Литературная юмористическая викторина. Литературная викторина "по страницам любимых книг". Кому посвятил И.С.Тургенев свой наиболее известный роман "Отцы и дети"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Литературная викторина “По страницам любимых книг” среди учащихся 6 классов Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству. Задачи: 1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся; 2. способствовать формированию навыков творческого чтения; 3. развивать воображение и творческие способности учащихся. Участники: ученики 6 классов Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном. Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек Ведущий (Звучит музыка1) Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество. Наша программа включает 1 РАЗОГРЕВ 2 конкурс: “Юморина» 3 конкурс: “В стране стихосложения” 4 конкурс: “Собери пословицу” 5 конкурс: Домашнее задание 6 “Узнай произведение и его автора” 7 конкурс: “Найди слова” 8 конкурс: “Буриме” 9 Узнай писателя 10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки” Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли: ……………………………………………….. Итак, представление команд! (Музыка 2) Ведущий. Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины. 1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.) Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать часы (3) Вопросы для первой команды. 1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский) 2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо) 3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли) 4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов) 5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен) 6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов) 7 Из какого произведения эти строки: Ночевала тучка золотая На груди утеса­великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес») 8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении? (Диалог) 9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков) 10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты) 11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада) 12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ) 13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин) 14 Из какого произведения эти строки: А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет») 15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила») 16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль? (Золотой жук. Э.По) 17 Из какого произведения эти строки: Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.) Вопросы для второй команды. 1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна) 2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень) 3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн) 4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев) 5 Автор строк: Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормленный неволей орел молодой… (А.Пушкин) 6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский) 7 Из какого произведения эти строки: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус») 8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин) 9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета) 10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма) 11 Речь одного человека в произведении? (Монолог) 12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним) 13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж) 14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский) 15 Из какого произведения эти строки: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак») 16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал») 17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин) Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4) 2 КОНКУРС. “Юморина” Карточка № 1 Карточка №2 1. Кто из героев русской народной сказки женился на земноводной особи? 1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была лягушкой. 2. Кто из сказочных героев наелся сам и хозяйку накормил благодаря смекалке? 3. Назовите героиню сказки Андерсена, которая подарила речке свои башмачки. 4. Назовите сказку русского писателя, где герой вступает в схватку с Головой. 5. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно­ гигиенические правила и жестоко за это поплатился? 2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно­ коммунального хозяйства? 3. Назовите героиню сказки Андерсена, которая могла заморозить своим поцелуем. 4. В какой сказке русского классика у героя сила заключена в его бороде? 5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? 3 КОНКУРС. “В стране стихосложения” (каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте! (читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания! Загадки зрителям. Задание № 1 ...Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят. Задание № 2 В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. 4 конкурс. “Собери пословицу” Звучит музыка (5) Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему заданию! Задание 1 Кто другому яму копает, 2 Любишь кататься, 3 Муж возом не навозит, 1 тот о том и говорит. 2 надо свой разум наточить. 3 а с жуком связаться – в навозе 4 Кто ест скоро, 5 На охоту ехать ­ 6 Кто рано встаёт, 7 Любовь не картошка ­ оказаться. 4 от того и наберешься. 5 по­волчьи выть. 6 тому глаз вон. 7 враг мой. 8 У кого что болит, 9 На то она и щука, 10Не говори о себе худо, 11Чтобы других учить, 12Кто старое помянет, 13Не спеши языком, 14С пчелкой водиться ­ в медку находиться, 15По одежке встречают, 16Слово – серебро, 17С кем поведешься, 18Язык мой ­ 19С волками жить ­ 20Не давай повадки, 8 тот сам в нее попадает. 9 чтобы не было оглядки. 10по уму провожают. 11люби и саночки возить. 12тому Бог даёт. 13молчание золото. 14что жена горшком наносит. 15другие об этом позаботятся. 16спеши делом. 17тот и работает споро. 18не выбросишь в окошко. 19собак кормить. 20чтоб карась не дремал. 1 Кто другому яму копает, 2 Любишь кататься, 3 Муж возом не навозит, 4 Кто ест скоро, 5 На охоту ехать ­ 6 Кто рано встаёт, 7 Любовь не картошка ­ 8 У кого что болит, 9 На то она и щука, 10Не говори о себе худо, 11Чтобы других учить, 12Кто старое помянет, 13Не спеши языком, Ответы 8 тот сам в нее попадает. 11люби и саночки возить. 14что жена горшком наносит. 17тот и работает споро. 19собак кормить. 12тому Бог даёт. 18не выбросишь в окошко. 1 тот о том и говорит. 20чтоб карась не дремал. 15другие об этом позаботятся. 2 надо свой разум наточить. 6 тому глаз вон. 16спеши делом. 14С пчелкой водиться ­ в медку 3 а с жуком связаться – в навозе находиться, 15По одежке встречают, 16Слово – серебро, 17С кем поведешься, 18Язык мой ­ 19С волками жить ­ 20Не давай повадки, оказаться. 10по уму провожают. 13молчание золото. 4 от того и наберешься. 7 враг мой. 5 по­волчьи выть. 9 чтобы не было оглядки. 5 конкурс. Домашнее задание. 6 конкурс. “Узнай произведение и его автора” Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения. Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше. Отрывок № 1 Отрывок № 2 И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад!” (И. А. Крылов “Волк на псарне) “Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, В ту бездну прыгнет с вышины? Бросаю мой кубок туда золотой: Кто сыщет во тьме глубины Мой кубок и с ним возвратится безвредно, Тому он и будет наградой победной”. (В. А. Жуковский “Кубок”) Отрывок № 4 “ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросла у него седая окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо» (Шварц “Сказка о потерянном времени”) Отрывок №3 Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава ­ отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. (А. С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”) Отрывок № 5 “Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что­то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...” (И. С. Тургенев “Муму”) Отрывок № 6 “Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой музыкант”) 7 конкурс. “Найди слова” В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь. А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области. На лыжах Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже. Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день. 8 конкурс. “Буриме” БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме! Музыка 6. Задание: Пели – смотрели Кружок – пирожок Капустный – вкусный Другой – курагой В прятки – лошадки Ушли – легли. Без огня – у меня Днем ­ в нем Вечерком – огоньком С травой – живой. Пример: Мы сегодня песни пели, Много мультиков смотрели. Потом сели в кружок, Чтоб готовить пирожок. Пирожок капустный, Очень­очень вкусный. Решили сделать другой. Правда, с курагой. Затем играли в прятки, Скакали как лошадки. Затемно домой пришли, очень быстро спать легли. 9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото” Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя и его произведения. 10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки” 1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. 2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. Ведущий (Музыка 1) Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к миру литературы! Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри! До свидания, дорогие друзья, до новых встреч! Для Зрителей! Отрывок № 1 “Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”. (В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”) Отрывок № 2 “Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые; На верхушках три звезды, Вокруг терема сады; На серебряных там ветках, В раззолоченных во клетках Птицы райские живут, Песни царские поют. А ведь терем с теремами Будто город с деревнями; А на тереме из звемзд – Православный русский крест” (П. П. Ершов “Конёк­горбунок”) Отрывок № 3 “В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”. (П. Бажов “Серебряное копытце”) Отрывок № 4 “Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. – Вся столица Содрогнулась...” (А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”) Отрывок № 5 “Живет в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет, да сам и облупит”. (А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”) Загадки Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. Покупала самовар, А спасал ее комар. Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. Какой? Он разбойник, он злодей, Свистом он пугал людей. И зайчонок, и волчица ­ Все бегут к нему лечиться. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился. Он не просто мальчик­лук, Он надёжный, верный друг. Над простым моим вопросом Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом Из полена смастерил? Мой вопрос совсем не трудный, Он ­ про город Изумрудный. Кто там был правитель славный? Кто там был волшебник главный? Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос: Кто в чернилку сунул Деревянный нос? Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Болото – дом ее родной. К ней в гости ходит Водяной. Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. С кем Мороз играет в прятки, В белой шубке, в белой шапке? Знают все его дочурку, И зовут ее… Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … Гармошка в руках, На макушке фуражка, А рядом с ним важно Сидит Чебурашка. Редчайший зверь и прячется в засаде, Его поймать никто не может. Он с головами впереди и сзади, Лишь Айболит нам угадать его поможет. А ну­ка думай и смекай, Ведь этот зверь – … ОТВЕТ Приходит он ко всем глубокой ночью, И зонтик свой волшебный открывает: Зонт разноцветный – сон ласкает очи, Зонт чёрный – снов в помине не бывает. Послушным детям – зонтик разноцветный, А непослушным – чёрный полагается. Он гном­волшебник, многим он известный, А ну скажи, как гном тот называется. ОТВЕТ Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Кто, скажи, девчушка эта? ОТВЕТ Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … ОТВЕТ Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. ОТВЕТ Кто любил играть и петь? Два мышонка ­ Круть и... ОТВЕТ Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? ОТВЕТ Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? ОТВЕТ Они везде вдвоём всегда, Зверята - «неразлейвода»: Он и его пушистый друг, Шутник, медведик Винни­ Пух. И если это не секрет, Скорее дайте мне ответ: Кто этот милый толстячок? Сын мамы­хрюшки - ... ОТВЕТ Она Буратино учила писать, И ключ золотой помогала искать. Та девочка­кукла с большими глазами, Как неба лазурного высь, волосами, На милом лице - аккуратненький нос. Как имя её? Отвечай на вопрос. ОТВЕТ Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней - мальчик Кай, Королева Снежная Сердце заморозила, Но девчурка нежная Мальчика не бросила. Шла она в мороз, метели, О еде забыв, постели. Шла она на помощь другу. Как зовут его подругу? ОТВЕТ Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко­красных сапогах. ОТВЕТ У этого героя Дружок есть - Пятачок, Он Ослику в подарок Нёс пустой горшок, Лез в дупло за мёдом, Пчёл гонял и мух. Имя медвежонка, Конечно, - ... ОТВЕТ Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? ОТВЕТ В Простоквашино живёт, Службу там свою несёт. Почта­дом стоит у речки. Почтальон в ней - дядя... ОТВЕТ Его отца схватил Лимон, В темницу бросил папу он... Редиска - мальчика подруга, Не бросила в беде той друга И помогла освободиться Отцу героя из темницы. И знает каждый без сомнений, Героя этих приключений. ОТВЕТ На снежных санях Королева По зимнему небу летела. Коснулась мальца, невзначай. Холодным, недобрым стал … ОТВЕТ

Специалист по раскрытию уголовных преступлений и литературное произведение, посвященное раскрытию преступлений

Русская мера веса и персонаж «Золотого теленка»

Яркое представление, зрелище и английский писатель, лауреат Нобелевской премии

Единовременная субсидия, присуждаемая научному или творческому коллективу или отдельному исполнителю и капитан произведения Жюля Верна

Книжная единица собрания сочинений и имя героя Марка Твена

Изгиб берега и персонаж пьесы М. Горького « е»

Ответы:

1. Переплет

2. Произведение

3. Гипербола

4. Канва

5. Дневник

6. Выдержка

7. Стопа

8. Драма

9. Глава

10. Детектив

11. Фунт

12. Шоу (Бернард)

13. Грант

14. Том

15. Лука

Литературная викторина

Вопросы:

1. Составитель известного сборника «Народные русские сказки», разработавший международную классификацию сказок

2. Русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»

3. Писатель, придумавший героев с именами Винтик и Шпунтик

5. Финская писательница, придумавшая сказочных муми-троллей

6. Английский писатель, придумавший хоббитов

7. Популярная русская народная сказка с тремя покушениями на убийство и одним убийством

8. Единственная героиня сказки «Репка», имя которой нам известно

9. Сказочный персонаж, лезущий вон из кожи

10. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

11. Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

12. По подсчетам ученых, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

13. Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

14. Инициалы какой русской поэтессы состоят из трех букв «А»?

15. Он – критик, она – ... Кто?

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

17. Имя какой героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

«Ее поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают».

«Составитель словарей

Для больших и для детей».

Ответы :

1. А.Н.Афанасьев

2. «Морозко»

3. Н. Носов

4. Э. Гофман

5. Туве Янсон

6. Джон Толкиен

7. Колобок

8. Жучка

9. Царевна-лягушка

10. Сказочную шапку-невидимку

11. Да, годы его жизни в арабской записи – 1799-1837

12. Любовь

13. Четыре: А.К. Толстой + три брата Жемчужниковых – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи

14. Ахматова Анна Андреевна

15. Критикесса

16. Нисколько:)

17. Анна Каренина

18. Ода

19. В. Даль

Перестановка букв

Вопросы:

(Переставьте буквы так, чтобы получились литературные термины, имена писателей или имена персонажей.)

ТОРБА → Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса)

КРЕН → К _ _ _ (К кому обращался А.Пушкин в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...»)

ОПЕР → П _ _ _ (Старинный инструмент писателя)

НЕРВ → В _ _ _ (Известный писатель-фантаст)

РИНГ → Г _ _ _ (Русский писатель)

ОВАЛ → А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя)

МОНЕ → Н _ _ _ (Капитан из книги Жюля Верна)

КОРТ → К _ _ _ (Один из женихов Дюймовочки)

УКОС → С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка»)

СИЛА → Л _ _ _ (Известная героиня басен И. Крылова)

ТЬМА → М _ _ _ (Известный роман М. Горького)

СТОПА → О _ _ _ _ (Имя сына Тараса Бульбы.)

ЕРУНДА → Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло)

СТОПОР → П _ _ _ _ _ (Один из знаменитых мушкетеров)

АЛГЕБРА → Б _ _ _ _ _ _ (Фамилия бухгалтера из романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности творческой личности)

ФИРМА → Р _ _ _ _ (То, что ищут поэты)

ОС НЕТ → С _ _ _ _ (Вид стихотворения)

Я ЗОЛ → З _ _ _ (Известный французский писатель-классик)

РАК НЕМ → К _ _ _ _ _ (Известная новелла П. Мериме)

ПА + СТЕНА → А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный размер)

МРАК + ЗИНА → К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель и историк)

МАК + ШАР → М _ _ _ _ _ (Советский детский поэт)

РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж)

Ответы:

1. Барто А.

2. Керн А.

3. Перо

4. Верн Жюль

5. Грин А.

6. Алов

7. Немо

8. Крот

9. Суок

10. Лиса

11. «Мать»

12. Остап

13. Неруда

14. Портос

15. Берлага

17. Талант

18. Рифма

19. Сонет

20. Золя

21. «Кармен»

22. Анапест

23. Карамзин Н.

24. Маршак С.Я.

25. Карлсон

Шарады

Вопросы:

«Мой первый слог растет в дубраве,

Немного помочь мне в решенье шарады.

И чтобы начальный открылся нам слог,

Сто гонщиков мчат по петле Тур-де Франса,

От тяжкой работы намокла спина.

У лидера желтого цвета она.

Теперь же, друзья, напишите в ответе,

О чем сладко пел Робертино Лоретти?

Начальный слог душою чист,

Он самый первый утопист.

Ну а второй– живет в земле

И на компьютерном столе.

Теперь задание готово:

Снасть в арсенале рыболова.

Первый слог простой вполне:

Это битва на войне.

Не сложнее слог второй:

То пушистый Васька мой.

Шарады сладостный напев

Нас увлекает в лес дремучий:

Один – среди густых дерев,

Второй – и серый, и колючий.

А главный – чистый криминал,

Хоть не убийство и не кража.

Кто оба слога угадал,

Легко их в это слово свяжет.

В дневнике увидишь редко

Этот самый низший балл:

Эту школьную отметку

Я нечасто получал.

Заключением, по сути,

Может быть предмет любой:

Это то, что в институте

Прочитают нам с тобой.

Симбиоз их будет ярок:

И собрание картин,

И альбом красивых марок,

И набор старинных вин.

Первый – выигрыш приятный,

А второй ползет обратно.

От начала до конца –

Дух зловещий мертвеца.

Первый слог уже привычно

Соткой мы зовем обычно.

Слог второй – искусство танца.

В сумме – древний лук китайца.

Первый слог: я словно в сказке, –

Царство танца, роскошь зал;

Александр Андреич Чацкий

С корабля сюда попал.

На вторую часть шарады

Ставит карточный игрок.

А теперь поставим рядом

Слог второй и первый слог.

Напряжем мозги немножко:

Часть квартиры за окошком.

Первый слог – дремучий лес:

Сосны, ели до небес;

Слог второй – стихотворенье,

Славословье, восхваленье.

У того она бывает,

Кто берет и отпускает.

Но у женщин – никогда.

Что же это? …

Первый по морскому дну

Убегает в глубину,

Разбивая в брызги пены

Изумрудную волну.

А вторая часть – как раз

То же самое, что глаз.

Совмещая оба слога,

Что получится у нас?

Мы ответ найдем легко,

Если выпьем … !

Ответ найти не будет трудно:

В начале – маленькое судно;

За ним – Америки туземцы,

Средневековые индейцы,

Которых вытеснили в горы

Испанские конкистадоры.

Шарады этой склеив слоги,

Идите смело по дороге.

Совместите воедино

Две рабочие скотины.

Первый смерть принес Олегу,

А у Трои – славу греку.

Зверь второй живет в Тибете

И летает, словно ветер.

Двух имен подобье слитка

Даст название напитка.

Сначала выберу умело

Геометрическое тело,

Затем крупы насыплю в банку

И заведу свою …

Ответы :

1. Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский

2. Бондарчук

4. Мормышка

5. Бойкот

6. Грабеж

7. Коллекция

8. Призрак

9. Арбалет

10. Балкон

11. Борода

12. Молоко

13. Ботинки

14. Коньяк

15. Шарманка

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

Викторина по литературе с ответами для школьников

1. Кто была первая женщина-писатель, получившая Нобелевскую премию? (Сельма Лагерлеф, в 1909 году)

2. Что означает название книги новелл Джованни Боккаччо «Декамерон»? (По-гречески — «Десятидневник»)

3. Литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса? (Марк Твен, годы жизни — 1835-1910)

4. Кто из английских писателей умер на острове в Тихом океане в 1849 году? (Роберт Льюис Стивенсон, 1850-1894 гг.)

5. Имена детективов, наиболее часто встречающихся в романах Агаты Кристи? (Эркюлъ Пуаро, мисс Марпл, Томми и Тапенс, Паркер Пейн)

6. Какие два великих писателя семнадцатого века умерли в один и тот же год и день? (Уильям Шекспир и Мигель Сервантес де Сааведра умерли 25 апреля 1616 года)

7. Литературный псевдоним какого знаменитого писателя совпадает с названием большого европейского города? (Джек Лондон, 1987-1916 гг.)

8. Какие два великих русских писателя девятнадцатого века родились в один и тот же год и день? (Вячеслав Яковлевич Шишков и Иван Сергеевич Шмелев родились 3 октября 1873 года)

9. Настоящее имя французского писателя Стендаля? (Анри-Мари Бейль, 1783—1842 гг.)

10. Как звали женщину, которую Шерлок Холмс называл не иначе как «эта женщина»? (Ирен Адлер)

11. Каким эпиграфом начинается повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина? («Береги честь смолоду»)

12. Герой какой книги воюет с ветряными мельницами? (Дон Кихот в романе Мигеля Сервантеса де Саавердры)

14. Что такое «белый стих»? (Нерифмованный стих; часто в драме — пятистопный ямб)

15. Как звали даму сердца Дон Кихота? (Дулъсинея Тобосская)

16. В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? (Капулетти)

17. От имени какого писателя произошел термин «садизм»? (Маркиз де Сад, Донасъен Альфонс Франсуа, 1740-1814 гг.)

18. Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла? («Алиса в Зазеркалье»)

19. Вокруг какой книги разворачивается действие романа «Имя Розы»? (Вокруг книги «Аристотель»)

20. Кем создан персонаж отец Браун? (Гилбертом Честертоном, 1874—1936 гг.)

21. Какие книги можно назвать проверенными временем крупнейшими бестселлерами? (Библия; Чарльз М. Селдон «По Его стопам» (1897 год); Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936 год); Дейл Карнеги «Как завоевывать людей и влиять на них» (1937 год))

22. За какое произведение Иван Алексеевич Бунин получил Нобелевскую премию? («Господин из Сан-Франциско» (1933 год))

23. Габриель Гарсиа Маркес написал роман «Сто лет одиночества». В 1982 году он получил Нобелевскую премию. Из какой страны этот автор? (Из Колумбии)

26. Кому Гамлет говорит следующую фразу: «Нет в Датском королевстве подлеца, который не был бы отпетым плутом»? (Горацио)

27. Три карты, обладающие магическим действием в «Пиковой даме»? (Тройка, семерка, туз)

28. Поэма какого поэта легла в основу оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко»? (Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы»)

30. Кто послужил прототипом главной героини романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина»? (Мария Александровна Гартунг — дочь Александра Сергеевича Пушкина)

31. «Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним». Из какой пьесы эта цитата? (Из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира)

32. Как звали русского писателя, который написал пьесу «Чайка»? (Антон Павлович Чехов, годы жизни — 1860-1904)

33. Кто создал образ комиссара Мегрэ? (Жорж Сименон, годы жизни — 1903—1989)

34. Когда празднуется Международный день детской книги. Чей это день рождения? (2 апреля, день рождения Ханса Кристиана Андерсена, годы жизни — 1805— 1875)

35. Какой роман русского писателя совпадает по названию с известным музыкальным произведением? («Крейцерова соната» Льва Николаевича Толстого)

36. Кого звали «Лебедем Эйвона»? (Уильяма Шекспира)

37. Какие произведения Александра Сергеевича Пушкина объединены под названием «Маленькие трагедии»? («Скупой рыцарь», «Пир по время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери»)

38. Название «Таинственного острова» у Жюля Верна? (Остров Линкольна)

39. Название «Острова сокровищ» у Льюиса Стивенсона? (Остров Пинос, Куба)

40. Известнейшая фигура в мировой литературе — «Рыцарь Печального Образа». Кто это? (Дон Кихот Ламанчский)

41. Аврора Дюпен была известнейшей французской писательницей, дружила с Фридериком Шопеном. Под каким псевдонимом она писала? (Жорж Санд, годы жизни — 1804-1876)

42. При каком царе в России началось книгопечатание? (При Иване IV по прозвищу Грозный)

43. Герой романа — юноша, который сохраняет свою молодость, тогда как его портрет стареет. Как называется это произведение? («Портрет Дориана Грея», автор — Оскар Уайльд, годы жизни — 1854—1900)

44. Под каким общим заглавием объединены основные романы Оноре де Бальзака? («Человеческая комедия» — этот цикл объединял сорок томов)

45. Кто из испанских поэтов был убит в годы гражданской войны в Испании? (Федерико Гарсиа Лорка, годы жизни — 1898—1936)

46. О каком русском писателе повествует роман Юрия Николаевича Тыньянова «Смерть Вазир-Мухтара»? (Об Александре Сергеевиче Грибоедове)

47. Кому Александр Блок посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? (Своей жене — Любови Дмитриевне Менделеевой)

48. Десять дней десять молодых людей рассказывают друг другу различные истории. Что это за произведение? («Декамерон» Джовании Боккаччо)

49. Когда была напечатана первая книга в России? Как она называлась? (В 1564 году, «Апостол»)

50. Кто создал образ Джеймса Бонда? («Агент 007» Иэн Ланкастер Флеминг, годы жизни — 1908-1964)

51. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго? (Квазимодо)

52. Кто из английских писателей создал образ «Питера Пэна»? (Джеймс Мэтью Барри, годы жизни — 1860-1937)

53. В какое время происходит действие романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»? (Борьба между Севером и рабовладельческим Югом в США превратилась в гражданскую войну — 1861—1865 годы)

54. Как зовут трех великих древнегреческих трагиков? (Эсхил, Софокл, Эврипид)

55. Как называется первый роман Жюля Верна, принесший ему известность? («Пять недель на воздушном шаре»)

56. Какая из книг Нового Завета предсказывает гибель мира? («Откровение Иоанна Богослова: Апокалипсис»)

57. Сколько всего комедий написал Лопе де Бега? (Полторы тысячи комедий)

58. После выхода в свет какого романа Жюля Верна французское Географическое общество выступило с инициативой принять единую систему измерения времени? («Вокруг света за восемьдесят дней»)

59. По какому произведению Виктора Гюго поставлена опера Джузеппе Верди «Риголетто»? («Король забавляется»)

60. Кто назвал комедию Алигьери Данте «Божественной»? (Джованни Боккаччо)

61. Какой английский писатель считается родоначальником периодической печати? (Даниэль Дефо)

62. Как называется повесть Джерома Клапки Джерома — продолжение книги «Трое в лодке, не считая собаки»? («Трое на велосипедах»)

63. Назовите историческую поэму Сергея Александровича Есенина? («Пугачев»)

64. Как звали героинь пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры»? (Ольга, Маша и Ирина Прозоровы)

65. Какие повести вошли в трилогию Аркадия Петровича Гайдара? («Тимур и его команда», «Комендант Снежной крепости», «Клятва Тимура»)

66. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса? (Конан Дойл был врачом)

67. От чего умер писатель Эмиль Золя? (От печного угара)

68. Деятельность какого выдающегося норвежского драматурга послужила началом Международного движения в защиту прав женщин? Как называется это движение? (Генрих Ибсен, «ибсенизм»)

69. Какой русский писатель является родоначальником сентиментализма в русской литературе? (Николай Михайлович Карамзин, годы жизни — 1766—1826)

70. Имя бельгийского писателя, который создал книгу «Легенда об Улешпигеле и Ламме Гудзаке»? (Шарль де Костер, годы жизни —1827—1879)

72. Кем был по профессии Франсуа Рабле? (Врач)

73. Кем был по профессии Эрих Мария Ремарк? (Учитель)

74. Кем был по профессии Томас Майн Рид? (Журналист)

75. Кем был по профессии Эдмон Ростан? (Юрист)

76. Кем был по профессии Джонатан Свифт? (Священник)

77. Кем был по профессии Антуан де Сент-Экзюпери? (Военный летчик)

78. Кем был по профессии Савиньен Сирано де Бержерак? (Военный)

79. Кем был по профессии Жорж Сименон? (Журналист)

80. Кем был по профессии Вальтер Скотт? (Адвокат)

81. Кем был по профессии Абэ Кобо? (Медик)

82. Кем был по профессии Айзек Азимов? (Ученый- биохимик)

83. Кем был по профессии Луи Арагон? (Медик)

84. Кем был по профессии Оноре де Бальзак? (Юрист)

85. Рукопись «Рубайат» Омара Хайяма трагически погибла в 1912 году во время крупнейшей катастрофы этого года. Что же с ней произошло? (Рукопись утонула вместе с кораблем «Титаник»)

86. О какой героине написал Александр Сергеевич Пушкин такие строки:

«Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она»?

(О Татьяне Лариной)

87. Французский поэт и драматург Эдмон Ростан написал замечательную пьесу в стихах «Сирано де Бержерак». Прототипом главного героя постужил для Ростана реально живший в семнадцатом веке французский писатель, философ, эссеист, ученый и воин по имени Сирано де Бержерак. Однако Ростан в своей пьесе придумал такую деталь внешности своего героя, которой у реального человека не было. Что это за отличительная деталь? (Очень длинный нос)

88. Русский поэт Александр Александрович Блок писал:

«В кабаках, в переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву...»

Что Блок подразумевал под «электрическим сном наяву»? (Кинематограф)

89. В девятнадцатом веке жил на острове Самоа, расположенном в Тихом океане, человек, которого местные жители называли Туситала Стевони. «Туситала» на местном наречии значит «слагатель историй». А что это за странное слово «Стевони»? (Это искаженная английская фамилия Стивенсон)

90. В романе югославского писателя Милорада Павича «Хазарский словарь» один из героев, сатана, воплотившийся на земле, говорит, что все жители этой области Румынии рождаются поэтами, живут ворами, а умирают... Кем? (Вампирами)

91. В восьмидесятых годах двадцатого столетия преподаватели итальянских университетов заметили, что резко возросло число студентов, записывающихся на специализацию по истории средних веков. Опрос показал, что причиной этому явилась книга. Какая? («Имя розы» Умберто Эко)

92. Как известно, грибоедовская комедия «Горе от ума» стала богатейшим источником поговорок и пословиц. Чтобы превзойти эту пьесу по количеству афоризмов, потребовалась дилогия. Какая? («Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», авторы — Илья Ильф и Евгений Петров)

93. В романе Умберто Эко «Имя розы», посвященном жизни средневекового монастыря, говорится о мучительной «монашьей судороге». Поражает она не всех монахов, а только тех, кто работает в библиотеке. Какую часть их тела сводила судорога? (Пальцы руки, которой они переписывали книги)

94. Назовите самого многословного героя Уильяма Шекспира? (Гамлет)

95. За какую книгу Джеймсу Клавелю был выплачен самый высокий гонорар — пять миллионов долларов? («Ураган»)

96. В каком музее находится самая древняя из известных нам библий, написанная на греческом языке? (В Ватиканском музее, Италия)

97. Сюжет какого романа Александр Дюма нашел в «Записках из архива парижской полиции»? («Граф Монте-Кристо»)

98. Александр Дюма совершил, как писали его современники, «одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо делал». Что же он совершил? (Приказал построить замок Монте-Кристо, который сохранился по сей день)

99. В каком городе Франции есть улицы графа Монте-Кристо, аббата Фариа и Эдмона Дантеса? (В Марселе, где разворачивались события романа «Граф Монте-Кристо»)

100. По воле рока династия Романовых на российском престоле началась из Ипатьевского монастыря (город Кострома, в 1613 году) и кончилась в Ипатьевском доме (город Екатеринбург, в 1918 году). Об этом написано в книге российского писателя Евгения Бирюкова. Как называется эта книга? («Ипатьевский дом». Екатеринбуг. Издательство «СВ-96», 2003 год)

ГОУ № 182

Красногвардейского района

Литературная викторина

«В мире русской литературы»

(для учащихся 10-11 классов)

Подготовила:

Адамович Виктория Владимировна


Санкт-Петербург

2014 год

Введение.

Разработка адресована, прежде всего, классным руководителям и организаторам досуга школьников, учителям русского языка и литературы. В основу этой литературной викторины положены базовые знания школьников по предмету «Русская литература 9-11 класса», но предлагается игровая форма проверки этих знания, не традиционные формы заданий.
Подобную игру можно проводить во второй половине учебного года (3-4 четверть), когда некоторый путь по предмету пройден учениками. Викторина может быть приурочена к таким знаменательным датам, как:
Международный день родного языка (21 февраля) Всемирный день писателя (3 марта) Неделя детской и юношеской книги (24-30 марта) Всемирный день культуры (15 апреля)
А так же викторина может быть проведена на олимпиадной неделе по литературе.
Цель работы. Любые игровые формы способствует повышению интереса к предмету. В данном случае к предмету литературы. Проведение подобных викторин особенно актуально, т.к. интерес ребят к чтению книг постепенно снижается, книги заменяет телевидение, Интернет.
Задача викторины: С помощью викторины можно хорошо и ненавязчиво проверить степень знаний ребят по предмету, пробудить дух соревнования, сплотить класс, так как в викторине могут участвовать команды одного класса или классы параллели и даже команды всех 10-х и 11-х классов.

Для создания викторины я пользовалась различными источниками, но, к сожалению, память моя сохранила только один из них. Это книга О.Н.Козака «Литературные викторины», издательство «Союз», Санкт-Петербург, 1998 год . А у некоторых конкурсов нет никаких источников, кроме наблюдательности и опыта.

Ход викторины.


Участники:
    учащиеся 10 – 11 классов (возможно участие всего класса как единой команды, а можно определить состав команды, например, 6 человек от класса, можно предложить ребятам придумать название команды, девиз, эмблему); жюри викторины – учителя словесники, представители от классов; ведущий викторины – учитель литературы.
Правила игры: В игре принимают участие ребята всего класса (или команда), на вопросы отвечать имеет право все члены класса (команды), кроме тех конкурсов, где участники оговариваются дополнительно.
В игре 9 конкурсов (количество и состав конкурсов может меняться от времени, отведенного на игру). Игра занимает 1.5 – 2 часа.
Реквизит для игры:
    протоколы жюри; портреты писателей и поэтов; карточки с названиями произведений; карточки с именами фамилиями писателей (к портретам); ножницы и клей-карандаш по кол-ву команд; газета (любая) одинаковые экземпляры по кол-ву команд; листы бумаги А-4 формата по кол-ву команд карточки 1,2,3 (по кол-ву команд)
Количество конкурсов может меняться в зависимости от времени, выбранного для игры.

1 конкурс «Разминка»

От каждого класса (команды) приглашаются 2 участника, в процессе конкурса возможны замены. У участников таблички 1,2,3 – это номера вариантов ответов. Задается вопрос всем участникам конкурса, и даются варианты ответов, задача участников – поднять карточку с номером правильного ответа.

Вопросы конкурса:

Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?
    Некрасов Жуковский Пушкин
Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова: А) «Ба! Знакомые все лица». «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». «Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»
    Чацкому Молчалину Фамусову
Б) «Счастливые часов не наблюдают!» «Герой не моего романа». «Что гений для иных, а для меня чума».
    Софье Графине, внучке Хрюминой Репетилову .
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?
1. Жуковский 2. Державин 3. Дельвиг

Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?

    Чайковский Мусоргский Бородин
Где находится могила А.С.Пушкина?
    Святогорский монастырь в Псковской области Новодевичий монастырь в Саратове на Красной площади в Москве
Назовите автора памятника Пушкину в Петербурге?
    Церителли Аникушин Шубин
Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый, Злотая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…
    «Руслан и Людмила» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о Спящей царевне…»
Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас, Зачем?..Угрюм и одинок, Грозой отрванный листок, Я вырос в сомрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах…
    «Песня про купца Калашникова» «Мцыри» «Демон»
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
    Закавказье Сибирь на юг, в Одессу.

В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?

    Александрийский театр в Петербурге БДТ им. Товстоногова, Петербург МХАТ в Москве
Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?
    Чичиков Собакевич Ноздрев

2 конкурс «Портреты»


На сцене выставлены портреты писателей и поэтов, для участия в конкурсе приглашаются по одному человеку от класса (команды). Задание: А) разложить карточки с ФИО писателей к соответствующим портретам Б) разложить карточки с названиями произведений к портретам авторов
Задание выполняется по очереди каждым участником. За ошибку – снимается 1 балл из максимального кол-ва баллов.
4 варианта карточек (каждому участнику карточки своего цвета):
Л.Н.Толстой: «Война и мир» «Воскресенье» «Анна Каренина» «После бала» М.Ю.Лермонтов: «Герой нашего времени» «Мцыри» «Песня про купца Калашникова…» «Парус» А.С.Пушкин: «Руслан и Людмила» «Евгений Онегин» «Дубровский» «Барышня-крестьянка» А.П.Чехов: «Толстый и тонкий» «Лошадиная фамилия» «Чайка» «Три сестры» Н.А.Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо?» «Мороз Красный нос» «Дед Мазай и зайцы» «У парадного подъезда» Ф.М.Достоевский: «Преступление и наказание» «Братья Карамазовы» «Бесы» «Униженные и оскорбленные» А.Н.Островский: «Снегурочка» «Гроза» «Бесприданница» «Доходное место»

3 конкурс «Капитаны»


Участвуют в конкурсе по одному человеку от класса (команды), которых объединяют в пары. Например, капитан команды 10 «а» с капитаном команды 10 «б» класса, капитан 11 «а» с капитаном 11 «б» класса. Задание первой паре: по очереди придумывать друг другу ласковые слова (эпитеты) Задание второй паре: по очереди вспоминать пословицы и поговорки
Перед конкурсом дается задание на 5 конкурс «Сочини рассказ»

4 конкурс «Марафон»


Участвует в конкурсе весь класс (команда). Этот конкурс может быть и конкурсом для болельщиков, которые добавят таким образом команде баллы.
Задание: по цепочке вспоминаются строчки из стихотворений, поэм, сказок А.С.Пушкина. Повторяться нельзя, кто останавливается – выбывает из игры. Играют до того момента, пока в игре не останется только одна команда.

5 конкурс « Сочини рассказ»

Выездной конкурс.

От каждого класса участвуют по два человека. Они отправляются в соседнее помещение (класс, рекреацию и т.п.) с заданием сочинить рассказ из газетных заголовков. С собой они получают одинаковый номер газеты, ножницы, клей-карандаш, чистый лист бумаги А-4.
Участники читают свои рассказы. Оценивается: остроумие, связность текста, тематика и т.п.

6 конкурс «Афиша»

Участвует либо команда целиком, либо по одному человеку от класса. Ведущий читает афишу драматического произведения, которое изучается в школе, причем читает, НАЧИНАЯ С КОНЦА. Читает до тех пор, пока кто-то из участников не поднимет руку (готов отвечать). Если ответ неверен, чтение афиши продолжается до тех пор, пока ответ не будет найден кем-то из участников. В противном случае, чтение афиши завершается названием произведения. Афиши смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2 .

7 конкурс «Музыкальный»

Участвует вся команда (класс). Задание:
    На чьи стихи написаны романсы, песни?
Звучат отрывки из муз. произведений, а участники конкура записывают на карточках ответы. После окончания записи карточки сдаются жюри. А. М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» Б. С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…» В. В.С.Высоцкий «Много неясного в странной стране..»(отрывок «Алиса в стране чудес»
Музыкальные отрывки могут быть и другими по выбору учителя.
    Музыка из к/ф. Какие произведения экранизировались (название и автор)
А. к/ф «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» Б. к/ф по роману А.Дюма «Три мушкетера»

8 конкурс «Что ответил великий?»

Каждой команде по очереди читается высказывание – вопрос, нужно придумать или вспомнить, что ответил на этот вопрос кто-то из великих. Вопросы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 3 .

Этот конкурс можно заменить другим:

«Литература и кино».

Участвует весь класс (команда). Ведущий читает телеанонсы на к/фильмы по классическим произведениям. Но при этом заменяются все имена героев местоимениями (он, она, они и т.п.) Задача команды – узнать о каком герое идет речь, что это за к/ф, по какому произведению какого автора он снят. За каждый правильно угаданный фильм – 1 балл. Телеанонсы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ.
(Критерии оценки по каждому конкурсу смотри в ПРИЛОЖЕНИИ «Протоколы жюри»)

Приложение 1.

Телеанонсы.

1.Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в 16 век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», «Мосфильм» 1973 год)
2.Графиня…полюбила управляющего имением…, человека незнатного. Высота положения и женская гордость не позволяли ей раскрыть чувства. Но муки ревности были еще страшнее…(Комедия по пьесе Лопе де Веги «Собака на сене», «Ленфильм» 1977 год).
3.Герцог …взял к себе верным слугой юношу, которому доверил самое сокровенное – свою любовь к красавице… (Комедия В.Шекспира «Двенадцатая ночь» , «Ленфильм 1955 год)
4.Моряк…, вернувшись из плаванья, готовится к свадьбе с …,но в день помолвки неожиданно стал узником мрачной тюрьмы…Он знал, что у него есть соперник, но не представлял всей силы его коварства.(Фильм «Узник замка Иф» по роману А.Дюма «Граф Монте-Кристо», Одесская киностудия 1988 год, фильм «Граф Монте-Кристо Франция-Италия, 1955 год)
5.Разорившийся вдове удалось пристроить двух старших дочерей, осталась одна… красавица, но без приданого. Казалось бы, на что ей рассчитывать, но сердцу не прикажешь, и оно дрожит при встрече с судовладельцем…(«Бесприданница» по пьесе А.Островского, «Рот-фронт» 1936 год)
6.Веселому бродяге … однажды повезло – он поступил в услужение сразу к двум господам. Откуда же было знать пройдохе, что хозяева его знакомы, влюблены и разыскивают друг друга…(Музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ» Ленфильм, 1977 год)
7.18 век. Итальянский гипнотизер и авантюрист, удиравший от петербургской полиции, застрял в усадьбе под Смоленском – сломалась карета…(Комедия «Формула любви» по повести А.Н.Толстого «Граф Калиостро» , Мосфильм 1984 год)8.Из-за ошибки писаря, написавшего в царском указе вместо одних слов другие, возникла несуществующая личность. Но бумага уже пошла по высоким столам… (Комедия по рассказу Юрия Тынянова «Поручик Киже», Белгоскино,1934 год)
9.Трое ловких друзей служили королю – на зависть кардиналу. Однажды среди них появился четвертый отчаянный смельчак – сам черт, по определению красавицы фрейлины королевы…(Приключенческий фильм «Д*Артаньян и три мушкетера» по роману А.Дюма «Три мушкетера», Одесская киностудия 1979 год)
10.Напуганные слухом о приезде ревизора чиновники принялись обхаживать остановившегося в гостинице чиновника, приняв его за важную особу…(комедия «Инкогнито из Петербурга» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», Мосфильм, 1977 год)
11.«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» - так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой…(Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», Мосфильм 1984 год)
12.Несколько столетий легенда о громадной собаке с горящими глазами пугала наследников старинного рода, живших в уединенном поместье… (Детектив по рассказу Конан Дойла «Собака Баскервилей», Канада 2000 год)
13.Средневековая Англия. Тайно в страну вернулись король… и его оруженосец, оклеветанный приспешниками коварного принца… («Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта «Айвенго», Мосфильм 1983 год)

14.
1757 год. Шла война между Англией и Францией за обладание североамериканскими колониями. Судьба свела Ункаса, сына индейского вождя, и белого охотника Натаниэля по прозвищу Соколиный Глаз с Корой и Алисой, дочерьми английского полковника… («Последний из могикан» по роману Фенимора Купера , США, 1992 год)
15.Он – озорной и находчивый мальчишка, которому скучно слушать проповеди в церкви, красить забор, но зато приятно прогуляться в пещеру с миленькой подружкой… (Детский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» , Одесская киностудия, 1981 год)

Приложение 2

Афиши

А.Н.Островский.

Бесприданница.

Драма в четырех Действиях.

Лица:

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмиртиевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. Василий данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец. Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник. Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать. Робинзон. Гаврило , клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван, слуга в кофейной.

А.Н.Островский

Гроза

Драма в пяти действиях

Лица:

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.Катерина, жена его. Варвара, сестра Тихона.Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.Шапкин, мещанин.Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.Городские жители обоего пола.

Грибоедов

Горе от ума

Действующие:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.Софья Павловна, дочь его.Лизанька, служанка.Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама. } ГоричиПлатон Михайлович , муж ее.Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.Графиня бабушка } Хрюмины.Графиня внучка Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлёстова, своячница Фамусова. Г. N.Г. D.Репетилов Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова.

Вильям Шекспир

Гамлет

Трагедия

Действующие лица:

Клавдий, король Датский. Гамлет, сын покойного и племянник царствуюшего короля.Фортинбрас, принц Норвежский. Полоний, ближний вельможа.Горацио, друг Гамлета.Лаэрт, сын Полония.Вальтиманд Корнелий Розенкранц Гильденстерн Озрик Первый дворянин Вторй дворянин Священник. Марцелл, офицерБернардо, офицерФрансиско, солдатРейнальдо, слуга Полония.Актеры. Два могильщика. Капитан. Английские послы. Гертруда, королева Датская, мать Гамлета.Офелия, дочь Полония.Призрак отца Гамлета. Вельможи, дамы, офицеры, солдаты, моряки, гонцы и другие слуги.

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Комедия

Действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничийАнна Андреевна, жена егоМарья Антоновна, дочь егоЛука Лукич Хлопов, смотритель училищАмос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судьяАртемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведенийИван Кузьмич Шпекин, почмейстерПетр Иванович Добчинский городские помещикиПетр Иванович Бобчинский
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из ПетербургаОсип, слуга егоХристиан Иванович Гибнер, уездный лекарьФедор Андреевич Люлюков ИВАН Лазаревич Растаковский отставные чиновники,Степан Иванович Коробкин почетные лица в городеСтепан Ильич Уховертов, частный приставСвистунов Пуговицин полицейскиеДержиморда Абдулин, купец Фавронья Петровна Пошлепкина, слесаршаЖена унтер-офицера Мишка, слуга городничегоСлуга трактирный Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Список пьес может быть расширен, например, можно добавить афиши таких драматических произведений, которые изучаются в школе: Горький «На дне», Чехов «Вишневый сад», Островский «Свои люди – сочтемся» и другие.

Приложение 3.

Что ответил великий?

1. Александр Дюма-отец как-то вернулся с праздничного обеда домой, сын спросил его: «Ну, как там было, весело, интересно?» Очень,- ответил ему Дюма,- но если бы меня там не было, я бы умер от скуки». )
2. В честь Вальтера Скотта в Лондоне был устроен бал-маскарад. Каждый участник был обязан прийти в костюме одного из многочисленных героев его романов. На маскарад прибыл Чарльз Диккенс, он не успел раздобыть костюм. Организатор маскарада очень удивился: - Кого из героев вы изображаете? (- Я изображаю героя, который имеется в каждом произведении Вальтера Скотта, - его верный читатель!» )
3. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс начал свою литературную карьеру без особого успеха. Он и его друг основали журнал, у которого было только четыре подписчика. Как-то друзья увидели в окно похоронную процессию. Взволнованный Уэллс сказал своему другу: (- Только бы это был не наш подписчик. )
4. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ: (- Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма» )
5. Однажды Сергей Есенин сказал Маяковскому: - Ваши стихи как будто из чугуна – ну что можно из чугуна сделать? (- Из чугуна сделают нам памятники, - ответил Маяковский)
6. Однажды Дениса Ивановича Фонвизина спросили: - Какая разница между человеком и скотом? (- Огромная,- отвечал сатирик. - Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится. )

Рассказать друзьям