Повседневная культура древней руси. Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда Быт в Киевской руси XII века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жизнь в Древней Руси всегда была тесно связана с природой и от нее же зависела. Любой род занятий, будь то земледелие, скотоводство или ремесленничество, был привязан к природным дарам и к природным условиям, которые обеспечивали жизнь древнерусских людей. Чтобы узнать, каким был быт людей в Древней Руси, заглянем в их дома. Жилище богатых людей называлось хоромами (то же, что и терем). Обычно это высокое деревянное строение в два-три этажа, а то и больше, с несколькими маковками на крыше в виде бочки, шатра, клина или колокола, да еще украшенными деревянными петухами, лошадками, собачками, солнышками на самой макушке. Средний этаж терема опоясывает балкон, который назывался гульбищем. Из гульбища можно попасть в любую клеть (т.е. комнату) этого этажа. За хоромами, в глубине двора - другие строения: амбары, кладовые, погреба, баня, колодец, конюшня и прочие. Лестница, ведущая на крыльцо, крытая. С крыльца мы попадем в сени, а оттуда двери и прямо, и вверх, и направо, и налево. На среднем этаже находится горница - это самая просторная, парадная комната. А на нижнем ярусе - кухня и другие хозяйственные помещения, и отсюда есть отдельный ход во двор. А выше горницы - светелки, это индивидуальные комнаты для обитателей дома и гостей. Потолки в комнатах низкие, окна маленькие, слюдяные (стекло очень дорогое), чтобы беречь тепло.

В горнице вдоль всех стен - встроенные лавки, против двери стоит большой стол, а над ним - божница (полочка с иконами). Слева от двери, в углу, стоит красивая печь, которую выкладывали разноцветными узорными изразцами, на каждом из которых - разнообразные выпуклые рисунки. В простых и небольших избах людей бедных - сумрак, в них всего по два маленьких окошка, затянутых рыбьим пузырем. В избушке слева от входа - огромная печь. В ней готовили еду, на ней спали, сушили обувь, одежду и дрова. Из другой обстановки: лавки вдоль стены, полки над ними, полати, в правом углу - божница и маленький столик. А в чулане стоит небольшой лубяной сундучок, а в нем все семейные ценности: зеленый кафтан, червчатый летник, шубка и пара сережек. Если весной, летом и осенью люди были заняты хозяйственными делами, то зимой можно было заняться ремеслом.

Постепенно ремесло у некоторых людей становилось их основным делом и источником заработка. Ремесленники чаще жили в городах, поближе к базару. Изделия мастеров представляли собой не просто необходимые предметы обихода, это были красивые вещи, созданные с вдохновением, со вкусом и чувством прекрасного. Материалом для народного художника служили камень, металл, глина, кость, ткани и дерево - все, что вокруг в природе. Самым доступным материалом для мастеров было дерево. Из него строили жилища, мастерили орудие труда, средства передвижения, посуду, мебель, игрушки. И всякая вещь поражала своей продуманностью, отработанностью форм, выразительностью силуэта. Даже самые обычные предметы из дерева народные умельцы превращали в произведение искусства: ковшик превращался в плывущего лебедя, детская колыбель украшалась ажурной тонкой резьбой, а зимние сани выглядели роскошными от причудливых и красочных узоров. Все, сделанное из дерева русскими умельцами, окрашено талантом, воображением, радостным мироощущением, стремлением к красоте и совершенству. К сожалению, мало деревянных реликвий древности сохранило время. Ведь это недолговечный материал. Дерево быстро разрушается и легко горит. Частые пожары находили свою добычу и в деревянном зодчестве, и в изделиях мастеров-древоделов. К тому же, древесина была дешевой, и деревянные вещи особенно не берегли. А зачем? Ведь можно сделать новые вещи, еще лучше, удобнее, красивее. Фантазия неисчерпаема, руки золотые, душа просит красоты. Таким образом, быт древнерусских людей говорит об их самобытной культуре, взращенной талантливыми мастерами, народными умельцами эпохи.

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.



Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали соб-ственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.

В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помеще-ния, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумер-ках зажигали свечи из сала или воска.

Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохра-нялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели ого-роженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым эле-ментом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.

Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностран-ных дорогих тканей.

И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.

И. Аргунов. Женщина в кокошнике. 1784 г.

Женские сорочки были длинные, до пят, сверху на них надевали сарафаны - платья из плотной ткани без рукавов, украшенные вышивкой. Когда дождило, женщины одевали плащи-накидки. Зимой носили меховую одежду: богатые из дорогого меха, а бедные - дешёвого. Русская княгиня в XV в. могла иметь десяток, а то и больше шуб из самого разнообразного меха. Шубы берегли, носили опрятно и передавали в наследство. Материал с сайта

Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины пря-тали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.

Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.

Питались в основном мучными блюдами и кашами. «Хлеб и каша — пища наша», утверждает российская поговорка. Хлеб ели ржаной, изредка — пшенич-ный. Завтракали слабо, но обед и ужин были сытными. Традиционные кушанья: рассольник, щи, каша, блины, оладьи и др. Ели также много фруктов, ягод, грибов, орехов и меда. Часто ели рыбу, молоко, сыр, масло, яйца. Вельможам подавали дичь (оленя, зайца, кабана, рябчика, утку), а простые люди ели баранину, телятину.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Основные понятия:

Летопись

Берестяные грамоты

Основные имена:

Нестор «Повесть временных лет»

Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

Даниил Заточник «Слово», «Моление»

Владимир Мономах «Поучение детям»

В понятие культура входит все то, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческие отношения.

Особенности Древнерусской культуры.

1. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, в то же время свои региональные черты.

2. Влияние на русскую культуру соседних народов – угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

3. сильное влияние Византии, которая была для своего времени одним из наиболее культурных государств мира.

4. культура с самого начала складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиции.

5. влияние языческой религии и языческого мировоззрения

6. опора русской культуры на народные истоки и народное восприятие

7. влияние крещения Руси на культуру

Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988 г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Кня­жеская власть получила в новой религии и испове­довавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Еди­ная вера давала подданным государства новое ощу­щение единства и общности. Постепенно складыва­лось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем са­мым усилило внешнеполитическое положение в тог­дашнем мире.

Духовное и культурное значении принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто вла­дел славянской письменностью и грамотой. Непо­средственным следствием крещения Руси стало раз­витие живописи, иконописи, каменного и деревян­ного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (за­гадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защит­никах родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Ники­тича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в были­нах действуют более 50 главных героев). К ним обра­щают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Ки­ев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


С принятием христианства началось быстрое раз­витие письменности . Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о догово­рах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с над­писью, сделанной кириллицей - азбукой, создан­ной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и свет­скую переводную литературу. До нас дошли древ­нейшие рукописные книги - «Остромирово Еванге­лие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах со­боров и ремесленных изделиях, деятельность монас­тырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новго­роде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела само­бытной литературы. Это не так. Древнерусская ли­тература представлена различными жанрами (ле­тописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из извест­ных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаме­нитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская зем­ля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе лич­ности создателя летописи, его литературных способ­ностях. После распада Киевской Руси возникли са­мостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по проис­хождению митрополитом, в середине XI в. Это раз­мышления о власти, о месте Руси в Европе. Замеча­тельно «Поучение» Владимира Мономаха, написан­ное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосер­ден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых.

К согласию и примирению князей призывал и не­известный автор величайшего произведения древне­русской литературы «Слово о полку Игореве » (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с ог­ромной высоты, охватывает мысленным взором ог­ромные пространства, как бы «летит умом под обла­ками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

архитектура и живопись .

Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Ве­личайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, По­лоцке) следовали византийским традициям. На че­тырех массивных столбах в центре здания, соеди­ненных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя че­тырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - ку­полами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного зда­ния. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатур­ке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Визан­тии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и стара­тельно учась у византийских учителей, русские зод­чие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконо­пись более открыты миру, жизнерадостны, декора­тивны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских зе­мель. Радостные, легкие, пышно украшенные вла­димирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церк­вями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Па­раскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отлича­ются от написанных владимиро-суздальскими мас­терами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественноеремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые укра­шения, покрытые эмалью, изделия из серебра, вы­полненные в техниках скани, зерни или черни, узор­чатый декор оружия - все это свидетельствует о вы­соком мастерстве и вкусе древнерусских ремеслен­ников.

Cлайд 1

Cлайд 2

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Cлайд 3

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. В старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Cлайд 4

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.

Cлайд 5

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

Cлайд 6

По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах.

Cлайд 7

Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

Cлайд 8

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Рассказать друзьям