Кавказская папаха на кавказе больше, чем головный убор. Никогда не снимал папаху сканворд. Папаха - это не просто шапка. Получить папаху от отца Получить папаху от отца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуйте, уважаемые читатели блога . На Кавказе давно известно изречение: «Если голова цела, на ней должна быть папаха». Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев – это больше, чем просто головной убор. Я с детства помню, как мой дед очень часто цитировал какого-то восточного мудреца: «Если тебе не с кем посоветоваться, то попроси совета у папахи».

Сейчас довольно редко увидишь молодого человека с кавказской папахой на голове. Несколько десятилетий назад папаха олицетворяла мужественность и являлась своеобразным символом чести и достоинства . Если парень позволял себе появиться на без головного убора, то это считалось, чуть ли не оскорблением для всех приглашенных.

Кавказская папаха была всеми любима и уважаема. Помню, когда мы жили в , у нас был сосед, который каждый день носил новую папаху. Нас это очень удивляло и однажды у него спросили, откуда у него столько головных уборов. Оказалось, что ему от отца досталось 15 отборных папах, которые он с удовольствием носит. Самое интересное то, что всякий раз, когда он выходил посидеть с местными аксакалами на импровизированном годекане, надевал новую папаху. Когда его приглашали на свадьбу – другую, если же он был на похоронах, то на его голове красовалась третья.

Кавказская папаха – олицетворение традиций и обычаев

Конечно же, кавказские папахи не всегда были такими, какими мы их сегодня себе представляем. Наиболее бурное развитие и распространение они получили в конце 19 и начале 20 веков. До этого , в основном, носили шапки из ткани. Кстати, нужно отметить, что все головные уборы того времени по изготовленному материалу можно подразделить на четыре типа:

  • Тканевые шапки
  • Шапки, сочетающие в себе ткань и мех
  • Меховые
  • Войлочные

С течением времени меховые папахи практически везде вытеснили все другие виды головных уборов. Единственное, нужно отметить, что войлочные шапки вплоть начала 19 века были широко распространены у адыгов. Конечно же, сюда же можно отнести «башлыки», турецкие тюрбаны, которые, кстати, впоследствии очень умело были заменены небольшой белой тканевой полоской, которую наматывали на меховую шапку.

Но, все эти нюансы больше интересны для исследователей. Не ошибусь, если предположу, что вам намного интереснее узнать, какое место занимала папаха в . Как уже отметил выше, любой уважающий себя мужчина просто обязан был носить на голове папаху. Причем, чаще всего их у него было свыше десятка. Также существовала целая система обслуживания папах. Я знаю, что их берегли как зеницу ока и хранили в специальных чистых материях.

Думаю, посмотрев данное видео, вы много чего узнали о том, как на народные традиции сочетались с кавказской папахой. Например, для меня было большим открытием, когда я узнал, что молодой человек закидывал свой головной убор в окно своей возлюбленной для того, чтоб узнать, взаимна ли его любовь. Мне известно, что часто использовались для того, чтоб выразить свои чувства девушке.

Нужно отметить, что не все было так романтично и красиво. Очень часто бывали случаи, когда дело доходило до кровопролития только лишь потому, что у мужчины с головы сбивали головной убор. Это считалось большим оскорблением. Если же человек сам снял папаху и оставил ее где-то, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Бывало, что в ссоре кавказец снимал свою папаху и ударял ее о землю – это означало, что он готов стоять на своем до смерти.

Как уже сказал выше, кавказская молодежь в последние годы практически перестала носить папахи. Только в горных селах можно встретить парней, которые с удовольствием щеголяют в этих головных уборах. Хотя, многие великие кавказцы (такие как ) никогда не расставались со своей папахой. Великий танцор называл свою папаху «Короной» и не снимал ее даже тогда, когда его принимали в самых высших эшелонах власти. Более того, Эсамбаев, будучи депутатом Верховного Совета СССР, на всех заседаниях высшего органа власти Советского Союза сидел в папахе. Поговаривают, что Л.И. Брежнев перед каждым заседанием осматривал зал и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте – можно начинать».

В завершение хочу вот что сказать: носить или нет кавказский головной убор – дело каждого человека, но то, что мы просто обязаны знать и уважать его значимость в жизни наших отцов и дедов, у меня не вызывает никакого сомнения. Кавказская папаха – это наша история, это наши легенды и, возможно, счастливое будущее! Да, посмотрите еще один видеоролик о папахе:

Друзья, будет очень интересно в комментариях обсудить ваши взгляды на обозначенную тему. Да, и не забудьте . Впереди вас ждут очень много интересных и полезных статей.

На Кавказе проживают представители разных народов. Здесь мечети соседствуют с церковью и синагогой. Местные жители, независимо от национальной принадлежности, толерантны, гостеприимны, красивы, сильны физически и духом. Здесь нежная грациозность сочетается с элегантностью, а строгость с мужественностью, открытостью и добротой.
Если хотите заглянуть в историю народа, попросите показать вам национальный костюм, в котором, как в зеркале, отображается уникальность народа: обычаи, традиции, обряды и нравы. Несмотря на разнообразие современных тканей, покрой национальной одежды остается прежним, разве что меняются какие-то мелочи. Если национальный орнамент дает нам возможность определить художественный уровень народа, то покрой и сочетание цвета, качество тканей - понять национальный характер, традиции и моральные ценности народа. Не только от географического положения и климата зависит одежда, но и от ментальности и веры. В современном мире по одежде мы смело можем судить о социальном статусе человека, его вкусах и материальном достатке. В нашем стремительно меняющемся мире мода продолжает оставаться феноменом культуры. Так, в чеченском обществе замужняя женщина не позволяет себе выйти в общество, не покрыв голову платком, шалью или шарфом. Мужчина обязан надеть головной убор в дни траура. Вы не увидите чеченок в слишком короткой юбке или в платье без рукавов, с глубоким декольте.
Даже в начале двадцатого века чеченцы носили традиционную национальную одежду, которые шили из местного материала. Редкая женщина не умела шить. Если и заказывали пошив одежды, то мастерицам не платили деньгами.
Головной убор, как мужской, так и женский, - символ. Мужской – символ мужества, а женский – символ целомудрия, сохранения сакральной чистоты. Дотронуться до папахи - нанести смертельное оскорбление. Мужчина не снимал папаху перед врагом, а умирал, чтобы не потерять честь и достоинство. Если же женщина бросала платок между вступившими в кровавую схватку, то бой прекращался.
Овчина шла на пошив шуб, кожа – на изготовление обуви. Сукно (исхар) и войлок (истанг) делали из шерсти домашних животных. Как мужскую, так и женскую одежду украшали изделиями из серебра, которое иногда покрывали золотом.
Гордостью и своеобразным символом чеченцев являются бурка и папаха. По сей день буркой накрывают покойника, которого несут на кладбище. Бурка (верта) и башлык (башлакх) служили защитой от ненастья, холода.
Поверх бешмета из легкой ткани (г1овтал), который обтягивает туго торс, а с талии доходит до колен, надевают приталенную черкеску (чоа). Ее подпоясывают кожаным поясом (доьхка), украшенным серебряными накладками. И, конечно же, кинжал (шаьлта), который носили с 14-15 –летнего возраста. Джигит снимал кинжал только на ночь и клал его по правую сторону, чтобы при неожиданном пробуждении имел возможность схватить оружие.
Полы черкески чуть ниже колена. Она подчеркивает широкие плечи и узкую талию мужчину. По обеим сторонам мужской груди пришиваются семь или девять газырниц (бустам), в которые вставляют герметично закрытые цилиндрические емкости (их делали из бараньей кости), в которых раньше хранили порох. Черкеска не должна сходиться спереди. Благодаря этому бешмет виден. Пуговицы бешмета сделаны из плотной тесьмы. Ворот-стойка имеет, как правило, две пуговицы и почти полностью закрывает шею. Черкеска длиною чуть ниже колен у молодых и более длинная у взрослых, застегивается на талии. Без пояса мужчина не имел право появляться в обществе. Кстати, его не носила только женщина в интересном положении.
Высокие сафьяновые сапоги без каблука (ичиги) поднимаются до самого колена. В них заправляют сшитые из легкой ткани штаны: широкие сверху и узкие снизу.
Женский наряд состоит из платья-туники с узким длинным рукавом до запястья. Оно шьется из легких светлых однотонных тканей длиной до щиколотки. От шеи до пояса пришиваются серебряные нагрудники (туьйдаргаш). Эти сохранившиеся элементы украшения амазонок когда-то служили связующим звеном защитного комплекса щита (т1арч), которым прикрывали грудь (т1ар) для защиты от удара оружия противника. Поверх надевается распашное платье-халат (г1абли), раскрытое до пояса, чтобы виднелись нагрудники. Оно застегивается на талии, обтягивая и подчеркивая фигуру. Пояс придает особую красоту. Его тоже делали из серебра. Он - широкий на животе, плавно ссужается. Эта самая ценная деталь платья. Г1абали сшили из парчи, бархата, атласа или сукна. Длинные рукава-крылья г1абли достают почти до подола. Женщины в годах надевали г1абли в торжественных случаях. Обычно они носили платья более темных цветов, чем молодые. Длинные шарфы и платки (кортали) из легких материалов дополняют наряд. Пожилые женщины укладывали волосы в мешочек (чухта) типа удлиненной шапочки, а поверх накидывали платок с бахромой. Башмаки (пошмакхаш) тоже украшались серебряной нитью.
Бесспорно, в век стремительой циилизации такие платья носить неудобно. Г1абали редко в наши дни надевают как свадебное платье. Часто профессиональные танцоры, артисты позволяют себе появляться на сцене в каких-то странных костюмах, отдаленно напоминающих чеченский национальный костюм. Вместо нагрудников можно увидеть орнаментальную вышивку, которая не имеет ничего общего с нашей культурой. Рукава платья украшают какими-то рюшами от локтя. На главной улице Грозного висит портрет всадника с накинутой на плечи буркой, украшенной газырями.
Среди большого количества папах лишь редко можно увидеть настоящую чеченскую папаху (чуть расширяется сверху). Зная, что не допускается небрежное обращение с папахой, почему танцор, отчеканив лезгинку, позволяет себе с размаху припечатывать папаху к полу?
Почему современные черкески с укороченным рукавом? Если мешает длина, то можно подкатить.
В своей повести «Родной аул» М.Ясаев разъясняет, что женщина носила одежду черного цвета, если семью преследовала кровная месть. А в наши дни черный цвет стал, чуть ли не преобладающим, в одежде девушек.
Одежда не только средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, а символ индивидуального существования нации. Если современный костюм отражает особенности нашей философии и психологии, то он неразрывно связан с нашим национальным костюмом, самоидентификацией. Чеченцы – один из самых привлекательных народов не только Кавказа, но и мира. Несмотря на все тяготы последних десятилетий, мы остались обаятельными. Умеем и любим без вычурности и кричащих красок красиво и элегантно одеваться. А к красивой походке добавляем пленительную мягкую улыбку, чтобы мир вокруг нас наполнился добром.

... Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. В 1939-1941 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище, а затем начал танцевать в Чечено-Ингушском государvственном ансамбле песни и танца. В годы Великой Отечественной войны он выступал перед бойцами на передовой и в госпиталях с фронтовой концертной бригадой. В 1944-1956 годах Махмуд танцевал в оперном театре города Фрунзе. Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос - отрицательной героини «Спящей красавицы». Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр и объедет весь мир с программой «Танцы народов мира». Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами. В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила. Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка. Он Народный артист СССР и восьми республик. Умер великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года в Москве.

Папаха – символ чести. У чеченцев издревле почитали головной убор - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении. При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху. Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю. Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца. Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести. Махмуд Эсамбаев - хорошо знал цену папахи и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Он, разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, ни перед кем не снимал свою папаху. Махмуд никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь мир папаху, которую сам он называл короной. Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л.Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать». М. А. Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР. Делясь с читателями своей книги «Мой Дагестан» об особенностях аварского этикета и о том, как важно иметь всему и вся собственную индивидуальность, неповторимость и оригинальность, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».

Само слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

Дагестанский конный полк

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Александр Дюма в папахе

Писатель Александр Дюма (тот самый который написал "Трех мушкетёров", "Графа Монте Кристо", "Железная маска" и другие известные произведения) путешествуя по Кавказу как-то решил сфотографироваться в папахе. Фотография дошла до наших дней.

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Папаха из каракуля

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягнёнка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили будёновки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи чёрного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - чёрного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.



Рассказать друзьям