Памяти Ф.М. Достоевского. Известные люди про русского писателя. Мировые знаменитости, которые восхищались достоевским и ненавидели его Путешествие в Европу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Великий русский писатель Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) внёс огромнейший вклад в русскую литературу и стал классикой мировой литературы. Он, не смотря на любые трудности, никогда не оставлял литературу. Он ею жил. И он смог стать гениальным писателем своего времени, которого до сих пор вспоминают и чтят. Все знают его знаменитые произведения, такие как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие.

Из биографии Ф. М. Достоевского:

Федор Михайлович по отцовской линии происходил из дворянского рода Достоевских, который берёт свое начало еще с начала XVI века. Но сам Достоевский о своей родословной ничего не знал при жизни. Достоевский родился в семье лекаря и дочери купца, дед его был священником в украинской деревне Войтовцы. Но такие факты из жизни Федора Михайловича Достоевского, как его родословная от польских дворян и переезд их в Российскую Империю после раздела Речи Посполитой, стали известны после смерти писателя, когда его жена занялась составлением генеалогического древа семьи.

Достоевский родился в октябре 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было 6 детей. Он был вторым ребенком. У Достоевского был брат-писатель, который создал собственный журнал. Первые произведения Достоевского печатались именно в журнале брата.

Мать учила читать маленького Федю по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Это даже было отражено им впоследствии в книге «Братья Карамазовы», где старец Зосима говорит, что учился читать по этой книге.

Отец Достоевского мечтал и даже настаивал, чтобы оба его старших сына поступили в инженерное училище и получили профессию инженеров, которая всегда смогла бы их прокормить. Но сами братья Достоевские - Федор и Михаил этого не хотели. Их всегда тянуло к литературе. В итоге они оба стали писателями.

По профессии Достоевский стал всё-таки инженером, но годы, проведенные в училище, считал потерянным временем. Все это время он мечтал о литературе и после обучения, отработав год в Петербургской инженерной команде, подал в отставку в чине поручика и начал писать. +Мать писателя умерла от туберкулеза, когда ему исполнилось 16 лет. Отец Федора Михайловича Достоевского был убит крепостными крестьянами.

Личная жизнь писателя долго не складывалась. Первый раз Достоевский женился в возрасте 36 лет на Марии Дмитриевне Исаевой, которая на тот момент была вдовой его знакомого. Но, видимо, брак не был особо счастливым из-за измен и сложных характеров супругов и продержался всего 7 лет. Особенно всё усугубляли постоянная ревность и измены, поэтому сам Фёдор говорил о своём браке - «Живем кое- как». В 1864 году Мария умерла от чахотки, но Фёдор продолжал заботиться о её сыне от первого брака.

Второй раз Достоевский женился в 1857 году на молодой - 20-летней, милой и доброй стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Писателю тогда было 45 лет, но это не мешало супругам любить друг друга. Федор Михайлович, получил условия, в которых мог работать, не отвлекаясь на окружающие проблемы – все заботы по дому и финансовые дела взяла на себя Анна Григорьевна. В отличие от первого брака, брак с Анной был идеальным. Они действительно любили друг друга. На момент смерти писателя ей было всего 35 лет, но она больше никогда не собиралась выходить замуж и до конца своих дней сохраняла верность мужу.

Впервые Достоевский стал отцом в очень зрелом возрасте. В момент появления первого ребенка ему уже исполнилось 46 лет.

Его вторая дочь Достоевского Люба появилась в Дрездене. От первого брака у Достоевского не было детей, а от второго осталось четверо: Софья, Любовь, Федор и Алексей. Правда, Софья умерла через несколько месяцев после рождения, а Алексей умер в возрасте 3-х лет. А сын Фёдор продолжил дело отца и тоже стал писателем.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» получил самые похвальные отзывы от читателей и критиков, зато второй не принял никто. «Двойник» стал разочарованием для поклонников нового гения литературы, из-за ссор Достоевский покинул литературный кружок В. Белинского и перестал печататься в «Современнике».

В 1949 году писатель был приговорен военным судом к казни, за то, что тот получил от Плещеева копию преступного письма Белинского, после чего зачитывал это письмо на всевозможных собраниях. И 13 ноября 1849 года Достоевского и других петрашевцев, как государственных преступников приговорили к смертной казни через расстрел, но через неделю писателю наказание заменили на 8 лет каторги, а в конце месяца на 4 года каторжных работ, с последующей службой простым солдатом. Также отобрали все права, состояние, звания, дворянский титул.

За время каторги осужденным запрещалось читать любую литературу, но в Тобольске, от жен декабристов Достоевский и другие петрашевцы тайком получили по Евангелию, в каждом из которых были вклеены 10 рублей. Федор Михайлович хранил книгу всю жизнь и завещал её старшему сыну.

В 1856 году из Омска каторжанина Достоевского перевели в Семипалатинск. Из рядового его произвели в младшие офицеры, а вскоре он получил титул, но только благодаря амнистии декабристов и петрашевцев, которую объявил Александр II. На свободу Федор вышел в 1854 году.

В 1862 году писатель впервые побывал за границей. Федор Михайлович Достоевский за свою жизнь побывал в Италии, в Австрии, в Англии, в Швейцарии, в Германии и во Франции.

Скрываясь от кредиторов Достоевский, бежал в Европу, где прожил 4 года. Там же он пристрастился к азартным играм, в рулетку спускал все до копейки, чем нажил огромные долги. От игры писателю помогла избавиться вторая жена. Она же стала издавать и продавать романы мужа, не пользуясь услугами посредников, зарабатывая на этом тысячи рублей, но все отдавая кредиторам.

Ударом для Достоевского стала смерть брата.

Достоевский умер 26 января 1881 года. В тот день к нему приехала сестра Вера и слезно просила Фёдора отказаться от своей доли наследства, доставшегося всем им от тётки, в пользу сестер. По воспоминаниям дочери писателя эта сцена была очень бурная и громкая. В результате у Фёдора пошла кровь горлом и через пару дней он скончался. Скорее всего, именно из-за этого разговора у него обострилась эмфизема, которая привела к смерти. В последний путь писателя провожало около 30000 человек. Похоронен Федор Михайлович Достоевский в Санкт-Петербурге.

В 20-60 года XX века советская власть не жаловала Достоевского – его произведения не запрещали, но и не изучали в школах и ВУЗах, не издавали полностью. Реабилитировали его книги только тогда, когда их успех на Западе перевесил обвинения в контрреволюционных идеях и антисемитизме. Оправдали автора словами о том, что он запутался, оступился и потому шел не завещанным Лениным путем.

Достоевский был очень известным писателем при жизни, но только после смерти он получил мировую славу. Его книги были переведены и до сих пор переводятся на многие языки мира, больше всего переводов сделано на немецкий язык.

В 2007 году в Японии вышел восьмой перевод «Братьев Карамазовых» и стал бестселлером, что говорит об актуальности вопросов разума, справедливости, духовности и прочих, которые Достоевский ставил перед собой и обществом более 150 лет назад.

25 интересных фактов из жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского:

1.Последние 10 лет жизни у Достоевского были самыми плодотворными.

2.Жизнь Достоевского не была простой: он всю жизнь был беден, долго терпел неудачи в личной жизни, его чуть было не казнили, но заменили смертный приговор каторгой, лишив всего, что имел. Несмотря на все трудности, писатель никогда не оставлял литературу, а трудности только оттачивали понимание человеческих характеров и обстоятельств, под влиянием которых они складывались.

3.Современники характеризовали Федора Михайловича как человека злого, развратного и завистливого. Со слугами он мог обращаться высокомерно и презрительно, но сам он себя считал лучшим из людей. Но вторая жена писала о нем, как о человеке великодушном, добром, бескорыстном и сострадательном.

4.Пик известности этого писателя наступил только после его смерти.

5.Достоевский за 26 дней написал роман «Игрок», диктуя его стенографистке и будущей жене Анне Сниткиной. Срочность была обоснована контрактом с издателем Стрелловским, который заполучил право печатать все произведения писателя без оплаты, и потребовал к сроку сдать новый роман. Стенографисткой мужа Анна оставалась до самой его смерти.

6. Факты из жизни Федора Михайловича Достоевского переходили на страницы его книг, придавая жизненности, помогли его произведениям стать классикой мировой литературы.

7. В романе «Преступление и наказание», когда Раскольников прячет украденные у старухи в одном из дворов Петербурга, было описано реально существующее место. Как признался сам Достоевский, однажды он завернул в какой-то пустынный питерский двор, чтобы справить там нужду. И именно это место он и описал в своём знаменитом романе.

8. Любимым поэтом Писателя был Александр Сергеевич Пушкин. Федор знал практически все его произведения наизусть. А за год до смерти он произнес речь на открытии памятника Пушкина в Москве.

9.Достоевский был глубоко религиозным человеком, а поэтому он с женой обвенчался в церкви. Его свадьба со второй женой Достоевского проходила в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга.

10.Достоевский был достаточно азартной личностью. Он мог проиграть в рулетку последние копейки. Бросить азартные игры Достоевскому помогла вторая супруга.

11.Первые произведения Достоевского, а именно пьесы для театров, были утеряны.

12.Всю свою жизнь великий писатель страдал эпилепсией, а поэтому назвать его полностью здоровым человеком нельзя.

13.Страсть Достоевского не угасла даже в 60-ти летнем возрасте.

14.Федор Михайлович Достоевский был ревнивым человеком. Каждая мелочь могла послужить поводом для его ревности.

15.Когда Достоевский работал, рядом с ним всегда стоял стакан крепкого чая, а в столовой даже по ночам для него держали горячим самовар. Сам автор говорил, что пусть хоть свет провалится, но чай он все равно будет пить.

16.Ницше считал Достоевского самым лучшим психологом, а поэтому он всегда говорил, что у него есть чему поучиться.

17.Впервые серьезно влюбился Федор Михайлович Достоевский в Семипалатинске.

18.Образ героя романа «Идиот» Федор Михайлович Достоевский писал с себя.

19.Чаще всего Федор Михайлович Достоевский писал произведения в ночное время.

20.По произведениям этого писателя сняли множество фильмов.

21.Достоевскому нравились произведения Бальзака, а поэтому он попытался перевести на русский язык «Евгения Гранде».

22.Для своей второй супруги Анны писатель выработал ряд правил, которых она должна была придерживаться. Вот несколько из них: не красить губы, не подводить стрелки, не улыбаться мужчинам.

23.У Федора Михайловича Достоевского были напряженные отношения с Тургеневым.

24.До конца жизни вторая супруга Достоевского сохраняла ему верность. После смерти Достоевского его жена больше замуж не выходила.

25.Всю свою жизнь вторая жена посвятила служению Достоевскому. Она издала полное собрание сочинений Достоевского, открыла школу Достоевского, публиковала свои воспоминания о нем, просила друзей, чтобы те составили подробную биографию Федора и т.д.

Высказывания, цитаты и афоризмы Ф. М. Достоевского:

*Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

*Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

*Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

*Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

*Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

*Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

*Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

*Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

*В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.

*Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

*В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

*Душа исцеляется рядом с детьми.

*Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

*Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

*Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей.

*Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

*Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. *Без детей нельзя было бы так любить человечество.

*На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.

*Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

*Не сильные лучшие, а честные.

*Честь и собственное достоинство - сильнее всего.

*Нет счастья в бездействии.

*Мир спасёт красота.

* Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

* Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.


Эйнштейн зачитывался Достоевским, Фрейд с ним спорил, Набоков - ненавидел. Режиссер Акира Куросава сделал японцем князя Мышкина – и японцы влюбились в книги великого писателя. Поговаривали, что портрет Достоевского висел в кабинете у Гитлера, а «главный пропагандист» Рейха Йозеф Геббельс
зачитывался романами этого русского писателя, как и у него на Родине. Сегодня Достоевский – один из самых цитируемых и один из самых переводимых русских писателей в мире.

Альберт Эйнштейн о Достоевском

Великий ученый отзывался о Достоевском едва ли не восторженнее, чем многие писатели. Казалось бы, знаменитый физик должен был в числе своих кумиров в первую очередь назвать предшествовавших ему ученых. Но Эйнштейн заявил: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». Работы Гаусса помогли Эйнштейну разработать математическую основу теории относительности. Возможно, философия Достоевского натолкнула физика на идеи, которые он использовал в своих работах.


Эйнштейн говорил, что ощущение высшего счастья ему дают произведения искусства. Для того, чтобы уловить это ощущение, понять величие произведения ему не нужно быть искусствоведом или литературоведом. Он признавался: «Ведь все равно все подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как „Братья Карамазовы"». В переписке с физиком Паулем Эренфестом Эйнштейн называл «Братьев Карамазовых» «самой пронзительной книгой», которая попадала ему в руки.

Фридрих Ницше: философ, учившийся у Достоевского

Знаменитый философ говорил, что знакомство с творчеством Достоевского «принадлежит к самым счастливым открытиям» в его жизни. Он считал Достоевского гением, созвучным его мировоззрению, «единственным психологом», у которого ему было, чему научиться.
Особенно Ницше восхищался «Записками из подполья». Он писал, что при чтении этой книги в нем «сразу же заговорил инстинкт родства».


Однако, восхищаясь, Ницше свидетельствовал, что у Достоевского ему не близок «русский пессимизм» и даже называл писателя поборником «морали рабов», а многие выводы писателя – противоречащими его «потаенным инстинктам».

Франц Кафка – «кровный родственник» Достоевского

Еще один сумрачный автор, почувствовавший «родство» с Достоевским. Кафка писал любимой женщине Фелиции Бауэр, что русский писатель – один из четырех авторов в мире, с которым он чувствует «кровное родство». Правда, в письме он пытался убедить Фелицию, что не создан для семейной жизни. Ведь из четырех упомянутых им писателей (Достоевский, Клейст, Флобер, Грильпарцер) женился только Достоевский.


Отрывки из романа «Подросток» Кафка с восторгом читал другу Максу Броду. Тот в воспоминаниях отмечал, что именно пятая глава романа во многом предопределила своеобразный стиль Кафки.

«Отец психоанализа» не ограничился упоминаниями Достоевского. Он написал о нем целую работу – «Достоевский и отцеубийство». Фрейда интересовали не столько художественные достоинства романов русского классика, сколько его идеи. Как писателя Фрейд ставил Достоевского в один ряд с Шекспиром, называя «Братьев Карамазовых» величайшим романом из написанных в мире. И шедевр в шедевре – «Легенда о Великом Инквизиторе» из этого же романа, «одно из высочайших достижений мировой литературы».


Но как моралист, Достоевский-мыслитель, по оценке Фрейда, сильно уступает Достоевскому-писателю. Фрейд подчеркивал, что Достоевский мог стать «Учителем и Освободителем» людей, но предпочел присоединиться «к их тюремщикам».

Выдающийся японский режиссер сделал Достоевского культовым среди японцев. Его фильм «Идиот» переносит действие романа в Японию – и демонстрирует, что поднятые Достоевским проблемы актуальны для всех народов и культур.


Куросава признавался, что Достоевского он любил с детства за то, что тот честно писал о жизни. Писатель привлекал режиссера особым состраданием к людям, участием, добротой. Куросава даже заявлял, что Достоевский превзошел «границы человеческого», и что есть в нем «черта божеская». Сам режиссер разделял взгляды писателя и из всех его героев особенно выделял Мышкина. Поэтому фильм «Идиот» он называл в числе своих самых любимых творений. Как говорил Куросава, делать этот фильм было нелегко – Достоевский как будто стоял у него за спиной.


Режиссер, отдавший своей задумке много сил, даже заболел вскоре после окончания работы. Но он ценил фильм как попытку передать «дух» Достоевского и донести его до японских зрителей. Куросаве это удалось – ни на одну работу он не получал столько откликов.

Во многом благодаря Куросаве японцы полюбили русского классика. В 1975 г. известный японский критик Кэнъити Мацумото написал, что Достоевским японцы одержимы. Сейчас в Японии – очередной «бум» Достоевского: так, в 2007 г. вышел новый перевод «Братьев Карамазовых» и немедленно стал бестселлером.

Эрнест Хемингуэй: как уважать Достоевского и не любить его книги


Перу этого писателя принадлежат едва ли не самые противоречивые оценки Достоевского. В романе «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэй посвятил разговору о Достоевском целый эпизод.

Хемингуэй, как и большинство известных зарубежных деятелей, читал романы в переводе. Так, Америке «вкус к Достоевскому» привила переводчица Констанс Гарнетт. Ходила даже шутка, что американцы любят не русскую классику, а Констанс.


Герой Хемингуэя, имеющий автобиографическую основу, признавался, что даже «облагороженный» перевод не спасает стиль романов: «как может человек писать так плохо, так невероятно плохо». Но при этом идея, дух остаются – тексты невероятно сильно воздействуют на читателя.

Но перечитывать Достоевского, несмотря на сильное воздействие, Хемингуэй отказался. Он описывал некое путешествие, в котором у него с собой была книга «Преступление и наказание». Но он предпочел заниматься немецким языком, читать газеты, только бы не браться за великий роман. Однако «Братья Карамазовы» все равно вошли в список самых важных для Хемингуэя книг.

В жизни самого писателя была его болезненная история любви - .

Достоевскому, его жизни и творчеству посвящено море статей и книг. Все 130 лет со дня кончины этот человек, пытавшийся проникнуть (и проникший) в самые потаённые глубины человеческих взаимоотношений, разглядеть (и по-своему разглядевший) некую высшую цель общественного развития, находился в перекрестье внимания не только литературоведов, философов, историков, но и читателей, резко делившихся на беспрекословных почитателей и не менее категоричных отрицателей. Завидная писательская судьба. Но какой ценой за неё заплачено! Беспощадно осуждал Владимир Ильич реакционные тенденции творчества Достоевского. Вместе с тем Владимир Ильич не раз говорил, что Достоевский действительно - гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества, что у него много противоречий, изломов, но одновременно - и живые картины действительности.

По страницам газеты «Правда»
2011-02-08 11:31

В.Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ.

Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память,- этот человек Достоевский.

М. ГОРЬКИЙ.

Россия ему рисовалась как одна неуёмная безмерная душа, как океан необъятных противоречий. Но именно эта варварская, невежественная, плетущаяся в хвосте цивилизации страна Петров Великих и самосжигателей рисовалась ему как наиболее способная дать миру нечто новое, светлое и великое… Именно из отверженности своей, из мук своих, из цепей своих может вынести русский народ, по Достоевскому, все те необходимые высочайшие душевные качества, которых никогда не обретет омещанившийся Запад.

А.В. ЛУНАЧАРСКИЙ.

Талант г-на Достоевского принадлежит к разряду тех, которые постигаются и признаются не вдруг. Много в продолжение его поприща явится талантов, которых будут противопоставлять ему, но кончится тем, что о них забудут именно в то время, когда он достигнет апогея своей славы.

В.Г. БЕЛИНСКИЙ.

В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе.

Н.А. ДОБРОЛЮБОВ.

На днях нездоровилось, и я читал «Мертвый дом». Я много забыл, перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы, включая Пушкина… Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался. Если увидите Достоевского, скажите ему, что я его люблю.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

(Из письма к Н.Н. Страхову).

С тех пор как литература стала важным фактором в жизни народов, великие писатели много раз пытались отразить в своих произведениях страдания живых людей. В России примером тому служат Достоевский и Толстой.

Т. ДРАЙЗЕР.

Я всегда любил Достоевского с его широким, обращенным ко всем сердцем, любил больше других европейцев.

Ф.С. ФИЦДЖЕРАЛЬД.

Произведения его не просто произвели на меня сильное впечатление - они меня захватили и потрясли.

Г. БЁЛЛЬ.

Оратор расправил крылья

На эстраде он вырос, гордо поднял голову, его глаза на бледном от волнения лице заблистали, голос окреп и зазвучал с особой силой, а жест стал энергическим и повелительным. С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и расправить свои крылья. В зале началось сдержанное волнение, которое всё росло, и когда Фёдор Михайлович окончил, то наступила минута молчания, а затем, как бурный поток, прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала. Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями; и какой-то молодой человек лишился чувств от охватившего его волнения. Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву, куда угодно! Так, вероятно, в далёкое время умел подействовать на собравшуюся толпу Савонарола.

Из воспоминаний об историческом выступлении Ф.М. Достоевского - «Пушкинской речи» - известного русского юриста А.Ф. Кони.

Кто-то называет его пророком, мрачным философом, кто-то - злым гением. Сам он называл себя «дитя века, дитя неверия, сомнения». Много сказано о Достоевском как о писателе, его личность же окружена ореолом загадочности. Многогранная натура классика позволила ему оставить след на страницах истории, вдохновить миллионы людей всего мира. Его способность обнажать пороки, не отворачиваясь от них, сделала героев такими живыми, а произведения - полными душевных страданий. Погружение в мир Достоевского может быть болезненным, сложным, но оно рождает в людях что-то новое, это именно та литература, которая воспитывает. Достоевский - это явление, изучать которое нужно долго и вдумчиво. Краткая биография Федора Михайловича Достоевского, некоторые интересные факты из его жизни, творчество будут представлены вашему вниманию в статье.

Краткая биография в датах

Главная задача жизни, как писал Федор Михайлович Достоевский, заключается в том, чтобы «не уныть, не пасть», несмотря на все испытания, посланные свыше. А их на его долю выпало множество.

11 ноября 1821 года - появление на свет. Где родился Федор Михайлович Достоевский? Появился он на свет в нашей славной столице - Москве. Отец - штаб-лекарь Михаил Андреевич, семья верующая, благочестивая. Назвали именем деда.

Учиться мальчик начал с малого возраста под руководством родителей, уже к 10 годам неплохо знал историю России, читать учила мать. Религиозному воспитанию также уделялось внимание: ежедневная молитва перед сном была семейной традицией.

В 1837 году умирает мать Федора Михайловича Мария, в 1839-м - отец Михаил.

1838 г. - Достоевский поступает в Главное инженерное училище Петербурга.

1841 г. - становится офицером.

1843 г. - зачислен в инженерный корпус. Учеба не радовала, была сильная тяга к литературе, первые творческие опыты писатель делал уже тогда.

1847 год - посещение пятниц Петрашевского.

23 апреля 1849-го - Достоевский Федор Михайлович арестован, заключен в Петропавловской крепости.

С января 1850 года по февраль 1854-го - Омская крепость, каторжные работы. Данный период оказал сильное влияние на творчество, мироощущение писателя.

1854-1859-й - период военной службы, город Семипалатинск.

1857-й - венчание с Марией Дмитриевной Исаевой.

7 июня 1862-го - первая поездка за границу, где Достоевский пребывает до октября. Надолго увлекся азартными играми.

1863-й - влюбленность, отношения с А. Сусловой.

1864-й - умирают жена писателя Мария, старший брат Михаил.

1867-й - женится на стенографистке А. Сниткиной.

До 1871-го много путешествуют вне России.

1877-й - проводит много времени с Некрасовым, затем произносит речь на его похоронах.

1881-й - Достоевский Федор Михайлович умирает, ему было 59 лет.

Биография подробно

Детство писателя Федора Михайловича Достоевского можно назвать благополучным: рожденный в дворянской семье в 1821 году, он получил отличное домашнее образование, воспитание. Родителям удалось привить любовь к языкам (латыни, французскому, немецкому), истории. После достижения 16 лет Федор был отправлен в частный пансион. Затем обучение продолжалось в военно-инженерном училище Петербурга. Интерес к литературе Достоевский проявлял уже тогда, посещал с братом литературные салоны, пробовал писать сам.

Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Внутренний протест ищет выхода, Достоевский начинает знакомиться с социалистами, посещает кружок Петрашевского. Роман «Бедные люди» написан под влиянием идей того периода. Это произведение позволило писателю, наконец, закончить ненавистную инженерную службу и заняться литературой. Из никому неизвестного студента Достоевский стал успешным писателем, пока не вмешалась цензура.

В 1849 году идеи петрашевцев признаны вредными, членов кружка арестовывают, отсылают на каторгу. Примечательно, что приговор изначально был смертным, но последние 10 минут изменили его. Уже стоявших на эшафоте петрашевцев помиловали, ограничив наказание четырехлетними каторжными работами. Михаил Петрашевский был приговорен к пожизненной каторге. Достоевского отправили в Омск.

Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества.

После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность - Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных».

1859 год - возвращение в Петербург. Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского.

В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные - страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок».

1864 год унес жизни брата и жены. В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию.

Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца. После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь (1869 год), Федор (1871 г.) и Алексей (1875 г.). Алексей унаследовал от отца болезнь, умер в возрасте трех лет. Жена стала для Федора Михайловича поддержкой и опорой, душевной отдушиной. Кроме того, она помогла улучшить финансовое положение. Семья переезжает в Старую Руссу, чтобы сбежать от нервной жизни в Петербурге. Благодаря Анне, мудрой не по годам девушке, Федор Михайлович становится счастлив, хотя бы ненадолго. Здесь они проводят время счастливо и безмятежно, пока здоровье Достоевского не вынуждает их вернуться в столицу.

В 1881 году писатель умирает.

Кнут или пряник: как Федор Михайлович воспитывал детей

Непререкаемость авторитета отца была основой воспитания Достоевского, которая перешла и в его собственную семью. Порядочность, ответственность - эти качества писателю удалось вложить в своих детей. Пусть они не выросли такими же гениями, как отец, некоторая тяга к литературе существовала в каждом из них.

Писатель считал главнейшими ошибками воспитания:

Преступлением против ребенка он называл подавление индивидуальности, жестокость, облегчение жизни. Главным инструментом воспитания Достоевский считал не телесные наказания, а родительскую любовь. Сам он невероятно любил своих детей, сильно переживал их болезни и потери.

Важное место в жизни ребенка, как считал Федор Михайлович, должно отводиться духовному свету, религии. Справедливо полагал писатель, что ребенок всегда берет пример с семьи, где рожден. Воспитательные меры Достоевского основывались на интуиции.

Литературные вечера были доброй традицией в семье Федора Михайловича Достоевского. Эти вечерние чтения шедевров литературы были традиционными и в детстве самого автора. Зачастую дети Достоевского Федора Михайловича засыпали, не понимали ничего из читаемого, но он продолжал воспитание литературного вкуса. Часто писатель читал с таким чувством, что в процессе начинал плакать. Любил послушать, какое впечатление произвел тот или иной роман на детей.

Еще один воспитательный элемент - посещение театра. Предпочтение отдавалось опере.

Любовь Достоевская

Попытки стать писателем не увенчались успехом у Любови Федоровны. Может быть, причина была в том, что ее творчество всегда неизбежно сравнивали с гениальными романами отца, может быть, она писала не о том. В итоге главный труд ее жизни был описанием биографии отца.

Потерявшая его в 11 лет девочка очень боялась, что на том свете грехи Федора Михайловича не будут прощены. Она верила, что после смерти жизнь продолжается, но и здесь, на земле, нужно искать счастья. Оно заключалось для дочери Достоевского прежде всего в чистой совести.

Дожила Любовь Федоровна до 56 лет, последние несколько лет провела в солнечной Италии. Наверное, там она была более счастлива, чем на родине.

Федор Достоевский

Федор Федорович стал коннозаводчиком. Проявлять интерес к лошадям мальчик начал еще в детстве. Пытался создавать литературные произведения, но не сложилось. Был тщеславен, стремился достичь успеха в жизни, эти качества достались ему от деда. Федор Федорович если не был уверен, что сможет быть в чем-то первым, предпочитал этим не заниматься, настолько выражено было его самолюбие. Был нервным и замкнутым, расточительным, склонным к азарту, как отец.

Потерял отца Федор в 9 лет, но тот успел вложить в него лучшие качества. Воспитание отца сильно помогло ему в жизни, он получил хорошее образование. В своем деле он добился большого успеха, возможно, потому что любил то, чем занимается.

Творческий путь в датах

Начало творческого пути Достоевского было ярким, он писал во многих жанрах.

Жанры раннего периода творчества Федора Михайловича Достоевского:

  • юмористический рассказ;
  • физиологический очерк;
  • трагикомический рассказ;
  • святочный рассказ;
  • повесть;
  • роман.

В 1840-1841 годах - создание исторических драм «Мария Стюарт», «Борис Годунов».

1844-й - перевод «Евгении Гранде» Бальзака напечатан.

1845-й - закончена повесть «Бедные люди», познакомился с Белинским, Некрасовым.

1846-й - вышел «Петербургский сборник», напечатаны «Бедные люди».

В феврале напечатан «Двойник», в октябре - «Господин Прохарчин».

В 1847 году Достоевский пишет «Хозяйку», печатается в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В декабре 1848-го написаны «Белые ночи», в 1849-м - «Неточка Незванова».

1854-1859-й - служба в Семипалатинске, «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

В 1860 году в «Русском мире» напечатан фрагмент «Записок мертвого дома». Вышло первое собрание сочинений.

1861-й - начало издания журнала «Время», печать части романа «Униженные и оскорбленные», «Записок из мертвого дома».

В 1863-м созданы «Зимние заметки о летних впечатлениях».

Май этого же года - закрыт журнал «Время».

1864 год - начало издания журнала «Эпоха». «Записки из подполья».

1865-й — «Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» печатают в «Крокодиле».

1866-й - написаны Федором Михайловичем Достоевским «Преступление и наказание», «Игрок». Отъезд за границу с семьей. «Идиот».

В 1870 году Достоевский пишет повесть «Вечный муж».

1871-1872 гг. - «Бесы».

1875-й - печать «Подростка» в «Отечественных записках».

1876-й - возобновление деятельности «Дневника писателя».

С 1879-го по 1880-й написаны «Братья Карамазовы».

Места в Петербурге

Город хранит дух писателя, многие книги Федора Михайловича Достоевского были написаны именно здесь.

  1. В Инженерном Михайловском замке Достоевский учился.
  2. Серапинская гостиница на Московском проспекте стала местом жительства писателя в 1837 году, здесь он жил, впервые в жизни увидев Петербург.
  3. «Бедные люди» были написаны в доме почт-директора Пряничникова.
  4. «Господин Прохарчин» был создан в доме Кохендерфера на Казанской улице.
  5. В доходном доме Солошича на Васильевском острове Федор Михайлович жил в 1840-е годы.
  6. Доходный дом Котомина познакомил Достоевского с Петрашевским.
  7. На Вознесенском проспекте писатель жил во время ареста, написал «Белые ночи», «Честный вор» и другие рассказы.
  8. «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» были написаны на 3-й Красноармейской улице.
  9. В доме А. Астафьевой жил писатель в 1861-1863 году.
  10. В доме Струбинского на Греческом проспекте - с 1875-го по 1878 год.

Символизм Достоевского

Анализировать книги Федора Михайловича Достоевского можно бесконечно, находя новые и новые символы. Достоевский владел искусством проникнуть в суть вещей, их душу. Именно благодаря возможности разгадывать эти символы один за другим путешествие по страницам романов становится таким увлекательным.

  • Топор.

Этот символ несет в себе смертоносный смысл, являясь своеобразной эмблемой творчества Достоевского. Топор символизирует убийство, преступление, решительный отчаянный шаг, переломный момент. Если человек произносит слово «топор», скорее всего, первое, что ему придет на ум - «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

  • Чистое белье.

Появление его в романах происходит в определенные похожие моменты, что позволяет говорить о символичности. Например, Раскольникову совершить убийство мешала вывешивающая чистое белье служанка. Похожая ситуация была у Ивана Карамазова. Символично не столько само белье, сколько его цвет - белый, обозначающий чистоту, правильность, непорочность.

  • Запахи.

Достаточно пробежаться глазами по любому из романов Достоевского, чтобы понять, как важны для него запахи. Один из них, встречающийся чаще других, - запах тлетворного духа.

  • Серебряный заклад.

Один из важнейших символов. Серебряный футляр для папирос был сделан вовсе не из серебра. Появляется мотив ложности, поддельности, подозрительности. Раскольников, сделав из дерева папиросочницу, похожую на серебряную, будто уже совершил обман, преступление.

  • Звон медного колокольчика.

Символ играет предупреждающую роль. Небольшая деталь заставляет читателя почувствовать настроение героя, представить события ярче. Мелкие предметы наделяются странными, необычными чертами, подчеркивая исключительность обстоятельств.

  • Дерево и железо.

В романах много вещей из этих материалов, каждый из них несет определенный смысл. Если дерево символизирует человека, жертву, телесные муки, то железо - преступление, убийство, зло.

Напоследок хотелось бы отметить некоторые интересные факты из жизни Федора Михайловича Достоевского.

  1. Больше всего написал Достоевский в последние 10 лет жизни.
  2. Достоевский любил секс, пользовался услугами проституток, даже будучи в браке.
  3. Лучшим психологом Достоевского называл Ницше.
  4. Много курил, любил крепкий чай.
  5. Ревновал своих женщин к каждому столбу, запрещал даже улыбаться прилюдно.
  6. Чаще работал ночью.
  7. Герой романа «Идиот» является автопортретом писателя.
  8. Есть много фильмов-экранизаций произведений Достоевского, а также посвященных ему.
  9. Первый ребенок появился у Федора Михайловича в 46 лет.
  10. Леонардо Ди Каприо тоже празднует день рождения 11 ноября.
  11. На похороны писателя пришло более 30000 человек.
  12. Зигмунд Фрейд считал роман «Братья Карамазовы» Достоевского величайшим из когда-либо написанных.

Представляем также вашему вниманию известные цитаты Федора Михайловича Достоевского:

  1. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  2. Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
  3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
  4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  5. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  6. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  7. Жизнь задыхается без цели.
  8. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
  9. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
  10. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Заключение

Итогом жизни каждого человека становятся его деяния. Федор Михайлович Достоевский (годы жизни - 1821-1881 гг.) оставил после себя гениальные романы, прожив сравнительно недолгую жизнь. Кто знает, родились бы эти романы, если бы жизнь автора была легкой, без препятствий и невзгод? Достоевский, которого знают и любят, невозможен без страданий, душевных метаний, внутреннего преодоления. Именно они делают произведения такими настоящими.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Достоевский раскрывает в своих сочинениях стройное и весьма полное миросозерцание: все разнообразнейшие частности жизни и мысли, нескончаемой вереницей проходящие пред его читателем, проникнуты одной нравственной идеей. В начертании бесчисленных типов из самых разнообразных областей общественного быта - от схимника до социалиста, от младенцев и философов до преклонных старцев, от богомолок до блудниц - Достоевский не пропускает ни одной картины, ни одной, можно сказать, строки, привязанной так или иначе к своей идее. Богатство нравственного содержания автора так обильно, так стремительно спешит оно излиться, что ему мало двенадцати толстых томов и шестидесятилетней трудовой жизни, чтобы успеть высказать миру желаемые слова. Томимый жаждою этой проповеди, он не успевает усовершать свои повести с внешнехудожественной стороны и вместо обычного у других писателей растягивания и пережевывания иногда малосодержательной идейки на сотни страниц разных картинок и типов наш писатель, напротив того, громоздит спешно и сжато идею на идею, психический закон на закон; напряженное внимание читателя не успевает догонять его глаз, и он, поминутно останавливая свое чтение, обращает свой взор снова на перечитанные строки - настолько они содержательны и серьезны. He малопонятность изложения тому причиной, не туманность мысли, а именно преизливающаяся полнота содержания, не знающая себе подобной во всей нашей литературе. Читать Достоевского - это хотя сладостная, но утомительная, тяжелая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений.

О ЧЕМ ПИСАЛ ДОСТОЕВСКИЙ

…Достоевский-психолог - один и тот же на расстоянии всей своей литературной деятельности. Скажем больше. Он все время писал об одном и том же. О чем же именно? Многие затрудняются ответить на этот вопрос; критики признают, что нет области в науке или жизни, для которой нельзя было бы почерпнуть идей из его творений. Все, даже ожесточенные враги автора, признают его изумительно верный психический анализ, но обобщения его творений я не встречал и потому предлагаю свое собственное.

Та объединяющая все его произведения идея, которую многие тщетно ищут, была не патриотизм, не славянофильство, даже не религия, понимаемая как собрание догматов, эта идея была из жизни внутренней, душевной, личной; она была ее посылкой, не тенденцией, но просто центральной темой его повести, она есть живая, близкая всякому, его собственная действительность. Возрождение - вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев, и лишь с этой точки зрения интересуется сам автор различными богословскими и социальными вопросами в последних публицистических произведениях. Да, это - то священное трепетание в человеческом сердце зачатков новой жизни, жизни любви и добродетели, которое так дорого, так усладительно для всякого, что побуждает и самого читателя вместе с героями повестей переживать почти реально волнующие их чувства; эта подготовляющаяся постепенно, но иногда мгновенно восстающая пред сознанием решимость отбросить служение себялюбию и страстям, те мучительные страдания души, коими оно предваряется и сопровождается; этот крест благоразумного разбойника или, напротив, разбойника-хулителя - вот что описывал Достоевский, а читатель уже сам выводит отсюда, если не желает противиться разуму и совести, что между двумя различными крестами непременно должен быть третий, на который один разбойник уповает и спасается, а другой изрыгает хулы и погибает. «Бедные люди», «Подросток», герой «Мертвого дома», герои «Бесов», Раскольников и Соня, супруги Мармеладовы, Нелли и Алеша со своим безобразным отцом, семья Карамазова и их знакомые женщины и девушки, монахи и многочисленные типы детей - вся эта масса людей добрых, злых и колеблющихся, но равно дорогих сердцу автора, разрывающемуся от любви, поставлены им пред вопросом о жизни и разрешают его в том или ином виде, а если уже разрешили, то помогают разрешать другим. Одни, например Неточка Незванова и ее Катя, Поленька Мармеладова, Маленький герой, «Мальчик у Христа на елке», отчасти Нелли, а особенно Коля Красоткин и Илюша с товарищами, разрешают его в детстве; другие, как «Подросток», Наташа в «Униженных и оскорбленных», Раскольников с Соней, Дмитрий Карамазов со Смердяковым, муж «Кроткой», и счастливый соперник «Вечного мужа», и все почти женские типы, наталкиваются на него в молодости или при вступлении в брак; наконец, этот же вопрос застает людей и иногда в преклонные годы, например Макара Девушкина, «Смешного человека», родителя Наташи и его врага-князя, Мармеладовых, Версилова в «Подростке» и Верховенского-отца в «Бесах». Уклониться от этого вопроса никто не может в жизни или, по крайней мере, пред смертью.

Высокое достоинство писателя, изображающего муки и радости духовного возрождения человека, заключается в том именно, что он посредством своего всепроникающего анализа определил и те важнейшие духовные свойства и движения, в условиях которых происходит нравственное возрождение, и те внешние, то есть отвне получаемые, жизненные побуждения, коими человек призывается к самоуглублению. Если свести к общим понятиям все части повестей Достоевского, рассматривающие этот предмет, или, говоря точнее, все повести автора, ибо они все целиком только этот предмет и обследуют, - то мы получим совершенно ясную и в высшей степени убедительную теорию, в которой хотя почти и нет слов: «благодать», «Искупитель», но где эти понятия постоянно требуются самою логикой вещей.

Отсюда ясно, какой живой интерес должны возбуждать труды Достоевского с точки зрения богословия нравственного и особенно богословия пастырского. Почему же пастырского? А именно потому, что Достоевский, не ограничиваясь, как сказано, описанием внутренней жизни возрождаемых, с особенною силою и художественною красотою описывает характер тех людей, которые содействуют возрождению ближних. Настроение его собственного творческого духа при описании жизни есть именно то, которое нужно иметь пастырю, то есть всеобъемлющая любовь к людям, пламенная, страдающая ревность об их обращении к добру и истине, раздирающая скорбь об их упорстве и злобе, и при всем том - светлая надежда на возвращение к добру и к Богу всех отпавших сынов. Эта надежда на всепобеждающую силу христианской истины и христианской любви, подтверждаемая написанными у автора картинами, на которых пред непобедимым оружием Христовым преклоняется самое ожесточенное беззаконие, есть надежда поистине святая, апостольская. Особенно важно то, что надежда эта живет не в уме ребенка или сентиментального баловня жизни, но в душе много пострадавшей, видевшей много греха и много неверия. Мы будем говорить о возрождении по Достоевскому с точки зрения богословия пастырского, а не нравственного, то есть о возрождающем влиянии одной воли на другую, а описания самого субъективного процесса возрождения будем касаться лишь настолько, насколько это окажется нужным для этой первой задачи. Первый вопрос: каков должен быть возрождающий? Второй - кто может содействовать возрождению и насколько? Третий - как переходит уподобление одной или другой?

СЛУЖЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Посредством каких свойств духа человек становится участником этого наивысшего служения? Ответ на этот вопрос писатель или дает от своего лица, например в «Сне смешного человека», или исповедует от лица своих героев общие побуждения, вызывающие избранника на проповедь возрождения.

Познание истины и сострадающая любовь-вот главнейшие побуждения к проповеди. Писатель как будто видел рай Божий и созерцал в нем возрожденных людей, чистых и блаженных, освободившихся от всех противоречий жизни совершенно, скоро и просто. С этих-то высот общего духовного блаженства взирает он на мир грешный и скорбный и в стремительном порыве любви и слова тщится вознести его к небу: любовь эта и вера так сильны, что все людские насмешки бессильны пред ними: «…Они называют меня сумасшедшим... Но теперь уж я не сержусь, теперь все мне милы, и даже когда они смеются надо мною... Я бы сам смеялся с ними - не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут, нет, не поймут». Мучительно знание истины, когда любишь людей, не знающих ее, но эта мука, эта греховная тьма мира еще увеличивали любовь к людям.

К последней мысли Достоевский возвращается часто и с особенной силой, противопоставляя при этом наличное греховное состояние мира представляемому невинному состоянию. «“…Несчастная, бедная, но дорогая и вечно любимая и такую же мучительную любовь рождающая к себе в самых неблагодарных даже детях своих, как и наша!..” - вскричал я, сотрясаясь от неудержимой, восторженной любви к той родной прежней земле, которую я покинул» («Сон смешного человека»). «На нашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только чрез мучение! Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви. Я хочу мучения, чтоб любить. Я хочу, я жажду в сию минуту целовать, обливаясь слезами, лишь одну ту землю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни никакой иной!»

«Явились праведники, которые приходили к этим людям со слезами и говорили им об их гордости, о потере меры и гармонии, об утрате ими стыда. Над ними смеялись или побивали их каменьями. Святая кровь лилась на порогах храмов. Зато стали появляться люди, которые начали придумывать: как бы всем вновь так соединиться, чтобы каждому, не переставая, любить себя больше всех, в то же время не мешать никому другому и жить таким образом всем вместе как бы и в согласном обществе. Целые войны поднялись из-за этой идеи. Все воюющие твердо верили в то же время, что наука, премудрость и чувство самосохранения заставят наконец человека соединиться в согласное и разумное общество, а потому пока для ускорения дела “премудрые” старались поскорее истребить всех “непремудрых” и не понимающих их идею, чтобы они не мешали торжеству ее. Но чувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы и сладострастники, которые прямо потребовали всего или ничего. Для приобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось - к самоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве. Наконец эти люди устали в бессмысленном труде и на их лицах появилось страдание, и эти люди провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль. Они воспели страдание в песнях своих». Эта любовь, нежная любовь автора к грешной земле, выражается между прочим в том, что он всегда умеет одеть в симпатичный костюм самую прозаическую обстановку самого прозаического города в России, о котором говорит другой поэт:

Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.

Когда Достоевский описывает петербургские грязные дворы, дворников, кухарок, квартирных хозяек, помещения интеллигентного пролетариата и даже падших женщин, то у читателя не только не образуется презрительного отвращения ко всем этим людям, но, напротив, какая-то особенно сострадательная любовь, какая-то надежда на возможность все эти убогие притоны нищеты и порока огласить хвалебными гимнами Христу и именно в этой самой обстановке создать теплую атмосферу нежной любви и радости. Здесь и объяснение тому, что, не закрывая глаз от мрачной действительности, писатель так крепко любит жизнь по светлой надежде на ее возрождение, жизнь именно человека: не лишенный любви к природе, он просто не успевает говорить о природе и картины городского быта предпочитает всяким другим.

«Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных потаенных уголках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов уличного разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни». Определяя так мрачно жизнь, он, однако, потом смотрит на все ее зло как на недоразумение и пишет статью «О том, что все мы хорошие люди». Потому ли «хорошие люди», что их так легко обратить к истине? Нет, обратить их трудно, но сама истина так прекрасна, сама любовь так привлекательна, что как бы ни был тяжел подвиг ее проповедника, но другого подвига, другого содержания для жизни не пожелает тот, кто понял таинство жизни, кто возлюбил детей. Это высокое настроение проповедника автор представляет в данном рассказе плодом мистического озарения, в другом случае оно посещает умирающего от чахотки юношу, наконец, в полноте раскрыто это настроение в беседах старца Зосимы. Избранник неба настолько проникается своим призванием, настолько тесно сливает свою жизнь с делом проповеди и возрождения людей, что все недостатки, все грехи их считает своими собственными, как доказывающие его недостаточную ревность, отсутствие в нем мудрости и святости, и вот почему он считает себя виноватым за всех и во всем, готов даже и считать именно себя первоначальным искусителем и соблазнителем человечества, как герой «Сна смешного человека» готов принять муки за всех, как объясняет старец Зосима. Таков высокий смысл этой часто повторяемой мысли Достоевского относительно общей виновности за всех и во всем, мысли, увы, так грубо не понятой и опошленной некоторыми из многих неудачных его толкователей. Но обобщим сказанное о даре духовного возрождения: этот дар достигается теми, кто: 1) познав внутренним опытом сладость истины и общения с Богом, 2) возлюбил так много жизнь со скорбью и надеждой, что 3) совершенно потерял нить своей личной жизни и, умерши себе, 4) не чрез искусственную проповедь, но чрез исповедь, чрез раскрытие своего сердца и чрез всю свою жизнь призывает братий к покаянию и любви. Таков у Достоевского старец Зосима, таков и ученик его Алеша, в своей столь многосодержательной жизни как бы не имеющий никакой собственной жизни и не знающий сегодня, что он будет делать завтра, но всюду насаждающий вокруг себя мир, раскаяние и любовь: братья, дети и женщины - все смиряется в присутствии его любви, как звери под звуки Орфеевой арфы, и вся его жизнь сливается в чудное единство Христова дела. Таков и Макар Иванович в «Подростке» - старик-странник и в то же время моралист-философ, горячо любящий людей и пекущийся об общем спасении; упоминается о таком человеке (живущем на покое епископе Тихоне) и в романе «Бесы».

СЛУЖИТЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЛЮБВИ

Кто эти служители? Мы сейчас видели, что для изображения их приводится тип не только религиозный, но и прямо церковный; оно и понятно не с догматической только, но и с чисто психологической точки зрения: чтобы, живя среди юдоли греха и страдания, знать иную жизнь опытом собственного сердца, нужно знать ее не как только мистическое отвлечение, но как реально действующую и помимо меня существовавшую, а следовательно, непрерывно-историческую силу, то есть надо знать Церковь, которая научает верить в свою неодолимость адовыми вратами, надо жить в Церкви. Но что сказать о тех людях, которые причастны одному из этих свойств призванного проповедника, но не успели доразвиться до полного, гармонического развития остальных?

Ответ - и таким людям отчасти суждено иметь влияние на ближних, хотя далеко не столь полное и не столь широкое. Его не лишены даже те существа, которые, не обладая положительными свойствами избранника, свободны, пo крайней мере, от противоположных им, но присущих всякому естественному человеку пороков, то есть прежде всего гордости и холодной самозамкнутости или, как выражается автор, отъединенности. Таковы прежде всего дети и даже младенцы. Да, дети у Достоевского получают всегда значение непроизвольных миссионеров. Эту мысль Достоевский воспроизводит так часто в различных повестях, что его было бы можно обвинить в повторениях, если б он не умел в каждый, так сказать, вариант этой идеи вложить новую черту, как новый перл в великолепную диадему. Дитя-подкидыш понуждает «подростка» откинуть свою горделивую идею ради сострадания к его беззащитности, дитя смягчило злое, черствое сердце купца-фарисея в рассказе Макара Ивановича («Подросток»). Дитя Нелли примиряет оскорбленного отца с падшею дочерью, дитя Поленька смягчает убийцу Раскольникова и т.д. Наконец, в последние минуты жизни богопротивных самоубийц, когда дух их окончательно восстал против Господа, Промысл ставит пред ними наяву, или даже в горячечном бреду, облики невинных страждущих малюток, которые то на время отторгают их от злобного замысла, то вполне возвращают их к покаянию и жизни. Такова встреча нищего ребенка в «Сне смешного человека», и такая же встреча в бреду самоубийцы Свидригайлова («Преступление и наказание») или новорожденное дитя у Шатова в «Бесах».

Чистота, смирение детей, и особенно при их беззащитности и страдании, пробуждают временную любовь даже в злодеях. Неверующие, как Иван Карамазов, в детских страданиях видят причины к пессимистическому ожесточению, а верующие, напротив, - к примирению и всепрощению, как отец Илюши (в «Братьях Карамазовых»), простивший врага Димитрия ради страданий умирающего малютки, которого он любил больше всего на свете. Сам автор в рассказе «Мальчик у Христа на елке» раскрывает очевидно такую мысль: если здесь страдают даже невинные дети, то, конечно, есть иной, лучший мир. Но какое же практическое значение может иметь для нас указание на детей? Что значат дети для пастырского богословия? Они значат то же, что Христовы слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18, 3). У детей чистота и отсутствие самолюбия, этой причины общей отъединенности, у них нет разницы между жизнью внутренней и внешними проявлениями. He желая сознательно влиять на ближних, они бессознательно достигают большего влияния, чем взрослые, чуждые чистоты и открытости. Отъединенный, погибающий человек ищет среди ближних такого сердца, с которым бы мог сразу сродниться, слиться, которое бы не было ему чужим: таково сердце детей - этих всегдашних космополитов.

Но не имеют ли взрослые тех же свойств - непосредственного смирения, чистоты, открытости и сердечной общедоступности? Все это встречается у людей из народа, и тогда они являются миссионерами еще сильнейшими: сразу становится такой человек близким, родным для каждого и свободно может переливать в него содержание своей души, не опасаясь со стороны научаемого горделивого соперничества, - таков «мужик Морей», Макар Иванович, Лукерья (в «Кроткой») и другие. «Прежде всего привлекало в нем (в Макаре Ивановиче), как я уже и заметил выше, его чрезвычайное чистосердечие и отсутствие малейшего самолюбия; предчувствовалось почти безгрешное сердце. Было “веселие” сердца, а потому - “благообразие”. Словцо “веселие” он очень любил и часто употреблял. Правда, находила иногда на него какая-то как бы болезненная восторженность, какая-то как бы болезненность умиления, - отчасти, полагаю, и оттого, что лихорадка, по-настоящему говоря, не покидала его во все время; но благообразию это не мешало. Были и контрасты: рядом с удивительным простодушием, иногда совершенно не примечавшим иронии (часто к досаде моей), уживалось в нем и какая-то хитрая тонкость, всего чаще - в полемических ошибках. А полемику он любил, но иногда лишь ее употреблял своеобразно: видно было, что он много исходил по России, много переслушал, но, повторяю, больше всего он любил умиление, а потому и все на него наводящее; да и сам любил рассказывать занимательные вещи».

Указывая эту способность представителей народа, мы должны оградить нашего великого писателя от тех обвинений в проповеди невежества и суеверий, которые весьма настойчиво и столь же неискренно бросались в него со стороны литературных врагов. Его учители из народа или из монахов всегда любители науки, и даже наук мирских, и не унижают достоинства последних: Макар Иванович даже телескоп знает. Сам Достоевский вот что говорит в «Дневнике писателя» об образовании и о необходимости распространить его в народе: «Образованность и теперь уже занимает у нас первую ступень в обществе. Все уступает ей; все сословные преимущества, можно сказать, тают в ней... В усиленном, в скорейшем развитии образования - вся наша будущность, вся наша самостоятельность, вся сила, единственный сознательный путь вперед, и, что важнее всего, путь мирный, путь согласия, путь к настоящей силе... Только образованием можем мы завалить и глубокий ров, отделяющий нас теперь от нашей родной почвы. Грамотность и усиленное распространение ее - первый шаг всякого образования». «Подростку»-идеалисту вот что пишет он рукой его воспитателя: «Мысль о поступлении вашем в университет в высшей степени для вас благотворна. Наука и жизнь несомненно раскроют в три-четыре года еще шире горизонты мыслей и стремлений ваших, а если и после университета пожелаете снова обратиться к вашей идее, то ничто не помешает тому». Очевидно, не невежество народа хвалится у Достоевского, а свобода его лучших людей от лживой самозамкнутости и болезненного самолюбия, этих злейших врагов нашего возрождения, увы, не замеченных культурною публикой и культурным воспитанием. Ценя науку и образование, Достоевский велит учиться у народа, но не в смысле полного обособления русской жизни от Европы, а в целях, во-первых, нравственных, а во-вторых, и общекультурных, мировых. Европейская культура, проникнутая мотивом самолюбия, не сближает, но разъединяет, внутренне отчуждает людей и народы. Способность истинного духовного объединения со всеми имеет лишь тот, кто смирен сердцем. А так как смирение в России не есть черта личностей только, но черта народная, то есть внедряемая в индивидуумы народною культурой, выросшей из Православия, из православного аскетизма, то и способность духовного общения имеет весь русский народ. Последняя выразилась в гении Пушкина, умевшего художественно перевоплощаться во все народности, чего не мог делать ни Шекспир, ни Шиллер. В этом содержание знаменитой «Пушкинской речи» Достоевского и вообще его учения о всечеловеческой миссии русского народа. О ней говорить мы не будем, но упомянем для подтверждения той мысли, что социальные и философские взгляды Достоевского вытекают из морально-психологических наблюдений и фактов, а не предшествуют им. Возвратимся к рассмотрению жизни личной. Прежде чем перейти к описанию того, как смирение и любовь могут, по Достоевскому, обращать грешников и насаждать Царство Божие, докончим еще обзор характера его миссионеров: после служителей Церкви, детей и крестьян он призывает к этому делу женщин. Женщина любящая, но и смиренная - великая сила.

Любовь, но лишенная смирения, производит семейную муку и гope, так что чем сильнее эта любовь, не к мужу только, но и к детям, тем больше от нее зла, - если нет в ней смирения. От любви гордой измена и запой мужей, самоубийство женихов и страдания детей: любовь Катерины Ивановны - невесты («Братья Карамазовы») и Катерины Ивановны - матери и жены («Преступление и наказание»), любовь Лизы - дочери и невесты, любовь Грушеньки, «Кроткой», или Нелли («Униженные и оскорбленные»), Кати («Неточка Незванова»), жены Шатова («Бесы») и всех вообще гордых натур есть источник зла и ненужных страданий. Напротив, любовь смиренных и самоуниженных - источник мира и покаяния. Таковы мать Раскольникова и Соня, которую даже арестанты начали обожать, угадав в ней сердце смиренное и сокрушенное, такова мать Наташи («Униженные и оскорбленные») и мать «Подростка», безногая сестра Илюши («Братья Карамазовы»), «Неточка Незванова», мать Алеши Карамазова и многие другие. Они не стремятся с силою настаивать на своем, но любовью, слезами, всепрощением и молитвой почти всегда добиваются покаяния и обращения любимых ими мужей, родителей и детей. На трудном шаге отречения от прежней жизни их любимцы и любимицы вдохновляются примером этого постоянного самоотречения, как бы впитывают в себя силу к самоотречению, а любовь исполненного смирения существа делает самый подвиг прежнего гордеца сладостным.

Пятым миссионером у Достоевского является сам возрожденный в своих страданиях.

«Страдающий плотию перестает грешить», - сказал апостол (1 Пет 4, 1). Все почти случаи обращения и раскаяния героев Достоевского происходят во время или тяжелых утрат, или болезней. Разъяснять ту мысль, что «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор 4, 16), мы не будем, ибо она слишком знакома всем читавшим Божественное Писание. Практический отсюда вывод собственно для пастырей тот, что не нужно с ужасом и ропотом смотреть на окружающие страдания, чужие и собственные. Мысль эта вообще примиряет человека с жизнью, успокаивает при виде упорства торжествующей злобы, которая все-таки некогда в страданиях своих даст доступ покаянию, а по слову апостола: «Я насадил, Аполлос поливал, нo возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор 3, 6-7).

Продолжение следует...



Рассказать друзьям