Кто после смерти есенина поэты. Почему умер Сергей Есенин? Последний приют поэта – Ваганьковское кладбище

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Споры о смерти великого поэта не утихают

120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина исполнилось в этом году. Но до сих пор не прекращаются ожесточенные споры о том, покончил ли он жизнь самоубийством или был убит. Официальная версия, та, что приводится в энциклопедиях, прежняя - речь идет о самоубийстве. Таковой она была в советские времена, такой остается и сейчас.

Однако после краха СССР и раскрытия архивов появилось множество публикаций, книг, документальных фильмов, которые проводят другую версию – Есенина убили. Причем, некоторым исследователям, в частности, петербургскому писателю Виктору Кузнецову, удалось добыть такие документальные доказательства, что версия убийства выглядит более чем убедительно.

Однако, об этом позднее – а сейчас мы расскажем о том, на что многие прежние исследователи почему-то обратили мало внимания, или не обратили внимания вообще. Есенина не просто убили, он не мог не быть «ликвидированным», как говорили в те времена. И вовсе не за свои «смелые» разговоры, многочисленные скандалы и дебоши, …а за стихи, которые он писал. Вспомним, как только за одно стихотворение про «кремлевского горца» был стерт в лагерную пыль Осип Мандельштам. А у Есенина таких стихов, где он с ненавистью и презрением говорит не только о главарях коммунистического режима, но и об этом режиме вообще, было немало. Почему же на это не обратили внимания? А, наверное, по очень простой причине: эти стихи при советской власти не публиковались, а если кое-что и печаталось, то с купюрами, которые сохранились до наших времен.

Настоящим вызовом коммунистической власти стала его поэма «Страна негодяев» - так он называл в ней СССР.

Пустая забава.

Одни разговоры!

Ну что же?

Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те жулики, те же воры

И вместе с революцией всех взяли в плен…

Банды! Банды!

По всей стране.

Куда ни вглядись, куда ни пойди ты –

Видишь, как в пространстве,

На конях

И без коней,

Скачут и идут закостенелые бандиты…

Один из главных героев этой поэмы – Чекистов-Лейбман, в котором без труда угадывается могущественный Лейба Троцкий. В этой есенинской поэме он так отзывается о русских:

Жили весь век свой нищими

И строили храмы божие…

Да я бы их давным-давно

Перестроил в места отхожие.

Рязанский скандалист позволял себе резкие выпады против членов Политбюро ЦК РКП(б), характеризовал Гражданскую войну как "дикость подлую и злую", сгубившую тысячи прекраснейших талантов:

В них Пушкин,

Лермонтов,

Кольцов,

И наш Некрасов в них.

В них я.

В них даже Троцкий,

Ленин и Бухарин.

Не потому ль моею грустью

Веет стих,

Глядя на их

Невымытые хари.

Все эти крамольные строки неуклонно выбрасывались из сборников поэта с 1926 по 1990 год, да и сегодня без них обходится стихотворение "Русь бесприютная" во многих сборниках.

Не исключено, что до Троцкого могла дойти также фраза Есенина, сказанная в Берлине писателю-эмигранту Роману Гулю: "Не поеду в Россию, пока ею правит Троцкий-Бронштейн. <...> Он не должен править".

Троцкий о всех таких выпадах в свой адрес, безусловно, знал, как же он после этого мог относиться к Есенину? Тем более что в «Стране негодяев» поэт называл Троцкого еще резче. А в те времена антисемитизм был в СССР уголовно наказуемым преступлением, за такие выпады вполне могли бы поставить к стенке. Любого другого и поставили бы, но знаменитого поэта решили убрать другим способом.

Однако в среде наших либеральных историков имеется тенденция изображать Троцкого чуть ли не покровителем Есенина. Как это делает, например, Николай Сванидзе, состряпавший о Есенине документальный фильм. В оправдание Троцкого Сванидзе приводит тот факт, что после смерти поэта Троцкий опубликовал о нем в «Правде» хвалебный некролог. Но это было ничем иным, как акцией по прикрытию совершенного преступления. Троцкому-Чекистову никак не могла нравится поэзия русского крестьянского поэта, таких он люто ненавидел и презирал. Ведь не случайно же, что после пышных похорон стихи поэта были в СССР запрещены. Врага Есенина не устраивала его чуждая Октябрю поэзия последних лет, о чем сам "архитектор революции" и писал в "Правде": "Поэт погиб потому, что был не сроден революции".

Словом, «хари» помнили все и ничего не прощали. Недаром Ленин, сам политик коварный, называл Троцкого "Иудушкой", говорил о его "иезуитстве" и "утонченном вероломстве". После возвращения Есенина из-за границы Троцкий даже хотел его "приручить", предлагая ему возглавить новый литературный журнал, но договориться с поэтом не удалось. Есенин прекрасно понимал, что его ждет за такие стихи от «немытых харь» и писал, предчувствуя свою трагическую судьбу:

И первого

Меня повесить нужно,

Скрестив мне руки за спиной,

За то, что песней

Хриплой и недужной

Мешал я спать стране родной…

Вот и повесили…

Был полон творческих планов

Множество фактов свидетельствует, что Есенин вовсе не был, как утверждают, в состоянии маниакальной депрессии во время своего приезда в Ленинград. По свидетельствам современников, поэт был настроен на работу, читал друзьям стихи, рассказывал о новом журнале. За 1925 год у него вышло 8 книг, им было подготовлено полное собрание сочинений. Материальное положение Есенина было успешным - и не только благодаря будущей хорошо оплачиваемой работе. Существовал договор с Госиздатом на выплату гонорара за полное собрание сочинений в течение полутора лет. Первый перевод на 640 рублей уже поступил. Еще в Москве издателю Евдокимову Есенин рассказывал о своих планах - работе в журнале “Поляне”, руководство которым обещал ему Киров. Племянница поэта Светлана Есенина рассказывала: “Вскоре в Ленинград Есенин должен был перевезти и семью, о чем свидетельствует его телеграмма от 7 декабря, в которой поэт просил Вольфа Эрлиха подыскать ему трехкомнатную квартиру”. Все это говорит о его позитивном настрое.

Есть еще одно обстоятельство, которое не могло не настраивать поэта на оптимистический лад. В Баку он познакомился с Сергеем Кировым, который отнесся к нему очень хорошо.

18 декабря 1925 года в Москве начал работу XIV съезд ВКП(б). На нем разворачивалась грандиозная политическая драма. Оппозиция Л. Каменева и Г. Зиновьева вчистую проиграла Сталину. Каменев был переведен в кандидаты в члены Политбюро, Зиновьев потерял контроль над Ленинградской парторганизацией, чистка которой была поручена Кирову. Кирова вот-вот должны были перевести в Ленинград, назначив на место Зиновьева. К тому же и Троцкий уже терял свою власть.

Сторонники версии о самоубийстве неизменно приводят, как доказательство склонности Есенина к суициду, факт его пребывания в психиатрической клинике Москвы. Мол, двинулся умом поэт на почве пьянства, вышел из психушки, приехал в Ленинград и тут же повесился. На самом деле Есенин оказался в клинике вовсе не по состоянию здоровья. Его устроили туда, спасая от судебного процесса, который хотели устроить над ним после скандала 6 сентября 1925 года в поезде Баку — Москва, где он резко повздорил с дипломатическим курьером Альфредом Рога и Юрием Левитом, близким знакомым всесильного Льва Каменева. Рога и Левит через канцелярию наркомата по иностранным делам подали на поэта в суд, требуя «возмездия». Секретарь суда В. Гольдберг строчила Есенину грозные предписания. С него взяли подписку о невыезде. Положение Есенина становилось угрожающим.

Выход из сложного положения подсказали сестры поэта Катя и Шура - «спрятаться» в клинике Московского университета. Поэт долго не соглашался, однако все-таки был вынужден 26 ноября 1925 года лечь в больницу. Опекал его здесь профессор Петр Ганнушкин, оберегая его от судебных исполнителей и всех тех, кто стремился во что бы то ни стало «упечь» его в тюрьму. Он даже выдал ему для этого удостоверение:

«Удостоверение

Контора психиатрической клиники сим удостоверяет, что больной Есенин С. А. находится на излечении в психиатрической клинике с 26 ноября с. г. и по настоящее время; по состоянию своего здоровья не может быть допрошен на суде.

Ассистент клиники Ганнушкин».

Чекисты приходили в клинику, чтобы арестовать Есенина, но врачи его не выдали.

О том, что Есенин в смысле состояния психики был совершенно здоров, говорит тот факт, что именно в клинике он написал некоторые свои стихотворные шедевры: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Ты меня не любишь, не жалеешь..», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и др. Есть версия, что по этой же причине – спасаясь от суда, он и уехал поспешно в Ленинград.

Свидетельство Сварога

Вопреки утверждениям в энциклопедиях будто сразу после смерти Есенина никто об убийстве «несколько десятилетий» не говорил, об этом стали говорить сразу. Художник Василий Сварог, который сделал рисунок мертвого Есенина еще без грима, писал в 1927 году: “Мне кажется, этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он “забыл” свой портфель в номере Есенина. И домой он “спать” не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах.

Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в “Англетере” всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже и осталось много следов.

Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту гостиницы Назарову. А где теперь этот дворник? Сначала была “удавка” - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой “Жилетт” по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... “Вешали” второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве...”.

Свидетельство Сварога, который одним из немногих видел еще неприбранный труп Есенина, в нарушение законодательства к делу не приобщили.

Существует еще одна загадочная личность в деле о смерти Есенина, некто Л. Сосновский, приятель Троцкого, фельетонист. Именно по его обвинению возникло дело 4-х поэтов, обвиненных в антисемитизме (Есенин, Клычков, Орешин, Ганин). Все поэты умерли насильственной смертью, также, как, впрочем, и Сосновский (именно его имя фигурирует в деле расстрела царской семьи), расстрелян в 1937-м. Еще одна жертва - А. Соболь, который заступился за поэтов-"антисемитов". Вскоре после похорон Есенина он был найден возле памятника Достоевскому с простреленной головой.

В «Англетере» не жил?

Однако самое сенсационное открытие сделал упомянутый уже петербургский писатель В. Кузнецов: опровергая версию о самоубийстве, изучая документы гостиницы «Англетер», он обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил!

Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили висящий на трубе парового отопления его труп. Те, кто помнит советские времена, хорошо знают, что значило тогда получить номер в престижной гостинице (а «Англетер», расположенный рядом с самым престижным отелем города «Астория», был именно таким). Каждый поселившийся регистрировался, портье записывал данные его паспорта. Органы следили за этим очень строго. На каждом этаже были специальные коридорные, связанные с ГПУ, так что безымянный жилец без регистрации в таком отеле никак не мог появиться.

И не появился, потому что никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ и говорили то, что от них требовали. Тем более, заметим, что за Есениным тогда следили, в Москве на него было заведено уголовное дело, и его появление в Ленинграде вообще можно было рассматривать, как бегство от правосудия. А с такими в СССР разговор был короткий.

Как считает Кузнецов, короткий разговор был и с Есениным. Как только он появился в Ленинграде, то сразу же был арестован и привезен в следственный дом ГПУ на улице Майорова, д. 8\25. Там его с пристрастием допросили. Операцией руководил известный чекист Яков Блюмкин. Смысл допросов заключался в том, что Есенина хотели завербовать в качестве секретного сотрудника ГПУ.

Есть еще версия, согласно которой у поэта требовали отдать документ, который компрометировал Л. Каменева.

В Москве хмельной Есенин рассказал прозаику Тарасову-Родионову, что после отречения Николая II в 1917 году престол предложили брату Михаилу и Каменев из сибирской ссылки тут же послал телеграмму с поздравлениями новому царю. А Михаил отказался от престола. Есенин (он служил при санитарном поезде в Царском Селе) похвастался, что эта опасная для Каменева телеграмма якобы хранится у него: «Она у меня надежно спрятана». Прозаик, осведомитель ГПУ, тут же стукнул куда следует. И Есенина ждали в Ленинграде…

Вряд ли Троцкий лично давал приказ убить поэта, но так уж случилось. По-видимому, Есенин, привычный к дракам, сопротивлялся и с силой толкнул Блюмкина, тот упал. Тогда прогремел выстрел. На фотографии виден след от пулевого ранения, а после этого Блюмкин ударил Есенина рукояткой револьвера в лоб.
Блюмкин после убийства из Ленинграда связался с Троцким и спросил, что делать с трупом Есениным. Тот ему ответил, что завтра появится его статья в газете о том, что неуравновешенный, упаднический поэт наложил на себя руки, и все замолчат. Решили произвести инсценировку самоубийства – благо зловещий дом 8\25 находился недалеко от «Англетера». Труп перенесли в номер, в котором никто не жил.

Разумеется, прямых доказательств того, что дело было именно так, нет, да и быть не может. Все свидетели давно мертвы, а документы – уничтожены. Однако Кузнецову удалось познакомиться со знакомой работавшей в «Англетере» уборщицы Варвары Васильевой. Перед смертью та успела ей рассказать, что поздно вечером 27 декабря какие-то пьяные громилы тащили то ли с чердака, то ли с подвального лабиринта мертвое тело. Не исключено, что это и был труп Есенина.

Об убийстве говорит и множество других фактов. Так, например, утверждается, что знаменитые предсмертные стихи «До свиданья, друг мой, до свиданья…» поэт написал кровью, поскольку в номере будто бы не было чернил. Однако на фотографии номера, где был повешен поэт, на столе отчетлива видна чернильница. Кроме того неизвестно куда пропала ручка, которой он якобы писал эти стихи. Бесследно исчез из номера и пиджак Есенина. Куда исчезли эти вещи, которых нет в описи, если речь шла о самоубийстве?

Мало того, порезы, из которых Есенин будто бы брал кровь для написания стихов, были сделаны на его правой руке, хотя поэт вовсе не был левшой.

Как же он мог макать в них ручку? Это очень неудобно! Такие порезы должны быть на его левой руке. Значит, это следы пыток или побоев. А как, например, объяснить синяк под глазом Есенина? И ссадины на теле, которые отчетливо видны на фото? Вмятину на лбу объясняли тем, что, повесившись, он прижался лбом к раскаленной трубе парового отопления, оттого, мол, и был этот страшный ожог. Однако в то время батареи в Ленинграде, в том числе и в «Англетере» были едва теплыми. Было холодно. Тот же Эрлих свидетельствует в своих показаниях, что придя в номер, он застал Есенина, сидящего в шубе!

Получается, что единственным документальным доказательством самоубийства было прощальное стихотворение самого поэта. Однако его обнародовал Эрлих, называвший себя «другом Есенина», а на самом деле бывший всего лишь крутившийся возле поэта «шестеркой» (и как уже давно установлено, тайным агентом ГПУ). Никак невозможно поверить в то, что поэт мог доверить ему свое трагическое «послание потомкам».

Утверждают, что графологическая экспертиза потом подтвердила, что почерк принадлежал Есенину. Но этому есть другое вполне логичное объяснение. Мастером по подделке почерков был Яков Блюмкин. В своем «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Солженицын приводит тот факт, что Блюмкин в камере признался, что сделал поддельное письмо Савинкова, да так ловко, что потом этому все поверили. Для ГПУ подделка чужих писем вообще было обычным делом.

Вклад «друзей»

Немалый вклад в утверждение мифа о «самоубийстве» Есенина, увы, внесли и его собратья по поэтическому ремеслу. В 1926 году вышла книжка А. Крученых «Гибель Есенина». В ней этот отнюдь не ангажированный советской властью именитый тогда поэт писал: «Тупое, беспросветное нытье Есенина и есенистов делает их «поэзию» воем кандидатов в самоубийцы! Да, так жить, как жил Есенин, конечно, не ново. Современные поэты должны жить новой жизнью и надо сделать так, чтобы они хотели и могли жить этой жизнью и, чтобы в их творчестве не осталось ничего от умирающего старого мира…».

Но вот парадокс, о Крученых и других недоброжелателях Есенина уже давно забыли, а светлое имя русского гения Сергея Есенина и его удивительные стихи по-прежнему с нами!

Специально для «Столетия»

Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Тогда, холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Когда поэт Василий Наседкин привез гроб в Москву, он пришел домой и сказал: «Сергея убили!» Что же на самом деле произошло в «Англетере» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года?

Номер был разгромлен. Есенин висел на вертикальных трубах парового отопления. На его теле зафиксировано множество повреждений. Но следствие настаивало на самоубийстве.

По официальной версии так и считалось: Сергей Есенин покончил с собой, но выяснилось, что эта версия не выдерживает столкновения с фактами.

Теперь, через девяносто лет, множество исследователей (например, петербургский писатель Николай Астафьев в книге «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители») утверждают: Есенина убили, а многие документы, приобщенные к делу, сфальсифицированы.

Например, записки якобы Есенина к Эрлиху, которые должны были доказать, что поэт приехал в «Англетер» добровольно (по утверждению сторонников версии убийства), были написаны не его рукой.

Сергей Есенин — в нижним левом углу, Эрлих — в верхнем правом

Одна записка, якобы написанная Есениным, звучит так: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу. С. Есенин».

Вторая записка: «Вова, я поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей».

Николай Астафьев считает, что это явная подделка, что это не рука Есенина.

Зачем же понадобилось фальсифицировать документы дела, если это банальное самоубийство?

Малоизвестная записка, приписываемая С.А. Есенину, упоминаемая в протоколе опроса В. Эрлиха (лицевая сторона) РО ИРЛИ, Фонд 697, оп. 1, ед.хр. 32

Возможно затем, что Есенина доставили в пустой номер гостиницы насильно, но это надо было скрыть.

Петербургский писатель Виктор Кузнецов, изучая документы гостиницы «Англетер», обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили его труп, висящий на трубе парового отопления.

Мемуарная записка Есенина, упомянутая в воспоминаниях В. Эрлиха (лицевая сторона), РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 30

Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

В XXI веке родственники поэта, исследователи и просто граждане не раз обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о возобновлении уголовного дела о предполагаемом убийстве Сергея Есенина.

Полученные ответы, как под копирку: «Подтверждена причина смерти поэта в результате сдавления органов шеи петлей при повешении».

Вот и думайте, как хотите: то ли кто-то это нарочно сделал, то ли действительно он это сделал сам.

Между тем, есть десятки косвенных доказательств, по которым можно работать.

Первый вопрос: когда, кем и при каких обстоятельствах все документы следствия были повреждены? Причем идентичным образом: у них вырван фрагмент в нижней части листа.

Второй вопрос: доверенность, которая приложена к делу – это доверенность, написанная рукой Эрлиха. И на ней значится совершенно чудовищная подпись Сергея Александровича Есенина . В то время, когда в вещах Есенина обнаружили написанную его рукой доверенность, но порванную.

Доверенность, написанная В.И. Эрлихом, с неадекватной подписью С.А. Есенина

Третий вопрос: почему к документам следствия не была приложена так называемая предсмертная записка – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Если ей придается такой статус, значит, она должна быть в официальном деле.

Четвертый вопрос связан с участковым надзирателем, а именно, его подписями на документах: почему-то они разнятся. В акте от 28 декабря у Горбова одна подпись, в протоколах опроса свидетелей она совершенно иная.

Еще одна череда косвенных доказательств связана с самими посмертными фотографиями. Во-первых, мы не имеем фотографии трупа в петле. Во-вторых, мы не имеем ни одной посмертной фотографии, где Сергей Александрович был бы изображен в полный рост.

Художник Василий Сварог, который рисовал мертвого Есенина еще без грима, сказал в 1927 году:

«Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».

Однако этим свидетельствам доверяют не все. Филолог Олег Лекманов, профессор ВШЭ, автор биографии Сергея Есенина, считает, что поэт повесился сам.

«Есть стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое он перед тем, как покончить с собой, а он, безусловно, стопроцентно покончил с собой, записал кровью на листочке и передал Вольфу Эрлиху. Пускай те, кто отстаивают эту так называемую «версию» убийства, сначала нам докажут каким образом убийцы смогли его заставить это стихотворении выдумать, сочинить, потом его написать на листочке кровью».

Стихотворение, которое сейчас трактуется многими как вещдок, не было привлечено в качестве такового. Вероятно потому, что там нет датировки.

Стихотворение «До свиданья…» (подлинник) (РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 14)

Это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эрлиху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эрлиху.

Это первое.

Второе – неестественно согнутая рука. Живой поэт мог держаться за трубу, но после смерти мышцы ослабевают, и руки у самоубийцы должны опуститься вдоль туловища, чего не произошло.

Третье – шрамы от губы к подбородку. Они образуются, если преступник душит жертву сзади.

Сергей Есенин с сестрой

Сомневались в самоубийстве Сергея Есенина и его современники: Анна Ахматова, Павел Лукницкий, Осип Мандельштам . Сомневались, потому что знали и дерзкого Есенина, и еще лучше – то время, в которое жили.

Четвертое – пробитый лоб, то есть вмятину официальная версия объясняет ожогом, который получил Есенин уже после повешения от горячей трубы отопления, на которой он висел, а не от прижизненного удара.

Но воронежский режиссер Евгений Парщиков, автор фильма «Есенин. 1925 – 2010», уверен, что это не так. Он привлек родственников поэта и независимых экспертов, которые выяснили, что фотография номера, сделанная после трагедии, фальшивка. Ее развернули, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты.

Номер Есенина в гостинице «Англетер» после трагедии

Данный снимок показали эксперту по судебной фотографии, и он сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы – направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.

«Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Ее брат Лев помогал отцу – фотографу во время съемок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а веревка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей – повешен он был уж очень неправдоподобно» (Николай Браун, поэт, переводчик, бывший политзаключенный, общественный деятель).

В качестве возможных идеологов устранения поэта фигурировали и Блюмкин, и Троцкий, и Агранов , которого называли палачом русской интеллигенции.

Сергей Есенин с матерью

В самоубийстве Есенина сомневалось и духовенство, настолько, что священники сочли возможным отпевать поэта на похоронах, что для самоубийц недопустимо.

Церковные панихиды на могиле поэта служат и сейчас. Священник Андрей Дударев приезжает каждый год.

«Кто может сказать, что он покончил жизнь самоубийством? Шрам от веревки, на которой якобы повесился Есенин. Если человек вешается, то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника. Это удавка, стянутая на шее поэта и задавившая не только человека великого, но и русскую культуру».

В воскресенье 27 декабря, по свидетельству Эрлиха, они с Есениным расстались. Эрлих ушел из гостиницы домой, но дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл в номере портфель. Эрлих возвратился в гостиницу. Есенин был один. Он сидел за письменным столом и просматривал рукопись. Был спокоен. Утром его нашли повешенным.

Сергей Есенин за работой

Что именно произошло в те несколько ночных декабрьских часов, доподлинно неизвестно до сих пор.

Виктор КОЛМОГОРОВ

Гостиница «Англетер» в конце первого десятилетия ХХ века (светлое здание слева на переднем плане)

  1. Как умер Есенин
  2. Причина смерти Есенина
  3. Когда наступила смерть Есенина
  4. Свидетели смерти Есенина
  5. Последнее стихотворение Есенина
  6. Указания на убийство Есенина
  7. Убийство Есенина
  8. Есен ин и революция

С легкой руки борзописцев юной советской власти принято считать, что ночью или ранним утром 28 декабря 1925 г. Есенин повесился в номере ленинградской гостиницы с чарующим названием «Интернационал», бывшей «Англетер» (Англия на французском языке), однако же имеющиеся по делу материалы не только не подтверждают самоубийства Есенина — напротив, опровергают его. Смерть Есенина в результате самоубийства — это одна из господствующих ныне бредовых идей, т.е. немотивированных утверждений, которые кажутся столь действительными, что и в доказательстве не нуждаются. Например, многие знают последнее стихотворение Есенина, якобы написанное в гостинице «Интернационал», которое якобы неопровержимо свидетельствует о намерении Есенина свести счеты с жизнью, но на деле, если отбросить бредовые вымыслы советских «борзописцев зело», это стихотворение вовсе не говорит о намерении Есенина совершить самоубийство. Воспринимается же оно прощальным лишь вследствие дальнейших событий, смерти Есенина, но на деле прощания Есенина с жизнью в нем нет:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,—
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Если отвлечься от давления событий, смерти Есенина, то следует заключить, что стихотворение это посвящено некоему далекому умирающему другу как напутствие, прощание, ободрение; попрощаться же лично не было возможности: «До свиданья без руки, без слова», т.е. без встречи. К тому же это стихотворение не могло быть написано в гостинице «Интернационал» с 24 по 27 декабря 1925 г. кровью: на теле Есенина, если верить советским документам, не было ран, из которых можно бы было взять кровь — только ссадины на коже, царапины, которые кровотечения не дают вообще (кровь на них только выступает, и обмакнуть в нее перо нельзя, тем более что она быстро сворачивается).

В гостинице «Интернационал» поэт не кончал жизнь самоубийством, а чтобы убедиться в этом, рассмотрим документы короткого следствия, начатого по факту смерти Есенина.

Как умер Есенин

Удивление вызывает способ якобы самоубийства Есенина, повешения, в номере гостиницы «Интернационал», описанный представителем милиции, к сожалению, весьма кратко:

28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч[астковым] надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего Гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей граж[данина] Назарова В[асилия] Мих[айловича] о повесившимся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1 метров, около места где обнаруже[н] был повесившийся лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой рук[е] выше локтя с ладонной стороны порез, на левой рук[е] на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, пис[атель], приехавший из Москвы 24 декабря 1925 г.

Удост[оверение] [ТЦ] №42-8516, и доверенность на получение 640 р[ублей на имя Эрлиха].

[Управляющий] В. Назаров [Понятые] В. Рождественский, П. Медведев, М. Фроман, В. Эрлих [Милиционер] [неразборч.]… шинский Уч. надз[иратель] 2-го отд. ЛГМ Н. Горбов.

Описания места происшествия здесь, по сути, нет, но имеется, к счастью, фотография:

За расположенным на дальнем плане письменным столом идут две белых трубы парового отопления, к одной из которых, значит, была привязана веревка… За столом также видна покосившаяся тумба белого цвета, на которой и стоял канделябр; перед столом же, между столом и лежащим на полу канделябром, находится, вероятно, мусорная корзина для бумаг.

Удивление на снимке вызывают следующие мелочи:

  1. Тумба привязана к отопительным трубам (почему и не падает).
  2. На ковре имеются пятна темного цвета.
  3. На письменном столе расположен чернильный прибор, т.е. были и чернила, а значит, написание приведенного выше стихотворения кровью теряет смысл.
  4. Столешница письменного стола с правой стороны испачкана чем-то белым (если это, конечно, не блики на полировке от осветительных приборов фотографа или включенного торшера или не свет из окна).

Беспорядок в комнате ни малейшего отношения не может иметь к самоубийству. Значит, разбираться нужно было, а не прикрывать дело…

Прежде всего следует отметить, что в советской гостинице для «ответственных работников» не могло быть ни грязных ковров, ни чернильных приборов без чернил. Особенно дико последнее: а если пришлось бы постояльцу важный документ писать на благо партии и народа? Кроме того, обстановка выглядит богатой, а значит, и обслуживание было на уровне. Не только в «Интернационале», но и в любой иной гостинице в любое время дня и ночи можно было достать чернила — попросить у портье. Кроме того, Есенин не мог не иметь с собой хотя бы карандаша. Таким образом, версия о написании приведенного выше стихотворения кровью именно в «Интернационале» откровенно лжива: быть этого не могло.

Наиболее просто можно объяснить пятна на ковре: это либо следы пищевых продуктов, либо кровь. Поскольку же на Есенине не было ран, лишь поверхностные ссадины, то кровь могла принадлежать одному из нападавших (на снимке видим два стола, один наверняка обеденный, а за обеденным столом обычны ножи, вилки и предметы из стекла, которыми и можно нанести ранение нападающему). То и другое происхождение пятен указывает на происшедшую в номере борьбу.

Что же касается привязанной к трубам тумбы, то удивление вызывает в том числе находящаяся в номере веревка или более жесткий шнур. Столь длинную веревку или шнур нужно было принести в номер, причем случайно это сделать нельзя.

Поскольку тумба, как сообщил тов. Горбов, лежала под висевшим трупом, то следует заключить, что в запечатленное на снимке состояние ее привели намеренно перед съемкой — вероятно, с целью подчеркнуть наличие на трубах веревки и ее длину. Стало быть, это та самая веревка, на которой повесился Есенин, но длина ее противоречит описанию места преступления. Дело в том, что труп висел под самым потолком, как сообщил тов. Горбов, а значит, веревка, на которой он висел, была короткой, но на снимке мы видим длинную… Если предположить, что Есенин совершил самоубийство, то зачем же при наличии в номере длинной веревки было вешаться на короткой под потолком? Положим, под потолком на трубах была некая перекладина или еще что для закрепления веревки, но зачем же при наличии длинной веревки самоубийца лез под потолок, на высокую и шаткую тумбу, а не повесился со стула? Стулья на приведенной выше фотографии видны. Так зачем же было лезть на высокую и шаткую тумбу, когда все можно было сделать просто? Вместе с тем наличие длинной веревки и положение тела под самым потолком указывает на то, что тело туда подтягивал на веревке человек, находившийся на полу (или на возвышении, если веревки не хватало, например на подоконнике или на столе),— подтягивал в ходе насильственного удушения Есенина. Это совершенно откровенное убийство. Подтверждается убийство каталептическим окоченением правой руки Есенина, ухватившейся за трубу, как сообщил тов. Горбов,— стало быть, поэт препятствовал повешению, пытался подержать свое тело (подробно медицинские данные рассмотрим ниже).

Некоторое удивление вызывает лишь то обстоятельство, что Есенин действовал лишь правой рукой, но это в рассматриваемых обстоятельствах естественно, объяснимо. Во-первых, убийцы могли держать его за руки, это естественно, как естественно и то, что правую руку он мог вырвать (следов удержания на руках нет, но они могли и не остаться, если, например, держали за запястья или кисти или прижимали руки к телу). Во-вторых, следует помнить, что была зима и трубы парового отопления были очень горячими: пар подается в трубы при температуре 130°С. Отсутствие на теле ожогов, вернее отсутствие упоминания о них судебным медиком, удивляет, но вполне возможно, что очень горячей была лишь одна труба из двух — та, по которой пар подавался. Вторая же труба, та, по которой пар отводился, могла иметь температуру значительно более низкую.

На трупе Есенина следов борьбы было мало, но они были, они отмечены судебным экспертом (протокол его мы рассмотрим ниже). И это тоже прямо указывает на убийство.

По поводу же возможного белого вещества на столе заметим, что белой в номере могла быть только побелка на потолке, известь. Едва ли можно вообразить обстоятельства, при которых известь с потолка попала бы на стол, тем более в столь большом количестве.

Следует также отметить, что приведенный снимок зеркален, так как пуговицы на зимнем пальто Есенина, лежащем на стуле, расположены с левой стороны — зеркально, как на женском пальто. Вероятно, это пальто двубортное, но на снимке под воротником видна пуговица, явно функциональная, для застегивания поднятого воротника (прежде так делали, да и декоративная пуговица не может располагаться под воротником, где ее не видно), а у мужского пальто эта пуговица должна быть с правой стороны, а не с левой, как на снимке.

Как можно заключить по описанию тов. Горбова, петля, в которой висел Есенин, была жесткой, проволочной или близкой по жесткости: «шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи», т.е. петля не затянулась до конца, а узел располагался с левой стороны, не ниже уха. Вероятно, для петли использован был электрический шнур. Обратите внимание на снимок: мертвый Есенин лежит на кушетке под неким шнуром, вероятно жестким, так как небольшие изгибы на нем сохраняются. Непонятно, конечно, что это такое, но это еще одно свидетельство того, что жесткий шнур в номере был. Также и на приведенном выше снимке видна электрическая розетка с каким-то шнуром, тоже жестким,— видимо, от торшера. Сплетничали, впрочем, что петля была из ремня для чемодана, но явный этот вымысел противоречит приведенному ниже акту, где отмечено, что ширина странгуляционной борозды — с гусиное перо.

Причина смерти Есенина

Рассмотрим теперь акт судебно-медицинского эксперта, который, к сожалению, столь же краток, как акт милиционера, но в котором все же установлена причина смерти Есенина:

1925 г., 29 декабря, в покойницкой Обуховской б-цы было произведено вскрытие трупа гр-на Сергея Александровича Есенина, причем найдено: Покойному 30 лет, труп правильно развит, удовлетворительного питания,— общий фон покровов бледный, глаза закрыты, зрачки равномерно расширены; отверстия носа свободны; рот сжат; кончик языка ущемлен между зубами; живот ровный; половые органы — в норме; заднепроходное отверстие чисто; нижние конечности темнофиолетового цвета, на голенях в коже заметны тёмнокрасные точечные кровоизлияния. На середине лба, над переносьем,— вдавленная борозда длиною около 4 сант. и шириною 1 ½ сант., под левым глазом — небольшая поверхностная ссадина; на шее над гортанью — красная борозда, идущая слева вверх и теряющаяся около ушной раковины спереди; справа борозда идет немного вверх к затылочной области, где и теряется; ширина борозды с гусиное перо; в нижней трети правого плеча имеется кожная рана с ровными краями длиною 4 сант.; в нижней трети левого предплечья имеется одна рана, идущая в горизонтальном направлении и 3 раны в вертикальном направлении, эти раны около 3-х сант. каждая с ровными краями [неразборчиво]… не проникают толщу кожи. Других знаков повреждений не обнаружено. Кости черепа целы, под кожным лоскутом на месте вдавленной борозды в лобной области имеется небольшой кровоподтек. Мозговые оболочки напряжены; твердая оболочка мутноватая; мозг весит 1920 грамм; сосуды основания мозга в норме; в боковых желудочках небольшое количество прозрачной жидкости; вещество мозга на разрезах блестит, на разрезах быстро выступают кровяные точки. Положение брюшных органов правильное, брюшина гладкая, блестящая, в полости около 10 к.с. [кубических сантиметров] красноватой прозрачной жидкости; петли кишек красноватого цвета. Хрящи гортани целы. Кончик языка прикушен, в пищеводе следы пищевой смеси; в гортани и трохее [так!] — пенистая слизь, слизистая их розоватого цвета. Легкие лежат в грудной клетке свободно. Сердце с кулак покойного, в полостях его — жидкая кровь; на наружной оболочке сзади — значительное количество точечных кровоподтеков; клапаны и отверстия в норме; на внутренней поверхности аорты — несколько сероватых бляшек; на легочной плевре значительное количество точечных кровоподтеков; легкие пушисты, всюду проходимы для воздуха, с разрезов соскабливается значительное [количество] пузырчатой кровянистой жидкости. В желудке около 300 к.с. полужидкой пищевой смеси, издающей не резкий запах вина; слизистая его красноватого цвета. Капсула селезенки морщинистая. Печень тёмнокрасного цвета. Капсула ее гладкая, край закруглен. Почки тёмнокрасного цвета. Капсулы снимаются легко, рисунок на разрезе сохранен. В почечном канале ничего особенного.

Суд. мед. эксперт Гиляревский.

Понятые [подписи неразборчивы].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время.

Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным, и как поверхностные, влияния насмерть не имели.

Суд. мед. эксперт

Гиляревский

Это такая же филькина грамота, как предыдущая. Напоминает это черновик, план, но не действительный документ.

Рассмотрим, прежде всего, следы борьбы, т.е. такие повреждения, которые Есенин не мог нанести себе сам, без посторонней помощи, намеренно или нет, в ходе повешения:

  1. Небольшая поверхностная ссадина под левым глазом.
  2. Четыре царапины в нижней трети левого предплечья. Обратите внимание, тов. Горбов использовал именно слово царапины .
  3. В нижней трети правого плеча кожная рана с ровными краями длиной 4 см. Эта рана располагалась с внутренней стороны плеча, как отметил тов. Горбов, со стороны тела.
  4. Под кожным лоскутом на месте вдавленной борозды в лобной области небольшой кровоподтек.
  5. Окоченение правой руки, ухватившей трубу.

Ясно каждому, что ссадина под глазом появляется в драке. Равным образом невозможно самому себе нанести рану с внутренней стороны плеча.

Четыре царапины в нижней трети левого предплечья «свидетели» объяснили так, что Есенин писал приведенное выше стихотворение кровью, для чего и расцарапал руку, но царапина, «не проникающая толщу кожи», не может дать кровотечения, это абсурд. Расценивать их следует как следы борьбы или насилия, что с самоубийством не совместимо.

Неестественно выглядит и кровоподтек на месте вдавленной борозды, где лоб Есенина касался трубы отопления. Дело в том, что если бы Есенин, отбросив тумбу ногами, буквально бросился бы в петлю, то следовало бы ожидать повреждения шейного отдела позвоночника и, соответственно, смерти от шока, но повреждение позвоночника не отмечено, да и смерть от асфиксии сомнений не вызывает. Невозможно также предположить, что кровоподтек на лбу возник вследствие судорог, так как тогда следовало бы ожидать иные повреждения того же характера, скажем на предплечьях, голенях и коленях, но их нет. Стало быть, весьма вероятно, что кровоподтек на лбу возник в ходе борьбы при повешении — брыкнулся сильно.

Наиболее же странно с точки зрения самоубийства выглядит окоченевшая рука Есенина, которой он перед смертью ухватился за трубу и которая осталась в таком положении до прибытия тов. Горбова. Во-первых, следует отметить, что это именно окоченение, так как после смерти мышцы расслабляются и рука не могла естественным образом удержаться на трубе. Во-вторых, это, конечно, не трупное окоченение, поскольку оно не может наступить до смерти, да и на помещенном выше снимке снятого из петли Есенина прекрасно видно, что правая рука его скрючена, но в шее окоченения нет, тело свободно лежит на высокой подушке, а голова не наклонена в правую сторону, как должно бы было быть при окоченении (узел петли располагался с левой стороны). Проходит же окоченение в шее, предплечьях и пальцах рук приблизительно в одно время и в одно время начинается, т.е. приведенное на снимке состояние не естественно, не нормально.

Подтверждает окоченение руки и очевидец, Вс. Рождественский, расписавшийся на приведенном выше протоколе тов. Горбова как понятой:

Дверь есенинского номера была полуоткрыта. Меня поразили полная тишина и отсутствие посторонних. Весть о гибели Есенина еще не успела облететь город.

Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе . Распухшее лицо было страшным,— в нем ничто уже не напоминало прежнего Сергея. Только знакомая легкая желтизна волос по-прежнему косо закрывала лоб. Одет он был в модные, недавно разглаженные брюки. Щегольской пиджак висел тут же, на спинке стула. И мне особенно бросились в глаза узкие, раздвинутые углом носки лакированных ботинок. На маленьком плюшевом диване, за круглым столиком с графином воды, сидел милиционер в туго подпоясанной шинели и, водя огрызком карандаша по бумаге, писал протокол.

Вс. Рождественский. Сергей Есенин.

Заметим, труп лежал нормально, никакого напряжения в нем не было, так как «судорожную вытянутость» на глаз установить невозможно,— одна только рука выглядела окостеневшей. Лицо же распухло, вероятно, от петли (нездоровая его окраска может спадать после снятия петли, так бывает).

Окоченение правой руки Есенина значит, что перед смертью он предпринимал этой рукой просто чрезвычайные усилия по предотвращению удушения. И хотя я не видел описания ни единого подобного случая в «литературе», я подозреваю, что добиться окоченения в руке невозможно было без посторонней помощи — чистых рук людей с горячим сердцем и холодной головой, тянущих поэта вниз, к смерти. Да, эксперт об окоченении не сказал ни слова, но не сказал он очень о многом…

Стоит также отметить неизвестного происхождения пятна на рубахе Есенина, на снимке они показаны красными стрелками:

Это не тени, так как ни в одном случае источника тени нет. Особенно похоже на кровь пятно на рукаве: выглядит оно заскорузлым — хорошо пропитанным кровью и подсохшим. Стоит отметить также разорванный рукав рубахи — поврежденную манжету или, уж во всяком случае, сильно измятую. Также на снимке хорошо видна ссадина в средней трети предплечья или помарка, которая в акте не описана. Эта кожная рана не могла дать видимого количества крови (если, конечно, на рубахе кровь), как и отмеченная экспертом кожная рана в нижней трети правого предплечья. Происхождение пятен на рубахе в связи с актом не ясно.

Что еще любопытно, на других снимках, сделанных с другой точки, пятен на рубахе не видно, но видны пятна на брюках:

На правой штанине очень хорошо видна группа пятен, причем при отсутствии в этом месте складок на материи. К сожалению, описание одежды не включено в протокол медицинского эксперта — будто нарочно. Стоит также отметить, что вторая подтяжка не видна.

Также на приведенном снимке обратите внимание на перепад в положении плеч: то ли правое плечо приподнято в силу бережного укладывания скрюченной руки или окоченения всей руки, то ли левое опущено в результате травмы. Впечатление такое, скорее, что с левым плечевым суставом непорядок, но возможно это лишь впечатление или неудачное положение тела. На кисти можно также отметить то ли помарки, то ли кровоподтеки.

Кровь на рубахе подтверждается стихами Василия Князева, который сидел рядом с Есениным ночь в мертвецкой:

В маленькой мертвецкой у окна
Золотая голова на плахе;
Полоса на шее не видна —
Только кровь чернеет на рубахе.

Князев, конечно, не обладал необходимой квалификацией и возможностями, чтобы отличить кровь от прочих пятен, но пятна на рубахе, во всяком случае, были. Надо еще добавить, что даже если это кровь, то она вовсе не обязательно принадлежала Есенину.

Что же касается поврежденной манжеты, то она подтверждается рисунком Василия Сварога (Корочкина), сделанным с натуры:

На рисунке ясно видна отделенная от правого рукава часть манжеты и прочий беспорядок в одежде, в частности — отстегнутая подтяжка и расстегнутые брюки. Также зафиксирована художником скрюченная рука.

Неестественной при смерти от механической асфиксии является также пена в трахее и гортани. Пена могла бы образоваться в результате смешивания воздуха, слизи и «полужидкой пищевой смеси», как указано в акте, но в данном случае следовало бы ожидать, что пищевая смесь все же останется в дыхательных путях или легких, что в акте не отмечено. Похожая картина возникает при утоплении, но описанное состояние легких утоплению не соответствует. Возможно образование пены и при естественных, так сказать, патологиях, болезнях, о которых, впрочем, в акте нет ни слова.

Если у Есенина был рвотный рефлекс, связанный с сильным волнением, в результате которого пищевая смесь и попала в дыхательные пути, то это напрочь противоречит версии его самоубийства. Ну, а с чем же еще может быть связан рвотный рефлекс в рассматриваемых обстоятельствах?

Неестественным при смерти от асфиксии также является напряжение мозговой оболочки, что можно связать с сильным опьянением Есенина перед смертью (можно, впрочем, считать, что напряжение возникло вследствие повышения внутричерепного давления, вызванного, в свою очередь, отёчными явлениями, более или менее нормальными при асфиксии, но об отёке в акте нет ни слова). Как всем известно, алкоголь усваивается быстро, а потому отмеченный экспертом запах алкоголя, исходящий от пищевой смеси в желудке, позволяет заключить, что пил Есенин незадолго до смерти, причем пил немало. Увы, с кем пил Есенин, осталось невыясненным. Однако же это согласно с пятнами на ковре, которые могли появиться в драке — от упавших на ковер пищевых продуктов или от крови.

Некоторые странности, не вошедшие в медицинский акт, можно также видеть на фотографиях трупа Есенина, сделанных в морге. Вот самая информативная фотография:

С учетом фотографии тела с другой стороны, которую я не привожу, прошу верить на слово, видим, что странгуляционная борозда описана тов. Горбовым и экспертом верно: она не замкнута, расположена с правой стороны, а с левой ее нет (это нормальное явление при достаточно жесткой петле, рядовое при повешении).

Недоумение вызывает то ли рана, то ли помарка приблизительно на середине правого предплечья, ни тов. Горбовым, ни экспертом не отмеченная, но заметная на приведенном выше снимке. Еще большее удивление вызывает хорошо заметная помарка на большом пальце левой руки — под ногтем и вокруг него, будто кровь выступила… Возможно, это свидетельство того, что левой рукой Есенин тоже пытался предотвратить затяжение петли, но ухватиться за трубу не мог вследствие положения тела или действий убийц, а потому хватался рефлексно за голую стену, причем с таким усилием, что из-под ногтей выступила кровь. С самоубийством это, конечно, не вяжется ни в малейшей степени.

Удивление вызывает также приблизительно одинаковая интенсивность цвета кистей: если это трупная окраска, то в связи с более высоким положением правой руки, которой Есенин держался за трубу, окраска эта должна быть разной по интенсивности, слабее в правой руке, ведь в ногах трупная окраска сформировалась вполне, как отмечено экспертом (трупные пятна представляют собой оседающую в теле под действием силы тяжести кровь, почему и высота конечности влияла бы в данном случае на трупную окраску). Возникает, впрочем, впечатление, что ладони чем-то испачканы, но подтвердить это или указать возможную причину… Видимых причин нет, нечем в номере дорогой гостиницы пачкаться. Если, положим, снимали отпечатки пальцев для сравнения со снятыми в номере, то зачем же ногти-то марать?

На приведенном выше снимке вынутого из петли Есенина трупной окраски правой кисти не видно, причем рука зафиксирована окоченением в таком положении, что держаться ею за трубу можно было только на уровне лица или груди, чему противоречит снимок в морге, интенсивность окраски кистей. Неужели это и правда грязь, попавшая на кисти уже после фотографирования в номере? Сообщение же тов. Горбова нельзя считать ложным, так как оно подтверждается положением окоченевшей руки на снимке, сделанном в номере.

Отметим еще важную мелочь на фотографии: трупная окраска видимой части ног лежащего трупа равномерна сверху и снизу, т.е. образовалась в вертикальном положении трупа (трупные пятна всегда находятся внизу, по ним легко установить положение тела).

Завершая рассмотрение акта, отметим явные признаки смерти Есенина от асфиксии (удушения) — точечные кровоизлияния на плевре легких, т.н. пятна Тардье, кровоподтеки на сердце и, вероятно, полнокровие внутренних органов («темнокрасного цвета»); из внешних же признаков имеются расширенные зрачки, борозда на шее и ущемление кончика языка между зубами. Борозда на шее, впрочем, может относиться и к повешению трупа (на глаз отличить нельзя, требуются дополнительные исследования, коих не было). К сожалению, экспертом не отмечено в числе многого прочее, например, состояние конъюнктивы, соединительной оболочки век и глаз, а также мочевого пузыря, что важно при асфиксии, не говоря уж о состоянии крупных кровеносных сосудов в области шеи…

Акт, конечно, отвратительный, хуже не бывает, но может быть, это «социальный заказ»? Эксперт не может и не должен проводить собственное следствие, а обязан лишь ответить на вопросы следствия, в частности — установить причину смерти. Причина же смерти из акта ясна (сомнений, повторю, нет). В конце акта эксперт написал: «Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным», что является ответом на вопрос следствия (в акте эти измышления не требуются), т.е. следствие еще до исследования трупа интересовали «доказательства» самоубийства (доказательством это, конечно, не является).

Возможно также, что акт был отредактирован неграмотным человеком с холодной головой и горячим сердцем (с точки зрения патологической психологии, это шизофреник, не в обиду Феликсу Эдмундовичу будет сказано): он многое мог удалить, но не мог ничего поправить по безграмотности. Описание трупа Есенина производит впечатление подлинного, но сильно сокращенного.

(Продолжение читайте в комментариях…)

Утром 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» нашли повешенным Сергея Есенина. Экспертиза установила, что произошло самоубийство, хотя есть и другая версия о насильственной смерти. Поэта похоронили на Ваганьковском кладбище.

Сергей Есенин – один из самых интересных и ярких поэтов России первой половины ХХ века. К сожалению, он погиб в расцвете лет, хотя мог бы создать еще много литературных шедевров. Трагическая гибель великого певца крестьянской России, точные причины смерти Есенина до сих пор волнуют историков и литературоведов. И отличить правду от вымысла здесь довольно сложно.

Место и дата смерти

Выдающийся литератор скончался в 30 лет в Ленинграде, за несколько дней до наступления нового года. Это произошло 28 декабря 1925 г. Судмедэкспертиза установила, что смерть Есенина наступила около 5 утра по московскому времени. Поэт умер в номере ленинградской гостиницы «Англетер».

Около 9 утра в гости к Сергею Александровичу зашел его давний друг Вольф Эрлих (именно он помог Есенину снять номер в роскошной гостинице «Англетер» за несколько дней до трагических событий). Когда Эрлих постучал в дверь, ему никто не открыл. Точно зная, что Есенин никуда не выходил, Эрлих всерьез обеспокоился и позвал на помощь сотрудников гостиницы. Вскрыв номер, они обнаружили мертвое тело поэта.

Эрлих вспоминает, что за день до этих печальных событий поэт передал ему листок со своеобразным завещанием в стихотворной форме и велел прочитать его в полном одиночестве. Некоторые исследователи утверждают, что, из-за отсутствия чернил в гостиничном номере, Есенин сделал себе разрез на руке и написал прощальное стихотворение кровью. Однако эта версия до сих пор не имеет официального подтверждения. У мертвого поэта действительно были обнаружены порезы на руках, но он мог нанести себе увечья на почве «белой горячки» (алкогольного психоза). Легенду о написанном кровью стихотворении обыгрывает Маяковский в своем посвящении «На смерть Сергея Есенина».

Причины, названные врачом

Судебные медики, осмотревшие тело, вынеси заключение о том, что знаменитый поэт совершил суицид и погиб в результате повешения. Также в официальном протоколе исследования трупа говорится о том, что:

  • гибель наступила в результате длительной асфиксии;
  • на обеих руках были найдены длинные порезы, вероятно, сделанные бритвой;
  • на лбу оказалась обширная гематома, которая могла возникнуть от удара о твердую поверхность или в результате избиения;
  • в крови литератора был обнаружен алкоголь.

Войдя в номер, сотрудники гостиницы увидели затянутое в петлю тело поэта, повисшее возле окна номера. Обстановка в номере наводила мысль на то, что пьяный Есенин учинил дебош перед смертью; вероятно, Сергей с кем-то дрался или оказывал сопротивление нападавшим на него. Прикроватная тумба была опрокинута, тяжелый канделябр валялся на полу перевернутым.

На первый взгляд, версия о суициде очевидна. Однако, принимая во внимание небольшой рост литератора, эта версия развития событий представляется невозможной. «Англетер» - гостиница с высокими потолками, а рост Сергея Александровича был всего 1 м 68 см. Для того, чтобы поместить шею в петлю, он должен был встать на твердый предмет в 2 м высотой. Тумба, обнаруженная в номере, была гораздо ниже.

Церемония прощания с Сергеем Есениным

Великого певца российской деревни провожали в последний путь за 2 дня до Нового года, 29 декабря. Прощание состоялось в Ленинграде. После этого тело литератора поездом доставили в столицу, где также состоялась печальная церемония прощания. Есенин был захоронен 31 декабря после отпевания в церкви, хотя Русская Православная Церковь не благословляет отпевать людей, совершивших суицид. Да и сам поэт не сильно почитал церковные обычаи, хотя был крещеным. На похоронах присутствовали выдающиеся писатели, литературные критики первой половины ХХ века:

  • Павел Лукницкий;
  • Галина Серебрякова;
  • Борис Лавренев;
  • Николай Браун.

В тот момент в Москве свирепствовал небывалый мороз, но это не помешало верным почитателям поэта прийти и проводить своего кумира в последний путь.

Очевидцы вспоминают, что судебные врачи, реставрировавшие лицо покойника, изменили его внешность до неузнаваемости. Г. Серебрякова писала, что великий поэт напоминал «раскрашенную румянами куклу». Однако, несмотря на обильный грим, можно было разглядеть следы обширной гематомы на лбу и вмятину на переносице. Шрам на переносице по форме напоминал вмятину от пистолетной рукоятки.

Могила поэта

Знаменитый литератор был захоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, в 17 квартале. В 1955 году, когда скончалась мать поэта, ее похоронили вместе с сыном. Первый памятник в месте захоронения представлял собой простую по дизайну прямоугольную каменную плиту, на которой в овальном медальоне был выбит рельеф с профилем поэта, выполненный в стиле античных камей. Надпись под портретом состояла всего из двух слов: «Сергей Есенин».

До установки памятника на месте захоронения стоял только крест.

Современный памятник на могиле представляет собой прямоугольную плиту, увенчанную каменным бюстом. Поэт изображен со скрещенными на груди руками; взор его мечтательно устремлен вдаль. На плите выбиты фамилия, имя и даты жизни. У памятника Сергею Александровичу всегда многолюдно, и никогда нет недостатка в цветах. В каждую годовщину смерти здесь проводятся мемориальные мероприятия.

Интересный факт! Отпевание Есенина по православному обряду совершил отец Иоанн Смирнов. Этого священника можно назвать духовником Есенина. Именно он крестил маленького Сережу. Мальчик получил имя Сергий, согласно церковным святцам. Поэт родился 3 октября (по новому стилю), а 8 октября православные празднуют день памяти преподобного Сергия Радонежского.

События, накануне самоубийства

Известно, что накануне самоубийства (или убийства?) поэт несколько месяцев переживал «черную полосу» в жизни:

  • склонный к алкогольной зависимости, Есенин часто выпивал и впадал в депрессию на алкогольной почве;
  • в пьяном виде он часто буянил и дебоширил, имел много приводов в милицию;
  • литератор переживал неудачи в личной жизни. Его главная любовь и муза Айседора Дункан оставила его, а очередная супруга, родная внучка Льва Толстого, ушла от Есенина, не выдержав его пьяных загулов и измен;
  • советская власть неожиданно ополчилась на стихи Сергея Александровича, считая их «антисоветскими».

Незадолго до смерти поэта в отечественной литературе появилось такое понятие, как «есенинщина». Этим словом пренебрежительно называли молодых поэтов, писавших лирические стихи в есенинской манере.

Вольф Эрлих вспоминает, что накануне суицида его приятель был особенно мрачно настроен. Стихи «До свиданья, мой друг», переданные Эрлиху 27 декабря 1925 года и считающиеся «завещанием» поэта, были написаны кривым, нетвердым почерком. Из этого стихотворения можно сделать вывод о том, что душевное состояние поэта оставляло желать лучшего.

Версия убийства

Версия о том, что знаменитого стихотворца могли убить, основана на следующих фактах:

  • Есенин физически не мог повеситься в гостиничном номере по причине маленького роста;
  • у мертвого поэты были обнаружены гематомы на лице и вмятина на переносице от тяжелого металлического предмета;
  • мебель в номере была перевернута вверх дном;
  • современники вспоминают, что в гробу великий автор выглядел «замученным», то есть его могли пытать перед смертью.

Эта версия, в частности, обыгрывается в современном фильме «Есенин» с Безруковым в главной роли, где правда и художественный вымысел тесно переплетаются между собой. Однако насильственная гибель до сих пор не подтверждена официально. Многое так и остается тайной.

В последние годы у Сергея Александровича были крайне напряженные отношения с властями. Он даже написал сатирическую поэму «Страна негодяев», в которой открыто критиковал многие реалии Советской России. В этой поэме он создал колоритный отрицательный образ «еврейского комиссара», в котором можно без труда узнать Троцкого. Властям не нравилось то, что в своих стихах Есенин часто вспоминал о православии, о Боге. Однажды литератор даже в отчаянии написал одному из близких друзей, что ощущает себя «пасынком» на родине.

Трагическая гибель Есенина – наглядная иллюстрация того, что гений редко бывает счастливым человеком. Последние месяцы биографии поэта были наполнены горем, отчаянием и алкогольным дурманом. И все-таки он навсегда останется в сердцах русских людей как настоящий патриот, воспевающий свою красивую, но многострадальную родину.

Видео о смерти Есенина:

Имя: Сергей Есенин (Sergey Yesenin)

Возраст: 30 лет

Место рождения: Константиново, Рязанская область

Место смерти: Санкт-Петербург, СССР

Деятельность: поэт - лирик

Семейное положение: был в разводе

Биография

Великий певец русской природы Сергей Есенин, наверное, смог бы написать ещё больше прекрасных поэтических произведений, проникнутых любовью к России, если бы не ранний уход из жизни.

Детские годы, семья поэта

Сергей Есенин родился в Рязанском селе Константиново. Семья не была образованной и богатой. Крестьянский быт многодетной семьи запомнил поэт на всю жизнь. И тёмным пятном в его биографии бедная семья никогда не была. Кроме Серёжи, который был единственным сыном, Есенины Александр и Татьяна воспитывали ещё двух дочерей. Мальчика отдали в земское училище, а потом в церковно-приходскую школу.

Школу Сергей окончил, почти сразу принял решение уйти из дома и отправился в столицу. В Москве устроился работать в мясную лавку, а потом нашёл место в типографии. Раньше можно было получить образование в качестве вольнослушателя. Есенин поступил, используя этот шанс, на историко-философское университетское отделение.

На пути к творчеству, стихи

Есенин продолжал свою работу, посещал кружок Сурикова, где собирались поэты и музыканты. Первые стихи начинающего рифмоплёта публиковались в журнале для детей. Вскоре поэту посчастливилось прибыть в Петроград. Он сразу же показал свои работы Александру Блоку. С 1916 года Сергей попадает по призыву на военную службу в санитарный поезд императрицы Александры. Этот период сделал творца стихов знаменитым, как поэта, так как он продолжал создавать свои произведения и даже читал их государыне.


Есенин ищет себя в поэзии, посещает разные места: Средняя Азия, Урал, места в округе Оренбурга. Везде поэт читает свои стихи и имеет большой успех у публики. Ташкент, Самарканд гордится своими чайханами, в которых довелось побывать великому поэту.

Личная жизнь


У Есенина первый брак был гражданским. Он познакомился на работе в типографии с корректором Анной Изрядновой . Женщина родила от поэта сына Юрия. Прожили они вместе недолго, так как Сергей увлёкся актрисой Зинаидой Райх . Они сыграли свадьбу в гостинице, а свидетелями на бракосочетании были простые крестьяне с купеческим сыном во главе. Родились дочь Таня, которая продолжила литературную стезю отца, став писательницей, и сын Костя. Сыну тоже передалось умение владеть пером, хотя профессия у него инженер по строительству. Поэта от ухода из семьи не удержали даже дети.


Поэт обещал заботиться о сыне и дочери, подал на развод и ушёл. Детей усыновил второй муж Зинаиды Мейерхольд. Поэт живёт в доме своей секретарши Бениславской пять лет, потом женится на С. Толстой.

Однажды поэт повстречал свою любовь. Его пленила танцовщица Айседора Дункан , они ходили на свидания друг к другу полгода и решили пожениться. Не говоря на одном языке, влюблённые понимали друг друга. У молодой пары было свадебное путешествие по странам Европы: они посетили Германию, Францию, Бельгию, Италию и Соединённые Штаты Америки. По возвращению из такой продолжительной поездки супруги расстались.


Вернувшись в столицу, Есенин снова знакомится с актрисой Миклашевской, которая на время вдохновляет его на написание красивых поэтических строк. Редко с кем поэт встречался больше года, он часто заводил новые знакомства. Следующей возлюбленной стала поэт и переводчица Надежда Вольпин. Она родила стихотворцу сына Александра, который сейчас стал математиком и жив-здоров до сегодняшних дней.


И опять через год очередного гражданского брака поэт официально женится на Софье Толстой. Лев Николаевич Толстой приходился ей родным дедом. Счастливым этот брак не был, скорее Сергей чувствовал себя одиноким. Но супруга многое сохранила из личных вещей поэта, она издала все произведения мужа, написала о нём воспоминания.

Другая деятельность поэта

Кроме сочинительства Есенин занимается изданием книг и их продажей. Для этих целей он арендовал книжную лавку. Путешествия так и остались самым главным увлечением поэта. Три раза был на Кавказе, часто посещал Петербург, в родном Константиново был 7 раз. Бродил по улочкам Азербайджана. В местах, в которых побывал поэт, открыты музеи или установлены мемориальные доски. Он, наконец-то, определил для себя, что направление имажинизма неспособно передать весь сгусток чувств, которые бурлили в нём с самого рождения.

Объявляется роспуск группы, которая работала в этом поэтическом русле. Раньше друзья Есенина не позволяли себе оскорбительных высказываний и рассказах о его пьяных драках и недостойном поведении. Теперь же все газеты пестрели обвинительными заголовками, обвиняя поэта в хулиганских выходках. У Сергея Александровича наступил трудный период. Его пьянством занялись даже представители власти, отправив поэта на принудительное лечение. Ничего не помогало.

Причина смерти

В гостинице Ленинграда нашли тело Есенина. Своё последнее письмо он писал кровью, не имея в гостиничном номере чернил. По версии патологоанатомов о причине смерти поэта: Сергей Александрович находился в депрессии, он только что убежал из психической клиники. Это послужило поводом - причиной к самоубийству. Его нашли повесившимся у себя в номере.


Безрадостное завершение биографии для того, кто любил жизнь, мог радоваться, наслаждался счастьем. Судьба немного отмерила ему жизни, а он прожигал её, наивно полагая, что ещё много успеет перевернуть страниц своей биографической истории. Поэт любил Москву и Ленинград. Прощание с ним прошло в обеих столицах, но похоронен он в Москве.

Рассказать друзьям