нас таинственная Клио!

Рыцарь

Песочные часы - один из важных приборов для учета времени на море. Предполагалось, что их использовали примерно с 11 века. Тем не менее, никаких подтверждений до 14 века не найдено. Изображение песочных часов появляется в картинах в 1328 году. Более ранние письменные свидетельства - это корабельные журналы. С 15 века песочные часы применяются очень широко - в морских путешествиях, в церкви, в производстве и даже в кулинарии.

Клио

Это был первое надежное и точное изобретение по измерению времени в Средние Века. Во время путешествия Фердинанда Магеллана вокруг света полагалось иметь 18 песочных часов на одном корабле. Была специальная должность для человека, который переворачивал песочные часы и замерял время для бортового журнала.

Фея

В 1268 году английский философ Роджер Бэкон написал об использовании линз для оптических целей. Увеличительные линзы, вставленные в оправы, использовались в то время для чтения и в Европе, и в Китае, что до сих пор порождает споры, где были изобретены очки на Западе или на Востока. В Европе первые очки появились в Италии.

Клио

В 1480 году Доменико Жиральдайо, изобразил Святого Иеронима за рабочим столом, с которого свисают очки. В итоге Святой Иероним стал покровителем создателей зрелищ. Самые ранние очки имели выпуклые линзы для дальнозорких. Вогнутые для близоруких впервые замечены на портрете Папы Льва Десятого кисти Рафаэля, сделанном в 1517 году.

Прекрасная дама

Кто изобрел механические часы неизвестно. Однако, первые такие устройства могли быть изобретены и использованы в монастырях, чтобы точно определять время, когда следует звоном колоколов созывать монахов на службу.

Клио

Первые механические часы, о которых известно точно, были большими, с тяжелым механизмом, который помещался в башне. Сейчас их называют башенными часами. На этих часах была только часовая стрелка. Самые старые из сохранившихся механических часов находятся в Англии, на соборе в Солсбери, и созданы в 1386 году. Часы, установленные в Руане, Франция, в 1389, до сих пор идут. А часы, сконструированные для собора в Уэльсе, сейчас хранятся в Музее Науки в Лондоне.

Рыцарь

А это что такое?

Клио

В 14 веке рост морской торговли и открытие, что чума завозится кораблями, которые возвращаются из Леванта, привели к введению карантина в Венеции. Карантин заключался в том, что прибывшие корабли изолировались на некоторый период до первых признаков болезни, если она была.

Фея

Изначально этот период составлял 30 дней и назывался трентиной, но затем его продлили до 40 дней, то есть до карантины. Выбор такого отрезка времени был символическим - именно столько Христос и Моисей провели в уединении в пустыне. В 1423 году в Венеции открыли первый лазаретто, карантинную станцию на острове неподалеку от города. Это делалось, чтобы исключить перенос чумы с людьми и товарами.

Клио

Венецианская система стала примером для остальных европейских стран, а также базой для распространенного карантинного контроля на несколько столетий.

Прекрасная дама

Этот предмет мне хорошо знаком. Без него обойтись невозможно! Утверждают, что впервые этот предмет описал францисканский монах в 13 веке.

Фея.

Без вилки тоже обойтись невозможно. Впервые вилка упоминается на Ближнем Востоке в IX веке.

Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи. В XI веке вилка была завезена из Византии в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов.

Клио.

В Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была описана в 17 веке. Интересно, что католическая церковь не приветствовала её использование, называя вилку «излишней роскошью». В России вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. На свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».

Рыцарь.

Эта вещица тоже всем известна

Появились она задолго до нашей эры, но использовалась только как украшение. Примерно в 12-13 веке о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь но теперь пуговицу застегивали в петли. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца.

Клио. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

Рыцарь. А этот предмет мне незнаком.

Прекрасная дама

В 1498 в Китае появилась первая зубная щетка из щетины. Пётр I велел боярам чистить зубы толчёным мелом, нанесённым на влажную тряпочку. Магазинам города Провиденс, штата Род-Айленд, США, законом запрещено продавать зубные щётки в субботу.

Клио

Американская студентка запатентовала зубную щетку одноразового использования, которая может помочь в условиях отсутствия воды, зубной пасты и ополаскивателей. В апреле 2012 года это изобретение было запущено в производство несколькими фирмами в США.

(Звучит музыка)

Клио.

А теперь задание посложнее. Знаете ли вы, что такое анаграмма?

Фея.

Это - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Клио.

В Средние века анаграммам приписывалось магическое действие. В XVIII-XIX веке среди естествоиспытателей было принято зашифровывать свои открытия в виде анаграмм, что служило двум целям: скрыть гипотезу до её окончательной проверки и утвердить авторство на открытие, когда оно будет подтверждено. Попробуй расшифровать анаграммы и назови изобретения средних веков.

Батлера (Арбалет)

Прекрасная дама.

Арбалеты были еще в Древней Греции в V веке до нашей эры. Греческий арбалет назывался брюшным луком. Во II веке до н. э. арбалеты были изобретены в Китае. Затем арбалеты упоминаются в Европе уже в эпоху крестовых походов. С X века арбалеты появляются в Южной Руси.

Окосел бузачето (Зубчатое колесо)

Это колесо с зубьями по его окружности, назначение зубьев – входить в зацепление с такими же зубьями на другом техническом устройстве; таким образом, может быть передана сила с одного устройства на другое

Тумох (Хомут)

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга...

Фея

Знаю: средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так не просто сберечь.

Старый замок, и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч,

Ярких факелов свет в переходах старинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных –

В этот вечер меня позовут за собой…

Переход на новые образовательные стандарты кардинальным образом изменили подходы к системе, как обучения, так и воспитания. Перед образовательными учреждениями встала необходимость обеспечить развитие учащихся не только в урочной, но и внеурочной деятельности по основным направлениям.

Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое наилучшим образом получается реализовать в рамках экскурсионной работы школьного музея.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык оно проникло в 19 веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка)».

В настоящее время в школьную музейную практику всё шире внедряются инновационные формы проведения экскурсий. Одной из них является «Музей в чемодане» – мини-экскурсия (история одного экспоната, события, предмета), включённая чаще всего в урочную экскурсию или внеурочную деятельность.

Экскурсия в учебное время входит в систему уроков по темам учебных предметов, а внеурочная проводится на кружке, факультативе, классном часе, выступает дополнением к школьному курсу или несет в себе отвлечённую развивающую информацию. Подобные экскурсии способствуют расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности.

Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Во-вторых, экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. В-третьих, необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки.

Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

Длительность подобной экскурсии, так же, как и тематика может быть различной, например, «История измерительных приборов» проходит интегрировано на уроках математики, физики, химии, географии. Школьники знакомятся с историей появления треугольника, транспортира, штангенциркуля и других предметов. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, учатся строить высказывание, формулировать проблему и анализировать её с целью выявления общего признака, проводят самооценку.

Звучит негромко старая пластинка, и экскурсия «От граммофона к патефону» (интеграция предметов музыка и физика) уносит нас в далекие 40–60 гг. прошлого столетия…

Взрослые, наверняка, хорошо помнят слова знаменитого танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» из фильма Никиты Михалкова, но для детей вопрос, чем отличается патефон от граммофона, звучит скорее, как разные названия одной музейной редкости.

«Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, может быть использован для организации выставок непосредственно в учебных кабинетах. Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед школьными музеями, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам.

Занятия проводятся в интерактивной форме с использованием элементов театрализации, ролевых игр. Они базируются на школьном или местном краеведческом и историческом материале. Используются электронные средства обучения. В ходе проведения экскурсии в данном формате обучающиеся могут приобщиться к культурным и историческим традициям своей малой родины. Соприкоснуться с прошлым через живое восприятие музейного экспоната. Могут стать непосредственными участниками действий.

Общими усилиями собираем предметы для очередной экспозиции, связанной с часами (экскурсия «В мире часов»), игрушками прошлого столетия (экскурсия «История ёлочных игрушек»), и, конечно, в память о Великой Отечественной войне кто-то принес армейский котелок, солдатский вещмешок, а вот пилотка и письмо с фронта (экскурсия «Вехи Победы»). Особой популярностью среди школьников пользуются экскурсии «Предметы быта XX века», «Учебники наших родителей», «О чём рассказала пуговица», «Школьные принадлежности».

Я надеюсь, что благодаря «Музею в чемодане», у ребят нашего Лицея сформируется устойчивый интерес к истории страны, а главное – к работе школьного музея.

Литература

1. Драгни О.В. Школьный музей: методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО. М., 2011.

2. Сластенин В.А. Учебное пособие «Педагогика».

Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физике на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом.

Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т. е. уметь, выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения в каждой школе и каждом классе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую, по моему мнению, определяют следующие элементы:

  • целеполагание, организация обучения, т.е. конструирование системы занятий,
  • методика проведения отдельных занятий,
  • способы определения качества полученных учащимися знаний.

Главное мое педагогическое кредо – формирование человека. Для меня важна не только физика, но и человек, познающий ее, постигающий вместе с наукой и себя, развивающийся как личность. Одним из способов соединить воедино физику и лирику, образование и воспитание, усвоение прочных знаний и развитие творческих способностей может быть музейных экспозиций и организация экскурсий-лекций по ним. Хочу заметить, что в моем рабочем кабинете, в прочем, как и в любом кабинете физики, для организации выставок недостаточно места. Выход из этой ситуации достаточно прост: организовать сменные тематические выставки, а накопленный материал и экспонаты хранить, условно говоря, в чемоданах.

Все началось с коллекции электрических лампочек накаливания, о которых идет речь на уроках физики в 8 классе. Сначала интересно было рассматривать лампы, имеющие различные формы и размеры колб, а затем мы свое внимание переключили на лампы, имеющие в основе своей работы различные физические явления. Так наша коллекция пополнилась люминесцентными и галогенными лампами, светодиодами, энергосберегающими лампами, газоразрядными трубками. А дальше больше: коллекцию пополнили не только бытовые лампы, но и автомобильные, рекламные силиконовые трубки со светодиодами, радиолампы и т.д. В результате коллекция “выросла” из одной коробки и заняла целую полку, а когда начали появляться всевозможные светильники, в устройстве которых использована и стекловолоконная оптика, и явление конвекции и многие другие физические явления, то под выставку пришлось выделить целый шкаф. Затем возник вопрос: а с чего же начиналась история развития освещения? После этого на нашей выставке начали появляться светцы с лучинами, свечи и подсвечники, масляные и керосиновые лампы. И мы уже начали задумываться над тем, где и как хранить свои экспонаты, тем более, что к этому времени мы с 11- классниками собрали свою коллекцию фотоаппаратов и фототехники, а свободного место в кабинете, как известно, не так много. Так возникла идея оформления временных экспозиций, а другие экспонаты упаковать и хранить (условно) в чемоданах, убрать которые можно в подсобное помещение и использовать материал для выставки непосредственно вовремя изучения соответствующей темы.

Ведя работу в этом направлении, я ставлю перед собой целью совершенствование образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления науки, прогресса, образования, что позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. создать условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  2. интегрировать предметы естественнонаучного цикла;
  3. интегрировать гуманитарные предметы и физику.

Темы выставок рождаются спонтанно, в зависимости от возможности накопления экспонатов по выбранной теме, но одно неизменно: все коллекции иллюстрируют изучаемые материалы курса физики. Таким образом, мы пытаемся подчеркнуть, что теоретическая физика находит свое применение в развитии техники.

Выставки не могут “молчать”, поэтому необходимо к ним накопить сопроводительный материал. С этой работой уже могут справиться учащиеся седьмых – восьмых классов, а уж тем более старшеклассники. Основным источником информации для учащегося, конечно, стал интернет, а вот из всего многообразия выбрать самое главное и интересное должен помочь учитель, то есть научить школьника работать с научным и научно-техническим текстом и развивать его информационную компетентность. При этом, в некоторых случаях удобно разработать информационные листы и сформировать буклет – раскладушку, или написать краткие заметки и оформить экспресс – газету, или, например, устроить выставку сочинений.

Для формирования отдельной экспозиции требуется достаточное количество времени. И если для проведения экскурсии достаточно одного урока, то подбор экспонатов, изучение принципов их работы (а это зачастую входит за рамки школьной программы), составление текстов лекций и непосредственно оформление самой выставки происходят во внеурочное время, то есть после уроков с группой учащихся – экскурсоводов.

Связующим звеном я выбираю отношения тесного сотрудничества с учениками, атмосферу искреннего доверия и душевного тепла, поэтому наши занятия из рутинных превращаются в уроки творчества.

Как показывает само название этого типа уроков (уроки творчества), они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин, таблиц на физические темы и т.д.

Выставочную экспозицию “ФИЗИКА В ДОМЕ” я использую на уроке являющимся, как правило, повторительным и основанном на изученном материале. Учащиеся получают задание написать сочинение на тему “Физика в моем доме”, выбрав при этом одно из физических явлений, и подобрать наглядный материал. После предварительного отбора материала формируется сама выставка, и проводятся по ней экскурсии. Это помогают связать физику и лирику, т. е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владеть фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.

Такие уроки проводила неоднократно с различными вариантами их подготовки и организации. Считаю, что они помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить и презентовать свою работу.

Первое знакомство с техникой у ребенка происходит еще в детстве, а первое знакомство с физическими явлениями можно провести на выставке “ФИЗИКА И ИГРУШКА”. Такое занятие можно провести и оформить в виде “Экспресс газеты”

Заранее (практически на первом уроке в 7 классе) нескольким группам учеников даю темы для самостоятельной подготовки мини-проектов. Чтобы выполнить эту работу, нужно подобрать соответствующие экспонаты (или использовать накопленные в чемоданах), рассортировать их согласно выбранному физическому явлению и разобраться в принципе их работы. С такой работой семиклассники уже могут справиться. Ребята читают материалы и, используя ранее найденные сведения, готовят по ним сообщения. Потом начинается устный выпуск нашей стенгазеты: ученики-экскурсоводы по очереди делают сообщение по своей теме, подкрепляя слова демонстрациями, и после каждого рассказа вывешивают соответствующую заметку на стенд “Сегодня на уроке”. Таким образом, информация, собранная отдельными учащимися, некоторое время находится в “Экспресс газете”, и каждый желающий может ознакомиться с ней самостоятельно.

Хочу заметить, что особой популярностью эта выставка пользуется у обучающихся на начальной ступени. Для них экскурсии проводят старшеклассники.

Учащихся начальной школы мы приглашали на выставки “История развития освещения”, “Физика в доме”, “Физика в игрушках” и “Оптические иллюзии”. Эти мероприятия мы стараемся проводить для детей, посещающих группу продленного дня. Опять же старшеклассники для этого тратят свое внеурочное время, но они с удовольствием проводят мастер – классы по изготовлению простейших оптических приборов или изготовлению игрушек и на доступном для малышей уровне объясняют физические явления и законы, лежащие в основе работы изготовленных моделей. А для самых любознательных учащиеся старшей школы изготавливают памятки – раскладушки с иллюстрированными инструкциями.

По выставке “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСВЕЩЕНИЯ” интересно проходит урок-путешествие.

В ходе подготовки урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции – узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки, и ознакомить с ним своих одноклассников. Уроки этого типа целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становление научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность: учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.

Свой урок я провожу для учащихся VIII класса по разделу “Электричество”. Объявляется, что в классе будут сформированы экспедиции (по 3 человека), которые отправят “в разные государства и в разные столетия для того, чтобы поработать в архивах, изучить литературу, документы и установить, что сделали ученые этих государств для познаний электричества или его практического применения. Требуется ознакомиться с материалами, подготовить краткую информацию о своем исследовании, подготовить выставочный материал и ознакомить класс с результатами своей работы, проведя их по вехам истории. Внутри каждой группы учащиеся сами распределяют роли: оформитель, коллекционер и лектор. Это способствует повышению интереса к развитию науки и техники и формированию коммуникативных навыков обучающихся.

Выставочная экспозиция “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ” еще только начинает свое существование. На данном этапе уже собраны экспонаты, имеющие не только техническую ценность, но и историческую (в нашей коллекции есть телефонный аппарат 1937 года выпуска и переносной коммутатор 1943 года выпуска). Интересно увидеть военно-полевой коммутатор и современную СИМ-карту и сравнить их возможности и размеры. Теперь дело осталось за малым: исследовать данную тему, составить план экскурсии и найти для ее проведения место в учебном процессе.

Урок повторения пройденного материала позволяет лучше усвоить приобретенные знания обычно по теме, реже – по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может.

Интегрированный урок (физика + химия + история) “Фотопечать” позволяет обобщить, систематизировать знания по теме "Геометрическая оптика", "Химические свойства света", совершенствовать практические навыки при работе с фототехникой, расширить кругозор учащихся. Рекомендую данный урок проводить как обобщающий в 11-м классе и как внеурочное мероприятие в 9-м классе.

Для наглядности в кабинете создаются:

  • Фотовыставка работ учащихся
  • Выставка фотоаппаратов
  • Выставка оборудования для фотопечати и обработки фотопленок и фотографий
  • Плакаты по геометрической оптики и иллюстрации к выступлениям учащихся.

На данном уроке и во время подготовки к нему каждый ученик имеет возможность творчески поработать. Кроме освещения истории развития фотографии и фототехники, физических и химических аспектов фотопечати, важную роль на этом занятии играет фронтальная практическая работа “Получение черно-белой фотографии”. В настоящее время фотография стала доступна всем, особенно в век компьютеризации и возможности получения цифровой фотографии. Но ничто не сравниться с таинством получения фотографии самостоятельно, творить и подчинять себе обстоятельства.

Таким образом, использование музейной педагогики, интегрированных уроков и возможностей дополнительного образования создают условия для:

  • формирование творческого мышления учащихся;
  • созданы условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  • формирование глобального мышления учащихся;
  • развитие информационной компетенции учащихся;
  • внедрение деятельностного подхода в обучении.

На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.

Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.

Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.

Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.

  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!


Рассказать друзьям