Павлово-посадские набивные платки. Павлопосадские платки: народный промысел Павлопосадские платки промысел

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гжель, Дулево, Федоскино, Сергиев Посад, Жостово, Богородское – далеко не полный перечень адресов, где можно познакомиться со старейшими народными художественными промыслами Подмосковья.

Визитной карточкой одного из пунктов этой «культурной программы – Павловского Посада стал знаменитый на весь мир «плат узорный», один из русских национальных символов.

Первое упоминание о Вохне или селище Павловом, давшем начало Павловскому Посаду, получившему статус города 171 год назад, относится к 1328 году. И сегодня здесь можно увидеть множество исторических построек, например, дом купца Широкова – памятник архитектуры первой половины XIX века, в нем оформлен уголок быта купеческой семьи. В будущем в исторической части города планируется реализовать масштабный проект «музея под открытым небом», представляющего образец провинциальной застройки торгово-промышленного посада.

Один из бревенчатых домов улицы Володарского еще до революции построил дед народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. Здесь родился и вырос легендарный актер. В нынешнем году депутаты горсовета Павловского Посада приняли решение о покупке строения в муниципальную собственность с целью открытия дома-музея Тихонова. Здание находится в удручающем состоянии, предстоит его реставрация. Часть экспозиции будущего музея – мебель, посуду и другие вещи семьи Тихоновых, а также многочисленные фотографии – можно увидеть сейчас в историко-художественном музее Павловского Посада. Сбор экспонатов продолжается. Ожидается, что долгожданное открытие дома-музея состоится в следующем году.

Сохранились в Павловском Посаде и кирпичные корпуса ткацкой фабрики, основанной на рубеже XIX и XX веков русско-французским обществом. Фабричные здания занимают целый квартал, который в народе окрестили «Парижем». В память о российско-французском сотрудничестве у здания музея был установлен макет Эйфелевой башни.

Сохранилось и восстановлено в Павловском Посаде большинство церквей дореволюционной постройки. Архитектурным символом города является колокольня храма Воскресения Словущего, известного с 1389 года. А в 1989 году здесь был восстановлен Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.

Монастырь этот непосредственно связан с павловопосадскими платками. Покровско-Васильевский храм построил во второй половине XIX века над могилами своей супруги Акилины и ее брата Василия Грязнова, компаньона по производству павловопосадских шалей, фабрикант и благотворитель, внук (по другим данным – правнук) основателя фабрики Яков Лабзин. Обитель стала одним из красивейших монастырей Московской епархии.

Лабзин и Грязнов вели масштабную благотворительную деятельность. В признание заслуг в 1999 году Василий Грязнов, местночтимый святой Праведный Василий Павлово-Посадский, был канонизирован церковью. Его мощи хранятся в Покровско-Васильевской обители.

В фильме «Платки» режиссера Юрия Павлова герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит? Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит бабьи маковки и радуется».

Действительно, платок имеет сакральный смысл – он произошел от омофоров – головных покровов, изображенных на иконах. По библейской легенде сама Пресвятая Богородица распростерла свой головной покров над молящимися в знак высокого покровительства, с тех пор 14 октября мы празднуем один из великих православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы.

Каждый платок был наделен своей символикой орнамента, благодаря которой уборы нередко имели силу оберегов и несли духовную информацию.

Язык узора канул в Лету и стал для нас тайной. Поэтому старинные платки, отреставрированные мастерами павлово-посадской платочной мануфактуры, работающей по сей день, имеют особую ценность. Немало таковых вы сможете увидеть в Павлово-Посадском музее русского платка и шали. В основу фондов, насчитывающих более 400 экспонатов, легла частная коллекция Владимира Шишенина.

Вся роскошь России

По отзывам специалистов, коллекцией равной полноты и выразительности обладают разве что Государственный исторический музей и Музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Здесь представлены платки и шали многих известных мануфактур России и Европы с характерными художественными стилями, в том числе и знакомый нам оренбургский пуховый платок. Большой интерес представляют также старинные головные уборы и предшественник платка – вышитый убрус, то есть льняное полотенце, которое носили поверх головного убора – кичи или кокошника. На примере коллекции головных уборов русского Севера – сорок, кокошников, повойников – можно увидеть разные манеры ношения и способы завязывания платка, ставшего обязательным атрибутом традиционного русского женского костюма. Ведь с давних времен замужняя женщина не могла появиться на людях с непокрытой головой и распущенными волосами. «Не стоит изба без крова, а баба без покрова», – говорит пословица.

Особое место в экспозиции занимают памятные платки и панно, напечатанные в честь знаменательных событий. По их сюжетам можно проводить уроки о короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии Отечественной войны 1812 года… В советский период эта традиция была продолжена в сюжетах о новых праздниках – десятой годовщине Красной Армии, 30-летии советской власти, 800-летии Москвы.

Представлены предметы русского быта XVIII-XX веков – прялки, рубели, коклюшки, утюги, чесалки. И, конечно же, инструменты, использовавшиеся старинными мастерами для ткачества и набивки рисунка платков – набивные доски, чугунные молотки и прочий инструмент.

Технологии меняются, традиции живут

Павловские мастерицы занимались изготовлением шерстяных набивных платков еще в XVIII веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику – это была ткацкая светелка по выпуску шелковых платков с ручным трудом. В то время таких крестьянских фабрик только в Московской губернии насчитывалось более семидесяти.

Павлово стало центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов здесь начали выпуск шерстяных и полушерстяных платков, шарфов, шалей, палантинов, украшенных ярким набивным орнаментом. Фабрика получила огромную известность и бурно развивалась в период руководства внука основателя Якова Лабзина.

Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», основанный в 1863 году, открыл торговлю по всей России и за рубежом.

К концу позапрошлого века мануфактура стала крупнейшим предприятием по выпуску шерстяных набивных платков в России, здесь трудились более двух тысяч рабочих. Настало время, когда платки посадской платочной мануфактуры вытеснили с прилавков все остальные головные уборы.

В XIX веке нанесение узоров на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось вручную способом набивки. Рисунок на платочную ткань переносили с деревянных резных форм, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки» (с ударением на е). С помощью «цветок» на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготавливали так: сначала узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовление набивных досок на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набивки одного платка могло быть использовано до семидесяти досок! Ручной способ был очень трудоемким и требовал огромной силы, выносливости и внимательности.

Позднее на Павлово-Посадской платочной мануфактуре внедрили метод трафаретной печати – для набивания узора на платки начали использовать шелковые или капроновые сетчатые шаблоны, рисунок стал переноситься на ткань способом фотокопирования. Метод положил начало автоматизации. Первая машина для многокрасочной фотофильмпечати была установлена на фабрике в 1961 году.

Несмотря на современные технологии, авторскую школу создания платочных рисунков и яркий «букетный» характер павловопосадского платка как традиции исконно народного промысла здесь бережно сохраняют. Аналогов этим рисункам нет нигде в мире, они уникальны. Сохраняют и традиционное качество чистошерстяного полотна, для изготовления которого пригодна только тонкорунная шерсть с загривка белоснежных овец.

Шелковую бахрому шалей по старинке вяжут вручную. А словосочетание «русский платок» по-прежнему ассоциируется именно с платком павловопосадским.

Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

Вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860 -х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Да и современные женщины с удовольствием используют посадские шали как эффектное дополнение к одежде, имеющее ещё и практическую сторону: тёплая и мягкая шерстяная павлово посадская шаль отлично согревает.

Павлово посадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX в. текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии. В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX в. - фабрика, принадлежавшая Я. И. Лабзину (1827-1891) и В. И. Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII в. крестьянином села Павлова (с 1844 г. - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х гг. числились уже в купеческом сословии.

Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 г. Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное. Вплоть до 1860-х гг. фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павлопосадские шали. Во второй половине XIX в. уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент кос-тюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями. Несомненно поправу русским сувениром можно называть Павлопосадские шали и палантины.

Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павлово посадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павлово посадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской. Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х гг. начались эксперименты с рисунком, возникли, мягко говоря, неожиданные для платочной тематики мотивы прославления революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков. Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции. Павлово посадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами. завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…

С 1795 года на­чинается история Павловопосадского художественного промыс­ла, прославившегося богатством цветочных узоров нарядных шалей и платков, ставших известными далеко за пределами России.
В современном мире не каждый человек имеет время и силы съездить в магазины фабрики, чтобы приобрести продукцию мануфактуры, тем более если такой магазин совсем отсутствует в вашем регионе, поэтому, в интернет-магазинах представлены павловопосадские платки: платки из шерсти, платки из шелка, платки из хлопка, палантины, кашне, скатерти, созданные в подмосковном Павловском посаде.
В сети интернет Вы приобретете платки с доставкой по Москве, России и по всему миру. Они предложат Вам самый полный ассортимент предприятия ОАО "Павловопосадская платочная мануфактура", выпускающего около 400 рисунков платков, шалей, кашне, скатертей. Так же магазины гарантируют Вам только оригинальную продукцию высокого качества, которое подтверждено сертификатом соответствия. Приобретение оригинальной продукции в таких магазинах - гарантия качества и хорошего настроения!
Ежегодно ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает 500 видов шалей, платков, шарфов из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.
Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Да и современные женщины с удовольствием используют посадские шальи как эффектное дополнение к одежде, имеющее ещё и практическую сторону: тёплая и мягкая шерстяная павлово посадская шаль отлично согревает.

Павлово посадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий (подчеркнём: не просто текстильных, а именно платочных), сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX в. текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии. В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX в. - фабрика, принадлежавшая Я. И. Лабзину (1827-1891) и В. И. Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII в. крестьянином села Павлова (с 1844 г. - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х гг. числились уже в купеческом сословии. Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 г. Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное. Вплоть до 1860-х гг. фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павлопосадские шальи. Во второй половине XIX в. уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент кос-тюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шальях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями. Несомненно поправу русским сувениром можно называть Павлопосадские шальи и палантины.

Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павлово посадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павлово посадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.
Узорные шали из павловопосада - шелковые платки После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской. Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х гг. начались эксперименты с рисунком, возникли, мягко говоря, неожиданные для платочной тематики мотивы прославления революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков. Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции. Павлово посадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами. завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…
После войны сюда вернулись Семён Петрович Рыжов (1916-1994) и Евгений Иванович Штыхин (1909-1976; мастер-резчик с 1934 г.). Последний помогал в составлении коллекций платков по эскизам других художников и делал собственные, ставшие известными рисунки для шалей, например "Медальоны". Во второй половине XX в. на фабрике создаются бесконечно разнообразные варианты цветочных и орнаментальных композиций, используются старые рисунки в новых колористических разработках.
В последнее время павлопосадские художники, лауреаты многих государственных премий, пробуют себя в новых направлениях, создают лаконичные композиции из геометрических и абстрактных форм, производят шелковые платки. В уникальном фабричном музее собраны образцы изделий с конца XIX в.

Российские павлопосадские платки тканые и печатные вручную в городе Павлово Посад. Павлово-посадский платок является признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки павловопосада ценятся во всем мире. Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов. Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года. Вы будете носить чудесные цветы России на своих плечах, и вы никогда не разочаруетесь, сделав великолепный подарок себе и своим близким.

Особенности производства

Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон. На протяжении -1930-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платки методом ручной набойки на Павловопосадской платочной мануфактуре в Павловском Посаде не вырабатываются. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия - Е. Регунова , З. Ольшевская , И. Дадонова , К. Зиновьева , Н. Слащева , В. Фадеева , Е. Жукова , Т. Сухаревская .

Ссылки

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.

Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.

В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.

Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики.

Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом - радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно — и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов.

В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли - декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.

На фабрике сложилась авторская школа создания платочных рисунков. Художники, работающие на предприятии, — члены Союза художников и Союза дизайнеров. В 1981 году они были удостоены Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина, а в 1999 году — Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Кроме платков, выпускается большой ассортимент шалей и шарфов. Всю эту продукцию можно узнать безошибочно — даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.

Может быть, популярности павловопосадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 годах) был канонизирован в августе 1999 года Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский.
Не удивительно, что искусство изготовления павловопосадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.

Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.

Со временем павловопосадские платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Павловопосадские платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин - это лучший подарок.



Рассказать друзьям