Поясная извилина (цингулярная кора). Поясная извилина (цингулярная кора) Люди с проблемами в поясной извилине часто испытывают

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен свод- система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt.

Ещё одна структура- перегородка- получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. "… стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по- видимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия" (Т.Л.Леонтович).

Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека. Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно- оборонительным поведением.

2) Ретикулярная формация (Р.ф.).

Важную роль в эмоциях играет Р.ф. - структура внутри моста и ствола головного мозга. Именно это образование в наибольшей мере способно явиться "генерализатором" той или иной "частной" потребности организма. Она оказывает широкое и разностороннее влияние на различные отделы ЦНС вплоть до коры больших полушарий головного мозга, а также на рецепторные аппараты (органы чувств). Она обладает высокой чувствительностью к адреналину и адренолитическим веществам, что лишний раз указывает на органическую связь между Р.Ф. и симпатической нервной системой. Она способна активировать различные области мозга и проводить к его специфическим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значимой, т.е. действует как своего рода фильтр. Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые- через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются "неспецифическими". Это означает, что нейроны Р.ф. могут реагировать на многие виды стимулов.

Некоторые участки Р.ф. обладают специфическими функциями. К таким структурам относятся голубое пятно и чёрная субстанция. Голубое пятно- плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, Hpt, коре больших полушарий, мозжечку, сп.мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Другой участок Р.ф.- чёрная субстанция- представляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатор- дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Он участвует в создании эйфории. Р.Ф. играет важную роль в регуляции уровня работоспособности коры больших полушарий, в смене сна и бодрствования, в явлениях гипноза и невротических состояний.

3) Кора больших полушарий.

Эмоции являются одной из сторон отражательной, т.е. психической, деятельности. Следовательно, они связаны с корой- высшим отделом головного мозга, но в значительной мере- и с подкорковыми образованиями мозга, ведающими регуляцией сердца, дыхания, обмена веществ, сна и бодрствования.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, - это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. В создании эмоций участвуют и височные доли.

Лобные доли имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды. При возникновении эмоций фронтальной коре принадлежит роль выявления высокозначимых сигналов и отсеивания второстепенных. Это позволяет направить поведение на достижение реальных целей, где удовлетворение потребности можно прогнозировать с высокой степенью вероятности. На основе сравнения всей информации фронтальная кора обеспечивает выбор определённой схемы поведения.

Благодаря передним отделам неокортекса поведение ориентируется на сигналы высоковероятных событий, в то время как реакции на сигналы с малой вероятностью их подкрепления подвергаются торможению. Двустороннее повреждение лобной (фронтальной) коры у обезьян ведёт к нарушению прогнозирования, которое не восстанавливается на протяжении 2-3 лет. Аналогичный дефект наблюдается у больных с патологией лобных долей, для которых характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших своё значение. Ориентация на сигналы высоковероятных событий делает поведение адекватным и результативным. Однако в особых условиях, в ситуациях со значительной степенью неопределённости при явном дефиците прагматической информации необходимо учитывать и возможность маловероятных событий. Для реакций на сигналы с нужной вероятностью их подкрепления важна сохранность гиппокампа- второй "информационной" структуры мозга.

Лобные отделы новой коры имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды.

Постепенно накапливаются данные, свидетельствующие о роли межполушарной ассиметрии в формировании эмоций. К настоящему времени информационная теория П.В. Симонова- это единственная цельная система представлений о формировании эмоций, только она позволяет соединить поведенческие функции эмоций с необходимыми для этих функций структурами мозга.

Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям в эмоциональной сфере человека. Преимущественно развиваются 2 синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении- от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. Это обуславливается тем, что лимбическая система, как основной "резервуар" эмоций, тесно связана с разными зонами коры больших полушарий, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными долями мозга (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект).

Настало время рассмотреть их взаимодействие в образовании эмоций, их роль и значимость.

Нервные центры эмоций.

Жизнь большинства людей направлена на то, чтобы уменьшить страдания и извлечь как можно больше наслаждения. Наслаждение или страдание зависит от активности определённых структур мозга.

Американский физиолог Уолтер Кеннон в 30-х г.г. пришёл к выводу о том, поток возбуждения, возникающего при действии эмоциональных стимулов, в таламусе расщепляется на две части: к коре, что обусловливает субъективное проявление эмоций (ощущение страха или уверенности), и к Hpt, что сопровождается характерными для эмоций вегетативными сдвигами. Позже эти представления были уточнены и детализированы в связи с обнаружением роли лимбической системы в формировании эмоций. В центре этой системы находится Hpt , которому принадлежит ключевая позиция, а снаружи с лимбической системой взаимодействуют лобные и височные области коры. Ретикулярная формация ствола мозга поддерживает необходимый для функционирования уровень активности лимбической системы. О роли отдельных структур мозга можно судить по результатам их стимуляции через вживлённые в ткань мозга электроды. Благодаря этому методу были выявлены чрезвычайно малые области Hpt, раздражение которых приводило к появлению пищевого или оборонительного поведения, сопровождавшегося характерными вегетативными реакциями. Такие структуры можно определить как мотивационные. Наиболее обычным для них медиатором является норадреналин. При использовании этого метода были обнаружены области мозга, раздражение которых сопровождалось появлением положительных и отрицательных эмоций. Положительные эмоции были получены при стимуляции ядер перегородки (эйфория), лимбических структур среднего мозга, передних ядер таламуса. Основным претендентом на роль медиатора эмоциогенно- позитивных структур является дофамин и эндорфины. Повышение образования эндорфинов приводит к улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения, уменьшению или устранению болевых ощущений. Отрицательные эмоции были получены при раздражении миндалин и некоторых областей Hpt. Медиатором для этих структур является серотонин.

Помимо мотивационных и эмоциогенных существуют информационные структуры. К ним принадлежит гиппокамп, при раздражении которого отмечается спутанность сознания, временная потеря контакта с врачом. По типу медиатора такие структуры чаще всего оказываются холинэргическими.

Эмоции "запускаются" мозгом, но реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, ширины зрачков, секреции слюны и т.д. При этом симпатический отдел мобилизует энергию и ресурсы тела.

Как известно, эмоции возникают не сами по себе, а всё начинается с потребности организма. Потребности организма прежде всего воспринимаются хеморецепторами кровеносного русла и специальными центральными хеморецепторами, которые представлены в ЦНС. Также особенно богаты ими некоторые области ретикулярной формации ствола головного мозга и Hpt.

Раздражённые участки возбуждаются. Возбуждение адресуется в лимбические образования головного мозга. Последние объединяют такие морфологические образования, как перегородку, миндалину, гиппокамп, поясную извилину, свод головного мозга и мамиллярные тела. Выход гипоталамических возбуждений на эти структуры головного мозга осуществляется через медиальный пучок переднего мозга. Анализ функций передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины и Hpt свидетельствует о том, что взаимодействие этих структур мозга необходимо для организации поведения.

При усилении гипоталамического возбуждения последнее через передние ядра таламуса начинает распространяться и на передние отделы коры больших полушарий.

Физиологические основы эмоций.

Эмоции- это необходимый фундамент для повседневной и творческой жизни людей. Они вызываются действием на организм, на рецепторы и,следовательно, на мозговые концы анализаторов определённых раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования. Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию. Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, вызывают поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих на вегетативную иннервацию органов.

Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрёстом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер- симпатические. Следует учесть, что в одних системах организма при эмоциях преобладают симпатические влияния подбугровой области, например в сердечно- сосудистой, а в других- парасимпатические, например в пищеварительной. Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции. Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление.

При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатической- уменьшается. В результате возбуждения симпатической системы и усиления пластического тонуса может наступить оцепенение мускулатуры, реакция обмирания, застывание тела в определённой позе- каталепсия.

Теории эмоций.

Всем известны висцеральные изменения, которые сопровождают эмоциональное возбуждение, - изменения в ритме сердца, дыхания, в моторике желудка и кишечника и т.п. Уже не меньше ста лет учёные хорошо знают, что всеми этими изменениями руководит мозг. Но каким образом мозг вызывает эти изменения и как они связаны с эмоциями, которые испытывает личность, было и остаётся предметом споров.

Поясную извилину можно сравнить с коробкой переключения передач. При стрессе она заедает, что делает нас негибкими и мы утрачиваем способность приспосабливаться. Такая поведенческая жесткость значительно снижает нашу стрессоустойчивость. Сегодня я расскажу, как нормализовать активность поясной извилины (большинство упражнений из книги Амена "Мозг и любовь").


Детское поведение.

Поймите, что проблемы с поясной извилиной - это не ваши черты характера или особенности, а это проявления уставшей стрессовой поясной извилины. Это детское поведение, когда у ребенка еще недозрела поясная извилина: он любит сосать соску, долго делать одно и тоже, обожает ритуалы и часто расстраивается, если ритуал не соответствует.

Дети часто хотят только «любимую куклу» и отказываются взаимодействовать, если это не так. С укрепление префронталики такое поведение ослабляется, но может вновь активизироваться у взрослых

Отвлекайтесь.

Замечайте, когда начинаете фиксироваться, отвлекитесь и возвращайтесь к теме позже. Первый шаг к коррекции нарушений деятельности мозга состоит в том, чтобы заметить, что вы «подвисли», и отвлечься от мыслей, которые начали свой бег по кругу. Отдавать себе отчет в появлении навязчивых мыслей очень важно для того, чтобы их контролировать. Как только вы поймаете себя на том, что мысль пошла по кругу, отвлекитесь от нее. Вставайте и займитесь чем-нибудь еще. Отвлечение очень часто оказывается эффективным.

Некоторые из пациентов с нарушением функций поясной системы отмечают, что им помогает составлять список занятий, отвлекающих от навязчивых мыслей.

Например:

  • петь любимые песни;
  • слушать музыку, поднимающую настроение;
  • пойти пройтись;
  • сделать работу по дому;
  • поиграть с животными, которые живут у вас дома;
  • помолитесь;
  • сосредоточить все свое внимание на одном слове и не позволять другим мыслям пробираться в сознание (представьте себе швабру, выметающую остальные мысли).

Если активно отвлекаться от навязчивых мыслей и их блокировать, со временем они потеряют над вами свою власть.

Практики осознанности

Наблюдайте за собой и обращайте внимание, когда вы «зафиксировались» или начали обсасывать проблему, вместо того, чтобы ее решать. Запомните, что значение имеют лишь мысли, которые влекут за собой действия и только. Подробнее читайте про осознанность.

Все части невральной оси работают сообща, но два ее участка имеют особые механизмы, которые обеспечиваются их нервными отростками, идущими во всех направлениях. Речь идет о передней поясной коре (ППК) и миндалевидном теле.

Начнем с ППК (более полную информацию можно найти в Lewis and Todd, 2007; Paus, 2001). ППК тесно связана с эволюционно молодыми областями префронтальной коры – дорзальной (задней) лобной корой и латеральной (боковой), вместе эту зону обозначают трудно- произносимым термином «дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПК)». Эта зона коры – главный нервный субстрат оперативной памяти ДЛПК – своего рода временное подсобное хранилище, куда мозг выкладывает информацию, требуемую для решения насущной задачи и принятия решений.

Кроме того, ППК имеет постоянные контакты с дополнительной двигательной зоной коры, где планируются новые действия. Через эти связи ППК организует наши действия, направленные на достижение определенных целей. Когда цель становится ясной, фрагменты нашего внутреннего опыта, который необходим для достижения цели, собираются в единое целое, и этот процесс выражается в так называемой нейральной когерентности (согласованности).

По «приказу» ППК множество далеко отстоящих (по микроскопическим масштабам) друг от друга областей начинают пульсировать совместно, координируя фазы всплесков и затуханий, возбуждения и торможения. Обычно эта нейронная синхронность пульсирует в гамма-ритме – от 30 до 80 раз в секунду (Thompson and Varela, 2001). ППК – главный куратор нашего внимания. Она следит за осуществлением нашего продвижения к целям и отмечает противоречия между ними. Ее верхние уровни осуществляют усиленный контроль, преднамеренное и постоянное регулирование мыслей и поведения. Эти области созревают лишь к 3–6 годам (Posner and Rothbart, 2000). В основном именно поэтому дети хуже контролируют себя, чем взрослые. ППК работает каждый раз, когда вы осознанно выполняете свое намерение. Через плотные двусторонние связи с миндалевидным телом, гиппокампом и гипоталамусом ППК влияет на эмоции и сама подвергается их влиянию.

Можно сказать, что именно тут расположен главный центр соединения мыслей и чувств (Lewis, 2005). Укрепление ППК (с помощью медитаций, например) помогает человеку думать яснее, когда он чем-то расстроен, и привносит в логические рассуждения тепло и эмоциональную разумность. Иными словами, ППК находится в самом центре идущей сверху вниз преднамеренной, централизованной обдуманной мотивации.

Не думайте, а пишите.

Если вы застряли на каком-то образе или мысли возьмите лист бумаги и напишите, что вы там видите или думаете, а затем, опять же напишите, как из этого выйти или как ситуацию можно развить дальше. Писать надо потому, что в обдумывании сюжета и его письменном оформлении участвует довольно много других отделов мозга. Это позволит импульсу, застрявшему в цингулярной извилине сбежать из места заключения.

Помогают разные письменные техники: можно просто писать все, что придет в голову. Если вас терзает ситуация, выпишите все возможные способы ее решения, даже самые абсурдные и все возможности. Важно: не обдумать, а выписать – в этих процессах задействуются разные отделы мозга! Если кажется, что решить проблему сложно, опять поможет старый проверенный план. Тоже в письменной форме, но с точными и яркими деталями. Точное время исполнения, если вы склонные к навязчивостям, не стоит приделывать. Это будет сильно отвлекать от выполнения плана.

Если вы фиксируетесь на одной мысли, часто помогает записывание ее, чтобы от нее избавиться. Когда вы ее записываете, она часто уходит из головы. Видя ее написанной на бумаге, легче справиться с ней рациональными методами. Если навязчивые мысли приводят к проблемам со сном, держите рядом с кроватью бумагу и карандаш, чтобы их записывать. Записав такую назойливую мысль, составьте список того, что вы можете с этим сделать и чего вы сделать не в состоянии. Скажем, если вас волнует ситуация на работе, получите ли вы повышение или нет, сделайте следующее.

1. Запишите эту мысль: «Я волнуюсь, получу ли я повышение на работе».

2. Запишите, что вы можете сделать с причиной вашего беспокойства:

«На работе я могу стараться изо всех сил».

«Я по-прежнему буду надежным, трудолюбивым и творческим работником».

«Я сделаю так, что начальник не будет сомневаться в том, что я заслуживаю повышения». «Уверенно, но не хвастаясь, я расскажу своему начальнику о том, что я сделал для нашей компании».

3. Составьте список вещей, которые вы не в состоянии сделать по поводу своего беспокойства: «Я не могу решать за начальника».

«Я не могу желать этого повышения больше, чем я его желаю».

«Я не в состоянии напрямую повлиять на решение о моем повышении. Мое волнение здесь не поможет».

«Я не в состоянии сделать так, чтобы решили повысить именно меня (хотя очень многое зависит от моего настроя и работы)».

Используйте это несложное упражнение, чтобы вырваться из круговорота мыслей, которые не дают вам спать по ночам и держат вас в напряжении.

Взгляд со стороны.

Если вы зациклились на проблеме, то взгляд со стороны – лучшее решение. Не стесняйтесь просить помощи у друзей, если никак не справитесь с крутящимися в голове мыслями. Но не так чтобы друг вам сказал, что-то типа» плюнь и забудь» или « о каких отвратительных вещах ты думаешь». Надо чтобы он помог вам проработать материал застрявший в вашей голове.

Если все попытки избавиться от навязчивых мыслей остаются безуспешными, часто помогает обращение за советом к тому, с кем вы можете обсудить свои волнения и страхи или навязчивые действия. Иногда, только рассказывая о том, что вам не дает покоя какая-то мысль и т. д., вы вдруг обнаруживаете, что видите выход. На протяжении нескольких лет сам я искал решений, обсуждая проблему с людьми более опытными, чем я. Другие могут стать просто слушателями: формулируя перед ними свою проблему, вы получаете возможность видеть новые варианты решений и сверять свое восприятие с восприятием окружающих.

Придумайте парадокс.

Тренируйте парадоксальное мышление. Рассматривайте проблему с разных сторон, с разных точек зрения, с изучением за и против.

Физическая активность.

Да-да, и она тут же. Говорят, что именно эти отделы при регулярных упражнениях начинают лучше функционировать. Даже простое приседание требует быстрое переключение с одной группы мышц на другую. Это кроме всего прочего полезного, что случается от физической активности. Физические упражнения нередко оказываются весьма эффективным средством для снижения беспокойства и повышения когнитивной гибкости. Во время тренировок в тканях мозга повышается уровень триптофана. Как отмечалось, молекула триптофана обладает сравнительно небольшими размерами, и потому ей нередко приходится бороться с более крупными молекулами за возможность проникнуть в мозг. При физических нагрузках организм использует аминокислоты с более крупными молекулами для восстановления мышечной силы, таким образом снижая их содержание в крови. В это время триптофан может в больших количествах поступать в мозг, повышая уровень серотонина. Кроме того, физические нагрузки повышают вашу энергию и отвлекают от неприятных навязчивых мыслей. Я часто советую конфронтационным детям чаще заниматься физкультурой: это помогает им повышать уровень триптофана и легче взаимодействовать с окружающими.

Раскрепостить мышцы лица

Покривляться перед зеркалом, сделать антистрессовый массаж лица и головы (техника есть вот в этом видео). Нервные тики и подергивания глазом – это четкий индикатор проблем с поясничной извилиной. При стимуляции моторной зоны поясной коры возможны тикоидные движения, вовлекающие мышцы губ, языка, кистей, которые человек может задержать волевым усилием.

Спонтанность.

Станцевать, поиграть в любую игру, пойти в новое место, сделать что-нибудь необычное. Нейроны поясной моторной коры активируются при движении, причем в ее каудальной части особенно высока доля нейронов, избирательно активирующихся при спонтанных движениях. Спонтанность прекрасно снижает гипертонус поясной извилины и уменьшает уровень стресса. Чтобы вылечить эту часть нашего сознания, нам следует в том числе приучать его к поиску новых вариантов и опций и новых идей.

Выбрасывайте старые вещи и обновляйте все, что можно.

Характерная черта поражения поясной извилины – это синдром Плюшкина.
Пациенты с синдромом Плюшкина - патологические накопители, которые страдают от крайнего пренебрежения к себе, апатии, эмоциональной лабильности, подозрительности и отсутствия стыда. Все это часто оборачивается против них. Синдром Плюшкина часто ведет к социальной изоляции, которая нарастает по мере того, как в жилище у человека накапливается хлам, а внешность меняется под действием болезни. Такие люди накапливают огромное количество ненужных вещей, безразличны к грязи и мусору, недоброжелательны к посетителям и, как правило, так или иначе сопротивляются попыткам помочь им изменить образ жизни. При этом они не всегда бывают нищими: просто предпочитают не расходовать средства. Считается, что синдром возникает из-за нарушений в работе передней части поясной извилины и островковой доли, которые обычно задействованы в процессе принятия решений.

Пауза

Как уже отмечалось, у многих людей с нарушением деятельности поясной системы наблюдается склонность автоматически отвечать «нет». Боритесь с этой склонностью. Прежде чем отреагировать на просьбу или на вопрос привычным «нет», сделайте вдох и подумайте, на самом ли деле отрицательный ответ в данном случае оптимальный. Нередко помогает такая схема: вдох, пауза в течение трех секунд, потом в течение пяти секунд делать выдох. Это дает вам дополнительное время перед ответом. Например, если ваш супруг зовет вас в постель заняться любовью, прежде чем ответить, что вы устали больны, очень заняты или не в настроении, сделайте глубокий вдох. Пока вы делаете вдох, подумайте, на самом ли деле вы хотите отказать своему партнеру. На самом ли деле вам будет лучше, если вы ответите: отказом и продолжите заниматься своими делами, или для вас все-таки лучше быть в близких отношениях с этим человеком. Автоматическое «нет» разрушило не одну любовь. Дайте себе достаточно времени, чтобы задаться вопросом, на самом ли деле вы имеете в виду «нет», отвечая «нет»?

Осознанность н ачинается с умения взять паузу.

Не спорьте.

Если вы с кем-то спорите и видите, что этот человек стал «упираться», возьмите паузу, сделайте перерыв. Пусть он продлится десять минут, десять часов или десять дней! Если вы сумеете отвлечься от ситуации lose-lose, в которой проигрывают все участники, то сможете позже вернуться к обсуждению и решить проблему.

Очень давно я понял, что не надо спорить с теми, у кого нарушена функция поясной системы. Когда человека «замыкает» на какой-то мысли или действиях, логические доводы обычно не помогают. Один из наиболее эффективных, по моим наблюдениям, способов общения с «замкнувшимися» состоит в следующем: я коротко излагаю то, что хочу сказать. Если я вижу, что мой собеседник начинает замыкаться на своей позиции, я стараюсь переменить тему и переключить его внимание. Это дает время его подсознанию переварить то, что я успел сказать, не вступая с этой мыслью в конфронтацию. Часто оказывается, что, когда мы возвращаемся к этому разговору какое-то время спустя, человек уже легче принимает мою точку зрения.

Эта техника часто помогает в общении с подростками. Многие из них спорят и перечат старшим в силу естественного процесса взросления и отделения от родителей. Я предлагаю родителям уходить от противостояния с детьми, быстро изложив свою позицию и переключаясь на другую тему. Если речь идет о принципиальных вопросах, вернитесь к их обсуждению позже.

Один из лучших советов, которые я даю парам с семейными проблемами, остается такой: «Ступайте в туалет». Если вы видите, что ваш партнер начинает повторяться, а его поясная система все больше вовлекается в ваш спор, извинитесь и скажите, что вам надо в туалет. Мало, кто станет спорить с человеком, ощутившим столь естественную потребность, а между тем пауза в споре часто оказывается полезной. Если ваш собеседник вошел в особенно крутое «пике», возьмите с собой книжку потолще и не выходите подольше.

Научитесь обращаться с «трудными» детьми

Сталкиваясь с «трудными» детьми, следует помнить два главных совета. Такие дети часто фиксируются на негативном поведении. Если удается найти к ним правильный подход, это может изменить всю их жизнь. Первый совет состоит в следующем: чтобы нарушить их фиксацию на навязчивых мыслях или действиях, из-за которой они и становятся упрямыми и враждебными, постарайтесь понять, в какой момент их отвлечь. Отвлечение - действенная техника, которая хорошо помогает освобождать от «фиксации» людей с нарушенной функцией поясной системы. Отвлеките такого ребенка, сменив тему разговора, переключив его внимание на физическую активность (отправьте его погулять, предложите поиграть) или на задание, в котором есть упражнение на отвлечение внимания.

Родителям детей с нарушенной функцией поясной системы очень важно утвердить свою «высшую» власть. Родители не должны позволять, чтобы конфронтационное поведение оказывалось выигрышным. В противном случае они только развивают в ребенке эту склонность, которая вполне может испортить ему всю дальнейшую жизнь. Родители, потакающие требованиям, не приучают ребенка подчиняться власти. Поэтому этим детям приходится трудно в школе и в обществе. Самые эффективные дети, как правило, вырастают у авторитарных родителей, придерживающихся твердых позиций. Точно так же, как людям с ОКР бывает труднее противостоять навязчивым мыслям и действиям, если они им поддаются, так же и конфронтационное поведение у детей, если ему уступать, становится только хуже. Чем раньше вы отучите детей от такого поведения, тем будет лучше для всех. С этой целью я разработал свод правил для родителей, который стал первым шагом в обучении обращению с такими детьми. Очень важно четко формулировать правила и дать понять, что вы не намерены от них (этих правил) отступать. Вот два правила, касающиеся конфронтационного поведения.

Делай, что говорят родители, с первого раза.

Никаких споров с родителями.

Эти правила устанавливают, что у вас, как у родителя, есть власть, и вы не позволите ребенку ругаться с вами. Если вы возьмете за правило добиваться от своих детей послушания с первого раза, они будут знать, что это то, что от них требуют. Если они не послушались, следует немедленно пресекать непослушание. Не надо повторять свою просьбу по сто раз. В этом случае шансы, что вы обидите своего ребенка словом или действием, многократно возрастают. Если вы попросили ребенка что-то сделать, а он отказывается или медлит - не откладывая «на потом», скажите ему так: «Выбирай. Можешь сделать это сейчас, или подожди, и сделаешь это позже. Мне все равно. Решай сам». Если ребенок не торопится сразу выполнить вашу просьбу, дайте ему тайм-аут. При необходимости этот алгоритм можно повторить. В случае непослушания принимайте меры быстро, твердо, без эмоций. Чем эмоциональнее вы начинаете общаться, тем хуже ведут себя такие дети. Здесь важна последовательность.

Второе правило (никаких споров с родителями) в отношениях с конфронтационными детьми чрезвычайно важно. Если вы позволяете такому ребенку спорить с собой, это только усиливает и усугубляет его сопротивление, вызванное нарушением в поясной системе. Конечно, вам интересно выслушать мнение своего ребенка.

Однако следует проводить грань между высказыванием своего мнения и спором. Может быть, есть смысл предупредить ребенка: «Конечно, мы твои родители и хотим знать твое мнение. Но если ты повторил его больше двух раз, то это уже спор».

Такого рода «родительские интервенции» всегда эффективны, если происходят на фоне хороших отношений между родителями и ребенком. Родители, развивающие «лимбическую» связь с собственным ребенком, общаясь с ним и выслушивая его, реже сталкиваются с такой проблемой, как конфронтационное поведение.

Суммируем сказанное. В отношениях с конфронтационными детьми при необходимости используйте метод отвлечения, оставаясь вместе с тем твердыми и авторитарными. Посмотрите, сколько вы ссоритесь с ними. Не стоит ссориться по любому вопросу. К сожалению, у конфронтационных детей один или оба родителя страдают нарушениями в поясной системе, а это только усугубляет проблемы такой семьи. Между тем нередко становится легче, когда родители проявляют известную гибкость.

Альтруизм

Если вы дочитали до этого места, то вот подарок – лучший способ снизить гипертонус поясной извилины. Ранние наблюдения за активностью мозга человека показали, что при совершении милосердного поступка у него повышается активность системы подкрепления. Эта система в мозге отвечает за чувство удовольствия, поэтому выходит, что человек, даже помогая другому, всё равно действует в своих интересах. Это было доказано в опытах на обезьянах.

Если обезьяна действовала в собственных интересах, у неё активизировались клетки орбитофронтальной коры, отвечающие за персональную выгоду. Если же макака отдавала сок другому, у неё срабатывали некоторые нейроны передней части поясной извилины, молчавшие во время «эгоистичного» поступка.

«Альтруистичные» нейроны не мешают получать удовольствие от помощи другому, а лишь указывают на дополнительный источник такого удовольствия. Эта же область мозга вовлечена в социальные взаимодействия: например, когда любимый человек попадает в трудную ситуацию, за него "переживает" именно поясная извилина.

Смерть.

Размышления о своей смерти и конечности бытия отлично снижают тонус поясной извилины. Советую. опубликовано

ФУНКЦИИ ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:

  • способность перемещать внимание с одного объекта на другой;
  • когнитивная гибкость;
  • способность к адаптации;
  • переключение с одной мысли на другую;
  • способность видеть выбор;
  • способность «плыть по течению»;
  • способность к сотрудничеству.

Глубоко в центральной части мозга, вдоль лобных до­лей, проходит поясная извилина. Это та часть мозга, которая позволяет вам переключать внимание с од­ного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую, видеть различные варианты решений. Считается, что она отвечает и за ощущение безопасности. На мой взгляд, точнее всего функции этой области мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность чело­века идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случа­ются ситуации, требующие когнитивной гибкости. На-

Поясная извилина

Поясная извилина.

Трехмерное изображение -
активный мозг.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид сверху.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид спереди.
пример, вы приходите на новую работу, и вам надо при­выкнуть к новой системе выполнения заданий. Если на прежней работе вы что-то делали иначе, то для того, чтобы добиться успеха на новом месте, важно понять, как перестроиться, чтобы понравиться новому начальст­ву и адаптироваться к новой системе. Когда ученики пе­реходят из начальной школы в среднюю, им пригодится когнитивная гибкость, чтобы хорошо учиться. Вместо одного учителя разные предметы начинают вести раз­ные учителя. Ученикам приходится заниматься, под­страиваясь под стиль каждого из учителей. Гибкость нужна и в отношениях между друзьями. Что годится в общении с одним другом, может оказаться совершенно неуместным в отношениях с другим.

Правильно справляться с переменами - одно из ос­новных условий личного, социального и профессиональ­ного роста. И в этом большим подспорьем, или преградой, может стать поясная система. Когда она функционирует правильно, мы лучше можем следовать повседневным об­стоятельствам. Когда ее активность снижена или, на­оборот, повышена, когнитивная гибкость бывает нару­шена.

Кроме переключения внимания, эта область мозга отвечает и за способность к сотрудничеству. При эф­фективной ее работе нам легко переходить в режим со­трудничества. Тем же, у кого функция этой части мозга нарушена, трудно переключать внимание, и тогда они начинают вести себя неэффективным образом.

Поясная система (наряду с другими областями ПК) участвует в процессе мышления, «заглядывающего в бу­дущее», например, в планировании и определении целей. При нормальной работе этой части мозга нам легче пла­нировать и ставить перед собой разумные цели. При на­рушениях ее работы человек склонен видеть опасность там, где ее нет, ждать неблагоприятного исхода ситуа­ций и чувствовать себя в этом мире очень уязвимым.

Для способности адаптироваться валено уметь распо­знавать существующие варианты. В моей профессии врачи, обладающие способностью адаптироваться, с го­товностью применяют новые идеи и технологии (после того, как под ними сформирована научная база), они могут предложить своим пациентам новые и интересные методы лечения. Медики с нарушением функций пояс­ной системы (среди тех, кого я сканировал, их было не­мало) обладают невосприимчивостью, работают так, как работали всегда, и отличаются авторитарностью («Если хотите, чтобы я вас лечил, делайте так, как я говорю»). Способность видеть варианты и новые идеи не дает за­держиваться в собственном развитии и не позволяет развиваться депрессии и враждебности.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАБОТЫ

ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:
  • беспокойство;
  • постоянное возвращение к прошлым обидам;
  • навязчивые мысли (об сессии);
  • навязчивое поведение (компульсия);
  • оппозиционное поведение;
  • стремление к спорам;
  • неспособность к сотрудничеству; стремление автома­тически говорить «нет»;
  • формирование зависимостей (алкогольной, наркотиче­ской, расстройства пищевого поведения);
  • хронические боли;
  • отсутствие когнитивной гибкости;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • ОКР спектральные расстройства;
  • расстройства пищевого поведения;
  • крайняя степень агрессивного вождения.

При нарушениях поясной системы человек имеет тенденцию «зацикливаться», постоянно возвращаться к одной и той же мысли. Они постоянно помнят прошлые обиды и травмы, будучи не в состоянии их «отпустить». Они могут фиксироваться на негативном поведении, у них может развиваться навязчивое поведение (напри­мер, постоянное мытье рук или стремление проверять запоры на дверях).

Один пациент с нарушенной функцией поясной сис­темы так описал свое состояние: «Это как белка в коле­се, когда мысли возвращаются снова, и снова, и снова». Другой пациент выразился иначе: «Это как постоянно нажатая кнопка перезапуска программы. Даже если я не хочу больше думать эту мысль, она все равно возвраща­ется».

На клинических состояниях, связанных с нарушени­ем работы этой области мозга, мы еще остановимся. А сейчас я хотел бы поговорить о, как я их называю, субклинических состояниях, обусловленных нарушени­ем работы поясной системы. Субклинические состояния выражены не до такой степени, как полноценные рас­стройства, однако при этом вполне могут ухудшать ка­чество жизни. Беспокойство, постоянная память про­шлых обид, отсутствие когнитивной гибкости и ригид­ность, может быть, и не являются поводом для визита к психотерапевту, но тем не менее окрашивают вашу жизнь в мрачные тона. Без этого можно обойтись».

СВОД

ФУНКЦИИ ЭПИФИЗА (шишковидного тела)

В функции эпифиза входит выделение трёх гормонов. Существующая в медицине интерпретация точек приложения гормона мелатонина не совсем верна.

Первый выделяемый эпифизом гормон является пусковым механизмом в создании своеобразного энергетического настроя на сон. Он в виде сигнала проходит по своду и поступает в мамиллярные тела. Последние стимулируют энергетическую составляющую процесса засыпания и вызывают выделение небольшого количества второго гормона в эпифизе. Он, в свою очередь, оказывает действие на доли таламуса и гипоталамус, запускает работу ромбовидной линзы и ядерной зоны гипоталамуса, а также вовлекает в свой энергофон поясные извилины. После включения этого механизма элементы свода создают на эпифизе фон, который стимулирует выделение третьего гормона для непосредственного переключения на сон. Человеку чаще всего снятся сны определённой эмоциональной направленности, то есть процесс обработки информации идёт либо в мажорных, либо в минорных тонах.

Рассмотрим функции свода, связанные с мамиллярными телами,– приёмом информации от арсенальных структур, а также роль стабилизирующих осей и работу свода при функционировании мамиллярных тел.

Передняя часть свода (столбы свода – columna), идущая к мамиллярным телам, имеет два радиальных слоя – наружный, более плотный, и несколько размягчённый внутренний. Внутренний слой отвечает за быструю реакцию психоэмоциональной сферы в целом, настроенную на адекватную оптимистическую волну. Небольшие фрагменты информационно-энергетических цепей, поступающие с арсенальных структур, поляризуют внутренний слой этого участка свода. Данная информация переносится на мамиллярные тела. Она не конкретна, а передаёт лишь общий фон сообщения. Мамиллярные тела при этом продуцируют собственное энергетическое поле соответствующей «окраски».

Для включения наружных структур свода, создающих устойчивый отрицательный сигнал, необходима гораздо большая информационно-энергетическая «бомбардировка». Этому противодействуют стабилизирующие оси: за счёт проходящих энергоинформационных цепей, имеющих ту или иную кредовую «окраску», они стремятся уравновесить эмоциональный настрой лимбической системы в целом. Существующие между осями энергомосты имеют тенденцию блокировать негативные воздействия на информационном уровне.

Рассмотренный ранее механизм формирования в гиппокампе законченных информационных цепей из энергофрагментов программ арсенала памяти помогает осуществлять воздействие лимбической системы и её эмоционального фона на низлежащие структуры и организм в целом.



Существует второй механизм, в который включены ножки свода, прилегающие к гиппокампу. Его функция заключается в игнорировании некоторых энергетических воздействий. Поступающая с арсенальных структур информация не воспринимается сводом, если она не гомологична его энергетике. Допустим, поступил фрагмент информации о каком- то прошедшем событии. Если он не гомологичен текущей энергетике свода, то не пройдёт на гиппокамп. При соответствующем настрое тот же фрагмент информации о прошлом событии может носить доминирующий характер. В этом случае он проходит на гиппокамп и используется как структурами гипоталамуса, так и мамиллярными телами.

Передние части столбов свода, пронизывающие гипоталамус, могут влиять на его ядра. Это зависит от степени гомологичности приходящих с арсенальных структур информационных цепей, которые энергетическими волнами прокатываются по своду. При резонансе ядер гипоталамуса с проходящей энергетической волной гомологичный раздел информации вызывает (через ядра) определённые эмоциональные всплески и ответные реакции организма. Подкорка полушарий возбуждается, причём информация не анализируется, а ответная реакция не имеет значительных внешних проявлений.

Данная структура входит в состав лимбической системы, выполняя следующие функции.

1. В поясной извилине присутствуют фрагменты энергетических структур большого числа самых крупных программ.

2. Создаёт собственный энергетический фон, влияющий на лимбическую систему.

3. Выполняет функции, схожие с функциями стабилизирующих осей больших полушарий: энергетическая структура поясной извилины до некоторой степени позволяет стабилизировать арсенальные программы. С её помощью создаётся энергетический фон на значимых арсенальных программах и определённых группах блуждающих импульсов до востребования.

Кроме того, поясная извилина связана с верхним кольцом биоэкрана, а также участвует в формировании «двойника» человека, расположенного над головой (см. гл. 5, разд. 5.8), что связывает её с перемещениями «двойника» в «параллельные миры».

Рассмотрим подробнее каждую функцию.

1. Программные оси кредовых арсенальных структур имеют сложное строение. До 90% кредовых программ, находящихся в белом веществе больших полушарий, имеют энергетические границы в двух долях поясной извилины. Программные оси связаны с дендритными сплетениями нейронов, но не образуют функциональных единиц.

В поясной извилине из-за присутствия множества структурных фрагментов кредовых программ, имеется информация как о количестве арсенальных программ, так и об их информационной насыщенности (речь идёт о группах программ). Это служит инициирующим фактором для заполнения информационно отстающих разделов арсенала, имеющих кредовую направленность.

2. В поясной извилине расположено особое энергетическое образование, сформированное из энергоинформационных составляющих каждой группы арсенальных программ. Группы отличаются друг от друга «оттенком» кредовости (энергонасыщенности). Энергонасыщенность в данном случае является величиной стабильной, зависящей от количества информации. Энергетический фон поясной извилины оказывает действие на информационные цепи, поступающие с арсенальных программ и структур лимбической системы. Лимбическая система, в свою очередь, также влияет на энергетическую составляющую поясной извилины, придавая её энергетике определённую эмоциональную «окраску».

3. В силу того, что поясная извилина представляет собой стабильное и энергетически насыщенное образование, она может выполнять функции, аналогичные функциям верхнего кольца биоэкрана (в пределах черепной коробки). В этом участке головного мозга образуется своеобразный энергетический диск, стабилизирующий лимбическую систему (рис. 6.8). При кратковременной нагрузке этот диск способен поддерживать лимбическую систему в равновесии, а при отклонении от него энергофон диска и короткоживущие нейрогормоны быстро возвращают её в исходное состояние. Данный энергетический диск не гомологичен стабилизирующим осям, поэтому последние с ним не взаимодействуют.

Функции поясной извилины и верхнего кольца биоэкрана схожи. Верхнее кольцо биоэкрана тесно взаимодействует с 7-й чакрой. Оно фокусирует и адаптирует энергетические процессы космического порядка к возможностям организма. Достаточно сходна роль и поясной извилины – адаптация импульсов до востребования и психоэмоционального фона низлежащих отделов к арсенальным структурам за счёт усреднения «окраски» их энергетическо

Нарушения в диске поясной извилины или других системах, связанных с ней, а также влияющие на неё отрицательные энергетические воздействия в виде аутоагрессии приводят к развитию состояния глубокой депрессии.

Я называю переднюю часть поясной извилины (ПЧПИ) мозговым переключателем передач. Эта извилина проходит по глубоким зонам лобных долей, на стыке полушарий. ПЧПИ позволяет нам переключать внимание, быть гибкими, адаптирующимися и меняться, подстраиваться под ситуацию, когда это необходимо. Если в этой части мозга наблюдается повышенная активность, люди склонны зацикливаться на чем-то (чаще на негативных мыслях и негативном поведении), склонны к беспокойству, затаенным обидам и оппозиционной, конфликтной позиции. Избыточную активность ПЧПИ связывают также с одержимостью, навязчивыми состояниями, что, в свою очередь, имеет отношение к расстройствам питания, в частности анорексии. Кроме того, ПЧПИ задействована в выявлении ошибок и позволяет нам замечать, когда что-то неправильно или не на месте. Если она гиперактивна, мы склонны видеть слишком много проблем, делать из мухи слона. Например, у некоторых женщин в предменструальный период снижается уровень серотонина, что увеличивает активность ПЧПИ, заставляющую их фокусироваться на том, что их расстраивает.

У одной моей знакомой ПЧПИ была сильно перевозбуждена. Рона замечала все промахи своего мужа и детей. И пока мы не нашли способ успокоить эту часть мозга, ничто не могло сделать ее счастливой.

Глубокая лимбическая система

Находящаяся в толще мозга глубокая лимбическая система непосредственно связана с эмоциональным настроем человека. Если эта область в меру активна, человек склонен быть более позитивным и оптимистичным. Когда лимбическая система перевозбуждена, негативное настроение может взять верх, снижаются мотивация и внутренние побуждения, ухудшается самооценка, растет чувство вины и беспомощности. Вот почему такие функциональные отклонения в работе лимбического мозга связывают с эмоциональными расстройствами.

Базальные ганглии

Окруженные глубокой лимбической системой, базальные ганглии задействованы в интеграции мыслей, чувств и движений. Эта часть мозга также причастна к уровню тревожности человека. Если базальные ганглии слишком активны, человек, как правило, страдает от симптомов тревожности и физического стресса, в частности головных болей, болей в животе и мышечного напряжения. Повышенная тревожность нередко создает условия для переедания, особенно тягу к сладким и мучным продуктам (т. е. из простых углеводов), обладающих успокаивающим эффектом. Человек будет переедать, чтобы успокоить свои страхи или ослабить напряжение. Базальные ганглии также связаны с чувством удовольствия и экстаза.



В этой же области мозга «работает» кокаин, провоцируя выработку гормона интереса и удовольствия - дофамина. Печенье, пирожные и другие полные сахара и жира лакомства тоже активизируют эту область. Не зря, как я уже упоминал, сахар вызывает более сильную зависимость, чем кокаин. Так, проведенное в 2007 году французскими учеными исследование позволило обнаружить следующее. Если крысам предоставляли выбор между кокаином и водой, подслащенной сахарином или сахарозой, подавляющее большинство зверьков (94 %) предпочитало сладкие напитки кокаину. Даже увеличение доз кокаина не могло оторвать крыс от сладкого.

Височные доли

Височные доли связаны с языковыми навыками, работой кратковременной памяти, стабильностью настроения, а также проблемами вспыльчивости. Эта область мозга причастна также к процессу идентификации (отвечает на вопрос «Что это?»): височные доли помогают нам распознавать вещи и явления и именовать их. Нормальная активность этой области обычно выражается в стабильности настроения и сдержанном поведении. Проблемы функции височных долей часто ведут к нарушениям памяти, нестабильности настроения и вспыльчивости.

Теменные доли

Теменные доли расположены в верхней задней части мозга и связаны с обработкой информации, поступающей от органов чувств, а также чувством направления. Они как бы отвечают на вопрос «Где?» - помогают нам узнать, где вещи находятся в пространстве, в частности найти ночью в темноте путь на кухню. Теменные доли являются одной из первых областей мозга, поражаемых болезнью Альцгеймера, и именно поэтому люди с этим заболеванием нередко теряются. Кроме того, теменные доли имеют отношение к синдрому отрицания собственного тела (дисморфофобия), таким как анорексия (страдающие анорексией истязают себя расстройствам питания и голодом, поскольку считают себя толстыми, даже когда достигают крайней степени истощения).

Затылочные доли

Расположенные в задней части мозга, затылочные доли связаны в первую очередь с процессом зрения - занимаются анализом визуальной информации.

Мозжечок

Расположенный в нижней части, за большими полушариями мозга, мозжечок ведает физической координацией, согласованностью мышления и причастен к скорости обработки информации. Между мозжечком и лобной корой существует множество связей, в силу чего ученые полагают, что мозжечок также имеет отношение к суждениям и контролю над побуждениями. При проблемах с мозжечком люди страдают от нарушений физической координации, медленно соображают и испытывают трудности с обучением. Алкоголь оказывает непосредственное токсическое воздействие на эту часть мозга, именно поэтому у пьяных нарушено равновесие и координация движений. Тренировка мозжечка за счет упражнений на координациюодновременно оптимизирует работу префронтальной коры и будет способствовать как способности к суждениям, так и физической ловкости.

Резюме по системам мозга

Префронтальная кора - суждения, предвидение, планирование и контроль над побуждениями.

Передняя часть поясной извилины - переключение внимания и выявление ошибок.

Глубокая лимбическая система - регуляция эмоций, задействована в формировании настроения и привязанностей.

Базальные ганглии - интеграция мыслей, чувств и движений, связаны также с ощущением удовольствия.

Височные доли - идентификация («Что это?»), а также память, стабильность настроения и проблемы вспыльчивости.

Теменные доли - обработка данных органов чувств и чувство направления («Где это?»).

Затылочные доли - зрение и обработка визуальных данных.

Мозжечок - координация движений и мыслей, скорость обработки информации и суждения.

Общая информация о 5 типах переедания, установленных AMEN CLINICS

Ответьте на вопросы анкеты, приведенной в приложении А, чтобы определить, подпадаете ли вы под какой-то конкретный тип или относитесь к нескольким одновременно, что случается достаточно часто. Основываясь на своих ответах, вы сможете более точно адаптировать эту программу под свои индивидуальные особенности, чтобы наконец-то стать стройнее, умнее и счастливее.



Рассказать друзьям