Бурятский гений - Даши Намдаков. Ювелирные изделия. «Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле Скульпторы бурятии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всадница

С творчеством Даши Намдакова я знакома достаточно давно. Когда впервые увидела его скульптуры – влюбилась сразу, с первого взгляда. С тех самых давних пор я являюсь большой поклонницей творчества этого знаменитого бурятского скульптора, известность и признанность которого распространяется далеко за пределы России. У его скульптур особый стиль, присущий только Даши. Эти артефакты не спутаешь ни с чьими. Они распознаются уже издалека по едва заметным силуэтам.

Скрипачка

Если в вашем городе вдруг будет проходить выставка шедевров Даши Намдакова или его семьи – обязательно сходите. Эти уникальные работы найдут отклик в сердце каждого, даже тех людей, кто далек от искусства. Это некое ощущение, для описания которого я не могу подобрать нужных слов.

Алтаргана

Творчество Даши накрепко переплетено с культурными традициями его родины – Забайкальского края. Его предки, потомки кочевников, кроме основного занятия – скотоводства, были умелыми ремесленниками и славились искусной обработкой природного материала: дерева, кости, кожи, шелковых тканей, чеканного серебра, конского волоса, овечьей шерсти.

В настоящее время в Иркутске проходит выставка авторских кукол семьи Намдаковых УЛЬГЕР (в переводе с бурятского – сказка), которые изготовлены по эскизам Даши. Эта коллекция выставляется впервые. Ну, естественно, я не могла пропустить такое событие.
В основе образа каждой куклы лежит графический эскиз, который рождает идею куклы.
Даши делает эскизы, другие члены семьи мастерят каркасы кукол, третьи – придают основную форму и колорит образа персонажа, «одевая» его, используя натуральные материалы и традиционные техники. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование.

И опять я не могу выразить словами их внешнее спокойствие и внутренний глубинный смысл. Некая внешняя отрешенность и внутренняя глубина. Вот как это назвать? Может быть — внутреннее пространство?!
Они напоминают персонажей исторических легенд, героев бурятского эпоса или буддийских притч.
Куклы статичны, но у каждой из них есть определенных характер, а в изысканной позе – характерная пластика. Следование национальной традиции бурят при обработке дерева, и тканей, а также «ювелирные» техники шитья, плетения из конского волоса, волоса яка, декорирование разными материалами, вызывают восторг и восхищение мастеровом рукодельниц.

Девушка-лебедь или Хуун-шубуун — прародительница одного из больших бурятских родов - хори. К этому роду принадлежит и сам художник.

Тема «кукол» в прикладном творчестве многих народов мира тесно связана с ритуалами и играми, которые возникли еще в глубокой древности. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Позднее пришла культура ламаизма, в которой представлены богатейшие традиции художественного ремесла в самых разных видах искусства. На алтарях храмов, в ритуалах и театрализованных представлениях можно видеть божества и маски, выполненные ремесленниками из разных материалов и в различных техниках. В подражание им в семьях бурят на домашних алтарях также появились фигуры божеств-хранителей, искусно сделанных руками мастеров.

Если вы интересуетесь современным искусством, и в частности скульптурой, вы наверняка слышали о бурятском скульпторе и ювелире Даши Намдакове. Его работы завораживают, на них можно смотреть часами и каждый раз находить что-то новое и близкое для себя. В чем же их секрет?

Немного из биографии

Сегодня Даши Намдаков знаменит на весь мир - его выставки гремят не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, Америке, а его работы находятся в государственных музеях и частных собраниях в 25 странах. К примеру, скульптура «Чингисхан» стоит в Гайд-парке, в самом центре Лондона. О чем всё это говорит? Конечно, о том, что этот мастер близок и интересен людям различных культур - русской, восточной, европейской. Но разве можно угодить всем одновременно? Разве можно погнаться за двумя, тремя, четырьмя зайцами сразу?

Даши Намдаков - сын своих родителей, потомственный художник, скульптор, бурят, буддист, и его произведения - скульптуры, а также ювелирные украшения из разнообразных материалов (бронзы, меди, мрамора, золота и серебра, дерева, кости, конского волоса) – говорят об этом за него. В них как будто слились миф и реальность, воссоединились мир прошлого и настоящего, встретились Восток и Запад.

Даши Намдаков (второй слева) на своей выставке. Источник: Wikimedia

Мотивы в творчестве именитого скульптора

В основе творчества Даши Намдакова лежит вдумчивая переработка культурного наследия прошлого. И не зря на его выставке, которую петербуржцы видели в Эрмитаже в 2010 году, произведения экспонировались среди объектов первобытного искусства. Это вполне закономерно, ведь мировосприятие скульптора перекликается с мировоззрением людей древних эпох. И даже если его темы иногда неожиданны, в основном они традиционны для Востока и Запада.

Так, среди его произведений мы видим скульптуры амазонок, тотемных животных, лучников, всадников, воинов, сибирских шаманов, буддистских лам, легендарных вождей и мифологических существ.

Они могучи и монументальны, устрашающи и фантастичны или грациозны и изящны, но непременно изображены не так, как было принято раньше. За счет врожденного чувства формы и пластики, а также приема стилизации древность в произведениях Даши Намдакова перестает быть мертвым памятником прошлого и получает второе рождение, становится актуальной.

Скульптура как особая трактовка мировосприятия

Чтобы было более наглядно, поговорим о его творчестве на конкретном примере. А именно - рассмотрим одну из скульптур под названием «Стихия». Она была выполнена в 1999 году из бронзы в техниках литье и патинирование. Кстати, работа находится в частном собрании В.В. Путина.

Итак, что же в ней является наследием прошлого? Конечно, тема - скачущая лошадь. Она связана с культурой монгольских кочевников, с ролью, которая отводилась этому сакральному животному, без которого в степи было просто не выжить. Сам образ лошади, буквально летящей по просторным территориям, которые рисует наше воображение, как нельзя лучше выражает свободу и мощь стихии.

Возможно, от кочевников Даши Намдаков перенял и ясность замысла, чистоту формы, в которой нет ничего лишнего, и понимание материала. Ведь бронза была одним из популярнейших металлов еще с глубокой древности.

Также возникают ассоциации со скифским искусством и его «звериным стилем». Помните знаменитого скифского Лежачего оленя из собрания Эрмитажа? Он выполнен из золота и отличается гораздо меньшим размером, чем лошадь Намдакова. Но значительное сходство есть, не правда ли? Оба животных образа исполнены как бы в полете. Но это не слепое копирование, а лишь отголосок прошлого - того, что находится в основе современной культуры.

Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Обычный современный монгольский, бурятский герой. Один из многих.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.

PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.

Взято http://sergey-v-fomin.livejournal.com/82022.html?view=193894#t193894

«…Кочевники, отличались двумя качествами - военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём - священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.

Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.


Ритуал. 2001 г.

Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).


Богатая невеста. 1998 г.


Степная Нефертити. 2001 г.

Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.


Кадр из фильма «Монгол».

Основные темы произведений Даши Намдакова - кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.


Хан.


Вельможа.


Кочевник.


Кочевник-2.


Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Александр БЛОК.

Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».


Просветленный.


Воин.

Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.


Старый воин. 2001 г.


Старый воин. Фрагмент.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.


Воин Чингисхана.


Лучник. 2000 г.

Есть у Даши Намдакова и графические работы.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

Александр БЛОК.

Царица. 2010 г.

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти - у границы Неба.

Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес - 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.

Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», - возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.

Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:

Буряты, монголы, казаки -
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.

На офисы, факсы и пластик -
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.

В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.

Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.

Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.

Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.


Российская Азия в Сердце Европы.

Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них - «Царская Охота», - изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.

Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу - амазонку и Царя - героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом - это шатер, а крыша дома - небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь - это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».

В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…

«Я счастлив!» - так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы - Кызыле, заказанного Даши Намдакову.

С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.

«По коня-ям!» - доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.

Юлия ШИШИНА

Даши Бальжанович Намдаков (Дашинима́ Бальжанович Намдако́в) родился 14 февраля 1967 года в селе Укурик, Хилокского района Читинской области. Он шестой ребёнок в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось всего восемь детей. Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Отец - Бальжан Намдаков, известный народный мастер – кузнец и художник, занимался написанием буддистских тангк, скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры.


Свой творческий путь Даши Намдаков начинал в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. Окончил Красноярский государственный художественный институт.
После окончания института в 1992 году вернулся в Улан-Удэ, где продолжил работу, открыв маленькую ювелирную мастерскую, где занимался изготовлением скульптурных изделий, стилизованных под находки из древних курганов.


В 2000 году прошла его первая персональная выставка в Иркутске, которая и сделала его знаменитым. После состоялись десятки выставок по всему миру: от Токио и Пекина, до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Даши выставлял работы такие музеях как – Государственный Эрмитаж (Россия), Пекинский музей мирового искусства (КНР), в галереях – Halcyon (Великобритания), National Arts Club (США), так и принимал участие в государственных проектах – Российская национальная выставка (Франция).


На сегодня произведения Даши Намдакова хранятся в 25 странах мира. А скульптуры его авторства имеются в частных коллекциях президента РФ Владимира Путина, экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, бизнесмена Романа Абрамовича, а также в частных собраниях коллекционеров в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Так, работами Намдакова обладают Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман.


14 апреля 2012 года в Лондоне установили его авторскую монументальную скульптуру Чингисхана.


В 2003 году мастер был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.


В 2007 году Даши Намдаков выступил художником фильма режиссёра Сергея Бодрова «Монгол», за работу в котором он получил премию «Ника» «за лучшую работу художника» и премию «Белый слон» Гильдия киноведов и кинокритиков России.


Намдаков является лауреатом премии правительства Российской Федерации в области культуры.


Знаменитые люди о Даши Намдакове:


Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента Российской Федерации: «Любая выставка Даши - большой праздник для тех, кто любит и знает его творчество. Это яркий представитель российской культуры, которая богата всем нашим многообразием. И здорово, что он несет свое искусство за рубеж, радует и наших зрителей».


Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ: «Редкий талант. Надо дать возможность насладиться его работами, его волшебством как можно большему количеству людей».

Ирина Хакамада, политический и общественный деятель: «Даши, я думаю, это такой азиатский Дали, потому что это вызов, это сумасшедшая энергетика, огромное знание этнических своих собственных корней, но переработка в современных западных ценностях. Он уникальный художник...».


Сергей Бодров, кинорежиссер фильма «Монгол»: «Даши – уникальный человек с уникальными способностями. Поэтому он внес в картину гораздо больше, чем обычный художник. Он внес свое знание культуры, которая совершенно неизвестна. Он очень точно угадывал стиль. Он практически соавтор нашей картины. Без него бы картина была хуже. Даши - наш художник. Он - скульптор известный. Он это всё знает, всё чувствует, потрясающе талантливый человек».


Подборка ТОП новостей о Даши Намдакове от ИА «БМК»:


1) : На выставке «Душа Азии» презентовали графические эскизы скульптуры «Алтаргана», которую планируется установить в центре Улан-Удэ.

с всемирноизвестным бурятским художником Зоригто Доржиевым


эскиз скульптуры "Алтаргана"


2) Даши Намдакову доверено творческое исполнение грандиозного проекта, затеянного Русским географическим обществом - по задумке в парке за один день можно будет узнать об истории, культуре и традициях всех российских регионов.




3) : Новая монументальная работа бурятского скульптора Даши Намдакова будет установлена на острове летом 2017 года.


4) В ходе прошедшей встречи обсуждались вопросы сохранения культурного наследия, традиций и самобытной культуры народов России. Шла речь и о новых проектах бурятского скульптора и об их поддержке Министерством культуры Российской Федерации.


5) : Будут представлены скульптуры разных лет, графика и фотографии, авторские куклы, а также на открытии пройдет встреча с искусствоведом «Творческой мастерской Даши Намдакова» Надеждой Комаровой, которая расскажет о творчестве мастера, о последних проектах художника, в частности о выставке авторских кукол семьи Намдаковых «Ульгэр», которая сейчас проходит в Пекине, в Арт-музее «Миллениум».


«Однажды мой духовный учитель сказал мне: «Даши, весь твой талант - это заслуга твоих предков, в которых все поколения копилась сила,выстрелившая в тебе». Тогда мне очень понравились эти слова, и я понял, что я всего лишь инструмент. С тех пор я никогда не зазнавался, и у меня не было головокружения от успеха », - говорит о своем художественном даре сам Даши Намдаков.

Фильм-презентация о творчестве Даши Намдакова:

Современный российский скульптор Дашинима́ Намдако́в из древнего рода бурятских кузнецов-дарханов - художник достаточно знаменитый, даже для тех, кто никогда не слышал его имени - например, фотографии нового дворца бракосочетаний в Казани наверняка попадались вам на глаза. Творения его - невероятны. Людей недалеких творчество Намдакова может даже пугать или злить, как их пугает или злит всё рвущее рамки привычного, даже если это необычное, непривычное, не-обыденное совершенство.

Даши сильно увлекается шаманизмом, общается с шаманами. и говорит, что, будучи погруженным в эту среду, наполняет свои произведения определенной энергией.

"один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи".

Сибирский шаман

Воспоминание

Хозяин

"Некоторые вещи и образы приходят ко мне во сне, и нужно уметь сконцентрироваться на них и запомнить, иначе они уходят в никуда".

Вельможа

Вечность

"У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, все остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает".

Череп-паук

"У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки".

Буха-Нойон. По преданию, на восточных отрогах Саян, расположенных у южной оконечности озера Байкал, обитал гигантский сивый бык Буха-Нойон, тотемный прародитель одного из монгольских народов. Однажды он вступил в битву с другим, не менее могучим тотемным быком по имени Бухэ-Шулун. Битва длилась много дней. Никто из них не мог победить. Тогда один из них ушел в Тункинскую долину, где превратился в белую скалу Бухэ-Нойон, второй – в Баргузинскую долину, и тоже стал камнем с соответствующим именем. Оба они стали известными, обоим поклоняются люди. Земля велика, на ней найдется место всем, и каждый может быть известен и знаменит, - такую мораль выводят буряты из этой легенды... а кроме того, эта скульптура практически сошла с

Жук-паук

Жук-паук-2

Любовь

Преображение "Гэрэл" (монг. "Свет")

Преображение "Эрдэни" (монг. "Драгоценность")

Тропическая Мушка

Улитка

"Приятней получать высокую оценку от профессионалов, потому что они двигатель процесса".



Рассказать друзьям