Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Общие способности и художественные таланты дошкольников Как определить потенциал ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопреки расхожей истине, далеко не все дети талантливы. Исследования показывают, что подлинный дар в той или иной области встречается довольно редко. Однако если вы обнаружите у ребенка хоть какие-то способности, то развить их вполне реально.

Откуда берётся талант?

Природа таланта так интересна самым разным учёным, что они уже давно пытаются разобраться в этом вопросе. Первые серьёзные исследования проводились ещё аж в середине XIX века. Но и по сей день единого мнения в этом вопросе нет:

Теория первая. С чем родился, тем и пригодился

Ещё в позапрошлом веке англичанин Фрэнсис Гальтон занялся изучением родословных известных одарённых людей. В результате он утвердился в мысли, что те или иные способности передаются по наследству.

Впоследствии его последователи, буквально под лупой рассмотрели истории родов, которые прославили их знаменитые представители: Рафаэль, Бах, Моцарт и т. д. И выяснилось, что в этих семьях «плотность одарённости» была выше, чем в среднем по человечеству.

Кстати, сам родоначальник этой теории Фрэнсис Гальтон был живым подтверждением своей гипотезы, поскольку его собственная семья дала миру, кроме него, и ещё одного известного учёного — Чарльза Дарвина (они были двоюродными братьями).

Теория вторая. «Виновата» среда

Но у теории наследственности талантов немало противников. По их мнению, всё не так однозначно, а большое количество талантливых людей в одной семье можно объяснить не только генетической предрасположенностью, но и благоприятной средой: у талантливых родителей часто не менее одарённые чада.

Сторонники влияния среды убеждены: так происходит из-за того, что родители-художники, музыканты, спортсмены, сознательно или нет, создают обстановку, в которой дети растут в атмосфере наибольшего благоприятствования для развития того же таланта, который есть у них самих. Так и появляются кинематографические, музыкальные, цирковые или спортивные династии.

Теория третья. Всё сразу

Вы считаете, что доля правды есть в обеих изложенных выше версиях? Тогда смело можете причислить себя к приверженцам третьей теории, которая гласит, что талант — это:

— наследственность;

— сопутствующая и вдохновляющая среда.

Кроме того, в эту формулу включён ещё и третий фактор — мотивация ребёнка.

Как не упустить талант у ребенка?

Если вы любите читать биографии известных людей, то наверняка замечали, что у многих из них таланты давали знать о себе уже в детстве. Когда речь идёт о подлинной одарённости, чаще всего так и происходит. Не обнаружить её очень сложно. В этом случае ребёнок обычно сам чрезвычайно увлечён любимым делом, занимается им самоотверженно и при каждом удобном случае.

Хотя бывают и исключения, конечно. Так, например, мама прославленного фигуриста Максима Транькова в одном из интервью рассказывала, как её сын в детстве старался всячески увильнуть от тренировок, а она его туда водила чуть ли не силой. И лишь став постарше, мальчик всерьёз увлёкся и сам стал работать с полной самоотдачей.

Но если ребёнок не собирается никак выказывать свои предпочтения и способности, а вам очень хочется дар обнаружить, то придётся потрудиться.

Ищем талант

Абсолютно любой талант самым тесным образом связан с психическими функциями. Именно поэтому разработкой методов обнаружения дара занялись не только специалисты в той или иной области, но и психологи. И у них получилось! Выявить тот или иной талант помогают специально разработанные тесты, позволяющие оценить, насколько у ребёнка развиты отвечающие за способности и области их применения психические функции. А это помогает понять, какой талант можно развить.

Важно! Эти методы «раскопок» талантов ориентированы на детей трёх-пяти лет и старше.

— Художественный дар

Обнаружить (ну, или не обнаружить) его поможет тест креативности Торренса. Сами задания и расшифровка результатов есть в Интернете. Чтобы тест показал истинное положение дел, необходимо перед выполнением внимательно изучить инструкции и строго следовать ей, не допуская никаких отступлений.

— Музыкальный талант

Музыкальную одарённость отыскать несложно. Отстучите ребёнку несколько ритмических рисунков (чем старше ребёнок, тем труднее и замысловатее они должны быть) и попросите повторить. Если он справится с заданием с первого раза и без труда, то имеет смысл показать чадо специалистам.

— Интеллектуальные способности

Проверить интеллектуальную одарённость ребёнка тоже можно. Для этого подойдут такие методики как шкалы детских способностей Маккарти, тесты Алана и Надин Кауфман, детский вариант теста Векслера, прогрессивные матрицы Равена и другие. Ориентируйтесь на результаты хотя бы двух, а лучше трёх методик, одной для объективной оценки мало.

Развиваем способности

Одарённость — «цветок», требующий постоянной заботы, а зачастую и финансовых вложений. Особенно в наше время, когда ребёнка не отпустишь одного на занятия, а бесплатные секции в основном не обеспечивают необходимый уровень знаний и умений. А ведь ещё нужно и знать, как правильно направлять талантливое чадо, чтобы не навредить.

Специалисты, работающие с одарёнными детьми дают такие советы:

1. Не давите. Талантлив ребёнок, поэтому именно ему решать, что он будет рисовать, танцевать или петь, какого направления придерживаться, каким видом спорта заниматься. Не навязывайте ему свою точку зрения. Вспомните или посмотрите прекрасный фильм «По семейным обстоятельствам»: там вы увидите классический образец мамы художника, которая пытается диктовать сыну своё видение творчества. Не уподобляйтесь ей!

2. Оберегайте юное дарование. Как бы талантлив ни был ребёнок, у него должно быть полноценное детство с играми, отдыхом, долгими прогулками и другими развлечениями. А каторжный труд до добра не доведёт. Если же ваш ребёнок сам так увлечён любимым делом, что забывает обо всём на свете, ваша задача выстроить режим дня так, чтобы времени хватало на всё.

3. Допускайте возможность ошибки. Развивать талант нелегко. Ребёнок имеет право устать, ошибиться, бросить занятия, обидеться на тренера и т. д. Главное, чтобы ему нравился сам процесс. А результат будет, но, возможно, не сразу.

4. Помните о разнообразии. Если у ребёнка художественные способности, например, это не значит, что он не может одновременно увлекаться карате. Несколько увлечений — это не разбрасывание и не умение сосредоточиться на главном, а нормальные для детей поиски себя. История знает массу примеров, когда люди реализовывались вовсе не в той области, которую им изначально прочили.

Днём с огнём не сыскать

Если же никакие способности обнаружить так и не удалось, не печальтесь. Просто всесторонне развивайте ребёнка. Случаи, когда человек обнаруживает в себе талант в зрелом возрасте, не так уж и редки.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок вырос успешным и талантливым. Чтобы достичь цели, необходимо развивать способности детей. Благо, для развития детских талантов, одаренности и способностей существует множество методов.

Инструкция

Важно, чтобы ребенок получал радость от занятий любимым делом и не потерял интереса. Поэтому не следует давить на ребенка . Не проявляйте излишнюю настойчивость, когда поощряете за те или иные достижения.

На развитие талантов ребенка, положительно влияет знакомство с трудовой деятельностью родителей. Пусть он сам примет участие в ней.

Развитие способностей у ребенка происходит благодаря развитию различных органов чувств. Предлагайте малышу чаще рисовать красками, лепить пластилином и пр. Ребенку должны быть доступны материалы с поверхностью разной текстуры. Это стимулирует развитие восприятия ощущений.

Слушайте вместе музыку, читайте, общайтесь, участвуйте в общественно - полезной деятельности. Это способствует гармоничному становлению личности.

Ребенку должны быть доступны справочники и энциклопедии с информацией, соответствующей его возрасту.

Критика негативным образом отражается на развитии способностей у ребенка. Малыш чувствует постоянную оценку, поэтому боится проявить себя. Никогда не критикуйте сына или дочь.

Видео по теме

Источники:

  • развитие таланта детей

Задатки таланта в человеке заложены природой. Задача взрослых - выявить способности ребенка и развить их. Это происходит в процессе творческого развития и воспитания. Родители, развивая в своем ребенке способности, могут быть уверены, что в жизни он реализует себя и обязательно найдет дело по душе.

Инструкция

Часто родители в своих собственные нереализованные таланты и хотят, чтобы ребенок занимался тем или иным видом искусства лишь потому, что у них в свое время это не получилось. Не заставляйте ребенка заниматься нелюбимым делом. Пусть выберет сам, что ему интересно. У вашего ребенка не меньше талантов, чем у вас, просто они другие.

В каждом малыше нужно разглядеть то, чем он отличается от других, что он может делать гораздо лучше, чем остальные. Если ребенок ведет себя пассивно и выполняет лишь ваши желания, можно обратиться за помощью к психологу. Он протестирует ребенка и определит приоритеты в одной или нескольких сферах деятельности.

Важным моментом в выявлении способностей ребенка является похвала. Хвалите малыша при каждом удобном случае, говорите ему, что он молодец. Даже если что-то не получилось, помогите ему. У ребенка есть способности , но у него еще очень мало опыта.Часто родители одной фразой «неумеха» отбивают у ребенка интерес к занятию. Делать это категорически нельзя, так как это может стать причиной развития детских комплексов. И то, что у ребенка не получилось в этот раз, он не станет повторять, боясь вашего неодобрения.

Видео по теме

В каждом малыше есть уникальные способности, заложенные генетически и природно. Выявить и развить их - задача родителей. Чем раньше вы поймете, к чему ребенок питает склонность, тем больше шансов, что он вырастет успешным и будет заниматься любимым делом.

Инструкция

Чаще всего дети с удовольствием сами демонстрируют свои способности. Если замкнут и нелюдим, не проявляет интереса ни к танцам, ни к пению, ни к рисованию, стоит обратиться к , который поможет раскрепостить его и увидеть склонности к тому или иному занятию.

Если вы хотите выявить способности , не стоит заставлять ребенка реализовывать ваши мечты, если они ему не по нраву и не по силам. Даже если вы не успели реализоваться в каком-либо творческом направлении в , не беда. Существует много курсов и кружков для взрослых. Вы должны дистанцироваться от собственных желаний и внимательно наблюдать за ребенком. А принуждение к чему-либо может только отпугнуть малыша.

Не бойтесь перегрузить ребенка. Чем больше различных видов занятий, тем . Предлагайте малышу попробовать себя и в театральных постановках, и спорте, рисовании и музыке. Сходите на пробные занятия в различные кружки, поговорите с преподавателями и тренерами, попросите их оценить наметанным глазом вашего ребенка. Те увлечения, которые будут ребенку не по душе, со временем отсеяться. Главное, постоянно интересоваться, есть ли у малыша желание продолжать занятия. Необходимо поощрять интерес и инициативу, но ни в коем случае не наказывать за нежелание посещать кружок.

Если говорить о поощрениях, то необходимо постоянно хвалить ребенка. Это очень вдохновляет его на дальнейшее развитие способностей и навыков. Хвалите искренне и от всего сердца. Даже если он в творческом порыве изобразил картину на обоях, перепачкался или порвал кроссовки, гоняя мяч, не ругайте его. Его картины будут далеки от идеала, а стихи состоять из двух нерифмованных строк. Не стоит ждать от маленького человечка без особых навыков каких-либо сверх достижений с первого дня занятий. Ведь ваша задача - это не вырастить вундеркинда на зависть другим родителям, тем самым лишив его детства, а выявить и постепенно развивать его способности.

Правое полушарие мозга, отвечающее за творческую деятельность, начинает развиваться раньше и активнее чем логическое левое. Таким образом, не стоит с пеленок пытаться вырастить великого математика, однако счетом все же необходимо понемногу заниматься. Лучше развивать творческие способности и укреплять связь полушарий мозга ребенка, предлагать ему сделать привычные вещи (поесть, почистить зубы, порисовать) другой рукой. Таким образом, когда придет пора развивать логические способности малыша, все будет даваться ему быстрее и проще.

Видео по теме

Талантом называют природные способности человека к какому-либо виду деятельности. Если способности обнаружились в раннем возрасте, родители не имеют права игнорировать их и должны способствовать их развитию. Как соблюсти баланс и не переусердствовать в деле развития таланта у ребенка?

Вам понадобится

  • - дополнительные занятия;
  • - строгий распорядок дня;
  • - желание развивать своего ребенка;
  • - денежные вложения;

Инструкция

Поощряйте интерес к делу, которое у него получается. Никогда не унижайте его способностей в глазах родственников или сверстников. Если ребенок сделал что-то (написал стихотворение, слепил из пластилина фигурку, забил решающий мяч в дворовом футбольном матче, спел песню), хвалите его и рассказывайте о его достижениях окружающим. Пусть он видит, что его успехи интересны и значимы не только для него.

Отдайте ребенка в кружок или секцию, если у него обнаруживаются способности к какому-либо делу. Ведь только в благоприятных талант может по-настоящему. Кружки и секции хороши как раз тем, что такие условия предоставляют. У него появится наставник и окружение сверстников-единомышленников.

Найдите педагога для индивидуальных занятий с ребенком. Например, если у малыша обнаружились способности к пению, пригласите мастера, которого вы сами по-настоящему цените. Отдавать ребенка в кружок нужно тоже с оглядкой на то, кто преподает в этом . Известны случаи, когда педагоги «подавляют» способности ребенка собственным безвкусием или ограниченной культурой.

Помните, что одни из самых счастливых людей - те, кто всю жизнь осознанно занимаются любимым делом. Сделайте своего ребенка счастливым, помогите разобраться, в чем его одаренность. Ведь людей без таланта просто не существует. Главное, в своем усердии привить ребенку любовь к какому-то делу не переборщить. Свободу ребенка не должны подавлять многочасовые занятия музыкой, танцами, спортом и т.д. Помните, что даже от любимого дело можно уставать.

Помогите ребенку понять, что способности - только часть общего процесса. Необходимая и важная, но не главная. Т.к. талант дается природой, но поддерживать его в себе может только сам человек. Организуйте распорядок дня ребенка таким образом, чтобы развивающие занятия стали его естественной частью и не травмировали ребенка. Развивайте самодисциплину в ребенке, чтобы он занимался сам, без лишних напоминаний.

Давайте ребенку достаточно свободного времени. Ведь одного таланта мало. Нужно еще и свободное, не связанное стереотипами мышление, открытый ум. Поощряйте в своем малыше подобные качества, занимайтесь с ним развивающими играми, стимулируйте его фантазию и независимость суждений.

Видео по теме

Обратите внимание

Лучше всего в общении с ребенком избегать частого употребления выражения вроде «ты талантливый, поэтому должен заниматься ежедневно». Это поможет контролировать самооценку вашего чада.

Полезный совет

Предоставьте ребенку самому выбирать себе занятия. Не торопитесь выписывать его из кружка, который он посещает с удовольствием, даже если по мнению педагога он не особо успевает в деле. Возможно, его талант откроется позже. Главное, чтобы занятия были в радость.

Чаще всего проблема определения склонностей ребенка встает перед родителями, когда они выбирают заведение, где их сын или дочь будет учиться. Отдать малыша в специализированный детский сад или обычный, выбрать художественную школу, записать ребенка в «музыкалку» или в кружок английского языка? Поэтому так важно понять, к чему же у ребенка есть склонности.

Инструкция

Гении появляются крайне редко. Обычно ребенок рождается лишь с задатками (к примеру, гибкий опорно-двигательный аппарат – хороший задаток к занятиям гимнастикой или танцами), которые под чутким руководством взрослых превращаются в способности. Поэтому важно, чтобы ребенок мог попробовать себя во всех сферах . Ведь если вы никогда не сочиняли со своим малышом стихов, как вы сможете понять, есть ли у него к этому способности?

В возрасте процесс выявления склонностей ложится на плечи его ближайших родственников, которые проводят с ним все время – мамы, папы, бабушки, возможно, няни. В этой ситуации вам поможет только наблюдательность. Изучайте результаты творческой деятельности малыша, обсуждайте это со знакомыми, имеющие такого же , следите за тем, какие игры выбирает ваш малыш – предпочитает ли он побегать или поиграть в слова. Главное, чтобы у ребенка в этом возрасте был выбор, во что ему играть, какой творческой деятельностью заниматься: порисовать, погонять мяч или подпеть модному певцу.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит вне дома, не под присмотром близких. Для определения склонностей ребенка в более старшем возрасте лучше прибегнуть к помощи педагогов и детских психологов. Именно они смогут предложить ему комплексные тесты, в которых будут оцениваться его интеллектуальные, академические, лидерские, двигательные и творческие способности, а также возможный потенциал. Малышу зададут ряд вопросов, предложат нарисовать фантастическое животное, повторить движение, и на основании его ответов скажут вам, в какой сфере деятельности он скорее добьется успеха.

Однако не все способности можно выявить с помощью тестов. Поэтому родителям было бы неплохо вести специальный дневник, в котором они описывали бы развитие их малыша, указывали игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие, отмечали совершенные малышом открытия, хранили его рисунки и поделки. Обладая полной информацией и заручившись поддержкой педагога, вы не упустите из виду склонности вашего ребенка.

Видео по теме

Совет 7: Как помочь ребенку реализовать свои способности

Люди рождаются со своими индивидуальными способностями. От того, сумеет ли человек реализовать себя, напрямую зависят его ощущения собственной ценности и значимости. Начинать реализовывать свои способности нужно с детства. А родители должны помочь своему ребенку и создать среду, способствующую развитию талантов, самостоятельности и ответственности.

Инструкция

Не делайте за ребенка его работу – пусть он учится самостоятельно находить решения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Очень часто родители стремятся научить малыша, подсказать, как делать то или иное задание. В результате они сразу же помещают его в определенные рамки. Дайте ребенку подумать, и он, скорее всего, найдет собственно решение.

Поощряйте самостоятельность ребенка. Предоставьте его самому себе, а сами – наблюдайте. Если ребенок скучает, не спешите его занимать каким-нибудь развлечением – пусть он придумает игру самостоятельно. Так ваше чадо научится фантазировать, выдумывать, изобретать.


О своих способностях человек может узнать, только попробовав применить их на деле. Дети, рожденные от одних родителей, растут в одинаковых условиях и воспитываются за одними и теми ж моральными принципами, и часто добиваются в жизни разных успехов. Родители всегда делают все, чтобы их дети имели лучшую одежду и игрушки и, конечно, были образованными.

Но почему одни дети склонны к математике, а другие - к гуманитарным наукам; у одних есть талант к пению, другие вырастают талантливыми ораторами? Почему одним детям для усвоения информации достаточно услышать ее, а другим нужно прочитать и еще повторить? Чтобы дать ответы на эти вопросы следует обратиться к понятию способности.

Собственно благодаря способностям можно объяснить, почему дети при равных обстоятельствах достигают разных успехов. Итак, попробуем разобраться, что такое способности и как их развивать.

Способности - это индивидуально-психологические качества личности, которые предусматривают и обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности. Следует отметить, что способности - это качества, полученные в результате всестороннего развития, которые проявляются и формируются в процессе различных видов деятельности. Однако довольно часто способности путают с задатками.

Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей.

Чтобы мои слова не показались вам долгой лекцией о воспитании, расскажу одну жизненную историю.

В детстве у меня была подруга. Ее мама прекрасно готовила, и Лена (так звали девочку) очень любила помогать ей на кухне. И, конечно, ничего удивительного не было в том, что шестилетний девочке не все удавалось, и часто она прибавляла маме лишних хлопот: то разольет что-то, то разобьет, а бывало и палец поранит. И вот однажды мама была в плохом настроении и накричал на дочь: «Иди в свою комнату. Ты мне только лишних хлопот добавляешь. Не умеешь, лучше не берись!».


С тех пор Лена больше не приходила к маме на кухню, хотя ей очень хотелось научиться вкусно готовить.Прошло много лет, Лена закончила школу, университет, стала опытным специалистом в области туризма. И мамины слова «Не умеешь, лучше не берись» девушка вспомнила, когда ей пришлось самой приготовить ужин. С одной стороны, Лена хотела доказать самой себе и маме, что она сумеет приготовить вкусное блюдо, а с другой - ее переполнял страх, а вдруг мама была права, и у нее ничего не получится. Но волнения были напрасными, ужин вышел изысканным и вкусным. Это был ее маленький дебют. С того времени кулинария стала одним из хобби Лены.

Итак, после этого рассказа хотелось сделать некоторые выводы. Никогда не стоит говорить ребенку слов вроде: «У тебя ничего не получится!», «Ты бездарь!", «Это не твое» и другие. Ведь слова, которым взрослые часто не придают никакого значения, болезненно воспринимают дети. В то же время родители не хотят навредить своему ребенку. Причиной такой реакции может быть обычная озабоченность и плохое настроение, из-за которых в сердце девочки надолго поселился страх и неуверенность в своих силах.

Как выявить способности у ребенка

Даже, несмотря на нехватку времени, старайтесь привлекать малыша к различным видам деятельности: играйте вместе в игры, разговаривайте, берите с собой на кухню, грядку или в мастерскую. Пусть ребенок помогает вам во всем, а если у него что-то не получается, наберитесь терпения. Если же видите, что малыш с чем-то хорошо справляется, обязательно похвалите маленького помощника.

Проводя больше времени вместе, вы сможете обратить внимание на виды деятельности, которыми больше интересуется ребенок, поведение до начала выполнения задания (повышенный интерес, радость, восторг) и во время работы, а также возникает ли желание вернутся к начатому делу после отдыха.

Таким образом, лучше изучив своего ребенка, вы выявите его способности и предпочтения. А зная это, сможете создать благоприятные условия для развития потенциальных способностей и задатков.

Как развивать способности у детей

1. Никогда не «откупляйтесь» от детей дорогими подарками или деньгами, ребенок должен чувствовать поддержку и внимание со стороны родителей.

2. При обучении и воспитании применяйте различные методы, ведь однообразие утомляет. Если, скажем, на сегодня у вас запланирован английский язык для детей , то завтра малышу будет скучно продолжать изучение иностранного языка. Но на следующий день ребенок с удовольствием поиграет с вами в игру на засвоение материала.

3. Не лишайте детей детства: позвольте им играть игрушками, читайте сказки, разговаривайте с ними, создайте все условия для высвобождения энергии. Эти виды деятельности способствуют развитию эмоциональной и умственной сферы.

4. Не контролируйте во всем ребенка, у маленького человечка должны быть свои важные дела. Таким образом ребенок научится думать, а не просто выполнять указания.

5. Никогда не говорите фраз типа: «ты бездарь», «заткнись», «у тебя ничего не выйдет», в таких случаях ребенок может замкнуться в себе. Следует также помнить, что ребенок, какими бы задатками и способностями не обладал, не сможет стать талантливым математиком, музыкантом или художником, если не будет целенаправленно, старательно и упорно заниматься соответствующей деятельностью.

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.



Рассказать друзьям