Диалектика души героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого). Диалектика души план-конспект урока на тему От великого человека до антихриста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.


Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир" подробно описывает исторические события, которые крепко переплетаются с необыкновенными судьбами главных героев, влияя на их образ жизни, мышление, заставляя задуматься над самыми важными вопросами бытия. Любимых персонажей Лев Николаевич награждает диалектикой души, подробное изображение которой и составляет большую часть произведения.

Прекрасный образец диалектики души мы можем найти в таком персонаже, как князь Андрей Болконский.

Впервые этот герой предстает перед читателем в салоне Анны Павловны Шерер. Там читатель застает его скучающим, равнодушным к разговорам гостей. Кумиром Андрея является Наполеон, оттого он не находит общего языка с присутствующими. Пьер Безухов, близкий знакомый Болконского, разделяет его взгляды, из разговора с ним и становится ясно, что князю безмерно надоели светские вечера, он стремится проявить себя на войне. Жена так же приелась Болконскому, в ней он видит лишь часть того общества, из которого старается вырваться. На войне Андрея не особо интересуют награды, его мечта - совершить великий подвиг, поэтому он полностью отдается службе. Подобный шанс ему предоставляется в Аустерлицком сражении. Князь со знаменем ведёт армию на врага, но его ранят, и он неожиданно видит "высокое, бесконечное небо". В этот переломный момент Андрей разочаровывается в Наполеоне, осознает никчемность своих желаний. Он находит новый смысл существования в проявлении любви к близким людям, заботе о них, но, к сожалению, его жена его умирает при родах. От этого Болконский уходит в себя и занимается лишь благоустройством имения. Здесь он много читает и работает, однако не чувствует себя живым. Но Болконский убеждается в бесполезности своей деятельности, когда встречается с Аракчеевым и Сперанским. Важным моментом в становлении души Андрея является поздка в Отрадное, где происходит судьбоносная встреча &񗝂 он знакомится с Наташей Ростовой. В любви к девушке он открывает новые горизонты, понимает, что жизнь ещё не кончена, что многое впереди. Измена Наташи глубоко ранит князя, он снова отправляется на службу. Во время Бородинского сражения герой совершает подвиг перед самим собой. Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя "выше, над всеми", то здесь становится "одним из многих". Проблема поиска смысла жизни находит своё завершение во время Бородинской битвы. Близость смерти, возникшая вследствие получения тяжелого ранения, дала Болконскому понимание того, что любовь к людям и самопожертвование - главное в жизни. Не зря автор отмечает, что Андрей прощает Наташу, которую неожиданно встречает перед смертью. Тяжело ему даётся осознание приближающейся гибели, но он принимает ее и уходит с миром в сердце.

Ещё одним ярким примером может служить Пьер Безухов. Путь героя очень сложен, его характер складывается прямо на наших глазах. Юноша, отец которого является одним из богатейших людей в стране, приезжает из-за границы после нескольких лет учебы. Впервые появляется он, как и Андрей Болконский, у Анны Шерер. За границей юноша проникся бонапартизмом, поэтому в салоне к молодому человеку относятся с некой опаской. Долгое время Пьер пребывает в скуке, стараясь убить время, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это. Вскоре после прибытия сына в Россию смерть забирает старого графа Безухов, и по его завещанию Пьер наследует огромные богатства. Пользуясь растерянностью юноши, князь Василий Курагин устраивает свадьбу Пьера и своей дочери Элен - бездушной и хитроумной светской красавицы. Новоиспеченного графа Безухова внезапно "полюбил" свет, и Пьер искренне верит такому отношению. Живя по инерции, он приходит к катастрофе - встречается на дуэли с Долоховым, считая его любовником жены. Все отчетливее начинают проявляться нравственные терзания Пьера. Выход граф стремится найти в самосовершенствовании. Неудивительно, что атеист Безухов становится масоном, надеясь таким образом приступить у борьбе с мировым злом. Безухов ищет полезной общественной деятельности, но наивный и доверчивый он не замечает, как все становится только хуже. Граф пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь он терпит поражение, видя истинную сущность русского масонства. Война 1812 года выводит Пьера из нового нравственного кризиса. Всенародный патриотический подъем захватывает графа, исчезает вера в величие Наполеона. Пьер решает увидеть Бородинское сражение своими глазами. Событие производит переворот в его душе. Он впервые чувствует себя не жалким богатеем или неисправимым неудачником, а частицей своего народа. Под влиянием пережитого Пьер решается на необдуманный поступок - убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Приехав в захваченную Москву, Пьер участвует в спасении девочки, потерявшейся во время пожара, вступается за женщину, начав драку с французами, за что попадает в плен. Переломным моментом в судьбе Пьера становиться эпизод казни. Перенесенная трагедия снова вынуждает Пьера прибегнуть к душевным исканиям, к поиску нового смысла жизни. Не долго длятся в этот раз переживания графа. Будучи в плену, под влиянием простого и доброго Платона Каратаева, в нем снова просыпаются духовные силы и любовь к жизни. В Каратаеве Пьер видит мирное, духовное начало, привлекает его и воплощение в Платоне черт всего русского крестьянства. Этот персонаж помог Пьеру взглянуть на мир заново, дав понять, что смысл жизни - в самой жизни. Именно в плену Безухов обретает веру в Бога, понимает, как по-настоящему ценить свое существование. Вскоре Пьеру все же удается спастись из плена. И вот, в его жизнь входит Наташа. В итоге, их трудные, неординарные жизненные пути сошлись. Им пришлось пройти множество испытаний, которые и подготовили их к любви.

Пьер и Андрей являются любимыми мужскими героями Толстого в этом произведении. Писатель далек от идеализации этих персонажей, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Но пройдя тяжёлый жизненный путь, они становятся высокодуховными людьми. Именно диалектика души показывает внутреннюю красоту героев Л. Толстого.

В чём заключается диалектика души в романе "Война и мир"? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Диалектика души героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (князь Андрей)
Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в copyright 2001-2005 салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был "усталый скучный взгляд", часто "гримаса портит его красивое лицо". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие достоинства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну (имеется в виду война 1805-1807 гг.) , старый князь говорит ему на прощание: "Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет".Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет "глупым обществом", так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: "Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И еще: "Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех сражения "никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". "А от чего же? " - спрашивает Пьер. И слышит в ответ: "От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате".Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: "совершенно новым завистливым взглядом" он смотрит на "траву и полынь". И потом, уже на носилках он подумает: "Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю. "Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близкая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, любовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех – значит не жить земной жизнью, значит умереть. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны.
Источник:

Ответ от Никита Миронов [гуру]
Гугл, яндекс или накрайняк рамблер тебе в помощь.


Ответ от ГАЛИНА [гуру]
Самое ценное, что есть у человека - это его душа, на которой отражаются все удары судьбы. Духовная сила людей, прошедших через тяжелые испытания, но не сломавшихся, их преобразившийся внутренний мир во все времена интересовал писателей и поэтов. Одной из главных тем романа - эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" стала диалектика души героев, прошедших через Отечественную войну.
Через заблуждения, ошибки и обман проходит герой романа - Пьер Безухов. Впервые мы втречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны.
Этот " толстый молодой человек с стриженой головой, в очках", только что приехавший из - за границы "был в обществе в первый раз". Безухов неуклюж, неповоротлив, но не в этом главная причина непринятия его обществом. Он - "новый человек" в этом мире лицемерия и не умеет скрывать свои истинные чувства под маской приветливости. Убеждения героя идут вразрез с общепринятыми. Но вдруг пренебрежение по отношению к Безухову всего общества сменяется на уважение и любовь. Что же случилось? Дело в том, что Пьер, будучи незаконным сыном графа Безухова, получает после его смерти огромное наследство. Неожиданно этот "неуклюжий молодой человек" становится всеобщим любимцем: "Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному". Добрый Пьер был уверен, что его окружают искренние люди, что все его действительно любят, всем он нравится: " Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто - нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его". Деньги - это первое и, пожалуй, одно из самых сложных испытаний, которые придется пройти Пьеру. Но сейчас он только вступает на свой жизненный путь. Характер героя еще не сложился, он вырос далеко от семьи, вне традиций отцовского круга. У молодого графа Безухова, по выражению князя Андрея, "золотое сердце", однако его страстная, темпераментная натура не признает никакой дисциплины, поэтому бушующие в нем силы, находят выход в разгуле и кутежах. А в это время князь Василий Курагин, один из тех двуличных членов светского общества, которые, словно мухи на мед, слетелись на весть о наследстве, строит планы женитьбы Пьера на своей дочери Элен. Вскоре все светское общество уверенно, что Безухов собирается предложить ей замужество, хотя Пьер и не помышляет об этом: " … между ним и Элен образовалась какая - то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль…испугала его…". Но постепенно герой сживается с этой мыслью, внушаемой ему всеми, и решает, что, наверное, так это и должно быть: "Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их". Женитьба Пьера на светской красавице Элен, глупой и безнравственной женщине, духовно совершенно ему чуждой, не приносит счастья. Мало что меняется в его жизни: все те же кутежи, та же праздность. Но герой не разочаровывался в жизни из - за неудавшегося семейного благополучия. Не таков был Пьер…Среди героев романа "Война и мир" мы можем именно Безухова назвать правдоискателем. Пьер - человек интеллектуальный, ищущий ответы на самые главные нравственные, философские, социальные вопросы, вопросы смысла человеческой жизни. Герой добр, самоотвержен, бескорыстен. Он погружен в размышления о судьбах человечества, далек от мирских материальных расчетов. За внешней мягкостью и даже бесхребетностью Пьера скрывается большая духовная сила, независимость мыслей: "… любил спорить и, несмотря на свою распущенность и слабость в жизни, в деле мысли и спора он обладал логической последовательностью…" Л.Н. Толстой наградил Безухова способностью не "заражаться" подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавшего его. Обжегшись на своей доверчивости к людям и наивности, Пьер приобрел чуткость души, прозорливость. Как быстро и безошибочно он разгадывает истинную сущность Бориса Друбецкого. Но почему же с такими душевными ка

Вариант 1

Л. Н. Толстой считал, что в человеке живут самые разнообраз­ные чувства, стремления, желания. Поэтому герои писателя могут быть разными, автор видит своего героя «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то силачом, то бессильнейшим существом». Привлека­тельность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключает­ся именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость. Отсюда возникает непрерывное движение мыслей и чувств. Движение как столкновение, борьба раз­нообразных решений. Открытия, которые делают герои, - это сту­пени в процессе их духовного развития.

Эту особенность художественного метода Л. Н. Толстого в рас­крытии внутреннего мира персонажей Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Сам Л. Н. Толстой считал, «чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько добродетели, добродетели возможные, сла­бости - необходимые...»

В романе «Война и мир» автор проходит путь духовных поисков вместе с героями. Разные характеры и судьбы представляют в его романе разные типы отношения человека к жизни, к людям, к Богу. Не все герои Толстого стремятся познать истину. Но любимые герои автора решают нравственно-философские проблемы, ищут ответы на «веч­ные» вопросы. Один из таких героев - князь Андрей Болконский.

Один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей появляется на страницах романа в гостиной Анны Павловны Шерер. Это молодой человек с довольно красивыми чертами и усталым, скучающим взглядом. Мы видим уставшего от фаль­шивого, глупого общества, раздраженного князя Андрея. Для него гос­тиная, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это заколдованный круг, из которого он пытается вырваться. Именно поэтому князь Андрей Болконский отправляется на войну. Его цель - достичь славы, славы, для которой он готов пожертвовать всем. В Аустерлиц-ком сражении Андрей со знаменем в руках бежит к своей мечте о «Ту­лоне», но, поверженный, он падает, и вместе с этим как будто падает значимость той цели, к которой он так стремился, Андрей чувствует ее бессмысленность. Князь Андрей не видит ничего, кроме неизме­римо высокого неба, все кажется пустым, обманом, все, кроме бес­конечного неба. В эти минуты он видит «маленького» Наполеона, видит его мелочность, ничтожность его величия, а также ничтож­ность жизни и смерти, которой никто не мог понять и объяснить.

Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Перелом­ным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно под­слушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тонень­кая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Ната­шей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той предан­ности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тя­желого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За вре­мя его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, кото­рое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чис­той, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианс­кой любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

Пройдя жизненный путь постоянных исканий ответов на веч­ные вопросы, постоянного самосовершенствования, Андрей Болкон­ский достиг наивысшей точки своего развития.

Вариант 2

Роман "Война и мир" Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре "Войны и мира", потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа.

Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как образ декабриста, но затем Толстой возвратился к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предстанет впоследствии как организатор тайного общества "независимых и свободных людей". Именно Пьеру предстоит в дальнейшем обвинить царя в бездействии, резко раскритиковать общественный строи, реакцию и аракчеевщину.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

Первое знакомство с героем происходит на фоне великосветского кружка Анны Павловны Шерер, и уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность - откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.

Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: "Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя".

Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения, которые особенно проявляются в эпизодах женитьбы на Элен и отношений с ней. Точно так же, поверхностно, но в то же время восторженно, со всей душой, Пьер подчиняется духу масонства Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели.

И именно в такие, переломные минуты в Пьере проявляются сильная воля и самые лучшие стороны его характера, которые уже нельзя не отметить. Так, Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколько сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокойно соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыстен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица. Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в разговоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи. И это далеко не единственные сцены, где Пьер уже более походит на взрослого самостоятельного человека, смелого, горячего, с независимыми суждениями. Как прекрасен он в своей потерянности во время сражения на поле Бородино, и при спасении девочки во время пожара, и когда вступает "в восторге бешенства" в драку с французами в Москве! Здесь он уже не безвольный и робкий Пьер.

Хочется еще раз отметить умение Толстого изображать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно постоянно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер - "массивный, толстый молодой человек, сумным наблюдательным взглядом". Совсем по-другому Пьер выглядит после женитьбы, в обществе Курагиных: "Он молчал... и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно". А когда Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельности, направленный на улучшение жизни крестьян, он "говорил с одушевлением радости".

И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Несмотря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда.

Так, пройдя тяжелый путь, исполненный ошибок, заблуждений в действительности русской истории, Пьер находит самого себя, сохраняет свою природную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого находится в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят его к истинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно борются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего наносного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел.



Рассказать друзьям