Объяснение каждой черты. «Человек, который был совершенно невиновен, предлагал себя в жертву ради блага других, включая его врагов, и стал выкупом мира. Это был совершенный акт», - Махатма Ганди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отсутствие заблуждений

Люди, подверженные ежедневным трудам, переносят их, хотя бы были стары и слабы, легче, нежели другие люди, более сильные и молодые, без привычки.
Гиппократ

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.
ГУА НИЖНИЙ, ЧЖЭНЬ. ГРОМ. ПОДВИЖНОСТЬ. СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.

Ключевые слова

Отсутствие иллюзий. Гром средь ясного неба. Беспорочность.

Объяснение структуры

Твердость первого уровня резонирует с мягкостью второго. Под небесами перемещается Гром, который равно опасен для всего сущего.

ГУА НИЖНИЙ, ЧЖЭНЬ. ГРОМ. ПОДВИЖНОСТЬ СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН.

Обретение волеустремления для встреч со стихией.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Еще нет опыта в борьбе со стихией и превратностями судьбы.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Возможны большие потери, следует быть бдительным.

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Опыт накоплен, силы есть.

ПЯТЫЙ ЯН.

Метод проб и ошибок уже завершен, нужен правильный подход к проблеме.

ВЕРХНИЙ ЯН.

Нужен совет, бедствия от "варки в собственном котле".

Главное в гуа

Неожиданность, как и безнадежность, находится в руках человека. Необходимо устранить бестолковые действия, дикие фантазии.

Основной тезис

Переход твердости извне вовнутрь, нижний гуа. Подвижность Небес гарантирует отсутствие заблуждений.

Прорицательный аспект

В делах присутствует бестолковость.
Нужен кропотливый анализ ситуации, труд.
Возможны неожиданные бедствия, не обольщайтесь.
Возможно воровство, потери, болезни.

Соответствие с Таро

Тяжкий труд - Четверка Жезлов; связь с предками - перевернутая Пятерка Кубков; дикие фантазии как основная тенденция - Семерка Кубков; бестолковость, беспорядок, неверное использование возможностей - Аркан XI в негативном положении, а также Аркан VI, Возлюбленный.

Имея отсутствие заблуждений, можно накапливать (проявлять заботу), потому принимается это посредством знака ДА ЧУ, БОЛЬШОЕ НАКОПЛЕНИЕ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Действия методом проб и ошибок остались позади. Ныне действуйте с осторожностью и со знанием дела. Отдуйте путем прогресса, не варитесь в собственном соку. Приобретение уверенности полностью проявится в результатах труда.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Дикие фантазии, нереальные проекты не годятся. Бестолковость следует пресечь. Небеса помогут преодолеть неприятности. Выход на новые рубежи. Но, несмотря на сказанное, в делах того, кому выпал этот знак, еще много суеты и бестолковости. Возможно воровство, потери. Проанализируйте ситуацию как можно более полно.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

В любовных делах - ясность. Внутренние глаза открыты, человек все видит - и недостатки своих любимых, и их достоинства. Реальность вошла в мир.

4. Межличностные отношения.

Разберитесь наконец-то с партнерами, родственниками. В семье также возможны проблемы с сыном.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Нездоровье. Нельзя закрывать глаза на признаки определенных заболеваний. Диагностика. Рентген. Флюорография. Анализ крови (биохимия).

АРКАН XVIII, ЛУНА, В НЕГАТИВНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Аркан XVIII, но в негативном положении, что означает проблемы с видением ситуаций.

Младших Арканов несколько, это и Семерка Кубков, фантазии без предела, которые следует "укоротить", спустившись с небес на землю. Аркан XVIII - возможны воровство, обман.

В ведении этого Аркана находятся также стихий события. Аркан XVIII задает вам вопрос - путь орла или рака вы избираете? Разум, предпочитающий отступление полету, неизменно оказывается в тупике абсурда. Выбирайтесь из тупиков судьбы и как можно скорее разбирайтесь в своих ошибках, избавляйтесь от заблуждений, просветляйте сознание.


БЕСПОРОЧНОСТЬ

Ответ с "двойным дном", но в данный момент вам откроется не весь его смысл. Это произойдет чуть позже. А пока Оракул указывает на порочные, неправые поступки, совершенные в недалеком прошлом и настоящем. Если таковые были или есть - "будет беда", если нет - не произойдет ничего, что бы вы не предвидели. Воздержитесь на время от каких-либо движений в направлении вопроса.

Статика

И порок есть, но, кажется, не у вас. И беда грянет, но, может быть, не с вами...

"Помолодевшая" гексаграмма

Несмотря на исходную гексаграмму, что-то все-таки будет не так. Не тратьте сейчас время на анализ и предположения. Идите прежним курсом.

Нижняя линия.

Начало поисков. Обнаружение порока в самом себе (или в сути вопроса) - "к счастью". Своевременные действия позволят вам идти дальше.

Вторая линия.

Не говорите, что не знали и не могли предполагать. Нечто внутри вас уже подсказывало правильное решение.

Третья линия.

Если вы в чем-то уверены, это не значит, что в этом уверены и другие. Чем более навязчивы вы будете, тем больше получите шишек.

Четвертая линия.

Сейчас трудно что-либо предпринять. Сорняки проросли и разбросали свои семена. Не замыкайтесь на своих недостатках, важно подготовиться к надвигающемуся ненастью.

Пятая линия.

Все вокруг побуждает вас к активным действиям - избыток. С другой стороны, вам, кажется, нечем ответить - это недостаток. В результате такого дисбаланса наступает "болезнь беспорочного". Лекарство внутри вас.

Верхняя линия.

Беспорочность - не профессия и не звание, это состояние отсутствия иллюзий. Вы были так заняты собой, что забыли о самом себе. Самообман породит "беду, вызванную по своей вине".

Вы двигаетесь к творческим вершинам. Вы без сомнения можете гордиться собой и своими свершениями, но не зазнавайтесь. Вам следует быть настороже, чтобы вовремя предотвратить неприятности. Не отвлекайтесь по пустякам, сейчас все ваши силы должны быть сконцентрированы для воплощения вашего главного замысла. Не спешите - для движения вперед вам следует тщательно выбрать правильный момент. Будьте особо внимательны и деликатны в плане недавно завязанных знакомств.

ваше желание

Ваше желание исполнится очень скоро, но, к сожалению, не полностью. Вы добьетесь результатов, которые позволят подойти очень близко к цели, но сама цель пока недостижима.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 25-й гексаграммы → У Ван: Беспорочность

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация - это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация - момент перед ее наступлением - не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы читаем: Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не прав, [у того] будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.

Если предыдущий текст и указывает на необходимость "не выступления", пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста: В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.

Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, "запахав поле, не думать об урожае:", как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы "собирать урожай, не запахав поле", т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя "Книги Перемен" ["Сяо сян-чжуань"] здесь говорится только: "[это] еще не богатство". Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: "собирать урожай, не запахнув поле" по данному субкомментарию значит: "сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что [оказывается] в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало - запахать, а только стоя на втором месте - собрать урожай:" и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: "Не пахать, не разработать поле по первому году - это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году". Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле? Конфуций говорил о "живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды"; кроме того, он говорил: "В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)" . Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем - сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет "благоприятно иметь куда выступить", и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста: Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не разработав поля [в первый год], воспользуешься им [на третий], то будет благоприятно иметь куда выступить.

В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Беспорочному - бедствие. Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом городе, бедствие.

Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности - это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, - больше ничего. Поэтому и текст весьма лаконично в этом случае говорит только: Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не будет.

Пятая черта - главная в данной гексаграмме. Все существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения - исцеление болезней - может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится: Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств, - будет радость.

Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем: Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по своей вине. Ничего благоприятного.


У-ван (Беспорочность): у - лишенный, не имеющий; ван - пойманный, несвободный, участвующий, запутавшийся; суетность, спешка, беспокойство, глупость; лгать, обманывать; праздный, тщетный, безосновательный, ложный; жестокий, безумный, неорганизованный.

Изначальное свершение.
Благоприятна стойкость.
Если кто не прав, у того будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.

Это время возвышения над повседневностью. Не давайте событиям увлечь и запутать себя. Если вы освободитесь от пустых страстей, суетности и тщеславия, то сможете действовать непринужденно и уверенно. Избавьтесь от гнева, похоти, ненависти и алчности. Вы можете непосредственно влиять на ход событий. Однако если вы не сделаете этого, то будете постоянно совершать ошибки, основанные на невежестве и неправильном восприятии происходящего. Тогда все будет бесполезно. Нынешняя ситуация вдохновляется духом Неба. Пребывайте в духе и продвигайтесь вперед, шаг за шагом. Если вы сделаете это, вас ждет успех. Если вы запутаетесь в повседневности и утратите связь с Небом, останется лишь раскаяние.

Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация – это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация – момент перед ее наступлением – не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия.

Внешний и Внутренний миры: Небо и Гром

Внутренний рост остается свободным от затруднений благодаря постоянной связи с Небом.

Свобода от противоречивых страстей содержит скрытую возможность постепенного приближения к цели.

Последовательность

Полноценное возвращение освобождает от мирских уз. Осознание этого позволяет пользоваться беспорочностью.

Определение

Беспорочность означает внутреннюю чистоту.

Символ

Под небом гремит гром. Беспорочность.
Правители древности пользовались изобилием для питания.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Беспорочное выступление. Счастье.

Вы начинаете действовать, освободившись от ненужных страстей и забот. Путь открыт. Осуществляйте свой замысел.

Если предыдущий текст и указывает на необходимость “не выступления”, пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода.

Линия 2

Шестерка вторая

Если, не запахав поле, соберешь урожай,
И, не разработав в первый год поле, в третий год используешь его,
Будет благоприятно иметь, куда выступить.

Это один из наиболее трудных и противоречивых моментов для интерпретации. Принято считать, что собирать урожай, не запахав поле, означает довольствоваться малым. Тот, кто использует поле, не разработав его, подобен человеку, добивающемуся своего окольным путем, не выходя из тени. Следовательно, если вы добиваетесь желаемого исподволь, не думая о материальной выгоде, то исход будет благоприятен для вас.

Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, “запахав поле, не думать об урожае…”, как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы “собирать урожай, не запахав поле”, т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя “Книги Перемен” "Сяо сян-чжуань" здесь говорится только: “это еще не богатство”.

Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: “собирать урожай, не запахнув поле” по данному субкомментарию значит: “сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что оказывается в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало – запахать, а только стоя на втором месте – собрать урожай…” и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: “…Не пахать, не разработать поле по первому году – это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году”. Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле?

Конфуций говорил о “живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды”; кроме того, он говорил: “В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)”. Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем – сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет “благоприятно иметь куда выступить”, и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста.

Линия 3

Шестерка третья

Беспорочному - бедствие.
Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им.
Для живущего в этом городе - бедствие.

Вы находитесь в затруднительной ситуации, когда ваши советы идут на пользу другим, но сами вы не можете ничего достичь. Более того, вашими прежними достижениями может воспользоваться кто-то другой. Только время в состоянии изменить положение вещей.

В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего.

Линия 4

Девятка четвертая

Если сможешь быть стойким - хулы не будет.

События начинают развиваться в благоприятном направлении, но вы должны занять выжидательную позицию. Терпение - вот все, что вам сейчас нужно.

Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности – это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, – больше ничего.

Линия 5

Девятка пятая

Болезнь безпорочного.
Не принимай лекарств - будет радость.

Ваше болезненное состояние вызвано противоречивыми желаниями или бурными эмоциями, поэтому бесполезно лечить его с помощью внешних средств. Постарайтесь справиться собственными силами.

Пятая черта – главная в данной гексаграмме. Всё существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации безпорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из безпорочности, превращение безпорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения – исцеление болезней – может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте.

Линия 6

Наверху девятка

Беспорочность уходит. Будет беда по свое вине.
Ничего благоприятного.

Окончание ситуации связано с тем, что вы снимаете с себя ответственность за происходящее. Тем не менее всё случилось именно по вашей вине. До начала следующего цикла вы никак не сможете исправить положение.

Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении её, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя.

Господствует единство ясности и простоты, которое принесет вам пользу, если достойные замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами. Время высшей активности еще не настало. Судьба скоро улыбнется вам, но лишь в том случае, если вы умеете терпеливо ждать. Порой вы слишком озабочены любовными делами, но не волнуйтесь, все ваши желания исполнятся в свой срок.

Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям.

Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы читаем:

Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не прав, [у того] будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.

Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления», пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:

В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.

Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не думать об урожае…», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен» [«Сяо сян-чжуань»] здесь говорится только: «[это] еще не богатство». Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что [оказывается] в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать урожай…» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: «…Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»; кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)». Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста:

Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не разработав поля [в первый год], воспользуешься им [на третий], то будет благоприятно иметь куда выступить.

В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:

Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом городе, бедствие.

Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма лаконично в этом случае говорит только:

Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не будет.

Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:

Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств, — будет радость.

Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:

Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по своей вине. Ничего благоприятного.



Рассказать друзьям