«Военные рассказы Льва Толстого. Как в этом эпизоде Л. Н. Толстой осуждает войну? В каких произведениях русских писателей мы встречаем подобное отношение к войне Особенности партизанского движения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всюду в романе мы видим отвращение Толстого к войне. Толстой ненавидел убийства - безразлично, во имя чего эти убийства совершаются. Нет в романе и поэтизации подвига героической личности. Одно лишь исключение - эпизод Шенграбенского сражения и подвиг Тушина. Описывая войну 1812 года, Толстой поэтизирует коллективный подвиг народа. Изучая материалы войны 1812 года, Толстой пришел к выводу, что как бы ни была отвратительна война с ее кровью, гибелью людей, грязью, ложью, иногда народ вынужден вести эту войну, который может быть мухи не тронет, но если на него нападает волк, защищаясь, убивает этого волка. Но убивая, он не испытывает наслаждения от этого ине считает, что совершил нечто достойное восторженного воспевания. Толстой раскрываетпатриотизм русского народа, не пожелавшего воевать по правилам со зверем - французским нашествием.

Толстой с презрением говорит о немцах, в которых инстинкт самосохранения личности оказался сильнее инстинкта сохранения нации, то есть сильнее патриотизма и с гордостью говорит о русских людях, для которых сохранение их «я» было менее важным, чем спасение отечества. Отрицательными типами в романе являются и те герои, которые откровенно равнодушны к судьбам родины (посетители салона Элен Курагиной), и те, которые прикрывают это равнодушие красивой патриотической фразой (почти все дворянство за исключением небольшой его части - людей типа , Пьера, Ростовых), а также те, для кого война - удовольствие (Долохов, Наполеон).

Самыми близкими для Толстого являются те русские люди, которые, сознавая, что война - дело грязное, жестокое, но в некоторых случаях необходимое, без всякой патетики делают великое дело спасения родины и не испытывают, убивая врагов никакого наслаждения. Это - , Болконский, Денисов и многие другие эпизодические герои. С особенной любовью Толстой рисует сцены перемирия и сцены, где русские люди проявляют жалость к поверженному врагу, заботу о пленных французах (призыв Кутузова к армии в конце войны - пожалеть обмороженных несчастных людей), или, где французы проявляют человечность в отношении русских (Пьер на допросе у Даву). Это обстоятельство связано с главной идеей романа - идеей единства людей. Мир (отсутствие войны) объединяет людей в единый мир (одну общую семью), война разделяет людей. Так в романе идея патриотическая с идеей мира, идеей отрицания войны.

Несмотря на то, что взрыв в духовном развитии Толстого произошел после 70-х годов, в зачаточном состоянии многие позднейшие его взгляды и настроения можно обнаружить и в произведениях, написанных до перелома, в частности в « ». Этот роман издан за 10 лет до перелома, и весь он, особенно в том, что касается политических взглядов Толстого - явление момента переходного для писателя и мыслителя. В нем и остатки старых взглядов Толстого (например, на войну), и зародыши новых, которые впоследствии станут определяющими в этой философской системе, что получит название «толстовство». Взгляды Толстого менялись даже на протяжении его работы над романом, что выразилось, в частности, в резком противоречии образа Каратаева, отсутствующего в первых вариантах романа и введенного лишь на последних этапах работы, патриотическим идеям и настроениям романа. Но вместе с тем этот образ вызван был не прихотью Толстого, а всем развитием морально-этических проблем романа.

Своим романом Толстой хотел что-то очень важное сказать людям. Он мечтал силою своего гения распространить свои воззрения, в частности взгляды на историю, «на степень свободы и зависимости человека от истории», хотел чтобы его взгляды стали всеобщими.

Как Толстой характеризует войну 1812 года? Война - преступление. Толстой не делит сражающихся на нападающих и обороняющихся. «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

А какова же по мнению Толстого причина этого события? Толстой приводит различные соображения историков. Но ни с одним из этих соображений не соглашается. «Всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам… одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события…». Огромное, страшное явления - война, должно быть порождено такой же «огромной» причиной. Толстой не берется найти эту причину. Он говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее». Но если человек не может познать законы истории, значит, он не может повлиять на них. Он - бессильная песчинка в историческом потоке. Но в каких границах человек все же свободен? «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем свободнее, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Это - ясное выражение тех мыслей, во имя которых создан роман: человек свободен в каждый данный момент поступить как ему угодно, но «совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение».

Человек не в состоянии изменить течение роевой жизни. Это жизнь стихийная, а значит, не поддающаяся сознательному воздействию. Свободен человек только в личной жизни. Чем более он связан с историей, тем менее он свободен. «Царь - есть раб истории». Раб не может командовать господином, царь не может влиять на историю. «В исторических событиях так называемые люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которое, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием». Таковы философские рассуждения Толстого.

Сам Наполеон искренне не хотел войны, но он раб истории - отдавал все новые распоряжения, ускоряющие начало войны. Искренний лжец Наполеон уверен в своем праве грабить и уверен, что награбленные ценности - его законная собственность. Восторженное обожание окружало Наполеона. Его сопровождают «восторженные крики», перед ним скачут «замиравшие от счастья, восторженные… егеря», он кладет подзорную трубу на спину «подбежавшего счастливого пажа». Здесь царит одно общее настроение. Французская армия - это тоже какой-то замкнутый «мир»; у людей этого мира свои общие желания, общие радости, но это «ложное общее», оно основано на лжи, притворстве, грабительских устремлениях, на несчастьях чего-то другого общего. Причастность к этому общему толкает на глупые поступки, превращает человеческое общество в стадо. Влекомые единой жаждой обогащения, жаждой грабежа, потерявшие внутреннюю свободу, солдаты и офицеры французской армии искренне верят, что Наполеон ведет их к счастью. А он, в еще большей степени раб истории, чем они, возомнил себя Богом, ибо «для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира… одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения». Людям свойственно создавать кумиров, а кумиры с легкостью забывают, что не они создали историю, а история создала их.

Как непонятно, почему Наполеон дал приказ о нападении на Россию, так непонятны и действия Александра. Все ждали войну, «но ничего не было готово» к ней. «Общего начальника над всеми армиями не было. Толстой как бывший артиллерист, знает, что без «общего начальника» армия попадает в тяжелое положение. Он забывает скептическое отношение философа к возможности одного человека повлиять на ход событий. Он осуждает бездействие Александра и его придворных. Все их стремления «были направлены только на то, чтобы… приятно провести время, забыть о предстоящей войне».

Как раскрывается тема гуманизма в романе "Война и Мир"??? и получил лучший ответ

Ответ от Mrs Rochester[гуру]
Люди!! ! Неужели Вы не понимаете? Там много писать!! !
Вот про дуэль Пьера и Долохова:
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, этот буян, бретер, - Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат... ". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Ответ от *К а т я* [гуру]
Мы думали своей головой и вы думайте, иди почитай и всё будет ясно) главное прочитать от начала до конца!)))))))))))))


Ответ от Єезалис Романова [гуру]
О гуманизме
Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории. В “Войне и мире” он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова - естественно. Поведение же Наполеона неестественно (достаточно вспомнить, с какой иронией описывает Толстой эпизод с портретом сына, когда Наполеон “подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”). Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию (кстати, за это же Толстой осуждает и князя Андрея) . Писатель тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека. Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.
Теперь обратимся к тому, что значит “мир” у Толстого? Автор толкует данное понятие значительно шире, чем “мир” как покой после войны. “Мир” для него - это все человечество, состоящее, если можно так сказать, из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в “мире” (“миром все сделаем”). Он говорит, что основные “противоречия в мире” - социальные, прежде всего противоречия между помещиками-аристократами и их крестьянами и противоречия нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей, например, и Анатоль Курагин) , так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: с одной стороны, его нежное отношение к матери и сестре, с другой -жестокость по отношению к Ростову и Пьеру) . Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать “мир” путем “нравственного самоусовершенствования”, посредством “опрощения”.
Толстой был великим художником и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно способов, которыми он (человек) должен изменить мир.
Толстой признавался, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”. Автор поэтизирует простоту, доброту народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон - как воплощение “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, религиозность) , которые так ценил писатель в русском крестьянстве; Тихон - как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым) .
Теснейшим образом с темой народа связана тема дворянства. Автор делит дворян на “имущих” (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов) , поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы) и светскую знать (завсегдатаи салона Шерер, Элен) . К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает отсутствие в ней живых человеческих качеств.
В русском критическом реализме было два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем последнего стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытые процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи. Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Взгляд, улыбка героя сопровождают произносимые им слова и дополняют или опровергают их смысл.
Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (например, дуб в Отрадном ассоциирует

Замысел романа "Война и мир" возник у Толстого еще в 1856 году. Создавалось произведение с 1863 по 1869 год.

Противостояние Наполеону в 1812 году - главное событие истории начала 19-го века. Роль была очень важной. Философская мысль Льва Толстого получила воплощение во многом благодаря ее изображению. В композиции романа война занимает центральное место. Толстой Лев Николаевич связывает судьбы большинства своих героев именно с ней. Война стала в их биографии решающим этапом, высшей точкой в духовном становлении. Но это кульминационный момент не только всех сюжетных линий произведения, но и исторического сюжета, в котором раскрывается судьба всего народа нашей страны. Роль будет рассмотрена в этой статье.

Война - испытание, осуществленное не по правилам

Она стала испытанием для русского общества. Львом Николаевичем Отечественная война рассматривается как опыт внесословного живого единения людей. Оно происходило в масштабе нации на почве интересов государства. В трактовке писателя война 1812 года является народной. Она началась со времени пожара в городе Смоленске и ни под какие предания прежних войн не подходила, как заметил Толстой Лев Николаевич. Сожжение деревень и городов, отступление после многочисленных сражений, пожар Москвы, удар Бородина, ловля мародеров, переимка транспорта - это все было явным отступлением от правил. Из политической игры, которую в Европе вели Наполеон и Александр I, война между Россией и Францией превратилась в народную, от исхода которой зависела судьба страны. Высшее военное начальство при этом оказалось неспособным контролировать состояние частей: его диспозиции и приказы не соотносились с действительным положением дел и не исполнялись.

Парадокс войны и историческая закономерность

Основной парадокс войны Лев Николаевич усмотрел в том, что армия Наполеона, выиграв практически все сражения, в итоге проиграла кампанию, разрушилась без заметной активности со стороны армии России. Содержание романа "Война и мир" показывает, что поражение французов - проявление закономерности истории. Хотя на первый взгляд оно может внушить мысль о том, что происшедшее иррационально.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа "Война и мир" в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны - это, конечно, Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Оставление Москвы

Оставление жителями Москвы - проявление патриотизма наших соотечественников. Это событие, по мнению Льва Николаевича, является более важным, чем отступление от Москвы русских войск. Это проявленный населением акт гражданского самосознания. Жители, не желая находиться под властью завоевателя, готовы пойти на любые жертвы. Во всех городах России, а не только в Москве, люди покидали свои дома, сжигали города, уничтожали собственное имущество. Наполеоновская армия с этим явлением столкнулась только в нашей стране. Жители других завоеванных городов во всех остальных странах просто остались под властью Наполеона, при этом оказывали даже торжественный прием завоевателям.

Почему жители решили оставить Москву?

Лев Николаевич подчеркнул, что Москву население столицы оставляло стихийно. Чувство национальной гордости двигало жителями, а не Растопчин и его патриотические "фишки". Самыми первыми покинули столицу образованные, богатые люди, которые очень хорошо знали, что Берлин и Вена остались целы и что жители во время занятия этих городов Наполеоном проводили весело время с французами, которых любили в то время русские мужчины и, конечно, женщины. Они не могли поступить по-другому, так как не существовало для наших соотечественников вопроса о том, дурно или хорошо будет в Москве под управлением французов. Нельзя было быть во власти Наполеона. Это было просто недопустимо.

Особенности партизанского движения

Важная особенность заключалась в масштабном Его Лев Толстой именует "дубиной народной войны". Противника народ бил бессознательно, так, как собаки загрызают бешеную забеглую собаку (сравнение Льва Николаевича). Люди уничтожали по частям великую армию. Лев Николаевич пишет о существовании различных "партий" (партизанских отрядов), единственная цель которых - изгнание с русской земли французов.

Не задумываясь о "ходе дел", интуитивно участники народной войны поступали так, как подсказывала историческая необходимость. Истинная цель, которую преследовали партизанские отряды, заключалась не в том, чтобы уничтожить полностью армию неприятеля или поймать Наполеона. Лишь как вымысел историков, которые изучают по письмам генералов и государей, по рапортам, реляциям события того времени, по мнению Толстого, существовала такая война. Целью "дубины" была задача, понятная каждому патриоту, - очистить от нашествия свою землю.

Отношение Льва Николаевича Толстого к войне

Толстой, оправдывая освободительную народную войну 1812 года, осуждает войну как таковую. Он оценивает ее как противную всей природе человека, его разуму. Любая война является преступлением против всего человечества. Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский был готов умереть за свое отечество, но в то же время осуждал войну, считая, что это "самое гадкое дело". Это бессмысленная бойня. Роль войны в романе "Война и мир" в том, чтобы доказать это.

Ужасы войны

В изображении Толстого 1812 год - историческое испытание, которое русский народ с честью выдержал. Однако это в то же время страдания и горе, ужасы истребления людей. Нравственные и физические муки испытывают все - и "виноватые", и "правые", и гражданское население, и солдаты. К концу войны не случайно чувство мести и оскорбления сменяется в душе русских жалостью и презрением к побежденному противнику. И на судьбах героев отразился антигуманный характер событий того времени. Погибли Петя и князь Андрей. Окончательно сломила гибель младшего сына графиню Ростову, а также ускорила кончину графа Ильи Андреевича.

Такова роль войны в романе "Война и мир". Лев Николаевич как великий гуманист, конечно, не мог ограничиться патриотическим пафосом в ее изображении. Он осуждает войну, что закономерно, если ознакомиться с другими его произведениями. Основные особенности романа "Война и мир" являются характерными для творчества этого автора.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению



Рассказать друзьям