Где находится хорезм. Древний хорезм - затерянный мир. Родина великих ученых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чрезвычайно насыщенными станут поездки по Хорезмской области Узбекистана и Республике Каракалпакистан, или по Северному Хорезму, край, который, несомненно, интересен самыми удивительными памятниками.

В Каракалпакистане особенно много памятников античного периода. Это - городище Гяур-кала (IV век до н. э. - IV век н. э.) и крепость с таким же названием, но находящиеся на большом расстоянии друг от друга. Дахма Чильпык (I-IV века до н. э.- IX- XI век н. э.) - место церемониального ассуарного захоронения зороастрийцев, Миздахкан (IV вв. до н.э. - XIV в н.э) - комплекс древнего и средневекового поселений. Городища Топрак-кала (I век н. э.- IV век н. э.), Гульдурсун (IV - III вв. до н.э.), Ахшахан -кала (IV век до н. э - IV век н. э), крепость и одновременно храм Койкрылган -кала (IV век до н. э - IV век н. э), храм огня Ташкырман-тепе (IV-III век до н. э - III-IV век н. э), Прекрасную жемчужину Хиву. В городе Ургенче посетите музей и памятник, Авесте, т.к. многие ученые сходятся во мнении, что эта священная книга была написана именно в Хорезме.

Если вы окажетесь в Ургенче или в Нукусе, а вас интересует древнейшая история, не думайте в какую сторону ехать. Можете отправляться в любую из четырех сторон света - повсюду здесь встречаются памятники зороастризма. Или хотя бы руины - незабвенные остатки великой религии и цивилизации мудрых мыслителей и астрологов, философов и волхвов.

АВЕСТА - священная книга зороастризма - доисламской религии древних народов Турана и Ирана, впервые в истории человечества провозгласившая идею единобожия. Благодаря ей, из глубины веков до нас дошли свидетельства о представлении нашими предками устройства мироздания. Название «Авеста» означает что-то вроде "Основного изречения".

Творец книги - Зороастр, так звучит его имя по-гречески, Заратуштра (Заратустра) - по-ирански и пехлевийски, или Зардушт, на языке жителей Центральной Азии. Он пророк Ахура Мазды - верховного божества зороастрийской религии родился то ли в Иране, то ли в Хорезме.

Сын Поурушаспы, из рода Спитама, Заратуштра известен, прежде всего, по Гатам - семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к Богу. "Во истину есть два первичных духа - это близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии они оба -- добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие. И то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой дух-светел святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность, и пусть это все знают, кто будет постоянно ублаготворять Ахура Мазду праведными делами ("Ясна", 30,3). Главное бедствие человечества - смерть. Она вынуждает души людей в течение эры "Смешения" покидать материальный мир и возвращаться на некоторое время в несовершенное нематериальное состояние".

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Он учил, что и женщины, и мужчины, и слуги, и хозяева могут мечтать о рае, а «преграда времен» - переход из одного мира в другой - "Мост-Разрушитель", стала его откровением, местом судилища, где приговор каждой душе зависит не от многих и щедрых жертвоприношений во время земной жизни, а от ее нравственных достижений.

На весах взвешиваются мысли, слова, и дела каждой души: добрые - на одной чаше, дурные - на другой. Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая. Если же весы склоняются в сторону зла, то мост сужается и становится лезвием клинка. Грешник переживает «долгий век страданий, дурной пищи и скорбных снов ("Ясна", 32, 20).

Зороастр был первым, кто учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскрешении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся души и тела.

Эти наставления впоследствии приняты религиями человечества, они заимствованы иудаизмом, христианством и исламом.

По Зороастру, спасение каждого человека зависит от его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. В таком учении вера в день Суда полностью получает свой ужасающий смысл: каждый человек должен держать ответ за судьбу собственной души и разделять ответ за судьбу мира.

АВЕСТА говорит: "Мараканда — второе из лучших мест и стран"..." Первое - Хорезм (не в современных границах, а в лоне Теджена и .)". Анахита (по-местному - Нана)— Мать - Земля - богиня оседлых. Митра - Солнце Быстроногое — Бог кочевых племен. Главная ипостась Митры - Правда, потому что без правды, без товарищества в бою не победить. "Солгавший Митре на коне не ускачет..." Поклонение Правде, доходящее до религиозности, поклонение Дружбе - извечный закон кочевых.

Бессмертный дух и история народа проявляются в культуре и искусстве, которые определяют своеобразный облик любой нации, ярко отражают ее неповторимые особенности.

И поэтому всему миру известно искусство народа Хорезма, в котором воплотились мотивы древней АВЕСТЫ. Этой величайшей книге в Ургенче сооружен монументальный памятник.

Но, давайте вспомним о других памятниках ушедшей цивилизации и посетим дахму Чильпык. Она расположена на правом берегу Амударьи, на вершине конического холма-останца высотой до сорока метров. Над дахмой Чильпик витает сегодня множество тайн и легенд зороастрийцев. Когда приходит Вайу - Бог смерти, то тело умершего относят в дахму. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов.

И сказал Ахура Мазда:
«Тело положить на высочайшие из места,
Выше волка и лисицы,
Не заливаемые водой дождевой».

Дахма Чильпык имеет форму неправильного круга диаметром от шестидесяти до восьмидесяти метров. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Вдоль периметра стены была расположена суфа - место, куда укладывали покойников для очищения.

Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду - высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.

Древнее предание гласит, что Чильпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чильпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма.

Третья, что дахма - это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами.

Древнейший город Миздахкан, что расположен в Ходжейлийском районе Каракалпакистана, в двух десятках километров от Нукуса. Он возник еще за 400 лет до нашей эры. На восточном холме городища раскинулся некрополь. С девятого веке нашей эры он стал служить местом погребения мусульман. А до этого на холме совершали обряды античные зороастрийцы. Как нигде в другом месте, здесь переплелись пласты времени, и образовался перекресток цивилизаций.

Рядом с некрополем Миздахкан, который сам интересен, своими средневековыми сооружениями - Назлым-хан Сулу, Шамун Наби, на западном холме стоит городище Гяур-кала. Основанное за три сотни лет до нашей эры, оно просуществовало почти целый век, пережив расцвет и падение Кушанского государства... Гяур-кала был крупнейшим городом античного Хорезма, называвшимся когда-то Айрьянем Веджо. Рядом протекала Дайтии - современная Амударья. Археологические находки домашней утвари и изделий гончаров свидетельствуют о процветании ремесел в Гяур-Кале. Арыки и каналы говорят нам, что авестийцы владели отличными знаниями орошения земель. За мощными стенами Гяур-калы жили люди, проповедовавшие идеи Заратуштры - Пророка зороастризма.

Вертрагна - Бог победы был покровителем крепости- города, еще одной Гяур-калы, которая известна с четвертого века до нашей эры и простоявшей почти до XIII века нашей эры. Это была пограничная крепость, закрывавшая дорогу недругам с севера на территорию верхнего Хорезма. Ее мощные стены прорезаны двумя рядами стреловидных бойниц, за которыми укрывались воины зороастрийцы, давая отпор врагу. И теперь, когда в алтаре «Богатого зала» вспыхивает священный огонь - сын Ахура Мазды, появляются тени давно ушедших воинов. Бесплотные, они продолжают сторожить неприступную крепость Гяур-кала.

И только против Окса (Амударьи) не устояла крепость. Ее стены размыла буйная река.

«Взывают к Митре ратники, Склонившись к конским гривам, Прося себе здоровья, Коням в упряжках силу. И чтобы побеждать им Всех недругов враждебных И каждого врага...». Неприступные пятнадцатиметровые стены Гяур-калы сложены из глиняных кирпичей, размером сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

И хотя возраст их почти две с половиной тысячи лет, они по сей день крепки, будто сложены совсем недавно.

Стоит овеянный славой и пустынными ветрами вековечный и грозный символ зороастризма - крепость Гяур-кала, пережившая века.

Городище Топрак-кала, или «Земляной город» до сих пор окружен плодородными землями, которые возделываются земледельцами Турткульского района Каракалпакистана.

Топрак-кала появилась в первом веке нашей эры. Жители его почитали могущественную Ардви - богиню плодородия или, иначе, могучую Амударью. Топрак-кала окружена мощными стенами девятиметровой высоты. Один из кварталов города был целиком занят храмовыми зданиями. За дворцовым комплексом располагался город простолюдинов, защищенный стеной с четырехугольными башнями. Нередко его посещали верховные жрецы и правители. Чаще это случалось в праздник возрождения природы - Навруз. Город был двухъярусным. Теперь от стен города остались только фрагменты. Уцелели около ста помещений первого этажа и несколько строений второго. Окрашивается небо в багровые тона. Словно видения возникают картины прошлого. В бывших святилищах вспыхивает священный огонь. Вновь совершаются священные обряды и мистерии.

Скульптуры и барельефы царей и воинов отражают воинскую славу и удачу победителей, живших в этом городе.

Авестийские жрецы с барсманами в руках проводят литургии в честь Ахура Мазды и Заратуштры. Таким представляется величественный город Топрак-кала, сохранивший свое величие до наших дней.

И сказал Ахура Мазда:
«Не трогай! Трехпастый змей Дахака,
Огонь Ахура - Мазды
На это, недоступное,
Ты если посягнешь,
То погублю тебя я,

Городище Гульдурсун-кала известно с четвертого века до нашей эры. Оно представляет собой неправильный прямоугольник, который протянулся более чем на пятьсот метров с востока на запад и более чем на триста метров с севера на юг.

Античные стены и башни его сложены из пахсы и сырцовых кирпичей. Как и во всех строениях зороастрийцев, используются стандартные размеры кирпича: сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

Пятнадцатиметровые крепостные стены хорошо сохранились. Выносные башни были связаны с городом подземными ходами. Мощная фортификация крепости позволила городу простоять почти целый век и отражать все набеги захватчиков. И лишь свирепым завоевателям Чингиз-хана в четырнадцатом веке удалось сломить сопротивление Гульдурсуна.

По древней легенде, он носил имя «Гюлистан» - «цветник роз», пока его жителей не предала прекрасная принцесса, отдав свою любовь врагу... И стал он тогда называться «проклятым местом»... Грандиозные развалины Гульдурсуна овеяны легендами и сказаниями. Ходило поверье, что в крепости скрыт подземный ход к неисчислимым сокровищам. Но, охраняемый драконом клад, обязательно приведет к смерти любого, кто посягнет на сокровища Гульдурсуна.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками. Они свято чтили уложения и обряды, предписанные великим пророком Огня - Спитамой Заратуштрой. Знания, полученные им от Мазды - Вышей мудрости, и поныне живы в обычаях и обрядах современных людей.

И сказал Ахура Мазда:
«О, верный Заратуштра,
мне имя - Вопрошаемый
и Истина, и Разум, и Ученье».

Кой-Крылган-кала, в переводе - крепость погибших баранов, появилась еще в четвертом веке до нашей эры. Это выдающийся памятник погребального и астрального культов древнего Хорезма.

Первоначально оно представляло собой круглое двухэтажное здание диаметром около сорока пяти метров. Главный храм был обнесен двумя стенами, отстоящими от центрального здания на расстояние пятнадцати метров, со стрелковой галереей.

На первом этаже размещались помещения для культовых церемоний. Эти залы представляют собой два изолированных комплекса. В верхних комнатах находились храмовая утварь и терракотовые изваяния Богов.

По двум лестницам, стоящим напротив друг друга, жрецы спускались вниз со стрелковой галереи второго этажа.

Кой-Крылган-кала пережила два периода существования. Вначале она была укрепленным храмом-гробницей. В ней совершались погребальные церемонии. Но, главное, здесь проводились астрономические наблюдения.

В период запустения она использовалась ремесленниками, в частности гончарами. А в пустующих помещениях хранили оссуарии с останками умерших.

Сегодня мне хочется рассказать о культуре самой древней ныне народности , проживающей на территории Узбекистана — Хорезмийцев , история которой уходит в глубь веков. Древнее прошлое Хорезма погребено под толщи песков Каракумов , хранящие в себе тайны и разгадки, которые достаются тем, кто своим кропотливым трудом открывают всё новые свидетельства некогда величественной цивилизации, лежавшей в верховьях Амударьи (Окса) , цивилизации древнего Хорезма.


Формирование хорезмийского государства относится к VII -VI В. до н.э. Едва ли не первое упоминание о Хорезме как стране встречается в Михр-:Авесты , о нем упоминание в Бехистунской надписи Дария I , составленной в 520 г. н.э. Известно, что хорезмийцы участвовали в греко-персидской войне на стороне персов, работали на строительстве Персеполя и в верфях Мемфиса.

Во время раскопок: археологов на острове Элефантина в Египте в 1907-1908 гг. было обнаружено около 100 папирусов, происходивших из военной колонии. Среди них — любопытный документ, датированный 464 г. до н.э., в котором излагается тяжба к иудею Махсею от лица Даргамана , сына Харшина, хорезмийца из отряда Артабана, служившего в гарнизоне в Элефантине.

Уникальные природные условия региона позволили сохраниться многочисленным и разнообразным археологическим памятникам. Достаточно оглянуться с вершины какого-нибудь холма, чтобы увидеть руины крепостей, городских стен, ворот, башен. С помощью аэрофотосъемки даже под слоем песка удается обнаружить русла древних ирригационных сооружений и поля, которые они орошали.


Хорезм — это настоящий Клондайк для археологов , где таится множество загадок. Одним из самых удивительных, ярких и загадочных древних городов Хорезма является городище Топрак-кала ,на равнине, на границе пустыни Кызылкум и орошаемой зоны, в 4-5 км южнее отрогов Султан Уиздага . Некогда эта равнина орошалась древним каналом Гавхорэ длиной 70 км. Развалины этого города были открыты экспедицией под управлением С.П. Толстова в 1938 г. Исследования показали, что Топрак-Кала была возведена по единому плану во II в. н.э. и просуществовала до IV -VI вв.

Город представлял собой обширный правильный прямоугольник размером 500×350 м , вытянутый с севера на юг. Территория города была охвачена крепостными стенами с квадратными башнями, возведенными через каждые 10-12 м. Угловые башни являлись своеобразными бастионами, охватывая угол с двух сторон. Внутри стен проходили двухэтажные оборонительные галереи.


Нижняя галерея служила для скрытого перемещения и отдыха воинов, а верхняя была боевой. Отсюда через стреловидные бойницы велась оборона города. Высота стен была более 14 м. Для большего фортификационного эффекта предстенная территория превращалась в глубокие «карманы-ловушки» с плотным фланговым обстрелом. Достигалось это за счет выноса башен на расстояние почти 9 м от стены.
Причём башни не были сложены в перевязку с телом крепостной стены. Технический приём должен был обеспечить самостоятельную осадку стен и башен, способствуя тем самым сохранности тех и других. Кстати, этот приём был хорошо известен в античном мире. Применение его настоятельно рекомендуется Витрувием (I в. до н.э.) при возведении крепостей. Примечательно, что этот метод был известен и использовался хорезмийскими мастерами.

Характерным явлением тогдашней военной мысли было сооружение рвов перед крепостными стенами в качестве дополнительной преграды. Ров Топрак-калы окружал городские стены со всех сторон и был устроен на расстоянии 15 м. от стен. Ширина его составляла 16 м., а глубина достигала 3 м.
Единственный вход в город располагался в центре южного фаса. Поскольку обычно городские ворота считались самым слабым, уязвимым местом в обороне, то строители Топрак-калы выделили вход в особое укрепление с проходом в виде коленчатого лабиринта.

Своеобразна и внутренняя застройка города. Центральная уличная магистраль, проложенная с севера на юг к городским воротам, рассекала город надвое, а поперечная сетка улиц делила городскую застройку на 10 кварталов , один из них был храмовым, остальные — жилыми. В каждом квартале, как выяснилось, насчитывалось примерно 150-200 жилых и хозяйственных помещений , которые составляли от трёх до шести домовладений. Бесспорно, такие кварталы отличались от привычных нам кварталов, как части городской застройки, охваченной улицами.


На Топрак-кале границы квартала проходили сзади обращенных на разные стороны улицы домов. Окруженные глухими стенами дома массивы имели индивидуальные выходы на внутриквартальную улицу. Каждый квартал имел свои небольшие святилища. Были выявлены следы ремесленного производства (остатки бронзолитейного цеха, мастерская по изготовлению луков и т.д.) Число жителей Топрак-калы составляло примерно 2,5 тысячи взрослых человек. Причём большая их часть была занята в охране и обслуживании дворцов.

Наиболее интересные сооружения Топрак-калы располагались в ее северной части, которая занимала почти треть городской территории. Северовосточный угол был отведен под базар или городскую площадь. Северо-западный угол занимала цитадель, которая представляла собой укрепленный по сути «заповедный» город площадью 3,2 га. В его северо-западной части на высокой платформе возвышался дворец. В пределах цитадели у подножия платформы высокого дворца археологами был обнаружен храм огня.Даже сейчас грандиозный дворец могучей громадой возвышается над городской территорией. Он таит в себе множество загадок.
Fan va turmush № 1-3 / 2006г. www.fvat.uzsci.net

Особое положение в древней истории Средней Азии занимал Хорезм , располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до н. э. отделилась от Ахеменидского государства , и хорезмийский царь Фарасман в 329-328 гг. до н. э. явился к Александру Македонскому для переговоров. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии , Хорезм подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н. э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.
Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-Кала .

«Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина

Дворец правителей Хорезма Топрак-кала (III в.) сохранил остатки живописи и скульптуры, украшавших стены его многочисленных парадных зал. Росписи Топрак-калы характеризует многообразие сюжетов и своеобразие стиля.

Живопись выполнена на толстом слое белой ганчевой обмазки, нанесенной на глиняной штукатурке минеральными красками, растертыми на растительном клее, по-видимому, в приеме альсекко (т. е. по сухой, а не увлажненной основе). Окраска осуществлена то ровно нанесенным слоем, то сильным мазком, моделирующим детали изображений, черной краской, которой живописец очерчивал основные контуры. Красочная палитра очень обширна - она варьируется и в цветах и в оттенках: черный и белый, синий и голубой, розовый, ярко-красный и бордо, лимонно-желтый и оранжевый, бледно- и густо-зеленый, коричневый, фиолетовый; все это - в разнообразных нюансах тонов, но с преобладанием ярких, насыщенных раскрасок.


Наиболее значительное место принадлежит сюжетным изображениям, исключительно разнообразным по содержанию.Среди тематических композиций характерна представленная в арочной нише сидящая в торжественных позах чета - мужчина и женщина. Сюжет этот в бесчисленных репликах будет повторяться на восточной средневековой керамике,- на металле XI- XII веков , в миниатюрах XIV-XVII столетий , но основа его, как видим, уходит в глубины местной античности.


В росписи зала, входившего в северный дворик дворца, на фоне пышного орнамента, составленного системой пересекающихся полос и сердечек, были размещены фигуры музыкантов. Сохранилось изображение арфистки с округлым лицом и полной обнаженной рукой в браслетах, пальцы которой перебирают струны прижатой к груди крупной арфы; фигура выступает из кущи акантов. . Хорезмской арфистке присуща женственная округлость форм и несколько манерная грация жеста; расположение полуфигуры в куще акантов придает особую декоративность композиции. По-видимому, в Топрак-кале , как и в Бишаиурском дворце , в основе росписи лежит дворцово-пиршественный, а не религиозно-буддийский сюжет.


Так называемая Комната червонных дам получила у археологов свое наименование благодаря остаткам женских фигур, показанных среди красных сердечек, заполняющих фон. Четко очерченный профиль с прямой линией носа, сильным подбородком и удлиненным очерком глаз под прямыми бровями; фигурные тяжелые серьги и ожерелья; косы, ниспадающие на спину из-под закрученного надо лбом головного убора; платья из богато орнаментированной ткани - все эти детали передают глубоко своеобразный облик хорезмиек . Что касается самой изобразительной манеры, то и в ней оригинальность художественной интерпретации несомненна. Особую выразительность придает «червонным дамам» усложненность позы: трехчетвертная или фронтальная позиция тела при профильном положении головы, сложный жест руки, придерживающей в одном случае шнур, в другом -сосуд.


Видную роль в художественном оформлении Топрак-калы играла скульптура. Материалом ее служила по преимуществу глина, изредка - ганч. Важно подчеркнуть, как коренную черту, принципиальную связь скульптуры с архитектурой - будь то объемная статуя или горельеф. Необходимо также отметить и органическую связь ее с живописью, с полихромией, с цветом; скульптура раскрашена по белой подгрунтовке в разнообразные цвета, с передачей орнаментов тканей, вышивок, ювелирных украшений; статуи нередко размещены на орнаментальном фоне ниш.


Очень впечатляющи сохранившиеся женские головы - одна из них была условно названа археологами «Красной головой» , вторая - «Супругой Вазамара». Особенно выразительна «Красная голова» . Зрачки и веки больших продолговатых глаз разрисованы темным цветом. Прямой, широкий у основания нос, некрупный спокойный рот. Овал лица удлинен, подбородок тяжеловат. В приеме лепки - известная пластическая обобщенность, которая усиливается также ровным, без нюансов, красноватым цветом. А между тем внимательный, несколько вкось направленный взгляд и какая-то мужественная энергичность лица придают ему и выразительность и жизненную достоверность.


В пору заката хорезмской античности искусство ваянии порождает здесь особый цикл погребальной скульптуры на оссуариях. Специфический для среднеазиатского маздеизма обычай сохранять кости усопшего в терракотовых гробиках приводит к парадно-декоративной обработке последних в тех случаях, когда заказчиком является знатная фамилия, сохраняющая в семейных наусах останки целых поколений.

Среди различных типов хорезмских оссуариев - ящичной, боченкообразной формы и др.-особо выделяется несколько экземпляров из Кой-Крылган-калы , украшенных изображениями человеческих фигур обобщенно-типизированного стиля. Таков образ мужчины, несколько менее натуральной величины, показанного сидящим со скрещенными по-восточному ногами.

Крайняя обобщенность скульптурной манеры, которую отличает лаконизм изобразительных средств, недифференцированность пластической лепки, строгая фронтальность и оцепенелость позы - все это придает оссуарным изваяниям из Кой-Крылган-калы несколько абстрактный характер. Образ не передает индивидуальных особенностей, темперамента, внутренней сущности изображаемого персонажа, он предельно типизирован, внушая идею вневременной сущности погребального изваяния.

«История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство»
1965г.

Имиджи взяты из журнала «Fan va turmush» № 1- 3 / 2006г., из «История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство» 1965г., а так же из «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина «Мысль» 1989г.

Первый раз у меня в блоге пост про Узбекистан, а ведь этот регион настолько богат историей, что аж подумать страшно. Самое интересно, что во многих местах там сохранились в первозданном виде целые города, которым более 1000 лет. Давайте посмотрим на один такой город.

Хива — в древности — Хорасмия, позже известна как Хварезми — Хорезм, в прошлом крупное ханство на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря. В настоящее время это территория Узбекистана и Туркменистана.

Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 км) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце 16 века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.




Хорезм не раз даал отпор таким знаменитым противникам как Александр Македонский, а в 680 арабам Кутейбы ибн-Муслима. Они атаковали Гургандж, но не могли полностью подчинить себе ханство. Только объединенным армиям Чингиз-хана удалось одержать победу. После полугодовой осады они разрушили дамбы, и Амударья затопила Гургандж. Город был стерт с лица земли, 100 тысяч жителей убиты, и каждому воину досталось по 24 пленника. И только через 200 лет столица Хорезма была вновь отстроена. Пять раз Тамерлан совершал набеги на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его

Согласно легенде, старец, умирающий в пустыне от жажды, стукнул посохом и увидел на месте удара колодец с водой. Удивленный, он воскликнул "Хей Вах!" и основал у колодца город. Однако топоним "Хивак", или "Хива", относится к группе географических названий, начальная форма которых сильно изменилась с течением времени. По мнению некоторых ученых, название города, выросшего в середине I тысячелетия до нашей эры на берегу канала, стало производным от ойконима Хейканик (или Кейканик), что означало: "Город, расположенный на берегу большой воды", т.е. канала, отведённого от реки.


Кликабельно, Панорама

Ещё по одной версии (её предлагает филолог Ибрагим Каримов), топоним Хива образован от древнеаланского "хиаув" - крепость. Он предлагает также, что аланы - это древние хорезмийцы, мигрировавшие несколько веков назад на Северный Кавказ.

Многовековая история Хивы неразрывно связана с судьбой Хорезма . Периоды подъемов, когда Хорезм становился во главе могучих государственных образований, чередовались с тяжкими падениями, когда его города и селения гибли от опустошительных вражеских нашествий.

Примечательно, что и в ХIХ-начале XX вв. город в окончательном виде сложился по традиционному плану равнинного города: прямоугольник, вытянутый с севера на юг, рассеченный крестообразно по осям главными улицами. Размеры его - 650x400 м - находятся в соотношении пропорций "золотого сечения", излюбленного архитекторами всех стран мира. Размеры изученных археологами городищ свидетельствуют, что и тогда их строители владели основами прикладной геометрии.

Впервые Хива упоминается в письменных источниках X в. как небольшой город, расположенный на караванной дороге между Мервом и Ургенчем (современный Куня-Ургенч). Такое выгодное положение делает Хиву значительным торговым центром. Особенно большое значение приобретает она в XVIII веке, когда становится столицей Хорезма (Хивинского ханства). Однако уже в XVIII столетии феодальная раздробленность, династические смуты, вражда с соседними племенами и государствами ослабляли страну. И только в начале XIX века, после утверждения кунгратской династии, Хива формируется как значительный культурный центр.


Кликиабельно

Наиболее древняя часть Хивы - шахристан (город) Ичан-Кала , окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались. У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих) расположен Куня-Арк , старая крепость с остатками замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.

Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.

Ни один другой город не донес до нас в такой сохранности целую часть шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это - историко-архитектурный заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.

Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось.

Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее - мавзолей шейха Сейид Аллауддина (XIV в.). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана . Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны зиарат-ханы, расширен. В 1957 г. при реставрации зданию был придан, насколько это возможно, первоначальный вид.

Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя "сагана" (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего, фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века. По-видимому, очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда , поэта, народного героя, умершего в первой четверти XIV в. Ореол славы этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей. Вокруг его мавзолея создалось целое кладбище со многими фамильными усыпальницами.

В начале XIX века возле этого комплекса началось строительство усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов.


В 1825 г. интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола здания покрыты бирюзовыми плитками. Поблескивающий зеленоватой глазурью купол мавзолея издали привлекает внимание. Превосходная майолика внутреннего декора комплекса Пахлаван Махмуда ставит его в ряд выдающихся памятников архитектуры. В начале XX века перед зданием погребального комплекса были воздвигнуты другие постройки и айван на деревянных резных колоннах.

Необычна архитектура пятничной мечети Хивы - Джума-мечети , построенной в XVIII в. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и украшений образуют здание размером 55 х 46 м. Потолок поддерживается 212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к ХI-ХIV вв. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция мечети - глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет (XVIII в.). Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.


Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза . Здесь еще в XVII веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия . В 1804-1812 гг. напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака . Медресе имело 81 худжру и являлось одним из самых больших сооружений Хивы. Его портал с пятигранной нишей и алебастровыми сталактитами оформлен богаче, чем фасады более ранних медресе города. Угловые башни с фонарями декорированы глазурованными и терракотовыми со штампованным рисунком плитками. Тимпаны двухэтажных арочных галерей заполнены майоликой. Интерьеры почти лишены декора.

Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака не достигает монументальности, свойственной многим бухарским памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции, беднее по декоративному убранству.


В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842 гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь впритык одно к другому возводились здания. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно переметной суме - хурджуму - почему оно и получило название "Хурджум". Здание имеет небольшую высоту и не загораживает монументального главного фасада медресе Аллакули-хана с его стройным порталом. В наружной отделке его господствует майолика.



Кликабельно

В 1-ой половине XIX века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть до невольничьего) базары располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот Палван-Дарваза был построен караван-сарай , подобно медресе своим объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была пристроена крытая галерея - пассаж (тим). В комплексе построек у восточных ворот Палван-Дарваза в 1830-1838 гг. был возведен дворец Аллакули-хана - Таш-хаули . Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных несколькими двориками помещений жилого и официального назначения.


Среди них - гарем , михманхана для приемов хана, арзхана - судилище, вспомогательные и служебные помещения, переходы. Сложность плана объясняется разновременностью построек дворца. Все выходящие во дворики айваны богато декорированы: майоликовая облицовка покрывает стены, резьба - деревянные колонны и их мраморные базы, росписи - деревянные потолки. Народные орнаментальные традиции нашли здесь превосходное воплощение. Так завершилась цепь построек возле ворот Палван-Дарваза: галерея Палван-Дарваза, медресе Аллакули-хана, тим, караван-сарай, а с другой стороны площади - Таш-Хаули, медресе Кутлуг-Мурад-инака. С юга площадь ограничивалась небольшим зданием Ак-мечети , окруженной с трех сторон айваном (1838-1842 гг.). За мечетью разместилась баня Ануш-хана (XVII в.), помещения которой погружены в землю и выступают только куполами.



Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли. Так, к югу от Куня-Арка в 1851-1852 гг. было построено медресе Амин-хана , а в 1871 г. к востоку от Куня-Арка - медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II , которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе Амин-хана самое большое в Хиве. Недостроенный минарет, диаметр которого составляет 14, 2 м, выложен только на высоту 26 м, почему за ним и упрочилось название Кальта-минар (короткий минарет). Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.

В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики.

Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в них представляет осуществленное в народных традициях декоративное убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале такие, как дворец Нурулла-бая , не характерны для этой части города. В противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени. Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.

Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира. Итак, в 1598 году Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-ти вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.


Россия аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году (отчасти потому, что торговля рабами в Хиве вызывала страх в южной России: туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре). В 1919 году части Красной Армии свергли власть последнего Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.


В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Маъмун, руководил выходец из хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили аль-Беруни, Агахи, Наджмиддин Кубро и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.

Дошедшее до нас слово «Хива» известно из арабских географических трудов Х века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе неизвестны.

Хорезм Х века — это бремя титанов мысли и науки Абу Райхана Беруни (973—1048), Абу Али ибн-Сины (980—1037), время процветания «Академии» хорезмшаха Мамуна.

О людях Хорезма того времени сохранились свидетельства историков «Они люди гостеприимные, любители поесть, храбрые и крепкие в бою; у них есть особенности и удивительные свойства»,— писал Макдиси.

В истории Хорезма Х век отмечен бурным экономическим подъемом страны, ростом числа городов, развитием градостроительства и архитектуры. Исторические хроники перечисляют незнания более 30 городов, расположенных в нижнем бассейне Амударьи. Среди древних городов, пожалуй, лишь Хива стойко продолжала существовать как город.

Хива расположена на равнинной зоне, на границе пустыни. Вначале колодец с питьевой водой предопределил возникновение населенного пункта. Образованию же города, несомненно, предшествовало проведение канала Хейканик из Амударьи, служившего не только для орошения обширной территории, но и для снабжения - водой всех населенных пунктов, возникших на его трассе.

Канал Хейканик существовал еще в античный период. Он известен ныне под названием Палванян (Палнан-арык). В хивинских хрониках ХIХ в. часто Хейканик упоминается искаженно как Хейваник. Хейканик — архаичное название, значение которого в народе давно забыто.

Очевидно, между названиями канала Хейканик и города Хива (Хева) существует этимологическая связь, ибо цепочка слов Хейканик — Хейваник — Хейвак - Хева - Хива как будто указывает единство их корней. Однако в рукописи 1831 года «Сердце редкостей» историк-летописец Худайберды Кошмухаммед пишет, что «Хива есть имя мужчины».

Многие названия в топонимике Хорезма, как и история страны, являются тайной. Так и слово «Хива» пока остается загадкой истории. Впрочем, такой же таинственностью окутано и слово «Хорезм». Наиболее близко к истине этимологическое толкование слова «Хорезм» — земля солнца.

По свидетельству древних хроник Хива еще в Х веке была довольно большим городом с красивой и благоустроенной соборной мечетью.

Один из средневековых путешественников, побывавший во многих странах Востока, после посещения Средней Азии в начале ХIII в. оставил следующие наблюдения: «Не думаю, чтобы в мире где-нибудь были обширные земли шире хорезмийских и более заселенные, при том что жители приучены к трудной жизни и довольству немногим.

Большинство селений Хорезма — города, имеющие рынки, жизненные припасы и лавки. Как редкость бывают селения, в которых нет рынка. Все это при общей безопасности и полной безмятежности...

Несомненно, город Хива был в числе процветающих городов, о которых так восхищенно отозвался арабский путешественник, ученый Якут Хамави.

В ХIII в. Хорезм пал под натиском полчищ Чингисхана. Хива встала грудью против врага. Сыны-патриоты погибли смертью храбрых. Позже над могилой защитников города был сооружен мавзолей.

Хива выдержала испытание временем, но непрерывное существование города на одном месте, необходимость обновления старых строений, требование жизненных пространств беспощадно уничтожало все ветхое, отжившее и ненужное.

Именно поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII—ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города пока не изучена.

Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602— 1623), когда начали строить монументальные сооружения.

Среди памятников ХVII в. особенно выделяются медресе Арабмухаммеда (1616 г.), мечеть и бани Анушахана (1657 г.).

Экономический и политический кризисы в стране, калейдоскопическая пестрота в смене властей — « игра в ханы » («хонбози») в целом губительно отразились на благосостоянии Хорезма. Захват Хивы иранскими войсками е 1740 г. привел к разорению страны.


Кликабельно

Эпидемия чумы 1768 г. в Хорезме унесла много жизней. Опустели города. Особенно пострадали Хива и соседние города, подчеркивает поэт-историк Мунис.

«В Хиве осталось населения всего в 40 семей... Внутри города заросло тамариском и колючкой, в домах обосновались хищные животные».

В 1770 году правителю Мухаммед Амин инаку удается положить конец междоусобицам и объединить земли Хорезма. С этого времени начинается «основание новой Хивы» (академик В. В. Бартольд).


Кликабельно

Многочисленные монументальные памятники Хивы возникли в ХIХ в. Это был период относительного подъема культуры, расширения строительства и народных промыслов.
Хива является удивительным музеем хорезмской архитектуры ХVIII—ХХ вв.

Во внутреннем городе — Ичан-кале — сконцентрированы ансамбли и комплексы монументальных сооружений, в густом окружении массовой жилой застройки. Уникальным памятником города является многоколонная джума-мечеть (конец ХVIII в.). В ней сохранились деревянные колонны ранних строений (Х—XVI вв.).

Каждая из этих колонн открывает отдельные страницы истории развития архитектурной формы, орнамента и техники резьбы. От ХIV в. сохранились мавзолей Саида Алауддина и мечеть Багбанли. В ХVII— начале ХVIII в. было воздвигнуто множество духовных учебных заведений: медресе Арабмухаммеда (1616 г.), медресе Хурджум (1688 г.), медресе Шергазихана (1719—1726 гг.). Из памятников ХIХ в. особенно интересны медресе Кутлуг-Мурад инака (1804—1812 гг.), комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда (1810—1835 гг.) медресе (1834— 1935 гг.), караван-сарай и тим Аллакулихана, медресе Мухаммад-Аминхана (1851—1855 гг.), дворцовые ансамбли Кухна-Арк (первая половина ХIХ в.) и Ташхаули (1831—1841 гг.).

Древность традиций архитектуры и искусства прослеживается не только в памятниках материальной культуры Хорезма. Архитектурно-строительная терминология, бытующая среди населения Хорезма, во многом отличается от терминов сопредельных регионов — Бухары, Самарканда и Ташкента.

В обиходе хорезмских узбеков сохранились отдельные древнетюркские архитектурно-строительные термины, которые давно забыты или заменены в узбекском литературном языке. Так, упомянутое в, «Собрании тюркских наречий» Махмуда Кашгарского (ХI в.) слово «керпич», у Алишера Навои «кирпич», тождественное русскому с «кирпич», бытует в хорезмском наречии доныне как «керпич», «кервич».

Хива по праву может гордиться своими великими сыновьями.


Хивская кампания



Кликабельно, панорама


Кликабельно, панорама



Кликабельно, панорама


Фото Проскудина-Горского


Кликабельно 2000 рх


И составлявшие ядро населения древнего Хорезма (Khwārezm), непрерывное присутствие которых в Центральной Азии засвидетельствовано с середины первого тысячелетия до н. э. Входили в союз сако -массагетских племён . Наряду с другими историческими восточно-иранскими народами, являются одними из предков современных таджиков . Входили в союз сако -массагетских племён . Древние хорезмийцы были одним из компонентов в формировании узбеков .

История

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте , в словаре иранского учёного Деххода слово «Хорезм» , описывается как сокращённое от «колыбель народов арии» .

Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля» , «низкая земля» , «страна, где хорошие укрепления для скота» .

Народ

Бируни утверждал, что в Хорезме до прихода Сиявуша было царство тюрков:

"...Кейхусрау и его потомков, который переселился в Хорезм и распротранил свою власть на царство тюрков..."

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа "ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни , относит древних хорезмийцев к персидскому древу: .

Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма. [цитата не приведена 398 дней ] Точные даты появление хорезмийцев, как и этнонима, неизвестно. Первым писал Гекатей Милетский: «Хорасмии - это те из парфян, что населяют восточные земли, и равнины, и горы; горы эти покрыты растительностью, в том числе диким хреном, собачьей колючкой (κυνάρα), ивами, тамариском».

Первое упоминание хорезмийцев встречается в Бехистунской надписи (522-519 до н. э.) Дария I . Там же находятся высеченные рельефы восточноиранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским , бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев в военных походах правителей Ахеменидской державы [ ] . Но уже в конце V века до нашей эры хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому.

Серебряное блюдо, седьмое столетие, Хорезм

Мнение учёных

Позднее хорезмийцы летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга , одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I . Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир , разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу. Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г. и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга, как и династии афригидов, символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г.
  • С. П. Толстов - историк и этнограф, профессор, писал следующее:
В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами , не исключая, что в этой цепи находились и племена гетов . Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

Видео по теме

Язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи , был родственным согдийскому языку и пехлеви . Хорезмийский язык вышел из употребления по крайней мере к XIII веку, когда был постепенно заменен персидским языком по большей части, а также несколькими диалектами тюркского . По утверждению таджикского историка Б.Гафурова , в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме. Согласно ибн Баттуте, Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим. Он описывает столицу Хорезма - Ургенч: «Это величайший, красивейший, крупнейший город тюрков с прекрасными базарами, широкими улицами, многочисленными постройками и впечатляющими видами»

Литература

Хорезмийская литература, считается самой древней в Центральной Азии [ ] . После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают персидскому и тюркскому языкам.

Религия

В Хорезме были распространены разные языческие культы, но преобладал зороастризм. Хорезмийцы хоронили кости умерших в оссуариях (сосуды и ящики разной формы, содержащие кости умерших, предварительно очищенные от мягких тканей), которые помещались в наусы - типа мавзолеев. В Хорезме найдены многие десятки разнообразных оссуариев и среди них древнейшие в Средней Азии (рубеж V-IV вв. до н. э.), а также в виде пустотелых керамический статуй и оссуарии, несущие древнехорезмийские надписи и рисунки. Одна из надписей содержала текст, прочитанный В. А. Лившицем: «Год 706, месяц равакина, день равакина. Этот оссуарии Срувука, душа которого обладает кавийским фарном. Пусть душа (его) будет препровождена в прекрасный рай». В сасанидском Иране, где зороастризм был догматической религией, почти не обнаружено оссуариев и наусов. Очевидно, эта традиция была характерна для зороастрийцев Средней Азии, а именно Хорезма.

См. также

Примечания

  1. ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA (англ.) (недоступная ссылка с 08-08-2018 )
  2. C.E. Bosworth, «The Appearance of the Arabs in Central Asia under the Umayyads and the establishment of Islam», in History of Civilizations of Central Asia , Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting, edited by M. S. Asimov and C. E. Bosworth. Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing, 1998. excerpt from page 23:

    "Central Asia in the early seventh century, was ethnically, still largely an Iranian land whose people used various Middle Iranian languages. stock and they spoke an Eastern Iranian language called Khwarezmian. The famous scientist Al-Biruni, a Khwarezm native, in his Athar ul-Baqiyah الآثار الباقية عن القرون الخالية (p.47) specifically verifies the Iranian origins of Khwarezmians when he wrote:أهل خوارزم [...] کانوا غصناً من دوحة الفرس ("The people of the Khwarezm were a branch from Persian tree.")

  3. БСЭ-ХОРЕЗМИЙЦЫ
  4. Tajikistan: History / Encyclopedia Britannica

    The Tajiks are the direct descendants of the Iranian peoples whose continuous presence in Central Asia and northern Afghanistan is attested from the middle of the 1st millennium bc . The ancestors of the Tajiks constituted the core of the ancient population of Khwārezm (Khorezm) and Bactria, which formed part of Transoxania (Sogdiana). Over the course of time, the eastern Iranian dialect that was used by the ancient Tajiks eventually gave way to Persian, a western dialect spoken in Iran and Afghanistan.



Рассказать друзьям