Особенности сюжета и композиции романа обломов. Особенности композиции романа «Обломов. Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1847 – 1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.

Тема

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви , коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова , показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Главные герои

Жанр

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа , направление – реализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины . Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 599.

План сочинения
1. Вступление. Критики о композиции романа.
— Годовой цикл как основа композиции романа.
— Композиционная симметричность «Обломова».
— Замедленность сюжетного хода в романе.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура «Обломова».
— Первая часть – пролог и экспозиция.
— «Сон Обломова» и его значение в романе.
— Обломов и типы российской действительности.
— Образ Волкова.
— Образ Судьбинского.
— Образ Пенкина.
— Образ Алексеева.
— Образ Тарантьева.
— Обломов и его «двойники».
— Типы жизненной философии.
— Посещение героя Штольцем. Ложный композиционный ход.
— История любви Обломова и Ольги Ильинской и ее значение в сюжете.
— Вторая любовная история.
— Антитеза образов Обломова и Штольца.
— Побочные сюжетные линии.
— Наличие двух рассказчиков и их значение в романе.
3. Заключение. Своеобразие композиции романа.

Критики неоднократно отмечали своеобразие композиции романа И.А. Гончарова . Так, П. Вайль и А. Генис писали: «Ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов составляет внутреннюю основу, скелет прославленного романа. Идеальная Обломовка, в которой «правильно и невозмутимо совершается годовой круг» – прообраз всей конструкции «Обломова». Сюжет послушно следует временам года, находя в смирении перед вечным порядком источник своего существования. Роман строго подчинен календарю. Начинается он весной – 1 мая. Все бурное действие – любовь Обломова и Ольги – приходится на лето. А кончается собственно романная часть книги зимой – первым снегом. Композиция романа, вписанная в годовой круг, приводит к плавной завершенности все сюжетные линии. Кажется, что такое построение заимствовано Гончаровым прямо из родной природы. Жизнь Обломова – от его любви до меню его обеда – включена в этот органический порядок. Она отражается в естественном круговороте, находя календаре масштаб для сравнения» .
Другой современный исследователь, Хайнади Золтан, отмечал композиционную симметричность романа: «Структурное построение романа симметрично. Между двумя идеализированными центрами – идиллией в Обломовке и на Выборгской стороне – временном местожительстве Обломова на Гороховой улице: промежуточное состояние бесприютности. Три места – это места трех душевных и бытовых состояний: рай – потерянный рай – возращенный рай» . Примерно того же мнения придерживались Д. Мережковский и Ю. Айхенвальд.
Н.А. Добролюбов отмечал замедленность сюжетного хода в романе, называя роман «растянутым». Другие исследователи считали замедленной лишь первую часть романа, отмечали композиционную неоднородность произведения.
Действительно, первая часть «Обломова» отличается от остальных трех частей. Она включает в себя пролог и экспозицию. Здесь писатель дает нам первый подробный портрет Ильи Ильича, намечает черты его характера, описывает образ жизни, привычки. Также узнаем мы всю предысторию героя. рассказывает о его детстве в Обломовке, об учебе в пансионе Штольца, о службе в Петербурге. Таким образом, пролог здесь входит в экспозицию.
Экспозиционное значение приобретает и «Сон Обломова», хотя в контексте истории создания романа девятая глава приобретает известную самостоятельность. А.В. Дружинин замечает, что роман Гончарова «распадается на два неровные отдела» . Под первой частью «Обломова» стоит 1849 год, под остальными – 1857 и 1858. Таким образом, девятая глава не только способствовала особой художественной достоверности, реалистичности образа Обломова, скрепила все части романа в единое целое, но и придала произведению поэтичность, светлый лиризм.
Первая часть романа, таким образом, является экспозицией, включающей в себя пролог. Однако здесь не только обрисовывается характер героя и его предыстория. В первой части происходит своеобразная расстановка сил в романе. Здесь Гончаров представляет нам целый ряд персонажей, воплощающих иное, «необломовское» отношение к жизни. Каждый из них представляет собой определенный тип российской действительности. И здесь Гончаров использует гоголевский прием характеристики персонажа. Описание гостей Обломова в первой главе напоминает нам галерею гоголевских помещиков в поэме .
Так, первый гость Обломова – Волков, молодой человек двадцати пяти лет. Это молодой светский повеса, не только недалекий, но даже и откровенно глуповатый. Главное для него – внешний блеск и лоск. Гончаров подчеркивает все эти качества характерными деталями и определениями: «блещущий здоровьем», «глянцевитая шляпа», «лакированные сапоги». Время Волкова четко расписано: визиты, балы, обеды… Обломов находит такой образ жизни пустым и суетным.
Второй гость Ильи Ильича – «начальник отделения» Судьбинский. Это человек, озабоченный продвижением по службе, карьерой. Этот персонаж несет с собой реминисценции из Гоголя и Грибоедова. Так, его реплики о «курьере» («…велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой») ассоциируются у нас с Хлестаковым из комедии Гоголя . Замечание же о Фоме Фомиче («… с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет… Как вышел срок – за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, – деньги выхлопочет…») вызывает у нас воспоминание о Фамусове из комедии Грибоедова «Горе от ума». Этот образ жизни также неприемлем для Обломова. Все хлопоты Судьбинского кажутся ему бессмысленными, противными живой, подлинной жизни. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, – думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временм ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!».
Третий посетитель Обломова – литератор Пенкин, ратующий за «реальное направление в литературе». Этот образ обрисован Гончаровым почти карикатурно, в нем он обличает поверхностность, безыдейность, «пустоту» некоторых «писателей», их любовь к новинкам, свежим фактам. Здесь символична уже сама фамилия героя – Пенкин. Он пишет буквально обо всем – «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях». Илья Ильич обрушивается на подобную «литературу» с благородным негодованием, замечая, что в таких произведениях нет жизни, «нет понимания ее и сочувствия». «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову…Изображают они вора, падшую женщину, – говорил он, – а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию». Здесь, безусловно, Гончаров выражает в словах Обломова свои собственные мысли.
Два последних гостя Обломова – Алексеев и Тарантьев. «Эти два русские пролетария» посещают Илью Ильича с вполне определенной целью – «пить, есть, курить хорошие сигары». Алексеев олицетворяет собой серость, незаметность, неопределенность. Портрет Алексеева дан в гоголевском духе. Описание его внешности перекликается с портретом Чичикова в поэме «Мертвые души». «Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Даже фамилию этого персонажа все путают: одни называют его Ивановым, вторые – Васильевым или Андреевым, третьи – Алексеевым. Алексеев не богат и не беден, не имеет ни друзей, ни врагов, у него нет постоянного занятия на службе. Он приглашает Илью Ильича поехать в Екатерингоф, на гулянье, однако Обломов отказывается.
Далее героя посещает Тарантьев. Это тип хитрого, наглого, изворотливого, человека, жулика и мошенника. «Взяточник в душе» – такое определение дает ему писатель. Тарантьев является земляком Обломова. И Гончаров подробно рассказывает о его детстве, юности. Тарантьев получил некоторое образование, но тем не менее должен был остаться писцом, «а между тем он носил в себе и сознавал дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных, заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить». Таким образом, герой этот развивает мотив скрытой силы, несбывшейся мечты, мотив очень значимый и для образа главного героя.
Таким образом, все эти персонажи имеют важное композиционное значение в романе. Каждый из них открывает Обломову какую-то сторону жизни, искушая героя, как будто предлагая ему активно включиться, вмешаться в эту жизнь. Но особенно важно здесь другое – практически каждый из этих людей является своеобразным двойником Обломова. В Илье Ильиче есть качества каждого из этих персонажей. Так, не хуже Волкова он владеет светским этикетом, некогда и он ездил в театр и в гости. Некогда Илья Ильич служил, как и Судьбинский, и мог бы сделать карьеру, так как имел явные способности. Тонкий ум Обломова мог бы послужить и развитию литературного таланта – он мог бы писать, как Пенкин. Есть в Обломове и нечто от «серости», незаметности Алексеева – Илью Ильича также не узнают в обществе. В судьбе Ильи Ильича есть нечто общее и с судьбой Тарантьева, как мы отмечали выше. Таким образом, все эти области жизни присутствуют в душе Обломова, однако героя не устраивает «содержание», идейное наполнение их.
И здесь Гончаров как будто приглашает его активно вмешаться в жизнь. Обломова не устраивает положение дел в российской государственной службе – почему бы не высказать свои соображения в департаменте? Илья Ильич возмущен безыдейностью и нравственной пустотой иных литературных произведений – почему бы не попробовать писать самому? Алексеев призван пробудить самолюбие героя, его желание стать заметным. Тарантьев же, ловко обманывая Обломова, «призывает к жизни» здравый смысл Ильи Ильича, твердость духа его и характера, желание выступить против любой несправедливости. Однако Обломов на каждый из этих призывов отвечает своеобразным протестом против пустоты и суетности светской жизни, формализма российской карьеры, безыдейности и поверхностности писателей, человеческой серости и безынициативности, мошенничества и обмана. И протест этот заключается в бездействии. Илья Ильич отвергает все эти области жизни, так как он не видит в них внутреннего смысла, глубины, духовности, человечности. «Отчего его пассивность не оставляет впечатления горечи? Потому что ей не противопоставлено ничего достойного. Обломовской лени противопоставлена карьера, светская суета, мелкое сутяжничество…», – писал критик Анненский .
Последним из посетителей Обломова является Штольц. Этот герой уже резко отличается от всех предыдущих персонажей. Штольц превосходит всех гостей Обломова умом, своими деловыми качествами, порядочностью. Андрей Иванович энергичен, деловит, практичен, решителен, целеустремлен. И в этом плане Штольц является антиподом Обломова в романе. Однако превосходит ли он Обломова в нравственном отношении? Здесь Гончаров как будто загадывает нам это сравнение героев, а разгадкой этого служат остальные части романа. Исследователи отмечали, что появление Штольца оставляет ощущение завязки нового сюжета. И действительно, появление Штольца знаменует собой знакомство Обломова с Ольгой. Однако оно также ни к чему не приводит. Это так называемый «ложный композиционный ход» (появление в конце или начале героя, который может изменить всю картину действия), характерный для стилевой манеры Гончарова-романиста.
Вместе с тем, история любви Обломова и Ольги Ильинской занимает важнейшее место в сюжете романа. Вся глубина натуры и душевная тонкость героя раскрываются в любовной истории романа. Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской является завязкой первой любовной истории. Развитие действия – дальнейшие отношения героев, зарождающееся чувство любви. Стоит отметить, что внешне развитие действия здесь идет зигзагом – то поднимаясь, то опускаясь: Обломов сомневается в подлинности чувств Ольги, в возможности своего счастья. Однако внутреннее движение чувств героя идет по возрастающей. Как замечает А.Г. Цейтлин, герой здесь стремится прекратить свои отношения с Ольгой, пишет письмо, в котором предлагает расстаться (внешний спад действия), но любовь его увеличивается. Кульминацией здесь является поцелуй Ольги и Обломова, падение Ильи к ее ногам. Далее действие движется к развязке. Развязкой же становится последнее объяснение героев, где Ольга впервые ясно осознает, насколько она ошиблась в своем избраннике, и их расставание.
Четвертая часть романа является эпилогом в обломовском сюжете, связанном с Ольгой Ильинской. Но одновременно четвертая часть – это и новая любовная история Обломова. Однако начинается она еще в первой части романа. Экспозиция сюжета, связанного с Агафьей Пшеницыной, – это рассказ Тарантьева о тихом, уютном домике на Выборгской стороне. Узнав о проблемах Обломова, Тарантьев уговаривает его переехать на квартиру к своей куме. Таким образом, второй любовный сюжет Обломова частично накладывается на первый. Так, завязка этого сюжета – знакомство Ильи Ильича с Агафьей Матвеевной происходит в тот период, когда отношения его с Ольгой Ильинской достигают своего расцвета, кульминации. Жизнь Обломова в домике на Выборгской стороне – развитие действия. Характерно, что само развитие действия здесь происходит как будто через восприятие Штольца. Он трижды посещает Обломова в домике Агафьи Матвеевны. Штольц понимает то, чего не видит Илья, он как будто фиксирует отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной, придает им определенность, обозначает их словом. В свой первый визит Андрей Иванович помогает Обломову в решении проблем с имением. Во время второго визита Штольц снова спасает Обломова, ставшего жертвой мошенничества Тарантьева. Одновременно здесь Штольц как бы приоткрывает «тайну» Агафьи Матвеевны, выслушав историю о закладе серебра и жемчуга. Во время третьего визита свои отношения с хозяйкой уже обозначает сам Обломов. Однако вынуждает его к этому Штольц. Третий визит Штольца становится кульминацией в этом сюжете. Здесь Обломов впервые называет Агафью Матвеевну женой, а Андрюшу – своим сыном. Развязкой этой истории и всего романа становится смерть героя. Описание дальнейшей судьбы Агафьи Матвеевны, Андрюши, семьи Штольца – эпилог второго обломовского сюжета и одновременно эпилог всего романа.
И здесь уже противопоставление Обломова и Штольца приобретает совсем иную окраску. Мы видим всю ограниченность второго, бестактность его, нравственную неразвитость. Узнав об отношениях Ильи с Агафьей Пшеницыной, Андрей Иванович считает своего друга погибшим, жизнь его – навсегда загубленной.
В романе присутствуют и побочные сюжетные линии: линия Штольца, его отношения с Обломовым, любовная история Штольца и Ольги, интрига с Тарантьевым и Мухтояровым.
Также мы должны отметить наличие в романе нескольких рассказчиков. На последней странице книги мы узнаем, что всю историю жизни Обломова рассказывает Штольц. Записана же эта история приятелем Штольца, литератором, лицом, в котором угадывается сам Гончаров.
Таким образом, сюжет и композиция романа проясняют характер главного героя, обнажая трагическое противоречие образа Обломова. Герой Гончарова всей душой стремится к настоящей, подлинной жизни, он наделен лучшими человеческими качествами, однако реализовать их он не в состоянии, сама душа его словно враждебна жизни. Кроме того, композиция романа полностью соответствует характеру главного героя. В этом безусловная оригинальность Гончарова-романиста.

Если хочешь, чтобы у тебя было
мало времени, ничего не делай.
А. Чехов

Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п.

- «внешняя композиция»); иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характеров и идейного заострения произведения; в этом случае обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Обломов « нужно составить опорную схему. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства«, это особый мир, живущий по своим, художественным законам. Одним из главных законов компрзиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», т. е. самой группировкой персонажей отразить жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задаст общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да затем лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов. В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление как «обломовщина», остро обозначив конфликт между героями, живущими прошлым, и героями-создателями будущего. Однако не менее важным аспектом для понимания идейного смысла произведения является композиция «Обломова», построенная из четырех основных частей, отображающих разные этапы становления личности и душевного состояния Ильи Ильича.

Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

Смысловые особенности композиции «Обломова»

В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Выводы

Главной особенностью композиции романа «Обломов» является «закольцованность» внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илия Ильич не только погружен в «обломовщину» он сам является частью этой далекой, оторванной от большого мира Обломовки. То же самое мы видим и в конце произведения – Обломов духовно и физически умирает, как и умирает его родная деревня. В философских масштабах композиция романа указывает на неотвратимость течения времени, смен пор года и этапов жизни, на конечность не только человека и деревни, но и целой истории рода с его традициями, на смену которым обязательно приходит что-то новое.

Данная характеристика и описание особенностей композиции романа рекомендованы к изучению 10 классам перед написание сочинения на тему «Композиции романа «Обломов»».

Тест по произведению

Сам автор охарактеризовал особенность построения «Обломова». 1 часть он называет «увертюрой всего рома-на», своеобразным «прологом» к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это «поэма любви», составляющая 2 и 3 части произведения. Только с признанием Обломова в любви к Ольге воз-никает романное действие. Именно здесь выявляется авторская по-зиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия «обломов-щина». Итог «поэмы любви», а вместе с ней и итог жизни главного героя, подводится в заключительной 4 части романа.

Таким образом, сюжетную основу произведения составляет исто-рия любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к де-вушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматиче-ском действии показан подлинный характер главного героя, кото-рый разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.

Такое значение любовной интриги в романе определяется писа-тельской концепцией, согласно которой «любовь, с силою архимедо-ва рычага, движет миром». Писатель считал, что это главное нача-ло бытия. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, натура непоэтическая, приземленная, получив согласие Ольги, восклицает: «Вот оно, по-следнее счастье человека!»

Можно сказать, что «Обломов» — роман не просто с любовным сю-жетом. Это — роман о разных формах любви, проявляющихся в судь-бах людей, во многом противоположных друг другу. Они отражаются в разных семейных укладах: семьях Обломова и Пшеницыной, Штоль-ца и Ольги. Как и сами герои, жизнь этих семей изображается в соот-ветствии с принципом антитезы, играющим важнейшую идейно-композиционную роль в романе. Во внешне счастливой, гармоничной семье Штольца и Ольги, основанной на любви и взаимоуважении, от-сутствует главное — в ней нет устремленности к идеалу, общезначи-мой цели, эта семья как бы замкнута в самой себе. Вот почему Ольга в своей семейной жизни повторяет путь духовной неудовлетворенно-сти Обломова, которой нет у Штольца. Антиподом семьи Штольца и Ольги является другой семейный союз — Обломова и Пшеницыной. Но и здесь автор не находит ту «норму», которую мечтает видеть. Умозрительности семьи Штольца противопоставляется нарочитая приземленность семьи Обломова и Агафьи Матвеевны, а потому и здесь нет искомой гармонии ума и сердца. Материал с сайта

Смерть Обломова — это приговор тому, что связано в его характе-ре с «обломовщиной», зато светлые стороны его натуры продолжают-ся в судьбах любивших его. Оказывается, что он не только губит себя своей апатией, бездеятельностью, но и внушает редкую любовь, ко-торая меняет человека. Рядом с ним расцвела Ольга, и даже в счаст-ливой семье со Штольцем она все чаще вспоминает Обломова. Обло-мов открыл человеческий смысл и свет, вдохнул душу в ранее почти автоматическое существование Агафьи Матвеевны. Недаром после смерти Обломова возникает неожиданное сближение этих двух столь несхожих героинь. Так оказывается, что слабый, пассивный Обломов обладал талантом доброты, который превращал его в натуру, ак-тивно воздействующую на других, пробуждающую в них все луч-шее, доброе, высокое. Но такой человек обречен в современном ми-ре. «Между идеалом и действительностью лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда», — кон-статировал Гончаров, и это противоречие выводит главную пробле-му романа далеко за пределы изображенной в нем эпохи.



Рассказать друзьям