Найти романтические черты рассказа старуха изергиль. Сочинение: Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький). Жизнь ста­ру­хи Изер­гиль

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ивановский Государственный Университет.

Кафедра теории литературы и русской литературы ХХ века.

Курсовая работа по просеминарию по литературе на тему:

«Своеобразие романтизма М. Горького в рассказе Старуха Изергиль »

Выполнила: студентка 2 курса, 1группы (ДО)

Филологического факультета

Минасян Гаяне

Проверила: доцент кафедры теории литературы

и русской литературы XX века

Синохина И.В.

Иваново - 2010

Введение

Я не знаю ничего лучше, сложнее,

интереснее человека. Он - всё.

М. Горький

Максим Горький - литературное имя известного русского писателя, прозаика, драматурга, общественного деятеля, Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией. Лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность. Первое время Горький скептически отнёсся к большевистской революции. После нескольких лет культурной работы в Петрограде (издательство «Всемирная литература», ходатайство перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто) Горький вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.

По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Защитник босячества вышел из вполне буржуазной среды.

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Например, К.И. Чуковский писал о Горьком так: «По-моему, Горький - сын консисторского чиновника; он окончил Харьковский университет и теперь состоит - ну хотя бы кандидатом на судебные должности».

Споры о происхождении М.Горького в литературной среде продолжаются до сих пор. Но единственное, что остается неоспоримым фактом и то, в чем одинаково уверены как сторонники, так и противники писателя - то, что Горький был прекрасно начитан, обладал феноменальными энциклопедическими знаниями, был осведомлен во сферах жизни, т.е., словом, был разносторонне развитым просвещенным человеком и был одинаково компетентен во всех поднимаемых им вопросах.

Вот что писал об этой черте Горького С.Я. Маршак: «Пожалуй, не было такого предмета, который не интересовал бы Горького. О чем бы ни заходила речь - об уральских гранильщиках, о раскопках в Херсонесе или о каспийских рыбаках, - он мог изумить собеседника своей неожиданной и серьезной осведомленностью.

Откуда вы все это знаете, Алексей Максимович?- спросил я у него однажды.

Как же не знать! - ответил он полушутливо. - Столько на свете замечательного, и вдруг я, Алексей Максимов, ничего знать не буду. Нельзя же так!

В другой раз кто-то выразил восхищение его необыкновенной начитанностью.

Алексей Максимович усмехнулся:

Знаете ли, ежели вы прочтете целиком - от первого до последнего тома - хоть одну порядочную библиотеку губернского города, вы уж непременно будете кое-что знать.»

На страницах первых же произведений Горького мы видим Россию, стоящую на распутье, страдающую и вопрошающую, уповающую и бунтующую, мучительно ищущую дорогу к светлому будущему. Художественное воссоздание самого процесса этих великих исканий - одна из блистательных сторон творчества Горького.

Глубокий и ясный ответ на мучительные вопросы века сам Горький нашел не сразу, - искал долго и трудно. Искания его совпадали с исканиями лучшей части трудового народа России и завершились тем, что, по позднейшим словам Горького, рабочий класс принял его «как своего человека».

Произведения Горького воспринимались как яркий факел в темной душной ночи. Не забудем, что они создавались в хмурое, многим казавшееся безгеройным время…

Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше время - не время великих задач". Низвергался герой, прославлялся средний человек. Жизнь утрачивала свой высокий смысл.

Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление к иной жизни рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход.

В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: "Я недавно видел пьесу "Сирано де Бержерак" и пришел от нее в восторг: "Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны. Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!"

Романтическому началу принадлежит заметное место в ранних произведениях Горького. Так писатель выражал свое ощущение простора и величия жизни, ее широких перспектив и нераскрытых возможностей. Это достигалось посредством выделения, укрупнения тех или иных черт действительности, их предельной концентрации.

Горький - романтик

В вызвавших широкий общественный резонанс произведениях горьковского романтизма - «песня о Соколе» (1895), «Старуха Изергиль» (1895), «Песня о Буревестнике» (1901) - прославлялись черты новых образов, символизировавших силы России, поднимавшиеся против частнособственнического общества.

Горький - романтик; и в этом главная причина, почему он так бурно завоевал симпатии русского читателя, уставшего от обыденных невзгод и проблем, которыми изобиловала не только повседневная жизнь каждого, но и литературные произведения современников Горького. Читатель не видел света надежды среди всеобщего уныния. Заражала гордая и бодрая вера Горького в силу и значение личности, отразившая в себе один из знаменательнейших переворотов русской общественной психологии. Горький - органический продукт и художественное воплощение того индивидуалистического направления, которое приняла европейская мысль последних 20 - 25 лет.

Прилив общественной бодрости, которым знаменуется вторая половина 90-х годов, получил свое определенное выражение в марксизме.

Горький - пророк его или, вернее, один из его создателей: основные типы Горького создались тогда, когда теоретики русского марксизма только что формулировали его основные положения. Кардинальная черта марксизма - отказ от народнического благоговения перед крестьянством - красной нитью проходит через все первые романтические рассказы Горького. Ему, певцу безграничной свободы, противна мелкобуржуазная привязанность к земле. Именно индивидуальное понимание мира и общества, отличающееся от стандартного, обыденного - одна из главных черт своеобразия горьковского романтизма.

С помощью этого Горький, на мой взгляд, желал открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее, благороднее, честнее.
Сильно поражает в Горьком-романтике умение правильно и точно отстаивать свои убеждения и непоколебимая вера в собственную правоту. Хотя в то время по воспоминаниям Н.Н. Берберовой, разделившей с М.А. Горьким несколько лет эмиграции, при написании своих ранних рассказов Горький не без страха и возмущения смотрел на то, что делалось кругом. И при этом читатель не чувствует неуверенности и сомнений автора.
Как ни странно на творчество Горького повлияли во многом книги, которыми писатель зачитывался в детстве. Интерес к лубочной литературе оставил глубокий след на творчестве Горького; ее героический пошиб воспитал в нем тот романтизм, ту наклонность к эффектам "в стиле Марлинского", которую ставит Горькому в упрек часть критики. Способность Горького переноситься в волшебную область красивого вымысла не только скрасила его жизнь, но внесла воодушевление в его лучшие литературные произведения, помогла ему увидеть яркие краски там, где наблюдатель-реалист видел только безнадежную серость и тусклую грязь. "В 15 лет, - говорит Горький в своей автобиографии, - возымел свирепое желание учиться, с какой целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в крендельное заведение за 2 р. в месяц. Это - самая тяжкая работа из всех опробованных мной".

Казанский период вообще принадлежит к числу самых тяжких в жизни Горького. Тут-то он по горькой необходимости свел тесное знакомство с миром "бывших людей", в разных трущобах и ночлежках. Тем временем продолжалось, однако, и страстное увлечение книгой, но характер его значительно изменился. Познакомившись со студентами, Горький начинает читать по общественным вопросам. Начинает он также вдумываться в общественные отношения. Это порожденное новым чтением раздумье уже не вносило того успокоения, какое давала красивая ложь лубочного романтизма. А тут подоспел период особо острой нужды и прямой голодовки, и 19-летний пролетарий пускает в себя пулю, к счастью, без особого вреда.

Пешком исходил он весь юг России, снискивая себе пропитание чем попало и не брезгуя никакой работой.

Так уже с ранних лет своих М. Горький увидел и на себе ощутил все тяготы, лишения и жестокости мира, в котором нужно было каждый день бороться за свое существование. Он дошел до самой безысходной точки - самоубийство - и тем не менее, преодолев все трудности, смог найти правильное применение своим силам.

Именно такой богатый жизненный опыт помог писателю написать такие прекрасные романтические произведения, благодаря которым он прославился в свое время и продолжает оставаться одним из любимейших русских писателей сейчас.

«Старуха Изергиль»

романтизм горький рассказ изергиль

Грубость и невежество провинциального быта отравили душу М. Горького, но и - парадоксальным образом - породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.

Апофеозом горьковского романтизма является написанный им в 1895 году рассказ "Старуха Изергиль". Он состоит из трех частей, связанных между собой общей темой: легенды о Ларре, рассказе о жизни самой Изергиль и легенды о Данко.

Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной.

Алексей Максимович использует хорошо известную форму «рассказ в рассказе», где автор - слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни.

Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой, но интересной и насыщенной жизни.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы.

В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины - Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. Так как в данном герое себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза - в крайний эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». Ларра хотел быть свободным и «...сохранить себя целым», то есть брать всё, что захочет, ничего не платя взамен. И он получил это, только безграничная свобода и всё, что он совершал, отдаляло его от людей и, в конце концов, принесло одиночество и тоску, которые постоянно терзают его. «Ему нет жизни, и смерть не лыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражён человек за гордость!»

В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь « за все, что человек берет, он платит собой; своим умом и силой, иногда - жизнью».

Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов о человеке в концепции горьковского романтизма: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам,- говорит Изергиль.- И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

Когда-то старуха Изергиль была молодой и очень нравилась мужчинам. Первый, кому она отдала свое тело и душу, был «черноусый молодой рыбак». Но вскоре Изергиль познакомилась с «Красавцем гуцулом». Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака, и гуцула не стало. Изергиль стала девятой женой в гареме немолодого турка. Затем она сбежала от него вместе с его шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре умер, но даже в мертвом нем «горела любовь». После этого Изергиль попала в монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе с монахом, который в нее влюбился». Он, по ее словам был «подлый и хитрый». Как-то Изергиль купил один «жид». Она сама на это согласилась, потому что «работать не умела», и к ней стали ходить богатые поляки, которые «много платили». В сорок лет Изергиль вдруг полюбила молодые шляхтича, избалованного и гордого. Когда он попал в плен «русским, она даже спасла его, убив солдата». Но она ему была не нужна. Поняла Изергиль, что «перья потускнели» и стала жить одна и на одном месте». Молдавская молодежь не оставляет Изергиль, и часто слушает с интересом ее истории.

Старуха Изергиль очень часто в своей жизни была похожа на Ларру каким-то безразличием к людям и принципом беру что хочу. Кстати, и внешним видом они похожи: Ларра - тень без плоти и старуха Изергиль - «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень». Но вместе с этим старуха Изергиль оказывается до сих пор нужной людям: «Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо».

В служении людям - подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное человеку. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных - героев. Данко своим поступком не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, - их сила в том, что они служат примером для других.

В конце легенды появляется антипод Данко - «осторожный человек», который, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». А остальные люди не заметили смерти Данко. В этом - характерное разъединение романтического героя с толпой. Противоречивость человеческой души - одна из главных тем Горького. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит об этом так: «И вижу я, не живут люди, а все примиряются…»

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как в действительности сам герой, сильный человек, относится к окружающим?

Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету".

Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

Вследствие этого автор дает предпочтение Данко и отказывает в силе Ларре. Горький считает гордость и эгоцентризм Ларры, которому не нужны люди, не силой, а, даже наоборот, слабостью. Сравнивая этих двух героев, мы понимаем, что Данко настолько любит людей, что отдает свою жизнь ради них, и для него первостепенным является не отношение людей к нему или забота о собственном существовании, а сама благородная цель быть полезным людям. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою. Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичность. Она уверена, что оставила след в людских сердцах.

Но автобиографический герой развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны.

Вывод

Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности - в этом особенность и новаторство его романтического наследия.

Художественный стиль этого романтического рассказа Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести "в бедную жизнь такие вымыслы", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

Список литературы

1.Овчаренко А.И. М.Горький. Избранные сочинения. М.: Худож. Лит.,1986.

2.Груздев И. Горький и его время. Т.2. М., 1962.

.Переписка Горького А.М. в 2-х томах. М., 1986.

.«Горький в воспоминаниях современников». В 2-х томах. М., 1981.

.Берберова Н.Курсив мой. Главы из книги // октябрь. 1988. №10. С. 164-202; или: Серебряный век: Мемуары. М., 1990.

.Овчаренко А.И. Горький - художник// М. Горький-художник и современность. Горьковские чтения -88. - Горький, 1988. С. 18-25.

7.Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Н.Новгород, 1992.

.Маршак С.Я. Живой Горький. М., 1975.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой легенды?

Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии

1. Отношение к толпе

2. Толпа - герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)

Для раннего А.М. Горького характерно обращение к ро­мантизму. Романтическим произведением, например, являет­ся рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в рус­ле романтической традиции. Однако, в отличие от настоя­щих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. По­этому отрицательные герои получают у Горького однознач­ную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть - ле­генда о Ларре, вторая - рассказ Изергиль о своей молодо­сти, третья - легенда о Данко. При этом первая и третья час­ти контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра - это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Чер­ты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен:«…он стал уже как тень и таким будет веч­но! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал ис­кать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».

Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный ин­дивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, - такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себя­любие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в готовности человека совер­шить подвиг во имя высокой цели.

Таким героем у писателя является Данко, человек, веду­щий свой народ на свободу. На пути людей возникали труд­ности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, тем­нота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали ду­хом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факе­лом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.

Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое мес­то, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писа­теля положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, от­рицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема - движение «от тьмы к свету» - была одной из ключе­вых для литературной эпохи рубежа веков.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье - в индивидуализме, в утверждении собствен­ной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубо­кое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изер­гиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, от­крыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было насто­ящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Дан­ко символизирует у Горького высшее проявление красоты че­ловеческого духа. Этот герой воплощает историческое и мета­физическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.

Здесь искали:

  • опыт и ошибки старуха изергиль
  • старуха изергиль опыт и ошибки

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.


Рассказать друзьям