Оптимизация интеллектуального развития дошкольников средствами инновационных технологий. Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста Инновационные технологии для развития интеллекта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Людмила Маслова
Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик

Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик .

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее : его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность детей в нужное русло. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение , диктуют необходимость использования новых технологий , при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников . Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции. Для этого можно использовать следующие инновационные методики и технологии : логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера (способствуют развитию детского творчества , развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей); уроки Домана (развивают интеллект детей с помощью физических упражнений); игры А. Зака и А. Столяра (развивают логическое мышление и звуковые навыки) ; игры В. Воскобовича (развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять); система раннего развития М . Монтессори (развивает самостоятельность и инициативу) ; развивающие игры Б . Никитина (развивают память , внимание, воображение, творческие, логические и математические способности) и т. д.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника .

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную.

Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества» Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте. Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный.

Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя.

План:

1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе.

2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер).

3. Коллективное творческое воспитание, технология разработки коллективных творческих дел (по И.П. Иванову).

Глоссарий:

1. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

2. Интеллектуальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

3. Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

4. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или(и) субъективной значимостью.

5. Коллективное творческое дело – это социальное творчество, направленное на служение людям, творчество самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях (И.П. Иванов).

5.1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Определенными способностями наделены все люди. Различают общие способности , обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности и специальные способности , которые обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо специфической области деятельности. Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость ума, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства. Например, дети с достаточно развитыми общими способностями хорошо учатся по разным предметам, у них быстрый темп обучения. Специальные особенности проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике и др. При этом в других областях человек не достигает особых успехов.

Большинство психологов и педагогов склоняются к тому, что способности у человека не являются врожденными свойствами и сами по себе не формируются. Родившийся человек обладает задатками – анатомо-физиологическими предпосылками способностей, которые либо развиваются в деятельности и перерастают в способности, либо остаются нереализованными, если человек не участвует в деятельности, способствующей становлению и развитию на основе задатков как общих, так и специальных способностей. Доказано, что каждый родившийся здоровый ребенок располагает определенным фондом природных задатков для физического, интеллектуального, эмоционально-художественного творческого развития. В каждом из детей заложены потенциальные определенные способности, которые нужно выявить и создать условия для их развития. Педагогом должны быть усвоены общие положения о развитии интеллектуальных, творческих способностей детей в целостном педагогическом процессе:


· Генетические комбинации у всех разные, поэтому выявление задатков как потенциальных способностей и дальнейшее их развитие – задачи педагогической диагностики, осуществляемой по принципу индивидуального подхода к каждому ученику.

· Задатки (в дальнейшем способности) имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться. Педагогу необходимо изучать, знать эти периоды и именно в их рамках создавать условия для развития способностей (особенно специальных – спортивных, художественных, математических и др.).

· Реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (даже на этапе внутриутробного, пренатального развития), если нарушены экологические условия жизни, не созданы соответствующие психолого-педагогические, жизненные обстоятельства.

С точки зрения вышеприведенных положений педагогу необходимо понимать, что уровни способностей у его учеников будут разные, учить и воспитывать всех одинаково в силу этих обстоятельств невозможно.

Психологами и педагогами выявлены особенности психосоциального развития одаренных детей. К ним относятся такие качества, как повышенное стремление реализовать свои личностные возможности (самоактуализация), самостоятельность, социальная автономность, склонность к лидерству и к соревновательности. Психосоциальная чувствительность одаренных детей проявляется в богатых воображении и фантазии, изобретательности, творчестве. Вместе с тем одаренные дети имеют и свои негативные стороны. Это повышенная активность, которая рассматривается психологами как гиперактивность, чрезмерная возбудимость и чувствительность. Педагоги нередко озабочены такими свойствами явно одаренных детей, как эмоциональный дисбаланс, нетерпеливость, тревожность, склонность к самообвинению, преувеличенная требовательность к себе и к окружающим людям. Нередко одаренные дети проявляют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную; исследования показывают, что заниженная самооценка встречается чаще, чем завышенная).

Наибольшие трудности в воспитании и образовании способных, одаренных детей вызывает диссинхрония (неравномерность) их развития . Это может проявляться, например, в несоответствии физического развития его умственным, творческим возможностям. Можно считать психолого-педагогической ошибкой учителей (воспитателей, родителей) их требования разносторонности в развитии всех одаренных детей (по исследованиям Е.С. Беловой, разносторонне одаренные дети составляют лишь 1,5 – 3% от всех, наделенных ярко выраженными способностями) .

Педагогам и родителям следует учитывать и такие проблемы одаренных, способных детей, как неприязнь к стандартным требованиям школы, изоляция от сверстников, протест против педагогических требований вообще, если они кажутся одаренному ребенку ненужными и бессмысленными или не отвечающими их интересам.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что особо способные дети (одаренные), как и дети с проблемами в развитии, с умственной отсталостью, требуют особого педагогического внимания, помощи со стороны воспитателей, они нуждаются в создании особых условий жизни, которые окажут положительное влияние на развитие и реализацию их способностей. И педагоги, и родители одаренных детей, все окружающие их люди должны осознавать, что одаренные дети – это духовное, экономическое, культурное богатство страны. Прогрессивное развитие любого государства связано со стремлением выявить, развить и реализовать творческий потенциал своих одаренных, талантливых, иногда гениальных граждан.

В Республике Беларусь создан специальный, Президентский фонд социальной поддержки одаренных детей и молодежи. Вместе с тем решение проблемы детской одаренности в большей степени зависит в нашей государственной педагогической системе от того, насколько каждый учитель и воспитатель в современной школе владеет технологиями работы с одаренными школьниками.

5.2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков). Рассмотрим и проанализируем технологию обучения, направленную на развитие творческих качеств личности, разработанную и реализованную Генрихом Альтовым (Генрихом Сауловичем Альтшуллером), изобретателем, писателем-фантастом, автором ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология используется в рамках системы развивающего обучения (см. предыдущую лекцию), ее цель – формирование творческой личности, то есть таких личностных качеств, как:

Самостоятельность в определении проблемы.

Аналитическое мышление.

Умение использовать усвоенные ЗУН(ы) в принципиально иной ситуации, чем та, в которой они формировались.

Видение нового в уже знакомом и привычном (альтернативность мышления).

Данная педагогическая технология, названная ТРИЗ, основывается на следующих концептуальных положениях:

Теория – это катализатор творческого решения проблем.

Знания – инструмент, основа творческой интуиции.

Изобретать могут все (то есть, творческие способности есть у каждого психически и физически здорового человека, ребенка).

Творчеству, как и любой другой деятельности, можно учиться.

Включение в процесс обучения основных и доступных школьникам типов проблем, характерных для конкретного предмета, сферы науки, изучаемой в его рамках, и практики.

Г.К. Селевко выделяет в технологии как индивидуальные, так и коллективные приемы решения творческих задач: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск исследовательских путей .

Мозговая атака (брейнсторминг) это метод коллективной выработки идей решения творческой задачи. Его цель – сбор как можно большего количества идей, гипотез, направленных на устранение проблемы, противоречия между знанием и незнанием. Это позволяет освободиться от стереотипности мысли, от мышления «по инерции», от привычного хода мысли в решении творческой задачи. Пример – обсуждение ответа на вопрос в интеллектуальной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»). Основное правило мозговой атаки – запрет на критику предложенной даже самой сумасбродной идеи, при этом не запрещается подшучивать над идеей, сопровождать ее разными (но не критического характера) репликами.

Успех решения творческой задачи во многом зависит от руководителя-организатора группы, который может увидеть в многообразии идее одну верную, использовать ее как гипотезу для решения проблемы. Однако отбор идей производится не одним человеком, а группой специалистов-экспертов, которые осуществляют их оценку в два этапа – сначала отбираются наиболее оригинальные и рациональные, затем выделяется из них самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Характерными признаками технологии являются: групповое обучение (группы формируются по разным принципам, но всегда срабатывает принцип свободы выбора), наличие сотрудничества и сотворчества учителя с учениками; использование игровых методик обучения; формирование мотивации решения творческих задач.

Технология развития творческих способностей учащихся, созданная Игорем Павловичем Волковым, названа «Школой творчества». Ее основная концепция – идея развивающего обучения: учебно-познавательная деятельность детей организовывается не только для усвоения содержания образования, но в большей мере способствует развитию творческого начала личности школьника. Творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А. Пономарев).

В Школе творчества И.П. Волкова осуществляется компьютерный подход к обучению (компьютерное обучение способствует выработке алгоритмов решения творческих задач, дает возможность использовать информационное и исполнительское обеспечение).

Обучение осуществляется по двум равноценным направлениям – есть единая базовая программа обучения и творческая деятельность на этой базе.

В обязательном порядке ведется педагогическая диагностика, позволяющая выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, в дальнейшем учитывать индивидуальность в процессе развития творческого начала в ребенке. Результаты диагностики и учета индивидуальных особенностей в обучении находят отражение в творческих книжках и дневниках школьников.

И.П. Волков осуществил в своей технологии дидактическую реконструкцию учебного материала, ввел блочно-параллельную систему обучения, основанную на внутрипредметных и межпредметных связях. В его «Школе творчества» нет последовательных предметов, разделов и тем традиционно построенной программы. Есть объединенные узловые вопросы, на которых и основаны раздел, предмет либо несколько предметов (учебные блоки). Таких блоков в технологии И.П. Волкова несколько, по ним проводятся уроки творчества, содержание материала и построение которых позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, выявлять способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются разнообразные формы внеклассной работы с условием, что ее результаты должны быть конкретным продуктом, который может быть зафиксирован в творческой книжке ученика (поделки, модели, литературные сочинения, рисунки, музыкальные произведения и т.д.). Оценивание результатов творчества производится на основе анализа этой книжки. Она является своеобразным школьным документом, при выдаче заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Формы оценки – похвала за инициативу, публикация или выставка работ, награждение грамотами, присвоение званий.

В дополнение к традиционной внеклассной работе организовывается новая ее форма –творческая комната, где школьники получают начальную профессиональную подготовку по избранному профилю (литературному, физическому, химическому, биологическому и т.д.).

5.3. Коллективное творческое воспитание, технология разработки коллективных творческих дел (И.П. Иванов). Игорь Петрович Иванов (1925 – 1991) – академик Российской академии образования (РАО), автор методики коммунарского воспитания, технологии разработки КТД (коллективных творческих дел – см. глоссарий), которая возникла как воспитательная технология, система коллективного творческого воспитания или социального творчества.

Концептуальные положения технологии определены как:

Диалогичность общения участников педагогического процесса, организованного в рамках технологии разработки КТД.

Уважение педагогом самостоятельности ребенка, его уникальности.

Социальная (общественная) направленность деятельности всех участников КТД.

КТД – средство создания мощного творческого поля.

Использование феномена коллективного влияния на индивидуальные способности отдельной личности.

Создание условий для осуществления детьми деятельности (любого вида, разнообразной) творческого характера.

Г.К. Селевко на основе анализа организации КТД выделил следующие этапы технологии И.П. Иванова:

I этап: поиск (определяется проблема, вид дела на ее основе; задачи, которые необходимо решить для организации КТД, осуществляется подготовка, сбор-старт для мозгового штурма).

II этап: целеполагание, организация поиска (сбор-старт, выборы совета дела).

III этап: мозговой штурм, прогнозирование и планирование решение творческой задачи (план подготовки дела, работа микроколлективов, проверка готовности к КТД).

IV этап: реализация целей (проведение дела, непосредственное решение творческой задачи).

V этап: анализ, рефлексия проведенной работы (подготовка коллективного анализа, сбор-огонек, на котором осуществляется анализ-рефлексия).

VI этап: последействие (реализация решений) .

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самореализации, самовыражению и самоутверждению. В технологии широко используется игра, присутствуют элементы состязательности. Непременным характерным признаком КТД является сотрудничество, совместная деятельность детей и взрослых, педагогов и воспитанников, при которой все члены коллектива участвуют в нужном, социально значимом деле, вносят свой вклад в создание творческого социального продукта. Главная методическая особенность КТД – субъектная позиция личности участника коллективного творчества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Докажите, используя текст лекции, что создание педагогических технологий развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка – актуальная проблема современной педагогической теории и практики.

2. Выделите основные положения об осуществлении работы педагога с одаренными детьми в целостном педагогическом процессе.

3. Что объединяет раскрытые в лекции технологии развития интеллектуальных и творческих способностей детей? В чем заключаются их различия и оригинальность?

Литература:

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. – М.: Флинта, 2004.

2. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. – М., 1975.

3. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. – М., 1992.

4. Коломина, И.П. Структура и механизм творческой деятельности / И.П. Коломина. – М., 1983.

5. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. – М.,1983.

6. Левин, В.А. Воспитание творчеством / В.А. Левин. – М.: Знание, 1977.

7. Одаренные дети / [под общей ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого]; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

8. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшина.

М.: Педагогика, 1991.

9. Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

11. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. – М.: Знание, 1988.

«Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста»

Дайте ребенку что-нибудь в руки,

Чтобы он начал думать.

/народная мудрость/

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, разработок.

Игрово́е обуче́ние - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV-XVII веках (1987) призывал все «школы - каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Игровое обучение:

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

· свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая педагогом, но без его диктата и осуществляемая по желанию ребенка, с удовольствием от самого процесса деятельности.

· творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

· эмоционально напряженная, приподнятая

· деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности , она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игровое развивающее обучение по технологии – это один из возможных путей развития детского интеллекта.

Особенности технологии:

Игровая основа

Открытость (предлагаемые игры можно сочетать с другими играми, известными сказками)

Вариативность (игры можно подбирать в соответствии с образовательными целями, корректировать степень сложности, дополнять игровыми заданиями)

Целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка .

Творческое развитие ребенка

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения дошкольника в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группы игровыми пособиями.

В условиях детского сада все игры концентрируются в одном месте - игровой комнате «Фиолетовый лес».Одним из вариантов оформления игровой в нашем детском саду создан объемный фиолетовый лес, населенный персонажами из сказок технологии.

Фиолетовый лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творческого потенциала педагогов.

Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В таком виде деятельности тренируются умения, совершенствуется моторика рук и интеллект, и самое главное, появляется ничем неограниченная возможность придумывать и творить.

Задачами технологии является:

1. развитие ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. развитие наблюдательности, исследовательского подхода.

3. развитие воображения, креативности мышления

4. гармоничное, сбалансирование развитие у детей эмоционально - образного и логического начал

5. формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.

Оригинальность и самобытность игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают ребенка в процесс «думанья» над задачей.

Что касается планирования педагогической деятельности, то оно строится с учетом психологических особенностей ребенка и типа ведущей деятельности. Использование игр в системе постепенного и постоянного усложнения (по спирали). Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка. Поэтапное использование игр определяется возрастными изменениями ребенка. На первом этапе задания включают в себя обследовательские действия: знакомство с цветом, формой, усвоение некоторых понятий. На втором этапе понятия, символы запоминаются с помощью образа. Следующий этап - знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, уменьшение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Весь педагогический процесс идет от самого ребенка, но при этом педагог не отменяет все задачи, которые он ставил перед ним. Ориентируясь на ребенка он через разные игровые ситуации выводит ребенка на те или иные решения, тем самым развивая интеллектуально-творческое мышление.

Уход от привычных нам занятий дает высокий результат в развитии интеллектуальном развитии ребенка, но что и не мало важно ребенок раскрывает весь свой творческий потенциал, раскрепощается (свободная форма проведения игровой деятельности).

Инновационная игровая деятельность предполагает и внедрение родителей в игровой процесс: проведение совместных игровых форм обучения, семинары-практикумы, открытые занятия, викторины и так далее.

Завершить консультацию хочется стихами:

Мы не просто в лес вошли-

Мы открыли в сказку двери.

В Фиолетовом лесу

Ждут нас сказочные звери,

В каждой области лесной

Есть свой сказочный герой.

Он игру предложит детям,

Просто сказка игры эти!

Нет крючков и нет магнитов,

Даже гвоздики не вбиты,

И картинки на экране

Возникают будто сами.

Задача очень непростая-

Обучить детей, играя

Эти игры без сомненья,

Развивают логику,

Терпение, моторику.

Семинар-практикум с родителями

Список используемой литературы, других информационных материалов:

1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. , . М.: ТЦ Сфера,2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. . М.: ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Методический материал «Центра развивающих игр и методик»

Консультация

« Инновационная игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений – обработки первичной информации; декомпозиции проблемной ситуации, что позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями (ИИТ) обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

Наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, при решении творческих задач в определенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т.п.);

Наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов, аргументации и рассуждения, распознавания и классификации ситуаций, обобщения и понимания и т.п.;

Способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;

Способность объяснять выводы и решения, т.е. наличие механизма объяснений;

Способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.

Технологии неформализованного поиска скрытых закономерностей в данных и информации Knowledge Discovery (CD)) базируются на новейших технологиях формирования и структурирования информационных образов объектов, что ближе всего лежит к принципам обработки информации интеллектуальными системами.

Информационные технологии поддержки процесса принятия решений Decision Support (DS) представляют собой оболочки экспертных систем или специализированные экспертные системы, которые предоставляют возможность аналитикам определять отношения и взаимосвязи между информационными структурами в базах структурированной информации предприятия, а также прогнозировать возможные результаты принятия решений.

Тенденции развития ИИТ . Системы связи и коммуникаций. Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Интернет; Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников. Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т.п.

Образование. Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании, а внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Быт. Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль над состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т.п. Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

Перспективы развития ИИТ . Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. Узловыми точками в развитии ИИТ считаются:

Переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения;

Поиск релевантных знаний и порождение объяснений;

Понимание и синтез текстов;

Когнитивная графика, т.е. графическое и образное представление знаний;

Мультиагентные системы;

Интеллектуальные сетевые модели;

Вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);

Проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы. Здесь предполагается, что агент – это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня – метаинтеллектом. В мультиагентных системах моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов – объектов, которые автономны, активны, вступают в различные социальные отношения кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т.п. Социальный аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий – виртуальных организаций, виртуального общества.

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: 1. способности познавать; 2. обучаться; 3. мыслить логически, систематизировать информацию 4. находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике; многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации; сознание; память.

Вербальный интеллект Включает в себя чтение, письмо, устную речь и общение. Он развивается с помощью изучения нового языка, чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий в интернете и т. д.

Логический интеллект Включает в себя вычислительные навыки, сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики и т. д. Для его развития необходимо решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки. Как стандартные, так и нестандартные.

Пространственный интеллект Включает в себя визуальное восприятие окружающей среды, способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Развивается через рисунок, живопись, скульптуру, тренировку навыков наблюдения, решение лабиринтов и другие пространственные задачи и упражнения, использующие воображение.

Физический интеллект Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, танцев, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.

Музыкальный интеллект Включает в себя понимание музыки и выражение себя с ее помощью, а также ритмику, танец, сочинительство, исполнительство и т. д. Можно развить, слушая разнообразную музыку, обучаясь игре на музыкальных инструментах, занимаясь пением или танцами.

Социальный интеллект Включает в себя способность правильно понимать поведение людей, умение быстро адаптироваться в обществе и навыки построения отношений. Мы можем развивать его на основе совместных игр, групповых проектов и обсуждения, а также драматической деятельности или ролевых игр.

Эмоциональный интеллект Включает в себя понимание эмоций и мыслей, а также способность их контролировать. Чтобы развить его, необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль общения, предпочтения и т. д.

Духовный интеллект Включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели и искать смысл жизни. Развивается путем размышлений, медитации или молитвы.

Творческий интеллект Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, рисование, танец, пение, кулинария, садоводство и т. д.

Существует масса видов деятельности, которые помогают развивать несколько типов интеллекта одновременно. Например, танец развивает социальный, музыкальный, пространственный и физический интеллект, а изучение языков – вербальный, социальный и творческий интеллект. Постоянно работая над собой, вы сможете:

четко и ясно излагать свои мысли; грамотно составлять тексты; легко и уверенно вести дискуссии; иметь отличную память; замечать то, чего не замечают другие; находить решения для проблем, в какой бы сфере вы с ними не столкнулись; легко распознавать обман и попытки манипулировать вами;

опережать конкурентов; безошибочно отличать блестящие идеи от бесперспективных; быстро обучаться новым навыкам; добиваться хороших результатов, прилагая минимум усилия; чувствовать других людей; контролировать ваши эмоции и многое другое.



Рассказать друзьям