Итоги религиозных войн. Особенности реформационного движения во Франции. Причины и основные этапы Религиозных войн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Реформации предшествовало гуманистическое движение за реформу церкви, основанное на религиозном просвещении в рамках католицизма. Здесь ведущую роль играл Жак Лефевр.

  1. Реформация началась во Франции в сер. XVI в. – позже, чем в других странах. Это объяснялось политической стабильностью страны при Франциске I и особым статусом галликанской церкви, хоть и католической, но обладающей статусом национальной и государственной.
  2. Изначально лютеранство не смогло закрепиться во Франции
  3. Затем произошло распространение кальвинизма. Кальвин надеялся на реформацию «сверху», но Франциск I ее не принял. Кальвинизм стал распространяться против воли властей, главным образом на юге и юго-западе Франции.
  4. В основе реформационного движения и религиозных войн во Франции лежали политические противоречия и амбиции разных сторон

Первые кальвинистские церковные организации появляются в 1540-е гг.

Современный национализм гораздо сложнее простого племенничества и является овеществлением идеи нации, с новыми элементами прошлого. Национализм - это идеология, которая воссоздает идею «нации» как метафизическую сущность. Универсализм прав человека и гражданина маргинализирован, а также политические теории общественного договора в пользу этнической принадлежности, приравненной к народу, на натуралистической, исторической и культурной основе, в значительной степени придуманной.

Дух народа, ключевой случай романтизма и государственного тоталитаризма гегелевской печати, был против конституционного универсализма. Консервативные теоретики государства, такие как Де Майстр, Боналд и Доносо Кортес, полагаются на эту концепцию нации против либеральных конституционалистов. Консенсус и политическое участие ушли на второй план в пользу рождения, права на кровь и языка. Политический национализм был наполнен содержательным содержанием, создавая гомогенизирующий и популистский культурный патриотизм.

2/2 XVI в. – период политического кризиса во Франции и религиозных войн, длившихся с короткими перерывами 32 года (1562-1594 ).

Причины религиозных войн :

  1. Изменение политического строя и традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием абсолютизма.
  2. Ощутимые последствия революции цен, негативно сказавшиеся на социально-экономическом положении страны
  3. Реакция на политику абсолютизма в среде господствующего класса
  4. Ослабление королевской власти вследствие гибели на рыцарском турнире Генриха II и восшествии на престол 15-летнего Франциска II – при дворе возросло влияние семьи Гизов, родственников Марии Стюарт, жены короля. Гизы обладали значительной властью и опорой в северо-восточных и центральных провинциях.
  5. На юго-западе и юге Франции под предводительством принцев крови Антуана Бурбона и Конде образовалась гугенотская аристократия, стремившаяся улучшить свое экономическое положение за счет секуляризации, и поэтому легко воспринявшая кальвинизм.
  6. Города сопротивлялись жесткой налоговой политике, желали возврата к прежним свободам самоуправления
  7. Бесплодный результат Итальянских войн, обнаживший всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране.

Основные этапы религиозных войн

Нация была самоцелью, которая должна была оснастить себя государством для подтверждения себя. Здесь произошли новые манипуляции с религиозными. С одной стороны, из-за необходимости идеологической и аффективной легитимации государства-государства в контексте борьбы девятнадцатого века и после мировых войн. На фоне общей воли и с уравнением между нацией и государством возникает идея о нации как о мифической, религиозной, аффективной и священной сущности, к которой жизнь и имущество должны быть принесены в жертву, как и прежде, к абсолютным монархам, которые представляли одно и то же бог.

  1. Начало:
    1. 1560 – Амбуазский заговор – попытка гугенотской аристократии устроить дворцовый переворот. Заговор раскрыт, мятежные дворяне казнены.
    2. После смерти Франциска в 1560 ему наследует малолетний Карл IX – при нем регентша-мать Екатерина Медичи. Пыталась проводить примирительную политику, но была воспринята враждебно как, католиками, так и гугенотами.
    3. 1562 – расправа герцога Франциска Гиза над группой гугенотов в местечке Васси – положило начало религиозным войнам.
  2. Первый период (1562-1570 ): Не особо ожесточенный. Разделение на 2 стороны: 1) католическая группировка на севере, с опорой на Париж. 2) гугеноты под предводительством Бурбонов на юге страны. Закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене – гугеноты получили ряд прав на отправление культа, а также право занимать общественные должности.
  3. Второй период (1572-1576 ): Широкомасштабные военные действия. Главное событие – Варфоломеевская ночь - резня гугенотов в Париже в ночь на 24 августа 1572 , которая произошла вскоре после свадьбы лидера гугенотов Генриха Наваррского и Маргариты Валуа. Вслед за этим на юге было создано сепаратистское гугенотское государство – Гугенотская конфедерация. В ответ в 1576 формируется Католическая лига под руководством Генриха Гиза. По итогам второго периода, требования гугенотов были более-менее удовлетворены.
  4. Третий период: 1580-1594 : дофином (наследником) Франции становится Генрих Наваррский из Бурбонов (потому что король Генрих III был бездетным). В то же время, Генрих Наваррский, по сути, не мог наследовать престол, потому что был отлучен папой, поэтому Генрих Гиз стал готовить переход власти в свои руки и восстановил Католическую лигу. Генрих III же не хотел отдавать престол Гизам. Все это вызвало «Войну трех Генрихов». И, в общем, что-то у них там еще происходило, как описать это кратко, не знаю… я устал.
  5. Окончание: Победа Генриха Наваррского.

§ 7-8. Франции

Патриотизм, который первоначально был благочестием для предков и города принадлежности, переносится в сакрализованную метафизическую сущность, в которой интегрирована концепция гражданства политического либерализма. Бог войны возникает между противоположными странами и религиозными актами снова как легитимационная, мотивационная и аффективная амальгама, которая скрывает экономические и империалистические интересы, лежащие в основе великих мировых пожаров. Обращения Розы Люксембург к пролетариям противоположных стран, чтобы они не вступали в войны, порожденные национальными буржуазией, не нашли дополнения в религии как универсального наднационального инстанса, который бы боролся против динамичной войны.

Вспомните:

1. Какими были особенности социально-е Экономическая развития Франции в конце XV века?

2. Назовите главные черты централизованного государства во Франции в конце XV в.

3. Какими были последствия превращения Франции в централизованное государство?

4 . Какими были причины победы Реформации в Германии?

Каждая сторона сталкивалась с другой, исходя из того, что Бог был с самой нацией. Прохождение нации как форполитической единицы к формулированию между гражданством, национализмом и государством не только радикализировало столкновения между традиционными европейскими национальными государствами, но и подпитывало неудовлетворенность государств, не имеющих гражданства. Воля граждан перестала быть легитимационным органом государства в пользу их народных, этнических и национальных корней. Следовательно, необходимо переписать историю, чтобы адаптировать ее к нуждам народа-нации, которые необходимо было настроить как государство, подтверждающее их собственную идентичность.

5 . Какие признаки сословной монархии вы знаете?

1. Королевская власть

В начале XVII в. Франция была самой населенной страной Европы. В конце XV в. ее населения составляло 14-15 млн, а в середине XVII в. достигло 16-18 млн душ. Подавляющее большинство его жила в деревнях, и страна в целом оставалась аграрной. Объединение Франции в единое централизованное государство было завершено в конце XV в.

Исключительная, ксенофобская и даже расистская динамика были аналогом самоутверждающих усилий национальной этнической идентичности с государственными претензиями, за счет внутренних меньшинств, неизбежным с учетом исторических смесей, мобильности и относительности национальных границ и внешних врагов, в этих случаях соседние города, исповедующие одну и ту же религию.

Критика религии часто сопровождалась сакрализацией идеологий и сектантских проектов, среди которых выделяются национализм и марксизм, которые не только являются политическими идеологиями, но и подлинными космологиями с функциями смысла, мотивации и ориентации, характерными для религий, Часто это приводило к тому, что религиозные группы поднимались к националистической телеге в качестве легитимации инстанций. Они нашли там способ борьбы с секуляризмом и утратой функций религии, увязкой с национальной борьбой и превращением духовенства в одну из их наиболее совершенных групп наставников.

Одновременно с объединением страны крепла власть короля. Генеральные штаты (Сословно-представительный орган власти) не созывались с 1484 Уже король Людовик XII (1498-1515 гг), не советуясь с ними, вел войну за покорение Италии, устанавливал налоги на содержание армии, тратил огромные средства на осуществление своих амбициозных планов.

Трансцендентный идеал перешел от Бога к нации, пробуждая призвания и жертвы, сравнимые с таковыми у мучеников и исповедников традиционных религий. Это политическое манипулирование религией также способствует ослаблению конституционных демократий. Политические и социально-экономические конфликты становятся религиозными, как это произошло в древней Югославии и Северной Ирландии. Манихическое обострение национальных различий пропитано метафизическими, мифическими и религиозными чертами. Борьба за государственную родину становится самоцелью, легитимируя все средства для ее получения.

Следующие шаги по создание во Франции абсолютной монархии было сделано за Франциска I (1515-1547 гг.) Он сумел подчинить своей власти католическую церковь. В 1516 г. Франциск I достиг договоренности с П апою Р имським Львом Х, по которой король сам назначал на высшие церковные должности, а папа только утверждал его решения. Церковные лица стали подчиненными короля. Все дела жизни страны решались на Королевском совете, готовившей указы короля, решала важные судебные дела, назначала новые налоги. Для утверждения нового указа или налога Франциском I достаточно было написать: "Такая моя добрая воля".

Это стремление к полноте государственного суверенитета религиозно приобретает мессианский характер, что делает религию поддерживающей ее провиденциальным инструментом для того, чтобы народ стал государством. Следовательно, легитимация соучастия религий, которые теоретически провозглашают права человека и всеобщее братство, в то время как на практике они поддерживают исключающую политическую концепцию. Он объединяет абстрактный универсализм и разрешительную практику с нарушением прав человека тех, кто выступает против псевдорелигиозного мифа о нации.

Рис. Франциск I

Королевские юристы публично провозглашали, что власть короля никем и ничем не ограничивается. Во время одного из заседаний Парижского парламента (высшего органа, который рассматривал судебные дела) его президент провозгласил, обращаясь к Франциска I: "Вы стоите выше законов, законы и ордонансы не могут Вас заставлять, и вообще нет никакой власти, которая могла бы Вас к чему заставить ".

Проблема сохраняется и по сей день. Красный герой, который жертвует собой для будущих поколений, мастерски описанный Блохом, и мученик, который умирает за отечество, свидетельствует о том, как существуют формы внутривременного трансцендентности, которые заменяют религиозную. Поскольку причина Бога проваливается на Западе, как объявил Ницше, более необходимыми являются священные причины в мире, к которым их сторонники посвящают себя религиозному пылу. С богословской точки зрения существует тесная связь между смертью еврейского христианского Бога, который по трансцендентности всегда позволяет дистанцироваться от внутриисторических проектов и появления идолов, к которым люди жертвуют жизнью и гасиендами.

Свою власть король осуществлял, опираясь на огромную армию чиновников. Ни в одной стране тогдашней Европы не было такого количества чиновников. Создавать новые должности королю было чрезвычайно выгодно, так как подавляющее большинство должностей продавалась за деньги, которые поступали в королевскую казну.

Интересно знать

Однако с богословской, этической и политической точки зрения необходимо подтвердить, что главным вариантом всегда является жертва. Ни Бог, ни отечество, ни царь не могут служить оправданием для нарушения прав человека. Мы должны защищать жертв любой тоталитарной идеологии, включая религию и национализм.

Парадокс заключается в том, что передача функций от положительной религии к псевдорелигиозному национализму несет в ней в среднесрочной и долгосрочной перспективе постепенную эрозию легитимативной религии. Чем более идеальной является цель и чем универсальнее ее упоминание, тем легче извращение верований. Религиозный фанатизм и политический терроризм являются результатом коллективных проектов, мобилизаторов чувств и причин, которые не были способны к самокритике.

Итальянские войны. В конце XV ст. французские короли начали войны за завоевание богатых итальянских земель, которые продолжались более полувека (1494-1559 гг.) Во всей Европе были известны итальянские художники, инженеры и ученые, а главное, что привлекало Францию, - центр католического мира - город Рим. Подчинив его, французские короли могли претендовать на председательство в всем западном христианском мире. Побудило французов к попыткам подчинения Италии и то, что она оставалась политически раздробленной страной.

Следовательно, они оказались абсолютизированными, согласно лозунгу, что конец оправдывает средства. В Исламе мы вновь находим другую ситуацию, как с точки зрения национализма, так и религии. Первоначально исламский модернизм возглавляли Аль-Афгани и Мухаммед Абду, которые были великими распространителями панисламического идеала, союза всех мусульман и модернизации ислама, которые они стремились открыть для западной науки и техники. Однако модернизация национализма выбрала нерелигиозное решение при Мустафе Кемале, которое было переименовано в Кемаль Ататюрк в Турции.

Поводом к итальянских войн стали наследственные права французского короля Карла VIII (1483-1498 годы) на некоторые итальянские земли. Начало войн был очень успешным для французов. Однако постепенно война затянулась и приобрела длительный характер. Возмущенные насилиями и грабежами французов итальянские государства стали объединяться для борьбы против захватчиков. Французы были вынуждены оставить Италию, ничего не достигнув.

Он отменил Османскую систему и создал систему, основанную на народном суверенитете, с западной конституцией, светским образованием и заменой религиозного права на гражданское право. Суфийские ордена, одежда и другие религиозные облик, такие как завеса, а также полигамия и арабский шрифт были подавлены. Это также то, что пытался совершить шах Персии, отменил религиозные школы, лаконировал образование и предпринял модернизацию страны против ислама на основе сильной военно-политической диктатуры, до свержения в обоих случаях, была попытка модернизация, основанная на радикальном ограничении роли религии в обществе, которая стремилась к секуляризации в рамках светского государства.

Король Франциск I продолжил 1521 борьбу за покорение Италии. Однако ситуация в Европе в то время изменилась. Император Священной Римской империи Карл V не желал усиления влияния Франции в Европе. С тех пор более чем на два века главным противником Франции в Европе стали Габсбурги.

Несмотря на отдельные военные успехи и значительный дипломатический талант Франциска I, для борьбы против Габсбургов в Европе сделал своим союзником турецкого султана Сулеймана I Великолепного, французская армия терпела поражения. После неудачной для французов битвы у Павии в 1525 г. Франциск I даже оказался в плену. Уверен в легкой победе, Карл V вторгся 1544 на территорию Франции и начал наступление на Париж. Однако сопротивление французов заставил Карла V отказаться от своих планов. Он заключил соглашение с Франциском I, по которой обе стороны отказались от своих завоеваний. По преемника Франциска I короля Генриха II (1547-1559 гг) войны возобновились. Однако достичь решающего успеха ни одна сторона не смогла. Окончательно войны завершились миром, заключенным 1559 в городе Като-Камбрези между Генрихом II и сыном Карла V испанским королем Филиппом II. По соглашению Франция окончательно отказывалась от своих претензий на Италию, но с согласия Филиппа II получала земли Лотарингии. Англия, воевавшая на стороне Габсбургов, соглашалась вернуть город Кале, которым англичане владели со времен Столетней войны. Таким образом было завершено объединение земель Франции почти в ее современных границах.

Однако вес религии в гражданской жизни был слишком сильным, и религия не принимала подчинения частной сфере, поскольку это противоречило гораздо более глобальной концепции ислама как культуры, а не просто религии. Эти изменения указывают на то, что в настоящее время существует мысль, которая усложняет процесс примирения между исламской религией и индустриальной, культурной и социально-политической модернизмом, что является фундаментальной проблемой для сегодняшнего ислама. Противоположным течением является «Братьев-мусульман», которые стремятся оживить ислам, с неофундаменталистскими доктринами наряду с современными и политически бороться за исламское государство.

Кроме небольших территориальных приобретений, итальянские войны не принесли Франции желаемых результатов. Одним из последствий итальянских войн стало то, что среди французов нашли немало сторонников итальянская мода, обычаи, искусство и литература. В Париже в стиле итальянской архитектуры был построен новый королевский дворец - Лувр, а королевский двор стал центром распространения новой культуры - Возрождения, которая пришла из Италии.

Это гетерогенное движение, в котором есть очень экстремистские группы, не только западные, но и противостоящие правительствам мусульманских стран, таких как Египет и Сирия. Эти группы склонны к Богу войны и стремятся восстановить шариат, закон с исламскими корнями, в их обществах, как это произошло в шиитском Иране, в котором создана исламская республика, где доминирует самый фундаменталистский сектор. В Иране исламская жизнь была навязана всем слоям общества, хотя существует повсеместная и разнообразная оппозиция постреволюционному режиму, что является показателем того, что удовлетворительная система не найдена между требованиями современного общества и возрождение ислама.

2 . Общественное развитие

Наиболее влиятельной частью населения Франции в начале XVI ст. было дворянство. Французское дворянство в отличие от немецкого не стремилось независимости. Положение привилегированного положения в централизованном государстве его устраивало, поскольку дворяне получали огромную плату, пенсии, подарки от короля. Оставалось всего несколько родов старой знати (Гизы, Бурбоны, Монморанси), которые еще сохраняли большое влияние и объединяли вокруг себя сторонников из числа средних и мелких дворян.

Это великая проблема, с которой сталкивается сегодня ислам, и причиной многих внутренних кризисов и разногласий, особенно в странах с сильными меньшинствами, не относящимися к муллам, как это имеет место, особенно в Азии. Кроме того, в Израиле существует смесь национализма и религии после дистанции между сионизмом и предыдущей религией создания еврейского государства. В Израиле есть группы, такие как «Группа верных» или «Хранители города», которые защищают крайнее религиозное православие вместе с висцерально антиарабским национализмом.

В составе единого привилегированного сословия французского дворянства в это время сложились две самостоятельные слои - старое и новое дворянство.

Начиная с середины XV ст. в состав наследственного, родовитого дворянства, происходившее из старинных рыцарских родов вливались за можно горожане (улицы, цеховые мастера), которые получали дворянство покупкой, через королевскую милость или владения должностью высокого рагу. отныне говорили что есть "Дворяне шлаги" ("Дворяне, происходит из дворянского рода") и обычные дворовые.

На самом деле, он представляет собой автономную форму самоуправления в государстве Израиль, с социально-политическими требованиями, основанными на Библии, и осуществляет четкую опеку над израильским обществом в таких областях, как семейная и гражданская жизнь. В Израиле мусульманские и христианские арабские граждане не имеют права голоса, что вводит религиозные и расовые элементы в политическую ситуацию. Израиль разорван между светским государством в рамках секуляризованного общества с широкой свободой и уступками еврейской религии и тенденцией к полуконфессиональному государству, в котором религия остается матрицей общества.

Разница между старым и новым дворянством заключалась в отсутствии равных привилегий. Новый дворянин не был обязан военной службой, которая оставалась привилегией родовитого дворянства. Военная служба освобождала потомственное дворянство от уплаты налогов. Новое дворянство не платило налогов только если оставляло свою предыдущую торговую или финансовую деятельность.

Путь в дворянство через посты в государственном аппарате был самым распространенным. В начале XVII ст. во Франции сложилась многочисленная прослойка чиновничьего дворянства, которое называли "дворянством мантии". Оно скупало земли родовитого дворянства, которое разорилось во время "революции цен ", объединяло свою деятельность а государственной службе с дворянским землевладением.

В XVI-XVII вв. в Франции формировались рыночные отношения. Этот процесс происходил довольно медленно: мешали феодальные пережитки, сословные привилегии дворянства и духовенства, отсутствие политических прав у предпринимателей. Характерной чертой тогдашней Франции было рост числа состоятельных предпринимателей-буржуа и их несоответствующее положение в обществе.

Центрами формирования новых отношений становились города. Центром развития парфюмерии, ювелирного дела, изготовление стеклянной посуды, мебели, одежды сделался Париж, столицей французского книгопечатания и банковского дела - Лион. Четыре раза в год здесь происходили знаменитые лионские ярмарки, в которых принимали участие купцы со всей Европы. При осуществлении торговых операций купцы начали использовать вместо металлических денег письменные кредитные обязательства. Крупнейшим портовым городом, через которое осуществлялась средиземноморская торговля Франции, оставался Марсель. Вместе росло значение западных и северных портов, расположенных на побережье Атлантического океана, - Бордо, Ла-Рошели, Нанта, Гавра.

Постепенно в большинстве отраслей французской промышленности мануфактуры вытеснили цеховое ремесло. Особенно много мануфактур появилось в области производства сукна, льняных и шелковых тканей. На знаменитых Лионских шелковых мануфактурах работало около 12 тыс. наемных работников. Впрочем, по сравнению с Англией и Нидерландами формирования рыночных отношений во Франции происходило гораздо медленнее, подавляющее большинство населения страны, по-прежнему была занята в сельском хозяйстве.

С развитием предпринимательства и торговли во Франции формировалась буржуазия. Она играла значительную роль в развития экономики, занимала деньги обедневшему "Дворянству шпаги" , Но оставались политически бесправной. Однако, что более возрастала мощь буржуазии, тем больше она искала возможностей влиять на государственную жизнь. Исходя из своих интересов, буржуазия поддерживала королевскую власть в ее борьбе против старого дворянства за единство и целостность страны. Одновременно приобретая государственные должности, буржуа становились “д ворянамы мантии ".

3 . Реформация во Франции

В 20-е гг XVI ст. во Франции начали распространяться реформаторские идеи. Зарождение идей реформы церкви в Франции началось также в гуманистических кругах. Ярым сторонником идеи очищения церкви был выдающийся гуманист Лефевр дьЕтапль (1450 или 1455-1536 или 1539), который изложил свои взгляды на реформу церкви еще 1512, за пять лет до знаменитого выступления М. Лютера. Он первым сформулировал два определяющих принципы будущей Реформации - оправдание верой и необходимость признания Священного Писания единственным источником религиозной истины. Тогда же он начал переводить Библию на французском языке. Лефевр своей деятельностью подготовил Реформацию, хотя сам и не стал протестантом.

Большой влияние на развитие протестантизма во Франции имело распространение идей Лютера с переселением туда его последователей из Германии. В Южной Франции появилось немало сторонников кальвинистского учения. Сторонников кальвинистского учения во Франции называли гугенотами (От захидношвейцарського - "общий", "Товарища").

Рис. Франция в Х V И - первой половине Х V II в.

Однако большинство французов кальвинизм не поддержала. Население севера страны, в том числе Парижа, оставалось приверженцами католицизма. В отличие от Германии, католическая церковь во Франции подчинялась королю и была символом национальной единства страны. Наконец, крестьянство, составлявшее большинство населения, также было верным католицизму.

Король Франциск I протяжении длительного времени не чинил препятствий распространению реформационных идей, поскольку во время борьбы против Карла V пользовался немецких князей-протестантов. Однако в середине 15 30-х гг король решил, что протестанты слишком распоясались, и начал их преследовать. В 1535 г. было арестовано 300 протестантов и 35 приговорены к сожжению. С 1540 г. в стране развернула деятельность инквизиция. Новый король Генрих II в первый год своего правления создал для борьбы против кальвинистов специальную "Огненную палате ", которая за первые три года деятельности приняла 500 обвинительных приговоров.

Но это не могло остановить распространение реформационных идей во Франции. Среди населения страны углублялся раскол на сторонников и противников Реформации.

4 . Причины и начало гражданских войн

На рубеже 50-60-х гг Франция переживала тяжелый кризис. Расчеты французских дворян на военную добычу, новые земли и должности вследствие итальянских войн не оправдались. Разочарованные дворяне обвиняли в неудачах короля. К тому же "революция цен" привела к резкому уменьшению их доходов. В этой ситуации реформаторские идеалы привлекали дворянство прежде всего возможностью захватить церковные земли. Вместе с тем те, кто оставались верными королю и католической церкви, рассчитывали получить в награду за свою верность владения противников.

Итак, большинство французского дворянства размышляла, к которому группировки присоединиться с большей выгодой для себя. Во главе сторонников католической церкви стояла семья Лотарингский герцогов Гизив . Вождями гугенотов были принцы из семьи Бурбонов, которым принадлежало королевство Наварра на границе Франции и Испании.

Оба группировки опирались на поддержку других государств. Католиков поддерживал король Испании Филипп II, кальвинистов - английская королева Елизавета, немецкие князья и швейцарцы.

Между этими двумя группировками и начались войны, продолжавшихся 36 лет (1562-1598 гг) и получили название гугенотских (религиозных) или гражданских войн.

Причинами войн было обострение религиозной борьбы между католиками и кальвинистами и усложнение политической ситуации в Франции на рубеже 50-60-х гг

Французское правительство пытался проводить политику веротерпимости.

В целях достижения компромисса между католиками и кальвинистами 1560 в Орлеане после 75-летнего перерыва было собрано Генеральные штаты. Но примирить враждующие стороны не повезло. В 1562 г. был сделан еще одну попытку достичь мира - опубликовано эдикт (указ), по которому кальвинисты получили право открыто собираться и осуществлять свои богослужения, но только вне городских стен. По замыслу сторонников политики веротерпимости это должно было улучшить ситуацию но вышло наоборот: кальвинисты (Которые преимущественно были мещанами) считали это разрешение оскорблением, а у католиков эта уступка вызвала раздражение. Через месяц и стране началась гражданская война.

Поводом к войне стало убийство гугенотов в городе Ва с си. Герцог Гиз в марте 1562, проезжая со своим отрядом через него, напал на гугенотов, собравшихся отправлять богослужение. Было убито 23 человека и почти 200 ранены. Католический Париж встретил Гиза как героя. Францию охватила война.

Первые десять лет не были особенно жестокими. Обе группировки пытались подчинить своему влиянию короля Карла IX (1560-1574 гг.) Мать короля Екатерина Медичи, коварная и хитрая, умело маневрировала между католическим и кальвинистским дворянскими группировками, добиваясь ослабления их в взаимной борьбе. Она не останавливалась перед отравлением и убийством своих врагов. Заметив, что вождь гугенотов Колиньи имел влияние на Карла IX Медичи решила отстранить его руками герцога Гиза. Она подговорила католиков уничтожить всех протестантских вождей, собравшихся в Париже по случаю свадьбы вождя гугенотов Генриха Бурбона с сестрой короля Маргаритой 24 августа 1574, в день святого Варфоломея.

Рис. Карл IX

5. Варфоломеевская ночь

Екатерина Медичи убедила Карла IX , Что гугеноты хотят его убить. Напуганный король предал адмирала Колиньи и поддержал католиков.

Накануне дня святого Варфоломея м иж 2-ю и 4-й часами ночи 24 августа 1572 заколотил колокол Сен-Жерменской колокольни. Его поддержали все церкви Парижа. Это стало сигналом для католиков. Дома гугенотов было заранее замечено белыми крестами. Гугенотов убивали безоружными, в постелях, не жалея детей и женщин. Адмирала Колиньи был убит, других вождей гугенотов заставили принять католическую веру. Резня продолжалась еще несколько дней и в других городах Франции. В течение двух недель после Варфоломеевской ночи по всей Франции было истреблено более 30 тыс. протестантов.



Рис. Варфоломеевская ночь

Интересно знать

В те дни общей ненависти к протестантам исключением оказалась поведение губернатора города Байон на юге Франции виконта дьОртеса. В ответ на приказ короля уничтожить в городе всех гугенотов он заявил: "Ваше Величество! В верном Вам городе Байон живут славные мужчины и порядочные женщины, храбрые солдаты и трудолюбивые ремесленники, готовы отдать жизнь за Ваше Величество, но я не нашел в числе них никакого палача ".

Последствия Варфоломеевской ночи оказались иными, чем ожидала Екатерина Медичи: война между католическим и гугенотских лагерями вспыхнула с новой силой.

Гугеноты убедились, что королю доверять нельзя и что они являются меньшинством в стране, поэтому развернули борьбу за изменение королевской династии и создали 1576 г. юге Франции настоящую гугенотские государство - Конфедерацию с отдельными органами правления, налогами, войском. Ее возглавил Генрих Наваррский.

Королем Франции после смерти Карла IX стал Генрих III (1574-1589 гг.) Отсутствие у короля потомков превращала Генриха Наваррского в вероятного кандидата на престол. Возможность появления короля-гугенота побудила католиков к активным действиям. В 1585 г. было создано Лигу - федерацию католических городов. Во главе Лиги стал Генрих Гиз, выдвинувший претензии на французскую корону. В Лигу вошли северное дворянство и города севера во главе с Парижем. Страна раскололась на две части: гугенотский юг и католическую север. Обе части вели борьбу между собой и одновременно выступали против короля.

Рис. Генрих III

6 . Завершение гражданских войн

С обострением борьбы между гугенотской Конфедерацией и католической Лигой Франция все больше погружалась в пропасть безвластие. Король Генрих III оказался несостоятельным контролировать ситуацию. Генрих Гиз требовал от короля лишить Генриха Наваррского права на преемство престола. Король в ответ объявил о роспуске Лиги и вызвал в Париж войска. Гиз поднял народ Парижа на борьбу против короля. Повстанцы успешно противодействовали войскам. Король Генрих III запаниковал и после убийства Генриха Гиза бежал из окруженного Парижа искать помощи у Генриха Наваррского.

Король заключил союз с гугенотами и с их помощью получил Париж. Но вскоре Генриха III убил фанатик-лигистов, который спрятал отравлен чем во монашеской рясой.

Во Франции наступило междуцарствия. В стране оказали произвол иностранные наемники, католические и гугенотские отряды. Вспыхивали многочисленные крестьянские восстания. Франция оказалась перед угрозой национальной гибели. Король Испании Филипп II и папа римский даже рассуждали об избрании королем Франции испанского принца.

Напуганные анархией в стране дворянство и буржуазия соглашались признать королем Генриха Наваррского, но требовали от него перейти в католицизм. Генрих ответил на это словами, что сразу стали крылатыми: "Париж стоит мессы!" (месса - католическая церковная богослужение) и согласился стать католиком.

В 1594 г. Генрих Наваррский стал королем Генрихом IV (1594-1610 гг) и, не встретив никакого сопротивления, прибыл в Париж.

Целью своего правления новый король считал восстановление гражданского мира, прекращение религиозных споров, возвращение Франции ее былого могущества.

Фигура в истории

Генрих IV происходил из семьи Бурбонов и начал новую королевскую династию в Франции. С молодых лет отличался веселым нравом, любил рыцарские турниры, охота. Пользовался благосклонностью простого народа. До того как Геприх Наваррский занял королевский троп он неоднократно менял свои религиозные предпочтения - от гугенота к католика и наоборот, когда считал это полезным для себя и для Франции.

Гугенотские войны завершились изданием в 1598 г. Нантского эдикта. Католицизм признавался господствующей религией, но гугеноты получили разрешение свободно исповедовать свою веру и образовывать религиозные общины во всех городах, кроме Парижа. Они могли занимать любые государственные должности. Как гарантию осуществления этого соглашения гугеноты сохраняли на юге 200 крепостей с гарнизонами и 25-тысячную армию.

Значение мантського эдикта заключалось в том, что он положил конец войнам между гугенотами и католиками, предоставил гугенотам свободу вероисповедания и ее гарантии

7. Подъем Франции при Генрихе IV

Генрих IV получил у французов прозвище "добрый король". При нем был дан порядок подупавшего за годы войн хозяйству страны, введено наблюдение за сбором налогов, после чего государственные чиновники вернули в казну "забытые" 3600 000 ливров, налоги с населения было упорядочено и уменьшена. Генрих IV понимал, что благосостояние и процветание Франции создаются ее работниками, защищал крестьян от произвола господ. Французы запомнили высказывание короля о том, что благосостояние во Франции наступит тогда, когда у каждого крестьянина в воскресенье в горшке вариться курица.

Наведение порядка в сборе налогов и осуществление мероприятий, направленных на восстановление и развитие экономики, были прежде всего связаны с деятельностью первого министра короля Сю л лі (1560-1651).

Фигура в истории

Сю л ли считал, что восстановить экономику Франции можно лишь содействием развитию сельского хозяйства. "Земледелие, - говорил первый министр, - являются настоящими рудниками и перуанскими сокровищами Франции ". Он считал, что развитие сельского хозяйства начнется лишь после уменьшение бремени налогов, уплачиваемых французскими крестьянами. Поэтому по приказам Сюли было упорядочено и уменьшено взыскания налогов с крестьян, отменены долги за прошлые годы. Благодаря тому, что первый министр строго наказывал тех собирателей налогов, которые пытались присваивать их, поступление денег в королевской казны не уменьшилось. Сюли осуществил и другие мероприятия: было организовано осушки болот, государство способствовало распространению новых культур (кукурузы, свеклы, кормовых трав).

Правительство Генриха IV уделял большое внимание и развитию отечественной промышленности. Ремесленников были освобождены от ограничений на развитие, накладывались цеховыми уставами, созданы благоприятные условия для расцвета мануфактурной промышленности. Ввоз иностранных промышленных изделий было ограничено, а вывоз отечественного сырья запрещалось. С королевской казны даже предоставлялись субсидии владельцам мануфактур для расширения производства. Появились привилегированные королевские мануфактуры, изготовлявшие шелк, фаянсовые изделия, духи.

Политика, которую осуществлял для возрождения экономики Франции правительство Генриха IV, приобрела характер меркантилизма, когда государство активно вмешивалось в хозяйственную жизнь, предаваясь протекционизма (Защиты) собственных производителей.

Свою внешнюю политику Генрих IV направлял на развитие заморской торговли. По его поддержки был открыт Схидноиндийську торговую кампанию. В 1604 г. началась колонизация французами Канады - экспедиция Шамплена создала здесь первую колонию.

Интересно знать

Земли Восточной Канады были открыты и исследованы французом Жаком Картье в 1534 Исследуя реку Святого Лаврентия, он нашел поселение индейцев-охотников, которых местные жители называли "канада". Так возникла название открытых земель.

Своими главными врагами в Европе Генрих IV считал испанских и немецких Габсбургов. Он пытался противодействовать попыткам испанского короля Филиппа II подавить Реформацию, понимая, что усиление Испании задевать интересы Франции. Считая войну с Габсбургами неизбежной, Генрих IV и Сюли энергично готовились к ней. Однако в разгар подготовки к войне Генриха IV был убит. 14 мая 1610 король погиб от кинжала фанатичного католика Франсуа Равальяка, который, возможно, отомстил за Нантский эдикт.

8. Укрепление абсолютизма за Ришелье

Энергичным продолжателем дела Генриха IV стал первый министр короля Людовика X III (1610-1643 гг) кардинал и герцог Ришелье (1586-1642).

Фигура в истории

Ришелье родился в небогатой дворянской семье. Сначала собирался поступить в войска, но потом решил служить церкви. В 23-летнем возрасте стал епископом. Имел незаурядные литературные способности, получил хорошее образование, был честолюбивым и энергичным. Когда ему исполнилось 30 лет, стал кардиналом. С 1624 г. - член Королевского совета, впоследствии - первый министр Франции (глава правительства). Протяжении 18 лет фактически правил Францией за нерешительного Людовика XIII. Как метко заметил один из современников кардинала, "Людовик XIII лишь носил корону, а Ришелье имел скипетр".

Рис. Кардинал Ришелье

Одним из главных задач кардинал считал усиление авторитета королевской власти. В своем "Политическом завещании", составленном в виде письма к королю, Ришелье писал: "Когда Вы, Ваше Величество, решили оказать мне большое доверие в управлении Вашими делами, гугеноты делили государство с Вами, а вельможи вели себя так, вроде не были Вашими подданными. Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства ". Для достижения этого Ришелье прекратил созыв Генеральных штатов, ограничил права Парижского парламента. Постепенно все начали привыкать к тому, что единственным источником власти является король.

Насущной необходимостью, без решения которой Францию нельзя было считать цельной государством под неограниченной властью короля, была ликвидация гугенотской республики на юге страны. Война против гугенотов, начавшаяся 1620 г., продолжалась 8 лет и завершилась победой королевской армии. Крепости гугенотов были разрушены. В 1629 было принято "Эдикт милости" , по которому гугенотам разрешалось исповедовать веру, но запрещалось иметь гарнизоны и крепости.

Кардинал развернул решительную борьбу против старой родовитой аристократии. Всех, кто не желал повиноваться королевской власти, был отправлен в изгнание или осужден, их замки разрушены. Под угрозой смертной казни было запрещено дуэли - поединки между дворянами. Ришелье даже приказал казнить дуэлянта Бутвиля, хотя восхищался его храбростью и мужеством. Для выполнения своих решений на местах кардинал реорганизовал систему управления и сделал ее зависимой от короля. В провинции назначались интенданты - Королевские чиновники, которые полностью отвечали за поступление налогов и состояние дел в провинциях.

В экономической политике Ришелье заботился о развитии торговли, способствовал основанию торговых компаний (за годы его правления были созданы 22 такие компании. Сам Ришелье был главным участником торговой кампании "Новая Франция", осуществлявшей колонизацию французами Канады. По Ришелье Франция начала создавать свою колониальную империю, вести соперничество и борьбу против Англии и Голландии за захват новых территорий.

Во внешней политике первый министр делал все, чтобы поднять престиж Франции в европейских делах. Своим главным врагом в Европе он считал Испанию, поэтому поддерживал ее врагов - немецких протестантских князей, Голландию, Данию, Швецию. В 1635 г. Франция вступила в Тридцатилетнюю войну. З авдякы дипломатическому искусству кардинала Франция добилась ослабления влияния Испании в Европе.

Для проведения своей политики Ришелье требовал много средств. Налоги возросли в несколько раз, что в конце 30 - начале 40-х гг привело к многочисленным крестьянских выступлений.

Большого внимания кардинал придавал развитию науки, культуры, но требовал от деятелей культуры поддержки его политики. По Ришелье во Франции с 1631 г. начала выходить первая газета. Кардинал сам писал к ней статьи, а газета восхваляла успехи его политики.

Ришелье умер 1642 г., а в следующем году умер король. Абсолютизм в стране за годы правления Людовика XIII значительно усилился, но своего апогея он достиг во время правления "Короля-солнца" - Людовика XIV.

Документы. Факты. Комментарии

1. Выдержка из "Комментариев о Французское королевство ", составленных 1561 послом Венецианской республики Микеле Суриано

"Количество народа во Франции очень велика, поскольку она насчитывает более 140 городов... Один только Париж насчитывает, как говорят, от 4 до 5 сотен тысяч жителей. По своему положению и достоинством каждый из жителей может принадлежать к одному из трех состояний, откуда и берут начало три чины королевства: первый чин - духовенство, второй - дворянство, третий не имеет отдельного названия, и поскольку он состоит из людей разного положения и занятий, то может быть назван состоянию народа вообще.

Духовенство таит в себе большое количество третьего сословия и много иностранцев, или за услуги, предоставленные королю, или благодаря королевской благосклонности пользуются королевскими бенефициями, но дворянство составляет наибольшую часть духовенства.

Дворянством называют тех, кто пользуются привилегией не платить налогов и обязаны нести только личную военную службу. В состав дворянства входят и принцы, и бароны.

Третье сословие состоит из людей пера, которых называют также людьми длинной мантии, купцов, ремесленников, плебеев и крестьян. То люди мантии, кто имеет степень президента или советника или имеет схожее звания, становится дворянином и привилегированным благодаря своей должности и считается таким за свою жизнь.

Купцов, которых в наши дни считают господами денежного богатства, всячески льстит и впадают около них, но никакими преимуществами и достоинством они не пользуются, потому что любая торговая деятельность считается зазорным для дворянства. Они, таким образом, относятся к третьего сословия: платят налоги такие же, как и неблагородные и крестьяне, а положение последних труднее, поскольку их все равно притесняют и король, и дворяне ".

Подумайте:

1. По которым критериями автор документа оценивает величие государства?

2. Которые общественные слои славнее в документе? Как их охарактеризован?

2 . Выдержка из "Политического завещания" Ришелье

"Я говорю, что дворянство следует рассматривать как один из главных нервов государства, который может способствовать сохранению и усилению.

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они ведут себя хорошо, но нужно быть с ними суровыми, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их происхождения. Я со всей твердостью говорю, что те, кто отстали от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью постоянно и твердо, как требуют законы государства, заслуживают быть лишенными блеска своего происхождения и принужден нести часть забот народа.

Поскольку честь для них должна быть дороже при жизни, их следует наказывать скорее лишением первой, чем последнего...

Если ничего не следует забывать, чтобы сохранить дворянство в истинной доблести его предшественников, то время не надо ничего делать, чтобы сохранить за ним владения подаренной земле или беспокоиться возможным приобретением новой ".

Подумайте:

1. Какое место в государству отводил Ришелье дворянству?

2. Чем, по вашему мнению, вызвана такая позиция Ришелье?

Вопросы и задачи

1. Приведите примеры, подтверждающие формирование абсолютной монархии в первой половине XVI в. во Франции.

2. Какими были причины и последствия итальянских войн?

3. Расскажите о формировании капиталистических отношений во Франции в XVI-XVII вв.

4. Которым было положение дворян и буржуа?

5. Расскажите о распространении реформационных идей.

6. Какими были причины гражданских войн? Что стало поводом к ним?

7. Какие события в истории Франции получили название "Варфоломеевская ночь"? Какими были их последствия?

8 . Расскажите о завершении гражданских войн во Франции.

9 . Дайте оценку деятельности короля Генриха IV.

10 . Составьте таблицу "Основные меры политики кардинала Ришелье" по схеме:

11. Ради чьих интересов действовал Ришелье? Приведите факты, подтверждающие вашу позицию.

12 . Составьте исторический портрет кардинала Ришелье.

Запомните даты:

1562-1594 гг - Гражданские (религиозные) войны во Франции.

1598 - Нантский эдикт.

1629 - "Эдикт милости".



Рассказать друзьям