Чувства человека в произведения живописи. Искусство, выражающее чувства: интервью с художницей-экспрессионисткой Ольгой Чекотовской Какие картины вызывают сильные эмоции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Экспрессионизм – это искусство, которое выражает чувства.

– Когда-то почувствовала настоящий катарсис у картины Винсента Ван Гога «Стул Ван Гога» в Национальной галерее в Лондоне. Я очень люблю Ван Гога за его цвет, грубость и жизненность. В его работах много жизни и много одиночества, а это трогает сильнее всего.

В свое время очень поразил Ансельм Кифер, он для меня абсолютно космический, как будто в его работы можно поместить целую Вселенную.

Очень личностные для меня работы Альберто Бурри, поражает его работа с материалом, он очень четко выражает какое-тоособое внутреннее состояние человека.

Люблю Дэвида Хокни за его пейзажи, Энди Голдзуорти за тонкий и чистый ленд-арт.

Конечно, список можно продолжать, меня многое вдохновляет, многое нравится в истории искусства. В каждом направлении можно найти интересных художников. Сейчас есть возможность посещать европейские музеи и галереи, это бесценный опыт.

Картина «Собрать все» напомнила абстракцию «Красный квадрат» Малевича. Поэтому следующий вопрос к художнице был про него.

– Как относитесь к творчеству Малевича?

– Без сомнения, Малевич – выдающийся художник, который перевернул представление о живописи. К сожалению, люди, не связанные с искусством, несколько пренебрежительно относится к этому художнику, что связано с навязыванием советской властью мысли, что абстракция – это плохо и это не искусство вообще. Такой стереотип преодолеть очень трудно.

Как пример я всегда использую работы Малевича крестьянского цикла. Моя любимая «На жатву. Марфа и Ванька». В ней очень много цвета и внутреннего напряжения. С первого взгляда она статична, но еще мгновение – и мы увидим движение. Людям, далеким от художественных теорий, это более близко, и они начинают немного лучше понимать этот злополучный «Черный квадрат».

Малевич – это не только квадрат, крест и треугольник. Его творчество шире и интереснее. Мне кажется, что следует обратиться и к другим произведениям нашего выдающегося соотечественника.

– Что для вас искусство?

– Для меня искусство – это постоянное открытие себя и мира. Возможность признаваться в своих слабостях, возможность приобретать новую силу, говорить с миром откровенно на любые темы. Каждый художник сам выбирает, так сказать, тему разговора. Главное - говорить искренне, тогда ты обязательно найдешь того, кто тебя услышит.

Например, мое искусство о том, как в этом мире

Психофизиология живописи:
почему картины импрессионистов пробуждают в нас эмоции

Текст: Мария Смирнова / Иллюстрация: Пьер Огюст Ренуар

В массовом сознании научный - или рационалистический - тип мышления обычно противопоставляется творческому. На деле же наука и искусство состоят в значительно более тесной связи, чем кажется на первый взгляд. Например, эффект, который производят на человека работы художников-импрессионистов, можно объяснить не только в искусствоведческих терминах, но и в контексте основных категорий системной психофизиологии. Как это сделать, рассказал T&P Юрий Александров, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН.

«Художник нам изобразил // Глубокий обморок сирени // И красок звучные ступени // На холст как струпья наложил // Он понял масла густоту, - // Его запекшееся лето // Лиловым мозгом разогрето, // Расширенное в духоту» - так описал творческий метод импрессионизма в 1932 году Осип Мандельштам, в первом же двустишии стихотворения, посвященного картине Клода Моне «Сирень на солнце», чрезвычайно точно подметив, чем именно отличается живопись импрессионистов от живописи их предшественников. Художник-импрессионист не просто изображает ветку сирени, а стремится передать впечатление, которое она на него производит.

Одной из ключевых задач импрессионизма стал уход от детализирующей фотографичности реализма. Предполагалось, что, устранив фотографичность, живописцы смогут внести в картину переживание, субъективность отражения. Не с нуля внести, конечно, а добавить. Фотографирование тоже ведь отчасти субъективно: куда направить объектив, какой именно момент запечатлеть - решает фотограф.

Клод Моне. «Сирень на солнце»

Глядя на картины импрессионистов, невольно задаешься вопросом: как художникам удалось вложить в свои работы столько эмоций? Хотя, пожалуй, вернее было бы спрашивать, что именно происходит с человеком и его внутренним, субъективным миром, когда он смотрит на полотна Моне, Ренуара, Дега? Как у импрессионистов получилось отобразить свои эмоции настолько ярко, что они эффективно передаются наблюдателю? Что происходит в субъективном мире наблюдателя при знакомстве с импрессионистской живописью? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как устроен субъективный мир, а для этого - выяснить, как он формируется и какое место в нем занимают эмоции.

«Наш субъективный мир формируется при взаимодействиях с внешней средой, - говорит Юрий Иосифович. - Начинаются эти взаимодействия еще в утробе матери и продолжаются на протяжении всей жизни. Следами таких взаимодействий, хранящимися в памяти, являются сформировавшиеся в процессе системы, или элементы субъективного мира, - модели соотношения индивида со средой. Если человеку нужно повторить взаимодействие, соответствующая модель активируется, то есть извлекается из памяти. Вновь образованные модели не заменяют сформированные ранее, на предыдущих этапах жизни, а прибавляются к ним. Таким образом, память индивида можно сравнить с геологическими слоями. Один из наиболее известных отечественных психологов Лев Выготский считал крайне плодотворной идею о том, что структура поведения в некотором отношении напоминает геологическую структуру земной коры. Еще память можно сравнить с годичными кольцами дерева, только каждое кольцо здесь - след не прошедшего года, а нового научения. Чем больше мы учимся, тем больше в памяти колец.

Память самых ранних взаимодействий сохраняется на всю жизнь и оказывает влияние на поведение, чувства индивида, на принятие им решений. При этом часто он не может выразить словами, или, как говорят специалисты, «декларировать» наличие материала памяти, рассказать себе или окружающим о том эпизоде его жизни до рождения или в самом раннем детстве, благодаря которому данная система-модель появилась. Видимо, подобная невозможность относится к вполне нормальному явлению, которое называют «инфантильной амнезией» - забвением событий детства».

Эдгар Дега. «Репетиция», 1873

Впрочем, существуют исключения: некоторые люди могут воспроизвести воспоминания о самых ранних событиях своей жизни. В знаменитой работе основоположника отечественной нейропсихологии Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» описан случай Соломона Шерешевского, обладателя феноменальной памяти, профессионального мнемониста. Шерешевский вспоминает: «Мать я воспринимал так: до того, как я начал ее узнавать, - «это хорошо». Нет формы, нет лица, есть что-то, что нагибается и от чего будет хорошо… <…> - это облачко, потом приятное…»

А вот как воспроизводит свои ранние, относящиеся к возрасту чуть больше двух лет, ощущения Андрей Белый в книге «На рубеже двух столетий»: «Представьте ваше сознание <…> несколько расслабленным <…>, но не угасшим вовсе; я <…> переживаю предметную действительность комнаты <…> как рыбка, живущая в аквариуме, поставленном в комнате; представьте себе эту рыбку сознающим себя ребенком, и вы поймете, что действительность ему подана как сквозь толщу воды». Таким образом, на ранних этапах развития мир воспринимается человеком не в деталях, а размыто, смутно, эмоционально.

«Дело в том, что формирование новых систем в процессе индивидуального развития позволяет нам все более дифференцированно соотноситься со средой, выстраивать свое поведение с учетом все большего числа деталей, - поясняет Юрий Иосифович. - Например, находясь в утробе, плод обеспечивает приток материнской крови и, следовательно, питательных веществ и кислорода к плаценте, совершая самые разнообразные движения. После рождения для той же общей «метаболической» цели становится необходимо совершать движения специализированные: дышать, чтобы получать кислород, осуществлять сосательные движения, захватывая сосок материнской груди (или соску), чтобы получать пищу. Затем оказывается, что, кроме молока, можно получать, например, сок из ложечки, и для этого надо совершать питьевые движения, захватывая ложечку ртом. Потом выясняется, что можно есть и твердую пищу, которую нужно жевать. А еще можно есть из чашки или из тарелки. С помощью разных приборов, разную пищу, совершая разные типы движений и ориентируясь на разные свойства этой пищи, определяемые зрительно, обонятельно, тактильно, по вкусу. Впоследствии человек и вовсе обнаруживает, что пищу получать можно не только дома, но еще и в школе, в кафе, на улице, в гостях, причем ее получение включает целый ряд специфических подготовительных действий и учет множества факторов: например, наличие у тебя свободных денег, а в кафе - свободных мест.

«Картины импрессионистов, лишенные фотографической, реалистической точности, обращаются к эволюционно более древним, рано формирующимся в индивидуальном развитии системам»

Здесь важно отметить следующее: эксперименты с регистрацией активности отдельных клеток мозга - нейронов - показывают, что, когда мы осуществляем сравнительно сложное пищедобывательное поведение (например, едим в кафе), у нас активируются не только те высокодифференцированные «пищевые» системы, которые сформировались при первых посещениях точек общепита, но и - одновременно - те, что сформировались на предыдущих, в том числе самых ранних этапах развития.

Если на первых этапах развития индивид (и человек, и животное) дробит мир грубо (на объекты и явления приятные и неприятные, те, к которым хочется приблизиться, или те, которых хочется избежать), то со временем оказывается, что приятное и неприятное - разнообразно, как и способы соотношения с ним. Соотношение со средой на минимальном уровне дифференциации описывается рядом исследователей в терминах «эмоции» или «эмоционально-подобные восприятия». В связи с этими идеями состоит и то, что многие авторы, начиная с Чарльза Дарвина, отмечали, что эмоции, в том числе их мимические проявления, возникают уже на самых ранних этапах развития, уже у плода. И конечно, они имеются у младенцев, в том числе - рожденных преждевременно».

Естественно, эмоции есть и у взрослого человека, который приходит в музей посмотреть на «Кувшинки» Моне и вместо того, чтобы выискивать детали - как он, скорее всего, поступил бы, стоя перед полотном Босха, или восхищаться искусно созданным балансом цвета и тени, что обычно происходит при взгляде на картины Рембрандта, или пытаться мысленно перечислить наименования всех фруктов, лежащих в вазе, чем он с большой вероятностью занялся бы, увидев аллегорический портрет кисти Арчимбольдо, - отдается на волю чувств.

Клод Моне. Из серии «Кувшинки», 1917–1919

Интересно, кстати, что, почти на столетие опередив публикацию этого материала, Мандельштам в приведенном выше стихотворении также использовал гастрономические образы, как бы связывая пунктирной линией картины импрессионистов с процессом принятия пищи: «А тень-то, тень все лиловей, // Свисток иль хлыст как спичка тухнет. // Ты скажешь: повара на кухне // Готовят жирных голубей». Последнее двустишие, с одной стороны, резко снижает возвышенный, вдохновенный тон поэта: таинственная лиловая тень сменяется прозаичными жирными голубями. С другой - оно становится попыткой дать право голоса то ли персонажам картины Моне, то ли невидимому собеседнику лирического героя стихотворения. И, наконец, с третьей, апеллирует к эмоциям читателя-зрителя: представление о жирной, тяжелой пище вызывает отвращение, желание избежать ее употребления. Точно также апеллируют к эмоциям зрителя художники-импрессионисты - довольно редко, впрочем, изображая отвратительные предметы и явления.

Эмоции, по словам Юрия Иосифовича, в большей степени характеризуют активацию, извлечение из памяти именно тех систем, которые сформированы на самых ранних этапах индивидуального развития, соответствующих довольно грубому, недетальному дроблению мира и нашего с ним взаимодействия: хорошо - плохо, грустно - радостно, хочу приблизиться - хочу избежать. Сознательность же в большей степени связана с активацией более дифференцированных систем, соотносящих нас с миром деталей и обеспечивающих огромное разнообразие моделей поведения, напрямую от этих деталей зависящих. Понимаю, что хорошо, и хочу приблизиться, но как это сделать? Понимаю, что плохо, и хочу избежать, но каким образом? Образно говоря, активация «старых» систем помогает нам выбрать правильное действие из копилки приближений и избеганий, а активация «новых» дает ответ на вопрос «как?» - какой способ приближения или избегания избрать в данном конкретном случае, учитывая те или иные обстоятельства.

Мимолетная сценка, выхваченная глазом Моне из повседневной жизни, словно отделена от зрителя пеленой туманной дымки, и именно она эмоционально вовлекает и отсылает нас к самым ранним представлениям о мироустройстве

«Не только звуковые потоки, но и изображения могут быть разложены на частоты - высокие и низкие, - продолжает Юрий Иосифович. - Причем когда мы говорим об изображениях, то увеличение представленности в частотном описании картины более высоких частот соответствует нарастанию детальности изображения. Ну, это если упрощать. Существуют эксперименты, участникам которых показывают изображения - например, фотографии, - используя фильтры высоких или низких частот. То есть как бы поочередно вычитая эти частоты из изображения. Оказалось, что, если вычитать более высокие частоты, детали, участники эксперимента не могут сказать, кто этот человек, идентифицировать его, но могут сказать, какую эмоцию выражает его мимика. И наоборот: если вычитать низкие частоты, то участники могут идентифицировать человека, но не могут вынести суждения о том, какие эмоции он сейчас испытывает.

В ходе этих экспериментов исследователи анализировали активность мозга участников при просмотре изображений, и оказалось, что низкие частоты связаны с быстрой, грубой, эмоциональной оценкой изображений, которая обеспечивается активностью эволюционно старых мозговых структур: они формируются на ранних этапах индивидуального развития - тогда же, когда формируются низкодифференцированные системы. Высокие частоты, характеризующие детали изображения, связаны с медленным дискретным анализом зрительной картины, обеспечиваемым активностью эволюционно более новых структур, формирующихся на более поздних этапах индивидуального развития. То есть на тех этапах, когда формируются и более дифференцированные системы.

Мандельштам завершает свое стихотворение строфой: «Угадывается качель, // Недомалеваны вуали, // И в этом сумрачном развале // Уже хозяйничает шмель». Детали - качель, вуали - для творческого метода импрессионизма несущественны, да и лица женщин, изображенных на картине Моне «Сирень на солнце», размыты, неясны. Мы ничего не можем сказать ни об их возрасте, ни об их социальном положении, что играло бы важную роль при анализе картины, скажем, Вермеера. Мимолетная сценка, выхваченная глазом Моне из повседневной жизни, словно отделена от зрителя пеленой туманной дымки, и именно эта дымка эмоционально вовлекает нас в происходящее на картине и отсылает к самым ранним представлениям о мироустройстве.

В последние годы в нашей стране «эмоциям» придается очень большое значение: не случайно сегодня практически в любой организации работает профессиональный психолог, а регулярно обращаться за психологической помощью для многих людей становится естественной нормой жизни. Не будем отставать от такой практики и мы: давайте в этой статье разберемся, какая связь существует между картинами, как художественными произведениями, и эмоциями человека.

А для начала определимся в понятиях. Итак, эмоции - это переживания, которые оказывают очень сильное воздействие на разум и тело человека. При этом, опыт любого человека подсказывает, что эмоции способны влиять на все аспекты существования человека, что, в принципе, – замечательно. Ведь ни для кого не секрет, что люди, которые лишены любых эмоций, как правило, находятся на постоянном лечении в психиатрических клиниках.

Причем, учёные отмечают, что каждая эмоция способна воздействовать на человека по-особому. Поэтому не случайно что каждый человек стремится окружить себя максимально положительными эмоциями и по возможности совсем избавиться от негативных аспектов нашей жизни. Для того же, чтобы жизнь человека расцвела яркими красками и существует искусство, которому в наше сложное время как великолепной эмоциональной «отдушине» придается огромное значение.

Представьте себе,что человек, уставший и раздраженный после тяжелого рабочего дня, тяжело опускается дома в любимое кресло и на несколько минут погружается в созерцание любимой картины маслом, которая расположена на стене напротив. Опыт показывает, что при этом отрицательные эмоции, накопленные человеком за день, способны отступать и исчезать самым удивительным образом. Так, приятный летний пейзаж или восхитительный натюрморт с розами может подарить своему хозяину всего за несколько минут ощущение безмятежной радости и наполнить человека новой внутренней силой.

Но, это при условии, что картины художников, которые находятся в доме, относятся к разряду «Ваших» картин. А чтобы, например, масляная живопись доставляла Вам только одни положительные эмоции, нужно разобраться в двух основных психологических аспектах. В-первую очередь, стоит, глядя на живопись маслом, представить какие чувства руководили художником в момент написания полотна, и какой эмоциональный посыл он своим произведением хочет передать людям. Это не всегда легко, но при достаточном опыте всегда хорошо получается.

Во-вторых, нужно понять, какоё эмоциональное состояние у Вас возникает при общении с данной картиной. Причем к своему самоанализу нужно подойти достаточно «въедливо» и, как говорят психологи, постараться «покопаться» в себе. Приведем пример: представим, что на картине мы видим замечательный сельский пейзаж с копнами свежего сена и лошадью на заднем плане.

Скорее всего, многие люди просто посмотрят на такую живопись маслом и – все. А вот для человека, у которого, возможно, всё детство прошло у бабушки в деревне, где было так хорошо и беззаботно, что и через 30 или 40 лет у него вид свежескошенного сена будет наполнять душу чем-то лёгким и воздушным и возвращать мыслями в самое счастливое время своей жизни.

Обратите внимание, что эмоции в этом плане будут у всех свои, и основаны они будут на пережитом опыте, ассоциациях и собственной эмоциональной базе восприятия мира.Также стоит отметить, что при создании картин большая роль их эмоциональному восприятию отводится символам и выбранной цветовой гамме. Так, всем известно, что, например, красный цвет способствует эмоциональному возбуждению, в то время как зелёный цвет – успокаивает психику человека.

Как видите,картины художников способны породить в человеке самые различные эмоции. Мы же желаем Вам найти такие картины, которые будут влиять на Вас самым положительным образом, а затем пользоваться их удивительной способностью дарить Вам радость и удовлетворение жизнью.

Ирина Алексеева

Данная рубрика создана для тех, кому в обыденной жизни действительно не хватает эмоций. Ежедневно настолько много разнообразных дел и поездок, запланированных встреч, что на простое человеческое общение иногда не хватает банально времени. А ведь понятно, что эмоциональная основа, восприятие мира через чувственную сферу - немаловажное условие для полноценной жизни. Без этого обойтись крайне сложно, поэтому рекомендуется пересмотреть приоритеты и образ жизни, каждый должен стремиться к этому. И все это реально за счет картин.

Мы специально собрали картины, написанные маслом, эмоции на которых крайне выразительны. Все нереально ярко, изливается на человека прямо из полотна. На эмоции, изображенные на картинах рекомендуется смотреть сердцем. Чего только стоит пылающая страсть либо безграничная нежность, иногда горькое одиночество! Картины эмоции дают шанс пережить чувства, которые не удается испытать в реальности. Рекомендуется присмотреть себе сразу несколько небольших холстов, написанных маслом, таким образом, получится эмоциональная экспозиция, занимающая достойное место в доме. В те редкие минуты, когда вы будете свободны, сможете посвятить себя отдыху, окунуться в мир чувств, так как эмоции в картинах художников прошлого и современности, выполнены мастерски.

Человеческие мысли не всегда имеют словесную и деловую подоплеку, а не демонстрировать эмоционально то, что сейчас внутри - крайне сложно. Зачем излишняя скрытность? Что может оказаться лучше, нежели настоящая улыбка либо искренние слезы? Обратите внимание на картины с эмоциями людей, эти рисунки демонстрируют сосредоточенные или расслабленные черты, восторг и испуг, веселье. Точно, как лица на полотнах передают чувства, так и картины эмоция людей провоцируют определенную реакцию.

Порой говорят, что эмоции написаны у человека на лице. Сильные эмоции сложно скрывать, они читаются в глазах, нередко в улыбке, а также в грустных складках около губ, еще в румянце на щеках и неожиданной бледности. Страх и горе, радость, зависть, ненависть и любовь...

Человеческие эмоции легко двигают чувствами, являются тем зернышком, из которого появляется нечто прекрасное. Колоссальный выбор картин дает шанс показать то, что находится у вас внутри. Наполните жилое пространство проявлениями человеческих эмоций, представленных на холсте. Только так подчеркнете собственную индивидуальность, поможете заглянуть в душу, украсив окружение картинами, где люди не скрывают эмоции, а готовы делиться ими с художниками и всем миром.

Пусть ваши гости через призму эмоций и чувств, изображенные на картинах художников, узнают больше, таким образом, удастся прийти к взаимопониманию. Приобрести картину доступно не только с определенным сюжетом, но и в любом размере из представленных работ или по индивидуальному заказу. Кроме того, можно порекомендовать купить картины родственникам и друзьям, соответственно, вы выступите для них штурманом в мире художественного дизайна интерьера!



Рассказать друзьям