В чем проявляется народный характер повести. Как в повести Гоголя «Тарас Бульба» проявляется народный характер С чего начинается повесть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ответ оставил: Гость

Народный характер повести проявляется в том, что Гоголь показал народное восприятие времени и истории. Это было очень важно тогда, когда жил Гоголь.
Изобразив героическое прошлое русского народа, его отношение к Отчизне, к свободе, автор дал понять, что «есть еще порох в пороховницах», не иссяк еще источник богатырства.
Именно поэтому многие запорожцы напоминают былинных богатырей.
Во-первых, козаки без колебаний встают на защиту своей Родины, это является смыслом их жизни.
Во-вторых, преувеличивается их сила («там, где прошли незамайновцы - там и улица, где поворотились - там уж и переулок»).
В-третьих, Гоголь включает в текст повести лирические отступления о птицах, слетающихся на поживу, о вдовах, которые будут оплакивать своих мужей.
Цитатный план речи о товариществе (глава IX).
1. «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша».
2. «Всё взяли бусурманы».
3. «Вот в какое время подали мы <...> руку на братство».
4. «Нет уз святее товарищества».
5. «...Породниться родством по душе...может только один человек».
6. «...Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
7. «Нет, братцы, так любить, как русская душа...нет, так любить никто не может».
8. «...Подло завелось теперь на нашей земле».
9. «...Проснется оно [русское чувство] когда-нибудь».
10. «Пусть же знают они, что такое значит в Русской земле товарищество!»

Ответ оставил: Гость

Добавь фотограффию сюда)

Ответ оставил: Гость

Гринёва обвинили в измене, в нарушении присяги. Но, если Вы читали произведение, то знаете, что обвинение Гринёву выдвинуто в связи с доносом и оговором Швабрина, решившего во что бы то ни стало погубить своего счастливого соперника.

Как адвокат Вы должны доказать, что Гринёв не изменил присяге и остался до конца верен императрице. А материал Вам надо искать в самом тексте «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Перечитайте главы, в которых Гринёв встречается с Пугачёвым – и до восстания, и во время восстания. Обратите внимание на те диалоги, которые ведут Пугачёв и Гринёв, на причины появления Гринёва во вражеском стане.

Вам надо знать о том, когда и как впервые встретил Гринёв Пугачёва, как Петр Андреевич вёл себя после захвата крепости пугачёвцами, почему Пугачёв его не казнил.

Кроме того, следует обратить внимание на то, почему Гринёв отказался служить Пугачёву, какие качества характера проявил, прямо говоря предводителю восставших, что считает его разбойником, и в связи с какими событиями он всё-таки обратился к Пугачёву за помощью.

Так как урок будет проходить в форме судебного разбирательства, то Вам надо подготовить вопросы к свидетелям и подсудимому.

Свидетелями обвинения являются Зурин, Швабрин, Андрей Карлович, а свидетелями защиты – Марья Ивановна Миронова, крепостной Архип Савельев, попадья Акулина Памфиловна, Емельян Пугачёв.

Задавая вопросы свидетелям обвинения, Вы должны показать, что одни из них (Швабрин) намеренно лгут, а другие заблуждаются. Свидетели защиты, отвечая на Ваши вопросы должны подчеркнуть, честность, порядочность Петра Андреевича, его верность присяге, показать те усилия, которые предпринял Гринёв для спасения дочери казнённого Пугачёвым капитана Миронова и убитой пугачёвцами его жены, Василисы Егоровны.

Самое главное условие успешного Вашего выступления на уроке – отличное знание «уголовного дела», то есть содержания «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.

(366 слов) Многие люди наверняка считают, что безразличие – это плохо. Однако далеко не все из них смогут ответить, кого можно назвать равнодушным человеком? Я считаю, в этом незнании кроется проблема общества, где становится нормой пройти мимо страдания и горя, не помочь даже советом и утешением. Ответ же на этот вопрос не так сложно найти, ведь русская литература богата примерами того, что можно назвать индифферентным отношением к миру и его обитателям.

В повести Гоголя «Шинель» примеры безразличия говорят сами за себя. Молодые чиновники не дают старому сотруднику их ведомства покоя, издеваются над ним, и все забавы ради. Юноши не задумываются, какую боль причиняют они своим поведением этому кроткому и безобидному человеку. Акакий Акакиевич ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение, ведь по натуре он тихий и робкий чудак, который любит переписывать бумаги. Однако общество ополчается против него лишь за то, что он не может постоять за себя. Безразличное отношение начальства к беде подчиненного тоже ставит читателя в тупик: как можно терпеть такое хамство? Вот таких людей, которые глухи к чувствам окружающих, которые беззастенчиво оскорбляют героя потехи ради, можно назвать равнодушными.

Не менее безнравственно поведение «значительного лица» из той же повести. Чиновник, желая порисоваться перед приятелем, распекает Башмачкина, который пришел с просьбой найти украденную шинель. Он не хочет понять, что человек живет в нищете, и для него эта вещь бесценна. Он безжалостно выгоняет героя, пришедшего за своим естественным правом – защитой закона. Значительному лицу абсолютно все равно, что будет с тем, кого он унизил из-за собственного тщеславия. А без теплой одежды Акакий Акакиевич простужается и заболевает горячкой, которая сводит его в могилу. Конечно, чиновник узнает о случившемся и раскаивается в содеянном. Но едва ли это кого-то спасает от уже случившейся смерти. В образе этого должностного преступника сквозит холодом мрачный и равнодушный к судьбе маленького человека Петербург, где среди роскоши дворцов сотни людей не могут позволить себе одежду.

Таким образом, безразличие проявляется в самых респектабельных людях, которым в отдельных случаях даже не чуждо сострадание. Однако эти «отдельные случаи» не отменяют общей закономерности – равнодушный человек всегда ставит свои желания и капризы выше судеб других членов общества, и даже вспышки отзывчивости не заставят его учесть интересы общества в следующий раз, когда очередной маленький человек будет нуждаться в помощи, но не получит ее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема. Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». 1. Героико-патриотический пафос повести. 2. Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. 3. Трагизм конфликта отца и сына. 4. Столкновение любви и долга в душах героев. 5. Образ Тараса Бульбы. 6. Обучение написанию сочинения

Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; помочь в восприятии красоты степных просторов в пейзажных зарисовках повести; учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая знание и понимание текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтение и анализ стихов.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.

Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.

Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.

Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.

О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».

2. Анализ I, II глав повести.

– Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?

– Какое решение принимает? (Остап проявил ловкость, силу удара, это почувствовал и отец. Он не терпит насмешки, готов наказать обидчика, даже если этот обидчик – отец. Сын заслужил похвалу отца: «Добре, сынку!». Тарас Бульба решил отправить сыновей через неделю в Запорожье, а разгорячившись, меняет свое решение: сыновья вместе с ним уедут завтра. Это решение продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там они станут настоящими воинами».)

– В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)



– Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч., с. 150.)

– Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч., с. 151. «В самом деле … глядела…)

– На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)

Задание: пересказать (коротко) сцену прощания матери с сыновьями. (I ч., с. 154. «Когда увидела мать…».)

– Какое чувство заполняет нашу душу?

(Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы, –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

(Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»)

Вывод. Т. Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевшей наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями; и как грустно становится читателю, в душе которого рождается предчувствие великой беды.

– Как учились Остап и Андрий в Киевской академии?

– Какие изменения произошли в Андрии в последние годы? (С. 156. «Он реже являлся…»)

Задание. Передать (коротко) историю знакомства Андрия и панночки? (Пани, панночка – форма обращения к женщине и девушке в Польше и Западной украине.)

Комментированное чтение учителя. Описание степи (С. 158– 159.) (Степь, чем далее… летели по-темному небу».)

– Почему Гоголь ввел описание степи? (Степь широкая, раздольная – символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы. Обратить внимание на богатство красок, почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно (торжественный)-лирический (эмоции, чувства) тон описания степи.)



Вывод. Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои, Остап и Андрий и их товарищи.

Домашнее задание: одно из описаний степи выучить наизусть; подготовить устный рассказ о Бульбе.

Цели: развивать умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев; формировать навыки аналитической работы с репродукцией картины; подвести к логическим выводам и обобщениям, пониманию авторской позиции.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть описания степи (2–3 ученика).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Работа по теме.

1. Работа с текстом.

Задание. Просматривая текст, выбрать картины, знакомящие нас с жизнью Сечи. («…оглушили пятьсот кузнечных молотов…», «кожевники мяли кожи…», «Торговцы… сидели…» «развесил платки, «…ворочал кадки с тестом», «…запорожец, спавший на дороге», «…пробирался … сквозь … улицу…», «…несколько куреней (шалаши, в которых жили запорожцы; подразделение войска), …запорожцев лежавших…», «…запорожец без рубашки…»)

2. Беседа по вопросам.

– Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? («Так вот она, Сечь!.. на всю Украину». Каждое слово, восторженная интонация передают восхищение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.)

3. Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Картина очень близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «… и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но и грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…»

(Цитата по книге: Голубева, Э. И., Крестинская, А. А., Кузнецова, Э. В. Беседы о русских художниках. – Л., 1960. – С. 163.)

Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев.

Центральная фигура картины – кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос.

Все: поза, одежда – говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым.

Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов.

В центре картины – небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте.

Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину.

4. Комментированное чтение страниц повести.

– Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи? (I ч., 162 «…приходила гибель народа… вся церемония».)

– Какую роль играл куренной атаман (батька)?

– Каковы законы Запорожской Сечи?

– Как проявили себя Остап и Андрий?

– Какое решение принимают казаки и почему? («…идти прямо на Польшу, отомстить… за… посрамленье веры и казацкой славы». Прощай, наша мать!..»)

Вывод. суровы законы Запорожской сечи, сыны Тараса Бульбы окунулись в беспокойную ее жизнь; в бою не жалели себя; но и в бою, как и в учебе они были разными; любуется отец своими сыновьями и гордится.

– Какие качества воина проявил Андрий? («Андрий храбр в бою, но это не та храбрость, которая нужна для подвига, это только упоение музыкой боя. Остап же храбр, но предусмотрителен».)

– О чем напомнила панночка Андрию? («…тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе».)

– Что ответил казак? («А что мне отец… И все… погублю за такую отчизну!»)

Вывод. Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни – защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем… Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания (именно так было в бурсе!), даже если виноват. И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества.

V. Подведение итогов урока.

– В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?

Домашнее задание: подготовиться к анализу 5, 6, 7 глав повести.

Цели: совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; развивать умения делать выводы и обобщения; формировать чувство патриотизма, национального самосознания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме (анализ 7-й гл.).

Аналитическая беседа по вопросам.

– Как мы относимся к поступку Андрия?

– Что же еще случилось этой ночью в лагере запорожцев? (I ч., с. 177. «… половина войска перебита, а другая перевязана (взята в плен)…».)

– Какова причина? (Беспечность.)

– Какое решение принимает Кокубенко? (Разделиться войску на три части, встать у трех ворот и выманить ляхов из города бранными, обидными для ляхов словами.)

Задание. Выбрать реплики казаков и ляхов. («А красные жупаны (верхняя одежда поляков и …). Да уж и не сказали…)

– Почему не сказали?

– Остап – куренной атаман. Почему казаки выбрали именно его? («Лучше не можно поставить… разум у него, как у старого человека».)

– Какое чувство испытывал Тарас, увидев Остапа с атаманской палицей? (I ч., с. 184. «Вишь ты какой… оказанную сыну».)

– Какая дума не покидала Тараса? («…Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий… и шел перед полком».)

Вывод. Беспечность приводит к беде в любом деле, в военном же – несет смерть. Думы горькие не давали Тарасу Бульбе покоя, он гордился Остапом, он беспрестанно думал о судьбе Андрия; чувство товарищества проявили казаки, обещая освободить взятых в плен запорожцев.

III. Подведение итогов урока.

– Какая весть всполошила весь казацкий лагерь? (Татары напали на Сечь, забрали весь скарб (имущество). Одних казаков перебили, других увели в плен.)

– Что предлагает кошевой атаман Кокубенко? («…не терять, товарищи, времени и гнаться за татарами».)

– Почему Бульба не согласен с таким решением? («Ты позабыл… захваченные ляхами?… Что ж за казак. Один остаюсь!» С. 186 (внизу).)

– Каков его совет? («Первый долг и первая честь казака – соблюсти товарищество…» Разделиться на две части. «Все согласны!» (I ч., с. 188.)

Задание. прощание казаков. (I ч., с. 190.)

– Как чувствовали себя казаки? (I ч., с. 190.)

Вывод. Чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается судьба не только твоя, но твоих собратьев по оружию.

Домашнее задание: подобрать материал для характеристик героев повести (Т. Бульбы, Остапа, Андрия).

Цели: развивать умение работать над психологическим обликом героев на основе анализа текста; подвести к пониманию особой роли товарищества и братства запорожцев; уяснить героическую направленность повести и ее нравственный смысл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой главы.

1. Беседа по вопросам.

– Почему «смутные» стали казацкие ряды? (Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди.)

– Как Тарас готовил свое воинство к бою? (С. 191, «…строил, раздавал приказы и наказы… неприятельскую конницу».)

2. Комментированное чтение речи Тараса.

(I ч., с. 191–193). «Хочется мне сказать… дороже для них всякого братства».)

– Какова основная мысль речи Т. Бульбы? (Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони. И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос.)

(«Далеко понеслось громкое хлопанье» выстрелов из пищалей, «…рванули пушки» ляхов по лагерю запорожцев», «…скорей из-за возов и садись всякий на коня», «Остап выбил фитили у шести пушкарей», «…и как грянула» одна пушка, а за ней три другие… много нанесли они горя!»)

– С какими словами на устах умирали казаки? («Степан Куска: «Пусть же пропадут…», Бовдюг: «Пусть же славится…». Балабан: «Пусть же цветет…» Кокубенко: «Пусть же после вас живут…»)

Задание: описание внешности Андрия.

– Что привело в ярость Тараса? («Как … своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий…)

– О чем попросил он казаков? («Эй, хлопьята, заманите мне только его к лесу…»)

Задание: чтение текста («Разогнался на коне Андрий… Тарас выстрелил».)

– Какое чувство Бульбы звучит в словах его: «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» (Желание поддержать его, воодушевить, боязнь потерять сына.)

– Что роднит повесть с былинами? (Троекратные повторения. «Есть ли порох…?) Описание женского горя. («Не по одному казаку взрыдает мать…» милейшего всех.) Описание боя. («Казаки … вылетела молодая душа».) Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – там уж и переулок».)

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

Н. В. Гоголь. «тарас бульба» Анализ 10, 11, 12-й глав

Цели: подвести к осмыслению героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новых глав.

1. Беседа по вопросам.

– Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

– Он раскаялся? («…Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

Задание: чтение гл. 9 (пленение Остапа и Тараса Бульбы.)

2. Анализ главы 10.

Задание: пробуждение тараса.

– Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже… не промолвил ни одного слова». С. 207.)

– Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий… Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

– Услышал он слово мужа? (С. 207.)

4. Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

– Какая казнь была придумана ему? (И присудили… сжечь… Но не на костер глядел Тарас… С. 209.)

– На что же он глядел? («К берегу… не было погони». С. 209.)

– Каково его предсмертное желание? (С. 209. «Прощайте… погуляйте!»)

Вывод. Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

III. Подведение итогов урока.

Викторина:

1. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова.

«Терпи, казак, – атаманом будешь!»

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

«Есть еще порох в пороховницах?»

2. При каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

3. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Иллюстрации каких художников к повести «Тарас Бульба» более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

Домашнее задание: закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

Сравнительная характеристика остапа и андрия, Тараса Бульбы

Цели: развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине; учить работать над планом и по плану.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по новой теме.

1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10–15 мин).

Задания записаны на доске.

1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится об Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?

2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?

3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?

2. Коллективное обсуждение вопросов.

– Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?

– Почему по-разному они ведут себя? (Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий – воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия – «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «летят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша …В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)

– Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он? (Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «…биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку; «…ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.

– (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя – ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.

А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.)… стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».

Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно… как у старого человека. Остап… поблагодарил за честь…»

– Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)

– Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия…» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества – все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)

3. Самостоятельная работа по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.

– Что изображено на иллюстрациях Е. Кибрика?

– Как передал художник стойкость и мужество Остапа, неуклонную волю и героизм Тараса?

– Какие качества характера Андрия сумел передать художник?

IV. Подведение итогов урока.

– Почему один из сыновей Тараса погиб как народный герой, а второй – «пропал бесславно, как подлая собака»? (Остап честно и мужественно сражался с поляками, несмотря на молодость, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его. Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад.

Андрий предает и отца, и брата, и Отчизну, и товарищей, полюбив прекрасную полячку. Он, не задумываясь, переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой.)

– Перечислите, какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия. (Портрет, монологи (например, Остапа перед казнью, Андрия перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле брани и т. д.), поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.)

Слово учителя.

Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории – не уход от действительности, а ответ на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в обществе и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.

Домашнее задание: подготовить текст для характеристики Тараса Бульбы, его речь о товариществе (выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту).

подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе

Цели: на примере образа Т. Бульбы показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; развивать навыки работы над планом к сочинению, умение подбирать необходимый языковой материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

Так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказавший нам печальную историю жизни и борьбы (за свободу Родины, за христианскую веру, за процветание своей земли) героев-запорожцев.

В повести много героев, у каждого из них свой характер, свой душевный склад: крепок на едкое слово Демид Попович, мудр и спокоен проживший долгую жизнь Бовдюг, который отправился в поход в надежде быть «пригодным» казакам-товарищам, умный и расчетливый в бою атаман Кокубенко, Остап, унаследовавший от отца цельность характера, трезвость в бою, чуткость и живой ум, и, наконец, сам Тарас Бульба, грубоватый по натуре, упрямый, но до конца жизни верный своей Родине и товариществу.

Подумайте, почему Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя. А как вы себе представляете Тараса Бульбу? (Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь были у Тараса, как у других запорожцев, да и мало внимания уделял он своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней – умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен (то есть мускулист), выражения лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары, шириною в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках – трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

2. Коллективное обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу.

Составление пунктов плана.

– Когда мы впервые знакомимся с героем? Какова его внешность? (Старый Тарас – типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст. На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!.. Вот так колоти всякого… Никому не спускай!»)

– Сам Тарас, «коренной, старый полковник, был создан для бранной тревоги. «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» – и готов был «никому не спускать», если не уважали казацких «старшин» и стояли перед ними в шапках» сборщики налогов польские, если глумились над православием и если враги были те, кто не исповедовал христианство.

Тарас – сын боевого и трудного века, вся жизнь его – постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!»

Черты характера.

1) Гордость.

Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на сечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам!». И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем.

Какие муки должен был испытывать старый Тарас, когда его сын стал его врагом, изменником, надругался над самым дорогим и священным – любовью к Родине. И во имя этой любви отец нашел в себе силы и мужество убить сына-изменника. Только поистине героическая натура способна на такое.

Тарас, тонкий знаток человеческой души (психолог), понимает, что для подвига во имя Отчизны необходима поддержка товарища, необходимо чувство товарищества. И в решающий момент он произносит свою речь о товариществе!)

– В чем сила человека? («но породниться по душе, а не по крови может один только человек». В речи звучит презрение к врагам, прихвостням, которые перенимают «басурманские обычаи».)

2) Талантливый полководец.

Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения, вовремя подбодрить казаков. В разных местах слышится его голос: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Полководческий талант Тараса Бульбы проявился в предвидении опасности, тактики ведения боя, в умении подбодрить казаков в самый напряженный момент боя. Во время казни нечеловеческие муки ослабили силы и волю Остапа, и Тарас, чтобы подбодрить его, освежить его силы перед последними и самыми страшными муками, произнес одно только слово, которое могло ему стоить жизни: «Слышу!»

– Как изменился Тарас после смерти Остапа! (Смерть сына потрясла Тараса. После казни сына не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Тарас не поверил полякам, как многие его товарищи и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: « В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломать, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Не побежденным, не сломленным остался Тарас Бульба до конца своей жизни. Огонь бушует под ним, языки пламени обдают его грудь, подбираются к усам, но он устремился туда, где бьются его товарищи, «собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы!.. У берега не было погони!»

«И вспыхнули радостью очи у старого атамана», когда он, очнувшись от удара за совет казакам, увидел как «казаки плыли на узких челнах…»)

Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести, и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом.

3. Чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса.

– Какому герою гоголевской повести принадлежит данная речь? Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя? («Хочется мне вам сказать, панове…» до слов «Нет, так любить никто не может!» С. 192 в учебнике.)

(Это речь перед запорожцами главного героя повести – Тараса Бульбы. Основная ее мысль – прославление Русской земли, товарищества, русской души. Тарас Бульба – настоящей патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.)

– Перечитайте отрывок из 1-й главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему эту характеристику? Чем она важна? («Тарас был один из числа…» до слов «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». (С. 150 в учебнике.)

Это авторская характеристика героя. Писатель выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому один из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом, судьбу Тараса автор неразрывно связывает с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом.)

4. Составление плана характеристики Тараса Бульбы (простой и цитатный), обсуждение плана, предложенного учителем.

характеристики Тараса Бульбы

I. Вступление.

«Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.)

II. Основная часть.

Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.

1) Тарас – коренной, старый полковник.

2) Гордость казака за своих сыновей.

3) «Нет уз святее товарищества».

4) Опытный полководец.

5) Суровый, беспощадный мститель.

6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.

III. Заключение.

Бессмертие повести и ее героев.

5. Корректирование планов, составленных учащимися.

IV. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Два великих художника прошлого: писатель Н. В. Гоголь и живописец И. Е. Репин – посвятили свои произведения Запорожской Сечи. Знаменитая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы», повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков.

Как проявляется в повести её народный характер? В чём сход­ство героев-запорожцев с былинными богатырями? Подготовьте к выразительному чтению речь Тараса о товариществе. Насколько близки вам мысли, выраженные в ней?

Если вам понравился этот текст, попытайтесь сами подготовить небольшую «речь» - «Обращение к друзьям», в котором выразите свои суждения, своё отношение к чувству дружбы и братства.

Ответ

Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сцены повести близки по содержанию украинским народным историческим песням; герои повести — козаки, которые защищают независимость родной земли от польского владыче­ства.

Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христиан­скую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положи­ло»; «Там, где прошли незамайновцы — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как ре­дели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от уда­ров». Как в былины и исторические песни включаются плачи и упоминания о хищных птицах, которые слетаются на поле боя, так и Гоголь включает в свою повесть подобные строки: «Червонели уже всюду красные реки; высоко гатились мосты из казацких и вражьих тел. Взглянул Тарас на небо, а уж по небу потянулась вереница кречетов. Ну, будет кому-то пожи­ва!»; «Не по одному козаку взрыдает старая мать, ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси. Не одна останется вдова в Глухове, Немирове, Чернигове и других городах. Будет, сер­дечная, выбегать всякий день на базар, хватаясь за всех про­ходящих, распознавая каждого из них в очи, нет ли между них одного, милейшего всех. Но много пройдёт через город всяко­го войска, и вечно не будет между ними одного, милейшего всех».

Фольклорный характер придаёт сцене второго боя трое­кратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнуться ли козаки?»

Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. А затем попытаемся их сравнить.

-А что лежит в основе любого сравнения?

- Какие признаки будут для нас важны?

- Итак, назовем эти составляющие.

- Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос. Для этого будем заполнять таблицу.

- С чего начинается повесть?

- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.

Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу.

Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?

- Назовите юношеские мечты Остапа и Андрия.

А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.

- Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.

- Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев.

- Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?

Под стенами города. (В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом?)

- В осажденном городе (Какое впечатление произвел город на Андрия?) Что заставило его остаться?).

Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы:

- Какие качества Остапа сказались в его последний час?

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?

- Каковы последние слова Остапа?

- Почему он не проявил слабость?

- Можем ли мы понять его чувства?

- Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия».

Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.

Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив.

- С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?

- Смерть сыновей Тарас Бульбы.

Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп? Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

Задание группам:

1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат.

3 группа «Чёрная шляпа пессимиста» : Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести.

- Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?

- Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.

ИТОГ:

- Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, прочий - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.



Рассказать друзьям