История детективной литературы - комиссар мегрэ. Сименон Жорж — Биография Кто написал комиссар мегрэ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Комиссар полиции Мегрэ (своего имени он терпеть не может, и даже жена называет его только по фамилии) обрел свой облик в первом романе и практически не изменился к последнему. Мегрэ появляется сорокапятилетним, уже известным в профессиональном кругу. У него слегка серебрятся сединой виски, тяжелое черное пальто, котелок, набор курительных трубок, галстук, который ему никогда не удавалось завязать как следует . В его фигуре виделось нечто плебейское. Он был огромный, ширококостный, с вырисовывавшейся под костюм тугой мускулатурой. К тому же у него была своя особая манера держаться, как бы на особицу. Это не всегда нравилось даже коллегам. Тут было нечто большее, чем уверенность, и в то же время это нельзя было назвать надменностью .

Мегрэ женат, в отличие от многих литературных сыщиков, и мадам Мегрэ - его верная подруга, заботливая домохозяйка, проявляющая искренний интерес ко всему, чем занят ее муж. Этот лирический мотив, проходящий через романы, создает едва ли не единственный образец взаимопонимания и душевной теплоты, аналог которому тщетно было бы искать в том мире, где работает Мегрэ.

В профессиональном плане - это герой-одиночка, несмотря на всю декларированную его привязанность к младшим коллегам, помощникам Люка, Жанвье, Лапуэнту. В первых романах еще действовал инспектор Торранс, которого Жорж Сименон , погорячившись, убил в Питере-Латыше , а потом вернул к жизни как ни в чем не бывало. Позже Торранс станет частным сыщиком и откроет свое Агентство «О» , но по-прежнему будет сотрудничать с инспектором Люком и начальником Уголовной полиции . Серия рассказов Дела агентства «О» характеризуется ироническим, отчасти даже юмористическим отношением автора к описываемым расследованиям, повелению героев.

Мегрэ - из тех инспекторов, которых называют ходячими . Его стиль работы - это подробные, обстоятельные беседы с широким кругом лиц, которые могут дать, по его представлению, информацию не только о перемещениях объекта , но, в большей степени, о его манер поведения, стиле жизни. Мегрэ, как золотоискатель, просеивает пустую породу , надеясь в каждом лотке отловить хотя бы крупицу ценной информации. Его метод и не требует коллективного творчества, ибо он больше всего напоминает исключительно развитую интуицию, базирующуюся на склонности к психоанализу.

Сименон, словно упреждая упреки в неразработанности собственного процесса расследования, нередко дает внешнюю оценку деятельности своего героя в кульминационные моменты: …едва ли кому-нибудь под силу представить себе ликование Мегрэ в эту минуту. Впрочем, такой человек есть — это люка, который смотрит на своего начальника и поклясться готов, что у того слезы на глазах.

Комиссар распутал весь клубок сам, ни располагая никакими данными, если не считать таких, на которые никто не обратил внимания, распутал благодаря своей феноменальной интуиции и устрашающему умению вживаться в ближних своих (Подпись «Пикпюс» ).

Традиции полицейского романа, к которому внешне должен был бы быть близок сериал Мегрэ, учитываются Сименоном весьма слабо. По сути лишь экспозиция Питера-Латыша , выполненная в классическом стиле, рассчитана на узнавание любителями детектива. Немногие его компоненты (внешняя слежка, использование криминалистики) выглядит подпорками для основной темы. Быстро обнаружив небольшой круг лиц, связанных с главарем международной банды мошенников, нанесшим визит в Париж, Мегрэ получает весьма исчерпывающую информацию о главном предмете своих забот. Ему остается уловить момент, когда за игроком выступает человек . Именно на человеческих слабостях, а точнее - на человеческом в любом из преступников и строит свою линию расследования Мегрэ.

Ему не требуются, как правило, отпечатки пальцев, лабораторные анализы и прочая криминалистическая атрибутика официального полицейского дознания. Все это если и проводится в романах, то на периферии действия и служит подтверждением догадок инспектора. Создается впечатление, что в процессе следствия Мегрэ просто впитывает в себя, как губка, традиции и привычки людей того круга, к которому принадлежит подозреваемый, - вплоть до того, что начинает ощущать себя в шкуре объекта преследования. Длительность процесса погружения зависит от конкретной среды, но в любом случае рано или поздно наступает момент, когда информация достигает некоей критической массы, и Мегрэ обретает твердую уверенность не только в том, кто убил , но и в представлении обо всей подоплеке событий, приведших к преступлению.

Так, в Кабачке ньюфаундленцев (название оригинала На свидание в Тер Нова ), одном из ранних романов Мегрэ, знакомясь со странным происшествием в небольшом рыбацком поселке, основную часть романного времени проводит в местном кабачке, где отдыхают после рейса экипажи. Плебей , как нарочито подчеркивает автор, Мегрэ чувствует себя в этом притоне вполне комфортно, а главное - способен вызвать на откровенность практически каждого, в ком заинтересован.

Вживание в атмосферу места происходит настолько эффективно, что для Мегрэ не составляет большого труда даже представить себе канву событий на борту рыболовецкого судна - ту самую предысторию , которая оказалась причиной гибели двух человек.

То, что Сименон верен себе, подтверждает, например, и такое маленькое наблюдение. В романах, разделенных более чем тридцатью годами, один к одному повторяется финальная сцена: инспектор мирно беседует с главным преступником за бутылкой вина, в домашнем халате, при обоюдном желании воссоздать объективную картину предшествовавших событий (Кабачок ньюфаундленцев и Мегрэ и виноторговец ).

Вообще роль карающего меча закона чужда Мегрэ. Это неправильный полицейский, то дающий возможность преступнику покончить с собой, не доведя дело до судебной огласки (Гнев Мегрэ ), а то и вовсе отпускающий его с миром, так как убежден, что имеет нравственное право поступить таким образом (Человек, повесившийся в церкви ).

А в романе Городок в тумане (Инспектор Кадавр ) ситуация смоделирована так, что только неофициальное расследование позволяет автору полностью раскрыть тайну убийства молодого человека и в то же время не применять никаких санкций по отношению к убийце.

Погружение Мегрэ в быт провинциального городка Сент-Обен, исполненное писателем традиционно обстоятельно, показывает всю убогую и ханжескую мораль его обитателей. Посильную помощь ему оказывает местный юноша, приятель убитого. Он из тех , - говорит о ком-нибудь Луи. Быть из тех в его понимании означало быть соучастником в заговоре молчания, принадлежать к числу людей, которые хотят жить, словно все в этом мире устроена наилучшим образом…

Классическое для Сименона отношение пары следователь - подозреваемый выразил сам Мегрэ в этом же романе: Мне кажется — я даже почти убежден в этом! - что, хотя вы и виновны в гибели Альберта Ретайо, вы в тоже время сами жертва. Я даже скажу больше: вы были орудием преступления, но по-настоящему не вы виноваты в его смерти .

С годами фигура Мегрэ, его внутренний мир, философское отношение к событиям занимают все большее место в романах. Некоторые из них прямо посвящены биографии героя (Дело Сен-Фиакра , Записки Мегрэ ). Детектив интенсивно сближается с трудными романами. Мы с Мегрэ порядком изменились, - говорит Сименон в шестидесятые годы. - И в романах, где действует Мегрэ, я ставлю порой более сложные проблемы, чем в своих социально-психологических романах. Опыт и мудрость Мегрэ помогают мне разрешать их и делать доступными для читателей разных стран и разного культурного уровня .

Несмотря на то, что Мегрэ в процессе расследования почти не появляется в своем кабинете, романы с его участием нельзя отнести к динамичным. Основное их содержание - это диалоги, которые ведет комиссар полиции со множеством людей. Это именно беседы, а не допросы (Мегрэ с ужасающей очевидностью понял, что можно мгновенно парализовать сразу несколько человек простым вопросом: «что именно вы делали между шестью и семью вечера?» ), а смысл их хорошо виден из фрагмента разговора Мегрэ со своим давним другом доктором Пардоном:

- Вы из тех, кто призван восстанавливать справедливость… И однако можно сказать, что, арестовывая виновного, вы делаете это как будто с сожалением.

- Так бывает, верно.

- В то же время вы принимаете расследование близко к сердцу, как если бы это касалось вас лично.

Мегрэ невесело усмехнулся.

- Ведь каждый раз я соприкасаюсь с чьей-то нелегкой судьбой и как бы заново прохожу жизненный путь этого человека, отыскивая мотивы его поступков… Когда вы идете к неведомому для вас больному, разве его излечение не становится вашим личным делом и вы не боретесь за его жизнь, словно этот больной самое дорогое для вас существо?

«Комиссар Мегрэ» - это целая серия романов и рассказов французского писателя Жоржа Сименона о полицейском, посвятившем всю свою жизнь борьбе с преступностью. Это целых 75 романов и 28 небольших повестей о Жюле Мегрэ — ч еловеке, прошедшем вверх по карьерной лестнице уголовной полиции Франции от обычного инспектора, проводившего свои трудовые будни на улицах, вокза лах, метро и больших магазинах в поисках преступников, до дивизионного комиссара, руководителя бригады по расследованию особо тяжких преступлений.

Нельзя сказать однозначно, кого взял за основу главного героя Жорж Сименон в качестве комиссара полиции. Кто-то утверждает, что писатель раскрыл в образе Мегрэ своего отца. С другой стороны, не секрет, что автор «Комиссара Мегрэ» в самом прямом смысле иногда посещал Набережную Орфевр — подразделение французской полиции, занимающееся самой тяжёлой и ответственной работой по раскрытию преступлений — где и познакомился однажды, с помощью директора т. н. Судебной Полиции Франции Хавьера Гишара, с комиссарами полиции, давшими писателю не только «пищу для размышлений», но и указавшими на ряд неточностей в первых романах о комиссаре Мегрэ. К слову, Жорж Сименон позднее напишет роман, в котором от имени комиссара Мегрэ встретится в отделении полиции с... самим собой, т.е. с Жоржем Сименоном!

Если смело заявить, что самый известный сыщик Англии — это , то с такой же смелостью можно прямо сказать, что комиссар Мегрэ — известнейший полицейский комиссар уголовной полиции Франции.

Позволю себе отчасти сравнить двух вышеназванных персонажей, больше внимания уделив герою непосредственно данной статьи. Итак, комиссар Жюльен Мегрэ — мужчина примерно 50 лет, возможно несколько старше (история с возрастом комиссара будет затронута позднее). Это грузный и тяжеловатый полицейский, которого никак нельзя представить без шляпы-котелка и трубки во рту. Чтобы было проще вообразить, тот же Шерлок Холмс был не столь упитан, двигался быстрее, проворнее, а трубку — этот незаменимый элемент всякого сыщика — держал во рту меньше своего французского коллеги. Методу Мегрэ свойственны мудрость, упорство, целеустремлённость, ожидание, тогда как Холмс брал в своём деле безукоризненной и безупречной логикой, дедукцией, некоторым авантюризмом и крайней быстротой мышления. Комиссар Мегрэ, в свою очередь, более спокоен, выдержан, менее словоохотлив своего британского коллеги. Герои романов не раз спрашивают Мегрэ: «Комиссар, что вы об этом думаете?..», тогда как в ответ слышат всегда неизменное: «Я вовсе ни о чём не думаю». Так предпочитал урезонивать своих коллег по цеху разного сорта полицейский Мегрэ, расследуя очередное преступление.

Хочется также отметить, что и Шерлоку Холмсу, и Жюлю Мегрэ свойственны как безукоризненная и безупречная служба закону, так и сострадание к «маленькому человеку», попавшему в крайне неприятную ситуацию. Суть мысли обоих сводится примерно к следующей фразе: я ненавижу поступать подобным образом, ведь по совести и справедливости вы правы, но, однако, вы нарушили закон. И, следуя букве последнего, обязаны понести наказание. Я бессилен как-то помочь вам в вашей ситуации, увы. Бывают ситуации и координально иного рода: к Мегрэ за помощью обращаются ни в чём не повинные люди, на которых падает подозрение в совершении преступления только потому, что они принадлежат к низшему классу населения и в определённый момент оказались не в то время и не в том месте, тогда как настоящие злодеи — как правило «богатые верхи» - остаются вне подозрений. Комиссар Мегрэ не даром начал свою карьеру с рядового инспектора, более того, приобретённый опыт в данной стезе сыграл положительную роль в жизни Мегрэ. Он сам был, что называется, непосредственным свидетелем происходящего, он видел жизнь обычных французских граждан, он дышал и питался ею, понимал психологию и поведение окружавших его людей. Не раз ещё Мегрэ в негодующем тоне упомянет о чиновниках высокого ранга в структуре полиции, занимающих свои посты сразу по окончании университетов. В их головах нет ничего, кроме теории, а, сидя на своих местах, они уже готовы решать судьбы граждан, зачастую ни в чём неповинных. И благо, что между одними и другими есть «цензор» в лице комиссара Мегрэ.

Именно поэтому Мегрэ практически никогда не сидит в своём кабинете (кроме, пожалуй, ситуаций, непосредственно требующих этого), самостоятельно выезжая на каждое место преступления в любое время дня и ночи. Не раз комиссар услышит от старших коллег порицание в свой адрес за то, что выполняет порой работу инспектора, однако останется непреклонен в своём методе. Он близок к народу, он знает, чем тот живёт, что чувствует. Именно глазами комиссара Мегрэ так романтично представляющаяся в наших умах Франция преподносится нам страной, в которой существует огромное количество проблем — от политических до социально-нравственных. Франция 30-ых — 60-ых годов XX века буквально запружена ворами, грабителями, убийцами и мошенниками с одной стороны, и страдающими от бедности, болезней и лишений людьми с другой. Сименон буквально рисует нам глазами Мегрэ быт и реальность Франции с обратной стороны, с изнанки.

Изначально автором многочисленных романов не задумывалась столь длинная эпопея произведений о почётном комиссаре. Однако, волею поклонников творчества французского писателя, Сименон сначала отправляет своего героя в отставку, а затем возвращает его на авансцену как ни в чём не бывало. Отсюда некоторые хронологические перипетии, а также, в частности, путаницы с возрастом Мегрэ. Так, в одном из романов Сименон упоминает, что Жюль Мегрэ родился в 1887 году. Тогда какв одном из последних романов указывается, что на дворе 1967 год, а комиссару 58 лет. Получается нестыковка. Отсюда напрашивается вывод, что комиссар Мегрэ — человек без определённого возраста. На протяжении долгого времени ему примерно 45-60 лет, что больше говорит не о фантазии автора или его недосмотре, а о том, что комиссар находится в том самом возрасте, когда профессиональные качества человека достигают самого пика. Отсюда — высокий профессионализм Мегрэ. Более того, указывается, что сам герой не меняется, в отличие от окружающего его мира, который с годами становится только злее, жёстче и грязнее.

Детектив «Комиссар Мегрэ» не является той литературой, которую забываешь после прочтения. Здесь придаётся огромная роль внешнему облику, процессу и жизни, а не результату. Грубо говоря, автор не ставит перед собой конечную цель в виде раскрытия преступления просто для того, чтобы узнать, кто убийца. Произведения Сименона о комиссаре Мегрэ более глубоки, нравственны и реалистичны.

А сейчас хотелось бы кратко пересказать основные моменты жизни Жюльена Мегрэ. Он родился в 1887 году в графстве Сен-Фиакр. Его отец служил управляющим в замке графа де Сен-Фиакр, скончался от болезни в возрасте 44 лет. Мать умерла при родах второго ребёнка, когда Жюлю было всего 8 лет. Переехав жить в Париж к своей тёте, первоначально Мегрэ выбирает специальность врача и обучается медицине в течение двух лет. В 22 года по совету товарища-инспектора полиции бросает занятия медициной и отправляется искать счастья в полиции. В 25 лет женится на уроженке Альзаса — Луизе — которой впоследствии суждено стать опорой, верной спутницей и любящей супругой бравого комиссара. В том же году Мегрэ устраивается на должность секретаря в комиссариат квартала Сен-Жорж в 9-ом округе Парижа. В 30 лет поступает на службу в особую бригаду Хавьера Гишара — старого друга отца Мегрэ — на Набережной Орфевр. Здесь Жюлю предстоит провести огромное количество успешных лет карьеры, став сначала комиссаром, затем дивизионным комиссаром, начальником бригады по расследованию особо тяжких преступлений. За три года до отставки Мегрэ предложат пост начальника Судебной Полиции, от которого он откажется.

Выйдя в отставку, проводит время на садовом участке в Мен-сюр-Луар.

Супруга Мегрэ — идеал женщины, способной выдерживать жизнь с комиссаром полиции. Она ждёт возвращения мужа со службы в любое время ночи, иногда своими наводящими вопросами и интересом помогает Мегрэ продвинуться дальше в очередном деле, однако особым любопытством не обладает. Она полностью погружена в заботы о доме и хозяйстве, умеет вкусно готовить. Именно она является тем самым человеком для Мегрэ, на которого тот может безоговорочно положиться, довериться, поведать любую тайну. Сама мадам Мегрэ с годами так вживается в роль супруги комиссара, что иногда (правда, это случается совсем не часто) помогает Мегрэ в расследовании преступлений. Однажды, без страха и сомнения, приняла в отсутствие мужа в гости человека, который пришёл покаяться Мегрэ в совершении нескольких жестоких убийств.

К великому сожалению и страданию супругов, у них нет детей. В одном из романов упоминается, что у молодых супругов Мегрэ умерла маленькая дочка. В другом же романе позднее оговаривается, что мадам Мегрэ вообще не могла иметь детей. Именно по этим причинам Мегрэ иногда относится к малолетним воришкам и карманникам, пойманным «на деле», как к своим детям, пытается их воспитать и поставить на истинный путь.

У мадам Мегрэ есть сестра, проживающая в провинции Кольмар со своим мужем. Также есть племянник, служащий в полиции, как и сам Мегрэ. Однако, карьера полицейского практически с самого начала у юноши не задастся — однажды он попадёт в крайне неприятную ситуацию, из которой комиссару придётся выручать родственника.

Проживает Мегрэ по адресу бульвар Ришар-Ленуар, 132. Другое время жил на Площади Вогезов, 21. Интересно, что по последнему адресу жил сам Жорж Сименон и знал соседа по фамилии... Мегрэ!

Большими друзьями семьи Мегрэ является семья Пардон. Около одного-двух раз в месяц они встречаются и проводят совместные вечера за прекрасным ужином (устраиваются своего рода кулинарные поединки между мадам Мегрэ и мадам Пардон), выпивкой и разговорами.

Мегрэ — большой «любитель» вредных привычек. По долгу службы ему далеко не всегда удаётся обедать дома, поэтому зачастую он питается в различного рода кафе и закусочных, любимая из которых — пивная Дофин, распологающаяся недалеко от здания полиции на Набережной Орфевр. Именно там Мегрэ заказывает на любой допрос в свой кабинет большой поднос сэндвичей и несколько кружек пива. Кроме того, комиссар любит, что называется, «залить за воротник». Не сказать, что он напивается до потери сознания — нет, далеко нет, но выпить любит. Коньяк, кальвадос, грог, аперитивы, пиво, сливянка (которую так часто присылала в подарок сестра мадам Мегрэ) — всё, что угодно, лишь бы расследование шло не в сухую. Кстати, в силу злоупотребления вредными привычками, к концу своей профессиональной карьеры Мегрэ пожалуется другу Пардону (врачу, к слову) на неважное самочувствие. Тот порекомендует Мегрэ отказаться от большинства вредных привычек, ограничив их употребление до минимума.

Далее — курительные трубки. Их у Мегрэ просто бесчисленное множество! Он тщательно следит за ними, дорожит их наличием, качеством и внешним видом. Для него далеко не безразлично из какого материала изготовлена новая трубка. Обожает получать трубку в подарок от мадам Мегрэ на Рождество.
Раз в неделю супругиМегрэ предпочитают посещать кинотеатр, а когда у Мегрэ отпуск или пара дней отдыха — выезжать за пределы Парижа (что не мешает комиссару порой найти приключений и там).
Иногда в рамках расследования преступлений Мегрэ приходится посещать иностранные государства, что даётся комиссару с некоторым затруднением в связи с незнанием иностранных языков. Он в весьма средней степени понимает английский, да может употребить пару фраз на немецком и фламандском языках.
Имеет бронзовую медаль Судебной Полиции за номером 004, когда первые три числятся за самыми высокими чинами: префектом уголовной полиции, начальником уголовной полиции и шефом одного из отделений.
В подчинении Мегрэ находятся инспектора Жанвье, Люка, Лапуэнт, Лурти и Торранс, которых комиссар ласково называет «мои ребята», «мои дети». Все они рады работать и набираться опыта бок о бок с Мегрэ, проявляя при этом скрытое неудовольствие, когда в некоторых случаях комиссар предпочитает обойтись без их помощи.

«Комиссар Мегрэ» - один из лучших (если не самый лучший) классических детективов французской литературы. Я искренне советую всем и каждому познакомиться с героем Жоржа Сименона и получить огромное удовольствие от чтения произведений о бессмертном комиссаре полиции Жюле Мегрэ!

Мегрэ
Maigret
Жанр
Создатель
В ролях
Страна

Франция Франция
Бельгия Бельгия
Швейцария Швейцария
Чехия Чехия

Количество серий
Трансляция
На экранах
Ссылки
IMDb

Сюжет

Мегрэ имеет свой собственный метод расследования, благодаря которому он и стал самым лучшим сыщиком Франции. Каждое преступление он распутывает в присущей только ему неторопливой манере. Его расследования всегда приводят к раскрытию истинных причин убийства, а правда обнаруживается, там, где её никто не ждет.

Наиболее известный и продолжительный из сериалов по книгам Жоржа Сименона. Кабинет комиссара Мегре на набережной Орфевр, 36 стал местом, где распутываются криминальные истории.

Напишите отзыв о статье "Мегрэ (телесериал)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мегрэ (телесериал)

– Наташа! – сказала она чуть слышно.
Наташа проснулась и увидала Соню.
– А, вернулась?
И с решительностью и нежностью, которая бывает в минуты пробуждения, она обняла подругу, но заметив смущение на лице Сони, лицо Наташи выразило смущение и подозрительность.
– Соня, ты прочла письмо? – сказала она.
– Да, – тихо сказала Соня.
Наташа восторженно улыбнулась.
– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня…
Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.
– А Болконский? – сказала она.
– Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь…
– Но, Наташа, неужели то всё кончено?
Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса.
– Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня.
– Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа.
– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
– Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
– Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.

Сименон Жорж (Жозе Кристиан).

Недаром, наверное, Сименон считал своими учителями русских писателей-классиков Гоголя Достоевского, Чехова. Отвечая на вопросы журналистов, Сименон говорил, что именно эти писатели внушили ему любовь к маленькому человеку, сочувствие к униженным и оскорбленным заставили задуматься над проблемой преступления и наказания, научили заглядывать на дно человеческих душ.

Будущий писатель родился в бельгийском городе Льеже в семье скромного служащего страховой компании. Дед Сименона был ремесленником, «шляпником», как писал позже Сименон, а прадед — шахтером. Семья Сименонов была религиозной, и мальчик должен был каждое воскресенье ходить к мессе, хотя потом он утратил веру и перестал соблюдать обряды. Но все равно мать хотела, чтобы ее сын в будущем стал кюре или на худой конец кондитером. Может быть, так бы оно и случилось, но жизнь повернула все по-своему.

В доме у Сименонов жили иностранные студенты, которые снимали у них дешевые комнаты с пансионом. Среди них было немало и русских. Они и познакомили юношу с литературой, увлекли его русской классикой и в общем-то определили дальнейшую судьбу. Кроме литературы, Сименон заинтересовался также медициной и правом и в дальнейшем попытался все это совместить в своем творчестве.

Правда, вначале он даже не думал о том, что станет заниматься литературным трудом, и выбрал журналистику, хотя до этого никогда не читал газет, а эту работу представлял себе лишь по романам известного в то время французского писателя Гастона Леру, который писал детективы. В них действовал главный герой сыщик-любитель Рультабиль, который носил плащ и курил коротенькую трубочку. Какое-то время Сименон подражал своему любимому герою, а с трубкой не расставался до конца жизни. Трубку курил и комиссар Мегрэ, герой детективных произведений Сименона. В романах Гастона Леру действовали и репортеры.

Еще будучи учеником коллежа, Сименон начал подрабатывать в редакции «Газетт де Льеж», где вел полицейскую хронику, дважды в день обзванивая шесть полицейских участков города Льежа и посещая Центральный комиссариат.

Сименону не пришлось доучиться в коллеже, поскольку его отец серьезно заболел. Юноша отбыл воинскую повинность и после смерти отца отправился в Париж, надеясь устроить там свое будущее.

Какое-то время Сименон подрабатывал в газетах и журналах в отделах судебной хроники и взахлеб читал популярные в двадцатые годы развлекательные романы, авторов которых теперь уже никто не помнит. Однажды Сименону пришла в голову мысль, что он может написать роман не хуже, и за короткое время он написал свое первое крупное произведение -«Роман машинистки». Он вышел в 1924 году, и с того года всего за десять лет Сименон опубликовал 300 романов и рассказов под разными псевдонимами, в том числе и Жорж Сим.

К тому времени Сименон был уже женат на своей землячке из Льежа, девушке по имени Тижи. Он привез ее в Париж, и она стала писать картины. Потом Сименон с юмором вспоминал, что Тижи быстрее его стала известной художницей, а он долго оставался просто ее мужем, хотя уже публиковал свои произведения.
Они вели богемную жизнь, посещали излюбленные художниками и писателями кафе на Монпарнасе, а когда удавалось получить хороший гонорар или продать подороже картины, уезжали путешествовать. Однажды они совершили путешествие по каналам Франции на яхте «Жинетта», и после этого Сименон решил построить свой парусник.
На этом паруснике под названием «Остгот» Сименон проплыл по рекам Бельгии и Голландии, выходил в Северное море до Бремена и Вильгельмсхафена. Ему нравилось работать на паруснике, он печатал свои романы в теплой каюте, отдыхал на палубе и наслаждался жизнью. На обратном пути они снова оказались на севере Голландии, в городке Делфзейл, и решили перезимовать там. Вот в этом уютном порту в 1929 году и родился первый роман Сименона с участием комиссара Мегрэ, который прославит его имя. Хотя сам этот роман — «Питер Латыш» — известен мало.

Этот роман положил начало целой серии произведений, в которых действует полицейский комиссар Мегрэ — «Господин Галлэ скончался», «Повесившийся на вратах церкви Сен-Фольен», «Коновод с баржи «Провидение»», «Цена головы» и других.

Издатель Фейар, которому Сименон принес свой первый детективный роман, по мнению многих, имел безошибочное чутье в отношении того, будет произведение иметь успех или нет. Писатель вспоминал потом в своей автобиографической книге «Я диктую», как, прочитав рукопись, Фейар сказал: «Что вы, собственно говоря, тут настрочили? Ваши романы не похожи на настоящий детектив. Детективный роман развивается, как шахматная партия: читатель должен располагать всеми данными. Ничего похожего у вас нет. Да и комиссар ваш отнюдь не совершенство — не молод, не обаятелен. Жертвы и убийцы не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Кончается все печально. Любви нет, свадеб тоже. Интересно, как вы надеетесь увлечь всем этим публику?»

Тем не менее, когда Сименон протянул руку, чтобы забрать свою рукопись, издатель сказал: «Что поделаешь! Вероятно, мы потеряем кучу денег, но я рискну и сделаю опыт. Шлите еще шесть таких же романов. Когда у нас будет запас, мы начнем печатать по одному в месяц».

Так в 1931 году и появились первые романы «Цикла Мегрэ». Их успех превзошел все ожидания. Тогда-то автор и стал подписывать произведения своим настоящим именем — Жорж Сименон.

Свой первый роман из «цикла Мегрэ» Сименон написал всего за шесть дней, а другие пять — за месяц. Всего же вышло 80 произведений, где действует знаменитый комиссар Криминальной полиции. Его образ настолько полюбился читателям, что еще при жизни Сименона в городе Делфзейл, где он придумал своего героя, был воздвигнут бронзовый памятник комиссару Мегрэ.

Так Сименон молниеносно стал знаменитым писателем. Теперь у него появились средства совершать более дальние путешествия. Сименон побывал в Африке, Индии, Южной Америке США, других странах.

Он вспоминал позднее: «Долгие годы я мотался по свету, жадно пытаясь постичь людей и подлинную их сущность… В Африке мне случалось ночевать в негритянских хижинах, и, бывало, целые отрезки пути меня несли в носилках, которые там называются типу. Однако даже в тех деревнях, где мужчины и женщины ходили голыми, я видел обычных людей, таких, как везде».

Сименон исколесил практически весь мир, пока не понял, что люди везде одинаковы и переживают одни и те же проблемы. Но это было уже много позже. А в молодые годы он впитывал впечатления, знакомился с людьми и наблюдал их жизнь, чтобы потом отразить все это в своих романах. В тех местах, какие ему особенно нравились, писатель оставался надолго, бывало, что покупал там дом, чтобы ничто не нарушало его покоя. Покой был ему нужен для того, чтобы писать. Хотя писать он мог везде. Сименон всегда возил с собой пишущую машинку и почти ежедневно работал. Он брал ее с собой, даже когда уходил из дома и мог печатать на улице, в кафе, на пристани, вызывая удивление прохожих.

Сименон никогда предварительно не собирал материал для своих произведений. У него была великолепная память, в которой хранилось бесчисленное множество фактов и мелькнувших, когда-то образов. Как говорил сам писатель, у него в голове постоянно были две-три темы, которые его волновали и о которых он постоянно думал. Через какое-то время он останавливался на одной из них. Однако он никогда не начинал работу, прежде чем не найдет «атмосферу романа». Иногда было достаточно какого-то запаха, смены погоды или даже тихого шарканья шагов по тропинке, чтобы вызвать у писателя какую-либо ассоциацию или воспоминания.. Через несколько часов или дней уже возникала атмосфера романа, а потом появлялись люди, будущие персонажи.
Только после этого писатель брал телефонные справочники, географические атласы, планы городов, чтобы уже точно представить себе место, где будет разворачиваться действие его будущего романа.

Когда Сименон принимался писать, его герои, поначалу расплывчатые, обретали имя, адрес, профессию и становились настолько реальными людьми, что собственное «я» писателя уходило на задний план и его герои действовали сами. По словам писателя, он только в конце романа узнавал, чем все-таки закончится та история, которую он описывает. А в процессе работы он настолько погружался в их жизнь, что происходила мимикрия: весь облик писателя, его настроение менялось в зависимости от того, как чувство. вали себя его герои. Иногда он становился старым, сгорбленным брюзгой, иногда, напротив снисходительным и благодушным.
Правда, сам он до поры до времени не замечал за собой таких странностей, пока его близкие не открыли ему на это глаза. После чего Сименон стал шутить, что теперь он может повторить вслед за Флобером его знаменитую фразу: «Госпожа Бовари — это я».

Некоторые критики считали, что в образе Мегрэ Сименон отразил многие черты собственного характера и даже свои привычки. В этом есть доля правды, но только доля. Сименон всегда старался не смешивать себя со своими героями, хотя частично вкладывал в уста комиссара Мегрэ свои рассуждения, свое понимание жизни и людей.

Комиссар Мегрэ совсем не походит на других знаменитых сыщиков, таких, как Эркюль Пуаро у Агаты Кристи или Шерлок Холмс у Конан Дойла. Он не обладает выдающимся аналитическим умом и не применяет в своих расследованиях никаких особых методов. Это обычный сотрудник полиции со средним медицинским образованием. Он не отличается особой культурой, однако имеет удивительное чутье на людей. Комиссар Мегрэ от природы наделен здравым смыслом и имеет огромный жизненный опыт. Прежде всего он хочет понять, почему человек стал преступником, поэтому, невзирая на насмешки коллег, копается в его прошлом. Мегрэ видит свою цель не в том, чтобы только задержать преступника, но бывает доволен, когда ему удается предотвратить преступление. Сименона роднит с его героем еще и то, что они живут «в мире и согласии с самими собой».

Романы Сименона из «цикла Мегрэ» отличаются от большинства классических и современных произведений, написанных в жанре детектива. В основе всех этих романов — сложные преступления, а их расследование напоминает хитроумную головоломку. Сименон же ставит себе целью объяснить социальные и политические мотивы преступления. Его герои не профессиональные убийцы и не мошенники, а обыкновенные люди, которые нарушают закон не в силу своих преступных наклонностей, а в силу обстоятельств, оказавшихся сильнее и их, и человеческой природы вообще.
Кроме «цикла о Мегрэ», Сименон писал и другие романы, которые критики называют социально-психологическими. Он работал над ними вперемежку со своими детективными произведениями. В начале тридцатых годов вышли такие романы Сименона, как «Гостиница на перевале в Эльзасе», «Пассажир с «Полярной линии»», «Квартирант», «Дом на канале» и другие.

Каждое путешествие Сименона давало ему впечатления и темы для новых произведений. Так, вернувшись из Африки, Сименон написал Романы «Лунный свет» (1933), «Сорок пять градусов в тени» (1934), «Белый человек в очках» (1936), где рассматривал проблему колониальной зависимости африканских стран, угнетения и расизма.
В 1945 году Сименон уезжает в США и живет там десять лет. Иногда он ненадолго приезжал в Европу по делам, как, например, в 1952 году в связи с избранием его членом Бельгийской Академии наук. В США Сименон создает романы «Неизвестный в городе» (1948), «Братья Рико» и «Черный шар» (1955), в которых описывает страну «потрясающей техники и не менее потрясающей жестокости», со своим специфическим укладом жизни, где царит такое же, как и везде, ханжество и предрассудки, заставляющие людей предвзято относиться к «пришлым» и считать их виновными в любых преступлениях.

В 1955 году Сименон возвращается в Европу и живет в Швейцарии почти безвыездно. Как и прежде, он продолжает много работать. Однако во всех своих произведениях он разрабатывает фактически одни и те же темы, возвращаясь к ним в разные периоды жизни и рассматривая проблемы уже под другим углом зрения.
Сименона всегда волновала отчужденность между людьми, особенно между близкими, вражда и равнодушие в семьях, одиночество. Об этом он писал в своих романах «Неизвестные в доме» (1940), «Исповедальня» (1966), «Ноябрь» (1969) и других.

Семья для Сименона всегда имела важное значение, равно как и проблема взаимоотношений с детьми. Именно этому посвящены его романы «Удел семьи Малу», «Часовщик из Эвертона», «Сын» и другие.

Собственная семейная жизнь Сименона сложилась вполне благополучно, хотя он был женат три раза. Первая жена писателя — художница Тижи — через несколько лет семейной жизни родила ему сына Марка. Однако их совместная жизнь все-таки не сложилась. Во втором браке у него родилось трое детей — два сына, Джонни и Пьер, и дочь Мари-Жо. Вторая жена писателя была моложе его на семнадцать лет, но не это стало причиной, почему их отношения разладились. Они расстались, однако жена так и не дала ему развода, и с третьей своей женой, Терезой, которая была моложе Сименона на двадцать три года, он прожил до конца жизни в гражданском браке. Тем не менее, по словам Сименона, именно она сыграла самую важную роль в его жизни — «позволила мне познать любовь и сделала меня счастливым».

Сименон всегда говорил, что он далек от политики, и даже считал себя аполитичным человеком. В 1975 году он напишет в своих воспоминаниях: «Только сегодня я осознал, что всю свою жизнь молчал. Применительно к человеку, написавшему больше двухсот романов, из которых два или три наполовину автобиографические, это может показаться парадоксальным. И тем не менее это правда. Я молчал даже тем, что ни разу не опустил в урну избирательный бюллетень».

Однако в годы войны он помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В его доме скрывались английские парашютисты. А сразу после прихода Гитлера к власти Сименон запретил издание своих произведений в фашистской Германии. Страдания простых людей в годы войны и оккупации Сименон описал в своих романах «Клан остендцев» (1946), «Грязь на снегу» (1948) и «Поезд» (1951).

До конца жизни Сименон следил за событиями в мире и в интервью журналистам критиковал существующие порядки.

В конце 1972 года Сименон принял решение не писать больше романов, оставив незаконченным очередной роман «Оскар». Никаких особых причин для этого не было, кроме тех, что писатель устал и решил пожить своей собственной жизнью, а не жизнью своих героев. «Я ликовал. Я стал свободен», — сказал он некоторое время спустя в диктофон, который заменил ему пишущую машинку. С тех пор Сименон действительно больше не писал романов. В течение нескольких лет он просто жил, временами включал диктофон и рассказывал о своей прошлой жизни, отчасти анализировал ее, свое творчество, свои взаимоотношения с людьми. Через некоторое время вышла последняя его книга, которая так и называется — «Я диктую».



Рассказать друзьям