Аккуратно хранимые фрагменты печных изразцов из дома А.В.Федосеева мастера из династии иконостасных мастеров и иконописцев (Музей истории веры г.Чердынь)
Но больше всего впечатлили, конечно же ленты из старинных изразцов, которыми украшены соборы в г.СоликамскеБогоявленский собор
Свято-Троицкий Собор
Захотелось узнать о старинных изразцах побольше.Информацию я взяла здесь:
http://www.ref.by/refs/31/5357/1.html
http://ibm.bmstu.ru/departments/ibm4/prep/menyaev/I_site/sup plement2.html
http://ontravels.ru/strany/balaxninskie-izrazcy.html
http://www.pechy.ru/menshikov2.html
Собственно изразец известен в России с XVI века. Сначала изготавливались терракотовые (красные) изразцы. Они ещё не поливались глазурями, но интересны прежде всего своим разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью композиций.
Затем в Пскове появились муравленные изразцы - покрытые зелёной прозрачной глазурью - поливой. Оттуда они пожаловали в Москву в первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.
Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Москве
Полихромные (многоцветные) изразцы в архитектурной керамике заявили о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.
Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в узорной раме, из Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде.
Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы Сирина на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде
Четыре многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением птиц в узорных медальонах на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде
Многоцветный эмалированный изразец с рельефной птицей-сирином на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Угличе.
Во второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленные и многоцветные изделия.
В XVII веке производство красных, муравлёных и многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII - первой половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге, Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.
В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок.
Славилась своими изразцами Балахна - поселок на Волге около Нижнего Новгорода. Красочные балахнинские кафли с рельефом причудливых, часто сказочных птиц были «ходовым товаром» на ежегодных волжских ярмарках.
Каждая из изображенных птиц стоит в середине изразца в рамке из хитро сплетенных меж собой завитков.
Рисунок отличается упругими, четкими линиями, подчеркнутым цветом, композиция гармонична и уравновешенна.
Изразцы, выполненные уральскими мастерами в 17 веке, имеют свои характерные особенности.
Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-Городке на Каме (в 10 км от Усолья), одном из северных опорных пунктов в период проникновения русских на Урал и в Сибирь. После переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый, более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в Соликамск.Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого - всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ""балахинские кафли"".
Крупная птица с открытым клювом - ""оглядыш"". Она оглянулась - повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику.
Птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов.
Изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок.
Cказочная жар-птица - павлин с распущенным хвостом
подобный мотив встречается и в пряничных досках (Краеведческий музей г.Усолье)
Есть здесь и заморская диковина - индюк
Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту - ""раппорт"". Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.
Если вас интересует облицовка печи изразцами, то будет полезно узнать об этом материале как можно больше полезной информации. Настоящая изразцовая плитка - самый сложный и дорогой в изготовлении облицовочный материал.
Что касается истории, то печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. Сейчас актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.
Что такое изразцы?
Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.
Румпа, что это такое и зачем она нужна?
Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.
Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.
Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.
Преимущества изразцов перед плиткой
- прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;
- способность выдержать любую температуру;
- устойчивость к перепадам температур;
- аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;
- экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;
- простота в уходе;
- экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;
- исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;
- низкий показатель влагопоглощения;
- тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;
- длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;
- историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.
Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.
Изразцовая печь в интерьере - фото
Виды изразцов для печи и камина
1. По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:
- плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
- угловые. Соответственно, для облицовки углов;
- фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
2. По структуре лицевой поверхности
Рельефные;
- гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.сайт
3. По типу поверхности
Глазурованные (глянцевые);
не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.4. По наличию рисунка:
С рисунком;
- без рисунка.5. По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.
Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.
. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока. . Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой. . Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах. . Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.6. По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:
- толщина изразца 45-50 мм;
- размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
7. По виду румпы
простые . Румпа имеет наклонный срез;
с бортиком . Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным. Встречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Технология производства изразцовой плитки
Заключение
Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.
Изразцы, или кафель — это особой формы глиняные таблички (плитки), имеющие вид небольшой коробки и предназначенные для облицовки чего-либо. В том числе таким кафелем облицовывалась и изразцовая печь. Главная особенность и отличие любых изразцов (а большее распространение получили все-таки керамические изделия) от облицовочной плитки - это наличие румпы (выемки разного размера в виде чаши на оборотной стороне), предназначенной для удержания печного тепла.
История происхождения и распространения кафеля
Известная человечеству история создания керамических плиток для облицовки начинается с Древнего Египта и Ассиро-Вавилонских царств за два тысячелетия до нашей эры.
Многие века технология изготовления изразцов не менялась:
- Сама коробчатая форма изразца исполнялась путем оттиска в соответствующей деревянной опалубке.
- Румпа вытачивалась гончаром на его рабочем инструменте.
- Затем кафель доводился до соответствующей кондиции путем обжига в печи или на костре.
Изразцы в Западной Европе
В Западной Европе изразцы известны с VIII века нашей эры. А их расцвет пришелся на время ухода из архитектуры готики и прихода ей на смену барокко - эпоху Возрождения. Ничего странного нет в том, что изразцы были востребованы на севере и в центре Европы (германские княжества, Нидерланды, Швейцарская конфедерация, Речь Посполитая и так далее), и ими облицовывались изразцовые печи и камины, тогда как на юге они играли больше декоративную роль.
Изразцы на Руси
Мода на них пришла на Русь в XV-XVI веках с Запада, видимо, еще при великом московском князе Василии III — отце первого русского царя Ивана Грозного. Не миновала и Польшу, с которой русские очень сильно враждовали и воевали, но также многое оттуда и заимствовали. Вначале изразцы больше применялись при строительстве, в основном церквей и монастырей. Но в первой половине XVII века ширинковые изразцы (кафель, помещаемый в углубление стены как элемент декора) деятельно использовались не только в Москве, но и во Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде.
В первой половине XVI века в Псково-Печорском монастыре на могилы ставили керамиды. Это плиты со сложным рельефным рисунком, политые глазурью. Таким образом, ответом на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи?» будет - при первом русском царе Иване IV Васильевиче, прозванном Грозным.
Расцвет ценинного дела в Москве пришелся на период управления Русской церковью патриархом Никоном. Им были положено начало изготовления изразцов, в том числе и в Иверском монастыре, где работали иностранцы-переселенцы из Речи Посполитой.
Изразцовая русская печь
Практически до конца XIII века на Руси повсеместно отапливали жилища по-черному (выход дыма осуществлялся через дыру в потолке). Печи сооружались из тщательно подогнанных цельных камней приличного размера. Только с XV века их постепенно стали вытеснять русские печи с дымоходом, выполненные из огнеупорного кирпича. Серьезную попытку покончить с отоплением по-черному предпринял Великий Петр. Царь из-за высокой степени пожароопасности повелел строить русские печи с трубами из огнеупорного кирпича и кафеля, расписанного в его любимом голландском стиле. Поэтому на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи в России?» можно дать однозначный ответ: официально по указу - при царе Петре I. Правда, сначала добился он этого в обеих столицах России, а чуть позже в других городах этим вопросом занимались его последователи. Окончательно эта проблема была решена только в следующем веке.
Места обжига кафеля именовались заводами. В этом и следующих веках изразцы производились в огромных масштабах в обеих столицах России и множестве других мест практически только для строительства и облицовки печей.
Значение печи
В России печь имеет особое сакральное значение. Это не только готовка еды, как в Южной Европе, и обогрев помещений, как в Европе Северной. Печь была для русских людей всем. На ней спали, лечились и любились, в ней мылись — она была центральным узлом такого широкого понятия, как дом. Недаром, согласно поверьям, под печкой жил хранитель дома - домовой. Естественно, что печь служила и основным элементом декора, который грех было не украсить, тем более что на это имелось особое царское повеление.
Устройство и особенности работы
Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная - только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.
Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.
Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.
Изразцовая плитка для печей и каминов
Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.
Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.
Русская печь в XXI веке
Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений. Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь - славянофильскому. При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.
Информация в заключение
Итак, мы рассмотрели, при каком царе изразцовая печь появилась. Археологи, как всегда, любят рушить теории, взлелеянные и выписанные историками. Так, находка в начале прошлого века в Киеве кафлей (изразцов), датируемых эпохой крещения Руси, в очередной раз проверила на прочность теорию прихода изразцов на Русь из Западной Европы в XV-XVI веках. Так как изразцы были найдены при раскопках княжеских палат, то официальная историография отнесла их к подарку, возможно, полученному от Византии. От кого принял подарок князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский для отделки уже в XII веке своих палат - не уточняется.
Старинный секрет производства кафеля с подглазурной живописью был утерян и вновь воссоздан уже во второй половине прошлого века. В настоящее время изразцовые печи и камины облицовывают соответствующим кафелем, производимым на высоком художественном уровне всего несколькими российскими мастерскими.
19 апреля в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева открылась выставка "Изразцы в русской архитектуре ". Музей делится лучшими образцами своей коллекции строительных материалов, история создания которой драматична. Коллекция собиралась в результате проведения в 1930-е годы экспедиций, которые музей направлял с целью спасения гибнущих архитектурных памятников. Многие изразцы до сих пор передают реставраторы, понимая, что через многообразие строительных материалов, которые использовались в России в разные столетия, возможно не только достойно оценить искусство русского зодчества, но и воссоздать утраченные шедевры.
Старинные изразцы
На выставке представлены интереснейшие изразцы XVII - начала XX веков. В XVII веке в нашей стране большое распространение получили муравленые изразцы . Назывались они так, потому, что покрывались глазурью зеленого цвета. Зеленый - цвет травы-муравы, отсюда и пошло название. Вот, например, рельефный муравленый изразец 1660 года, использовавшийся в Троицкой Церкви в Костроме, "Было видение это в Царьграде".
Изразцами украшали церкви, колокольни, фасады зданий и печи. Основными художественными темами рисунков были сцены сражений, изображение сказочных зверей и птиц, растений, а также героев популярных литературных произведений того времени. В XVIII веке стало использоваться больше разноцветных изразцов.
Изразец VIII века "Госпожа несчастная" |
За время царствования Петра I вкусы русской публики поменялись - сказалось увлечение государя Европой. Поэтому к VIII веку изразцы стали напоминать голландскую плитку - тонкие узоры, бело-синяя цветовая гамма.
Помимо отдельных изразцов, на выставке можно увидеть панно со святыми, использовавшиеся в церквях
А также композиции, созданные в 1890-х годах знаменитым товариществом по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, из парадной столовой его усадьбы, и также маску льва, выполненную по эскизу Врубеля.
Детали и место проведения выставки
Выставка на данный момент уже закрыта. Она проходила в Анфиладе, зал № 9 Государственного Музея Архитектуры им. Щусева. Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25
Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.
В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.
Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля
1485–1486 гг.
Изразец печной
Конец XVI – начало XVII вв.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
в Передних воротах Государева двора в Коломенском
Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.
Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.
Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме
Московское производство,
Около 1650 г.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
в Передних воротах Государева двора в Коломенском
Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве
1689 г.
Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»
в Атриуме Фондохранилища в Коломенском
Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве
Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском
Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве
1680-е гг.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском
Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.
Изразец печной гладкий расписной
Середина XVIII в.
Россия, Москва
Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.
Камин «Микула Селянинович и Вольга»
М. Врубель
1898 г.
Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.
Плитка керамическая
Д. Ципирович
1928 г .
Москва, Институт Силикатов
В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.