Олег Даль умер, потому что не хотел жить…. Олег Даль: биография, личная жизнь, жена, дети, причина смерти — фото Олег даль причина смерти ненормативная лексика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда 25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребёнок - худенький Олежечка - его мама была счастливей всех на свете. Но началась война, и ей вместе с крохотным сыном и старшей дочерью пришлось спешно покинуть родное подмосковное Люблино.

Сестра Олега, Ираида Крылова: "Проводница впихнула нас, народу полно, негде ни присесть, ни расположиться. Олег там уже хрипит, потому что пока бежали, переворачивался несколько раз. Маме уступили место, она попыталась его перепеленать и смотрит в ужасе - он уже вниз головой был. Как она его тащила, когда он рыдал и плакал…"

После войны семья Далей вернулась в Люблино. Ещё долго маленький Олег засыпал с трудом - ему всё чудилось, что самолёты летят бомбить город. И тогда мама читала ему "Буря мглою небо кроет…" Мама вообще обожала своего сына и гордилась его успехами - и когда он пел солистом в хоре Дунаевского, и когда играл негритёнка-Снежка в драматическом кружке, и когда научился играть сначала на пианино, потом на гитаре. И сочинения писал самые лучшие в школе. А после окончания учёбы неожиданно заявил родителям, что хочет стать актёром. Ради этого он даже самостоятельно избавился от дефекта речи (Олег с детства сильно картавил). И поступил, сразив педагогов "Щепки" блистательным прочтением лермонтовского "Мцыри".

Талантливый Даль, ещё будучи студентом, начал сниматься в кино, затем играл в Малом театре. И в "Современник" своего кумира Олега Ефремова пришёл уже большой звездой. Именно там он встретил свою большую любовь, ставшую и его первой женой, - актрису Нину Дорошину. 22-летний Олег влюбился в неё так сильно, что перестал замечать всё вокруг, в том числе и то, что сама Нина, как и все актрисы "Современника", была влюблена в Ефремова. Но даже несмотря на сумасшедшую влюблённость, так и не смог простить ей того, что Ефремов увел её прямо с их свадьбы. Брак развалился, по сути, даже не начавшись. Отныне актёр посвящал себя театру, который, впрочем, не сильно баловал его. Но зато когда ему доверили роль Васьки Пепла из горьковского "На дне", он играл с таким надрывом, что именно на него сбегалась посмотреть чуть ли не вся Москва.

Затем у Олега был второй брак. И тоже неудачный. Даль мучительно хотел семью, детей, а его вторая супруга, актриса Татьяна Лаврова, хотела только одного - играть в театре. Именно театр она любила больше всего на свете… Но, в конце концов, нашлась та самая женщина, которая подарила Далю долгожданный уют, семейный покой - ею стала Елизавета Эйхенбаум, третья жена актёра. Она ездила с ним на съёмки, готовила еду, стирала. В общем, обеспечивала крепкий семейный тыл. Только Олег - вечно ищущий, неугомонный, противоречивый - успокоиться не мог. И виной тому были работа в театре и кино. Он уходил из "Современника" и снова возвращался - потому как постоянно конфликтовал с коллегами, но жить без театра всё-таки не мог. И ещё метался в поисках своего кинорежиссёра. И если вдруг всё совпадало - и сценарий, и режиссёр, то Даль, одетый в вызывающе броский вишнёвый пиджак, мог бросить режиссёру: "Роль, вроде бы, неплохая. Если сойдёмся в позициях, может быть и соглашусь". Так, например, было на пробах к фильму "Женя, Женечка и "Катюша" (1967). Правда, режиссёр Владимир Мотыль с трудом сумел отстоять кандидатуру талантливого, но такого "неудобного" актёра на худсовете ("В нём нет стихийного обаяния", "В его облике не хватает русского национального начала", - утверждали чиновники). И отстоял не зря: роль Жени Колышкина по сей день остаётся одной из лучших в фильмографии Даля.

Потом была картина "Земля Санникова" (1973), которую сам Даль очень не любил - ему не дали спеть песню "Есть только миг", отдав её Олегу Анофриеву. Был фильм "Отпуск в сентябре" (1979), в котором Даль мечтал сняться. Он считал, что роль Зилова - его и только его, что Вампилов и писал её чуть ли не с него. Снялся. Только недолюбливавшие актёра чиновники положили фильм на полку на долгие восемь лет. Были и огромная стопка сценариев, которые Даль отверг по причине казавшейся ему неинтересности. Среди них ставшие легендарными "Безымянная звезда", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Экипаж". За отказ сняться в "Экипаже" актёр вообще попал в немилость чиновников "Мосфильма". Об этом Олег Иванович очень зло написал в своём дневнике: "Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня".

Последним фильмом для Даля стал "Незваный друг" (1980) Леонида Марягина. Вспоминает Марягин: "За два месяца, по-моему, до трагической гибели Олега он прислал мне письмо. Письмо такое печальное, с просьбой подумать и поискать какую-то работу, может быть, в Питере что-то есть или что-то в других телевизионных объединениях. В общем, крик душевный. А на полях письма нарисованы такие следы рукой Олега. Затем смотрю, нарисован Зилов в кепке. Но по этим полям следы вели к нарисованной аккуратненько могилке…"

В последние годы своей жизни Олег Иванович служил в Малом театре. И свой единственный спектакль в нём, как ему казалось, провалил с треском. Вечером он писал объяснительную записку, хотя никто не просил: "Ввод был мной провален и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок - позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас - мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы". Для него это была трагедия.

Но настоящая трагедия случилась в Киеве, куда Даль приехал на пробы на два дня. Именно поэтому и не взял с собой жену Лизу, которая за ним постоянно присматривала. Переболевший пневмонией, такой худой, что без рентгена все ребра были видны, бородатый (так нужно было для проб) - именно таким Лиза его и видела в последний раз…

Валентин Гафт: "Подошёл к нему художник в Киеве: "Я очень хочу нарисовать ваш портрет, когда это можно сделать?" Он сказал: "У вас в распоряжении один день". Вечером он пошёл на ужин. И дочка одного из артистов, когда они были за столом, вдруг сказала: "Папа, у Олега на лице печать смерти". Не знаю, правда или нет, но он рассказывал, что Олег остался ночевать, не поехал в гостиницу. Утром встал, выпили кофе-чай, и уезжая он сказал не "до свидания", а "прощай". Пришёл в гостиничный номер свой, закрылся. Что там произошло, неизвестно. Говорят какой-то таблеткой подавился, или что… Но когда сломали дверь, потому что ему надо было на пробы, а его не было, уже его не было..."

Олег Даль умер 3 марта 1981 года. "Вечёрка" и "Московский комсомолец" дали два чёрных квадратика - и всё. Потому что он не был не то что народным, даже заслуженным. Зато на площади перед Малым театром собралась огромная толпа, чтобы проститься - нет, не с заслуженным или народным - а просто с любимым артистом.

Когда 25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребёнок - худенький Олежечка - его мама была счастливей всех на свете. Но началась война, и ей вместе с крохотным сыном и старшей дочерью пришлось спешно покинуть родное подмосковное Люблино.

Сестра Олега, Ираида Крылова: "Проводница впихнула нас, народу полно, негде ни присесть, ни расположиться. Олег там уже хрипит, потому что пока бежали, переворачивался несколько раз. Маме уступили место, она попыталась его перепеленать и смотрит в ужасе - он уже вниз головой был. Как она его тащила, когда он рыдал и плакал…"

После войны семья Далей вернулась в Люблино. Ещё долго маленький Олег засыпал с трудом - ему всё чудилось, что самолёты летят бомбить город. И тогда мама читала ему "Буря мглою небо кроет…" Мама вообще обожала своего сына и гордилась его успехами - и когда он пел солистом в хоре Дунаевского, и когда играл негритёнка-Снежка в драматическом кружке, и когда научился играть сначала на пианино, потом на гитаре. И сочинения писал самые лучшие в школе. А после окончания учёбы неожиданно заявил родителям, что хочет стать актёром. Ради этого он даже самостоятельно избавился от дефекта речи (Олег с детства сильно картавил). И поступил, сразив педагогов "Щепки" блистательным прочтением лермонтовского "Мцыри".

Талантливый Даль, ещё будучи студентом, начал сниматься в кино, затем играл в Малом театре. И в "Современник" своего кумира Олега Ефремова пришёл уже большой звездой. Именно там он встретил свою большую любовь, ставшую и его первой женой, - актрису Нину Дорошину. 22-летний Олег влюбился в неё так сильно, что перестал замечать всё вокруг, в том числе и то, что сама Нина, как и все актрисы "Современника", была влюблена в Ефремова. Но даже несмотря на сумасшедшую влюблённость, так и не смог простить ей того, что Ефремов увел её прямо с их свадьбы. Брак развалился, по сути, даже не начавшись. Отныне актёр посвящал себя театру, который, впрочем, не сильно баловал его. Но зато когда ему доверили роль Васьки Пепла из горьковского "На дне", он играл с таким надрывом, что именно на него сбегалась посмотреть чуть ли не вся Москва.

Затем у Олега был второй брак. И тоже неудачный. Даль мучительно хотел семью, детей, а его вторая супруга, актриса Татьяна Лаврова, хотела только одного - играть в театре. Именно театр она любила больше всего на свете… Но, в конце концов, нашлась та самая женщина, которая подарила Далю долгожданный уют, семейный покой - ею стала Елизавета Эйхенбаум, третья жена актёра. Она ездила с ним на съёмки, готовила еду, стирала. В общем, обеспечивала крепкий семейный тыл. Только Олег - вечно ищущий, неугомонный, противоречивый - успокоиться не мог. И виной тому были работа в театре и кино. Он уходил из "Современника" и снова возвращался - потому как постоянно конфликтовал с коллегами, но жить без театра всё-таки не мог. И ещё метался в поисках своего кинорежиссёра. И если вдруг всё совпадало - и сценарий, и режиссёр, то Даль, одетый в вызывающе броский вишнёвый пиджак, мог бросить режиссёру: "Роль, вроде бы, неплохая. Если сойдёмся в позициях, может быть и соглашусь". Так, например, было на пробах к фильму "Женя, Женечка и "Катюша" (1967). Правда, режиссёр Владимир Мотыль с трудом сумел отстоять кандидатуру талантливого, но такого "неудобного" актёра на худсовете ("В нём нет стихийного обаяния", "В его облике не хватает русского национального начала", - утверждали чиновники). И отстоял не зря: роль Жени Колышкина по сей день остаётся одной из лучших в фильмографии Даля.

Потом была картина "Земля Санникова" (1973), которую сам Даль очень не любил - ему не дали спеть песню "Есть только миг", отдав её Олегу Анофриеву. Был фильм "Отпуск в сентябре" (1979), в котором Даль мечтал сняться. Он считал, что роль Зилова - его и только его, что Вампилов и писал её чуть ли не с него. Снялся. Только недолюбливавшие актёра чиновники положили фильм на полку на долгие восемь лет. Были и огромная стопка сценариев, которые Даль отверг по причине казавшейся ему неинтересности. Среди них ставшие легендарными "Безымянная звезда", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Экипаж". За отказ сняться в "Экипаже" актёр вообще попал в немилость чиновников "Мосфильма". Об этом Олег Иванович очень зло написал в своём дневнике: "Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня".

Последним фильмом для Даля стал "Незваный друг" (1980) Леонида Марягина. Вспоминает Марягин: "За два месяца, по-моему, до трагической гибели Олега он прислал мне письмо. Письмо такое печальное, с просьбой подумать и поискать какую-то работу, может быть, в Питере что-то есть или что-то в других телевизионных объединениях. В общем, крик душевный. А на полях письма нарисованы такие следы рукой Олега. Затем смотрю, нарисован Зилов в кепке. Но по этим полям следы вели к нарисованной аккуратненько могилке…"

В последние годы своей жизни Олег Иванович служил в Малом театре. И свой единственный спектакль в нём, как ему казалось, провалил с треском. Вечером он писал объяснительную записку, хотя никто не просил: "Ввод был мной провален и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок - позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас - мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы". Для него это была трагедия.

Но настоящая трагедия случилась в Киеве, куда Даль приехал на пробы на два дня. Именно поэтому и не взял с собой жену Лизу, которая за ним постоянно присматривала. Переболевший пневмонией, такой худой, что без рентгена все ребра были видны, бородатый (так нужно было для проб) - именно таким Лиза его и видела в последний раз…

Валентин Гафт: "Подошёл к нему художник в Киеве: "Я очень хочу нарисовать ваш портрет, когда это можно сделать?" Он сказал: "У вас в распоряжении один день". Вечером он пошёл на ужин. И дочка одного из артистов, когда они были за столом, вдруг сказала: "Папа, у Олега на лице печать смерти". Не знаю, правда или нет, но он рассказывал, что Олег остался ночевать, не поехал в гостиницу. Утром встал, выпили кофе-чай, и уезжая он сказал не "до свидания", а "прощай". Пришёл в гостиничный номер свой, закрылся. Что там произошло, неизвестно. Говорят какой-то таблеткой подавился, или что… Но когда сломали дверь, потому что ему надо было на пробы, а его не было, уже его не было..."

Олег Даль умер 3 марта 1981 года. "Вечёрка" и "Московский комсомолец" дали два чёрных квадратика - и всё. Потому что он не был не то что народным, даже заслуженным. Зато на площади перед Малым театром собралась огромная толпа, чтобы проститься - нет, не с заслуженным или народным - а просто с любимым артистом.

Один из самых любимых советских актёров, Олег Даль не получил звания заслуженного, ни, тем более, – народного артиста. В своей недолгой жизни он для многих был неугодным, требовательным и неудобным. Фильмов, в которых он снимался, могло быть больше, а театров, которые он часто менял – меньше. Но так распорядилась с этим талантливым и неординарным человеком его беспокойная судьба. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.

Он родился в 1941 году в Люблино, которое ещё не было Москвой, в интеллигентной семье и самого детства имел проблемы с сердцем. Ещё мальчиком, Даль проявлял способности к живописи, музыке и литературе. После окончания средней школы он, вопреки пволе родителей, захотелстать актёром и даже самостоятельно избавился от дефекта речи – картавости. Олег поступил в Щепкинское театральное училище и, после получения диплома, стал актёром Малого театра. Потом он пришёл в «Современник» к Олегу Ефремову, уже имея хорошую репутацию актёра. Там он встретил свою первую любовь – актрису Нину Дорошину, которая в 1963 году стала его женой. Но этот брак быстро распался: Дорошина, влюблённая в Ефремова, ему изменила.

Роли, которые Даль играл в «Современнике», были не слишком большими. Но в некоторых он, всё же, сумел выразить своё видение образа и московские театралы часто ходили в театр смотреть именно его игру. Дебютом Олега в кино стала драма «Мой младший брат», в которой он сыграл Алика. В 1966 году ему досталась интересная роль в военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша», где его заметили зрители, а роль Соболевского в следующем фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» сделала Олега Даля известным. Затем были блестящие роли в сказках, которые раскрыли талант актёра во всей его полноте: «Старая, старая сказка» и «Тень», роль шута в «Короле Лире» и Крестовского в «Земле Санникова», которую сам актёр не любил.

Становясь всё более популярным у зрителей, Даль не становился более счастливым. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не был удачным и длился полгода. Его часто не устраивали предлагаемые в спектаклях роли и он был требователен не только к себе, но и к режиссёрам, коллегам по сцене. Анатолий Эфрос вспоминал, что «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим» и в нём всегда чувствовался «мятеж… против… нелепостей жизни… её уродств». Олег часто отказывался от эффектных ролей и переходил из театра в театр. И ещё он пил, зная о том, что это вредно для сердца и может плохо кончиться.

Далю повезло сняться для ТВ в роли Печорина, о которой он мечтал, сыграть советского разведчика в мини-сериале «Вариант Омега», воплотив в жизнь мечту любого русского актёра и создать романтический образ принца Флоризеля. На театральной сцене у него тоже были интересные, отмеченные публикой и критикой удачи. Несмотря на то, что вся страна полюбила его за роли в кино, Даль был, в первую очередь, великолепным театральным актёром: чутким, тонким и изобретательным. Он играл «в собственном неповторимом образе» – по определению Вениамина Каверина. Но всё это было на каком-то изломе, с вечной возможностью сорваться, отказаться, броситься в омут забвения.

Его третьей женой стала Елизавета Эйхенбаум, которая сумела создать для мужа уют, заботу и стабильность в доме, но изменить его творческую жизнь ей было не под силу. Даль конфликтовал с начальством и окружающими и запивал. Во время творческой командировки в Киев, он, уехав от опеки жены, выпил, хотя держался уже несколько лет. Противоалкогольная ампула, вшитая ему врачами в 1973 году, вызвала соответствующую реакцию сосудов и наступил кризис. Вдова актёра выступала против этой версии, настаивая на том, что Даля сразил обычный сердечный приступ, но о «торпеде» упоминали многие из друзей Олега Ивановича.

Однако вопрос, почему умер Олег Даль, в 1981 году, в возрасте 39 лет, оказался не таким важным, как решение о его захоронении: ни на одном из главных столичных кладбищ не нашлось места для этого актёра. Проблему решали на высоком уровне и, наконец, власти обязали директора Ваганьковского кладбища отыскать подходящий участок в центре. Его нашли на заброшенной могиле русской балерины ХIХ века Рославлёвой. Там, в тесноте, и похоронен Олег Даль.

7337 Просмотров

Олег Даль – один из самых ярких актеров советского театра и кино. Этот человек прожил короткую жизнь, однако успел сыграть множество ролей, которые навсегда вписали его имя в летопись киноискусства.

Среди них – роли в фильмах «Король Лир» и «Земля Санникова», в мини-сериале «Приключения принца Флоризеля» и многих других лентах.

Детство и юность

Олег Даль родился в 1941 году в подмосковном городишке Люблино. Его отец, потомок легендарного составителя толкового словаря Владимира Даля, работал железнодорожным инженером, а мать была школьной учительницей.

В школе мальчик увлекался рисованием и литературным творчеством. Тем более неожиданным оказался его выбор после окончания десятилетки, когда Олег Даль решил поступать в Щепкинское театральное училище.

Родители выступали против, так как юноша с детства сильно картавил. Однако вопреки опасениям молодой человек прошел конкурс и был зачислен в ряды студентов.

Начало творческого пути

Олег Даль дебютировал в кино в 1962 году, когда снялся в роли эпизодического персонажа в фильме «Мой младший брат». Там его заметил Сергей Бондарчук и даже пригласил недавнего выпускника сняться в киноэпопее «Война и мир».

К сожалению, пробы оказались неудачными. Зато уже в следующей киноленте – это был детектив «Человек, который сомневается» - Олег Даль играет главную роль.

Кино- и театральная карьера

Дальнейшее восхождение к всесоюзной славе оказалось тернистым. Мешали вспыльчивый характер, максимализм и пристрастие к выпивке.

Скажем лишь, что главную роль в знаменитой военной трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша» (режиссер Мотыль) молодой актер получил только с третьей пробы – первые две сорвались из-за пьянок. Зато успех картины оказался абсолютным.

После выхода следующей ленты, «Хроники пикирующего бомбардировщика», Олега Даля наперебой приглашают к себе именитые режиссеры.

Параллельно актер играет в театре – сначала в «Современнике», затем в «Ленкоме» и в театре на Малой Бронной. Его самая известная театральная роль – Васька Пепел («На дне» Максима Горького).

Личная жизнь

Олег Даль оформлял официальный брак трижды. Первой его избранницей была актриса Нина Дорошина, сбежавшая прямо со свадьбы. Затем актер женился на Татьяне Лавровой – этот союз просуществовал всего полгода. И только в третьем браке знаменитый актер обрел, наконец, личное счастье.

Решающая встреча произошла в 1969 году на съемках фильма «Король Лир». Девушку-монтажера, покорившую сердце кинозвезды, звали Лиза Эйхенбаум.

Вскоре влюбленные поженились. Их семейные отношения были пронизаны нежностью, супруги практически никогда не расставались и окружали друг друга неподдельной заботой.

Хотя, возможно, порой Елизавете приходилось нелегко – ее супруг славился несносным характером, особенно когда бывал в подпитии.

Последние годы

В 1977 году Олег Иванович узнал, что на Ленфильме готовятся съемки фильма «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова. Актера утвердили на главную роль, и эта роль стала одной из лучших работ в кинематографе.

Вот только готовую картину назвали «упаднической» и не выпустили в прокат. Премьера фильма состоялась лишь в 1987 году, когда Даля уже шесть лет, как не было в живых.

Запрет картины стал ударом для Олега Ивановича. Добавим к этому работу на износ, частые конфликты с режиссерами, злоупотребление алкоголем – и проблемы с сердцем, тянувшиеся с детства.

В 1981 году, находясь в творческой командировке в Киеве, актер умер от инфаркта прямо в номере гостиницы, где жил. Ему не исполнилось и сорока лет. Похоронили Олега Даля на Ваганьковском кладбище в Москве.



Рассказать друзьям