Мысль семейная. «Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой» - Документ Основы единства семьи Мелеховых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Www.a4format.ru Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. Ч. 2. — М.: Русское слово, 2003. Чалмаев В.А. «Мысль семейная» Натальи Мелеховой «Мысль семейная» Натальи Мелеховой развертывается не в идиллическом мире покоя, устойчивости быта, а в сложном поединке с судьбой, с «годиной смуты и разврата». Она, оскорбляемая и часто унижаемая роковой отрешенностью от нее Григория, то униженно вымаливает его у Аксиньи, то бунтует, уходит из дома Мелеховых, покушается на свою жизнь. Вероятно, любой читатель «Тихого Дона» не раз будет изумлен редкой естественностью, соотнесенностью решений, сюжетных поворотов и живого характера того или иного героя. Наталья то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается брошенной женой из родного дома в дом свекра. И все эти поступки, несмотря на непоследовательность, лишь усиливают ее цельность, верность идее семьи, дома. Поистине гениальное, а не мелочно-бытовое понимание человеческой души обнаруживает Шолохов в этих эпизодах уходов-возвращений. «Я, батя, пришла... Коль не прогоните, останусь навовсе у вас», — нелегко даются Наталье эти слова. Вещий инстинкт подсказывает ей: в доме свекра она еще дождется возвращения неверного, но любимого ею мужа, восстановит святыню, сейчас разрушенную семью, обретет то, о чем мечтает, — детей. Ведь тут, у Мелеховых, ей сами стены помогают: ее союзником, да еще таким серьезным, становится и свекор Пантелей Прокофьевич, домостроитель, собиратель гнезда, и суровая, многое пережившая Ильинична. Наталья ощущает, что становится сильнее, опираясь на их традиции, их чувство гнезда. А вне дома Мелеховых, да еще в годы всеобщей отчужденности, удешевления самой жизни, она обречена на вечное одиночество, сиротство, явно лишена надежд на материнство, беззащитна. Поразительна эта эпическая высота психологических прозрений Шолохова. И как возвеличена благодаря Наталье идея дома, всей спасительной домашней ячейки человеческого бытия! Всякое насилие, разрушительство быстро истощается, показывает свое бесплодие, а вот идея жизни Натальи, ее путь к созданию семейного гнезда, дома — даже после поражений — лишь крепнет. Наталья на какое-то время побеждает «разлучницу» Аксинью талантом верности, терпения. Ее душа — самая крепкая ограда для всего дома Мелеховых. Это, кстати говоря, тонко чувствует и Пантелей Прокофьич, и старая Ильинична, нашедшие в невестке надежную союзницу в борьбе за домашний очаг как одну из высших морально-этических ценностей. Рождение двойни — последний великий подарок судьбы и Пантелею Прокофьевичу, и Наталье — одно из самых ярких мгновений всей эпопеи. Это последний дар уходившей, сломавшейся эпохи, «дар батюшки Дона Ивановича». Может быть, Наталья многого не понимает в душевных муках Григория, в его переживаниях, в невольных «отступлениях» от норм дома, семьи. Григорий искренен, открыт в самооправданиях перед женой. Он признает, что ему, теряющему точку опоры, трудно жить «без забытья»: «Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли»... У Натальи один резон, один ответ — с позиций семьи, зыбкого гнезда человеческого: «Напакостил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие-то». И трудно не содрогнуться от ощущения великой искренности, чистоты всей ее борьбы за свое достоинство. И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, чувству женского достоинства. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но самым злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою идею, стержень харак- www.a4format.ru 2 тера. И как гениально выбран был собеседник Натальи, свидетель ее душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить Наталью не проклинать Григория, не желать ему смерти. Отказаться от рокового решения — «родить от него больше не хочу» — Наталья не смогла: слишком уж оскорблена, унижена была идея верности, чистоты — ее идея жизни. Перечитайте неспешно одну из самых гениальных по степени проникновения в человеческую душу в ее предельно трагическом состоянии, в ее отчаянии сцену изложения последнего послания Натальи Григорию. После похорон Натальи малолетний Мишатка, неловко обняв отца, вскарабкавшись к нему на колени, поцеловав его как-то торжественно, с глазами, затуманенными от непосильной еще его сердцу миссии, так передал последнюю просьбу и волю матери: «— Маманька, когда лежала в горнице... Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: “Приедет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас”. Она ишо что-то говорила, да я позабыл...» Никакой риторики, пышнословия, сплошное умолчание («она ишо что-то говорила») — и такой сложный узел человеческих отношений! Отголосок любви к Григорию, печаль за детей, возможно, позднее раскаяние в своем порыве мстить, надежда на доброе воспоминание о себе... «Посланец» Натальи плохо выполнил ее поручение, он забыл «что-то». Но мы, читатели, не хотим иных посланцев, мы испугались бы их многословной «философской» болтовни. И не важно, что, может быть, сразу же после своего сообщения тот же Мишатка убежит играть на Дон, на улицу. Он бегло, невнимательно сказал нечто важное, но всех в доме обступила мука не чужого, а личного горя, горькая тоска от запоздалого понимания взрослыми друг друга, от неожиданного, с помощью Мишатки, пересечения двух «я». На ком выместить теперь Григорию свою обиду, — ведь до его души дошло вечное, неопровержимое «послание-упрек» Натальи...

«Мысль семейная» в романе Шолохова
«Тихий Дон». Женщина как хранительница
семейного тепла

Цели: провести работу над отдельными эпизодами первой части романа Шолохова, раскрывающими тему семьи; выявить значение женских образов в раскрытии данной темы.

Ход урока

В этом мире (« Тихий Дон») – история донских казаков,

русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.

Е.А.Костин

I.Определение целей урока.

Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Слайд- 2 (цели)

Слайд – 3 (эпиграф)

II . Вступительная беседа.

Слайд- 4

Герои, живущие на страницах романа, – донские казаки.

Что вы знаете об этом сословии?

Индивидуальное сообщение учащегося о казачестве.

Слайд- 5 (справка)

Слайд- 6 (курень)

Слайд- 7 (Хутор Татарский)

Слайд- 8 (река Дон)

Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.

Давайте вспомним чьи семьи находятся в центре повествования?

(В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Астаховых).

Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях.

II. «Мысль семейная» в романе Шолохова.

    Работа с текстом .

Начнём с истории этой семьи .

Слайд № 9.

Выразительное чтение или художественный пересказ отрывка из первой части I тома «История семьи Мелеховых».

Начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя.

Как вы думаете почему?

Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди.

2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.

Индивидуальное сообщение учащегося.

Слайд- 10 (патриархальность и традиции семьи)

Семья – основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», – некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме.

Слайд - 11

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери – именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало – но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.

Слайд – 12.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

    Основы единства семьи Мелеховых.

Слайд – 13 (вопросы)

Какова семья в начале романа?

( В начале романа семья Мелеховых целая, дружная ).

В чём сила этой семьи?

(Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались).

Слайд – 14 (вывод).

Все важные дела, которые касались семьи решались на совете.

Сколько было таких советов? (Четыре)

1.Жизнь Григория и Натальи не заладилась.

Кто выступает на совете?

(Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает).

Что делает Григорий? (Григорию стыдно, он грубит).

Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.

Какие еще были советы?

(Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год – деньги Дарьи.)

Слайд- 15 (Вывод).

В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.

б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?

(В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)

Слайд – 16( план работы )

Проверка домашнего задания (работа велась в группах – составить развёрнутый ответ « Тайны семьи» по предложенному плану):

1. Тема секрета.

2. Где происходит беседа.

3. Итоги «разговора по душам».

1-я группа – секрет Григория;

2-я группа – секрет Дарьи;

3-я группа – секрет Натальи.

Все эти тайны касаются семьи.

1.Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

Слайд - 17

2.О Дарьиной болезни секретничают Дарья и Наталья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

Слайд - 18

3.Об аборте Наталья рассказала только Ильиничне: «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».

Слайд - 19

Результат наблюдения.

- Где ведутся эти разговоры?

(Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, в огороде, на степной дороге).

Как вы думаете почему?

(Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма).

Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.

Хранительницей семейного очага является женщина. Поэтому и перейдём к следующему этапу нашего урока.

4. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

1) Работа с текстом .

Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.

Слайд – 20 (Дарья, Аксинья, Ильинична).

С опорой на текст учащиеся дают характеристику женских образов романа «Тихий Дон».

Слайд – 21 (Дарья).

Ничего не известно о её родителях, происхождении. Сама героиня в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы о нем узнаем – просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.

Слайд – 22 (Аксинья).

Родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребенок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.

Слайд – 23 (Ильинична).

С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны.

Она умеет бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения .

2) Индивидуальное сообщение «Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой».

Слайд – 24 (Слайды о Наталье).

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», – это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… – девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», – говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, – желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич – и он весь в этих словах, как строитель дома! – буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий – болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

Подготовленный ученик читает наизусть: «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

3) Вывод.

В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием».

Как заканчивает жизнь Дарья?

(Испокон веков женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Дарья – единственная из русских героинь берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.)

Что в этом плане можно сказать о других героинях?

(Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого)

(Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

К какому выводу приводит нас Шолохов?

(Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

А насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке.

Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

III. Итог урока.

Слайд – 25 (вопрос)

Что, по-вашему, является главным в звучании темы семьи в романе Шолохова «Тихий Дон»?

Семья – оплот державы. Рушится семья – рушится мирная жизнь в стране. Женщина – хранительница единства семьи.

Дети – символ будущего.

Слайд – 26 (ответ)

Об этом и последние страницы романа.

О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома?

Чем заканчивается роман? (Встречей Григория с сыном).

Слайд – 27 Просмотр эпизода фильма встречи Григория с сыном.

Заключительное слово учителя:

Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.

Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет гореть огонёк любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, какую задачу Шолохов ставит для нас, потомков?

(Задачу возрождения семьи и убеждает, что всегда есть с чего начинать).

В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым.

    Подведение итогов урока.

Слайд – 28

(вопрос – Что значит для тебя слова « Крыша дома твоего»?)

Ответы учащихся.

Выставление отметок.

2. Домашнее задание:

Устный анализ батальных сцен романа по группам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

«Мысль семейная» в романе Шолохова «Тихий Дон». Женщина как хранительница семейного тепла

1. М.А. Шолохов - певец тихого Дона

«в этом мире - история донских казаков, русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны». Е.А. Костин

«Семья у Шолохова - изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». И.И. Цыпенко

Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.

Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу… Этими чувствами наполнен и роман «Тихий Дон».

Герои, живущие на страницах романа, - донские казаки.

Казачество - сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.

Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья - носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил её, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям - отсюда трагедия.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни.

2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых

Семья - основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего - семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», «водворки» - некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила - всевластие отца в доме.

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери - именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало - но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ - икона в красном углу.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

3. Основы единства семьи Мелеховых

а) В начале романа семья Мелеховых целая, дружная. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались.

Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.

Какие еще были советы?(Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год - деньги Дарьи.)

Вывод. В семье Мелеховых - всех казаков - ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.

б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны - тут начинаются распад и раскол.

Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?(В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)

Все эти тайны касаются семьи.

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека - соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

2. О Дарьиной болезни секретничают Дарья и Наталья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

3. Об аборте Наталья рассказала только Ильиничне: «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».

Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.

(Это аргумент к ещё одной проблеме - проблеме открытости, доверительности отношений между людьми, членами семьи.) Многие из вас сейчас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе собирались о чем-нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших, прислушиваются ли папы и мамы к нашим детским голосам? А наши тайны? Тайные ли они?

Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.

4. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

семья мелехов женский шолохов

Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.

Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении. Сама героиня в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы о нем узнаем - просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.

Аксинья. Родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребенок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.

С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.

Наталья. Спасение семейного гнезда - идея жизни Натальи Мелеховой. Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» - волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», - это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… Наталья - девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», - говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, - желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов - величайший мастер характерной детали - подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич - и он весь в этих словах, как строитель дома! - буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых - это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых - это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда - двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий - болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

Вывод

В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием».

Как заканчивает жизнь Дарья?(Она совсем стала «зверь-бабой». Испокон веков женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Дарья - единственная из русских героинь берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.)

Что в этом плане можно сказать о других героинях?(Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого, «только черное солнце». Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

К какому выводу приводит нас Шолохов? (Смерть женщины - это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

Насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Настолько велико её желание, чтобы в доме все было мирно, что мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

Подведение итогов

Что является главным в звучании темы семьи в романе Шолохова «Тихий Дон»?

Семья - оплот державы. Рушится семья - рушится мирная жизнь в стране. Женщина - хранительница единства семьи.

Дети - символ будущего. Об этом и последние страницы романа.

О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома? Чем заканчивается роман? (эпизод встречи Григория с сыном)

Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом - казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

    реферат , добавлен 31.08.2007

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Основные черты концепции женственности в русской культуре. Особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах романа М. Шолохова "Тихий Дон" и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2008

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Детство М.А. Шолохова. Печать фельетонов, затем рассказов, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм. Слава Шолохова после публикации первого тома романа "Тихий Дон". Проблематика романа, связи личности с судьбами народа.

    презентация , добавлен 05.04.2012

    Роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - повествование о грандиозной революции, катаклизме, пережитом Россией. Трагическая любовь Григория и Аксиньи - любовь или "беззаконная" страсть? Отношение жителей хутора к главным героям и их любви.

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. "Тихий Дон" называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий - старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, - это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи - Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства...» Пантелей Прокофьевич - истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца - «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова - цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых - Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья - совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова - Василиса Ильинична - коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи - женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория. И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.

Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение - к «мысли семейной». Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки - все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение. Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, - это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Повествование в "Тихом Доне", как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования. Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер,– анализ мира донского казачества.

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.

Род, семья - святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы - по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос - по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело... От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» - тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни. Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых - это общая участь, общая драма всего казачества.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.



Рассказать друзьям