Как развиваются отношения гринева и швабрина. Сравнение гринева и швабрина. Отношение Швабрина к Пугачеву

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями.

Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою ». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться.

«С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал».

Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях.

Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.

Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.

Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева.

О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» - для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера - Петр Гринев и Алексей Швабрин - ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин-носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка».

Надеюсь, это сочинение помогло вам разобраться в характерах Гринева и Швабрина, натолкнуло на мысли для собственного сочинения.

В сочинении рассмотрены два ключевых персонажа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Речь пойдет о Петре Андреевиче Гриневе и Алексее Ивановиче Швабрине.

Чем схожи и чем различны эти герои? Как проявились их нравственные качества в неспокойные времена пугачевского восстания? Разделяет ли автор чью-либо жизненную позицию? Хочется найти ответы на эти вопросы.

Оба молодых человека из дворянских семей, следовательно, получили недурное воспитание. Оба не по своей воле попадают в Белогорскую крепость - место основных событий повести. Однако на этом, пожалуй, все сходства между ними заканчиваются.

Повествование идет от лица Петра Гринева. С первых же страниц произведения он представляется нам человеком, хотя и явно неопытным в силу возраста, но, безусловно, совестливым. Не без нотки сочувствия вспоминает Петруша своего учителя - француза, которого отец мальчика прогнал со двора за непотребное поведение.

Характер юного героя раскрывается с каждой новой историей, участником которой он становится. Его мерилом справедливости является совесть. Петр понимает, что попал в сомнительную авантюру с бильярдным долгом, но отступать неловко. Стыдно ему и перед старым дядькой Савельичем, который печется о нем, как родном внуке, переживая за каждое его необдуманное движение. Гринев совсем не богат, но в вопросах чести для него нет компромиссов. Не имея лишних денег, он в благодарность за помощь в дороге отдает случайному проводнику свой полушубок (о, сколько раз тема этого полушубка еще поднимется в повествовании!), невзирая на протест верного слуги. Все это уже характеризует юношу как человека весьма высоких нравственных качеств.

Прибыв в Белогорскую крепость к месту службы, Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, сосланным туда за дерзкое убийство на дуэли. Поначалу молодые офицеры ладят между собой, но понемногу в их отношениях появляется трещина, которая разрастается на почве непримиримо разных мировоззрений. С самого начала их знакомства Швабрин весьма дурно и насмешливо отзывается о семействе капитана Миронова, в которое он давно вхож - что само по себе чести ему не делает. Вскоре выясняется, что гнусности эти беспочвенны, зато открывается новое обстоятельство: оказывается, разжалованный офицер сватался к Марье Ивановне, капитанской дочке, - и получил отказ.

К тому моменту между Гриневым и Машенькой уже вспыхивают взаимные чувства, что становится поводом для выяснения отношений между соперниками. Происходит дуэль, Гринев ранен. После выздоровления Швабрин извиняется перед Петром за свою несдержанность, и тот искренне прощает противника: «в клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». Очень показательный момент поведения героя в момент его превосходства! Петр Андреевич щадит чувства даже не вполне приятного ему человека, уважая за ним право на ошибку. У юноши нет желания утвердиться за счет чужого унижения.

Далее выясняется, что родителям Петра было отправлено письмо, в котором сообщается о произошедшей дуэли. Очевидно, что никакими добрыми побуждениями это не могло быть продиктовано, и стоит за этим снова Алексей Иванович Швабрин - человек, просивший прощения у Гринева и за сам поединок, и за нанесенную им рану.

Белогорской крепости суждено было быть взятой союзниками Пугачева под его предводительством. Героически погибли ее капитан Иван Кузмич - отец Машеньки, и комендант Иван Игнатьич, отказавшиеся присягать самозванцу. И вдруг в толпе пугачевских старшин Гринев, готовящийся пойти на виселицу по стопам своих товарищей, видит Швабрина. Завистливый предатель явно воспользовался бы моментом, чтоб избавиться от былого соперника, но появление Савельича, с готовностью предлагающего свою жизнь за спасение Петра, все меняет: Пугачев милует юношу.

Его снова приводят к самозванцу и ставят перед ним на колени, ожидая, что он поцелует его руку. Но Петр Андреевич, чья жизнь еще минуту назад висела на волоске, отказывается: «…я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Мне кажется, и в этой, и в последующих ситуациях, где Пугачев решает его судьбу, проявляется некоторое сходство между отважным юношей и дерзким атаманом: оба они - люди чести и слова. Другой вопрос, что понятия о чести у них разные.

В полной мере проявляется различие между Швабриным и Гриневым в контексте их взаимоотношений с Марьей Ивановной. Петр ценой своей жизни и доброго имени спасает любимую в самых неблагоприятных обстоятельствах. Он по-прежнему опасно искренен с мятежным атаманом, что спасает уже не только его самого, но и Машеньку. Швабрин же в очередной раз проявляет свою подлую натуру, силой удерживая Машу в крепости, пытаясь вынудить ее выйти за него замуж. О любви там речи, по всей видимости, и не было, а с появлением юного соперника обида уязвленному его самолюбию разрослась до воистину чудовищной ненависти, и жизнь девушки становится для Алексея Ивановича не более чем разменной монетой.

И снова, снова! - когда Петр Андреевич, уже спасший Марью Ивановну, увозит ее из крепости, получив «благословение» Пугачева, он видит Швабрина. «Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом…»

Конечно, в реальной жизни нет стопроцентных злодеев и героев. Добро восторжествовало, зло - повержено. И знаменитое «береги честь смолоду» вновь показывает, что, несмотря на иные обстоятельства, спасти жизнь и в прямом, и в переносном смысле слова проще, живя по законам совести. Судьба предателя Швабрина так и осталась незавидной, несмотря на все его попытки спасти свою жизнь любой ценой. Гринев так же ретиво спасал свою душу от предательства и позора. Итог борьбы обоих героев нам известен.

Что до позиции автора, то, на мой взгляд, вариантов немного: Пушкин всецело на стороне храброго юноши. Когда роковые обстоятельства не оставили иного выбора, и сам Александр Сергеевич оказался на дуэли, защищая честь любимой жены.

Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина рассказывает о приключениях молодого дворянина во время его военной службы:

  • о его любви к дочери капитана крепости ;
  • о его конфликтах с одним из сослуживцев – ;
  • о знакомстве и встречах с самым примечательным человеком своего времени .

Приехав в Белогорскую крепость, располагавшуюся в Оренбургской губернии, Гринев познакомился со Швабриным на следующее утро.

Дружба и дуэль между Гриневым и Швабриным

Швабрин сам пришел к Гриневу, чтобы познакомиться с ним. Это был офицер, разжалованный из гвардии и сосланный в дальнюю крепость. Молодых людей дворянского сословия здесь больше не было, и Гринев быстро сошелся со Швабриным. Офицеров сближало происхождение, небольшая разница в возрасте, общность интересов, знание французского языка, на котором они обычно беседовали.

Но как покажет дальнейшее повествование, на этом сходство между Гриневым и Швабриным заканчивается, и начинаются противоположности, различия. Здесь мы попытаемся сделать сравнительную характеристику Гринева и Швабрина, показать, как они вели себя, оказавшись в одинаковых условиях.

Пока Швабрин оставался единственным, относительно молодым человеком в крепости, он мог не бояться конкуренции и надеялся сломить упорство Маши и жениться на ней. Но появление Гринева его не на шутку испугало. Он понимал, что Петр Андреевич был моложе его и привлекательнее внешне. Поэтому он с первых же дней выставил Машу «совершенною дурочкою», создав во мнении молодого человека предубеждение против девушки. Но Маша не была таковой. В конце концов, она обратила на себя внимание Гринева, который стал все чаще разговаривать с нею, и пришел к выводу, что Маша – благоразумная и чувствительная барышня.

Когда Гринев написал свое стихотворение, упомянув в нем Машу, Швабрин испугался того, что любовь между Гриневым и Марьей Ивановной окажется взаимной. Он спровоцировал конфликт и вызвал Петра Андреевича на дуэль. Фактически, дуэль между Гриневым и Швабриным была из-за капитанской дочки, хотя формально, Швабрин сделал вид, что Петр Андреевич оскорбил его. Швабрин хотел, во что бы то ни стало избавиться от соперника. Но применял для этого низкие, недостойные звания дворянина методы. На Швабрин нанес удар Гриневу, воспользовавшись замешательством Петра Андреевича, когда того окликнул . Швабрину не удалось убить соперника. Тогда он написал письмо отцу Петра Андреевича, в котором сообщил о дуэли, исказив истинные причины. Он надеялся, что старый майор потребует перевода Петра из крепости. Но и этого не случилось. Правда, Швабрин бесстыдным доносом все-таки добился своего – старый Гринев не дал благословения на брак Петра Андреевича с Машей, и Маша отдалилась от молодого человека.

Гринев и Швабрин во время пугачевского бунта

Делая сравнительную характеристику Гринева и Швабина. Необходимо также разобрать, как они вели себе во время пугачевского бунта. Когда произошел захват крепости, Швабрин один из первых присягнул Пугачеву, забыв о своем дворянском долге и о чести. Бесчестие Швабрина, клятвоотступничество до глубины души возмутило Гринева. Пугачев назначил Швабрина управлять Белогорской крепостью. Гринев, напротив, несмотря на свою молодость, посчитал для себя ниже своего достоинства кланяться и тем более «целовать ручку» мужику. Для него дворянская честь, верность долгу была превыше всего, о чем он и заявил Пугачеву. Верность присяге и долгу, проявленные капитаном Мироновым и другими защитниками гарнизона, только укрепили дух молодого офицера.

Не сумев завоевать сердце девушки, Швабрин пытался склонить ее к замужеству силой. Но Маша никогда не любила этого человека, интуитивно чувствуя низость его души, столь проявившуюся во время пугачевского бунта. Петр с помощью Пугачева освободил и увез капитанскую дочку из крепости.

Когда бунт был подавлен, началось расследование и поиск виновных, Швабрин и здесь продемонстрировал низость своей души. Он прекрасно знал, что Гринев не примкнул к пугачевскому движению, но оговорил его, чтобы только разлучить с Машей и отомстить.

Надо заметить, что Гринев всегда вел себя достойно, как настоящий дворянин, даже когда общался с разбойником. Он пытался уговорить Пугачева прекратить мятеж и «прибегнуть к милосердию государыни». Петр Андреевич искренне верил в то, что Императрица помилует бунтовщиков, если те сложат оружие и повинятся перед Ее Величеством.

Таким образом, сравнение характеров Гринева и Швабрина в повести « » показывают честность, искренность Гринева и Швабрина. И как бы Швабрин ни пытался испортить жизнь и карьеру Гриневу, правда оказалась сильнее. Швабрин был наказан, а Гринев благодаря заступничеству Маши перед Ее Величеством, был оправдан и прожил долгую счастливую жизнь.

Подробности

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
    а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
    б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
    в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
    г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
    д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )

Петр Гринев Алексей Швабрин
Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом
Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый.
Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер
Жизненная позиция Быть порядочным офицером, честно служить государству, защищать слабых, пресекать бесчинство. Занять значимое общественное место. Доказывать любыми способами свою правоту. Искать выгоду во всем.
Отношение к моральным ценностям Бережно относится к морали. Старается не следовать вопреки ее принципам. Не дорожит моральными ценностями, зачастую переступая через них.
Отношения к материальным ценностям Не гонится за богатством, но привык к дворянской жизни в достатке. Ценит деньги и богатство.
Нравственность Нравственный, честный, совестливый. Безнравственный, бессовестный, всех призирает. Забывает о своем долге и чести.
Отношение к семье Мироновых Они стали ему настоящей семьей. Он полюбил из как собственных родителей. Не удостоил их ничем кроме призрения и насмешки. Оклеветал Ивана Игнатьевича, оскорбил Марию.
Отношение к присяге Храбро отказывается присягать Пугачеву и целовать его руку. Готов умереть, но не стать предателем. Без всякого раздумья нарушает присягу. Переходит на сторону бунтовщиков.
Поведение на дуэли Им движет справедливость и благородство. Оскорблена честь девушки, и он, как офицер, должен ее защитить. Ведет честный, смелый бой. Это не первая его дуэль. Ведет себя нечестно. Наносит удар, в то время, когда противник беззащитен.
Отношение к Марии Мироновой Влюблен, уважает чувства Марии, готов ждать ее взаимности и бороться за любовь. Спасает ей жизнь, защищает на допросе. Вряд ли испытывает к ней высокие любовные чувства. Унижает ее, оскорбляет, держит взаперти. С легкостью выдает врагу.
Поведение с Пугачевым Высоко держит голову и не желает унижаться. Храбро отвечает на провокационные вопросы. Сохраняет офицерскую доблесть. Вымаливает свободу, ползая в ногах Пугачева. Унижается и пресмыкается перед ним.
Взаимоотношения Сначала, Швабрин вызывает некую симпатию у Гринева. Но потом резкие высказывания о семье Мироновых, а потом и дальнейшие действия настраивают Гринева против Швабрина. Кроме презрения никаких чувств нет. Считает Гринева слабым. Сначала пытается оказать на него впечатление. Но дальнейшее развитие событий превращает их в антиподы.
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]


  • Рассказать друзьям