История картины лопухиной. Мария Лопухина и Владимир Боровиковский: очарование и талант. Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Портрет Марии Ивановны Лопухиной - Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 53,5x72


Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского, известного русского живописца, пришелся на времена царствования Екатерины II и Павла I. При императорском дворе очень ценятся торжественные, парадные портреты, и художник отменно преуспел в этом – он всеми признанный мастер.

В серии женских картин Боровиковский раскрывается как яркий представитель сентиментальной живописи. В его камерных портретах воплощен идеал женщины его времени.

«Портрет М. И. Лопухиной» является заказом ее мужа, егермейстера и действительного камергера при дворе С. А. Лопухина.

Эта картина - признанный шедевр Боровиковского - представляет абсолютное воплощение эстетических идей сентиментализма. Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица. Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали. На полотне также изображены цветы - сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл? Символическое значение цветов было хорошо известно: красота их цветения завораживает, но очень скоро блекнет. Такова и красота женщины.

Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души, которые он передает благодаря почти незаметным элементам символики и тонкому колористическому решению портрета.

По оценке знатоков искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи - когда художник обозначает не социальное положение и значимость героя картины, а его личностные характеристики – настроение, сокровенные переживания. Выражается это в изображении не атрибутов в интерьере, а окружающей природы.

На полотне Боровиковского - Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет, она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа. Портрет завораживает и очаровывает с первого же взгляда.

Девушка изображена на фоне природы, размытой и как бы в дымке, через которую просматриваются русские мотивы – березы, цветы, облака. Мария в белом, простом платье с голубым поясом, охватывающем ее фигуру по «греческой» моде, в небрежно накинутой шали.

Милое, обаятельное лицо молодо, свежо и нежно, у нее мечтательный взгляд, направленный именно на вас, и легкая таинственная улыбка. По замыслу автора, вся картина должна создавать ощущение гармонии и единства природы и человека.

Красота девушки грациозно и непринужденно сливается с красотой пейзажа. Как гармонирует наклоненная березка с естественным и плавным изгибом фигуры девушки, как васильки откликаются на цвет пояса, как золотые колосья передают изгиб руки, цвет и фактуру браслета.

Боровиковскому удалось передать не только поразительное сходство с оригиналом, но и наполнить полотно поэтичностью, выразившейся в воздушности письма и нежной гамме красок. Используя в основе приглушенные серебристые, бледно-голубые, нежно-зеленые цвета, автор достигает особенной лиричности и чувственности изображения.

По словам современников художника и искусствоведов нашего времени, портрет Лопухиной является идеалом женщины именно русского типа, которому, согласно канонам сентиментализма, Боровиковский придал черты нежной чувствительности, а изображение природы – как неотъемлемая часть женской души, ее сущности.

Благодаря портрету Боровиковского, до наших дней сохранилась загадочная красота Марии Лопухиной. А судьба девушки оказалась сурова к ней, Мария умерла в возрасте 23-лет от чахотки.

Интересно, что после ее смерти прокатились по городу слухи, что именно этот портрет и погубил, совсем недавно здоровую и жизнерадостную девушку. В кулуарах шептались, что якобы любая девушка, посмотревшая на этот портрет, умрет, потому что в нем воплотился дух умершей. Скорее всего, эти слухи связаны с отцом Марии, он являлся членом масонской ложи, увлекался мистицизмом и имел огромное влияние на умы окружающих.

В какой-то степени, Боровиковский «виноват» в этих слухах – вот какова сила его художественного таланта, его воздействия на людей, как высока эстетическая составляющая портрета, какова жизненность и достоверность изображенной на нем героини.

Только почти через 100 лет эти слухи перестали будоражить людей. После того, как знаменитый российский предприниматель и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, приобрел картину для собрания своей галереи.

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого , жена егермейстера и действительного камергера при Дворе Павла I-го Степана Авраамовича Лопухина (1769-1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина . "Скончалась от чахотки ", - писал Я. И. Булгаков 11 мая 1803 году из Москвы к сыну : -

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета - окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века , сложившейся под влиянием сентиментализма . Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа - стволы берёз , колосья ржи , васильки . Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Примечания

Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. - СПб., 1998.

  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. - М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. - 2002. - № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. - М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.
  • Модель

    На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого , жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина .

    Описание

    Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета - окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века , сложившейся под влиянием сентиментализма . Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа - стволы берёз , колосья ржи , васильки . Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

    Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

    Провенанс

    Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

    Источники

    • Полонский Я. П. Стихотворения. Поэмы . - М .: Правда, 1986.
    • Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII - начала XX века. - М .: СканРус, 2007. - С. 102-103. - ISBN 978-5-93221-120-5
    • Мировое искусство. Русская живопись. - СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. - С. 25. - 192 с. - ISBN 5-9603-0064-8
    • Передача радиостанции «Эхо Москвы» «Собрание Третьяковки» от 20.04.2008 http://www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/508671-echo/
    • «Портрет М.И. Лопухиной» в базе данных Третьяковской галереи

    Литература

    • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII-XIX веков. - М.: Искусство, 1975.
    • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
    • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. - М.: Республика, 1995.
    • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. - М.: Наш дом, 1999.
    • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. - М.: Красная площадь, 1998.
    • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. - СПб., 1998.
    • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999.
    • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. - М.: Академия наук СССР, 1961.
    • Маркина Л. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2001.
    • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. - 2002. - № 7.
    • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. - М.: Книга, 1990.
    • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

    Категории:

    • Картины по алфавиту
    • Картины 1797 года
    • Картины Владимира Боровиковского
    • Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
    • Портреты
    • Лопухины

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Портрет Марии Лопухиной" в других словарях:

      В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 … Википедия

      XVIII век: 1790 1799 годы 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 … Википедия

      Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов … Википедия

      СТОЛЫПИНЫ, родственники Л. с материнской стороны. Алексей Емельянович (1744 1817), прадед Л., отец Е. А. Арсеньевой. Пенз. помещик и губ. предводитель дворянства (1787 90). Учился нек рое время в Моск. ун те; ценил значение просвещения и дал… … Лермонтовская энциклопедия

      - (1813 72), близкий друг Л. Чиновник Моск. синодальной конторы, брат Варвары Лопухиной и Марии Лопухиной. На стене комнаты Лопухина Л. в 1833 нарисовал портрет своего легендарного предка, исп. герцога Лермы. Лопухин вместе с Л. учился в Моск. ун… … Лермонтовская энциклопедия

      В присутствии клоуна Larmar och gör sig till Постер фильма Жанр драма Режиссёр Ингмар Бергман … Википедия

      Larmar och gör sig till Жанр драма Режиссёр Ингмар Бергман Продюсер Пиа Эрнвалль Монс Рёйтерсверд … Википедия

      Сушкова, Екатерина Александровна Екатерина Александровна Сушкова Неизвестный художник. Миниатюра, 1837 год … Википедия

      Портрет Е. И. Нелидовой в роли Сербины кисти Д. Г. Левицкого (1773) из цикла «Смолянок». Екатерина Ивановна Нелидова (1756 1839 … Википедия

    Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

    XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.
    Важную роль в его судьбе сыгpало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. На пути императрицы возводили дворцы и триумфальные ворота.
    Для одного из таких дворцов, который предназначался для приема Русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин.
    Две из них особенно понравились царице На одной была изображена она сама в образе Минервы, окруженной семью древнегреческими мудрецами, которым она объясняет свой наказ, на второй - Петр I, вспахивающий землю, по которой опять же она сеет семена, местами уже приносящие плоды. Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург.

    В.Л. Боровиковский был трудолюбов до невероятности, писал очень много портретов, и ему было поручено написать портреты всех членов императорской фамилии.
    Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования.
    В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице. Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского

    Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета.

    Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.
    Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, - все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.
    М.И. Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Обтекающий ее фигуру контур - то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии - вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайщие и одухотворенные черты лица - все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

    Краски на грунт В.Л. Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму - лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.
    Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане. Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.

    В.Л. Боровиковский и раньше вводил в свои портреты пейзажные фоны. Но именно теперь, разработанные со всей тщательностью, они становятся у художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл. Колосья спелой ржи, нежная зелень, васильки - все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его. (Несмотря на то, что искусствоведы отмечают в этом пейзаже с «сельскими» приметами некоторую условность.)
    Долю некоторой искусственности замечают они и в небрежно-задумчивой позе женщины. Но в то время сами герои как бы Демонстрировали свою способность к возвышенным чувствам и сердечным переживаниям, и вслед за ними и художники (в том числе и В.Л. Боровиковский) должны были изображать эти чувства, которые являлись признаками достойной и добродетельной души.
    Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л Боровиковский написал ее портрет, она Умерла. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что по| первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки:

    Портрет Марии Ивановны Лопухиной кисти Боровиковского, одна из моих самых любимых картин, также находится в Третьяковской галерее.

    Картину, на которой изображена жена егермейстера С. А. Лопухина, юная графиня Мария Ивановна, в девичестве Толстая, сестра знаменитого авантюриста, Федора Толстого «Американца», часто сравнивают с волнующей и прекрасной «Моной Лизой».

    Описывая знаменитое творение Да Винчи, нередко говорят, что Джоконда мистически загадочна, ее улыбка неуловима, а глаза будто живые, и кажется, что девушка смотрит прямо на тебя… Подобные ощущения возникают и тогда, когда смотришь на портрет Лопухиной.

    В 1797 году, известный портретист Владимир Лукич Боровиковский, работавший в то время над портретом императорской семьи, получает еще один заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть свою прекрасную невесту, восемнадцатилетнюю графиню Марию Ивановну.


    Боровиковский В. Л.

    Веселая, легкая юная красавица произвела на сорокалетнего Боровиковского сильное впечатление. Ее природное очарование и непосредственность подвигли художника написать портрет, показывающий глубокие, интимные стороны характера девушки, раскрывающий ее нежную душу

    Глядя на эту картину, возникает огромный диапазон противоположных чувств и мыслей, выражение лица графини каждую секунду кажется иным: то девушка смотрит на тебя с высокомерием аристократки, то, практически, по-детски трогательно.

    Этого эффекта, обнажающего внутренний мир героини, Боровиковский достиг путем использования традиционного приема репрезентативного портрета, когда персонаж изображается в окружении атрибутов и предметов, раскрывающих его образ.

    Только ранее подобные портреты были призваны указывать на социальный статус человека, его важность и состоятельность. Боровиковский же поместил прекрасную Марию в чудесный сад, отчасти декоративный и условный, но в котором прослеживаются черты русского пейзажа.

    Позади нежной девушки с незамысловатой прической, одетой в светлое, простое платье с лазурным поясом, видны белые стволы русских березок, голубые васильки и колосья ржи. Естественность пейзажа перекликается с простотой образа графини, обозначая гармоничное слияние чистой души девушки с самой природой.


    Пейзаж

    Линии пейзажа повторяют изгиб хрупкого стана Лопухиной, светлые березы отражаются в ее платье, золотые колосья в украшении на ее руке, васильки перекликаются с нежным поясом на платье, а легкая шаль на ее плечах в точности повторяет цвет бутонов роз, расположенных в правом углу картины Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд.

    В этом очень легко убедиться на примере этого знаменитого портрета. Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ее было всего 23 года. .

    После ее смерти портрет стал обрастать мистическими слухами. Настолько реалистично, живо и загадочно умершая смотрела с холста, что люди начали думать, будто ее отец, магистр масонской ложи и известный мистик, Иван Толстой, сумел заманить душу дочери в эту картину.

    Говорили, что если молодая девушка взглянет на портрет, то вскоре умрет. Согласно версии светских сплетниц, картина погубила не менее десятка прекрасных дев.

    Портрет тем временем хранился в доме племянницы Лопухиной, дочери Федора Толстого, и почитался как семейная реликвия. Именно здесь его в 1880 году впервые увидел Павел Третьяков. Великолепная картина произвела на мецената неизгладимое впечатление, и он сделал все, чтобы выкупить ее для своей галереи.

    С тех пор страшные слухи о портрете прекратились. Теперь люди восхищались этим великолепным произведением Боровиковского, наполненного глубиной чувств, жизненной достоверностью и необычайной поэтичностью


    Портрет Лопухиной

    В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки об этой прекрасной девушке, которой будут восхищаться еще многие и многие поколения в будущем:

    «Она давно прошла, и нет уже тех глаз

    Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

    Но красоту её Боровиковский спас.

    Так часть души ее от нас не улетела,

    И будет этот взгляд и эта прелесть тела

    К ней равнодушное потомство привлекать,

    Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

    Портрет Лопухиной Однажды, почти сто лет назад, поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой.

    Поэт думал: "Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца..."

    И в голове его начали складываться стихи:

    Она давно прошла - и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
    Но красоту ее Боровиковский спас...

    Конечно, мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве он меньше нравился бы нам или меньше трогал нас? Наверно, нет. Оттого и будет вечно волновать нас этот портрет, что художник не только похоже изобразил давно забытую Марию Ивановну Лопухину, но создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
    СПАСИБО
    Вам также будет интересно:

    33 самые дорогие картины русских художников

    Художница Мария Зельдис. Светлое, грустное, доброе

    Гадания в искусстве

    Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
    Это картина портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
    Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

    Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен . Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
    Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

    Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
    Но при этом удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь - это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
    Нельзя оставить без внимания и увядшую розу - символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью. И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.
    Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.
    Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.



    Рассказать друзьям