Что такое ротонда. Ротонда в светской и сакральной архитектуре. Смотреть что такое "ротонда" в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
- (итал. rotonda - букв. - круглая),1) круглая в плане постройка(храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.2) Длинна... Энциклопедический словарь

Ротонда

- Ж. франц. круглое здание под сводом, иногда на столпах.. Словарь Даля

Ротонда

- Верхняя теплая женская одежда без рукавов в виде длинной накидки. и еще 1 определение Словарь Ожегова

Ротонда

- Круглая в плане постройка (зал, беседка, павильон), окруженная колоннами и покрытая куполом.. Строительный словарь

Ротонда

- - круглая - круглая в плане постройка: храм, мавзолей, зал, павильон. Кроме того, длинная женская накидка без рукавов.. и еще 1 определение Исторический словарь

Ротонда

- Ротонда (архит.) - здание, имеющее в плане круг и, по большей части,увенчанное куполом, а также зала и всякое круглое по форме... Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

РОТОНДА

- Ы, ж. 1. архит. Круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами.. Словарь иностранных слов

ротонда

- "вид дамского плаща без рукавов", Л. Толстой (AfslPh 9, 69). Через нем. Rotonde – то же из франц. rotonde – то же.. Этимологический словарь Фасмера

ротонда

- РОТ"ОНДА, ротонды, ·жен. (от ·лат. rotundus - круглый). 1. Круглое или полукруглое небольшое здание с куполом (а... Толковый словарь Ушакова

Ротонда

Словарь по ландшафтному дизайну

Ротонда

- (от латинского rotundus - круглый). 1. Центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно... Словарь моды

На пересечении набережной Фонтанки находится «дом с Ротондой», построенный в 18 веке для купца Саввы Яковлева, семейство которого владело домом до середины 19 века. Последним владельцем дома до революции был купец Евментьев. Место это легендарное, которое было особенно популярно в 80-е годы прошлого века.

Вид на дом (вход к Ротонде со двора Гороховой)
Хоть легенды Ротонды широко известны, но не могу удержаться и расскажу о них в своем исполнении. Очень заманчивая тема о параллельных мирах, масонской ложе и лестнице Дьявола. Так много разных историй в одном доме на пересечении Гороховой и Фонтанки, мимо которого я часто проезжала, но всегда обращала внимание. Наконец-то, я заглянула внутрь и увидела знаменитую Ротонду.


Вот так сейчас выглядит Ротонда. Хочется поворчать - почему местные жители, закрывшись на кодовый замок, так и не "скинулись" на ремонт в "парадной"
Мистические легенды о Ротонде известны с 19 века. Говорили, что в этом месте ровно в полночь появляется сам Дьявол, и может исполнить любую просьбу. За подарки хозяин тьмы потом потребует свою оплату, но люди обычно не задумываются о последствиях.

Из легенды 19 века: «некая молодая девица, в конце 40-х годов 19 века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви, - на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти».
Говорят, что сам А.С. Пушкин иногда наведывался в Ротонду на Гороховой.


Сейчас свои пожелания пишут на стенах
О необычном месте расположения здания говорили еще в 18 веке. До постройки дома Яковлева здесь находился стекольный завод Виллима Эльмзеля, владельца которого подозревали в увлечении Алхимией.


Лестница ведущая наверх, получившая прозвище «Лестница Дьявола», появились в середине 19 века


Одним из арендаторов дома в начале 19 века был граф Андрей Зубов, адепт масонского ордена. По легенде, в помещении Ротонды проходили обряды посвящения в масоны.
Кстати, в подвале есть подземный ход, ведущий в соседний двор, но сейчас вход в него забетонирован. Причина создания этого подземелья неизвестна.


Принятие в масонскую ложу


Масонские знаки
Говорят, в Петербурге несколько зданий с Ротондами, и если их соединить линиями, то получится масонская пентаграмма. Этот магический знак защищает город. Одна из Ротонд пентаграммы находится в Исакиевском соборе. Ротонда на Гороховой – центральная в знаке.

Уже в наши дни, железный люк на полу, находящийся в центре Ротонды, однажды сам раскололся на пентаграмму. Объяснения случаю найдено не было.
По легенде 19 века под люком масоны замуровали предателя ордена.

По официальной исторической версии, в 19 веке в доме находилось «кафе шантан» с криминальной славой.


План дома


По другой легенде, в помещении Ротонды находится путь «в другое измерение», легенды о «пути в никуда» распространились в 19 веке.
Интересно, что в Ротонде две лестницы: одна ведет наверх, другая упирается в стену. Говорили, что именно лестница, заканчивающаяся стеной, ведет в другой мир, дверь в который открывается в определенные дни. По другой версии – дверь в «параллельный мир» открывается под куполом Ротонды.


Лестница справа ведет наверх, лестница слева - путь в никуда


Вот эта лестница, упирающаяся в стену


Раньше в помещении Ротонды висела люстра, спускавшаяся между первым и вторым этажом. По легенде на люстре повесился один горожанин, а теперь его дух бродит по дому. Помещение вполне располагает к историям о привидениях. Вполне вероятно, что призрак повешенного не единственный.


Вид в темноту с последнего этажа


О людях, пропавших без вести в подвалах здания, есть несколько легенд. Известный уголовник конца 19 века Александр Штрамм часто прятался в подвале Ротонды от полиции, но однажды он не вернулся. В «лихие 90-е» 20 века один молодой студент-бизнесмен решил выпросить у Ротонды успех в бизнесе и остался в здании на ночь, больше его никто не видел.
По легенде наших дней одному человеку удалось побывать в «другом измерении», он спустился в подвал 20 летним парнем, а через 15 минут вернулся 70 летним стариком. О своем путешествии он ничего не смог рассказать.


В 80-е годы 20 века Ротонда была местом встречи неформальной молодежи. Появились легенды, что если на стене написать свое желание, оно обязательно сбудется. Только не стоит забывать о былых легендах 19 века - исполнители желаний всегда требуют свою плату с процентами.


Народное творчество с пожеланиями


Хранитель портала в другие миры:)


Вид на здание с другого берега Фонтанки


Мост к Гороховой улице

Такие разные местные жители

Для тех, кто хочет побывать внутри, немного моих впечатлений от общения с местной публикой.

Сейчас дверь к Ротонде закрыта на кодовый замок, попасть можно только по милости жильцов. Мне повезло, встретилась добрая девушка, которая меня пропустила. Она пожаловалась, что пришлось закрыть дверь от местной гопоты и наркоманов, которые все загадили.

А потом мне не повезло, фотографируя помещение, я наткнулась на агрессивную мадам. Судя по манере ее разговора - типичная тётка-хабалка, привыкшая идти напролом в трамвае с авоськами и побеждать в скандалах на коммунальной кухне.
На мой ответ, что я хочу написать о доме, она разоралась «Вы всякую херню про дом пишите!» (цитата фразы этой «интеллигентной» женщины) и так далее.

После такой «приятной» встречи, я готова согласиться со скептиками – никакой нечисти в здании нет. Конечно, нет, вся нечисть разбежалась из-за таких тёток, вспоминается сказка «О чёрте и злой женщине».

Если хотите посмотреть Ротонду, надейтесь на удачу, что вам попадутся доброжелательные люди, которые не откажут приличному человеку войти пофотографировать. Но потом будьте готовы к хамству неадекватов, ползущих наверх по лестнице с кошелками.

Обновления блога в моем

(итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.


Смотреть значение Ротонда в других словарях

Ротонда — ж. франц. круглое здание под сводом, иногда на столпах.
Толковый словарь Даля

Ротонда — ротонды, ж. (от латин. rotundus - круглый). 1. Круглое или полукруглое небольшое здание с куполом (архит.) 2. Верхняя теплая женская одежда без рукавов. Меховая роронда.
Толковый словарь Ушакова

Ротонда — -ы; ж. [от лат. rotondus - круглый]
1. Архит. Круглая постройка (здание, павильон, зал), обычно окружённая колоннами и увенчанная куполом. Храм в виде ротонды. Открытая р. с колоннами.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Ротонда — Это название небольшого здания круглой формы было заимствовано из итальянского, где rotonda ("круглая") восходит к латинскому domus rotunda – "круглый дом".
Этимологический словарь Крылова

Ротонда — (итал. rotonda - букв. - круглая),1) круглая в плане постройка(храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.2) Длиннаяженская накидка без рукавов.
Большой энциклопедический словарь

Ротонда — - круглая - круглая в плане постройка: храм, мавзолей, зал, павильон. Кроме того, длинная женская накидка без рукавов.
Исторический словарь

С давних времен беседки у многих мировых народностей ассоциировались с уединением, тишиной и покоем. Историки убеждены, что прародительницей беседки, увитой плющом, была ротонда. Ротонда — это круглая постройка. Это могут быть храмы, павильоны, беседки, залы, мавзолеи и пр. Чаще всего ротонду венчает купол, установленный на колонны.

Ротонда — это также и садово-парковый элемент архитектуры. Промежутки между колоннами в ротонде могут заполняться балюстрадой, а внутреннее пространство позволяет, как правило, расставить радиусные скамейки. Сегодня самыми распространенными материалами для строительства ротонды являются пластик, дерево и камень. Неотъемлемый атрибут дворянской усадьбы XVIII века, огромные круглые греческие мавзолеи — вот, что такое ротонда.

Ротонда в Солониках

Одной из самых известных достопримечательностей в Солониках является ротонда Святого Георгия. Здание было построено в начале IV века и относится к дворцовому комплексу, как и знаменитая арка Галерия, которая располагается в 125 метрах от места, где стоит ротонда.

Этот дворцовый комплекс был возведен по приказу самого римского императора Галерия. Значение слова "ротонда" пришло к нам из итальянского "rotonda", что в буквальном переводе означает "круглая". Есть версия, что ротонда задумывалась как мавзолей, но так и не была использована по этому назначению.

По другой версии, ротонда — это часть дворца для официальных приемов. Но изначально, возможно, она планировалась как храм. Что такое ротонда в Салониках? Ученые-историки так и не смогли прийти к единому мнению. Предположительно, в начале IV века это здание было перепланировано в христианский храм и принадлежало христианам до 1591 года, когда в город пришли турки, сделавшие из ротонды мечеть. В 1912 году, после того как город был освобожден от турецких захватчиков, христиане вернули себе ротонду и открыли там Музей христианского искусства.

В 1988 году Ротонду внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день в здании проводятся службы по большим религиозным праздникам. Изначально здание было цилиндрической формы с толстыми, не менее 6 метров, стенами с арками и массивным куполом с окулусом. В конце IV - начале V веков в архитектуру здания были внесены некоторые изменения. Например, в западной части был возведен неф, а в юго-восточной — абсида. Главный вход также перенесли в западную часть. Внутренний интерьер ротонды был украшен великолепными мозаиками, некоторые из которых сохранилась по сей день. А во времена турков был пристроен минарет, который также можно увидеть сегодня.

Ротонда в древнерусском зодчестве

Ротонды были и на Руси, давайте рассмотрим примеры. Ротонда диаметром 18 метров с 4-мя столбами в самом центре была когда-то возведена в Смоленске. До наших дней сохранились лишь ее остатки. Это церковь Немецкой Богородицы, которая была построена по заказу иноземных торговцев во второй половине XII века. Храмы-ротонды строились в основном на юге Руси — в Галиче, Киеве, Владимире-Волынском, Львове, Перемышле. Фундаменты небольших круглых зданий были найдены в Черниховцах, Нижанковичах, Столпье, Ужгороде и датированы XIII-XIV веками.

Собор Высокопетровского монастыря является прекрасным примером ротонды, как и собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, который был построен по указу патриарха Никона. Троицкая церковь в Санкт-Петербурге выстроена в форме ротонды. Кроме называнных, до наших дней сохранилось множество других ротонд.

Горянская ротонда

Горяны — село в предместье Ужгорода. Название происходит от слова "горяны" — горные жители. Горянская ротонда — это ценнейший памятник украинской архитектуры, который своим возрастом и значением уступает только Софии Киевской. Горянская ротонда уникальная тем, что представляет собой шестигранник. Церквей подобной формы в мире насчитываются единицы.

Ротонда на Гороховой

Это, пожалуй, самое таинственное и загадочное место Санкт-Петербурга. С этой ротондой связано много мифов. Тут, говорят, был когда-то публичный дом, здесь же обитали в свое время Лёнька Пантелеев и Распутин, и тут же, возможно, посвящали в масоны. Согласно официальной версии, это здание построили с мирской целью, для сдачи квартир, по заказу купца по фамилии Устинов. В 1827 году строительство было завершено, а заказчик остался доволен. Однако есть еще одна версия, которая пользуется большей популярностью у местных жителей. Считается, что здание изначально предназначалось то ли для сатанистов, то ли для масонской ложи. Версий много, а доказательство у всех одно — странный узор решеток, похожий на пентаграммы.

Ротонда не в архитектуре

В типографике ротонда — это разновидность готического шрифта. В геометрии есть понятие пентагональной ротонды— она представляет собой многогранное тело, которое составляет половину икосододекаэдра. В Средневековье ротондой назывались также и танцы, в которых принято ходить по кругу. Например, хоровод. Особый вид женского плаща-накидки также назывался ротондой.

В древнерусском зодчестве

В Московском государстве допетровского периода

  • О том, что приглашённые на Русь итальянские зодчие тоже строили ротонды, стало ясно после того, как началом XVI века был датирован существующий собор Высокопетровского монастыря (арх. Алевиз Новый).
  • Собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря , представляющий собор полуротонду, построен по приказу патриарха Никона в подражание иерусалимскому храму Гроба Господня .

Петровский период

В послепетровском зодчестве

  • В Санкт-Петербургe в форме ротонды выстроена, например, Троицкая церковь .
  • Беседка Некрасова над крутым берегом Волги в Ярославле (1840-е гг.) послужила образцом для ряда подобных сооружений в Ярославле и других верхневолжских городах (напр., беседка Островского в Костроме, 1956)
  • Из архитектуры XIX века известна стальная ротонда Шухова с висячими перекрытиями-оболочками .
  • В Москве форму ротонды имеют наземные павильоны некоторых станций метрополитена (Университет , ВДНХ , Рижская , Алексеевская , Парк культуры и др.).
  • Также в г. Воронеже находится памятник Ротонда - остатки разбомбленого в годы Великой Отечественной Войны вестибюля детской областной больницы, на ул. Бурденко .
  • В Перми одним из «символов города » является ротонда в городском саду (1824 г., архитектор Иван Свиязев , ул. Сибирская, 41)
  • В Новомосковске одной из достопримечательностей является ротонда на Комсомольской улице.
  • В Тюмени находится единственный в Сибири храм-ротонда - Всехсвятская церковь .
  • В городе Боровске Калужской области на центральной городской площади установлена ротонда-беседка. Эта ротонда воздвигнута на месте разрушенного храма.
  • В Волгограде ротонда расположена на центральной набережной города.
  • В Саратове ротонда расположена на набережной города.
  • В Торжке ротонда расположена в центре города на набережной.
  • В Оренбурге ротонда находится в парке Ленина на улице Советской.
  • В Уральске ротонда расположена в Некрасовском садике (быв. Столыпинский бульвар).
  • В Кирове , в архитектуре ансамбля Александровского сада, расположены береговые деревянные ротонды (архитектор А. Е. Тимофеев, 1835 год).
  • В Благовещенске на новой набережной реки Амур построена ротонда со стеклянной крышей, год постройки 2013.
  • В Петрозаводске ротонда, сооруженная в 1995 г. на оси Левашовского бульвара при выходе его к берегу Онежского озера, стала своеобразной композиционной точкой на набережной. Архитектор Н. Н. Овчинников. По преданию, на этом месте, в XVIII веке находился источник, из которого брала воду для умывания императрица Екатерина I, посещавшая наш край вместе с Петром I.На фотографиях начала XX века, запечатлевших Левашовский бульвар, хорошо видно: в том месте, где бульвар «встречается» с набережной, на берегу Онежского озера, расположена небольшая деревянная беседка с двускатной крышей. Беседка, одно из привычных мест отдыха петрозаводчан, сохранялась в городе до 1920-х годов, позже она была разрушена.

В других областях

  • В типографике ротондой называется разновидность готического шрифта .
  • В геометрии пентагональная ротонда - это многогранное тело, составляющее половину икосододекаэдра .
  • Ротондой в средние века назывались танцы, в которых ходят по кругу (см. хоровод).
  • Ротондой также называется особый вид женской накидки-плаща .

Напишите отзыв о статье "Ротонда"

Примечания

Литература

  • Клименко Ю. Г. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. - СПб.: НП-Принт, 2015. С. 530-539. - ISSN 2312-2129

Отрывок, характеризующий Ротонда

Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.



Рассказать друзьям