Какие качества появились у молчалина к лизе. Молчалин: характеристика персонажа. Речевая характеристика Молчалина ("Горе от ума"). История создания комедии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н.В.Гоголь, а М.Е.Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся подняться по карьерной лестнице, расталкивая на ходу более умных и достойных.

Образ Молчалина особенно ярко вырисовывается в его общении с другими персонажами пьесы и, прежде всего, в отношениях с Софьей. Молчалин понимает, что, изображая любовь к дочери Фамусова, он заручается ее поддержкой и предстает перед Софьей несмелым и скромным влюбленным. Девушка не улавливает его притворства, а отсутствие искренних и страстных чувств воспринимает, как сдержанность и трезвость ума. Молчалин понимает, что появление Чацкого в доме Фамусова грозит его отношениям с Софьей, а значит и его карьере. Он всячески пытается укрепить свои позиции. Молчалин инсценирует падение с лошади, прикидываясь перед Софьей пострадавшим настолько, что влюбленная в него девушка лишается чувств. Он настолько лицемерен, что сразу поднимается и отряхивается, как только Софью в обморочном состоянии уносят в дом. Циничности Молчалина нет предела. Невзирая на возможное разоблачение, он нагло пристает к Лизе, не обращая внимание на ее отказ и упреки на то, что Молчалин с горничной - повеса, а с барышней - скромник. Подлый по своей натуре, Молчалин старается всячески очернить Чацкого в глазах Софьи, изображая его болтливым и несерьезным, готовым высмеять кого угодно бестактным человеком. Поддавшись его пагубному влиянию, Софья начинает смотреть на Чацкого глазами Молчалина. Она вступает в спор с Чацким и доказывает ему, что Молчалин порядочный и добродетельный молодой человек. Она даже пытается противопоставить добродетельного Молчалина насмешливому и острому на язык Чацкому. Это противопоставление, вложенное в уста Софьи приобретает значительно более глубокий смысл, чем противопоставление характеров и черт двух соперников. Это противопоставление двух различных жизненных позиций. С одной стороны человек искренний, порядочный, не терпящий притворства, лести, не смешивающий удовольствия и работу, с другой - жалчайшее создание, глупец, ничего путного из себя не представляющий, добивающийся успехов грязными и подлыми окольными путями. Не стесняясь, Молчалин сам говорит о том, что он выполняет завещания своего отца угождать всем во избежании зла, будь то хозяин, начальник, слуга, швейцар или собака дворника. И Молчалин строго следует заветам отца не только на словах. Он дает возможность выиграть в карты знатной барыне Хлестовой, гладит и нахваливает ее собачку, добиваясь расположения именитой дамы.

Особого внимания заслуживает речь Молчалина, подобострастная с теми, кто занимает высшее положение в обществе и снисходительно-пренебрежительная с теми, от кого он не зависит. Молчалин немногословен и осторожен, он тщательно и усердно подбирает нужные слова с учетом того, к кому обращается. В разговоре с Фамусовым он почтителен и всегда подчеркивает свое стремление к работе, к Хлестовой обращается с неприкрытой лестью. В то время как с Софьей Молчалин ночи напролет скромничает и только держит ее за руку, с Лизой он не подбирает слова, а напрямую и грубо требует от нее близости. С Чацким Молчалин тоже не церемонится, он показывает ему свое превосходство, кичится своими карьерными и любовными успехами и, даже, пытается призвать Чацкого последовать его примеру и побывать у влиятельной Татьяны Юрьевны, чтобы добиться чинов. Чацкий справедливо и с сожалением констатирует, что в существующем обществе бессловесные пользуются особым расположением начальства, могут далеко пойти и добиться степеней известных.

Финальная сцена пьесы развенчивает скрытые замыслы Молчалина, и Софья отвергает его. Однако Москва того времени отдавала предпочтение подобным Молчалиным, которые продвигались по служебной лестнице с помощью лести и услужливости, а умных и энергичных Чацких всячески отвергала. "Горе от ума" идет на сцене многих театров и проблемы карьеризма, поднятые в этой пьесе остаются актуальными и поныне. Это доказали многие актеры, исполнявшие роль Молчалина, в том числе первый водевильный актер Н.О.Дюр в 1831 г. и К.Ю.Лавров, показавший Молчалина вторым главным героем сюжета грибоедовской комедии в 1962 г.

Произведение:

Горе от ума

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери.

Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам.

М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

А.С.Молчалин - секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением."Вот он на цыпочках и небогат словами",-говорит Чацкий.Молчалин на вид скромный молодой человек.Он играет на флейте,любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой,уступчивостью,кротостью.Она не понимает,что все это маска,которая служит М-ну для достижения жизненной программы.

Цель жизни М-на блестящая карьера,чины,богатство.Высшее счастье он видит в том,чтобы "и награжденья брать и весело пожить".Для этого он выбрал самый верный путь:лесть,угодничество.Если Если Максим Петрович - тип подхалима предшествующей эпохи,то Молчалин - угодник нового времени,действующий более тонко и не менее успешно."Он дойдет до степеней известных,ведь нынче любят бессловесных",- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает,как ему надо себя вести,и определяет свою тактику:

Во-первых,угождать всем людям без изъятья -

Хозяину,где доведется жить,

Начальнику,с кем буду я служить,

Слуге его,который чистит платья,

Швейцару,дворнику,для избежанья зла,

Собаке дворника,чтоб ласкова была.

Молчалин трепещет перед Фамусовым,говорит учтиво,прибавляя "с":"с бумагами-с". Он заискивает перед влиятельной Хлестовой.Заботливо составляет ей партию для игры в карты,восторгаясь ее собакой:

Ваш шпиц - прелестный шпиц,не более наперстка,

Я гладил все его- как шелковая шерстка.

Он добивается цели: Хлестова называет его "мой дружок"и"мой родной".

С Софьей он держится почтительно,прикидываясь влюбленным,ухаживает за ней не потому,что она ему нравится,а потому,что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере.Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе,что любит Софью "по должности".Молчалин говорит,что в его лета не должно сметь свое суждение иметь".И он объявляет почему:

Ведь надобно зависеть от других,

В чинах мы небольших.

Низкопоклонство и угодничество вышестоящим- вот жизненный принцип Молчалина,уже приносящий ему известный успех.

"С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил",-говорит он Чацкому,прибавляя,что у него есть два таланта:"умеренность и аккуратность". Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой.Думая,что расположение Лизы легко купить,он обещает подарить ей "туалет прехитрой работы".В решительный момент,когда Софья прерывает его объятья с Лизой,Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, что испугался за свою карьеру.Когда же появляется Чацкий,окончательно струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает негодование Чацкого. "Молчалины блаженствуют на свете!"- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником "мильона терзаний" умного,благородного Чацкого,виновником трагедии Софьи.

МОЛЧАЛИН - центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова: «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое тихомолком пробивающееся в люди». М.Е.Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» делает М. важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательных преступлений». Место М. в сюжете «Горя от ума» проясняется в отношении к другим персонажам пьесы. Уже в самые первые минуты действия Грибоедов определяет выбор Софьи в пользу М. Это вовлекает всех героев треугольника (Чацкий - Софья - М.) в непростые психологические отношения. М., недавно «корпевший в Твери», не понят Софьей: она принимает его осторожность за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума. М. также не понят и Чацким, которому любовь к Софье мешает оценить серьезность соперника. Глубоко заинтересованный в сохранении своей привлекательности для Софьи и Фамусова, М. затронут приездом Чацкого больше, чем показывает это. Присутствие Чацкого в доме грозит разоблачениями, смертельно опасными для него. Случайное падение М. с лошади, испуг Софьи, ее обморок провоцируют активность М., стремящегося защитить свою репутацию, свою уже складывающуюся служебную карьеру. Он вступает в поединок, давая Софье категорические наставления защищаться от притязаний Чацкого всеми возможными средствами и подталкивает Софью к выбору способа мщения Чацкому. Обстоятельства подскажут героине момент, когда резкость, оброненная ею в состоянии долго сдерживаемого раздражения, приобретет смысл общественного мнения: «Он не в своем уме…» М. противопоставлен Чацкому не только как соперник в любовной интриге, но и всей своей жизненной позицией. Конфликт Чацкого и М. накапливает энергию столкновения до третьего акта пьесы, когда происходит встреча этих героев в диалоге. Она выявляет презрительное невнимание Чацкого к М., что дает М. преимущество быть откровенным вполне. Это одна из немногих сцен в пьесе, где М. искренен до конца. Искренен, но не оценен Чацким как достойный противник. И только в финальной сцене в сенях, при развязке, Чацкий поймет, какой власти над Софьей добился апологет «умеренности и аккуратности». В сюжете Грибоедова любовное блаженство М. рушится. Но это скорее исключение, чем правило жизни фамусовской Москвы, ибо он - один из столпов, на котором она держится. Среди первых исполнителей роли М. был знаменитый водевильный актер Н.О.Дюр (1831). Постановки «Горя от ума» второй половины XX века показывают, что М. нельзя считать мелким, второстепенным персонажем пьесы, как это происходило на протяжении многих десятилетий ее сценической истории. М. - второй герой сюжета Грибоедова, серьезный противник Чацкого. Именно таким показал этот образ К.Ю.Лавров в спектакле Г.А.Товстоногова (1962).

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».

Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1824 году. По причине обличительного содержания произведения оно было опубликовано лишь в 1833 году, да и то выборочно. Лишь в 1862 полноценная комедия увидела свет. В своем произведении автор пожелал высказаться о том, что у него наболело за столько лет созерцания лицемерства и подхалимства окружающих людей. Комедия «Горе от ума» - это противостояние умного, думающего, с активной жизненной позицией, открытого и честного человека с гнусными, подлыми, безнравственными людишками, заботящимися лишь о богатстве и чинах.

Общая характеристика Молчалина А.С.

Верный пес Фамусова, друг сердечный Софьи, подхалим, лицемер, безродный чиновник, главный антагонист Чацкого - вот кто такой Алексей Степаныч Молчалин. Характеристика центрального персонажа комедии показывает типичного представителя на которого свое растлевающее влияние оказала крепостническо-чиновничья мораль. Молчалина еще с детства учили раболепствовать, угождать всем вокруг: начальнику, хозяину, дворецкому, собаке дворника в конце концов, чтобы ласковою была.

Характер персонажа полностью раскрывает говорящая сама за себя фамилия. В основном Алексей Степаныч молчит, терпит унижения, крики, пусть даже и несправедливые упреки. Он прекрасно понимает, что безродному чиновнику не прожить в этом черством и циничном обществе без поддержки власть имущих людей, поэтому и угождает всем вокруг, пытаясь ни с кем не ссориться, для всех быть хорошим, и у него это превосходно получается. Автору комедии грустно от того, что общество кишит вот такими героями, умеющими, где нужно, смолчать, погладить собачку влиятельной леди, сказать комплимент, поднять платок и за все это получать формальные награды и чины, в реальности оставаясь слугами.

Цитатная характеристика Молчалина

Секретаря Фамусова характеризируют разные персонажи комедии: Чацкий, София, Фамусов, Лиза. Кто-то о нем отзывается как о скромном, красивом, тихом и несмелом человеке, готовом терпеть все унижения и упреки. Некоторые герои произведения догадываются о его низкой душонке, и лишь единицы видят истинное лицо Молчалина.

Софья видит в Алексее Степаныче выдуманный образ: «за других себя забыть готов», «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Девушка думает, что Молчалин застенчиво себя ведет, потому что он по натуре скромный, не подозревая, что это лишь одна из его масок. «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием своим обезоружит, от доброты души простит», - рабская покорность Алексея говорит о его определенной жизненной позиции, предполагающей смолчать, перетерпеть, но не ввязываться в скандал.

Истинное лицо Молчалин раскрывает перед Лизой: «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Только ей секретарь рассказывает о своих истинных чувствах к Софье. О двуличности и мелочности Алексея догадывается и Чацкий: «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…» Краткая характеристика Молчалина показывает, что его безмолвие вовсе не проявление глупости. Это четко продуманный план получения выгоды.

Речевая характеристика Молчалина

Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство - это главные персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с». Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.

Отношение героя к Софье

Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице - именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».

Сопоставительная характеристика образов Молчалина и Фамусова

Проблема бюрократии - это один из главных вопросов, рассматриваемых в комедии «Горе от ума». Характеристика Молчалина дает читателю представление о новом типе чиновников начала XIX века. Они с Фамусовым относятся к миру бюрократов, но все же не похожи друг на друга, потому что принадлежат к разным векам. Барин является пожилым богатым человеком со сложившимся мнением и состоявшейся карьерой. Алексей Степаныч еще молод, поэтому ходит в мелких чиновниках и только карабкается по карьерной лестнице.

В XIX веке появился новый тип российского бюрократа, отказавшегося от заповедей «отцов». Именно это показывает характеристика Молчалина. «Горе от ума» - это рассказ об общественно-политическом конфликте, выражающем положение общества. Как бы там ни было, но Молчалин все же принадлежит к фамусовскому окружению, и точно так же, как и его начальник, восхищается чинами и богатством.

Молчалин и Чацкий

Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин - секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо - подлое, двуличное, трусливое.

Чацкий - это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.

Жизненные принципы героя

Нарицательным обозначением лакейства и подлости стал Грибоедовский герой Молчалин. Характеристика персонажа показывает, что Алексей Степаныч с самого детства запрограммировал себе в голове план, как выбиться в люди, составить карьеру, добиться высокого чина. Он пошел по своей дороге, не сворачивая в стороны. Этому человеку абсолютно безразличны чувства других людей, он никому не протянет руку помощи, если это невыгодно.

Основная тема комедии

Сквозь всю комедию «Горе от ума» протянута тема бюрократии, которую в XIX веке поднимали многие писатели. Чиновничий аппарат государства все разрастался и превращался в серьезную машину, перемалывающую всех бунтарей и работающую так, как выгодно ей. Грибоедов в своем произведении показал реальных людей, своих современников. Он ставил себе цель высмеять определенные черты человека, показать всю трагичность общества той эпохи, и у писателя это отлично получилось.

История создания комедии

Как-то по Москве разнесся слух о том, что Александр Грибоедов Университетский профессор Фома Эванс, встревоженный этим известием, решил навестить писателя. В свою очередь, Грибоедов рассказал своему собеседнику историю, случившуюся с ним на одном из балов. Ему надоели выходки общества, восхваляющего какого-то француза, обычного болтуна, ничего примечательного не сделавшего. Грибоедов не сдержался и высказал окружающим все, что он о них думает, а кто-то из толпы выкрикнул, будто писатель немного не в себе. Александр Сергеевич оскорбился и пообещал создать комедию, героями которой станут те незадачливые злопыхатели, обозвавшие его сумасшедшим. Вот так и появилось на свет произведение «Горе от ума».

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Фамусова

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.

До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить монологи Чацкого и Фамусова в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характер Молчалина

Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.

Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.



Рассказать друзьям