То была первая тихая ночь в.  ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства - Сочинение по литературе. Соблюдение речевых норм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

19 Расставьте знаки препинания:

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

Ответ: ___________________________

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.

(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является

Фазиль Абдуллович Искандер (род. в 1929 г.) – советский и российский прозаик и поэт

20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтение книг – величайшее наслаждение.

2) «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина нужно читать вслух.

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной.

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

5) Любовь – главнее всех.

Ответ: ___________________________

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 содержит описание.

2) В предложениях 7 – 12 содержится рассуждение.

3) Предложение 5 содержит повествование.

4) Предложения 17 – 18 содержат элементы рассуждения

5) В предложении 15 присутствует элемент описания.

22 Из предложений 13 – 16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 11 – 18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер

Ответ: ___________________________

выполняя задания 20– 23.

«Чтобы передать наиболее точно свое отношение к полюбившемуся персонажу, заострить внимание читателя, автор использует в предложении 7 такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______. Динамику тексту, эффект беседы с читателем придают художественные средства выразительности в предложениях 9 – 10 (Б)________, а также в предложении 8 (В)____ . Называя Марину Цветаеву «будущей мятежной поэтессой» в предложении 4, автор использует (Г)___________.

Список терминов:

1) метафора

2) эпитет

3) однородные члены предложения

4) аллитерация

5) вопросно-ответное единство

6) парцелляция

7) сравнение

8) риторический вопрос

Ответ А Б В Г

выполнению работы

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Диагностическая работа № 2

Вариант 3

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование

Желаем успеха!

Прочитайте текст и выполните задания 1– 3.

(1)В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах

поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в (…) местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. (3)…Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

1 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся

в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает

растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

3) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Область , -и, мн. -и, -ей, ж.

1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.

Начальство из области (из областного центра; разг.).

3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.

Область вечнозеленых растений. Озерная область.

4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.

Боли в области печени. В грудной области.

5). перен ., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В

области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в области математики. Работать в области народного образования.

Ответ : ___________________________.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, – одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

Ответ: ___________________________.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ: ___________________________.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИ Е ОШИБКИ

А) Самый способнейший студент обучается

1) нарушение связи между подлежащим и

на нашем факультете.

сказуемым

Б) Одному из героев романа, ищущим смысл

2) смешение прямой и косвенной речи.

жизни, открывается путь к внутренней свободе.

В) Читая статью, всегда делаются пометки.

3) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно.

4) нельзя соединять формы сравнительной и

превосходной степени, простые и составные

формы обеих степеней сравнения.

Д) Базаров говорит Аркадию, что твой

5) нарушение в построении предложения с

отец – я человек отставной

несогласованным приложением

6) Неверное построение предложений с

деепричастным оборотом

7) нарушение в построении предложения с

причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Д

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ответ: ___________________________

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать

Ответ: ___________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. расскаж..шь обижа..шь успоко..нный омыва..мый

откле..ваться

Ответ: ___________________________

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный библиограф П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо (не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

Ответ: ___________________________.

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

Ответ: ___________________________.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

Ответ: ___________________________.

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

Ответ: ___________________________.

16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

Ответ: ___________________________.

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе.

Ответ: ___________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих

лучах его лицо казалось золотым.

Ответ: ___________________________.

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир – глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания – бои идут, земля горит, – но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными.

(9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается - темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный – то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться – кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты

– открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории – народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог – ее делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое– не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал – какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил – каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни.

20 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинградская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человеческое, сделать их непримиримыми врагами.

3) Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии – пожара в немецком госпитале.

Ответ: ___________________________.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1 ) Предложения 14 – 15 содержат описательный фрагмент.

2) В предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложения 20 – 26 содержится повествование.

4) Предложения 1 – 4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27 – 29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулированное в предложении 4.

Ответ: ___________________________.

22 Из предложений 17 – 19 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 12 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,

выполняя задания 20– 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

(« ослепительно золотые, трепещущиеся стены» в предложении 9) помогают читателю представить картину происходящего. В синтаксисе (В) _________ (« она, обмершая,

заворожённая» в предложении 10, « вздох, горестный и сдавленный» в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г)____________ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) инверсия

5) развёрнутая метафора

6) эпитет

7) риторическое обращение

8) парцелляция

Ответ А Б В Г

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по

выполнению работы

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мониторинг 11 класс Русский язык

Диагностическая работа № 2

Вариант 4

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1 – 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. ПРИМЕР:

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1 – 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность

слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – я одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно


В.Тендряков в предложенном для анализа тексте ставит проблему воспитания. Автор раскрывает это проблему через спор между учителем-словесником Аркадием Кирилловичем и отцом одной из учениц Василием Петровичем. Педагог видит в изучении русской литературы один из способов нравственного развития детей, хочет воспитать их хорошими людьми с правильными представлениями о добре и зле. Отец же уверен в том, что главное, чтобы его Сонька выросла "приспособленной", не "вислоухой", умела "ловчить" и не ждала добра и любви от окружающих в этом злом мире. Противопоставляя столь разные взгляды на воспитание, В.Тендряков убеждает нас в том, что позиция Василия Петровича обречена: если учить детей по его системе, мир станет еще более жестоким.

Таким образом, становится очевидна позиция автора: детей нужно учить добру, любви, честности, а не учить их ловкачеству и приспособленчеству, иначе мир никогда не станет лучше.

Я разделяю точку зрения В.Тендрякова и тоже считаю: без воспитания в детях гуманности общество обречено.

В произведении Р.Брэдбери "Вельд" показана семья, в которой все за людей делает волшебный дом.

В частности, техника берет на себя функцию воспитания: комната, в которой брат с сестрой проводят все свое время, заменяет им родителей. Финал рассказа ужасен, но предсказуем: дети, лишенные внимания папы и мамы, не умеющие любить, не способные разграничивать добро и зло, совершенно не имеющие нравственных ориентиров, убивают родителей и даже не испытывают мук совести.

Совсем иной результат воспитания мы видим в образе Петра Гринева в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина: герой с младенчества уяснил, что нужно беречь честь смолоду. Его порядочность, верность слову, честность вызывают уважение и восхищение даже у врага - Емельяна Пугачева. Гринев обладает положительными качествами и способен хоть немного изменить мир к лучшему: например, он помогает незнакомому человеку, оказавшемуся впоследствии Пугачевым, в пургу, даря ему тулуп, или спасает Машу.

Таким образом, если мы хотим, чтобы мир стал чуточку лучше и мы не пострадали от жестокости потомков, мы должны заложить в детей основы нравственности.

Текст. По В. Тендрякову
(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.
(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (б)Вчера никто бы не обратил на него внимания - бои идут, земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.
(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается - темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный - то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.
(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.
(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться - кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.
(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты - открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда... (24)Вывихи истории - народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог - ее делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое - не значит ли обуздать беспощадную историю?
(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.
(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал - какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.
(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.
(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил - каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.
(По В. Тендрякову)

Сочинение
Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте.
Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи стоящего рядом немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчеркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, - эта трагедия ни для кого не была чужой.
Автор формулирует свою позицию так: «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое».
Я полностью согласна с автором, тем более что в нашем современном мире эта проблема становится едва ли не главной. Революции, войны, голод, всевозможные бедствия, разруха - что только не пришлось выдержать нашему народу!
Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали все, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту, сострадание, милосердие - все то, что включает в себя понятие «человечность».
Литература о Великой Отечественной войне дает нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остается совершенно одиноким, работает шофером, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нем нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живет ради этого мальчика, Ванюшки, отдает ему все самое хорошее, что есть в душе.
Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством собственного достоинства. Он с радостью работает, потому что вся его жизнь - это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живет. И не как животное, а как человек.
Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».
Проблема взаимоотношения поколений

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) __________ (предложения 7-8), а троп — (Б) __________ („ослепительно золотые, трепещущие стены“ в предложении 9) помогает читателю представить картину происходящего. Такой синтаксический приём, как (В) __________ („она, обмершая, заворожённая“ в предложении 10, „вздох горестный и сдавленный“ в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) __________ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) эпифора

3) фразеологизм

4) инверсия

5) развернутая метафора

6) эпитет

7) риторическое обращение

8) парцелляция

9) сравнительный оборот

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37) Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах жизни.

Сочинение по тексту:

Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи стоящего рядом немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчёркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, - эта трагедия ни для кого не была чужой.

Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали всё, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту, сострадание, милосердие - всё то, что включает в себя понятие «человечность».

Литература о Великой Отечественной войне даёт нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остаётся совершенно одиноким, работает шофёром, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нём нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живёт ради этого мальчика, Ванюшки, отдаёт ему всё самое хорошее, что есть в душе.

Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством собственного достоинства. Он с радостью работает, потому что вся его жизнь - это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живёт. И не как животное, а как человек.

Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».

Текст Владимира Тендрякова:

1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания - бои идут, земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается - тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный - то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться - кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты - открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда...

(24)Вывихи истории - народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог - её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое - не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал - какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил - каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю: делают
люди.

(По В. Тендрякову)



Рассказать друзьям