МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТПЕЧАТИИМ. И. ФЕДОРОВА
ФАКУЛЬТЕТИЗДАТЕЛЬСКОГОДЕЛАИЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРАКНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1
по теме: «Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства «АРТ-РОДНИК»
Работу выполнил: ПАРЕПКО Д.Д.,
тудент II курса заочного отделения
специальность «Книгораспространение»
Москва, 2012 год
Введение
Теория библиографии
1Основная функция и принципы библиографии
1.2Объект и предмет библиографии
2Библиографический поиск
3Библиографическое описание
Аннотирование
Библиографическая группировка
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
аннотированный библиографический список
Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического описания и аннотации.
В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе - книги издательства «АРТ-РОДНИК».
Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки (бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).
1. Теория библиографии
Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры.
В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:
üПервый период - возникновение библиографии в Древней Греции как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;
üВторой период - библиография как обобщающая наука о книге и книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII - XVIIIвв.);
üТретий период - возникновение библиографии как особой науки книговедческого цикла. Конец XIX - начало XX вв.;
üЧетвертый период (современный) - библиография становится особой областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной - библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.
На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 - 70 «Библиография термины и определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 - 77. В 1984 году впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий курс».
1.1 Основная функция и принципы библиографии
Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще. Сегодня широко распространен термин «общественная функция библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.
Такой определяющей общественной функцией библиографии является управление. Согласно ГОСТ 7.0 - 77: «Библиография - область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно предложить следующее определение: библиография - это область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом создания, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.
Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации, материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора оптимальных условий ее освоения потребителем).
Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности, научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет в себе предмет. В данном случае - это системность и неотъемлемая связь с научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня, ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных условиях - мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации, связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и единая форма «записи» информации.
1.2 Предмет и объект библиографии
Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в определенном способе идеализации - знаковых системах воспроизведения социальной информации. Библиография входит в систему информационной деятельности, или - систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее воздействие.
Книжное дело - сфера духовной общественной деятельности (культуры), основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем производства, распространения, хранения и использования книги (произведений, документов, изданий).
Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.
Предмет библиографии можно квалифицировать как результат - библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее, предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является библиографическое знание.
2. Библиографический поиск
Библиографический поиск - это информационный поиск(отбор библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании библиографических данных.В библиографии выделяют три основные цели информационного поиска:
1.Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).
2.Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.
.Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.
Методы библиографического поиска:
Сплошной метод.При сплошном методе библиограф для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников...
Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют также «эпизодический метод»
Интуитивный метод.Индивидуальный подход к поиску необходимых источников на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).
Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический (рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного, целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.
Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения всех единичных источников.
Дедуктивный метод.Противоположен индуктивному - делается на основе конкретных единичных источников,.
«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».
После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления библиографического описания.
3. Библиографическое описание
Библиографическое описание (далее - БО) - это часть библиографической записи*, совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией. Ранее для аналогичного понятия употреблялись термины каталография, библиограмма и т.п. БО появились почти одновременно с книгой в библиотечных каталогах древнейших библиотек и часто представляли собой первые строки произведений, которые в те времена служили заглавием, иногда имя автора и его занятие.
Основное назначение библиографического описания - это идентификация издания в системе других.
Существуют следующие виды библиографического описания:
üМонографическое - подразумевает описание одного документа;
üСводное - описание многотомного или же сериального документа;
üАналитическое - это описание какой-либо составной части документа;
üКраткое- представляет собой описание лишь обязательных элементов конкретного документа;
üРасширенное - здесь имеет место описание обязательных элементов, а так же одного или нескольких факультативных;
üПолное - описание обязательного элемента и всех возможных факультативных элементов;
üОбъединенное - описание, которое выполняется при различных публикациях одного документа - переиздания, переводы и т.п. и/или связанные с ним другие документы - рецензии, рефераты и т.п.;
В основе подобной систематизации лежат три основных типологических признака: объект описания, функция описания и полнота описания. Первый признак - объект описания, позволяет выделить такие виды библиографического описания как монографическое, сводное, аналитическое и объединенное (эти виды описания представлены в ранее действующем ГОСТ 7.1 - 84). Полнота описания - это краткое, расширенное и полное библиографическое описания; обусловлены делением элементов описания на обязательные и факультативные. К функциональному признаку можно отнести такой вид описания как библиографическая ссылка, представляющая собой примечание к тексту, «ссылающаяся» на какое-либо произведение.
В настоящее время основным документом, определяющим и регламентирующим составление библиографической записи и библиографического описания является ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» [М., ИПК Издательство стандартов, 2004].
Составление библиографического описания относится в свою очередь к одному из методов библиографирования (составления библиографических записей). Помимо Описания в данной работе так же будет представлен и такой метод как аннотирование.
4. Аннотация
Аннотация - краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.
Аннотация является второй из основных категорий библиографической записи. Современная модель аннотации схематично представлена на рис. 1. В основу составления аннотации положены три основных признака: функциональный, полнота отражения и количество аннотируемых изданий (документов). На основе этих признаков выделяют следующие виды аннотации:
üОбщая - такой вид аннотации призван характеризовать содержание документа в целом;
üАналитическая - подобная аннотация должна характеризовать часть или аспект содержания;
üСправочная - призвана уточнять заглавие и/или дополнять библиографическое описание сведениями фактографического характера;
üОценочная - это критическая характеристика содержания документа;
üГрупповая - вид аннотации характеризующей содержание нескольких документов.
Рис.1. Аннотация
При составлении аннотации действует следующий нормативный документ - ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация».
Аннотации в контрольной работе общие, т.к. выполняют лишь краткую информативную функцию, приоткрывая суть находящейся под обложкой информации в целом (за редким исключением аннотации могут носить справочный характер).
5. Библиографическая группировка
Библиографическая группировка - это объединение библиографических записей в группы по заданным признакам. В основном используется на соответствующем этапе создания библиографических пособий, сущность которого заключается в логическом упорядочении и расположении отобранных из документного потока материалов, что способствует созданию смысловых и гипертекстовых связей. Процесс библиографической группировки состоит из:
а) вычленения из всего спектра представленных в библиографии пособии документов разделов, подразделов, рубрик, подрубрик и т.д.;
б)определения последовательности разделов, подразделов, рубрик и подрубрик;
в) размещения библиографических записей в указанных делениях. Существует несколько способов библиографической группировки, которые, в свою очередь, имеют варианты, в том числе: формальный, по содержанию, рекомендациям, персональный и др. Библиографическая группировка документов в библиографическом пособии зависит от целого ряда признаков, например от вида (типа) библиографического пособия.
В данной контрольной работе перечисляемые издания в группировке не нуждаются, поскольку общей тематикой для всех, критерием, по которому выполнялся отбор - была тема «искусства».
Аннотированный библиографический список
1.Карл Ларссон, 1953-1919: рисунки и акварели / Рената Пьювогель; пер. с англ. Т.И. Хлебнова: М.: Арт-Родник, 2006:Отпеч. в Германии - 95 с. ил., цв. ил., портр. ; 23 см.
2.Фрэнк Ллойд Райт. Джорджия ОКиф / пер с англ. Л.А. Борис: М.: Арт-Родник, 2006:Отпеч. в Словакии - 95 с.портр., цв. ил.;23 см. - (Гении XX века)
3.Книга об известных американцах, архитекторе и художнице. Искусство в соприкосновениях: зодчество и живопись американского модернизма второй половины ХХ века.
4.Макс Эрнст. 1891-1976: живопись и не только / Ульрих Бишофф; пер. с англ. Е. Г. Лейтес: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии - 95 с.ил., табл., цв. ил.;23 см.
5.Кубизм / Анна Гентфюрер-Триер; УтаГросеник (ред.) ; пер. Я. В. Лагузинской: М.: Арт-Родник, 2005: 95 с.ил., цв. ил., портр.;23 см.
Искусство двадцатого века в персоналиях, предпосылки к появлению авангарда и постмодернизма. Особое внимание уделяется символу стиля, с которым ассоциируется кубизм - Пикассо.
Жорж Сера, 1859-1891. Пуантилизм / ХайоДюхтинг; [пер. с нем. Е. В. Ефремовой] : М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии - 95, с.ил., портр., цв. ил., портр.;23 см.
Сюрреализм / Катрин Клингсёр-Лерой;УтаГросеник (ред.) ; пер. с англ. А. В. Гусевой: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 95 с.ил., цв. ил., портр. ; 23 см.
Рафаэль. 1483 - 1520 / Кристоф Тойнс: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.цв. ил. ; 23 см.
Живопись великого итальянца эпохи Возрождения. В книге собраны наиболее известные работы, описывается история создания картин и жизнь художника.
Фернандо Ботеро / МарианаХанштейн; пер. с нем. Е.В. Илюшечкиной: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.цв. ил. ; 23 см.
Виктор Вазарели. 1906-1997:чистое видение / Магдалена Хольцхай; пер. с англ. А. В. Гусевой: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см
.«Творчество - это интуитивный катализатор для всей информации своей эпохи». Живопись прогресса и абстрактное искусство - таково послание в этой книге яркого итальянца, художника-графика, рекламщика, привнесшего демократию в современную живопись второй половины XX века.
Поп-арт / Клаус Хоннеф;УтаГросеник (ред.) ; пер. с нем. Т. А. Граблевской: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см
В издании представлены деятели современной культуры XX века, наиболее яркие и известные работы художников. Рассказывется о работах и творчестве Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Эдварда Руша, Питера Филлиса и других.
Антонио Гауди. Сальвадор Дали / текст: Л. Боне, К. Монтес; пер. с англ. С. И. Козловой, Е. Л. Козловой: М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Словакии - 95 с.цв. ил., портр.;23 см. - (Гении XX века).
В книге описана биография великого итальянца эпохи Возрождения. Широко представлены работы художника, в том числе и наброски многих картин.
Отто Вагнер. Густав Климт / авт. и ред. текста: Лоренс Боне, СолКличковский: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Словакии - 95, с.ил., портр., цв. ил.;23 см. - (Гении XX века).
Эдгар Дега, 1834-1917 / БерндГров; пер. с англ. Н. А. Поздняковой: М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Германии - 96 с.ил., цв. ил., портр.;23 см.
В книге описывается история и жизненный путь великого французского художника. Широко представлены работы Дега с описанием и историей создания картин.
ХРГигерARh+ / ред. Н. А. Кружкова; пер. с англ. Л. А. Борис: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Германии - 96 с.ил.;23 см.
Неординарные работы неординарного человека. Современная живопись и эстамп - работы малоизвестного немецкого фантаста-утописта Гигера. История жизни и отношений.
Пауль Клее, 1879-1940 / Сюзанна Парч; [пер. с англ. О. Л. Карловой: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Германии - 96 с.ил., портр., цв. ил.; 23 см.
История о жизни, творчестве и борьбе за право на искусство. Представлены и описаны работы великого немецкого графистас материалами из личного архива.Опубликована переписка Клее.
Творческая фотография: Идеи, сюжеты, техники съемки / Ли Фрост; Пер. с англ. Н.М. Семчишиной: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Китае - 160 с.цв. ил., портр.;28 см
Издание представляет собой учебное пособие для начинающих и интересующихся фотографией. Представлены работы фотографов, примеры и техники обработки готовых фоторафий.
Борис Игнатович. Фотографии. 1927-1963: Кат.выст. в честь 100-летия со дня рождения: Из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А. С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия), арх. семьи Б. Игнатовича и друих част. собр. / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.]; Авт. ст. К.Н. Игнатович, А.Н. Лаврентьев: М. : Арт-Родник, 2002: 142, c. ил., портр.;28 см.
Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы: Кат.выст. : Из собр. Гос. Ист. музея, Рос.гос. арх. лит. и искусства, Союза фотохудож. России и част. коллекций, Москва 2002 / М-во культуры Рос. Федерации; П.В. Хорошилов: М. : Арт-Родник, 2002: 135, c.ил., портр.;28 см.
Книга описывает дин из наиболее популярных видов техник фотоискусства конца ХIХ- началаXX века, в частности его историю и развитие в нашей стране.
Плакат немого кино. Россия, 1900-1930 / Н. И. Бабурина: М. : Арт-Родник, 2001: 191 с.цв. ил.;33 см - На пер. авт. не указан.
Альбом с собранием работ художников-оформителей кинокартин первых ранних лет. Представлены афиши наиболее известных и популярных фильмов того времени.
Аркадий Шайхет. Фотографии, 1924-1951:Кат.выст. в честь 100-летия со дня рождения: из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия) и арх. семьи А. Шайхета / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, Гос. муз.- выст. центр РОСИЗО; авт.- сост. Е.Я. Березнер, А.А. Шайхет: М: Арт-Родник, 2000: 143 с.ил.;28 см.
Собрание работиз коллекций ряда российских музеев - галерей в объединенном издании, посвященное 100-лтию фотохудожника Шайхета. Так же фотохроника семейной жизни, личный архив семьи.
У истоков фотоискусства: Собр. дагеротипов Гос. ист. музея / Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова:М. : Арт-Родник, 1999: 142, с.ил., портр., цв. ил., портр. ; 25.
Заключение
В ходе данной работы в целом было произведено обозрение основ науки «библиографии». В работе рассказывается об основных функциях и принципах предмета, описаны сферы применения и изложена общественная значимость библиографии, как науки позволяющей ориентироваться в обширном информационном пространстве, делать информацию доступной читателю-потребителю.
В ходе выполнения работы описаны такие важные «механизмы» библиографической деятельности, как библиографический поиск, библиографическое описание, аннотирование и группировка. Все перечисленные виды библиографической деятельности позволяют систематизировать саму науку, являясь тем самым «алгоритмом» к исполнению и созданию системы информационного знания. На примере продемонстрировано составление аннотированного библиографического списка. Для выполнения работы использовались материалы одного издания «Арт-Родник» по тематике «Искусство».
В работе использовались материалы из изданий А.А. Гречихина и М.В. Истриной, так же проработаны основные ГОСТы.
В подведении итога к данной работе, хочу сказать, что поле для деятельности в сфере информационного знания весьма широкое, вопрос усовершенствования систем информационного поиска остается актуальным. Сегодня библиография остается единственной всеохватывающей сферой сбора, формирования и хранения информации. В связи с переходом огромного количества изданий на электронные носители, в сеть Интернет, у библиографии появилось новое направление для развития и, надеюсь, создания в будущем универсальной системы ориентирования в информационном пространстве.
Библиография
1.Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.
2.Брискман М.А., Бронштейн М.П. Основы методики составления библиографических указателей. 2-е изд. Л., 1974.
Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: метод.пособие / М.В. Истрина. - М., 1981. - 48 с. - (От рукописи к книге).
Коршунов О.П. Библиограоведение. Общий курс. Раздел 1. Основы теории библиографии: учебник для вузов / О.П. Коршунов. - М., 2001. - 154 с.
ГОСТ 7.1-2003. Библиорафическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ. 01.07.2004. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 47 с.
ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. - Взамен ГОСТ 7.9-77 ;Введ. 01.07.97. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 7 с.
Шамурин Е.И. Методика составления аннотаций / Е.И. Шамурин. - М., 1959. - 230 с.
Теги: Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "АРТ-РОДНИК" Контрольная работа Культурология
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТПЕЧАТИИМ. И. ФЕДОРОВА
ФАКУЛЬТЕТИЗДАТЕЛЬСКОГОДЕЛАИЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРАКНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1
по теме: «Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства «АРТ-РОДНИК»
Работу выполнил: ПАРЕПКО Д.Д.,
тудент II курса заочного отделения
специальность «Книгораспространение»
Москва, 2012 год
Введение
Теория библиографии
1 Основная функция и принципы библиографии
1.2 Объект и предмет библиографии
2 Библиографический поиск
3 Библиографическое описание
Аннотирование
Библиографическая группировка
Аннотированный библиографический список
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
аннотированный библиографический список
Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического описания и аннотации.
В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе - книги издательства «АРТ-РОДНИК».
Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной
работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки
(бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).
1. Теория библиографии
Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры.
В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:
ü Первый период - возникновение библиографии в Древней Греции как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;
ü Второй период - библиография как обобщающая наука о книге и книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII - XVIIIвв.);
ü Третий период - возникновение библиографии как особой науки книговедческого цикла. Конец XIX - начало XX вв.;
ü Четвертый период (современный) - библиография становится особой областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной - библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.
На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для
обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Обозначение
библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 - 70 «Библиография термины и
определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 - 77. В 1984 году
впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий
курс».
1.1 Основная
функция и принципы библиографии
Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще. Сегодня широко распространен термин «общественная функция библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.
Такой определяющей общественной функцией библиографии является управление. Согласно ГОСТ 7.0 - 77: «Библиография - область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно предложить следующее определение: библиография - это область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом создания, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.
Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации, материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора оптимальных условий ее освоения потребителем).
Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят
и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности,
научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет
в себе предмет. В данном случае - это системность и неотъемлемая связь с
научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня,
ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и
такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти
принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных
условиях - мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации,
связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и
единая форма «записи» информации.
1.2 Предмет и объект библиографии
Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в определенном способе идеализации - знаковых системах воспроизведения социальной информации. Библиография входит в систему информационной деятельности, или - систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее воздействие.
Книжное дело - сфера духовной общественной деятельности (культуры), основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем производства, распространения, хранения и использования книги (произведений, документов, изданий).
Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.
Предмет библиографии можно квалифицировать как результат - библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее, предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является библиографическое знание.
2.
Библиографический поиск
Библиографический поиск - это информационный поиск(отбор библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании библиографических данных.В библиографии выделяют три основные цели информационного поиска:
1. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).
2. Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.
Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.
Методы библиографического поиска:
Сплошной метод.При сплошном методе библиограф для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников...
Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют также «эпизодический метод»
Интуитивный метод.Индивидуальный подход к поиску необходимых источников на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).
Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический (рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного, целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.
Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения всех единичных источников.
Дедуктивный метод.Противоположен индуктивному - делается на основе конкретных единичных источников,.
«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».
После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к
выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления
библиографического описания.
3.
Библиографическое описание
Библиографическое описание (далее - БО) - это часть библиографической записи*, совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией. Ранее для аналогичного понятия употреблялись термины “каталография”, “библиограмма” и т.п. БО появились почти одновременно с книгой в библиотечных каталогах древнейших библиотек и часто представляли собой первые строки произведений, которые в те времена служили заглавием, иногда имя автора и его занятие.
Основное назначение библиографического описания - это идентификация издания в системе других.
Существуют следующие виды библиографического описания:
ü Монографическое - подразумевает описание одного документа;
ü Сводное - описание многотомного или же сериального документа;
ü Аналитическое - это описание какой-либо составной части документа;
ü Краткое- представляет собой описание лишь обязательных элементов конкретного документа;
ü Расширенное - здесь имеет место описание обязательных элементов, а так же одного или нескольких факультативных;
ü Полное - описание обязательного элемента и всех возможных факультативных элементов;
ü Объединенное - описание, которое выполняется при различных публикациях одного документа - переиздания, переводы и т.п. и/или связанные с ним другие документы - рецензии, рефераты и т.п.;
Прил., кол во синонимов: 1 снабженный аннотацией (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
аннотированный - аннот ированный; кратк. форма ан, ана … Русский орфографический словарь
аннотированный - прич.; кр.ф. анноти/рован, анноти/рована, вано, ваны … Орфографический словарь русского языка
Ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. А. журнал … Энциклопедический словарь
аннотированный - ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. Анноти/рованный журнал … Словарь многих выражений
аннотированный - аннот/ир/ова/нн/ый … Морфемно-орфографический словарь
Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску литературе и сбора заказов на нее. [ГОСТ 7.60 2003]… … Справочник технического переводчика
аннотированный тематический план выпуска изданий - аннотированный тематический план выпуска изданий: Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Аннотированный вспомогательный указатель - вспом. указатель, рубрики и подрубрики которого включают осн. справ. данные об объекте поиска (год рождения или даты жизни лица, род его деятельности; определение предмета; вид и принадлежность географического объекта и т. д.). Напр.: Фрагмент… … Издательский словарь-справочник
аннотированный тематический план выпуска изданий - Rus: аннотированный тематический план выпуска изданий Deu: annotierter Themenplandes Verlages Eng: annotated subject publisher s schedule Fra: plan thematique annoté de la maison d édition Библиографическое издание, содержащее аннотированный… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Книги
- Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. В 2 томах. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии`Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна`из серии`Справочники и определители по…
- Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии "Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна" из серии" Справочники и определители…
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"
Вариант задания № 3
" Составление а ннотированн ого библиографическ ого спис к а , включающ его литературу о родном крае "
Выполнил а : студент ка группы № 4111з
Муртазаева Ирина Олеговна
Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна
Самара 2007 г.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Вводная часть
2. Основная часть
2.1 Информационный поиск
2.2 Библиографический отбор.
2.3 Библиографическое описание
2.4 Аннотирование
2.5 Библиографическая группировка
3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).
4. Перечень использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:- назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;- методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;- практического составления аннотированного библиографического списка.В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список - это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.). [ 9 , с. 145 ]2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Информационный поиск 2.1.1 Формулирование задачи поиска Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.2.1.2 П рограмм а информационного поиска В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска. ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области. ВИДЫ ПОИСКА:а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);б) документальный поиск;в) фактографический поиск. ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются в наибольшей мерепримечательные издания;ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;з) категория потребителей - специальный поиск, т.е. ориентированный на творческий состав редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.Типологический ( рецептурный ) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.Используя библиографические ссылки, можно установить определенный ряд источников. Можно также исходить не из библиографической ссылки (списка) в целом, а из отдельных ее элементов (например, автор книги по краеведению).М етод восхождения от абстрактного к конкретному , состоящий из четырех основных этапов:А. Целенаправленное ограничение поиска только поиском библиографических пособий, в которых, возможно, отражается информация об искомых источниках (библиографический поиск);Б. Восхождение от абстрактного - совокупности библиографических пособий к конкретному - искомой литературе вопроса, библиографическому списку по теме поиска;В. Определение источников, в которых обязательно имеется интересующая нас информация (документальный поиск). Роль абстракций здесь выполняют и библиографические описания источников, и сами эти источники. В результате формируется искомый массив необходимых источников по теме поиска;Г. Определение искомой совокупности фактографической информации по заданной теме (фактографический поиск) путем чтения и конспектирования источников. В результате формируется искомый массив фактографической информации, или исходный материал для аннотаций. ЗАТРУДНЕНИЯВ библиотеке отсутствуют какие-либо внутренние каталоги и картотеки, а имеющийся в бухгалтерской отчетности предметный указатель литературы, числящейся на балансе редакции, не отражает всю полноту библиотечного фонда. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ - аннотированный библиографический список.2.2 Библиографический отбор Процесс библиографического отбора выстраивался в соответствии с принятыми в программе информационного поиска ограничениями по тематике, хронологии, языку, типологии, географии, полноте и интенсивности поиска, категории потребителей (см. выше).Выяснилось, что библиотечный фонд литературы и источников по краеведению сегодня насчитывает 86 экземпляров. Типологический состав: книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания, журналистские аудио- и электронные материалы, неопубликованные материалы, карты, альбомы, атласы и др. Их тематика достаточно широка. Наиболее полно представлены такие темы, как природа, география, население, окружающая среда, культурная жизнь, история, этнография Самары и губернии. В подавляющем большинстве это издания, вышедшие в свет во второй половине XX - начале XXI вв.Учитывая форматные ограничения контрольной работы, для заданного аннотированного библиографического списка были отобраны только в наибольшей мерепримечательные источники по теме.2.3 Библиографическое описание Библиографическое описание - совокупность сведений о документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т.д. Библиографическое описание является основной частью библиографической записи.В контрольной работе библиографическое описание используется как в интересах поиска и отбора необходимых документов (источников), так и для составления конечного аннотированного библиографического списка. Его объектами являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителяхОбщие требования и правила составления библиографического описания документа, его части или группы документов: набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений определены действующим ГОСТ 7.1-2003 [ 1 ] . Формирование заголовка библиографической записи регламентирует ГОСТ 7.80-2000 .Области и элементы приведены в установленной стандартом последовательности, которая представлена в таблице:Наименование | |||
Область
з
аглавия
и сведений
об ответственности | Основное заглавие объекта описания, а также иные заглавия (альтернативное, параллельное, другое), прочие относящиеся к заглавию сведения и сведения о лицах и (или) организациях, ответственных за создание документа | ||
Область
издания | Информация об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения | ||
Область
с
пецифических
сведений | Применяется при описании объектов, являющихся особым типом публикации или размещенных на специфических носителях. К ним относятся карты, нотные документы, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, отдельные виды нормативных и технических документов, электронные ресурсы и т.д. | ||
Область
выходных данных | Сведения о месте и времени публикации, распространения и изготовления объекта описания, а также сведения об его издателе, распространителе, изготовителе | ||
Область
ф
изической
характеристики | Обозначение физической формы, в которой представлен объект описания, в сочетании с указанием объема и, при необходимости, размера документа, его иллюстраций и сопроводи-тельного материала, являющегося частью объекта описания | ||
Область
серии | Сведения о многочастном документе, отдельным выпуском которого является объект описания | ||
Область примечания | Дополнительная информация об объекте описания, которая не была приведена в других элементах описания. Сведения, приводимые в области, заимствуют из любого источника информации и в квадратные скобки не заключают | ||
Область
стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности | Международные стандартные номера, присвоенные объекту описания: Международный стандартный номер книги (ISBN) или Международный стандартный номер сериального издания (ISSN), либо любой другой международный номер, присвоенный объекту описания в установленном порядке |
ОАОУ «Новгородский институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ)
Подготовлен:
Роменская Лариса Алексеевна,
методист УМЛ дошкольного образования
Вел.Новгород
Новиковская О.А.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников Автор доступно рассказывает об основных свойствах песка, сухого и мокрого, и воды и предлагает множество разнообразных игр, связанных с этими материалами. В книге есть все - и групповые подвижные игры, и развлечения для ума, и занятия для самых маленьких. оложительных результатов - разовьете в малыше координацию и ловкость, научите считать, писать и ориентироваться на местности. Книга для педагогов и родителей. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 г. |
|
Смоляная В.С. В издании представлены игры, направленные на развитие и закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слова, деления слова на слоги, определения ударного слога; моделирование новых слов. Материал поможет педагогам планировать и организовывать работу по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе специально организованной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Адресуется специалистам различной квалификации, занятые в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования. Издательство: Содействие, 2010 |
|
Тарасова Т.А., Власова Л.С. Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. Теоретический и практический материал пособия позволит педагогам дошкольных учреждений дать детям с 2 до 7 лет первоначальные знания о здоровом образе жизни, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма. Пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей, родителей. М.: Школьная пресса, 2008. |
|
Книга предназначена для занятий с малышами 2-3 лет. Все упражнения и игры подобраны с учётом психологических особенностей детей этого возраста. В середине книги есть Приложение с цветными картинками, которые не только помогут малышам запомнить названия основных цветов, но и разнообразят занятия. Издательство: Литера |
|
Е.В. Колесникова Тетрадь является приложением к четвертой части цикла ";Математические ступеньки"; и предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с цифрами до 20, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических фигурах, научатся решать логические задачи. Издательство: Сфера |
|
Книга поможет родителям проводить с детьми время на свежем воздухе не только с пользой для здоровья, но и развивать в них наблюдательность, любознательность, воображение. Издательство: Литера |
|
В данной книге предложены игровые задания для детей 5-6 лет, направленные на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка. |
|
Куражева Н. Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. В данной книге предложены игровые задания для детей 4-5 лет, направленные на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка. Задания составлены на основе программы ";Цветик-семицветик"; - победителя Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Все задания могут быть использованы как для индивидуальных занятий с ребенком, так и для работы с группой детей. Издательство: Речь |
|
Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников В пособии раскрываются проблемы адаптации дошкольников к детскому саду, предлагаютсяч критерии раннего диагностирования, игровые методики для смягчения адаптационного периода и профилактики дезададаптации дошкольников. Пособие предназначено воспитателям детских садов. Издательство: Детство-Пресс, 2009 |
|
Виноградова И.А., Позднякова Н.В. В пособии, адресованном воспитателям детских садов, учащимся педагогических колледжей и студентам педагогических вузов, раскрывается современный подход к организации предметно-игровой среды в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников. |
|
В пособии, адресованном воспитателям детских садов, учащимся педагогических колледжей и студентам педагогических вузов, раскрывается современный подход к организации предметно-игровой среды в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников. В книге представлен обширный практический материал: примеры перспективного планирования на год, тематическое планирование тридцати девяти сюжетно-ролевых игр на современную тематику, а также конспекты занятий по развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников в условиях обогащенной предметно-игровой среды. Издательство: Айрис-пресс Год выпуска: 2009 |
|
Степаненкова Э.Я. В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие. Для студентов высших педагогических учебных заведений Издательство: Академия, 2001. |
|
Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. В книге представлена авторская программа эмоционально-волевого развития детей 4 - 5 лет ";Чувства всякие нужны, чувства всякие важны";. Издательство Речь. СПб., 2010 |
|
Ермолаев С. Д. В сборнике представлены подборки игр и конспекты занятий, основной целью которых является развитие и совершенствование сенсомоторной сферы дошкольников. |
|
Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С Пособие для индивидуальной работы по развитию связной речи детей в детском саду и семье поможет развить у ребёнка умение создавать воображаемые ситуации и сочинять необыкновенные истории. На материалах пособия можно провести серию речевых занятий и упражнений, продиагностировать уровень развития речи ребёнка. Издательство: Карапуз |
|
Краснощекова Н.В. В книге раскрывается специфика сюжетно-ролевых игр младших дошкольников и даются методические рекомендации по организации игр. Издательство: Феникс, 2006 |
|
Куражева Н. Ю Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста ";Цветик-семицветик"; - победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003). Издательство: Речь |
|
Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста ";Цветик-семицветик";. Представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 3-4 лет. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям. Издательство: Речь |
|
Лаптева Г.В В детских садах прогулки с детьми - обязательная часть программы воспитания и развития. Но это не означает, что они должны быть формальными и скучными. Благодаря воспитателю прогулка может превратиться для детей в маленькое путешествие. |
|
Бабаева Т.И., Михайлова З.А. В сборнике рассматриваются теоретические и практические аспекты развития детей в различных видах игр. Раскрываются особенности детской игровой культуры и описываются методы педагогического сопровождения, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка в игре. Издание адресовано студентам и преподавателям педколледжей и институтов, практическим работникам ДОУ,специалистам в области дошкольного образования. Санкт-Петербург Изд. Детство-Пресс, 2004 |
|
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Книга посвящена вопросам пед.руководства самостоятельными сюжетными играми детей в едином игровом пространстве детского сада. Рассматриваются важные аспекты организации детской игры, как время для игры и организация предметно-развивающей среды |
|
Хухлаева О.В.
Предлагаемая книга - сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах. В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это - тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических... М.: Генезис, 2007. - 2-е изд. |
|
Смирнова Е.О. Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста Методическое пособие для воспитателей Ведущая роль предметной деятельности для детей раннего возраста Особенности педагогической работы с детьми раннего возраста М.: МГППУ М.: МГППУ, 2004. |
|
Силберг Джеки 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 летВыбрав время, чтобы поиграть со своим малышом, вы делаете подарок не только ему, но и себе. Джеки Силберг, специалист в области раннего детского развития, предлагает огромное количество забавных игр и небольших песенок, стимулирующих воображение, развивающих координацию движений, математические, языковые и другие необходимые навыки. Это будут поистине незабываемые мгновения! Издательство: Попурри, 2004 г. |
|
Силберг Д., Широкому кругу читателей книга предлагает более 200 игр, которые увлекательны и очень важны для роста и правильного развития ребёнка в период от 12 до 24 месяцев. Издательство: Попурри, 2007 |
|
Михайлова З.А. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Книга содержит занимательный материал, который окажет помощь воспитателю в активации мыслительных процессов детей при организации занятий и самостоятельной деятельности старших дошкольников. Издательство: Детство-Пресс, 2008 |
|
Петрова И. Ручной труд для старших дошкольников |
|
Бабаева Т.И. и др. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности В сборнике рассматриваются теоретические и практические аспекты развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов игры. Раскрываются особенности детской игровой культуры и описываются методы педагогического воздействия, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка в игровой и образовательной деятельности в условиях ДОУ. Сборник адресован студентам и преподавателям педагогических колледжей и институтов, практическим работникам ДОУ, а также специалистам в области дошкольного воспитания. Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 |
|
Уланова Л. А., Иордан С. О.
В пособии подобран и систематизирован материал для наблюдений, который могут освоить дети разных возрастных групп детского сада в рамках каждого из сезонов года. Дан материал, позволяющий включить детей в посильные и интересные для них трудовые действия. Включены задания на развитие мелкой моторики рук, игры, развивающие речь детей, а также предложен большой методический материал в виде стихов, загадок, пословиц, чистоговорок, разнообразных интересных упражнений. Издательство: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 |
|
Михайлова З.А.,Харько Т.Г., Чеплашкина И.Н. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста Изд. Детство-Пресс, 2006 |
|
Зворыгина Е.В. Данное пособие написано на основе книги «Первые сюжетные игры малышей». Пособие адресовано как для педагогов дошкольных образовательных учреждений, так и для родителей, занимающихся воспитанием детей в семье. В пособии, входящем в программу «Кроха», представлено психолого-педагогическое обоснование необходимости бережного, своевременного и профессионального отношения взрослых к становлению и развитию игры каждого ребенка в раннем детстве. Ее материалы дополнены и структурно уточнены. Издательство: Просвещение, 2010 |
|
Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей Изд. Астрель, 2010 |
|
Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности В пособии представлены игры и занятия, способствующие развитию игровой деятельности у детей 1-3 лет. Книга адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Издательство: Мозаика-Синтез,2008 |
|
Дмитриева В.Г. 200 трехминутных развивающих игр для малышей от 0 до 3 летДля того чтобы ребенок с первых дней жизни развивался физически, эмоционально, интеллектуально, он должен играть. Таким образом, малыш знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки. Как играть, во что играть? В этой книге вы найдете описание лучших развивающих игр, советы и рекомендации специалистов. /detjam/5921-9581816.html |
|
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. В книге содержится программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7лет. Москва, 2008. |
|
Нищева Н.В. Играйка. Семь игр для развития речи дошкольников. Издательство: Детство-Пресс |
|
Татьяна Стробыкина Автор, участковый врач-педиатр, имеющий многолетнюю практику, считает, что ребенок может правильно развиваться только при активном и грамотном участии взрослого. В книге собрано множество развивающих и творческих игр, в которые можно играть с ребенком уже с первого месяца жизни. Они подобраны с учетом возрастных особенностей каждого месяца и направлены на правильное эмоциональное, психическое и умственное развитие малыша. Кроме этого, автор предлагает целый комплекс физических упражнений от рождения до года, дает практические советы по режиму дня, уходу и закаливанию. Издательство: Айрис-пресс, 2004 г. |
|
О.С. Жукова Развивающие игры Книга предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Увлекательные задания и игры, собранные в книге, помогут выявить пробелы в знаниях и умениях малыша, развить необходимые навыки: память, внимание, речь, логическое мышление. Книга рекомендуется как учебное пособие в помощь родителям, воспитателям и гувернерам. |
|
Никитин Б. П. Издательство: Педагогика, 1985 г. |
|
Знаете ли вы, что такое пиратский праздник? Это веселые игры, яркие впечатления и увлекательные приключения! Это штормящее море, по волнам которого отважные пираты плывут к Острову Сокровищ, участвуя по пути в забавных конкурсах! Это нелегкие испытания, водоворот смеха, буря восторга и шквал эмоций! С комплектом игр и развлечений для дня рождения отважного пирата вы сделаете праздник для своего ребенка чудесным и незабываемым. В комплект входят игры, загадки, анекдоты, скороговорки. Отличного дня рождения! Издательство: Мир поздравлений, 2009 г. Плотникова Н.В. Карточки с играми, которые помогут научить детей: быть уверенными в себе; договариваться с другими; оказывать взаимопомощь; проявлять эмпатию; работать в команде. Издательство: Речь, 2010 |
|
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи Сборник игр для развития речи. Издательство: Просвещение |
|
Жукова О.С. Книга предназначена для занятия с детьми раннего возраста. Рассматривая яркие рисунки, малыш быстро начнет говорить свои первые слова - названия членов семьи, животных, предметов окружающего мира. Выполняя задания, ребенок будет учиться понимать речь взрослых, пополнит свой словарный запас. Издательство: Астрель |
|
Савельева Е.А. В книгу включены авторские игры, органично сочетающие пальчиковую гимнастику с наиболее распространенными и простыми дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Они помогут выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечат четкое произношение звуков, разовьют слуховое внимание. Ребенок научится быстрее запоминать и правильно, не переставляя слова, рассказывать короткие стихотворения. |
|
Горбатова Елена Владленовна ";Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь 2. Графические узоры";Индивидуальные тетради графических игр и упражнений разработаны в соответствии с пособием Е. В. Горбатовой ";Готовим руку к письму"; и содержат по 16 занятий. Задания помогут развить зрительную память, воображение ребенка, умение сосредотачиваться, расширят его словарный запас. Издательство: Белый ветер, 2010 г. |
|
Михайлова З.А. , Чеплашкина И. , Харько Т.Г. В книге представлены игры, которые могут быть организованы педагогами в детском саду при наличии необходимой предметно-игровой развивающей среды. Логико-математические игры направлены на развитие внимания, речи, сосредоточенности детей, овладение ими действиями обследования, сравнения, группировки по признакам, упорядочивания и др. Данное учебно-методическое пособие рекомендуется воспитателям ДОУ, студентам факультетов дошкольного образования педагогических университетов, колледжей, родителям дошкольников. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г. |
|
Бахарева Кристина Сергеевна Книга, которую вы держите в руках, поможет вам избежать многих ошибок. С ее помощью вы и ваш ребенок будете гармонично развиваться, просто весело проводя время вместе, так как все упражнения по развитию речи в данной книге представлены в виде игр. Издательство: Феникс, 2009 г. |
|
Краснощекова Наталья Валентиновна В книге рассказывается о специфике сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, освещается роль игры в развитии личности ребенка, даются методические рекомендации по организации игр в процессе воспитания и обучения детей всех возрастных групп детского сада. В этой книге вы также найдете методы диагностики уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Издательство: Феникс, 2011 г. |
|
Скиллер Пэм , Россано Джоан Таунсенд Данное пособие для родителей, учителей и воспитателей позволяет максимально эффективно и интересно организовать занятия с детьми, используя при этом минимум специальных приспособлений и дорогостоящего оборудования. Издательство: Попурри, 2006 г. |
|
Дружинин Борис , Куминова Ирина В пособии представлено описание различных развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые условно можно поделить на игры с предметами, игры на бумаге, игры с цифрами и словами, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и подвижные игры. Издательство: Гном, 2008 г. |
|
Сошина Ирина Васильевна Цель игр, представленных в данном пособии, - научить детей 5-7 лет слышать рифмующиеся пары слов, подбирать другие аналогичные рифмы, сочинять с опорой на пару рифмующихся слов двустишия. Игры способствуют: пополнению и активизации словаря детей, развитию фонематических процессов, внимания, памяти, словесно-логического мышления. Игровой материал включает предметные картинки, названия которых рифмуются между собой и содержат свистящие, шипящие и сонорные звуки. Издательство: Гном, 2011 г. |
|
Комарова Любовь Дмитриевна В данном пособии предлагается ряд занятий по обучению детей дошкольного возраста математике на материале комплекта цветных палочек (полосок) Кюизенера. Игры и упражнения представлены в порядке усложнения. Они помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы, помогут освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические и логические задачи. Пособие предназначено для педагогов ДОУ и начальных классов и родителей детей-дошкольников. Издательство: Гном, 2008 г. |
|
Бобылева Зинаида Тихоновна Игры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой материал представлен в виде парных каточек, изображающих предметы в единственном и во множественном числе. Издательство: Гном, 2009 г. |
|
Павлова Л.Н. В пособие включены игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных способностей младших дошкольников. В каждом занятии указаны: развивающая задача, материал, который содержится в цветных таблицах, и рекомендации к проведению игр и упражнений. Издательство: Гном, 2005 г. |
|
Панфилова Марина Александровна В книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка. Издательство: Гном, 2010 г. |
|
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) Издательство: Каро, 2007 |
|
Театр настроения. Развивающая игра для детей от 5-9 лет Игра-лото знакомит детей с азбукой выражения эмоций и является своеобразным занятием по психогимнастике. Способствует развитию лучшего понимания себя и других, а также произвольному вниманию и мышлению. Издательство: ООО ";ВикРус"; |
|
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. В пособии представлены игры и ипражнения с использованием предметов-заместителей для формирования звукового и слогового анализа, развития сенсорных представлений, мелкой моторики у детей с ОНР дошкольного возраста. Книга может быть использована логопедами, воспитателями, психологами, дефектологами дошкольных образовательных учреждений, родителями. Издательство: ООО «ТЦ Сфера», 2011 |
|
Агапова И. А., Давыдова М. А. В пособии приведены описания традиционных и оригинальных авторских разработок подвижных игр, которые могут быть использованы в целях оздоровления детей и воспитательных целях, а также для выработки навыков общения и придания излишней подвижности нужной направленности. Издательство: Аркти, 2008 |
|
Котова Е.В. В пособии даны упражнения, направленные на развитие творческих и мыслительных способностей детей, представлены дидактические игры и наглядный материал, которые помогут сформировать у детей неординарное мышление, интерес и желание творить, разбудят фантазию ребенка. Каждое упражнение снабжено методическими комментариями. Рекомендовано для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Издательство: Феникс |
|
Агапова И., Давыдова М.А Предлагаемое пособие поможет работникам ДОУ и родителям организовать и проводить ";пальчиковые"; игры и развлечения с детьми дошкольного возраста начиная с младенческого. Такие занятия не только развивают у ребенка необходимую мелкую моторику, но и способствуют развитию речи детей, их творческой деятельности, расширяют кругозор ребенка Изд. Аркти, 2011 |
|
Составитель Нищева Н.В. В сборнике представлены наиболее удачные публикации из журнала ";Дошкольная педагогика"; за последние несколько лет, посвященные важной роли игры в жизни детей дошкольного возраста. В книгу вошли статьи, содержащие методические и практические рекомендации по организации игрового пространства, представлены развивающие игры и тематическое планирование для различных возрастных групп дошкольников, а также для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Огромное количество форумов, лекций, конференций и семинаров в России и во всем мире были подчинены одной идее – привлечь внимание к изучению русского языка, русской литературы и культуры. |