«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…»
В. Сухомлинский
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа XXI века»
Тема : Е. Пермяк. Бумажный змей.
Цель: создание условий для знакомства с новым произведением Е. Пермяка, желания прочитать его ещё.
Задачи: - учить внимательному, осмысленному чтению;
Развивать чувство товарищества, дружбы;
Прививать любовь к чтению.
План:
Организационный момент.
Урок литературного чтения.
Выбор видов работы детьми.
Дорогие ребята, чем предлагаете заняться на уроке? (читать, слушать, вычитывать, сочинять …)
2. Антиципация. (Работа над текстом до чтения)
* - Прочитайте фамилию автора. (Е. Пермяк – мы уже встречали фамилию этого автора)
Назовите произведения, которые помните. («Самое страшное», «Торопливый ножик» …)
Что писал Пермяк? Назовите жанр. (рассказы)
Для кого писал Е. Пермяк свои произведения? (для нас, детей)
Знакомство с названием.
Давайте познакомимся с названием рассказа. Для этого возьмите карточку №1и выполните задание.
Карточка №1Расставь буквы по порядку.
Ребята, а что это может быть за змей? (слушаем без комментариев)
Почему бумажный? (слушаем без комментариев)
* Откроем учебник и обратимся к иллюстрации.
Подтвердились ли наши предположения? (…о змее, о детях…)
3. Слушание текста.
1) Чтение учителем (дети следят)
В конце перед последним абзацем - ПАУЗА! Дочитываем.
Так чему же не научились дети? (обучающиеся высказываются, учитель не комментирует)
Почему они не научились этому? (дружбе, товариществу и т. д.) Чтобы понять это, нужно ещё раз перечитать произведение. Надеюсь, что читая рассказ мы тоже будем учиться чему-то новому.
4. Чтение текста и работа по содержанию.
1 абзац – читает один ребёнок.
Ребята, кто из вас запускал бумажного змея и видел, как развивается хвост?
Какое чувство вы испытывали, когда змей был уже высоко в небе? (радость, гордость…)
Какие условия должны быть? (погода, ветер, мастерство, компания …)
2 абзац – читает ученик.
Что задумал сделать Боря? (змея)
Что для этого у него было? (бумага , дранки )
Что такое «дранки»? (зачитываем объяснение)
Мог ли Боря запустить змея? (нет)
Чего ему не хватало? (мочала, ниток)
3 абзац – читает следующий ученик.
Что задумал сделать Сёма? (запустить змея)
Что было у Семы? И сколько? (нитки, целый моток)
Мог ли он один сделать змея? (нет)
Чего не хватало Семе? (мочала, листа бумаги)
Физкультпауза.
4 абзац – читает ребёнок.
Кто ещё хотел запустить змея? (Петя)
Что было у Пети? (мочало)
Что такое мочало? (2 ребёнка зачитывают значение этого слова из разных словарей)
Как понять выражение «Он его давно припас…»? (приготовил заранее)
5 абзац - читает один ребёнок.
Почему мальчики сидят на пригорке и горюют? (не могут запустить змея)
Почему не могут запустить змея? (Каждый сам за себя, не хотят делиться, не умеют работать сообща…)
Какие слова подсказывают, что каждый сам за себя? (Боря – прижал, Сема – зажал, Петя – за пазухой прячет (движением показать))
Почему так ведут себя дети? (не научились делиться, не научились дружить…) (НЕ ОЦЕНИВАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
6 абзац - читает следующий ученик.
Другие ребята запустили змея? (да)
Условия позволяют это сделать? (конечно)
Зачитайте ещё раз условия при, которых можно запускать змея? (есть ветер, нет дождя, светит солнце, …)
А Боря, Сема и Петя НЕ МОГУТ!
Дочитываем?
7 абзац - читает ребёнок.
(хотел показать, как хорошо, весело запускать змея; как здорово и интересно играть или что-то мастерить вместе…)
Так чему же НЕ НАУЧИЛИСЬ мальчишки? (дружить, работать в команде…)
Физкультпауза.
5. Закрепление.
Я предлагаю вам самим придумать окончание этой истории. «Что было бы, если мальчики ПОНЯЛИ свои ошибки?»
* Дети работают группами. Время работы 3-5 минут.
* Заслушиваем окончания рассказов.
6. Итог.
Чему же мы учились сегодня на уроке? (дружить, работать в команде, работать сообща, договариваться…)
А что нам помогло это понять? (чтение рассказа, внимательное чтение произведения, «вдумчивое» чтение, …)
Какие виды работы над произведением мы делали? (слушали, перечитывали, сочиняли, осмысливали, читали по абзацам…)
7. Рефлексия. Момент удивления! (используем музыкальное сопровождение)
К нам прилетел «Бумажный змей». (вывешиваем на доску змея)
Подумайте, как вы сегодня работали на уроке и украсьте «хвост» змея! (дети оценивают свою работу, прикрепляя к «хвосту» цветные «ладошки», которые они достают из конверта №2)
Учитель: Чемоданова Л. А.,
МАОУ «Лицей №58»,
класс 1 «А» (коррекционный,
IV вида, слабовидящие),
г. Новоуральск, Свердловская об.
СЦЕНАРИЙ
урока литературного чтения в 1 классе
Тема: «Е. Пермяк. Бумажный змей».
Цель урока: знакомство с творчеством Е. Пермяка, с новым произведением и определение главной мысли текста.
Предметные результаты – формировать умение:
выделять смысловые части текста;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;
строить высказывание по заданному образцу.
Регулятивные УУД – формировать умение:
ставить цель работы, планировать деятельность;
сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД – формировать умение:
понимать фактическое содержание текста;
Выделять события, видеть их последовательность в произведении;
Пользоваться словарем учебника;
выполнять логические действия (анализ, сравнение);
работать с сопоставительными таблицами, моделями.
Коммуникативные УУД – формировать умение:
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников;
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
принимать участие в обсуждении прочитанного.
Личностные УУД – формировать умение:
формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в тексте (взаимопомощь, щедрость).
Воспитание чувства товарищества.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мобилизую-щее начало. | Положительный эмоциональный настрой. | |
2. Актуализация знаний. Цель: вспомнить произведения, прочитанные из раздела «Учимся уму-разуму». | Задание на сопоставление названия произведения и автора. Детям необходимо найти лишнее произведение. В каком разделе мы читали эти рассказы? Почему так называется раздел? Каким должно быть новое произведение, если оно находится в этом же разделе? Что вы должны сделать, чтобы узнать то, чему учит произведение? | Добрая лошадь – Пляцковский На катке – Осеева Про то, для кого Вовка учится – Голявкин - «Учимся уму-разуму» Осталось название «Бумажный змей» Поучительным. Планирование деятельности. |
3. Вводный этап. Цель: знакомство с творчеством Пермяка. Прогнозирование по заголовку. | Сведения о творчестве Пермяка. Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст. Из чего изготавливают змея? (иллюстрации) | Высказывания детей. Предположения. |
4. Первичное восприятие (чте-ние учителем). Цель: знакомство с произведением. | Словарная работа (в тексте выделены слова, снизу словарик). Трудночитаемые слова (подчёркнуты). Чтение учителем. Я прочитаю текст, ваша задача – запомнить сведения о змее. О чём текст? Что узнали про бумажного змея? Работа в тетради. В какую погоду запускают змея? | Мочало, дранки. Недоставало, развевает. То, из чего изготавливают змея. Записывают материалы. При лёгком ветерке. |
5. Чтение учащимися. Порождение первичных смысловых версий детьми. Цель: построе-ние версий и их фиксация. | Чтение детьми. Ваша задача – определить жанр, главную мысль, запомнить героев произведения. Какой жанр произведения? (доказать) Кто главные герои? (модели) Модель обложки. Какова главная мысль рассказа? | Рассказ. Мальчики. Дети. Выдвижение версий. Фиксация. (это произведение учит быть: Добрыми ДРУЖНЫМИ) |
6. Передача средств пони-мания смысла текста, обнару-жение содержа-ния текста. Цель: анализ версий, сотне-сение своей версии с частью текста или полным текстом, с другими версиями. | Учитель различает смысловую версию от характеристик героев. Имеющиеся материалы у мальчиков. На слайде по ходу ответов детей. Работа с иллюстрацией. Как вы думаете, как зовут первого мальчика? - Доказательство найдите в тексте. Кто в центре? Докажите. А как зовут третьего мальчика? | Доказывают выдвинутые версии. Заполнение таблицы в тетрадях. (работа в парах ) Определяют героев. |
7. Порождение вторичных вер-сий понимания текста. Цель: нахож-дение обобще-ния разных версий, которые возникли по поводу текста. Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом. | Чья версия не подтвердилась? Изменилась ли ваша версия? Как? У кого не изменилась? Почему? Докажи. Как же должны были поступить мальчики? СЛАЙД (все вместе) Какова главная мысль? Работа с пословицами: подобрать подходящую к тексту. Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда подобное случалось с вами? Как бы вы продолжили рассказ? | Фиксация (минус-плюс). Высказывания-обобщения. Работа в парах. Доказывают выбор. Рассказы детей. Работа в парах. |
Урок чтения для 3 класса по теме: Евгений Андреевич Пермяк. «Бумажный змей» Цели: продолжить знакомство с творчеством Е.А. Пермяка, формировать интерес к чтению произведений Е.А. Пермяка и умение самостоятельно читать, развивать и корригировать правильное, выразительное и беглое чтение, развивать внимание, воображение, обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества, интерес к детской литературе . Оборудование: выставка книг Е.А. Пермяка; словарные слова (мочало, дранки, моток ниток, за пазухой, на пригорке); картинки бумажного змея; зеркала; пословицы; картинки к артикуляционной гимнастике; иллюстрация к рассказу. Ход урока I. Организационный момент. Учитель спросит - надо встать. Когда он сесть позволит - сядь. Ответить хочешь - не шуми, А лучше руку подними. Ребята, все запомнили (да) ну а теперь тихо садитесь и начнем наш урок. II. Артикуляционная гимнастика а)Тик-так, тик-так Ходят часики - вот так! Влево тик, а вправо так. Ходят часики вот так! (часы) б) Рот прикроем мы немножко, Губки сделаем окошком. Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. (окошко) в) Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. (чистим зубки) г) Широка наша река, И улыбка широка. Зубки все наши видны - От краев и до десны. (заборчик) д)Нашим детям очень смело На губу варенье село. Нужно им язык поднять, Чтобы капельку слизать (варенье) е) Я лошадка - серый бок (цок-цок). Я копытцем постучу (цок-цок). Ели хочешь - прокачу (цок-цок) (лошадка) ё) На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд - молчок! (грибок) III. Дыхательные упражнения. Ребята, встаньте пожалуйста. а) Закройте глаза, постарайтесь успокоиться, расслабиться. Сделаем глубокий вдох (через нос), задержим дыхание на несколько секунд, и выдох (через рот). Выполняем 2-3 раза. б) Упражнение «Обдуваем плечи». Делаем вдох через нос, затем поворачиваем голову налево и делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Далее делаем вдох, поворачиваем голову направо и делаем выдох через рот. в) «Потягушечки» На вдохе хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе руки опускаем, встаем на всю стопу и произносим «Ух-ух» г) «Дудочка» Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. IV. Работа по слоговым таблицам. Дети произносят сначала гласные звуки шепотом, потом вполголоса, потом громко. Так же и со слогами. СА, СО, СУ, СЫ, СИ. НО, НИ, НЕ, НЮ, НА. РУ, РЫ, РЕ, РО,РА. V. Работа со скороговоркой. Ты с друзьями не дерись И игрушками делись. Сначала учитель читает медленно, затем быстрее и совсем быстро. Затем дети произносят либо хором, либо индивидуально VI. Зрительная гимнастика. Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза ) Важно глубоко вдохнуть (глубокий вдох, глаза закрыты ) Глаза по кругу побегут (глаза открывают, делают круговое движение глаз по часовой и против часовой стрелки ) Много-много раз моргнут (частое моргание глазами ) Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз ) Увидят наши глазки всё! (глаза распахнуты, на губах - широкая улыбка ) Мы подготовились, а теперь проверим домашнее задание. VII. Проверка домашнего задания. Несколько уроков подряд мы знакомились с творчеством детской писательницы Валентины Александровны Осеевой и ее рассказом «Волшебное слово». Давайте вместе прочитаем IV часть. 1. Чтение детьми рассказа по цепочке. 2. Беседа по вопросам учителя. Назовите имя главного героя. (Павлик) О каком волшебном слове идет речь в рассказе? (пожалуйста) Почему слово «пожалуйста» называют волшебным? (если его правильно произносить, то люди становятся добрыми и ласковыми) А как надо произносить волшебное слово?(тихим голосом, глядя прямо в глаза, чтобы твой собеседник видел, что ты искренен) Какие еще «вежливые слова» вы знаете?(спасибо, благодарю, извините, будьте любезны). Выставление оценок за домашнее задание VIII. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Евгения Андреевича Пермяка, но об этом немного позже. А сейчас обратите внимание на выставку книг. Перед началом урока вы подходили и смотрели эти книги. Скажите, ребята, а что общего у этих книг? (у этих книг общий автор Е. А. Пермяков) А чем они отличаются (разные рассказы, сказки и т.д) Во втором классе мы знакомились с произведениями Е. А. Пермяка «Про нос и язык» (Из раздела умелые руки не знают скуки), а также «Самое страшное» (из раздела Что такое хорошо и что такое плохо) В первой четверти 3 класса мы читали рассказ «Смородинка» (из раздела Учимся трудиться), а позже познакомимся еще рассказом «Знакомые следы». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 в городе Перми, на Урале. Настоящая фамилия Виссов. Родной город так полюбился писателю, что он предпочел псевдоним Пермяк. Детские годы писателя прошли в небольшом городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые очень любили его и заботились о нем. В этом городе он стал писать свои первые стихи. Писатель любил трудиться. О труде и трудолюбии, о доброте и дружбе написано много книг, которые нравятся взрослым и детям. А вот с каким рассказом мы с вами познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку. Эта птица не умчится, Эта птица возвратится. Пусть кружит под облаками – Хвостик я держу руками (бумажный змей) На доске вывешивается картинка бумажного змея. А вот, кто будут герои нашего рассказа и как будут развиваться события, вы узнаете, если внимательно меня послушаете. Сядьте ровно, закройте учебники, следите за моей интонацией и внимательно слушайте. Но для начала проведем словарную работу. IX. Словарная работа. МОЧАЛО – часть коры молодой липы, которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало. ДРАНКИ – тонкие деревянные доски. НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм. ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса. МОТОК – клубок ниток X. Чтение рассказа учителем. XI. Физминутка «Дружба» Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударим Тише, тише,тише. Наши ручки поднимаются Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились. XII. Чтение рассказа детьми. Жужжащее чтение Чтение по абзацам. XIII. Беседа по содержанию. Ребята, как звали мальчиков? (Боря, Сёма, Петя) Что захотел сделать Боря?(змея) Чего не хватало Боре?(мочала и ниток) А какие материалы были у Сёмы?(нитки) Чего ему не хватало? (не хватало листа бумаги и мочала) Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос и прочитаем (стр.87) А что было у Пети?(мочало, а не хватало ниток, бумажного листа и дранок) Как вы понимаете выражение « У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает»? Чего ребята не умели делать? (они не умели дружить) Поэтому они не смогли запустить бумажного змея? (Нужно уметь делиться, быть добрым) Какие условия нужны, чтобы змей полетел? (хороший ветерок) XIV. Игра «Выбери нужную пословицу»
Ребята, какая пословица подходит к данному рассказу? XV. Подведение итогов. С каким рассказом мы сегодня познакомились? («Бумажный змей») Хорошо уметь дружить? (да) А вы, ребята дружные? (да) Давайте повторим новую скороговорку еще раз. XVI. Заключительная часть. В разных странах мира существуют свои уникальные змеи. В Индии, например, в виде бабочек и осьминогов, в Китае – в виде драконов и панд. Они бывают разных размеров: от маленьких до больших, ярких и запоминающихся цветов, но для этого должен быть обязательно ровный ветер, без которого они не полетят (Учитель демонстрирует классу картинки с изображением бумажных змеев). XVII. Итог. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. Удачи вам, дорогие ребята! Старайтесь помогать друг другу, дружите все вместе. Хороших вам друзей. Спасибо за работу! A+ A- Бумажный змей — Пермяк Е.А.Поучительный рассказ о мальчиках, которые не умели дружить и договариваться. Из-за этого они не могли собрать и запустить воздушного змея. Бумажный змей читатьХороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил. Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками. У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет. Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота! Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда. Опубликовано: Мишкой 08.08.2018 15:19 25.05.2019Подтвердить оценку Оценка: 4.5 / 5. Количестов оценок: 64 Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя! Напишите причину низкой оценки. Отправить Спасибо за отзыв! Прочитано 4182 раз(а) Другие рассказы Пермяка
Солнечный Заяц и Медвежонок Козлов С.Г.
Однажды утром Медвежонок проснулся и увидел большого Солнечного Зайца. Утро было прекрасное и они вместе заправили постель, умылись, сделали зарядку и позавтракали. Солнечный Заяц и Медвежонок читать Медвежонок проснулся, приоткрыл один глаз и увидел, что … Необыкновенная весна Козлов С.Г.
Сказка про самую необыкновенную весну в жизни Ежика. Погода была замечательная и все вокруг распускалось и цвело, даже на табуретке появились березовые листочки. Необыкновенная весна читать Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил … Это чей холм? Козлов С.Г.
История про то, как Крот изрыл весь холм, пока делал себе много квартир, а Ежик и Медвежонок велели ему заделать все дыры. Тут солнце хорошо осветило холм и иней на нем красиво засверкал. Это чей … Ёжикина скрипка Козлов С.Г.
Однажды Ежик сделал себе скрипку. Он хотел, чтобы игра скрипки напоминала шум сосны и дуновение ветра. Но у него получилось гудение пчелы, и он решил, что это будет полдень, ведь в это время пчелы летают … Чарушин Е.И.
В рассказе описываются детеныши разных лесных зверей: волка, рыси, лисы и оленихи. Скоро они станут большими красавцами-зверями. А пока они играют и шалят, очаровательные, как любые малыши. Волчишко Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла … Кто как живет Чарушин Е.И.
В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не … Рваное Ушко Сетон-Томпсон Рассказ про крольчиху Молли и ее сыночка, которого прозвали Рваное Ушко после нападения на него змеи. Мама учила его премудростям выживания в природе и ее уроки не прошли даром. Рваное ушко читать Рядом с опушкой … Животные жарких и холодных стран Чарушин Е.И.
Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры - полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! … Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В … В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про … Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят … Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь … 1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро … 2 - Три котёнка Сутеев В.Г. Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и … 3 - Ёжик в тумане Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли … 4 - Про мышонка из книжонки Джанни Родари
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать … Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) Шрифт: 100% + Евгений Андреевич Пермяк |