Куинджи эльбрус вечером. Эльбрус вечером. Пейзаж, русская живопись, фото, фотографии высокой горы. Миссия Куинджи в русском искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эльбрус
В 1890 году Куинджи съездил на Кавказ и буквально заболел горами. Его многочисленные виды Эльбруса - такие, как "Эльбрус днем" (на след. стр.) и "Эльбрус вечером", - сложились в импрессионистическую серию, стремящуюся запечатлеть малейшие изменения освещения и состояния природы. В каждой из этих работ Куинджи использует различные приемы и показывает различные предпочтения - так, в первом из представленных пейзажей он больше занят поведением воздушной среды, скрывающей в таинственной дымке горную вершину, а во втором - экспериментирует с цветом, заставляя Эльбрус буквально фосфоресцировать в лучах закатного солнца. Впрочем, не импрессионистический метод играет первую скрипку в этих работах - он выполняет подчиненную роль и служит решению главной задачи: создания идеально-величественного образа земной природы, включенной в гармонию всего мироздания. Вершина Эльбруса у Куинджи неотделима от неба, она напрямую сообщается с ним, связывая землю и небесную высь. Думается, что "горные" уроки мастера хорошо усвоил Н. Рерих в пору учебы у него.

09.05.2015

Описание картины Архипа Куинджи «Эльбрус вечером»

Творения Куинджи трудно спутать с другими полотнами. Это благодаря тому, что в них есть своеобразный стиль, сглаженность образов. Пейзажи всегда удавались ему лучше всего. Художник написал немало циклов, объединенных одной тематикой. Существует целый ряд полотен, посвященных величественному Эльбрусу. Экспрессионисту Куинджи свойственно по-особому изображать природу, ее состояние в любое время суток. Есть у него что-то общее с известным художником Клодом Моне. 1890 год. Автор едет на Кавказ. Его поразило величество гор. Чтобы передать первобытную красоту, ему пришлось превзойти самого себя, выработав новые приемы, усовершенствовать свою же технику письма
Живописец мечтает показать величие природы, ее могущество, но, ни в коем случае он не уходит от гармонии, которая связывает вокруг себя все живое и неживое.

Вершина Эльбруса как будто подпирает небо, связывая гору и воздушное пространство воедино. Такой подход был замечен в дальнейшем учениками Куинджи, тем же Николаем Рерихом. Если посмотреть на произведения этого художника, можно найти много параллелей. Солнце близится к закату и своими лучами освещает вершину Кавказских гор. Кажется, будто на самом Эльбрусе начался пожар: все горит, полыхает. А у подножия горы прохладно, художник подчеркивает это холодными оттенками. Небо становится зеленовато-оранжевым, плывущие по небу облака с оттенками сиреневого цвета, их пронизывают розоватые солнечные лучи. Такие контрасты тоже у Куинджи не редкость. Закатывающее солнышко в последний момент успевает бросить свой свет, он показывается на вершинах гор, виден он и на холмах, что разбежались по переднему плану. Лучи постепенно затухают. Земля становится темной, но те места, где лучи еще не успели «убежать», они отсвечивают, блестят, делая небо горящим.

Воспоминания о Куинджи:

Могучий, самобытный характер Архипа Ивановича, озаренный ореолом художественной гениальности, оставлял неизгладимые следы в памяти всех, с кем он встречался на жизненном пути. Среди множества любопытных проявлений его многогранной жизни в мою память особенно глубоко врезались два характерных случая, которые рисуют Куинджи, как художника-учителя, и Куинджи, как хранителя своего художественного сокровища. В январе 1898 года мы с товарищем подготавливали свои картины к «Весенней выставке» в Академии художеств. Встретившись с Архипом Ивановичем в Академии, я попросил его зайти к нам на квартиру посмотреть наши работы. На следующий день, около полудня, в коридоре, ведущем к нашей комнате, послышались знакомые мерные шаги. Я бросился к двери. Перед нами стоял Архип Иванович в своей черной шинели с бобровым воротником и в меховой шапке...

"Лунная ночь на Днепре":

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем...

Миссия Куинджи в русском искусстве:

Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку. Краски в русской живописи, со времен Кипренского и Венецианова, перестали играть самостоятельную, значительную роль. К ним сами художники относились как к своего рода официальному костюму, без которого, только из предрассудка, неприлично предстать перед публикой.



Рассказать друзьям