Роль религии в современном мире Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием,,культурой) форм духовной культуры В современной. Современные религии Презентация на тему религия в наше время

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роль религии в современном мире Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием,культурой) форм духовной культуры В современной науке определение религии, исходит из признания ее основной веры в БОГА: (РЕЛИГИЯ ЕСТЬ ВЕРА В БОГА)


Другие подходы к пониманию сущности религии: Религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного,святого. Религия –это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей




Религиозная вера складывается из Собственно веры, т.е.убеждения в истинности основ религиозного учения; Знания наиболее существенных положений вероучения; Признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку; Соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.


ТИПЫ религии МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ - основанные на вере в одного бога; ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИЕ - исповедующие многобожие; РИТУАЛЬНЫЕ- с акцентом на выполнение определенных культовых действий РЕЛИГИИ СПАСЕНИЯ- признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе.






Признаки мировых религий Огромное число последователей во всем мире; Они космополитичны, носят меж -и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств; Они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); Их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелатизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания)














Религии государственные, имеющие национальные идеи Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Конфуцианство- (по имени основателя Кун Фуцзы- Конфуция), более 2-х тысяч лет считается первоосновой государственной и моральной философией Китая. Выполняет роль мировой религии. Даосизм -философская школа Китая (от центрального понятия этой школы «Дао»- путь).








Роль религии в современном мире: Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий; - Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима. Религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим ценностям и интересам человека.


ПРАВО на СВОБОДУ СОВЕСТИ Ст. 28 Конституции РФ: « каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».







Слайд 2

Социология

  • Тема "Социологии религии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.
  • Социология - наука рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировые религии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы.
  • Слайд 3

    ​Религия

    Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).

    Слайд 4

    Современная религиозная ситуация в Казахстане

    В общественном сознании усиление позиций религии оценивается, в основном, позитивно. Однако появление нетрадиционных религиозных культов общественностью и государственными органами воспринимается по большей части отрицательно, как подрыв национальной духовной культуры. Особенно негативно воспринимается христианская пропаганда среди коренного населения республики, активно проводимая протестантскими конфессиями. Принятие казахами христианства вызывает серьезные конфликты в семьях, а в ряде случаев и полный разрыв отношений. Это показывает, что в обществе еще не утвердилось осознание права граждан на свободу убеждений, равенства всех религий. Нетерпимость к инакомыслию, свойственная предшествовавшему советскому периоду, естественно, не может исчезнуть сразу, необходим длительный период демократического развития.

    Слайд 5

    Показателем того, что религия выступает сегодня в качестве, прежде всего этнокультурного идентификатора, является опрос респондентов. Так из всех опрошенных 63% отнесли себя к исламу, 24,2% к православию,1,4% к католицизму, 0,2% к протестантизму.

    Слайд 6

    Нетрадиционные религии

    В нашей республике имеют распространение следующие нетрадиционные религии:

    • Харизматические движения "Новая жизнь", "Агапе",
    • Общество сознания Кришны
    • Бахаи
    • Церковь последнего завета
    • Движение Нью Эйдж
  • Слайд 7

    Бахаи

    • Практически во всех крупных городах действуют небольшие общины бахаи - их уже 30, в том числе 15 зарегистрированных. Численность верующих - примерно 600 человек. Они возглавляются местным духовным собранием, состоящим из 9 человек, избранных на общем собрании общины.
    • Центр - Национальное духовное собрание бахаи Казахстана - находится в г. Алматы. Наибольшую активность проявляют проповедники из Ирана, стран Персидского залива и Малайзии.
  • Слайд 8

    Церковь Сатаны

    Деятельность Церкви Сатаны зафиксирована в Алматы, в г. Сарань Карагандинской области и ряде других городов. По неофициальным данным, в республике действует около 5 сатанинских общин, количество членов которых исчисляется несколькими сотнями. При этом в отличие от России единого духовного центра у них нет.

    Слайд 9

    Секты

    • Несколько казахстанцев, вступивших в ныне запрещенные религиозные организации и секты, покончили с собой или сошли с ума.
    • "Люди, которые ходили в еще одну организацию "Алла аят", целыми днями выписывали в тетрадках некую формулу. Таким образом, они стремились к солнцу, чтобы якобы спастись. Последователи привыкали к обстановке, к теплу и даже были уверены, что с ними ничего плохого никогда не произойдет. И одна из таких последовательниц встала под кипяток и попала с сильными ожогами в больницу, затем в психиатрическую клинику".
    • Как показывает анализ, последователи сект отрицают Коран, Библию, отрекаются от собственных родителей в пользу основателей этих объединений. Более того, они отрицают свое государство и своей родиной считают США, Корею или другую страну.
  • Слайд 10

    Заключение

    Сегодня в Казахстане, как и во всем мире, религия начинает играть все более заметную роль в социально-общественных процессах. Возможно, это способ защиты или своеобразный ответ на стремительное наступление глобализации, стремящейся нивелировать многоликие культуры, причесав всех под одну гребенку. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои. Меняются роль и место религии в системе общественных отношений. Религиозная идентичность выступает зачастую как концентрированное выражение мироощущения человека.

    Посмотреть все слайды

    Тема 1 Религия как предмет религиоведения и как социальный институт Учебные вопросы: 1. Современная религиозная обстановка в мире и России. 2. История возникновения, предмет, методы, цели и задачи религиоведения. 3. Понятие религии как явления в обществе.






    ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ» РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ (в %) «Попытки составить представления о боге с позиции разума есть «похоть любознательности». Бога можно постигнуть только верой. Верую, потому что нелепо.» (Тертуллиан, Христианский богослов) 3


    ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РОСТ ЧИСЛА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В МИРЕ (млн. чел.) Считается, что «талантом» религиозного восприятия мира обладает не более 15% людей, остальные 85% могут верить и приобщаются к религии, ходят в церковь, потому что так принято 4


    СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %) 5 Каждый пятый россиянин считает себя верующим человеком и стремится соблюдать все ритуалы, которые предписывает его религия. Еще 42% относят себя скорее к верующим, чем к неверующим. А 18% опрошенных верят, что в мире есть высшие силы. Среди неверующих убежденных атеистов немного - всего 4%, остальные 10% охарактеризовали себя как «скорее неверующие». (ВЦИОМ, 2006)




    РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Религиоведение - это гуманитарная дисциплина, изучающая сущность религии, исторические этапы ее развития и современное состояние Выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества Характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм Анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего Определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества Анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии Предмет религиоведения - закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством Строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета Толерантность, терпимость, диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений Рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры человечества Недопустимость воспитания обучаемых в духе какой-либо веры Свобода совести (т.е. свободное вероисповедание и свобода атеистических учений) 6


    Философия религии Это картина мира в тех или иных вероучениях, включающая в себя ответы на вопросы: Что такое человек? Что есть внешний мир? Что я должен делать? Во втором значении, философия религии - это теоретическое осмысление религиозного феномена с помощью философских методов познания. Феноменология религии Объектом служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиозности. Во всех религиях есть некоторые базисные элементы, безотносительные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как следствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворенность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертвоприношения, понятие греха и искупления. История религии Исследует движение религии во времени. С помощью сопоставительного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив исторических фактов, прямо и косвенно имеющих отношение к возникновению, сохранению и угасанию религиозных процессов. Психология религии Изучает религиозное сознание и поведение индивида, а также процессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общественной жизни, воздействия религиозных практик на психику. Социология религии Исследует функционирование религии в обществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также взаимоотношения религии и политики, религии и власти. Здесь религия рассматривается как общественная подсистема. 7


    ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ (от лат. церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), в связи с этим, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, они имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от греч. защитительный). Рассматривает веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное. (от гр. - явление, данность) Подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной, либо нейтральной к нему. «Религия – особая система духовной деятельности людей, специфика которой определяется ее направленностью на иллюзорные сверхъестественные объекты» (Научный атеизм) 8




    ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ» Философские Т.Гоббс: Религия - выдумки, допущенные государством. (А не допущенные им выдумки - это суеверия). Г.Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком. Психологические З.Фрейд: Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. К.Юнг: Религия - продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества. Культурологические Э.Тейлор: Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням. Богословские А.Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей». 9


    СТРУКТУРА РЕЛИГИИ Религиозное сознаниеРелигиозная деятельностьРелигиозная организация Специфическая форма общественного сознания, включающая два уровня Представляют собой упорядоченные группы людей, которые совместно отправляют религиозные обряды Религиозная психология: совокупность религиозных чувств, образов, разрозненных идей, хаотических видений, эмоций, настроений верующих Религиозная идеология: стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии Осуществляется в культовой и некультовой форме Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная: производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии. Практическая: религиозная пропаганда, миссионерство и т.п. Культ система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры Церковь - сообщество верующих, связанных единством христианского вероучения, иерархией и таинствами Секта - оппозиционное течение по отношению к ранее утвердившимся, господствующим религиозным направлениям Харизматический культ – разновидность секты, созданная на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности (харизмы) Деноминация – промежуточный тип, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющий в себе черты церкви и секты. «Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения» (В.Даль) 10


    СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Религиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов. ОБРЯД Совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления ОчистительныеУмилостивительные погружение в воду обливание водой крещение жертвоприношениемолитва вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры Особые таинства поклонение святым, иконам и др. пост Круг годового богослужения Круг недельного богослужения Круг суточного богослужения - девять служб «Религия будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствия и страх смерти, несчастий и роковой судьбы» (Б.Малиновский) 11


    ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ Мировоззренческая Заключается в передаче религией человеку миропонимания, миросозерцания, мирочувствования, мироотношения Экзистенциальная Состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором Интегрирующая Заключается в единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития Политическая Заключается в ее способности влиять на государственный строй Легитимизирующая Суть состоит в том, что для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения Регулирующая С помощью этой функции религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система Идеологическая Религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения Социальная Суть в том, что воздействия религии на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях могут привести к различным последствиям Под функциями религии понимается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей Воспитательная Побуждает человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей 12


    ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ Religious (лат.) – связь с Богом, почитание богов; означает веру, особый взгляд на мир, убежденность в существовании сверхъестественного, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединений верующих людей в особую организацию Вера во многих богов (язычество) Вера в единого Бога Отождествление Бога с природой 13


    СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ РЕЛИГИИ РЕЛИГИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЧЕНИЯ ДЕНОМИНАЦИИ христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и новые, образованные в XIX – XX вв. (бахаизм и др.) НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др. НА ПРИМЕРЕ АДВЕНТИЗМА: адвентисты седьмого дня, адвентисты- реформисты и др. 14




    БУДДИЗМ возник в VI в. до н.э. в Индии ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в восточной части Римской империи ИСЛАМ возник в VII в. н.э. в Западной Аравии Хинаяна Ламаизм Махаяна Православие XI в. Католицизм XI в. Хариджизм Суннизм Шиизм Протестантизм XVI в. Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Индия, Бирма Китай, Корея, Япония Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия В православии существуют 15 автокефальных церквей. Существуют в Европе и Америке. На территории бывшего СССР распространен в Литве, на Украине, Белоруссии Исповедуется азербайджанцами, Персами и курдами из Туркмении и Бухары Исповедуют коренные национальности Средней Азии, Казахстана, некоторые народности РФ Исповедуют жители Омана, ОАЭ, Алжира, Туниса, Ливии, Марокко и О-ва Занзибар в Танзании ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ Характерные черты: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм 16


    РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним посредством определенных действий (обрядов) СОСТАВ РЕЛИГИИ, КАК ЯВЛЕНИЯ Система догматов, ведущая начало от мифологии данной религии Верховная сущность, наделенная высшим разумом Совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии Общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии Общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии Верование Бог Культ Церковь Норма Нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии Нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии Религия человека - социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно- эмоциональных переживаниях веры человеком. (П.Сорокин) 17

    По данным справочника "Религиозные объединения Российской Федерации" на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама руководит 43 духовных управления мусульман. Кроме того в России действуют 113 буддийских общин (Калмыкия, Тыва, Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Казань, Анапа и др.) Зарегистрированы в России организации и других конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан баптистов, христиан веры евангельской -пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и др. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представленных документов. Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации. В ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" указывает в качестве оснований для отказа противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству; несоответствие устава и других документов требованиям законодательства или недостоверность содержащихся сведений. (1996 г. в Москве было возбуждено уголовное дело против отделения Аум Синрикё по обвинению в антиобщественной деятельности)



  • Рассказать друзьям