Общая воинская повинность. Воинская повинность. Недостатки рекрутской системы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия русского общества. В этот же день был утверждён «Устав о воинской повинности». «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности», - говорилось в Уставе.

Начиная со времени Петра I все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать комплектование армии поставкой рекрутов. Когда в XVIII в. дворяне постепенно были освобождены от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоёв общества, поскольку состоятельные люди могли откупиться, наняв за себя рекрута.

Крымская война 1853-1856 гг. продемонстрировала слабость и отсталость военной организации в Российской империи. В царствование императора Александра II военные реформы, которые были продиктованы внешними и внутренними факторами, осуществлялись благодаря деятельности военного министра Д. А. Милютина по нескольким направлениям: введение новых уставов, сокращение личного состава армии, подготовка обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии, реорганизация интендантской службы. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Однако все нововведения не смогли устранить феодально-сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Отсюда самой важной мерой Милютина стало введение всеобщей воинской повинности.

Ещё в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия, которая спустя всего четыре года представила императору Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утверждён в январе 1874 г. Рескрипт Александра II на имя Милютина от 11 (23) января 1874 г. поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».

Устав о воинской повинности 1874 г. определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте - 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми - на флоте, в запасе - 9-ти годам на суше и 3-м - на флоте. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Отныне рекрутские наборы отменялись, а призыву на военную службу подлежало всё мужское население, достигшее 21 года. Лица, которые были освобождены от службы в армии по различным льготам, зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Выйдя в запас, солдат лишь время от времени мог призываться на учебные сборы, которые не препятствовали его частным занятиям или крестьянскому труду.

Устав также предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах, представители некоторых национальностей. От военной службы полностью были освобождены духовенство, врачи и преподаватели.

Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями продолжал действовать до января 1918 г.

Лит.: Головин H. H. Русские законы о всеобщей воинской службе // Военные усилия России в Мировой войне. Париж, 1939; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/research/golovnin_nn/01.html ; Горяинов С. М. Уставы о воинской повинности. СПб., 1913; Ливин Я., Ранский Г. Устав о воинской повинности. Со всеми изменениями и дополнениями. СПб., 1913; Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года [Электронный ресурс] // Международная военно-историческая ассоциация. Б . д . URL: http://www.imha.ru/index.php?newsid=1144523930 .

См. также в Президентской библиотеке:

Действующий Устав о воинской повинности 1 января 1874 г. устанавливает общую воинскую повинность, падающую на всех поданных без различия состояний¹*. “Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского поданного” (Уст. воинск. пов., ст. 1). Начало общности воинской повинности проводится нашим законодательством очень последовательно. Прежде всего, безусловно не допускается ни денежный выкуп, ни замена охотниками (ст. 2). Затем, если некоторые; лица и не подлежат отбыванию воинской повинности, то изъятия эти не имеют характера льгот, привилегий.

Не привлекаются к отбыванию воинской повинности только те, которых почему-либо неудобно привлечь. Так, во-первых, не допускаются к отбыванию воинской повинности лишенные всех или особенных прав состояния (ст. 18). С достоинством военной службы признается несогласным допущение в нее таких лиц. Во-вторых, население некоторых отдаленных местностей и некоторые инородческие племена, по условиям их быта и по политическим соображениям, признано также неудобным привлекать к отбыванию воинской повинности. Поэтому вовсе не подлежит воинской повинности: 1) все вообще население Туркестанского края и 2) инородческое население степных областей (ст. 42). Мусульманское население Терской и Кубанской областей и Закавказья и инородцы Ставропольской губернии, вместо отбывания воинской повинности, платят особый налог (ст. 43). В-третьих, религиозные соображения делают недопустимым отбывание воинской повинности священнослужителями христианских исповеданий (ст. 79). Так как религиозное учение меннонитов не дозволяет ношение оружия, то меннониты отбывают у нас воинскую повинность в мастерских морского ведомства, в пожарных командах, в особых подвижных командах лесного ведомства, имеющих назначением разведение лесов на юге России (ст. 179, приложение).

Отбывающие воинскую повинность не все отбывают ее одинаковым порядком. Кроме общего Устава о воинской повинности, существует еще несколько сингулярных уставов. На основании особых правил отбывают воинскую повинность: 1) казаки, 2) население Финляндии, 3) инородцы Астраханской, Архангельской, Тобольской и Томской губерний, иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, и 4) население некоторых местностей Сибири, перечисленных в ст. 40. Независимо от этого различия самих правил отбывания повинности, лица, получившие определенное образование, могут отбывать воинскую повинность по своему выбору или по жребию, или в качестве вольноопределяющихся.

Вооруженные силы России состоят, кроме казачьих войск и войск, образуемых из инородцев, из войск постоянных и ополчения, созываемого лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени (ст. 5) и состоящего из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения, от 20 до 43‑летнего возраста включительно (ст. 324). Постоянные вооруженные силы состоят из войск сухопутных и морских (ст. 6). Сухопутные - из армии, пополняемой ежегодно наборами людей со всей империи и запаса армии, служащего для приведения войск в полный состав, и состоящий из людей, уволенных до выслуги полного срока службы (ст. 7). Подобным же образом морские силы слагаются из действующих команд и запаса флота (ст. 8).

Ежегодно к отбыванию воинской повинности призываются все, не изъятые от нее, лица мужского пола, которым к 1 января призывного года минуло 20 лет от роду (ст. 11). Но не все эти лица поступают в состав постоянных войск, а лишь потребное для пополнения армии и флота число, определяемое ежегодно законодательным порядком (ст. 9). Все остальные зачисляются прямо в ополчение вместе с уже отбывшими службу в постоянных войсках. Кто именно из лиц призывного возраста и годных к службе должен быть зачислен на службу в постоянных войсках, определяется жребием (ст. 10), но не безусловно, так как закон устанавливает в этом отношении льготы по семейному положению и притом трех разрядов. Первый разряд составляют: 1) единственные способные к труду сыновья при отце, к труду неспособном, или при матери вдове; 2) единственные способные к труду братья при братьях или сестрах круглых сиротах; 3) единственные способные к труду внуки при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына; 4) единственные сыновья, и 5) незаконнорожденные, на попечении которых находится мать, не имеющая других способных к труду сыновей, или сестра, или брат, неспособный к труду. Ко второму разряду относятся единственно способные к труду сыновья при отце, также способном к труду, или при братьях, к труду неспособных, а к третьему - лица, непосредственно следующие по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе, или умершим на оной, или же безвестно пропавшим на войне (ст. 49). На службу в постоянных войсках зачисляются по порядку нумеров вынутых ими жребиев сначала лица, не пользующиеся вовсе льготой по семейному положению, затем, когда таких окажется недостаточно, имеющие льготу третьего разряда, потом второго и лишь после того - первого (ст. 168).

Мы сказали, что призыву подвергаются всё, кому к 1 января призывного года минуло 20 лет. Но некоторым лицам закон предоставляет право отсрочить явку к отбыванию воинской повинности. Отсрочкой пользуются именно: 1) недостаточно возмужалые и больные - не более, как на два года (ст. 47); 2) лица, управляющие лично своими имениями, торговыми или промышленными заведениями для устройства дел также не более, как на 2 года (ст. 60); 3) воспитанники учебных заведений и лица, оставленные при них для дальнейшего усовершенствования - не долее достижения 28 лет от роду (ст. 61).

Общий срок службы в постоянных войсках сухопутных - 18 лет (ст. 17), и в морских - 10 лет (ст. 18). Из этого времена действительной службы полагается в сухопутных войсках - 5 лет, а во флоте - 7 лет²*. Остальной срок службы отбывается в запасе. Таково общее правило. Но некоторые лица зачисляются прямо в запас, а именно: 1) врачи, ветеринары, пансионеры Академии художеств, отправленные за границу, и преподаватели учебных заведений - в запас армии на 18 лет (ст. 80), и 2) шкипера и штурмана морского плавания, инженеры-механики, управляющее судовою машиной, лоцмана и лоцманские ученики - в запас флота на 10 лет (ст. 82). Кроме того, известное образование дает право на сокращение срока действительной службы. Получившие образование не ниже курса шести классов гимназии остаются на действительной службе всего 2 года; получившие образование же ниже четырех классов гимназии - 3 года, и получившие образование не ниже курса начальных народных училищ - 4 года, а при назначении во флот - 6 лет (ст. 64).

Все сказанное относится к отбыванию воинской повинности по жребию. Лица, получившие образование не ниже курса шести классов гимназии или выдержавшие особое испытание по программе, устанавливаемой соглашением военного министра с министром народного просвещения и притом не бывшие осужденными за кражу или мошенничество или подвергнутыми наказанию, сопряженному с лишением права поступать на государственную службу, и не состоящие под судом или следствием, могут отбыть воинскую повинность в качестве вольноопределяющихся. Вольноопределяющимся можно поступать по достижении 17 лет (ст. 193, 194). Срок действительной службы сокращается для вольноопределяющихся, окончивших по крайней мере шесть классов гимназии, до одного года, а для сдавших особое испытание - до двух лет, после чего они могут перейти в запас, где состоят 12 лет (ст. 195). Во флот вольноопределяющимися могут поступать только получившие высшее образование (ст. 209). На действительной службе они обязаны пробыть 2 года и в запасе 12 лет (ст. 210). В гвардию и кавалерию вольноопределяющиеся принимаются, но только на собственном иждивении, в других войсках - по желанию (ст. 198). Содержащим себя на собственные средства дозволяется жить на вольных квартирах (ст. 199, 216).

Лица, состоящие в запасе, призываются на действительную службу в случае необходимости привести армию и флот в усиленный против мирного времени состав Высочайшим указом Сенату (ст. 265).

Лица, состоящие в государственном ополчении, именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде состоять лица, зачисленные в ополчение при увольнении из запаса, и те из зачисленных прямо в ополчение, которые не пользуются льготой первого разряда по семейному положению и признаны при призыве вполне годными к военной службе, а во втором - все остальные (ст. 326, 176). Государственное ополчение второго разряда предполагается только для образования особых ополченных частей и созывается не иначе, как Высочайшими манифестами; ополчение же первого разряда предназначается как для образования ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка запаса, и созывается Высочайшими указами Сенату (ст. 328). Призыв ратников совершается по порядку возрастов, начиная с младшего, и по порядку нумеров жеребьев (ст. 334, 335).

Финляндский закон 27 декабря 1878 года в общем опирается на те же основания в определении воинской повинности, как и общий русский устав. Главная особенность финляндского законодательства в том, что оно устанавливает распределение по жребию призываемых к отбыванию повинности не между постоянными войсками и ополчением, а между действительной службой и запасом. Вынувшие далекие номера зачисляются не в ополчение, а в запас. Призывной возраст в Финляндии выше: не 20 лет, а 21 год. Срок службы короче: всего восемь лет. Из них 3 года действительной службы и 2 года в запасе. Зачисленные прямо в запас остаются там 5 лет. Пробывшие положенное число лет в запасе поступают в ополчение, в котором числятся до 40‑летнего возраста. Для вольноопределяющихся, которые все обязательно содержат себя на собственные средства, срок службы трехлетний: год на действительной службе и два года в запасе. Таким образом по отбыванию воинской повинности Финляндия несет гораздо меньшую тягость, чем остальная Россия. К тому надо еще добавить, что призываемые на службу отбывают ее непременно в своей губернии.

Дополнение . 29 июня 1901 г. был издан Устав о воинской повинности в Великом Княжестве Финляндском (помещенный в прил. к Прод. 1902 г. Свода Законов, т. IV, Уст. Воин. Пов.). Однако, действие этого устава приостановлено Высочайшим манифестом 22 октября 1905 г. (“О мерах к восстановлению законного порядка в крае”).

Более значительные особенности, но не в смысле облегчения, представляет порядок отбывания воинской повинности казаками. Собственно законодательным порядком издан в 1875 г. особый устав о воинской повинности только для одного Донского казачьего войска. Но военному совету предоставлено применять те же правила и к другим казачьим войскам, с теми изменениями в частностях, какие могут быть вызваны особыми местными условиями (Уст. воинск. пов., ст. 503).

Воинская повинность казаков бессрочная и поголовная. Она бессрочная потому, что в ополчении казаки числятся до самой смерти. Она поголовная потому, что годные к службе казаки зачисляются на действительную службу, так что для них не установлено и вынутия жребия. Наконец, третья существенная особенность в отбывании воинской повинности казаками это та, что они отбывают ее с собственным снаряжением и на своих лошадях (ст. 415).

Вооруженная сила казачьих войск слагается из служилого состава войск и войскового ополчения (ст. 416). Служилый состав разделяется на три разряда: 1) приготовительный, служащий для предварительной военной подготовки; 2) строевой, из которого пополняются выставляемые войском строевые части и местные команды, и 3) запасной, назначаемый для пополнении убыли в строевых частях в военное время и для формирования дополнительных частей и команд (ст. 418). В служилый состав казаки поступают 18 лет и состоят в нем 20 лет; из них в приготовительном разряде 3 года, в строевом 12 и в запасном 5 лет (ст. 422). Казаки строевого разряда состоят или на действительной службе, и тогда находятся постоянно при своих частях, или на льготе, тогда распускаются по домам, но должны быть всегда в готовности к исполнению военных обязанностей (ст. 423). Обыкновенно на действительной службе состоят 4 года, на льготе - 8 лет.

Примечания:

¹* [Начало всеобщей воинской повинности внесено и в Основные Законы изд. 1906 г. См. ст. 70: “Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона”.]

²* [Законом 26 апреля 1906 г. (о сокращении срока действительной службы в сухопутных войсках и во флоте) срок действительной службы в сухопутных войсках определен: 1) для принятых в части пехоты и пешей артиллерии - в 3 года и 2) для принятых в части войск всех прочих родов оружия - в 4 года; во флоте - в 5 лет. Срок службы в запасе 1‑го разряда - 7 лет; в запасе 2‑го разряда, для служивших на действительной службе 3 года - 8 лет, а для прочих - 6 лет. Срок службы в запасе флота - 6 лет. (Ст. 17, 17¹, 17², 18).]

13 января 1874 года (1 января по ст.ст.) Император Всероссийский Александр II утвердил своим Указом «Устав о всесословной воинской повинности». В соответствии с ним все мужское население страны от 20 лет подлежало воинской повинности. Новобранцы отбирались по жребию. От воинской службы отстранялись лица духовного звания и некоторая часть инородческого населения. Освобождались от повинности деятели науки и искусства. Срок службы устанавливался в 6 лет (на флоте – 7 лет), в запасе – 9 лет...

Глава 1. Положения общия

Глава 2. О сроках службы в постоянных войсках и в запасе

Глава 3. О гражданских правах и обязанностях военнослужащих и лиц, состоящих в запасе

Глава 4. О лицах неспособных к продолжению военной службы, а равно о призрении их и семейств военно-служащих

Глава 5. О государственном ополчении

Глава 6. Об изъятиях, отсрочках и льготах по отправлению воинской повинности

Глава 7. О состоянии призывных участков

Глава 8. Об учреждениях по отправлению воинской повинности

Глава 9 и др. - в настоящем тексте отсутствуют
_________________________________________________­____________________
На подлинном Собственноручно Его Императорскаго Величества рукою написано:
"Быть по сему".
В С. Петербурге
1-го Января 1874 года.

УСТАВ О ВСЕСОСЛОВНОЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

Положения общия.

1. Защита Прeстола и Отечества есть священная обязанность каждаго русскаго подданаго. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотников не допускаются.

3. Лица мужскаго пола, имеющие от роду более пятнадцати лет, могут быть увольняемы из русскаго подданства лишь по совершенном отбытии ими воинской повинности, или же по вынутии жеребья, освобождающего их от службы в постоянных войсках.

4. В случае перехода на жительство в местности Империи, в которых воинская повинность отправляется по особым положениям, лица, имеющия при этом более пятнадцати лет, отбывают сию повинность на общем основании.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

6. Постоянныя вооруженныя силы состоят из войск сухопутных и морских.

7. Постоянныя сухопутныя войска составляют:

а) армия, пополняемая ежегодными наборами людей со всей Империи;

б) запас армии, служащий для приведения войск в полный состав и состоящий из людей, уволенных до выслуги полнаго срока службы;

в) казачьи войска, - и

г) войска, образуемые из инородцев.

8. Морския силы состоят из действующих команд и запаса флота.

9. Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком, по представлению Военнаго Министра, и объявляется Высочайшим указом Правительствующему Сенату.

10. Поступление на службу по призывам решается жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутаго ими жеребья, не подлежащия поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жеребью призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жеребья, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе XII сего устава.

13. Не допускаются к жеребью и на службу не принимаются лишённые всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных.

14. Ежегодный призыв к исполнению воинской повинности и назначение на службу по жеребью производится с 1 ноября по 15 декабря, а в Сибири - с 15 октября по 31 декабря.

15. На пополнение действующих команд флота поступают:

1) призываемые к исполнению воинской повинности в местностях, назначенных для комплектования флота; те из сих лиц, которыя не будут приняты во флот, обращаются на службу в сухопутныя войска;

2) из призываемых к исполнению воинской повинности во всех местностях Империи: а) плававшие матросами на мореходных или каботажных судах не менее одной навигации, непосредственно предшествовавшей набору; б) служившие не менее одной навигации, непосредственно предшествовавшей набору, машинистами или кочегарами на паровых судах, а также служившие не менее года мастеровыми на заводах, строющих пароходныя машины; в) корабельные плотники, конопатчики и котельщики, если в участках, предназначенных для комплектования флота, число их окажется недостаточным, и г) моряки по призванию, то есть заявившие желание служить во флоте, с ограничением, однако, приема их на эту службу числом, ежегодно определяемым Морским Министерством.

16. Росписание предназначаемых для комплектования флота местностей (ст. 15, п. 1), население которых, по роду занятий, наиболее способно к морской службе, составляется по взаимному соглашению Министерств: Морскаго, Военнаго и Внутренних Дел. Росписание это, по Высочайшем утверждении онаго, объявляется во всеобщее сведение.

О сроках службы в постоянных войсках и в запасе.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначаемых в войска Туркестанскаго военнаго округа, а также в войска, расположенныя в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе.

19. Сроки службы для лиц, поступивших в войска по жеребью, исчисляются: а) для поступивших во время общаго призыва (ст. 14) - с 1-го января следующаго за призывом года, и б) для поступивших в остальное время года (кроме означенных ниже в ст. 219) - с перваго дня следующаго за поступлением их в войска месяца.

20. Указанные в предшедших 17 и 18-й статьях сроки службы установляются собственно для мирнаго времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

21. Военному и Морскому Министерствам, по принадлежности предоставляется право увольнять в запас нижних чинов сухопутных войск и флота, в случае представляющейся к тому возможности, и ранее выслуги ими установленных в статьях 17 и 18-й сроков действительной службы. За военным и морским начальствами сохраняется также право увольнения нижних чинов, во всё время их службы, во временные отпуски сроком до одного года.

22. Относительно увольнения чинов флота в запас соблюдаются следующия особые правила:

а) Увольнение чинов флота в запас производится вообще по окончании кампании, но не ранее октября месяца.

б) Чины, находящиеся на военных судах в заграничном плавании, по выслуге ими срока действительной службы, могут быть увольняемы в запас, в случае изъявления ими самими на то желания, немедленно по возвращении судна в один из русских портов. По особенно же уважительным причинам, командиру судна разрешается увольнять в запас желающих и из заграничных портов: но в таком случае уволенные возвращаются в Россию на свой счёт.

в) Время, проведённое чинами флота на действительной службе сверх установленнаго для оной срока, зачитается вдвое в срок, определенный для состояния в запасе. Тем же чинам флота, которые, по необходимости задержаны будут на службе, в мирное время свыше одного срока, установленнаго для действительной службы и для состояния в запасе, предоставляются права сверхсрочнослужащих, а не пожелавшим воспользоваться сими правами, производится, в течение всего времени сверхсрочной службы, двойное штатное жалованье.

23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату. Во время состояния в запасе, чины онаго могут быть призываемы Военным или Морским Министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе, и каждый раз не долее, как на шесть недель.

24. От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской, или же общественной службе, означенныя в особом списке. Список этот подносится к Высочайшему утверждению чрез Кабинет Министров.

О гражданских правах и обязанностях военнослужащих и лиц, состоящих в запасе.

25. Лица, состоящия на действительной военной службе, сохраняют во время прохождения оной все личныя и имущественныя права своего состояния, с необходимыми лишь ограничениями, установленными в законодательном порядке. Лица податных сословий продолжают числиться в составе тех обществ, к которым принадлежали при вступлении в службу, пользуясь при этом правами, указанными в законах о состояниях (прилож. к ст. 423, примеч., по прод. 1868 г.).

26. Принадлежащия к податным сословиям лица освобождаются, во время состояния на действительной службе, от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов; равным образом, они освобождаются лично и от натуральных повинностей. В отношении же к имуществам, им принадлежащим, означенныя лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбыванием следующих с тех имуществ повинностей, на общем основании.

27. Состоящие в запасе подлежат действию общих законов и пользуются, на общем основании, правами, как принадлежащими им по состоянию, так и теми, кои приобретены ими на службе, но подчиняются особым правилам, установленным в законодательном порядке для учета запаса.

28. Чинам запаса предоставляется поступать на государственную гражданскую и общественную службу, а равно избирать инаго рода деятельность, с соблюдением установленных общими законами правил. Повышение в гражданских чинах не дает однако упомянутым лицам права, при поступлении снова в ряды войск, на чин или звание, высшие против предоставленных им при увольнении из действительной военной службы.

29. Чины запаса, призванные в войска с государственной гражданской службы, сохраняют за собой должности по этой службе и имеют право на занятие их вновь по увольнении из рядов войск.

30. В случае преступлений и проступков, чины запаса подсудны уголовному суду гражданскаго ведомства, за исключением: а) неявки по призыву на действительную службу или к учебным сборам, б) преступлений и проступков, совершенных во время сих сборов, и в) нарушений обязанностей дисциплины и воинскаго чинопочитания во время ношения ими форменной военной одежды. В сих случаях чины запаса подлежат военному суду.

31. Состоящия в запасе пользуются указанною в ст. 26 льготою от взимаемых подушно податей и иных сборов и от натуральных повинностей, которым они подлежали-бы лично, в течении года со времени отчисления в запас. В случае призыва их из запаса в ряды войск, они пользуются упомянутою льготою также в течении года со времени роспуска их со службы.

О лицах неспособных к продолжению военной службы, а равно о призрении их и семейств военно-служащих.

32. Состоящие на действительной службе или в запасе, в случае совершенной нетрудоспособности, по болезни или увечью, как к строевой, так и не к строевой службе, увольняются вовсе от службы и исключаются из списков запаса, с выдачею свидетельства о выполнении воинской повинности (ст. 160, п. 1). Но лицам, уволенным из военной службы за ранами, предоставляется зачисляться в запас, в случае собственнаго их на то желания.

33. Нижние чины, сделавшиеся во время состояния на действительной службе неспособными к продолжению оной, а также нижние чины запаса, получившие увечье во время учебных сборов, в случае неспособности их к личному труду и неимения собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение, получают от казны по три рубля в месяц; те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным заведениям, а в случае неимения в них свободных мест, поручаются попечению благонадежных лиц, с платою от казны стоимости содержания призреваемого, но не свыше шести рублей в месяц.

34. Семейства воинских чинов, убитых или без вести пропавших на войне, или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются на основании особаго о них положения.

35. Семейства чинов запаса, призванных в военное время на действительную службу, призреваются земством, равно как городскими и сельскими обществами, в среде коих сии семейства находятся. Тем обществам, которыя не в состоянии будут своими средствами обезпечить нуждающиеся семейства, выдается необходимое пособие из казны.

Примечание. Способы призрения означенных семейств и распределение обязанностей по сему предмету между земством и городскими и сельскими обществами, а также порядок назначения и расходования пособий от казны, имеют быть определены особыми правилами.

О государственном ополчении.

36. Государственное ополчение (ст. 5) составляется из всего не числящагося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужскаго населения, от призывного (ст. 11) до сорока-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенныя из запаса армии и флота.

37. Лицам, имеющим более сорока лет, не воспрещается вступать в ополчение, в случае собственнаго их на то желания.

38. Составляющия ополчение лица именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде, который предназначается, как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка их запаса, числятся младшие четыре возраста, т.е. лица, зачисленные в ополчение (ст. 154) при последних четырех призывах; ко второму же разряду, назначаемому только в состав ополченных частей, принадлежат все остальные возрасты.

39. Государственное ополчение созывается Высочайшими манифестами. Первый разряд ратников, в случае необходимости призыва онаго для усиления постоянных войск, может быть созываем и Высочайшими указами Правительствующему Сенату.

40. Государственное ополчение распускается с окончанием войны, или ранее по миновании в нем надобности. Равным образом распускаются, по миновании надобности, ратники перваго разряда, призванные для усиления постоянных войск.

41. Призрение семейств ратников, поступивших на службу, возлагается на земство и городские и сельские общества, на основании особых на то правил. Семейства же ратников, погибших на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются наравне с семействами воинских чинов (ст. 34).

Об изъятиях, отсрочках и льготах по отправлению воинской повинности.

I. Об изъятиях и отсрочках по телесным недостаткам.

42. Из лиц, подлежащих поступлению на службу по жеребию (ст. 10), освобождаются от оной те, которые, вследствие телесных недостатков или болезненного разстройства, совершенно не способны к военной службе; из сего исключаются однако умышленные членовредители (ст. 218), во всяком случае обращаемые в войска.

43. Наименьшая мера роста для приема на военную службу по жеребию определяется в два аршина и два с половиною вершка.Росписание же телесных недостатков и болезней, препятствующих приему на службу, а равно наставление присутствиям по воинской повинности относительно порядка освидетельствования вынувших жеребий лиц, издаются Министрами Внутренних Дел и Военным и Управляющим Морским Министерством, по взаимному между ними соглашению и по предварительном обсуждении упомянутых предметов в медицинском совете.

44. Прием на службу лиц, оказавшихся для нея недостаточно возмужалыми, или одержимых такими болезнями, которыя не признаются совершенно освобождающими от службы, а также лиц, не оправившихся после недавно перенесенных болезней, отсрочивается на один год. Если же, по истечении года, они вновь будут признаны слабосильными, то назначаются на службу в следующем за тем году, буде окажутся к ней годными, в противном случае им выдается свидетельство от освобождении их от службы (ст. 160, п. 1).

II. О льготах по семейному положению.

45. По семейному положению устанавливается три разряда льгот:

Первый разряд: а) для единственно способнаго к труду сына, при отце к труду неспособном, или при матери-вдове; б) для единственно способнаго к труду брата, при одном или нескольких круглых сиротах, братьях или сестрах; в) для единственно способнаго к труду внука, при деде и бабке, неимеющих способнаго к труду сына, и г) для единственнаго сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.

Второй разряд: для единственно способнаго к труду сына, при отце, также способном к труду и братьях моложе восемнадцати лет.

Третий разряд: для лица, непосредственно следующаго по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной военной службе, или умершим на оной.

Примечание 1. Приемыши, усыновленные до 10-ти летнего возраста, и пасынки у отчима или мачихи, неимеющих сыновей, считаются за родных сыновей.

Примечание 2. В семействах, исповедывающих магометанский закон, допускающий многоженство, все дети одного отца считаются нераздельно, как родные, и единственным сыном признается лишь тот, кто во всем отцовом семействе находится единственным.

46. Способными к труду в семействе считаются имеющие от восемнадцати до пятидесяти пяти лет от роду, за исключением: а) совершенно не имеющих возможности работать, вследствие увечья или болезненнаго разстройства, б) сосланных, в) находящихся в безвестной отлучке более трех лет, и г) находящихся на действительной службе нижними чинами в сухопутных войсках или во флоте.

47. Имеющия право на льготу по семейному положению назначаются на службу, в порядке, указанном ниже в статьях 146 и 152 сего устава, в таком только случае, если для выполнения набора не достанет прочих людей, призванных по жеребью.

48. Лица, имеющие право на льготу перваго или втораго разряда (ст. 45), лишаются этого права, если они, по заявлению отца или матери, деда или бабки не служат поддержкою семьи.

49. Если из семейства, состоящаго из отца или матери-вдовы с детьми, или из деда или бабки с внуками, или же из старшаго брата с малолетними сиротами, убудет по какому либо случаю единственно способный к труду член семьи, то один из находящихся на службе членов такого семейства, по выбору старшаго в семействе лица, увольняется с действительной службы, за исключением однако военнаго времени и времени учебных сборов.

50. Если в вынутии жеребья участвовали одновременно два родные брата, родившиеся в одном и том же году, и оба они, по доставшимся им нумерам жеребья, должны поступать на службу в войска, то из них вынувший больший нумер зачисляется в ополчение. Впрочем таким братьям разрешается мена нумеров жеребья.

51. В каждой семье тот член ея, который должен поступить на службу в войска по жеребью, или состоит уже на службе, может быть заменен, по добровольному согласию, братом родным, или сводным, или же единокровным или единоутробным, или и двоюродным, если только такой брат, желающий заменить другаго, не подлежит сам призыву, не числится в запасе и имеет от роду не менее двадцати и не более двадцати шести лет. Заменяющий обязан прослужить, как в рядах войск, так и в запасе, полные установленные сроки, а заменяемый, с увольнением из войск, перечисляется в ополчение.

III. Об отсрочках по имущественному положению.

52. Для устройства имущественных и хозяйственных дел, разрешается отсрочивать, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом, или принадлежащим им торговым, фабричным или промышленным заведением, за исключением однако заведений, производящих раздробительную продажу крепких напитков (уст. пит. ст. 301, по прод.1869 г., и примеч. к ней). Такия отсрочки в общий срок службы не зачитаются.

IV. Об отсрочках и льготах по образованию.

53. Воспитанники учебных заведений, означенных в приложении к сей статье, призываются к исполнению воинской повинности по достижении определенного для того возраста (ст. 11), наравне с прочими; но, для окончания образования, поступление на службу в войска по вынутому жеребью, в случае заявленнаго ими желания, отсрочивается:

1) до достижения двадцати двух лет от роду: обучающимся в учебных заведениях втораго разряда и воспитанников Императорской академии художеств, Московскаго училища живописи, ваяния и зодчества, С.-Петербургской и Московской консерватории Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества и учительских институтов, семинарий и школ (ср. прилож. к сей статье).

2) до достижения двадцати четырех лет от роду: воспитанникам духовных православных, армяно-григорианских и римско-католических семинарий, а также обучающимся в навигационных училищах разных наименований;

3) до достижения двадцати пяти лет от роду: воспитанникам Московскаго училища живописи, ваяния и зодчества, удостоенным серебряной медали ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое художественное образование в училище, а также ученикам по классу пения С.-Петербургской и Московской консерваторий Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества, выдержавшим поверочное испытание прежде достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое артистическое образование в консерватории;

4) до достижения двадцати семи лет от роду: обучающимся в учебных заведениях перваго разряда; лицам, избранным, по окончании университетскаго курса, для приготовления на учительския должности; равно воспитанникам С.-Петербургской и Московской консерваторий Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества, удостоенным аттестата ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое артистическое образование в консерватории, и

5) до достижения двадцати восьми лет от роду: воспитанникам духовных православных и римско-католических академий; лицам, избранным, по окончании университетскаго курса, для приготовления в профессорския должности и воспитанникам Императорской академии художеств, удостоенных серебряной медали ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое художественное образование в академии.

54. Все обучающиеся в означенных в предшедшей 53-й статье учебных заведениях имеют право заявить, не позже как за два месяца до призыва к жеребью, о желании отбыть воинскую повинность на правах вольноопределяющихся. Заявившие о сем, освобождаясь от жеребья, пользуются вышеопределенными отсрочками для окончания курса наук.

55. Лица, окончившия с успехом курс в православных духовных академиях и семинариях, пользуются по окончании курса, годичною отсрочкою для поступления в духовное звание, освобождающее от воинской повинности (ст. 62).

56. Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образования, при отбывании ими воинской повинности по жеребью, устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:

1) окончившие курс в университетах и в других учебных заведениях перваго разряда, или выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе - шесть месяцев и в запасе армии - четырнадцать лет шесть месяцев;

2) окончившие курс шести классов гимназий или реальных училищ, или втораго класса духовных семинарий, или же курс других учебных заведений втораго разряда, а равно выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе год и шесть месяцев и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев;

3) окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьяго разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет, и

4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ, определеннаго уставом 14-го Июля 1864 года, или курса других учебных заведений четвертаго разряда, состоят: а) при назначении во все войска (за исключением поименованных ниже в пункте б) - на действительной службе четыре года и в запасе одиннадцать лет, - и б) при назначении в войска, расположенныя в Туркестанском военном округе и в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской, а также при назначении во флот, - на действительной службе шесть лет и в запасе армии или флота четыре года.

Примечание. Свидетельства о знании курса учебных заведений четвертаго разряда, по надлежащем в сем удостоверении на основании особых правил, составляемых Министерством Народного Просвещения по согласованию с Военным Министерством и с IV Отделением Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии, выдаются уездными училищными советами, а где их нет - педагогическими советами училищ.

57. От лиц нерусскаго происхождения, обучавшихся в народных школах или таких учебных заведениях, в коих преподавание русскаго языка необязательно, для предоставления им права на сокращенные сроки службы по образованию (ст. 56), требуется, кроме знания училищных курсов, умение бегло и со смыслом читать и четко писать по-русски. Удостоверения в сем могут быть выдаваемы педагогическими советами всех правительственных учебных заведений ведомств Министерства Народнаго Просвещения.

58. В случае поступления в войска по жеребью, лица, означенныя в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й (за исключением медиков, ветеринаров и фармацевтов, отбывающих воинскую повинность в званиях, соответствующих их специальности), назначаются в нестроевые должности и команды не иначе, как с их согласия. Те из означенных лиц, которыя, вследствие телесных недостатков или болезненного разстройства, не будут в состоянии отбывать службу в строю, освобождаются вовсе от службы.

59. Лицам, указанным в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й, предоставляется: 1) поступать в войска по окончании курса, или выдержании испытания, не ожидая времени, назначенного для производства призывов (ст. 14); срок службы их в сем случае исчисляется по правилу, означенному в пункте б статьи 19-й; 2) поступать в те или другия части войск, по их избранию, с тем однако, чтобы общее число таких лиц в каждой части войск не превышало нормы, установленной Военным Министерством.

60. Из лиц, подлежащих призыву в местностях, назначенных для комплектования флота (ст. 15, п. 1 и ст. 16), молодые люди, указанные в пунктах 1, 2 и 3-м статьи 56, за исключением лишь окончивших курс в морских учебных заведениях, не определяются на службу во флот без собственнаго на то желания, а обращаются в сухопутныя войска. Означенныя лица, при поступлении по желанию их во флот, обязаны прослужить три года на действительной службе и семь лет в запасе.

61. Для поступающих по жеребью во флот нижепоименованных лиц, определяются следующие сроки службы:

1) приобревшие по экзамену звание шкипера дальнего или каботажного плавания, или штурмана дальнего плавания, состоят: на действительной службе два года и в запасе восемь лет, и

2) приобревшие по экзамену звание штурмана каботажного плавания состоят: на действительной службе три года и в запасе семь лет.

V. Об изъятиях по званию и роду занятий.

62. Освобождаются от воинской повинности:

1) священнослужители всех христианских вероисповеданий, и

2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях и семинариях, или в духовных училищах. Но лица, оставившия место псаломщика до истечения шести лет со времени освобождения по этому месту от военной службы, привлекаются к исполнению воинской повинности, с обязательством пробыть на действительной службе и в запасе сроки, соответствующие их образованию; оставившие же церковнослужительство по истечении шести лет зачисляются прямо в запас до тридцати шести летнего возраста.

63. Нижеозначенныя лица, если ими вынут будет жеребий, определяющий поступление их в постоянныя войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:

1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фармации, или же ветеринара, если не подлежит, по уставам заведений, в которых получили образование, обязательной службе в военном ведомстве.

2) пансионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет для усовершенствования в художественном образовании, и

3) преподающие в учебных заведениях, как поименованных в приложении к ст. 53, так и во всех вообще правительственных учебных заведениях, не показанных в указанном приложении, те предметы, которые по уставам сих заведений положено преподавать, а равно штатные помощники их в учебных заведениях, содержимых правительством, или уставы коих правительством утверждены. Но, до истечения шести лет со времени зачисления в запас, означенныя лица обязаны ежегодно представлять в подлежащее о воинской повинности присутствие удостоверение их начальства в том, что они не оставили соответствующих их званию занятий; прекратившие же сии занятия ранее означенного времени призываются на действительную службу на срок, соответствующий их образованию.

Примечание. Преподаватели навигационных училищ, если принадлежат к разряду людей, назначенных для пополнения флота, зачисляются в запас флота на десятилетний срок.

64. Освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас флота на десятилетний срок нижеследующие лица, если ими вынут будет жеребий, определяющий поступление их на службу...

Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе ХII сего устава.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного (ст. 11) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

(ПСЗ. 2-е собр. СПб., 1874. Т. 49. Отд. 1. № 52983).

Положение о мерах

К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ

(Извлечение)

II . Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по сохранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на Генерал - губернаторов, ... а в губерниях, им не подведомственных, на Губернаторов и Градоначальников.

15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности...

б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей.

16. Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных-Губернаторам и Градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений...

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны; и

г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

17. От Генерал-губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных -от Министра Внутренних Дел, зависит: а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода, принадлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных,-Командующим войсками, в военном округе расположенными...

(ПСЗ. СПб., 1881. 3-е собр. Т. 1. № 350).

Быть компетентным в вопросах, связанных со службой в рядах Вооруженных Сил РФ, - требование времени. На учебном занятии по проблемам воинской повинности следует познакомить учащихся с понятием воинской повинности, с историей воинской повинности в нашей стране.

Словари дают достаточно близкое определение термина «воинская повинность», поэтому можно обойтись двумя примерами. «Всеобщая воинская повинность - установленная законом обязанность населения служить в вооруженных силах». «Воинская повинность - установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны».

Современное понятие военной обязанности было изобретено во время Французской революции. В 1798 году был принят закон, в котором говорилось: «Каждый француз является солдатом и несет обязанность защищать нацию». Это позволило создать «великую армию», которую Наполеон назвал «вооруженной нацией». Она успешно воевала против профессиональных армий Европы.

История воинской повинности в России насчитывает несколько столетий. В Древней Руси до XVII в. воинская повинность осуществлялась в форме феодального и народного ополчения. Созданные в 1-й половине XVII в. полки «нового строя» постепенно вытеснили феодальное дворянское ополчение. В 1699-1705 гг. сложилась рекрутская повинность. В 1874 г. в ходе проведения военных реформ 1860-70-х гг. в России была введена всеобщая воинская повинность. Устав 1874 г. определил призывной возраст в 21 год, общий срок службы в 15 лет, из них действительной службы 6 (на флоте 7) и в запасе 9 лет.

Воинская обязанность в СССР - почетная обязанность советских граждан с оружием в руках защищать социалистическое Отечество и нести воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Согласно закону на действительную военную службу призываются граждане СССР мужского пола с 18 лет. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливается Советом Министров СССР. Призыву предшествует обязательная приписка к призывным участкам по месту жительства граждан, которым в год приписки исполняется 17 лет. Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, а также от призыва по мобилизации признавалось посягательством на интересы обороны СССР и влекло за собой уголовную ответственность.

Законом установлены следующие сроки действительной военной службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации ВМФ, пограничных и внутренних войск - 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения ВМФ и морских частей пограничных войск - 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее образование, - 1 год.

История создания современных российских Вооруженных сил начинается с подписания указа « О создании Вооруженных Сил РФ» 7 мая 1992 года первым Президентом РФ Ельциным. В соответствии с указом комплектация армии производилась «на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту». 24 сентября 1992 года был принят Закон РФ «Об обороне», в котором был закреплен смешанный принцип комплектования армии.

В новой Конституции РФ 1993 года осталась формулировка «Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом», однако термина «призыв», который был в прежней Конституции, в ней нет. 16 мая 1996 года был обнародован Указ Президента РФ №722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск РФ на профессиональной основе». В соответствии с указом № 722 предполагалось перевести с весны 2000 года Вооруженные силы РФ на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу. Однако полный переход армии на контрактную основу был перенесен на неопределенный срок.

При Путине предпринимались попытки перевода Вооруженных сил РФ на контрактную основу. Итогом реформирования Вооруженных сил РФ можно считать отмену отсрочек от службы в армии. С другой стороны, ожидается сокращение срока службы в армии до 1 года.

После ознакомления с понятием «Воинская повинность» и его историей можно поинтересоваться у учащихся, как они относятся к воинской повинности, насколько правомерно использование данной практики в нашей стране, и предложить им выделить аргументы «за» и «против» воинского призыва.

В процессе широкой общественной дискуссия, которая продолжается в нашей стране и мире не один год, были сформулированы следующие основные аргументы «за» и «против» воинского призыва.

Ученики могут сначала предложить свои собственные аргументы, сравнить с существующими и оценить их. Можно сразу познакомить их с основными аргументами и организовать дебаты, в конце которых определить наиболее убедительную позицию и ее аргументы.

Призыв: аргументы «за»

Священная обязанность

Большое распространение получила позиция, что воинская служба в мирное время - это возможность гражданина показать верность по отношению к своей стране, своего рода деятельный патриотизм. Гражданин - это не просто человек, который платит налоги, он должен быть готов пожертвовать жизнью ради защиты Отечества. Воинская повинность, отрывающая молодых людей от дома ради тягот казарменной жизни, должна быть напоминанием об их высшем воинском долге.

Социальная справедливость

Этот аргумент основан на убеждении, что богатые и образованные люди никогда не согласятся посвятить себя воинской профессии добровольно. Всеобщая воинская повинность выступает в качестве универсального социального уравнителя, предъявляя одни и те же требования к наследнику богача и сыну бедняка.

«Плавильный котел»

Система призыва приводит к тому, что в армию попадают люди не только разного имущественного положения, но и с разным профессиональным опытом, с различными взглядами. Таким образом, считают некоторые, именно призыв обеспечивает армии разнообразие талантов, в то время как профессиональная армия всегда состоит из людей примерно одного и того же рода. Теоретически именно сочетание людей, обладающих разными способностями, обеспечивает наиболее эффективное решение любых задач, в том числе боевых. На практике недостаток опыта и отсутствие энтузиазма обычно делают призывную армию менее эффективной в конкретных боевых ситуациях, особенно на чужой территории. Это показали, в частности, вьетнамская война США и афганская война, которую вел СССР.

Просветительская роль военной службы

Некоторые полагают, что воинская повинность в мирное время - это идеальный инструмент для обучения населения базовым жизненным ценностям и навыкам, например, выживанию в чрезвычайных условиях, скорой медицинской помощи и т. д.

Призывная армия - гарант демократии

Есть мнение, что призывная система комплектования армии способствует сохранению и укреплению демократии в стране. Невозможно долго использовать призывную армию в агрессивных войнах, поскольку это приводит к нравственной деградации как на фронте, так и в последующей гражданской жизни участников конфликтов, как показал опыт Афганстана и Вьетнама. Таким образом, призывная армия сдерживает активность правительства в проведении агрессивных кампаний, что способствует сохранению мира между народами.

Существует опасность превращения профессиональной армии в своего рода «государство в государстве». Такие воинские добродетели, как повиновение приказам и уважение к вышестоящим, могут быть использованы для построения диктаторских режимов. Вооруженные силы могут привлечь - сознательно или подсознательно - людей, предпочитающих авторитаризм демократии.

Призывная армия как дешевый способ привлечения специалистов

Часто, особенно в развивающихся странах с коррумпированным чиновничеством, доминирует представление, что в результате призыва в армию попадают самые никчемные молодые люди, потому что те, кто разумнее и сообразительнее, уклоняются от службы. Однако в принципе призывная система может быть устроена так, чтобы отсеивать неуравновешенных и малоквалифицированных людей, и рекрутировать лучших представителей молодежи, в том числе тех, кто обладает полезными для армии профессиональными навыками. Если призывать в армию прежде всего талантливых и способных молодых людей, которых легко обучить чему угодно, то такой подход позволяет уменьшить численность армии и затраты на ее содержание. Кроме того, если отсеивать полукриминальные элементы, то будет решена проблема неуставных взаимоотношений.

Моральное обоснование воинской повинности

Жан Жак Руссо, известный французский просветитель, яростно возражал против идеи профессиональной армии, полагая, что участие в защите общества и государства является правом и привилегией каждого гражданина, а передача этой задачи в руки профессионалов свидетельствует о моральном упадке общества. В доказательство он приводил пример Римской республики, крах которой совпал с переходом от армии, основанной на всеобщем призыве, к профессиональной армии наемников.

Право государства призывать своих граждан на военную службу может быть основано на рациональных доводах, если признать верность следующих двух посылов.

Во-первых, армия никогда не должна использоваться в наступательных целях, она служит для защиты границ. Во-вторых, любая иностранная оккупация является абсолютным злом и угрожает жизни большинства граждан.

Если принять эти две посылки, то, чтобы достичь наибольшего блага для большинства, следует пожертвовать некоторым количеством людей. Эти люди, резервисты, служащие в вооруженных силах, должны принести жертву из альтруизма - во имя сохранения жизней других. Если согласиться с тем, что государство может требовать от человека, чтобы он принес в жертву свою жизнь, то можно признать, что при некотором уровне жертв (обычно называются цифры от 1 % до 10 % личного состава армии) смерть в бою части граждан предпочтительнее, чем иностранная оккупация.

Военная служба в мирное время, считают сторонники призыва, может воспитать у граждан стойкие патриотические убеждения и готовность умереть во благо общество.

При наличии в стране воинской повинности каждый человек понимает, что любая война означает для него самого или его близких смерть или по меньшей мере угрозу смерти. В итоге это уменьшает желание общества участвовать в вооруженных конфликтах. Однако следует признать, что мнение общества имеет значение только в демократических странах.

Милиционная армия - решение проблемы недостатка солдат

Некоторые страны, например, маленькие или переживающие демографический кризис, сталкиваются с невозможностью укомплектовать армию. Есть два пути решения этой проблемы. Первый - это поставить всех здоровых мужчин под ружье, но не отрывать их от дома и семьи. Этот путь избрала Швейцария, что позволило ей сохранить суверенитет, несмотря на нападения, не прекращавшиеся на протяжении всей истории независимости страны. Швейцарская милиционная система была настолько удачным изобретением, что многие ее боевые приемы и виды оружия были вскоре позаимствованы другими странами.

Для маленьких стран привлекательным способом обеспечения национальной безопасности является вступление в военный союз типа НАТО.

Второй вариант - содержать профессиональную наемную армию. Этот подход, однако, требует финансовых средств и волонтеров, желающих служить за вознаграждение. Кроме того, необходимо постоянно контролировать наемников-иностранцев на случай их выхода из повиновения.

Показывая разнообразные точки зрения на тот или иной проблемный вопрос, преподаватель учит подростков, молодых людей думать ответственно и взвешенно, удерживая их от скоропалительных выводов, учит умению противостоять манипуляциям со стороны недобросовестных источников информации.

Призыв: аргументы «против»

Воинская повинность и Всеобщая декларация прав человека

Многие аргументы против призыва основаны на принципах Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (...)

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии и пр. (...)

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии (...)

Статья 13. (1). Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. (2). Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 20. (...) Никто не может быть принужден вступить в какую-либо ассоциацию.

Статья 23. Каждый человек имеет право (...) на свободный выбор работы.

Вышеперечисленные права зафиксированы в конституциях многих стран, в том числе тех, где воинская повинность существовала после Второй мировой войны, или тех, в которых воинская повинность предусмотрена на случаи войны.

Призыв как рабство

«Воинская повинность подчиняет личность милитаризму. Это форма рабства.



Рассказать друзьям