Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. Творческое задание - сочинение на тему: «Анализ художественного произведения искусства на примере картины Анализ произведения живописи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этот план понадобится весь год, в том числе для семинаров в музее.

1. Введение

  • О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.
  • Цель и задачи работы (4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?
  • Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…

    2. Описание и анализ произведения

    В каждой из подчастей проводится взаимосвязь между формальным приёмом и образом . В случае сравнения описание и анализ либо идут последовательно (второе произведение сравнивается с первым), либо параллельно.

  • Описание произведения . Что изображено? Жанр, тема, сюжет.
  • Композиционная схема и её функции
    • размер
    • формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)
    • геометрические схемы
    • основные композиционные линии
    • равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым,
    • последовательность рассматривания
  • Пространство и его функции.
    • Перспектива, точки схода
    • плоскостность и глубина
    • пространственные планы
    • дистанция между зрителем и произведением, место зрителя в пространстве картины или вне его
    • точка зрения и наличие ракурсов, линия горизонта
  • Светотень, объём и их роль.
    • объём и плоскость
    • линия, силуэт
    • источники света, время суток, эффекты освещения
    • эмоциональное воздействие света и тени
  • Цвет, колорит и его функции
    • преобладание тонального или локального колорита
    • тёплый или холодный колорит
    • линейность или живописность
    • основные цветовые пятна, их отношения и их роль в композиции
    • тон, валеры
    • рефлексы
    • эмоциональное воздействие цвета
  • Фактура поверхности (Мазок).
    • характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура)
    • направленность мазков
    • размер мазка
    • лессировки

    3. Заключение

    Повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.

  • Анализ живописного произведения на уроках изобразительного искусства. Из опыта работы

    Гапоненко Наталья Владимировна, руководитель РМО учителей ИЗО и МХК Новоильинского района, учитель изобразительного искусства МБНОУ «Гимназия № 59»,г. Новокузнецка

    «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь… Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Зритель, слушатель, читатель должны быть вооружены знаниями, сведениями… И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнут в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!»

    Д.С. Лихачев

    Искусство – один из важных факторов формирования личности человека, основа для формирования отношения человека к явлениям окружающего мира, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания.

    Одной из целей изучения предмета «Изобразительное искусство» является освоение художественного образа, то есть способность понимать главное в произведении искусства, различать средства выразительности, которые использует художник для характеристики данного образа. Здесь выполняется важная задача развития нравственно-эстетических качеств личности посредством восприятия произведений изобразительного искусства.
    Попробуем рассмотреть методику обучения восприятию и анализу картин

    Методика обучения восприятию и анализу картин

    Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на словесные, наглядные и практические.

    Словесные методы.

    1. Вопросы:

    а) на понимание содержания картины;

    б) на выявление настроения;

    в) на выявление выразительных средств.

    В целом вопросы побуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали, но не терять при этом целостного ощущения художественного произведения.

    2. Беседа:

    а) как вступление к занятию;

    б) беседа по картине;

    в) итоговая беседа.

    В целом метод беседы направлен на развитие умения учащихся выразить свою мысль, на то, чтобы в беседе (рассказе педагога) ребенок мог получить речевые образцы для этого.

    3. Рассказ учителя.

    Наглядные:

    Экскурсии (виртуальная экскурсия);

    Рассматривание репродукций, альбомов с картинами известных художников;

    Сравнение (картин по настроению, средствам выразительности).

    Практические:

    Выполнение письменных работ по картине;

    Подготовка докладов, рефератов;

    На уроках изобразительного искусства целесообразно сочетать разные методы работы с произведениями искусства, делая упор на тот или иной метод учитывая подготовленность учащихся

    Работа с картиной

    А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

    С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего, от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.

    Работа с картиной предполагает несколько направлений:

    1) Изучение основ изобразительной грамоты.

    На уроках учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства, жанрами, со средствами выразительности видов искусства. Учащимся прививаются навыки использования терминологии искусства: тень, полутень, контраст, рефлекс и т.д. через словарную работу, вводятся термины по искусствоведению, изучаются законы композиции.

    2) Узнавание о жизни, творчестве художника.

    Подготовка учащихся к активному восприятию картины чаще всего осуществляется в процессе беседы. Содержанием беседы обычно являются сведения о художнике, история создания картины. Прослеживая жизнь художника, целесообразно остановиться на таких эпизодах, которые повлияли на формирование его убеждений, дали направление его творчеству.

    Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны : рассказ учителя, научный фильм, иногда выступления с сообщениями поручаются учащимся.

    3) Использование дополнительной информации.

    Восприятию картины способствует обращение к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию картины. Использование литературных произведений подготавливает почву для более глубокого восприятия и осмысления детьми живописного полотна знакомства с сюжетом мифа.

    Огромное значение для понимания сюжета картины играет историческая ситуация в изучаемой стране, в конкретный временной отрезок, стилистические особенности искусства.

    4) Рассматривание картины.

    Умение рассматривать картину – одно из необходимых условий развития восприятия, наблюдательности. В процессе рассматривания картины человек видит в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам . Ученик, рассматривая картину, обращает внимание на то, что его волнует, занимает, что является для него новым, неожиданным . В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа.

    5) Анализ живописного полотна.

    Цель анализа картины является углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства.

    На первых этапах анализ произведения проводиться в процессе беседы или рассказа учителя постепенно учащиеся проводят анализ самостоятельно. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

    Методики анализа живописного произведения

      Методика А.Мелик-Пашаева.(Источник: Журнал "Искусство в школе" №6 1993 г.А.Мелик-Пошаев "Праздничный день" или "Страшный праздник" (К проблеме понимания авторского замысла)

    Вопросы к картине:

    1.Как бы Вы назвали эту картину?

    2.Нравится Вам картина или нет?

    3.Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

    4.Какие чувства, настроение вызывает у Вас эта картина?

    7.Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

    8.Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину?

    2 . Примерные вопросы для анализа произведения искусства

    Эмоциональный уровень:

    Какое впечатление производит произведение?

    Какое настроение пытается передать автор?

    Какие ощущения может испытывать зритель?

    Каков характер произведения?

    Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных цветов в картине?

    Предметный уровень:

    Что (или кто) изображено на картине?

    Выделите главное из того, что вы увидели.

    Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

    Какими средствами художник выделяет главное?

    Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

    Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

    Сюжетный уровень:

    Попробуйте пересказать сюжет картины..

    Что может сделать (или сказать) герой, героиня живописного произведения,если она оживет?

    Символический уровень:

    Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

    Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

    Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

    Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?

    План анализа живописного произведения. Сочинение – ощущение.

    1.Автор, название картины
    2. Художественный стиль /направление (реализм, импрессионизм и т.д.)
    3. Живопись станковая (картина) или монументальная (фреска, мозаика), материал (для станковой живописи): масляные краски, гуашь и т.п.
    4. Жанр художественного произведения (портрет, натюрморт, исторический, бытовой, марина, мифологический, пейзаж и т.д.)
    5.Живописный сюжет (что изображено). История.
    6.Средства выразительности (цвет, контраст, композиция, зрительный центр)

    7.Личное впечатление (чувства, эмоции) – приём «погружения» в сюжет картины.

    8. Главная мысль сюжета картины. Что автор «хотел сказать», зачем написал картину.
    9.Своё название картины.

    Примеры детских работ по восприятию и анализу живописных произведений .

    Сочинение – ощущение по картине И. Е. Репин «На Родину. Герой минувшей войны»


    И. Е. Репин написал картину «На Родину. Герой минувшей войны» скорее всего в послевоенное время, точнее после первой мировой войны.
    Художественное направление, в котором написана картина, реализм. Станковая живопись, для работы художник использовал масляные краски. Жанр-портрет.
    На картине Репина изображён молодой человек, повидавший многое. Он возвращается домой к своим близким и родным, на его лице видно серьёзное, слегка грустное выражение. Глаза полны тоскливой печали. Он бредёт по полю, которое кажется бесконечным, которое помнит выстрелы оружий и каждого упавшего на него человека. Он идёт в осознании того, что многих, кого он так любил, больше нет. И лишь вороны,как призраки, напоминают о погибших друзьях.

    Репин в качестве средств выразительности выбрал холодные цвета приглушённых тонов, множество теней на картине передают объёмность предметов и пространства. Композиция статичная, сам человек является зрительным центром композиции, его взгляд, направленный на нас, притягивает взгляд зрителя.

    Когда я смотрю на картину, появляется грусть и осознание того, что нынешняя жизнь отличается от той, что была раньше. Я чувствую ощущение мороза по телу, ощущение безветренной промозглой погоды.

    Я считаю, что автор хотел показать, какими становятся люди, прошедшие войну. Нет, конечно, они не изменились до неузнаваемости внешне: тело, пропорции остались прежними, тем, кому повезло, не имеют внешних увечий. Но на лицах уже не будет прежних эмоций, безмятежной улыбки. Ужасы войны, которые этот довольно молодой человек пережил, навсегда отпечатались в его душе.

    Я бы назвала картину «Одинокий солдат» или «Дорога домой»… Но куда он идёт? Кто его ждёт?,.

    Вывод: таким образом, восприятие художественного произведения – сложный психический процесс, который предполагает способность узнать, понять изображенное , выразить грамотно свою мысль, используя профессиональные художественные термины. Но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Сочинение – ощущение позволяет увидеть суждения детей, которые свидетельствуют об умении не только почувствовать красивое, но и оценить.

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Южская детская школа искусств»

    Творческое задание - сочинение на тему:

    «Анализ художественного произведения искусства на примере картины»

    Разработчик :

    преподаватель художественного отделения

    МБУ ДО «Южская ДШИ» Демидова А.А.

    г. Южа 2016 г.

    Выполнение творческого задания - сочинения на тему: «Анализ художественного произведения искусства на примере картины» является формой проверки знаний и умений во втором полугодии (при реализации программы за 1 год) обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по учебному предмету Беседы об искусстве.

    На задание по программе предусмотрено 1 аудиторное занятие.

    Учащимся перед письменной работой, демонстрируются картины великих мастеров живописи, которые им хорошо знакомы по аудиторных и домашним заданиям. Они должны выбрать одну картину художника и написать творческое сочинение.

    Творческое задание - сочинение на тему: «Анализ художественного произведения искусства на примере картины» следует давать по следующей схеме исполнения, это существенно помогает учащимся ориентироваться и вести его правильно.

    Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

    «5» отлично - учащийся показывает высокий уровень подготовки, задание полностью раскрыто и выполнено в полном объеме;

    «4» хорошо - учащийся ориентируется в пройденном задании, но допускает несущественные недочеты и тема сочинения не полностью раскрыта;

    «3» удовлетворительно - учащийся плохо ориентируется в материале, путается, допускает ошибки.

    Схема исполнения творческого сочинения «Анализ художественного произведения искусства на примере картины»

    2. В какой технике нарисована картина? (масляные краски, акварель, пастель).

    3. К какому виду живописи относится картина (станковая, монументальная, живопись).

    4. Определи жанр картины (бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, марина, мифологический жанр ) .

    5. Рассмотри картину и определи её стилистическое направление (реализм, абстракционизм, декоративизм).

    6. Определи схему композиции.

    7.Опиши сюжет картины, что являются особенностью композиции?

    8. Что является композиционным центром, что на нем изображено?

    9. Опиши, какие фигуры являются главными в композиции, а какие второстепенными?

    10. Какими художественными средствами выразительности художник пользуется, чтобы выделить главное в картине? (цвет, тон)

    11. Живописные характеристики картины:

    Дайте характеристику общей цветовой гаммы картины (теплая, холодная, смешанная, полярная, монохромная);

    Дайте характеристику цветовой гармонии картины (однотонная, полярная, трехцветная, многоцветная);

    Опишите колорит картины, какое настроение передает картина (печаль, радость, счастье и другое).

    12. Напиши личное впечатление от просмотра картины. Какие чувства вызывает картина?

    Методология системного подхода к искусству четко прослеживается в работах М. С. Кагана. Каган обратился к исследованию места и функций искусства в обществе и культуре в целом и среди различных форм культуры (религии, морали, философии, науки), искусства как особого вида деятельности в системе человеческой деятельности, места различных видов искусства в системе 711 исторического развития культуры, системы видов, родов и жанров искусства, художественной деятельности как системы взаимосвязи художественного творчества, бытия художественных произведений и художественного восприятия, художественной культуры как системы институтов производства, функционирования и потребления художественных ценностей. Не отрицая того, что искусство способно глубоко проникать и воспроизводить реальность, Каган указывает одновременно на то, что художественный образ есть еще и ее оценка, выражающая отношение художника к миру, и ее преобразование с помощью творческого воображения, из чего следует, что искусство не может быть простой копией окружающей действительности. В художественном мире, созданном фантазией творца, объективное сопрягается с субъективным, духовное с материальным, классовое с национальным, индивидуальное с общечеловеческим. Обладая гносеологической, аксиологической (ценностной), творческой сторонами, искусство несет человеку художественную информацию о мире и о нем самом, поэтому оно включается в мир человеческого общения и выступает как специфический художественный язык1. Развернувшиеся исследования структурной сложности организации художественного произведения показали, что оно может сближаться в одних отношениях с наукой, в другом - с моралью, в третьем - с техническими конструкциями, в четвертом - с языком, быть зеркалом культуры и при этом сохранять свою суверенность712 713. В ряде исследований было показано, что искусство является могучим средством приобщения индивидуального человеческого опыта к общечеловеческому714. Подводя итоги 60-70-х годов, можно сказать, что многое из того, что мы находим в отечественной эстетике в последующие десятилетия, берет начало из того времени. Большое значение для эстетики имело сложение марксистской аксиологии как самостоятельной науки. После того как теория ценности была признана неотъемлемой частью марксистской философии, споры о красоте утихли. Обвинять в субъективизме тех эстетиков, которые определяли красоту как ценность, т. е. соотносили ее со вкусом, с идеалами, нормами, исходящими от субъекта, стало невозможно. Аксиологический аспект был включен на равных правах с гносеологическим в искусство. Первое издание книги Л. Выготского «Психология искусства», написанной за 40 лет до ее выхода в свет в 1965 году, дало толчок началу психологических исследований в эстетике, которые очень быстро переросли в комплексный - с участием многих наук (естественных и гуманитарных) - анализ художественной деятельности. Симпозиумы по комплексному изучению художественного творчества собирались сначала в Ленинграде, затем и в других городах*. К этому же моменту можно приурочить начало разработки семиотического анализа искусства. В Тарту под руководством выпускника Ленинградского университета и тесно связанного с ленинградской филологической школой проф. Ю. Лотмана начала работать школа по структурному изучению знаковых систем, распространившемуся далеко за рамки искусства, буквально на все явления культуры715 716. К 60-м годам относится и рождение социологии, сначала как автономной философской науки, затем создавшей свои «дочерние» ответвления, в том числе и социологию искусства, разделившуюся на теоретическую717 и прикладную718. В это же время широким фронтом развернулись исследования по истории русской и мировой эстетической мысли. Были изданы хрестоматии по истории эстетической мысли и отдельные труды классиков мировой эстетики в серии «История эстетики в памятниках и документах», насчитывающей десятки томов, созданы труды по истории эстетики, написанные с марксистских позиций1. Важным событием в научной жизни явилась публикация монументальной многотомной «Истории античной эстетики» А.Ф. Лосева. В эстетику стали проникать идеи теории информации, кибернетики, математических методов анализа, возникла новая наука - искусствометрия719 720. Последующие два десятилетия прошли под знаком углубления и совершенствования тех «наметок», которые были заложены в 60-е годы, хотя политический климат не всегда и не во всем позволял свободному развертыванию новых начинаний. Тем не менее перекрыть дорогу новаторским идеям было уже невозможно. Те положения марксистской эстетической теории, которые имеют научный смысл, оказались востребованными в проблемном поле постмарксистской философии, начало официального существования которой можно условно датировать рубежом 80-90-х годов. В целом же как идеологическая доктрина марксистско-ленинская эстетика осталась в прошлом.

    Словарь основных понятий.... 419

    АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И СХЕМЫ

    Произведение архитектуры

    При анализе произведений архитектуры необходимо учитывать особенности архитектуры как вида искусства. Архитектура – это вид искусства, явленного в художественном характере сооружения. Поэтому анализу должны подвергнуться облик, масштаб, формы сооружения.

    1. Какие объекты сооружения заслуживают внимания?

    2. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

    3. Какое впечатление производит произведение?

    4. Какое ощущение может испытывать реципиент (воспринимающий)?

    5. Как эмоциональному впечатлению от произведения помогают его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, распределение света в архитектурном памятнике?

    6. Что видит посетитель, стоя перед фасадом?

    7. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

    8. Какими средствами архитектор выделяет главное? Охарактеризуйте основные художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб).

    9. Как в архитектурном сооружении составляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

    10. Охарактеризуйте принадлежность данного объекта к определённому виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная.

    11. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

    12. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: купол, арка, свод, стена, башня, штиль?

    13. Каково название произведения? А как бы вы его назвали?

    14. Определите принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

    16. Как соотносятся форма и содержание данного произведения?

    17. Какова связь между внешним и внутренним обликом данного архитектурного сооружения? Гармонично ли оно вписано в окружающую среду?

    18. Какое воплощение, по вашему мнению, нашла в этом произведении формула Витрувия: польза, прочность, красота?

    19. Использованы ли другие виды искусства в оформлении облика данного архитектурного объекта? Какие? Оправдан ли, по-вашему, выбор автора?

    Произведение живописи

    Для того чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала важно проанализировать базовые параметры произведения.

    1. Размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный)?

    2. Формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?

    3. В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

    4. С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

    Анализ изображения.

    5. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

    6. На основании анализа изображения сделайте вывод о жанре (портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический).

    7. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?

    Анализ композиции

    8. Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

    9. Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?

    10. Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

    11. Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?

    12. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

    13. Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?

    Анализ рисунка.

    14. Насколько выражено в картине линейное начало?

    15. Подчеркнуты или сглажены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

    16. До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

    17. Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический)? Прочитывается ли источник/направление света?

    18. Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

    19. Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

    20. Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)?

    Анализ колорита.

    21. Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию)?

    22. Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

    23. Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

    24. Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

    25. Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

    26. Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

    Другие параметры

    1. Какие объекты эмоционального отношения автора к объекту (факту, событию, феномену) заслуживают внимания?

    2. Определите принадлежность данного произведения к жанру живописи (исторический, портрет, натюрморт, батальный, другое).

    3. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

    4. Какое впечатление производит произведение?

    7. Как помогает эмоциональному впечатлению использование определенных цветов?

    8. Что изображено на картине?

    9. Выделите главное из того, что вы увидели.

    10. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

    11. Какими средствами художник выделяет главное?

    12. Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

    13. Попробуйте пересказать сюжет картины.

    14. Есть ли в произведении сюжеты, которые что-либо символизируют?

    15. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

    16. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб?

    Произведение скульптуры

    При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Поэтому анализу должны подвергнуться объём, пространство и то, как они взаимодействуют.

    1. Какое впечатление производит произведение?

    3. Каков характер произведения?

    4. Какие объекты эмоционального отношения автора к объекту (факту, событию, феномену) заслуживают внимания?

    5. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

    6. Каков размер скульптуры? Размер скульптуры (монументальная, станковая, миниатюрная) влияет на ее взаимодействие с пространством.

    7. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?

    8. Охарактеризуйте материал оригинала, использованный автором, его особенности. Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)? Сочетаются ли его свойства с идеей произведения? Можно ли представить это же произведение из других материалов? Каким бы оно стало?

    9. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?

    10. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей?

    11. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?

    12. Кого (что) вы видите в скульптуре?

    13. Выделите самое главное, особенно ценное из того, что вы увидели.

    14. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам самым главным, особенно ценным?

    15. Какими средствами скульптор выделяет главное?

    16. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

    17. В каком пространстве располагалось произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку восприятия оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?

    18. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько у нее законченных выразительных силуэтов? Каковы они (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как связаны друг с другом?

    19. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она «оживет»?

    20. Каково название произведения? В чем его (названия) смысл, как вы думаете? Как оно соотносится с сюжетом и символикой?

    21. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то)?

    22. Какие мировоззренческие позиции, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?

    23. Ощущаете ли Вы в произведении влияние каких-то других видов искусства: архитектуры, живописи?

    24. Как Вы считаете, почему скульптуру предпочтительнее рассматривать непосредственно, а не на фотографиях или репродукциях? Аргументируйте свой ответ.

    Предметы декоративно-прикладного искусства

    Анализируя предметы декоративно-прикладного искусства, следует помнить, что они в первую очередь играли в жизни человека прикладную роль и далеко не всегда несут в себе эстетическую функцию. При этом форма предмета, его функциональные особенности влияют на характер изображения.

    1. Для чего подобный предмет предназначен?

    2. Какого его размеры?

    3. Как располагается декорация предмета? Где размещаются зоны фигуративных и орнаментальных украшений? Как связано размещение изображений с формой предмета?

    4. Какие типы орнаментов используются? На каких частях предмета они располагаются?

    5. Где располагаются фигуративные изображения? Они занимают больше места, чем орнаментальные или являются просто одним из орнаментальных регистров?

    6. Как строится регистр с фигуративными изображениями? Можно ли сказать, что здесь используются приемы свободной композиции или используется принцип рядоположенности (фигуры в одинаковых позах, минимум движения, повторяют друг друга)?

    7. Как изображаются фигуры? Они подвижные, застывшие, стилизованные?

    8. Как передаются детали фигур? Они выглядят более естественно или орнаментально? Какие приемы используются для передачи фигур?

    9. Загляните, если возможно, внутрь предмета. Есть ли там изображение и орнаменты? Опишите их по выше приведенной схеме.

    10. Какие основные и дополнительные цвета используются в построении орнаментов и фигур? Каков тон самой глины? Как это влияет на характер изображения – делает его более орнаментальными или, наоборот, более естественным?

    11. Постарайтесь сделать вывод об отдельных закономерностях данного вида декоративно-прикладного искусства.

    Алгоритмы анализа произведений искусства

    Главным условием работы по данному алгоритму является тот факт, что название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу.

    Как бы Вы назвали эту картину?

    Нравится Вам картина или нет? (Ответ должен быть неоднозначным).

    Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.

    Какие чувства вызывает у Вас эта картина?

    Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

    Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину?

    Алгоритм анализа произведений живописи

    Смысл названия картины.

    Жанровая принадлежность.

    Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?

    Особенности композиции картины.

    Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.

    Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?

    Где находится данное произведение искусства?

    Алгоритм анализа произведений архитектуры

    Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

    Указать принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

    Какое воплощение нашла в этом произведении формула Витрувия: прочность, польза, красота?

    Указать на художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб), на тектонические системы (стоечно-балочная, стрельчато-арочная, арочно-купольная).

    Указать на принадлежность к виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм); градостроительная.

    Указать на связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, на связь между зданием и рельефом, характером пейзажа.

    Как использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?

    Какое впечатление оказало произведение на Вас?

    Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

    Где расположено архитектурное сооружение?

    Алгоритм анализа произведений скульптуры

    История создания произведения.

    Принадлежность к художественной эпохе.

    Смысл названия произведения.

    Принадлежность к видам скульптуры (монументальная, мемориальная, станковая).

    Использование материала и техника его обработки.

    Размеры скульптуры (если это важно знать).

    Форма и размер пьедестала.

    Где находится данная скульптура?

    Какое впечатление оказало данное произведение на Вас?

    Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

    Анализ истории фильма.

    Первая часть анализа. История появления. Режиссерская задумка. Работа со сценаристом и оператором.

    1. Анализ характеров героев.

    Насыщенность фильма персонажами. Характеристика главных персонажей (детали персонификации). Характеристика второстепенных персонажей (их функции по отношению к главным персонажам, к действию фильма). Работа актеров над ролью. Анализ актеркой игры.

    2. Анализ фильма как отражение субъективности режиссера

    Художественное кино как самостоятельное художественное произведение. Авторская, т.е. режиссерская позиция (чаще всего она проявляется в его интервью, можно ее обнаружить в интервью, воспоминаниях, статьях участников создания кино). Влияние реальных событий в его личной и социальной жизни на фильм. Отражение внутреннего мира режиссера.



    Рассказать друзьям