Трагедия корнеля 3 буквы сканворд. Смотреть что такое "Корнель, Пьер" в других словарях. Последние годы жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Трагикомедия это драматургический жанр, совмещающий признаки трагедии и комедии вплоть до их слияния (в отличие от «промежуточного» жанра драмы или «слезной комедии»). Слово «трагикомедия» первым употребил римский комедиограф 3-2 век до н.э. Плавт в прологе к «Амфитриону»: так называет Меркурий предстоящее представление, т.е. комедию с участием богов, что прежде допускалось только в трагедии. У Плавта это слово заимствовали итальянские гуманисты. В эпоху Возрождения первоначально считалось, что для отнесения произведения к жанру трагикомедии достаточно хотя бы для одного отступления от общепризнанных (идущих от античности) свойств трагедии или комедии. Еще в 1490-е в Испании обозначением «трагикомедия» воспользовался Ф.де Рохас в «Трагикомедии о Калисто и Мелибее», называемой также по имени выведенной в ней хитроумной сводни «Селестиной». В 16 веке жанр трагикомедии развивали прежде всего итальянцы. Ф.Ожье в программном для французского театра 17 века предисловии к трагикомедии Жана де Шеландра «Тир и Сидон» (1628) оправдывает «введенную итальянцами трагикомедию, - поскольку гораздо разумнее сочетать важное и несерьезное в едином течении речи и сводить их в единый сюжет, основанный на сказании или истории, нежели извне присоединять к трагедии не имеющие с ней никакой связи сатиры, которые повергают в смятение взор и память зрителей» (Литературные манифесты западноевропейских классицистов., 1980). На сюжетной основе собственных новелл трагикомедии писал Дж.Джиральди Чинтио (1504-73). Почти на все европейские языки была переведена манерная «трагикомическая пастораль» Дж.Б.Гварини «Верный пастух» (1580-83).

В ответ на упреки оппонентов, осуждавших смешение трагедии и комедии, Гварини написал «Компендиум о драматической поэзии» (1601), утверждавший сложность человеческой природы и свободу отношения к литературным жанрам (с опорой на Аристотеля). Пасторальные же сцены стали атрибутом большинства трагикомедий 16-17 веков. Во второй половине 16 века в направлении трагикомедий эволюционировала пьеса, иногда называемая романтической, отличавшаяся необычным, причудливым, «как в романе», сюжетом, связанным с любовью и приключениями. Это преимущественно английская драматургия: анонимные «Обычные обстоятельства», «Сэр Клиомон и сэр Кламид», отдельные произведения Дж.Уэтстона, Р.Эдуардса, Дж.Лили, Р.Грина. В них наметившаяся катастрофа предотвращалась и наступал счастливый финал. В Новое время трагикомедия ассоциировалась не с итальянцами, а с англичанами, противопоставляемыми древним грекам: «Афиняне, в отличие от англичан, не требовали, чтобы деяния героические смешивались на сцене с комическими происшествиями обыденной жизни» (Сталь Ж.де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, 1989). Однако в конце 16 - начале 17 века, в эпоху маньеризма и барокко, трагикомедия становится ведущим драматургическим жанром не только в Англии (Ф.Бомонт, Дж.Флетчер), но и в Германии, Франции ; к ней близка испанская «комедия плаща и шпаги» (Ф.Лопе де Вега и его последователи). Классицисты именовали трагикомедию – трагедию с благополучным финалом, например, «Сид» П.Корнеля («Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид», 1637). Корнель также до 1644 называл «Сида» трагикомедией. Впоследствии его пьесы признали трагедиями: представления об этом жанре изменились в значительной мере именно благодаря его драматургии. Трагикомедия во Франции писали Р.Гарнье, А.Арди, Ж.Мере, Ж.де Ротру. Близка к трагикомедии высокая комедия Мольера «Мизантроп» (1666). В русской силлабической поэзии примечательна «трагедокомедия» Феофана Прокоповича «Владимир» (1705). Романтизм теоретически приветствовал синтез разнородных художественных элементов: «Комедия и трагедия очень выигрывают от осторожной символической связи друг с другом и собственно лишь благодаря ей становятся поэтическими» (Новалис. Фрагменты, опубликованы в 1929), - но на жанровом уровне этот термин почти не реализовал. В 18-19 веках к трагикомедии явно тяготеет «Минна фон Барнхельм» (1767) Г.Э.Лессинга, пьесы А.де Мюссе (1830), «Без вины виноватые» (1884) А.Н.Островского. Трагикомическое начало в драматургии активизировалось на рубеже 19-20 веков. По сути, трагикомедией являются «Дикая утка» (1884) и «Гед да Габлер» (1890) Г.Ибсена, «Кредиторы» (1889) и «Соната призраков» (1907) Ю.А.Стриндберга, «Вишневый сад» (1904) А.П.Чехова, «Балаганчик» (1906) А.А.Блока. Близки к трагикомедии некоторые произведения Г.Гауптмана, К.Гамсуна, Г.фон Гофмансталя и др., в 1920-30-е - М.А.Булгакова («Дни Турбиных», 1926, можно назвать трагифарсом), Б.Шоу («Святая Иоанна», 1923), Ш.О’Кейси («Юнона и Павлин», 1925; «Плуг и звезды», 1926), Ф.Гарсиа Лорки («Донья Росита», 1935; «Чудесная башмачница», 1930). «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) и «Генрих IV» (1922) Л.Пиранделло - образцовые трагикомедии 20 века. В послевоенный период жанр на подъеме, в нем выступают Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ю.О’Нил и др., его используют литература экзистенциализма, особенно Ж. Ануй, и театр абсурда (Э.Ионеско, С.Беккет). Русский драматург А.В.Вампилов - яркий представитель трагикомедии.

Характерными для жанра трагикомедии являются персонажи как из низших, так и высших слоев общества ; события разворачиваются так, что герою грозит катастрофа, но он остается жив; типичным является стилистическое смешение высокого и низкого и иронический взгляд на мир. По мнению Г.В.Ф.Гегеля, в трагикомедии трагическая и комическая составляющие взаимно нейтрализуются: комическая субъективность наполняется серьезностью более прочных отношений и устойчивых характеров, а трагическое смягчается в примирении индивидов. Этот принцип Гегель считал распространным в современной ему драматургии.

Слово трагикомедия произошло от греческого tragodia - песня козлов и komodia, что в переводе означает - песня веселой процессии.

Пьер Корнель - знаменитый французский драматург и поэт XVII века. Он является основоположником классической трагедии во Франции. Кроме того, Корнель был принят в ряды членов Французской академии, что является очень высоким знаком отличия. Итак, эта статья будет посвящена биографии и творчеству отца французской драматургии.

Пьер Корнель: биография. Начало

Родился будущий драматург 6 июня 1606 года в Руане. Его отец был адвокатом, поэтому не удивительно, что Пьера отправили изучать право. Юноша настолько преуспел в этой сфере, что даже получил свою адвокатствую практику. Однако уже в те годы Корнеля влекло к изящным искусствам - он писал стихи, обожал спектакли гастролирующих по всей Франции актерских трупп. И он желал попасть в Париж - культурный центр страны.

В эти годы Пьер Корнель уже начинает предпринимать первые литературные опыты в драматическом жанре. В 1926 году он показывает свое первое произведение, комедию в стихах «Мелита», не особо известному в те годы актеру Г. Мондори, который руководил театральной труппкой, путешествующей по французской провинции с гастролями.

Париж

Мондари понравилось произведение, и он поставил его в том же году. «Мелита» имела огромный успех, который позволил актерам и самому автору перебраться в Париж. Здесь Мондори продолжил сотрудничать с Корнелем и поставил еще несколько его пьес: «Галерея судеб», «Вдова», «Королевская площадь», «Субретка».

1634 год стал переломным как для Мондори, так и для Корнеля. Дело в том, что Ришелье, обративший внимание на произведения Корнеля, разрешил Мондори организовать в Париже свой театр, который был назван «Маре». Это разрешение нарушало монополию театра «Бургундский отель», единственного до этого момента подобного столичного заведения.

От комедии к трагедии

Но Ришелье не остановился только на разрешении создания нового театра, он также включил Корнеля в ряды поэтов, которые писали пьесы по заказу самого кардинала. Однако Пьер Корнель довольно быстро покинул ряды этой группы, так как хотел найти собственный творческий путь. В это же время начинают постепенно меняться пьесы поэта - из них уходит комизм, усиливаются драматические моменты и начинают появляться трагические. Комедии Корнеля постепенно превращаются в трагикомедии. Все больше и больше писатель уходит от избранного в начале своего творчества жанра.

И вот наконец Пьер Корнель сочиняет свои первые настоящие трагедии. Это «Клитандр» и «Медея», основанные на греческом эпосе. Этот творческий этап завершает пьеса «Иллюзия», непохожая на остальные работы поэта. В ней драматург обращается к теме театра и актерского братства. Тем не менее своей традиции писать в стихах Корнель не стал изменять даже в этом произведении.

Трагедия «Сид»

Однако следующая трагедия, которую создал в 1636 году, оказалось переломной для истории всей мировой драматургии. Это была пьеса «Сид». В этом произведении впервые появился конфликт, который в будущем станет для классицистической трагедии обязательным, - конфликт между долгом и чувством. Трагедия имела невероятный успех у публики и принесла своему создателю, а также театральной труппе небывалую известность. Насколько широка была эта популярность, можно судить хотя бы по тому, что после постановки «Сида» Корнель получил титул дворянина, о котором так долго мечтал, и пенсию лично от Тем не менее первая попытка стать членом Французской академии оказалась безуспешной. Только в 1647 году поэт был удостоен этой чести.

Теоретические работы и возращение в Руан

Начинает работу над теорией трагедии как жанра Пьер Корнель. Творчество писателя в этот период изобилует различными публицистическими статьями на театральную тему. Например, «Рассуждения о драматической поэзии», «Рассуждение о трех единствах», «Рассуждение о трагедии» и т. п. Все эти очерки были опубликованы в 1660 году. Но поэт не остановился только на теоретических разработках, он стремился воплотить их на сцене. Примерами, и весьма удачными, таких попыток стали трагедии «Цинна», «Гораций» и «Полиевкт».

Когда в 1648 году во Франции начинаются события Фронды (движения против абсолютной власти), Корнель меняет направленность своих пьес. Возвращаясь к он высмеивает борьбу за власть. К таким произведениям относятся пьесы «Ираклий», «Родогуна», «Никомед».

Однако постепенно интерес к творчеству Корнеля угасает, а постановка «Пертарита» вообще оборачивается провалом. После этого поэт решает вернуться в Руан, принимая решение отказаться от литературы.

Последние годы жизни

Но по прошествии семи лет французский поэт получает (в 1659 году) приглашение вернуться в Париж от министра финансов. С собой Корнель привозит свое новое произведение - трагедию «Эдип».

Следующие 15 лет являются заключительным этапом творчества писателя. В это время он обращается к жанру политических трагедий: «Оттон», «Серторий», «Аттила» и др. Однако повторить былой успех Корнелю так и не удалось. В основном это было связано с тем, что в Париже появился новый драматический кумир - это был

Следующие 10 лет Корнель совсем не писал театральных пьес. Умер поэт в Париже 1 октября 1684 года, практически забытый своей публикой.

Пьер Корнель Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан 1 октября 1684, Париж) знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647). Содержание … Википедия

Корнель, Пьер - Пьер Корнель. КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии Сид (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Corneille) Корнель (Corneille) Пьер (1606 1684) Французский драматург. Афоризмы, цитаты Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти. Так со смертными судьба порой играет: То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает. И так… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (Corneille) (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов «Поэтическая смесь» (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (постановка и издание 1637), первого образца классицистического … Энциклопедический словарь

Корнель (Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан, ≈ 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные… … Большая советская энциклопедия

КОРНЕЛЬ Пьер - КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606—1684), французский драматург. Стихотв. комедии «Мелита, или Подложные письма» (1629, изд. 1633), «Вдова, или Наказанный предатель» (1631 — 1632), «Галерея суда, или Подруга соперница» (1632), «Субретка»… … Литературный энциклопедический словарь

Корнель, Пьер - (1606 1684) в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть, возобновив… … Исторический справочник русского марксиста

Корнель\ Пьер - (1606 1684), автор трагедий Сид, Цинна, или великодушие Августа … Биографический словарь Франции

Корнель, Пьер - Смотри также (1606 1684). Отец фр. трагедии, Корнеля гений величавый (Евг. Он. , I, 118). Мой старый К. Пушкин считал Сида лучшей его трагедией (Катенину, 1822) … Словарь литературных типов

Корнель Пьер - (1606 1684) знаменитый французский драматург, виднейший представитель французского классицизма. Автор комедии в стихах Мелита, комедий Клитандр, или Спасенная невинность, Вдова и др., трагедий Медея, Сид, Гораций, Цинна, Полиевкт, Смерть… … Словарь литературных типов

Книги

  • Испанские народные романсы , Гарсиа Лорка Федерико, Мачадо Антонио, Корнель Пьер. Романсы (лиро-эпические песни) уже давно и единодушно признаны высшим достижением испанского поэтического фольклора. Первые романсы, возникшие на излете Реконкисты (VIII-XV вв.), были…
  • Театр. В 2 томах (комплект) , Пьер Корнель. В двухтомник великого французского писателя вошли его пьесы в лучших переводах…


Рассказать друзьям