Разработка для проекта "литературная география" учебно-методический материал по литературе на тему. Литературная география Индивидуальные задания группе географов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

_______________________________________________________

Художественная литература ­­– это творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности мест. Какое трепетное чувство восторга вызывают строки произведения, в которых мы находим название нашего города с точным указанием улицы или какого-нибудь известного дома!

Есть места, которые у каждого на слуху: например, Патриаршие пруды или Зимний дворец, Петропавловская крепость или Дом Грибоедова. О них много сказано и написано, но интерес к ним всё равно не ослабевает. Но сколько в литературе малоизвестных или совсем неизвестных топонимов? Откуда писатели их берут? Может, они их просто выдумали? Но ведь наша жизнь полна тайн: а вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, изображённых в книгах, существует в действительности? Ведь это значит, что есть люди, которые живут от них неподалеку или помнят, как они выглядят!

Конечно, жителям столиц и больших городов удаётся намного чаще встретить в произведении места, которые действительно существуют – более того, находятся где-то по соседству. Но и другие населенные пункты нередко попадали на страницы книг. Главное, что они реальны, узнаваемы и имеют свою историю. Интересно знать, побывал ли там автор лично – или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке... Тем не менее эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Мы предлагаем и вам погрузиться в этот загадочный мир.

Для начала необходимо определиться с тем, что вы будете исследовать. За основу можно взять какое-либо сооружение, дом, улицу, мост, площадь, тюрьму – что угодно, что существует на самом деле или угадывается под другим названием. Определившись с автором и произведением, вы выписываете отрывок (или отрывки, если в этом тексте есть несколько описаний изучаемого объекта), а дальше начинается наше расследование!

В какой период творил автор? Насколько достоверно изображено в его произведении изучаемое место? Вы можете воссоздать его историю благодаря таким источникам информации, как иллюстрации к тексту, старые фотографии, архивные записи, заметки в научно-популярных журналах и многое другое.

Вы постараетесь воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом. Проследите все изменения, которые произошли со времени описания, наведите справки в архиве или библиотеке – вдруг попадётся старая фотография или какие-то интересные записи – и расскажите всем о своих научных открытиях.

В заключение обязательно сфотографируйте исследуемый объект – его современное состояние очень важно для исследования. Если самостоятельно сделать фото по какой-то причине невозможно, можете взять снимок из интернета, только не забудьте его подписать.

Может случиться так, что об одном и том же месте будет заполнено несколько анкет. Это просто замечательно – такой подход придаст нашему научному исследованию достоверности.

Российская государственная детская библиотека совместно с Государственным музеем истории российской литературы им. В. И. Даля, Русским географическим обществом при поддержке Министерства культуры РФ продолжает Всероссийский проект «Символы России».

В этом году проект приурочен к Году экологии и особо охраняемых территорий в РФ и проводится при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ. Проект состоит из двух частей: Всероссийский литературно-географический конкурс «Символы России» и Всероссийская литературно-географическая олимпиада «Символы России» .
До 20 октября 2017 года в РГДБ принимаются вопросы детей о природных объектах и территориях России и их отражении в классической русской литературе. Авторитетное жюри определит лучшие вопросы.
Составители лучших вопросов получат не только дипломы и подарочные сертификаты интернет-магазина Лабиринт, но и станут авторами Всероссийской олимпиады «Символы России».
23 ноября 2017 года в каждом регионе планируется проведение Олимпиады среди школьников в двух возрастных категориях: от 8 до 10 лет и от 11 до 14 лет. Победители Олимпиады получат дипломы и книжные подарки.
Поздравляем педагогическое сообщество с профессиональным праздником! Надеемся, что литературно-географический проект «Символы России» будет поддержан Вами и Вашими коллегами из учреждений образования и культуры. Мы уверены, что его успешная реализация позволит выстроить эффективное межведомственное взаимодействие, способствующее привлечению детей к чтению и повышению интереса к природе и литературе нашей страны.

Михайлов И.Е.,
выпускник профессиональной переподготовки МИОО 2006 года по направлению «География»,
автор практико-ориентированных книг и статей по методике преподавания биологии и географии в средней школе

В 2016 году Российское географическое общество призвало школьников из разных регионов России принять участие в проекте Школьной географической экспедиции «Литературная география». Активное вовлечение школьников в изучение литературных мест родной страны должно было способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодёжи.

В ходе полевых экспедиций школьники

  • знакомились с литературными местами своего региона,
  • провели исследовательские работы по оценке сохранности объектов культурного наследия, связанных с жизнью и деятельностью русских писателей и поэтов,
  • выявили основные изменения природной и социальной среды региона по сравнению с эпохой, описанной в литературных произведениях,
  • школьники узнали новые для них имена писателей и поэтов, их быт в соответствующую временную эпоху, условия творчества тех лет.

Произошла привязка известных школьникам литературных произведений к конкретной местности.
Большое значение в географической науке имеют камеральные исследования, проводимые до и после географической экспедиции. В практике литературной географии — это чтение художественных и очерковых книг, поиск в них географического содержания, его анализ и синтез. Этот этап в литературной географии является чуть ли не главным, так как без него нет полноценного полевого этапа. Учителя географии разрабатывают и используют разнообразные вопросы и задания, в том числе творческого характера. Многочисленные разработки публикуются в научно-методических журналах нашей страны, выставляются в Сети.
Литературная география находится в интеграционном ряду взаимодействия географии с другими школьными дисциплинами. Её методические задачи являются общими для дидактики в целом и имеют свои специфические особенности. Вопросы и задания по литературной географии широко используются в школьной олимпиадной практике .
Средствами литературной географии на знакомом литературном материале отрабатываются трудные темы курса географии. Художественные книги и очерки конкретизируют качественно новый для учащихся географический материал для его лучшего осмысления и усвоения. Художественная литература разряжает атмосферу контрольного урока, способствует формированию внимательности при ответе на вопросы, даёт новые знания, приближает географический материал урока к жизни, делает его более прозрачным, «не по учебнику». Литературные фрагменты на уроке географии выступают иллюстраторами географического содержания. Они делают его наглядным, доступным и хорошо запоминающимся. Художественный и очерковый литературный материал способствует формированию патриотических чувств учащихся, становится лирическим отступлением, выступает иллюстратором закономерностей развития живой природы, человечества и Земли в целом.
В методике и практике литературной географии мы попытались выделить несколько блоков.

Блок 1. Формирование географического образа территории
Художественные и очерковые тексты выступают иллюстраторами, позволяющими живописать образы пространства. При этом географический сюжет в художественных произведениях фигурирует в двух видах — обобщённом и конкретном. У многих поэтов и писателей можно найти стихи о временах года и времени суток, о лесе, реке, ручье, ветре, море, деревнях с маковками церквей, полях с лесными перелесками. В другом варианте территориальная привязанность художественного произведения обеспечивает узнаваемость описываемых в нем мест.

Блок 2. Географический анализ художественного текста
Используя при чтении художественных произведений готовые географические знания, можно более детально и вдумчиво подойти к чтению книг, более полно понять географические реалии читаемой художественной литературы. Художественные тексты дают учащимся дополнительный стимул к получению субъективно новой для них географической информации. Географические знания формируются непосредственно из художественного фрагмента и в процессе работы с дополнительными источниками информации по вопросам и заданиям.

Блок 3. Анализ географического пространства художественной книги
Важная задача литературной географии — научить видеть в художественной книге географическое пространство: «А где все это происходит?» Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от него адекватного отклика на прочитанное. К сожалению, обыденна ситуация, когда в школе преподают и географию, и литературу, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берёт в руки очередную книгу и снова не понимает, где развивается действие. С помощью литературной географии учитель помогает входить в географическое пространство читаемых художественных книг.

Блок 4. Познание географического прошлого территории посредством исторической географии, и наоборот
В художественных книгах школьники находят артефакты, которые становятся отправной точкой их историко-географического исследования. А отталкиваясь от следов человека на Земле, входят в её географическую плоскость. Школьники выходят в Сеть как в библиотеку, полную интересной, но порой противоречивой информации, в которой им ещё предстоит разобраться, сформировав собственное представление о планете.

В наши дни литературная география выходит из академических стен и находит отклик у взрослого населения. По мнению исследователя Н.Горбунова, художественная литература есть творческое отражение человеческой жизни, в том числе, и множества существующих в реальности географических мест. Иногда эти места явно угадываются, а иногда их история требует тщательного географического расследования. Есть места, которые у каждого на слуху, например, Патриаршие пруды в Москве. Но в художественной литературе много малоизвестных или совсем неизвестных топонимов. Откуда писатели их берут? Вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, упоминаемых в книгах, существует в действительности? Это становится мотивацией и отправной точкой литературно-географического путешествия. Интересно знать, побывал ли там автор лично или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке. Эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Литературные географы стараются воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом.

Идея путешествия по местам из художественных книг отнюдь не нова:

  • в Москве прокатиться от подвала Мастера (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») до особняка Маргариты и затем до «нехорошей квартиры», где жил сам писатель, можно с экскурсоводом даже ночью;
  • в Петербурге организуют экскурсии по местам романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Идея литературно-географических путешествий, вдохновлённых литературой, нашла воплощение в рамках сетевых проектов «Педаль сцепления с реальностью», «Литературная география как многомерная работа с текстом» и «По тексту без визы».

В заключение приведём небольшой перечень книг для камеральных литературно-географических исследований школьников:

  • найти следы Нильса Хольгерссона, а заодно изучить Швецию можно с путевыми заметками Г.Х.Андерсена «В Швеции», книгой Т.А.Чесноковой «Литературная карта Швеции». Ещё одна книга Т.А.Чесноковой «Стокгольм времён А.Линдгрен» станет находкой юному литературному географу;
  • книга Н.Горбунова «Дом на хвосте паровоза» полезна школьникам как путеводитель по Европе в сказках Х.К.Андерсена; в ней юные литературные географы найдут сказки с подробными Google-картами и виртуальными маршрутами, литературные путешествия по Дании, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Испании;
  • обращение через историческую географию к литературной географии и наоборот будет возможно посредством книг «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо и «Из Сибири» А.П.Чехова;
  • вместе с автором книги «Магическая Прага» А.М.Рипеллино школьники могут блуждать по мрачным лабиринтам Праги и страницам книг чешско- и немецкоязычных писателей и поэтов;
  • бродить по Лондону в компании главной героини романа «Миссис Дэллоуэй» В.Вульф возможно понравится не меньше, чем по полям и лесам,
  • книга С.В.Грохотова «Шуман и окрестности» отнесёт школьников к музыкально-литературной географии. Она расскажет, как жили в те времена, когда великий немецкий композитор Р.Шуман создавал свой нотный «Альбом для юношества». Книга эта не только яркий культурно-географический портрет эпохи. Здесь слышен голос немецкой истории, угадываются черты национального характера;
  • Книги Т.Северина «По пути Синдбада», «По следам Марко Поло», «Дорогами Чингисхана», «По пути Ясона», «Экспедиция «Улисс» помогут школьникам пройти по пути их знаменитых персонажей,
  • школьные литературно-географические прогулки по Риму позволят совершить книги «Камо грядеши», Г.Сенкевича, «Ангелы и Демоны» Д.Брауна, «Прогулки по Риму» Ф.Стендаля, «Шпана» П.П.Пазолини, «Бич божий» Е.И.Замятина;
  • по Берлину школьники смогут путешествовать с книгами «Берлин и окрестности» Й.Рота, «Дар» В.В.Набокова и «Верноподданный» Г.Манна,
  • о природно-культурном регионе Северный Кавказ, его природе, быте и нравах юные литературные географы узнают из книг «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Казаки» Л.Н.Толстого,
  • познать географию места в конкретный временной промежуток им помогут сборники стихов Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина, других русских поэтов этого времени,
  • соотнести биографию поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в их географической ипостаси можно с небольшими томиками их стихов в руках,
  • книги «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова и «Приключения капитана Врунгеля» А.С.Некрасова направят школьников к географии пути в художественной литературе,
  • пройтись по местам Обороны Севастополя поможет книга «Граната (Остров капитана Гая)» трилогии В.П.Крапивина «Острова и капитаны»,
  • книга «Зелёные берега» Г.И.Алексеева даст возможность прогуляться по Петербургу середины ХХ века и т.д.

Литературная география всё больше и больше заявляет о себе в нашей стране в последние десятилетия. Получает распространение практико-ориентированная научно-методическая литература, создаются порталы в Сети. Выйдя из недр академической науки культурной географии, она всё больше завоёвывает широкие массы. В наших силах способствовать развитию этой тенденции.

«Вулканический мир мрачен, его цвета: серый, темно-синий, коричневато-черный. Редкие светлые пятна (желтые, белые, охряные) делают весь ансамбль еще более трагичным. Что же касается ярких или темно-красных оттенков и светлого золота расплавленной лавы, то вызываемое ими возбуждение всегда сопровождается безотчетной подавленность

Сутки, проведенные в подобного рода месте, хотя, в общем, и оставляют сильное впечатление, но все-таки уже после третьего или четвертого часа человеческому существу начинает становиться не по себе, хочется видеть воду, растения...» - так описал свою встречу с горами Гарун Тазиев - известный бельгийский геолог и вулканолог.

«Сядем с вами на одну из тех больших каменных плит, которыми усыпана поверхность ледника, и посмотрим кругом. В тени под навесом скал, куда с утра не заглядывали еще лучи солнца, стоит ночная прохлада. Камни холодны как лед, и вас насквозь пронизывает свежий воздух. Здесь еще сейчас чувствуется, как холодно было ночью на этих высотах, какой мороз сковывал эти скалы. Зато там, куда падают солнечные лучи, совсем тепло.

Под их горячей лаской можно сидеть на поверхности ледника в одном легком платье. Как ослепителен свет солнца в чистом воздухе горных вершин, как сильно накаляют его лучи поверхности камней и скал! Солнце является источником могучих сил, совершающих великую работу преобразования лика нашей планеты. Прислушайтесь к тому, что происходит вокруг нас » - это отрывок из книги советского геолога В. А. Варсанофьевой «Жизнь гор».

При изучении Евразии учитель может предложить учащимся отрывок из книги известного русского живописца и писателя Н. К. Рериха о невыразимом величии Гималаев:

«Два мира выражено в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и монастырей. ...Орлы спорят в полете с многоцветными бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном.

На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима. И все это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу.

Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидеть новое надоблачное строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделенных мглою. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев: «Обитель снегов ».

Книги помогают найти ту необходимую деталь, вокруг которой можно выстроить урок. Внимание к описательному рассказу учителя можно привлечь разными методическими приемами, один из которых условно назовем «сужением темы».

Так, например, рассказ об озере Байкал в курсе физической географии России можно начать с высказывания Л. С. Берга: «Байкал - чудо природы во всех отношениях » - и далее показать учащимся целый ряд таких «отношений» - размеры, глубина, прозрачность воды, и вместе с тем показать современные экологические проблемы.

Рассказывая о минеральных богатствах Урала, привести слова П. П. Бажова: «Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому - на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат ».

Пусть прозвучит на уроке по теме «Горные породы, слагающие земную кору» страстный призыв А. Е. Ферсмана: «Я очень хочу увлечь вас в этот мир (камня), хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях, мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная ».

Знакомя учащихся с горными породами, можно показать им настоящее чудо: дать рассмотреть на предметном стекле микроскопа... песчинку, одну из многих тысяч в куче песка. И ребятам откроется удивительный мир играющих граней, цветов, скрытых от невооруженного глаза; откроется подлинная красота незаметной, самой прозаической песчинки, почти невидимого обломка когда-то мощной горной породы, принесенной ледником или поднятой из земных недр. Может, так можно учить постижению умения.

В одном мгновенье - видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В огромном камне - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

(У.Блейк)

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

(В. С. Рождественский)

Изучая тему «Литосфера», шестиклассники выявляют роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана.

Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна «Таинственный остров»: «Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава ».

Рассказывая о происхождении островов, мы говорим о том, что острова, возникшие в результате вулканических извержений, поднимаются с больших глубин на значительную высоту над водной поверхностью и отличаются характерной формой, напоминающей форму вулкана. Вулканические острова могут и исчезать. «…в ночь на 9-е из кратера под грохот оглушительных взрывов поднялся огромный столб дыма, больше трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара, очевидно, не выдержала давления газов, и море, проникнув через центральный очаг в огнедышащую пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал этой массе пара достаточно просторного выхода. Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась на куски и обрушилась в море. Через несколько минут волны Тихого океана покрывали то место, где был остров Линкольна ».

На уроке «Географические координаты» можно использовать строки, строки из романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта». «27 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия», из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор… Там, постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом широты, окажите им помощь, или они погибнут ».

Шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.

Семиклассники на уроке «Жизнь в океане» слушают, строки из романа Ж.Верна «20 тысяч лье под водой», попадают в подводный мир и осознают значение океана для жизни человека.

«… я пробовал все эти кушанья не из жадности, а из любопытства, как зачарованный слушая капитана Немо.

- Море, - продолжал он, не только кормит меня, но и одевает. Ткань, из которой сшита ваша одежда, соткана из биссусов некоторых морских ракушек. Она окрашена, по примеру древних, соком пурпурницы, а фиолетовый оттенок получен при помощи экстракта из средиземноморских моллюсков – аплизий. Духи, стоящие на туалетном столике отведенной вам каюты, - продукт сухой перегонки некоторых морских растений. Тюфяк на вашей постели сделан из лучших океанских трав. Перо, которым вы будете писать, сделано из китового уса, чернила – из выделений желез каракатицы. Все, чем я пользуюсь сейчас, поставляется морем, и все это когда-нибудь вернется к нему.

- Вы любите море, капитан?

- О да, я люблю его. Море – это все. Оно покрывает семь десятых земного шара. Его испарения свежи и живительны. В его огромной пустыне человек не чувствует себя одиноким, потому что все время ощущает дыхание жизни вокруг себя. В самом деле, ведь в море есть все три царства природы: минеральное, растительное и животное. Море – обширный резервуар природы. Жизнь на земном шаре началась в море, и, кто знает, не в море ли она и окончится? В море – высшее спокойствие… »

При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ». Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отделенной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах…

Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.

(Поэт стоял выше границы снеговой линии. Её средняя высота на Кавказе 2900 м. Она поднимается до высоты 3500 м на северо-восточных склонах и опускается до 2700 м на юго-западных. Таким образом, поэт находился, приблизительно, на высоте 3000 м от уровня моря).

На уроке «Природные зоны мира» путешествуем по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С.Лагерлеф «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» летит на гусе в Лапландию.

«Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.

- Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб?

Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.

Буков давно и в помине нет.

Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле ».

Над какими природными зонами летел Нильс?

(Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья).

В 9 классе, при изучении факторов размещения предприятий черной металлургии в теме: «Межотраслевые комплексы» удачным является отрывок из романа Ж. Верна «Таинственный остров».

«…На другой день Сайрес Смит в сопровождении Харберта отправился искать древние формации, из которых он отобрал образчики руды. Он обнаружил ее залежи на поверхности земли, близ истоков Красного ручья. Эта руда, обильно насыщенная железом, прекрасно подходила для того способа восстановления, который придумал применить инженер. Он хотел воспользоваться каталонским способом, внеся в него некоторые упрощения… Этот способ, вероятно, применялся еще первыми металлургами на Земле. То, что удалось первым потомкам Адама и давало хорошие результаты в местностях богатых рудой и топливом, не могло не удастся жителям острова Линкольна. Каменный уголь, так же как и руду, удалось без труда собрать поблизости прямо с поверхности земли ». (Размещение металлургических комбинатов у сырья и топлива).

Сурков Алексей Александрович родился 1(13) октября 1899 года в дер.Середнево Рыбинского района Ярославской области. С 12 лет Сурков служил "в людях" в Петербурге. Вскоре после Октябрьской революции ушел на фронт Гражданской войны. Демобилизовавшись, вернулся в деревню. Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете и даже писал пьески для драматического кружка. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету.

Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство РАППа в 1928 году. Здесь он закончил факультет литературы Института красной профессуры в 1934 году. В 1934 - 39 работает в журнале "Литературная учеба".

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 году в петроградской "Красной газете", но подлинным началом своей поэтической деятельности он считает 1930 год, когда вышел первый сборник стихов "Запев". Наибольшие удачи этого и последующих сборников относятся к изображению героев Гражданской войны. В 30-е гг. Сурков участвует в работе Локафа. Большую популярность приобрели его песни этих лет - "Конармейская песня", "Терская походная" и др. В 1939 - 1945 гг. Сурков - военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную Белоруссию, войны с белофиннами, затем - Великой Отечественной войны. В 1944 - 1946 гг. был ответственным редактором литературной газеты. Особенную популярность приобрели его песни тех лет: "Бьется в тесной печурке огонь...", "Песня смелых" и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией СССР. С 1945 по 1953 года - ответственный редактор журнала "Огонек". Впечатлениями от многочисленных путешествий и встреч навеяны стихи, вошедшие в послевоенный сборник "Миру - мир!", вышедший в 1950 году и удостоенный в 1951 году Государственной премии СССР. С 1949 года был секретарем Союза писателей СССР (с 1953 по 1959 - первый секретарь). В 1952 - 1956 гг. избирался членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, а в 1956 - 1966 гг. - кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4 - 8-го созывов и РСФСР 2 - 3-го созывов. Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира.

С 1962 года - главный редактор "Краткой Литературной Энциклопедии". В 1965 году вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова "Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934 - 1965". Переводил стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и др. поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки. В 1969 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Скончался в июле 1983 года.



Рассказать друзьям