Островский гроза система персонажей интересный урок. История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского» - презентация. Главные герои «Грозы» Островского

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова - грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин - это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара - «варварка ».

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ ГРОЗА

Название драмы Островского «Гроза» играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии - завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: «... вон никак гроза заходит...» В начале четвертого действия тоже собирается гроза, предвещая трагедию: «Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...»

А разражается гроза только в сцене признания Катерины - в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан. Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?», «А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!»).

Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Примечателен и такой факт: Кулигин - сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: «Я было хотел все это стихами изобразить...»). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод («дощечку медную»), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах - это своеобразный громоотвод.

Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому - судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!» Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..»

Так образ грозы оказывается, связан с раскрытием характеров персонажей драмы. Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...»

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого - не мужа. Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова «С Борисом Григорьевичем!» (в сцене признания Катерины) - и вновь по ремарке автора раздается «удар грома».

Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам «темного царства» и его принципам («шито-крыто»). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать, ее стремление к свободе - это тоже протест, вызов, прогремевший над силами «темного царства», словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. «Вы ее погубили! Вы! Вы!» - кричит он матери.

Итак, «Гроза» Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: «...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...»

Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...»

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому - она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).

Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьет!», «Не гроза это, а благодать!»

Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы.

Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Цели:

определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока.

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

Дайте определение слову «гроза»?

Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
  2. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

Тема. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели: 1. Представить материал о создании драмы Островского «Гроза» в виде видео репортажа.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере истории создания драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

План урока .

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. Опрос:

Почему формула «Колумб Замоскворечья» «приросла» к Островскому?

Каким представлял Замоскворечье сам Островский?

Что такое драматургия?

С каким театром сотрудничал Островский и как назвал этот театр Гончаров в письме к Островскому?

В чём заслуга Островского перед театром?

III . Работа по теме урока. Объявление темы урока: «Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев».

1. Видео репортаж об истории создания пьесы Островского «Гроза».

1. «Прообраз» города Калинова

Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие т А.Н.Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

2. Работа с теоретическим материалом.

Беседа с классом:

Назовите жанровые особенности драмы.

Драма:

1) жанр;

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

1) конфликт,

2) членение сюжета на сценические эпизоды,

3) сплошная цепь высказываний персонажей,

4) отсутствие повествовательного начала.

Обозначьте конфликт пьесы.

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым

человеком, живущим по законам совести.

3. Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Рассмотрим систему художественных образов:

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Борис

Кулигин

Варвара

Кудряш

Тихон

- обратимся к значениям имён, так как у героев пьесы «говорящие имена».

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Совел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

(у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слово учителя: « Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Беседа с классом по вопросам:

    Расскажите о жителях Калинова.

    Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинов так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

Согласны ли вы с мнением критика?

«Самодуры русской жизни».

Беседа с классом:

    Что означает слово «самодур»?

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она«блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Борьба Катерины за счастье.

    Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению .

Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

Почему она не вернулась к мужу?

Достойны ли Борис и Тихон ее любви?

Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Работа с текстом .

    Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержании произведения?

Попытайтесь интерпретировать смысл названия драмы «Гроза».

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

    Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

    Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»).

А какого вы мнения придерживаетесь и почему?

Итог урока:

Оценивание ответов учащихся.

Сегодня на уроке мы узнали не только о нравах калиновцев, но и рассмотрели представителей «тёмного» и «светлого» царства

В завершение урока, ответьте для себя на вопрос: «На какую сторону самовоспитания я должен(а) обратить внимание в большей степени?».

Домашнее задание:

Выполнить конспект статьи Н Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:

    «Тёмное царство» в «Грозе»

    Катерина – «луч света в «тёмном царстве»

    Выражение народных стремлений

    Самое решительное произведение Островского.

Главные герои «Грозы» Островского

События в драме А. Н. Островского «Гроза» разворачиваются на побережье Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении дан перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их всё же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого персонажа и раскрыть конфликт пьесы в целом. Главных героев «Грозы» Островского не так много.

Катерина, девушка, главная героиня пьесы. Она довольно молода, её рано отдали замуж. Воспитывалась Катя в точности по традициям домостроя: главными качествами жены были уважение и покорность своему супругу. Поначалу Катя старалась полюбить Тихона, но ничего, кроме жалости, не могла к нему испытать. При этом девушка старалась поддерживать своего мужа, помогать ему и не упрекать его. Катерину можно назвать самым скромным, но при этом самым сильным персонажем «Грозы». Действительно, внешне сила характера Кати не проявляется. На первый взгляд эта девушка слаба и молчалива, кажется, будто её легко сломить. Но это совсем не так. Катерина единственная в семье, которая противостоит нападкам Кабанихи. Именно противостоит, а не игнорирует их, как Варвара. Конфликт несёт скорее внутренний характер. Ведь Кабаниха побаивается, что Катя может повлиять на её сына, после чего Тихон перестанет подчиняться воли матери.

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в «тёмном царстве» Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, её представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в «Грозе» главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, «бразды правления» она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от неё доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Варвара - дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель всё равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают её похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живёт как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для неё не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всём трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом. В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает всё обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нём думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всём старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьёзный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Одними из героев «Грозы» являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращённым, искажённым понятиям. «Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идёт, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости» - так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а «огненным змием» женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.

Характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина - главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города - всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству». Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, - продолжает Катерина, - какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина - Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»

История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Значение названия пьесы «Гроза» Вывод. Смысл заглавия: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает (убивает).

Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.

Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Возраст героев «Хозяева жизни» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Система действующих лиц пьесы Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Система действующих лиц пьесы Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

Особенности раскрытия характеров героев Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви.

Богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна является одним из главных столпов «темного царства». Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и даже презрением ко всему новому. В прогрессивных явлениях своего времени она видит только зло, поэтому Кабаниха с такой ревностью и оберегает свой мирок от их вторжения.

Муж Катерины и сын Кабанихи. Это забитый, страдающих от постоянных упреков и приказаний Кабанихи человек. В этом персонаже наиболее полно раскрывается калечащая, разрушающая сила «темного царства», которая превращает людей лишь в тени самих себя. Тихон не способен на отпор – он постоянно оправдывается, всячески угождая матери, боится ее ослушаться.

Один центральных героев, являющийся племянником купца Дикого. Среди провинциальной публики города Калинова Борис заметно выделяется своим воспитанием и полученным образованием. Действительно, из рассказов Бориса становится понятно, что приехал сюда он из Москвы, где родился, вырос и жил до тех пор, пока родители не погибли от эпидемии холеры.

Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим данная фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением «темного царства». По своей сути, Дикой – это самодур, который, на первое место, ставит лишь свои желания и капризы. Поэтому его отношения с окружающими можно охарактеризовать лишь одним словом – произвол.

Ваня Кудряш является носителем народного характера – это человек цельный, смелый и веселый, который всегда сможет постоять за себя и за свои чувства. Данный герой появляется еще в самой начальной сцене, знакомя читателей вместе с Кулигиным с порядками и нравами Калинова и его жителей.

Дочь Кабанихи и сестра Тихона. Она уверенна в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но одновременно с этим личность Варвары имеет некоторые нравственных изъяны, причиной которых является жизнь в семье Кабановых. Ей совсем не нравятся жестокие порядки этого провинциального города, но Варвара не находит ничего лучшего, как смириться с установившимся укладом.

В пьесе показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его фамилия – Кулигин – очень похожа на фамилию знаменитого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина. Несмотря на свое мещанское происхождение, Кулигин стремится к знаниям, но не из эгоистических целей. Главная его забота – это развитие родного города, поэтому все его силы направлены на «общественную пользу».

Странница Феклуша является второстепенным персонажем, но при этом весьма характерным представителем «темного царства». Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей дома Кабановых разнообразными байками о заморских странах, рассказывая о людях с песьими головами и правителях, которые «что ни судят они, все неправильно».

Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» - богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» - те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев. Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.

Характеристика Дикого

Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться. Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, гроза. Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.

Описание Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует. Кабаниха довела всех до отчаяния - именно это показывает характеристика героев. «Гроза» - это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке. Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.

Характеристика Катерины

В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро - это показывает и характеристика героев. «Гроза» - пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж. Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.

Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

Варвара - это которая не желает жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воли матери она не собирается. Ее искалечил дом Кабанихи, поскольку именно здесь девушка научилась врать, хитрить, делать, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих проступков. Чтобы показать умение некоторых особ приспосабливаться к разным условиям, написал свою пьесу Островский. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла матери, совершив побег из дома) вывела всех на чистую воду, во время ненастья жители городка показали свои настоящие обличья.

Тихон - это слабый человек, воплощение завершения патриархального уклада. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от самодурства матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, разрушила своими нравоучениями. Тихон не поддерживает старинные порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решается на бунт против Кабанихи, обвинив ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» - это пьеса с трагичным концом, но верой в лучшее будущее.

Тема урока: Драма «Гроза». Система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели:

1. Познакомить с системой образов драмы «Гроза» А.Н. Островского.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме урока

Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Система действующих лиц пьесы.

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Учитель вместе с учащимися составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

 Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

 Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

 Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

 Катерина -- поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

 Кулигин -- речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

 Дикой -- речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

 Кабаниха -- речь лицемерная, "давящая".

 Феклуша -- речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

 монолог Феклуши -- монолог Кулигина;

 жизнь в городе Калинове -- волжский пейзаж;

 Катерина -- Варвара;

 Тихон -- Борис.

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы -- "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Дадим характеристику городу Калинову , выясним, как живут здесь люди, ответим на вопрос: "Прав ли Добролюбов, называя этот город "темным царством"?

« Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

Задания для анализа двух монологов Кулигина (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3)

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны -- это чудесное место, с другой -- жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь "за запорами и воротами".

Вопросы для обсуждения

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д. 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

Каковы жители, обитающие здесь? Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша -- Кабаниху .

Дикой

    Кто он по своему материальному и общественному положению?

    В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?

    Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?

    Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?

    Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?

    Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

Кабаниха

    Кто она по своему общественному и материальному положению?

    На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?

    В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?

    Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?

    Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?

    Каковы особенности речи Кабанихи?

    Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Кабаниха

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинова так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

«Самодуры русской жизни».

    Что означает слово «самодур»? (дикий, властный человек, крутой сердцем)

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Результаты действий этих героев:

 талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: "Нечего делать, надо покориться!";

 добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: " а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь"; он полностью подчинен матери;

 Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: "И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало";

 образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так ломает темное царство неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Итог урока.

Город Калинов -- это типичный город России второй половины XIX века. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе -- это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают "хозяевам жизни" право диктовать свою волю "жертвам". В правдивом показе такой жизни -- позиция автора, призывающая изменить ее.

Домашнее задание

Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние 4).

Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет…

Добролюбов принял личность Катерины…

Решительный, цельный русский…

Ни одно светлое явление не…

Это характер по преимуществу…

Что это за суровая добродетель…

У Катерины все делается…

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…

В Катерине видим мы протест…

Воспитание и жизнь не могли дать…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда…

Катерина разрубает затянувшиеся узлы…

Нам отрадно видеть избавление…

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

      выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину (обязательно)

      определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию (обязательно).

Урок 4

Тема: «Гроза». История создания. Художественное своеобразие пьесы.

Цель: познакомить учащихся с творческой историей пьесы; выявить художественные особенности конфликта и жанра произведения.

Эпиграф: В «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов»

И. А. Гончаров

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Остров ского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…

Н.А. Добролюбов

Ход урока

Оргмомент. Самостоятельная работа (одно из заданий по выбору преподавателя):

Перечислите особенности театра Островского.

Перечислите основные периоды творчества драматурга. Дайте им краткую характеристику.

II . Вступительное слово.

«Гроза» - одна из самых ярких, необычных и острых по проблематике пьес русского театра. На протяжении почти полутора столетий отношение к драме не устоялось, каждая новая театральная постановка открывала что-то новое в поэтике и содержании «Грозы», неизменно вызывая интерес к этому загадочному творению Островского.

III . История создания произведения.

1. 1856 год - по инициативе Морского министерства была организована литературная экспедиция с целью изучения быта жителей Волги. Включение в число участников Островского. Вынужденное прерывание путешествия. 1857 год - продолжение экспедиции: Ярославль, Углич, Кострома.

2. История купеческой семьи Клыковых. Факт или вымысел? Несоответствие в датах: работу над «Грозой» Островский начал в июне - июле 1859 года, закончил 9 октября 1859 г. Первое представление - 16 ноября 1859 г. Первая публикация - январский номер журнала «Библиотека для чтения». Смерть Александры Клыковой - 10 ноября 1859 года. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной.

- Как вы думаете, почему появилась эта версия? (История семьи Кабановых была типичной для провинциальных городов Росиии).

3. 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе Большую Уваровскую премию. Учёный мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства произведения.

4. Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню.

Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» (1860) и «Темное царство» (1859). Единодушны с ним были И. А. Гончаров, П. П. Плетнев, А. Д. Галахов.

Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «Гроза» Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д.И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света «в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Великий артист М. С. Щепкин с горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859 г. он ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в Московском Малом театре.

IV . Беседа по первому восприятию произведения.

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось? Почему?

- Как вы думаете, о чём это произведение? («Гроза» - пьеса об особенностях национального бытового уклада, о характере миросозерцания русского человека, об индивидуальных психологических качествах человека, его эстетических воззрениях, о типе взаимоотношениях людей, принадлежащих к одному социальному слою).

- Что является содержанием пьесы? Отказ от идеализации купечества, патриархального быта.

- С чем это связано? Произведение во второй половине 1850-х годов, когда драматург отходит от поэтизации купеческого уклада жизни, осознавая все острейшие социальные проблемы общества.

V . Идейно-художественное своеобразие произведения.

1. Смысл названия пьесы.

- Как вы поняли смысл названия пьесы?

50-60-е годы - это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди этой эпохи. Это было ожидание реформ, многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение, напряжённое состояние общества, как ощущение в душах людей.

- Как вы думаете, каково значение образа грозы в пьесе? Это и образ душевного переживания, и образ страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

2. Тема произведения.

- Попробуйте определить тему пьесы. Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между угнетателями и угнетёнными, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Общая тема произведения влечёт за собой ряд частных тем:

рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества;

рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания героев, писатель с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства;

отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорого, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

3. Конфликт произведения.

Тема «Грозы» органически связана с её конфликтом.

- Дайте определение понятию конфликт в литературном произведении.

- Из-за чего возникла конфликтная ситуация в пьесе? В результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь омертвелым догмам.

Какой конфликт составляет основу сюжета пьесы? Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности (конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой).

Основной конфликт произведения объединяет все остальные конфликты. Попробуйте выделить их:

Конфликт Кулигина с Диким и Кабанихой;

Конфликт Кудряша с Диким;

Конфликт Бориса с Диким;

Конфликт Варвары с Кабанихой;

Конфликт Тихона с Кабанихой.

Основной конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряжённо. Это достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой растёт напряжённость борьбы. Давайте проследим развитие основного конфликта.:

Действие 1 - социально-бытовой фон конфликта; неизбежность, предчувствие конфликта.

Действие 2 - непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «тёмным царством»;

Действие 3 - свобода, обретённая Катериной, - шаг к трагической гибели героини;

Действие 4 - душевное смятение Катерины - следствие свободы, обретённой ею;

Действие 5 - самоубийство Катерины как вызов самодурству.

4. Особенности жанра произведения.

Впервые в своём творчестве Островский привёл драматургический конфликт к трагической развязке.

- Вспомнить определения драмы, трагедии.

Почему пьесу Островского «Гроза» можно отнести и к жанру драмы, и к жанру трагедиии? Выделите в произведении признаки обоих жанров.

Трагедия - действие развивается в трагедийном ключе, конфликт между героями приводит к трагическим последствиям, масштабность образов героев, символико-мифологические ассоциации.

Драма - широкая распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в произведении событий.

драма трагедия

VI . Итог.

Драма «Гроза» стала своеобразным итогом творчества драматурга 1856-1860 годов. Проблемы личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к «заветным преданьям» «темной старины» (М.Ю. Лермонтов) в «Грозе» достигают своей кульминации. Возможно ли совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом - подменой подённой нравственности, основанной на христианских заповедях и опыте народной жизни? На эти вопросы пьеса дает ответ, содержащий принципиальный протест против всего антиприродного, насильственного, стремящегося тиранически собой присущие каждой живой душе здоровые силы.

Словарь:

Тема произведения - это то, что лежит в основе того или иного текста; предмет изображения, те факты и явления жизни, которые запечатлел в своем произведении писатель.

Конфликт - столкновение, противостояние, воплощённое в сюжете произведения.

Сюжет - развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.

Драма - пьеса с острым конфликтом, который не возвышен, приземлён, обычен и так или иначе разрешён.

Трагедия - пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чьё разрешение чаще всего завершается гибелью героя.

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)



Рассказать друзьям