Ваня из рассказа судьба человека. «Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них?» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). На этом ваша актерская карьера закончилась

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ванюшка – мальчик-сирота лет пяти-шести из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Автор не сразу дает портретную характеристику этого персонажа. Он совершенно неожиданно появляется в жизни Андрея Соколова – человека, прошедшего всю войну и потерявшего всех родных. Его и не заметишь сразу: «он лежал на земле смирнехонько, прикорнув под угловатой рогожей». Затем постепенно раскрываются отдельные детали его внешности: «русая кудрявая головка», «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Ванюшка – это «ангельская душа». Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел многое испытать, научился вздыхать. Он – круглая сирота. Мать Ванюшки умерла во время эвакуации, была убита бомбой в поезде, а отец погиб на фронте.

Андрей Соколов сказал ему, что он и есть его отец, чему Ваня сразу же поверил и несказанно обрадовался. Он умел искренне радоваться даже мелочам. Красоту звездного неба он сравнивает с роем пчел. У этого обездоленного войной ребенка рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Его искренняя радость и восклицательные предложения свидетельствуют о том, что он истосковался по человеческому теплу. Несмотря на то, что он почти не участвует в разговоре «отца» и рассказчика, он внимательно ко всему прислушивается и приглядывается. Образ Ванюшки и его появление помогают лучше понять сущность главного героя – Андрея Соколова.

В самом начале 1957 года на страницах «Правды» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В нем он рассказал о полной лишений и тяжких испытаний жизни рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова. Жил он до войны в мире и достатке, делил со своим народом его радости и горести. Вот как он рассказывает о своей довоенной жизни: «Работал я эти десять лет и день, и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали... За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Война разрушила счастье его семьи, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Вспоминая тяжелые годы на войне, Андрей Соколов говорит: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев...»

Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнает, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. «Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс», - вот что осталось от былого семейного благополучия. Одна надежда- сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю, и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить...» - говорит Андрей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. «Так похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...» - рассказывает Андрей Соколов.

Остался он совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Шолохов, познакомившись с Андреем Соколовым, обращай’! внимание на его глаза: «Видали вы когда-нибудь, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Так и смотрит на окружающий мир Соколов глазами, «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!»

Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь - встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки и никого у него нет, и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Когда Андрей Соколов сказал мальчику, что он его отец, то тот кинулся к нему шею, стал целовать в щеки, в губы, в лоб, звонко и тонко кричать: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. Казалось, после понесенных потерь, кончена его жизнь. Жизнь «исказнила» человека, но’ не смогла его сломить, убить в нем живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и открытым, скромным и нежным. Простой труженик и солдат, Андрей Соколов воплощает в себе лучшие человеческие черты, обнаруживает глубокий ум, тонкую наблюдательность, мудрость и гуманность.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов, и автор отдает ему и свою любовь, и уважение, и мужественную гордость, когда с верой в справедливость и разум истории он произносит: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).

В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.

Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения Предмет: литература. Класс: 5. Цель – обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним. Задачи: 1) развивать умение комплексно анализировать художественный образ в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик; 2) продолжить знакомство с художественным приёмом «рассказ в рассказе»; 3) воспитывать культуру умственного труда, коммуникативные качества (сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения). Оборудование и наглядность: портрет М. А. Шолохова; выставка произведений писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа. Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма. Урок разработали: Никитина Н.П. Ход урока I. Оргмомент. II. Основная часть урока. 1. Вызов. 1) Вступительное слово учителя. Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. 2) Составление кластера. – Ребята, назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово Детство (учитель записывает его на доске). Игрушки, игры Семья Детство Дом Веселье, смех, радость Беззаботная пора Мамины сказки – Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы поработаем с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с основными чертами героя, отражаются на доске. Школьники работают в тетрадях. – Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте? (Андрей Соколов – главный герой всего рассказа, а в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.) – Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя»; «мелкая птаха… как свиристель… как воробей под застрехой». – Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Во внешнем облике мальчика подчёркивается трепетность, уязвимость ребёнка.) – Перечитаем первый диалог мальчика и «дяди­шофёра» (с. 244). Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить мальчику к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил он во время войны? (Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчёркивается незащищённость, беззащитность мальчика.) – Что ещё можно узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонацию, синтаксический строй реплик. (Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю, не помню… где придётся» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенёс маленький мальчик.) – Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? Как в речи Вани передаётся его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторённое слово «найдёшь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребёнок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нём была надежда.) – Какие ещё слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? («…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно».) Продолжите запись. (Переживания героя, ранимость.) – Обратитесь к записи на доске. Подведём итог проделанной работе. Какие ведущие черты в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (Беззащитность, ранимость, незащищённость, уязвимость и т. п.) – Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову? Как Андрей Соколов реагирует его рассказ? – Как, по­вашему, было принято решение Андреем Соколовым? (Знакомство длилось 3 дня, на 4­й произошёл решающий разговор.) – Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти, – спросил я.» (с. 247). – Кем сказаны эти фразы? (1фраза сказана Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Он герой рассказа. 2 фраза – рассказчиком, который передаёт нам рассказ Андрея Соколова.) – А Шолохов? (Автор.) – Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе.) – Вспомните, в каком произведении, прочитанном в 9 классе, использовался этот же приём? (Повесть «Ася» И. С. Тургенева.) – Как вы думаете, в чём заключается роль Ванюшки в этом отрывке? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: уязвимого положения детей во время войны.) 3. Рефлексия. – Как вы думаете, почему в начале урока, готовясь к анализу фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову Детство? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом Детство могли бы возникнуть у Ванюшки. Чтение 2 – 3 ученических работ. III. Домашнее задание: *Сталкивались ли вы когда­либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы что­нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания?

От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания

В 1959 году история беспризорника Ванюшки, которого в кинодраме Сергея БОНДАРЧУКА «Судьба человека» достоверно сыграл Павел ПОЛУНИН, тронула всех. 19 января нынешнего года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.

В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.

Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, - начал разговор повзрослевший «Ванюшка». - За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола, завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.
- У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.
- В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец - тогда студент ВГИКа - предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самим Шолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя,писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.

Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?
- Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» - вышла так убедительно.
- Сняли с первого раза?
- Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот - сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.

Для ребенка сняться в кино - всегда приключение. Много открытий сделали для себя?
- Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли - мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, - слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
- Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.
- Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали - одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.

А как натурально вы суп уплетали в кадре!
- Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная - я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» - обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный - до сих пор его люблю.
- На что потратили гонорар за роль Ванюшки?
- Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги - булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.


Одноклассники вам завидовали?
- Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. - А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом - плохая примета.

На этом ваша актерская карьера закончилась?
- После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, - в титрах к «Судьбе человека» я значился как Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала - и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.


С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись?
- Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все - даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. А вот от общения с сыном Бондарчука - Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, был занят длинноногими девицами - в то время он вел передачу «Ты - супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?



Рассказать друзьям