Методы обучения и их функции. §4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы Сообщение нового материала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Программа Неменского по Изо» - Солонина Татьяна Николаевна. Предварительный вывод. Результаты диагностики 2005-2006 уч. год. 8аэ. 8 класс. 8гк. Школа №39. учитель ИЗО. Программа Б. Неменского. 8вк.

«ФГОС изобразительное искусство» - Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Скульптура. Структура учебного материала. Анималистический жанр. Музеи мира. Декоративно-прикладное искусство. Индивидуальность. Изобразительное искусство. «Виды художественной деятельности». Творчество. Алгоритм действий, практические работы. Различные виды изобразительной, декоративно - прикладной, художественно-конструкторской деятельности.

«Компьютерный рисунок» - Задачи: От французского crayon- инструмент для рисования и письма в виде стержня, палочки. Р. Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика. Г. Е. Родился в 1884 году в г.Ейске Краснодарского края. Тон. Цель: И. А. Т. Дмитрий Исидорович Митрохин- рисовальщик и иллюстратор. Гравюра. В.

«Урок ИЗО» - Губанов Денис. Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Дымковская роспись». Примеры детских работ. Алексеева Алёна. Кузьмина Ксюша. Косухин Дёма. Степанова Екатерина. Урок ИЗО в 3 классе на тему: «Художник в цирке». Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Гжельская роспись». Губанов Станислав. Дизайн интерьера ». Использование ИКТ на уроках рисования.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО» - Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО – мольберты. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации. Наличие выбора) Система оценивания. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока.

«ИКТ на уроках ИЗО» - 1.Актуализация темы 2. Проведение урока с применением ИКТ 3.Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Всего в теме 20 презентаций












Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.













ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.






Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.






Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Содержание учебного материала, предусмотренного для чтения, прослушивания и показа детям, разнообразно, тщательно подобрано на ассоциативной основе, отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Это известные произведения литературы, декоративной живописи, книжной графики, музыки, драматического искусства, фольклора, декоративно-прикладного искусства, способствующие формированию у учащегося эстетического вкуса как одной из составляющих творческой личности. Эстетический принцип отбора совпадает с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным в учебном смысле.

    Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:
  • рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;
  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;
  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;
  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;
  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Занятия изобразительным искусством служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений. Основной акцент в процессе эксперимента ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов. Именно это и выявляет главное содержание работы.

Развитие учащегося в процессе учебы сориентировано на такие профессиональные категории, как колористическое единство, ассоциативное восприятие цвета и музыки, композиция, форма и рисунок в этой форме, внутренняя структура предметов, экология и др.

Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования духовного мира ребенка.

Художественно-выразительные средства, используемые на уроках ИЗО. На ранних этапах изобразительной деятельности в качестве художественно-выразительных средств дети используют линию и цвет.

Линии как выразительному средству дети придают очень большое значение. Роль педагога - научить их отличать и использовать разные графические материалы и техники.

Цвет как выразительное средство часто используется детьми не соответствующим натуре. “Неподражательный” цвет, которым раскрашивается красивое, часто бывает излюбленным цветом юного художника. Цвета в большинстве случаев чистые, локальные и, как правило, теплые. Такими цветами выражено положительное эмоциональное отношение ребенка к миру. Некрасивое, помимо того, что изображается небрежно, закрашивается каким-либо темным цветом. На определенном этапе рисование красивого предпочитаемой, а некрасивого отвергаемой краской прекращается. Ребенок начинает использовать краску, соответствующую цвету реального предмета.

Программой предусматривается эстетическое развитие учащихся с помощью эмоционального раскрытия и ассоциативного восприятия сказочных образов в определенных колористических гаммах (холодных, теплых, и даже огненных, изумрудно-зеленых, золотисто-желтых, бежево-коричневых, розовато-сиреневых). Психологи утверждают, что закрепление определенного цвета за предметом или образом есть необходимый прием в приобщении ребенка к познанию мира.

Цветовая гамма сближенных цветов и цветовой фон, соответствующие в определенной мере фантазии или реальности, помогают ребенку не только классифицировать предметы, но и воспринимать гармонию мира ассоциативно. Исследования психологов доказывают, что в работе детской психики принимают участие многие ее механизмы: эмоции, память и воображение, интуиция и логическое мышление. Особая роль принадлежит при этом ассоциативному механизму. Декоративная живопись широко использует цветовые эффекты- такие созвучия и контрасты цветов, которые обогащают образ и передают зрителю идейно-символическое содержание изображаемой темы. Необходимым художественно-выразительным средством, помогающим создать эмоциональный настрой, подключить ассоциативное мышление, является драматическое искусство (спектакль – сказка).

Драматическое искусство как самое чудодейственное средство способно передавать всю глубину человеческих чувств. С его помощью можно пробудить в детях чуткость и отзывчивость. Все это в сочетании с гуманистическим содержанием литературных и живописных произведений является мощным средством воздействия на детские души.

Слово, поэтическое или прозаическое, всегда было одним из самых главных средств учебно-воспитательного процесса. Большое значение приобретает оно в раскрытии образов природы, сказочных персонажей.

Цвет, драматическое искусство, слово как выразительные средства формируют навыки вычленения смысловых элементов, облегчают школьникам формирование ассоциаций, которые использует соответствующая система художественного языка. Это развивает умение связывать прямые и ассоциативные представления в целостные художественные образы. Итак, приемом в учебно-воспитательном процессе.

Среди специальных выразительных средств в программе выделяется направление коллективного детского творчества, использующее различные техники. Комплексное использование акварели, гуаши, фломастеров, аппликации из бумаги, ткани, меха, кожи, цветной фольги, блесток, бисера, пуха, ракушек, сухих цветов позволяет создавать композиции большого размера, предназначенные для оформления школьных интерьеров.

Изобразительная деятельность предполагает опору на наглядный (графический) материал, предъявляет определенные требования к работе с ним.

Для успешного занятия изобразительной деятельностью важное значение имеют различные художественные ассоциации, особенности зрительной памяти, эмоционального отношения к воспринимаемому материалу, своеобразие его видения и переработки. Ведущим свойством изобразительной деятельности является художественное воображение, опорными свойствами - высокая чувствительность зрительного анализатора (чувство линий, пропорций, формы, светотени, ритма, колорита, целого), специальная умелость руки, видение фона и т.д.

Для занятий изобразительным искусством школьникам необходимо иметь развитое воображение, которое проявляется в комбинировании и акцентировании элементов, зрительную память, эмоциональность, владеть спецификой содержания, формы объекта, средствами выражения, принятыми в определенном виде изобразительного искусства.

Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная и потребностно-волевая сферы.

Преобладание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний приводит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к формализму знаний, снижению интереса к учению.

Умение работать с образом (создавать его, оперировать им) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка, если они апеллируют к его субъектному (жизненному) опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям.

Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Задаваемый для усвоения социальный опыт должен трансформироваться в активной деятельности самого ребенка, опираться на его индивидуальный опыт непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью ассоциативностью. Чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. Этим образ существенно отличается от понятия, выполняя свою специфическую функцию в структуре знания.

В психологии роль образного мышления нередко рассматривается как своеобразный возрастной этап в развитии личности школьника, причем этап вспомогательный, переходный (от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению). Образное мышление развивается весьма интенсивно во все возрастные периоды, имеет свои специфические функции, является сложным структурным образованием. В нем взаимодействуют, преобразуются «единицы» разного содержания - эмпирически-эмоционального и категориально-рассудочного; различны и источники, питающие образ. Образное мышление непосредственно включает в себя эмоциональное отношение человека к окружающему миру, его личный (индивидуальный) опыт, своеобразную избирательность в его восприятии и оценке.

Важным условием развития образного мышления в школьном возрасте является овладение технологией создания образов, то есть овладение приемами организации восприятия, средствами актуализации, преобразования уже имеющихся образов.

Уровень развития образного мышления у большинства учащихся недостаточен для полноценного усвоения ими знаний в их предметном содержании. Это проявляется в тех трудностях, которые испытывают школьники при работе с образом, их связанностью наглядной опорой, неумением гибко, легко и свободно переключаться с одних признаков на другие, динамично их использовать.

Учащиеся не могут произвольно изменять позицию наблюдения (точку отсчета), самостоятельно осуществлять выбор способов создания образов, разнопланово оперировать ими. Ориентация на указание учителя (заданный образец) нередко не формирует потребности ребенка в самостоятельном, свободном динамическом подходе к анализу предметного мира, что затрудняет развитие образного мышления в онтогенезе, не отвечает его основному содержанию.

Возможно ли эстетическое воспитание ребенка? Ведь воспитание может только помочь натуре, ускорить эволюцию способностей или помешать их неправильному развитию. Эстетическое воспитание ребенка возможно только в том случае, если у него есть художественные наклонности.

Красота охватывает две области - реальную, которая постигается чувствами, и фантастическую, куда нас вводит воображение.

Назначение чувств человека, прежде всего, утилитарное. Вкус и обоняние предупреждают нас об опасности, грозящей организму при поглощении ядовитых веществ; зрение, слух и осязание, осведомляя нас о предметах окружающей среды, дают возможность с уверенностью двигаться в пространстве. Все наши чувства стремятся к охране нашей личности.

Но они несут еще иную функцию и доставляют нам ощущения чисто эстетического свойства. Даже материальные ощущения еды и питья способны вызывать поэтические настроения (это почти единственная поэзия, встречающаяся в литературе первобытных народов).

Обоняние может также дать эстетические ощущения. Есть запахи, опьяняющие нас и приводящие в состояние такого же восторга, как и лучшие произведения искусства. То, что мы обыкновенно называем прелестью весны, не обязано ли больше всего ароматам, витающим в это время года в атмосфере? Если отнять от общего впечатления моря солёный запах, присущий ему, или от общего впечатления леса аромат листьев и сырости, то очарование, связанное с представлениями об океане и темном лесе уменьшится наполовину.

С эстетической точки зрения чувства вкуса и обоняния занимают второстепенное место в ряду прочих чувств. Прежде всего, ощущения вкуса и запаха не распадаются на первоначальные чувствования, их нельзя анализировать, и потому они всегда остаются несколько неопределенными. Нам стоит большого труда вызывать в себе воспоминания этих ощущений, так как для этих чувств не существует памяти. Удовольствие, сопровождающее их, ограничивается временным удовлетворением соответственных органов, но в глубине самих ощущений не лежит принцип разумного порядка, как в чувствах осязания, слуха и зрения.

Чувство осязания доставляет нередко чисто физиологическое удовольствие: ощущение гладкости предмета, шелковистости материи, бархатистости кожи. Иногда, в виду изогнутой линии, осязание получает удовольствие уже несколько высшего порядка; таким образом, это чувство в эстетическом отношении выше двух предыдущих; нередко ему приходится даже заменять зрение.

Но из всех чувств, способных дать нам наибольшее число впечатлений эстетического характера, в особенности способных дать их ребенку, это конечно зрение и слух. Ребенок входит в мир звуков раньше, чем в мир красок и форм. Ухо формируется раньше глаза. В первое время по рождении он меньший период времени остается глухим, чем слепым; позже звук также является более сильным возбудителем, чем форма и даже цвет. Зрение предполагает усилие: чтобы видеть, ребенок должен направить свой взгляд; для слуха этого не требуется, функция уха непроизвольна.

Развитие зрения у ребенка идет значительно медленнее, чем развитие слуха.

Изучение первых детских рисунков, указывая на посредственную способность наблюдения, не дает нам высокого понятия о его художественном даровании. Тем не менее эти рисунки свидетельствуют о желании подражать внешности вещей, что и есть в сущности один из принципов искусства.

В виду общих интересов необходимо, чтобы эстетическое воспитание остерегалось внушать ребенку преувеличенное стремление к прекрасному. Этой опасности очень легко избегнуть, если, на ряду с эстетическим воспитанием, серьезно заботиться о воспитании ума и воли. Те, кто считает эстетическое воспитание излишним, а также и те, кто хочет отвести ему первенствующее место - одинаково далеки от здорового педагогического мировоззрения. Как в жизни, так и в воспитании искусство и красота имеют право только на второстепенное место: они, по выражению Спенсера, должны занимать «часы досуга»...

Эстетическое воспитание никогда не должно выливаться в форму теоретического преподавания, это был бы вернейший путь навсегда отвратить ребенка от того искусства, к которому будто бы стараются пробудить его вкус.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Необходимым условием нравственного воспитания является, указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский высказал следующее: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни...»

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...»

«Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.» «Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный труд умственный...» Учитель, «приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются.» Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....

Разработали:

Поздняя Любовь Васильевна,

МОУ гимназия №11

Милованова Надежда Петровна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №102

Волгоград 2013

Тема четверти: «Мир вещей. Натюрморт» (8 часов).

Урок №11/3.

Сценарий урока.

Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Оборудование: компьютер; проектор; презентация по теме урока; раздаточный материал — набор геометрических тел и фигур; бумага белая для образцов; наборы заготовок контуров кувшинов и ваз (в конвертах для каждой пары учеников); предметы и заготовки фигур для натюрморта; магниты; магнитофон, звукозаписи.

Для обучающихся: белая или цветная бумага; для фона цветная бумага ф.А3 ; конверты с нарезанными плоскими фигурами предметов ваз, фруктов, овощей; клей ПВА; степлер; ножницы; карандаш.

Цель.

    Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе их характерных признаков.

    Научить выделять простейшие геометрические тела в реальных предметах.

    Научить создавать композицию из геометрических тел для создания натюрморта.

Задачи.

    Познакомить обучающихся с многообразием форм в мире и объяснить понятие формы, линейных, плоскостных и объемных форм .

    Ознакомить учащихся с многообразием геометрических фигур и простейших геометрических тел, узнавать их.

    Учить видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

    Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

    Организовать работу по формированию навыков конструирования простых геометрических тел из бумаги.

    Воспитывать наблюдательность.

    Развивать у обучающихся пространственные воображение и представления;

    Способствовать углублению метапредметных связей (математика, черчение, ИЗО, история, геометрия).

Учитель. Как разнообразен мир вокруг! Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской… Как научить изображать все это? Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы. Наблюдая окружающие вас предметы, установите сходство очертаний (абрис) различных предметов с простыми геометрическими фигурами. Например, яблоко — круглое, стол, дом, книжка – прямоугольные. А вот груша. Очертание ее состоит как бы из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Если вы посмотрите на кувшин, то увидите еще больше составляющих его частей. Все, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических фигур – прямоугольников, треугольников, кругов и овалов. Для того, чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внешнюю структуру каждого предмета – его конструкцию.

Слайд №1. Тема урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Слово «конструкция» переводится как «строение», структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношения. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой – и формой . Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложный, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке. Мы с вами вместе будем учиться строить натюрморт из простейших геометрических тел.

Вначале поговорим о форме. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ФОРМА – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания), внешнее очертание, наружный вид предмета. Форма (от латинского forma ) – форма, вид, образ — очертания, внешний вид, контур предмета.

Вопрос. Что общего между панельным домом, спичечным коробком, шкафом?

Ученик. Панельный дом, спичечный коробок, шкаф объединяет форма, которая напоминает параллелепипед.

Слайд №2. «Предметы быта. Параллелепипед».

Учитель. Вспомните из математики, что такое параллелепипед?

Ученик. Параллелепипед в математике – это предмет, у которого стороны попарно равны и параллельны между собой.

Учитель. Правильно. Когда вы были маленькими, вы наверняка любили играть в кубики. Назовите признаки куба.

Ученик. У куба все стороны равны.

Слайд №3. «Предметы быта. Цилиндр».

Учитель. (Показывает четырехугольную призму). Рассмотрим геометрическое другое тело: в основаниях – квадраты, боковые поверхности – прямоугольники. Это тело называется «четырехугольная правильная призма». (Показывает треугольную и шестиугольную призмы). Она имеет боковую поверхность – прямоугольники — и два основания — квадраты. А если в основаниях будет лежать фигуры треугольники или шестиугольники? Как будут называться тела?

Ученик. Оба тела будут называться призмами, в первом случае – треугольная призма, во втором – шестиугольная.

Учитель. Правильно.Где в жизни вы видели предметы или сооружения, имеющие похожую форму?

Ученик. Формушестиугольной призмы имеют предметы: карандаш, гайка, бетонный электрический столб; форму треугольной призмы – стеклянная призма для преломления дневного света, зеркала в калейдоскопе, стеклянная ваза для цветов и др.

Учитель. Верно! Как образуется поверхность рассмотренных простейших геометрических тел?

Ученик. Поверхность куба образована квадратами, параллелепипеда – прямоугольниками, призмы – прямоугольниками образована боковая поверхность, а основания – треугольниками, четырехугольниками и шестиугольниками. Название призмы определяется фигурой, которая лежит в основании призмы.

Учитель. Молодец! А если боковую поверхность четырехугольной призмы заменить на треугольники, какое тело получиться?

Ученик. Если заменить боковую поверхность четырехугольной призмы на треугольники, получится геометрическое тело, которое называется пирамидой. Такую форму имеют египетские пирамиды.

Учитель. Правильно. Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.

Все поверхности рассмотренных простейших геометрических тел образованы плоскими фигурами, которые называются гранями, поэтому называются плоскогранными. Каждое плоскогранное тело имеет грань, ребро – линия пересечения двух граней, и вершину – точку пересечения трех граней. Итак, (показать) — грань, ребро, вершина.

Какое геометрическое тело напоминают ствол сосны, пенек, кружка?

Ученик. Указанные предметы имеют общую геометрическую форму и похожи на цилиндр.

Учитель. Правильно. Цилиндр это простейшее геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной его сторон или образующей вокруг оси (показать). Образующая движется вокруг оси по кругу, а получившаяся фигура называется окружность. Вот так (показать) образуется поверхность цилиндра.

Вопрос: где вы видели предметы, объекты, сооружения, похожие на цилиндр в повседневной жизни?

Ученики. На цилиндр похожи колонны зданий, шляпа-цилиндр, ведро, ствол дерева, столбы, ручка от зонтика и т.д.

Учитель. Перед вамияблоко, апельсин, мяч. Назовите общую геометрическую форму.

Ученик. Все эти предметы имеют форму шара.

Учитель. Шар – это простейшее геометрическое тело, образованное вращением сегмента (половина круга) вокруг оси (показать).

Как бы вы определили форму шишки, елки, заточенной части карандаша?

Ученик. Эти предметы имеют форму конуса.

Учитель. Поверхность конуса образована вращением треугольника вокруг одного из его катетов или образующей вокруг оси вращения. Причем одна вершина образующей находится на оси и неподвижна, а вторая отстает от нее на определенное расстояние и описывает окружность. При вращении вокруг оси этой образующей в пространстве образуется поверхность, которая и определяет форму конуса. Пирамида является частным случаем конуса .
Вопрос: что общего между цилиндром, шаром и конусом?

Ученик. Цилиндр, шар и конус имеют ось вращения.

Учитель. …и кривую поверхность. Эти простейшие геометрические тела называются телами вращения. Сделайте вывод.

Слайд №4. «Простейшие геометрические тела».

Ученик. Наблюдая любые изображенные предметы, мы можем убедиться, что упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, параллелепипеду, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Учитель. Приведите примеры различных окружающих нас предметов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел.

Ученик. Постамент монумента «Родина-Мать имеет форму четырехугольной призмы, дома, книги, сайка хлеба – форму параллелепипеда, пакетики с чаем для заварки имеют форму пирамиды, треугольник для бильярдных шаров – форму треугольной призмы, елка – форму конуса, трубы – цилиндра.

Учитель. Молодцы! Когда мы смотрим на предмет, видим его очертание, или абрис, представляющий собой геометрическую фигуру. Какую фигуру вы видите в кубе? (показать, изобразить).

Слайд №5. «Геометрические фигуры».

Ученик. Квадрат.

Учитель. (показывает параллелепипед). Какую фигуру вы видите? (показать, изобразить).

Ученик. Прямоугольники.

Учитель. (показывает призмы треугольную, четырехугольную, шестиугольную призмы). Какие фигуры видите в призмах?

Ученик. В треугольной призме видим треугольники, в четырехугольной – квадраты в основаниях и прямоугольники как боковая поверхность, в шестиугольной — в основании шестиугольник, боковые поверхности прямоугольники, причем видим сразу три грани.

Учитель. (показывает конус). Какие фигуры видите в конусе?

Ученик. Треугольник и круг – фигуры, определяющие конус.

Учитель. (показывает цилиндр). Как вы охарактеризуете цилиндр?

Ученик. Цилиндр мы видим как прямоугольник и два круга.

Учитель. Практическая задача. На заводе токарь вытачивает различные детали, например, вот такие (показать втулку, штифт и др. ).

Вопрос. Какую заготовку нужно взять, чтобы изготовить детали?

Ученик. Для изготовления этих деталей нужно взять заготовку в форме цилиндра (и др.).

Учитель. Молодец! Практическое упражнение. (показывает на практике изготовление геометрических тел). Возьмите белый лист бумаги, сверните его пополам и разрежьте ножницами. Сделайте из заготовок два цилиндра, закрепив концы степлером или клеем, а затем, сложив один из них, получите из него прямоугольную призму.

Возьмите другой лист белой бумаги, сверните его пополам. На сгибе найдите середину и отметьте ее. Возьмите циркуль, иголку которого поставьте в отмеченную точку, а грифелем проведите дугу радиусом, равным половине листа (показать). Ножницами разрежьте лист бумаги по дуге, а затем — по сгибу. Сделайте из полученных заготовок два конуса, желательно с разным размером основания. Из одного конуса сложите пирамиду.

Упражнение: составьте из изготовленных геометрических тел натюрморт. Работайте в парах. (Прокомментировать).

Слайд №6. «Натюрморты из геометрических тел».

Вы изготовили четыре геометрических тела, составили натюрморт. На следующем занятии вам потребуется и цилиндр, и конус, и пирамида, и призма, чтобы научиться их рисовать.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с методом геометрического структурирования и прочтением сложной формы предмета. Будем учиться видеть конструкцию сложной формы.

Что такое конструкция и как выявить конструкцию предмета? Слово «конструкция» переводится как «строение», «структура», т.е. взаимное расположение частей предмета, их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Задание. На доске два кувшина сложной формы (из цветной бумаги разного цвета). Назовите, из каких простых фигур состоят эти кувшина. Читать сверху вниз. Расчлените эти кувшин на простые геометрические фигуры.

Ученик. (называет геометрические фигуры). Первый кувшин составлен из: трапеции, прямоугольника, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции меньшим основанием вниз, трапеции меньшего размера.

Ученик. (называет геометрические фигуры). Второй кувшин состоит из прямоугольника, трапеции, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции большой высоты и меньшим основанием вниз, маленькой трапеции и прямоугольника. (Показывает расчленение кувшина на доске).

Учитель. На доске прикреплены магнитами отдельные геометрические фигуры (из цветной бумаги – два комплекта разных цветов). Составить из заготовок два кувшина сложной формы. Приглашаются два ученика.

Ученики. (составляют кувшины сложной формы из простых фигур).

Учитель. (обращается к классу). Вам нравиться работа?

Ученики. Нам нравятся полученные формы кувшинов.

Учитель. А теперь посмотрите на творения человечества (музыкальное сопровождение». Грация!

Слайд №7. «Вазы и кувшины».

Слайд №8. «Многообразие форм».

Учитель. Практическое задание. В конвертах, которые лежат у вас на столе, набор простых геометрических фигур.Откройте, пожалуйста, конверты и разложите фигуры на столе. Выберите фон из цветной бумаги ф.А4. Соберите на листе кувшин сложной и интересной формы. Прикрепите фигуры клеем к фоновой бумаге.

(Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка).

Выполненные задания разместите на выставке.

Просмотр и обсуждение работ.

Учитель. Подведем итог занятия. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. На уроке мы познакомились с многообразием форм в мире.

Ученик. У зналипонятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

Ученик. Познакомились с простыми геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, трапецией, кругом, треугольником.

Ученик. Познакомились с простейшими геометрическими телами: кубом, параллелепипедом, призмами, пирамидами, цилиндром, конусом, шаром.

Ученик. Научились видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

Ученик. Научились выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Ученик. Приобрели навыки конструировали простых геометрических тел из бумаги.

Слайд №9. «Вывод».

Учитель. Вывод. Под «конструкцией» или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» применимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком.

Домашнее задание. Принести ф.А4, карандаш, резинка.



Рассказать друзьям