Древние пиктограммы. Древнее представления информации. Что такое пиктограмма в пиктографическом письме

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наскальная живопись (часто называют наскальной живописью) - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей - не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Часто, пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение, но позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Пиктограммы

Пиктогра́мма (от лат. pictus - нарисованный и греч. γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др.), в отличие от привычного нам алфавитного письма, способного отображать многоуровневый характер естественного языка. Значок, элемент графического интерфейса пользователя; небольшое изображение на видеоэкране, служащее для идентификации некоторого объекта: файла, программы и т. п. Выбор и активизация пиктограммы вызывает действие, связанное с выбранным объектом. Пиктографи́ческое письмо́ - вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Ацтекская пиктограмма «Мир» из Кодекса Теллериано-Ременсис.

Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др. В настоящее время пиктографическое письмо представлено письменностью донгба (дунба), которой владеют до нескольких десятков пожилых представителей народа наси, живущего в предгорьях Тибета.

Иероглифы

Иеро́глиф (др.-греч. ἱερογλύφος) - название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного и силлабического письма), так и морфемы, целые слова и понятия (идеограммы) Термин «иероглиф» греческого происхождения и взят у Климента Александрийского (II-III вв.). Он называл надписи, высеченные на камне, ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата). Слово ἱερογλυφικά состоит из двух частей: ἱερός (иерос) - «священный» и γλύφω (глифо) - «вырезаю», «высекаю». Таким образом, ἱερογλυφικὰ γράμματα переводится как «священновырезанные письмена». Первоначально термин «иероглиф» употреблялся по отношению к древнеегипетскому письму, в котором сочетались элементы идеографического, силлабического и фонетического (акрофонического) писем. Сейчас кроме этого термин применяется для характеристики знаков китайского письма, а также знаков кандзи и кокудзи в японском языке (они используются в комбинации со слоговыми азбуками: катаканой и хираганой), знаков ханча в корейском языке и знаков тангутской письменности. Иероглифические системы последних являются производными китайского иероглифического письма. Особенностью китайской иероглифики является использование составных иероглифов, представляющих комбинацию идеограмм.

В середине двадцатого века была попытка создать систему письменности, сходную с иероглифической, для западных языков. Чарльз К. Блисс, автор этой системы, считал, что она позволит общаться письменно народам всего мира, аналогично тому, как различные народы Восточной Азии, в первую очередь Китая, могут письменно общаться с помощью иероглифов.

Алфавит

Алфави́т (греч. ἀλφάβητος), также азбука, - форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки - буквы - обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка. Алфавит отличается от пиктографического (идеографического) письма, где знаки обозначают понятия (шумерская клинопись), и морфемного и логографического письма, где знаки обозначают отдельные морфемы (китайское письмо) или слова. Выделяются следующие разновидности алфавитов Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака. Примеры пиктографического письма - кодексы индейцев Месоамерики. Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее - 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) - в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё).

Одним из первых видов письма является пиктограмма . Это особый знак, рисунок, который отображал узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые он указывает. Чаще всего древняя пиктография имела схематический вид. Такие послания выглядели как набор картинок - изображений различных действий, событий, предметов. Следует отметить, что пиктография не являлась фонетической системой записи, то есть такое письмо передавало образы восприятия. Пиктограммы всегда передавали конкретную информацию, а тот, кто их читал, содержание формулировал словесно. В то же время толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличались. Это приводило к тому, что сообщения обрастали все новыми подробностями. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской и др.

Петроглифы (наска́льные изображе́ния) - это высеченные изображения на каменной основе. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

В основном, это изображения животных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до нашей эры. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок - двадцать тысяч лет тому назад.

Гео́глиф - это нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха.

Наиболее известные из геоглифов - рисунки Наски - расположены в Южной Америке. Ближайшим их аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является менее известное плато Пальпа, а также «Гигант из пустыни Атакама» и «канделябр» с полуострова Паракас.

В Северной Америке имеются немногочисленные геоглифы близ города Блайт в Калифорнии.

Помимо упомянутых, крупные рисунки на земле найдены в Англии (доисторическая «Белая лошадь» и сравнительно недавний «Великан»), на Урале (геоглиф «Лось» в национальном парке «Зюраткуль» Челябинской области), на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория и в Эфиопии).

Пиктограммы сегодня...

Пиктограмма - это знак, относящийся к какому-то объекту в целях предоставления более ясной информации, подчеркивающей какие-то его типичные черты. Отсюда произошла пиктография - форма письма, использующая пиктограммы. В широком смысле слова пиктографией стало называться искусство записи событий или выражения идей рисунками, а также изображение статистических данных и соотношений графиками, диаграммами, символами и им подобными способами. В современном обществе пиктограммы встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в товарных знаках, на упаковках или в предупреждающих знаках, в смайликах.

Что такое пиктограмма? Это определенный знак (или запись), обозначающий самые важные и самые узнаваемые черты объекта, явления, предмета, на которые он, собственно говоря, и указывает. Чаще всего это схема, исторически формировавшаяся веками. Сегодня пиктограммам определена как узкоспециальная, так и второстепенная роль. Это, например, дорожные графических интерфейсов и т. д. Поговорим об этом более подробно в нашей статье.

Что такое пиктограмма в ранней письменности?

Это обычное изображение, которое использовалось в качестве приведенного символа. Дело в том, что пиктограмма обычно соответствует какому-то определенному объекту. В данном случае ее цель заключается в предоставлении наиболее конкретной информации, которая и подчеркивает типичные черты этого предмета.

Что такое пиктограмма в пиктографическом письме?

Это характерный вид письменности, знаки которого также призваны обозначать предмет, изображенный ими. Пиктограммы и их значение в таких письмах использовались еще издревле - на заре появления самой письменности как процесса между - и были прерогативой таких культур, как:

  • египетская;
  • месопотамская;
  • китайская;
  • ацтекская и др.

Сегодня пиктографические письма пользуются широкой популярностью в языке донгба. К слову сказать, им владеют пожилые жители народа наси, живущие в тибетских предгорьях.

Стоит отметить, что пиктографические письма воспроизводят некоторые смысловые единицы, например простейшие интернациональные понятия, реальные явления, предметы, действия. Пиктограммы в этом случае помогают понять друг друга людям, говорящим на разных языках. В связи с этим можно заявить, что они делают такие письма схожими с системой невербальной коммуникации, однако не тождественны ей.

Насчитывает тысячи знаков. Вся сложность и вместе с тем ограниченность данной системы объясняются движением ее самой по направлению к идеографическим письменностям. Такое движение не может не сопровождаться расширением смысла знаков, а также их упрощением и канонизацией начертания, проще говоря, эволюционированием в истории человечества.

Что означает пиктограмма в дизайнерской ипостаси?

Кому, как не дизайнерам-профессионалам, знать, что легко узнаваемое и стилизованное графическое изображение должно быть максимально простым. Именно эту цель преследуют пиктограммы в дизайнерстве, поскольку служат облегчением визуального восприятия того или иного предмета, действия или явления в глазах потребителя. Здесь они усиливают характерные черты того объекта, который изображают. К примеру, это красный крестик, обозначающий госпиталь, это буква "Р", обозначающая въезд на автомобильную стоянку, это треугольные человечки, указывающие на то, что перед нами туалет.

Что такое пиктограмма в информатике?

Эволюция не стоит на месте. Когда-то пиктограммами писали древние письма, сегодня же они служат облегчением цифрового интерфейса (контента).

  • Это значок или элемент, являющийся неотъемлемой частью графического
  • Это не слишком большое изображение на экране монитора (или телевизора), которое служит для идентификации того или иного объекта (например, файла, программы). Сюда же можно отнести и логотипы телеканалов (например, белая единица в правом верхнем углу Первого канала) и фавиконки вкладок тех или иных сайтов.

Давным-давно древние люди в Европе также входили в эти подземные миры. Чтобы засвидетельствовать своё здесь прохождение, они оставляли загадочные рисунки, например, как это изображение группы людей, треугольников и зигзагов в обширном подземелье Охо Гуаренья (Ojo Guareña) в Испании. Теперь вы пройдёте по тому же пути, что и ранние художники. В этом сюрреалистическом и потустороннем месте практически можно представить, что вы слышите приглушённые звуки от топота кожаных ботинок по мягкой земле или видите мерцание факела за поворотом.

Когда я нахожусь в пещере, часто задаюсь вопросом, что побудило людей пойти настолько глубоко через опасные и узкие проходы, чтобы оставить свой след? В этом видеоролике, снятом в полукилометре под землёй в пещере Кудон в Испании, мы обнаружили ряд красных рисунков на потолке в ранее неизведанном участке пещеры. По мере нашего продвижения проход сужался. Наконец, мы добрались до точки, где потолок настолько снизился, что мой муж Дилан (он же фотограф проекта) больше не мог сфокусироваться на потолке со своей зеркальной фотокамерой. Так что пока он снимал меня, я продолжала следовать по следам красной краски с подсветкой и компактным фотоаппаратом, который мы хранили для подобного случая. В полукилометре под землёй.

Шутки в сторону. Что кто-то там делал с факелом или каменным светильником?

Я имею в виду, с какой целью?

Это тот самый вопрос, на который я пытаюсь ответить в своих исследованиях. Я изучаю одно из самых древних искусств в мире. Оно создавалось ранними художниками в Европе в период от 10 000 до 40 000 лет назад. Я изучаю это не просто потому, что оно красиво, хотя некоторые примеры таки прекрасны. Что меня интересует – так это развитие современного разума, эволюция творчества, воображения, абстрактного мышления и того, что значит быть человеком.

Все виды общаются определённым образом, и лишь мы, люди, вывели общение на другой уровень. Наше желание и способность делиться и сотрудничать стало огромной частью нашей истории успеха. Современный мир, основанный на глобальной сети информационного обмена, стал возможен в значительной степени благодаря нашему умению общаться, в частности, с использованием графической или письменной формы коммуникации. Дело в том, что мы полагаемся на те умственные достижения, что появились задолго до нас. Это одна из тех вещей, которые я нахожу наиболее увлекательными в изучении нашей глубокой истории. У тех людей не было великанов, на чьи плечи они могли стать. И хотя из той далёкой поры берут начало огромное количество важных изобретений, я хочу поговорить с вами сегодня об изобретении графической коммуникации.

Существует три основных типа общения: разговорный, жестикуляционный (язык жестов) и графический. Разговорный и жестикуляционный по своей природе эфемерны. Они требуют тесного контакта для послания и получения сообщения. А после момента передачи, оно навсегда уходит. С другой стороны, графическая коммуникация разъединяет эти отношения. И с её изобретением впервые стало возможным не только передавать сообщение, но и хранить его дольше одного мгновения в конкретном месте и времени.

Европа – одно из первых мест, где мы отследили регулярное появление графических знаков в пещерах, горных убежищах и даже в нескольких сохранившихся местах под открытым небом. Но это не та Европа, которую мы знаем сегодня. Это был мир, скованный ледяными щитами высотой в три-четыре километра, с потрясающими травянистыми равнинами и замёрзшей тундрой. Это был ледниковый период.

В течение последнего столетия по всему континенту было найдено более 350 объектов наскального искусства времён ледникового периода. Они украшены изображениями животных, абстрактными формами или человеческими фигурами, как в этих рисунках из пещеры Аддаура (Grotta dell"Addaura) в Сицилии. Они предоставляют нам редкую возможность заглянуть в мир творчества и воображения первобытных художников.

С самого их открытия попадались изображения животных, которые в большинстве своём были как этот чёрный конь из Cullalvera в Испании или необычный фиолетовый бизон из La Pasiega.

Но меня к изучению искусства привлекли не абстрактные фигуры, а то, что мы называем геометрическими знаками. Любопытно, что в большинстве случаев геометрические знаки численно превосходят рисунки животных и человеческих фигур. Но когда я этим заинтересовалась ещё в 2007 году, не было окончательного списка с количеством встречающихся форм. В первую очередь я приступила к работе по составлению базы данных всех известных геометрических символов из всех мест с наскальной живописью. Проблема заключалась в том, что, хотя они были хорошо задокументированы, в некоторых местах всё было очень размыто, содержалось мало описания или деталей. Некоторые объекты не посещались полвека или более. Их я и выбрала для своих полевых работ.

В течение двух лет мы с моим верным мужем Диланом провели более 300 часов под землёй. Мы прошли пешком и проползли в 52 местностях Франции, Испании, Португалии и Сицилии. И это того стоило. Мы нашли новые, недокументированные геометрические знаки в 75 процентов мест, которые посетили. Это было необходимо, чтобы ответить на те вопросы, которые я перед собой поставила.

Итак, давайте обратимся к ответам. За небольшим исключением, остаются всего 32 символа. Лишь 32 геометрических знака за 30 000-летний период по всему европейскому континенту. Это очень небольшое число. Если бы они были случайными рисунками или художествами, мы увидели бы гораздо больше вариантов. Но мы находим одинаковые знаки, повторяющиеся в пространстве и времени. Некоторые знаки появились раньше, затем утратили популярность и исчезли. А другие символы изобрели позже. Но 65 процентов из всех этих знаков оставались в обращении в течение всего периода времени. Линии, прямоугольники, треугольники, овалы и круги, которые мы здесь видим, использовались с конца ледникового периода на протяжении 10 000 лет высоко в Пиренейских горах. Определённые знаки простираются на тысячи километров, а другие имели гораздо более узкое распространение, причём некоторые из них ограничиваются одной территорией. Например, вот эти разделённые прямоугольники встречаются только в Северной Испании, из-за чего некоторые исследователи полагают, что это могли быть семейные или родоплеменные знаки.

Примечательно, что обнаружено удивительное сходство самых ранних наскальных рисунков, найденных на всём протяжении от Франции и Испании до Индонезии и Австралии. Появление многих символов в отдалённых местах отмечается от 30 000 до 40000 лет назад. Это указывает на большую вероятность их происхождения в общей точке – в Африке. Но боюсь, это тема для другого разговора.

Вернёмся к делу. Нет сомнений в том, что эти символы были значимы для их создателей, как эта 25 000-летняя рельефная скульптура в скале в Венаске, Франция. Мы можем не знать, что они имели в виду, но люди того времени, конечно же понимали. Многократное изображение одних и тех же символов в течение настолько продолжительного времени на столь обширной территории говорит о том, что художники делали намеренный выбор. Если мы говорим о геометрических фигурах с конкретным культурно-признанным, согласованным значением, то мы, возможно, смотрим на одну из самых старых графических систем коммуникации в мире.

Я пока не говорю о письменности. Просто не хватает символов на тот момент, чтобы передать все слова разговорной речи, а это необходимое требование полной системы письма. Мы также не видим признаков достаточно регулярного повторения, чтобы предположить в этом разновидность алфавита. Но есть нечто интригующие, например, в ряде символов из пещеры Ла-Пасьега в Испании с симметричными отметинами слева, изображениями рук посередине и подобием скобки справа.

Древнейшие системы графического общения в мире – шумерская клинопись, египетские иероглифы, ранняя китайская письменность – все они возникли в период с 4000 по 5000 лет назад. Их появлению предшествовала более ранняя система из символов и пиктографии, где смысл соответствовал изображению. То есть рисунок птицы реально представлял птицу. Позже мы видим, как эти пиктограммы становятся всё более стилизованными, пока не превращаются в почти неузнаваемые знаки, и вместе с тем мы наблюдаем рост разнообразия символов, изобретённых для того, чтобы передавать остальные слова в языке – местоимения, наречия, прилагательные.

С развитием речи и интеллекта человек понял, что далеко не все знания можно хранить в памяти - передаваясь из поколения в поколение, они будут неизбежно искажаться и теряться. Тогда и возникла письменность, которая позволяла фиксировать различную информацию для сородичей и потомков.

Пиктография: самая древняя система письма

Одним из первых видов письма является пиктограмма. Это особый знак, рисунок, который отображал узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые он указывает. Чаще всего древняя пиктография имела схематический вид. Такие послания выглядели как набор картинок - изображений различных действий, событий, предметов и пр., а человек, умеющий их толковать, получал нечто вроде справки по какому-либо вопросу.

Следует отметить, что пиктография не являлась фонетической системой записи, то есть такое письмо передавало образы восприятия, будучи лишенным непосредственной связи с языком. Но пиктограммы всегда передавали конкретную информацию, а тот, кто их читал, содержание формулировал словесно.

В то же время толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличались. Это приводило к тому, что сообщения обрастали все новыми подробностями. Кстати, отдельные историки считают, что мифология появилась как результат этого явления - исторические события, ритуалы, различные методики и т.д., записанные с помощью пиктограмм, со временем приобрели героический, в некотором смысле даже мистический окрас.

Развитие пиктографии

Со временем пиктографическое письмо стало включать все больше символических элементов. К примеру, у многих древних народов пиктограмма передавала какое-либо понятие, олицетворяющее один из присущих нарисованному на ней предмету признаков. Так, в период образования древних государств возникла . Она представляет собой письмо, обладающее большей степенью упорядоченности и точности, чем пиктография. Для идеографии характерно увеличение количества знаков и одновременное упрощение начертания, а также стабилизация их формы.

Идеограмма, которую позже назвали иероглифом, является сочетанием нескольких значков. Они означали отдельные понятия, предметы или категории, а вместе получали новое значение. К примеру, в Древнем Китае использовался «свет», который состоял из условных изображений солнца и луны. В египетском идеографическом письме широко использовались образно-символические значения. К примеру, такое действие, как ходьба, изображалось у египтян предельно просто - в виде шагающих ног. Но постепенно развивалась многозначность иероглифических форм, которые уже могли иметь не только прямое, но и переносное значение.

В наиболее отчетливом виде идеографическое письмо используется в современном Китае. Здешняя система письменности является весьма громоздкой, однако обеспечивает понимание написанного вне зависимости от наличия многочисленных диалектных различий в произношении.



Рассказать друзьям