М а осоргин биография по годам. Михаил Андреевич Осоргин (Mihail Andreevich Osorgin). Февральская революция и Осоргин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу своих будущих биографов. Он сам рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин, - находится в исключительно выгодных условиях: не успев состариться, мы прожили века".

Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Он принадлежал к одному из самых древних русских дворянских родов. Немаловажную роль в формировании личности и мировоззрения человека играют его детские годы. Поэтому следует обратить внимание на то, что будущий писатель провел свое детство в российской глубинке.

М.А. Осоргин родился 7 октября 1878 года в Перми. «В моих детских воспоминаниях отец и мать заслоняют сестер и брата», - пишет Осоргин в мемуарной повести «Времена».

Мать писателя – Елена Александровна Ильина была образованной женщиной, много читала и знала несколько языков. Свои знания она передала детям. Отец писателя – Андрей Федорович Ильин был судьей, разъезжал по уездным городам Пермской губернии и редко бывал дома. Он баловал и больше всего уделял внимание Мише – самому маленькому из детей. С ранних лет Михаил вместе со своим отцом отправлялись на прогулку в лес. В этих походах мальчик постигал красоту русского леса, его тайну и величие. Река для Осоргина – часть его жизни. Реально существующие Кама, Белая Дема, Волга, Ока – это реки, где он часто проводил время с удочкой, «сладко тупел от лодки и рыбной ловли», глядя на их воды, переосмысливая жизнь.В произведениях Осоргина мы встречаем «свою родную реку Оку», «желтоватую и радужную от нефти Волгу, с морщинками и солнечными всплесками», «стальную, многоводную и немного мрачную Каму». Изъездив всю Европу, Осоргин по-прежнему считал окрестности Камы прекраснейшими пейзажами в мире.

Детство, проведенное в Перми, сменилось юношеством. Осоргин уезжает в Москву. В 1897 году Михаил Осоргин поступает на юридический факультет Московского университета. В 1902 году оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой.

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».

В очерке «Девятьсот пятый год» (1930) писатель вспоминал, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальная литература, оружие. Осоргин был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Томскую область. В мае 1906 года он чудом оказался на свободе. Поначалу он скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политических эмигрантов.

В Италии Осоргин все больше и больше погружается в литературные занятия. С 1908 года Осоргин – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более четырехсот материалов Осоргина: репортажей, статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии – страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости».
В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются и рассказы: «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно узнать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

В 1916 году Осоргин возвращается на родину. Он приехал, так и не добившись официального разрешения, на свой страх и риск. Февральскую революцию поначалу он принял восторженно – как свержение идеалов своей молодости. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции, и не дать совершиться кровопролитию.

С первых дней Октябрьского переворота Осоргин призывает не подчиняться самозваному правительству. После того, как летом 1918 года вся оппозиционная печать была разгромлена, Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, а местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься было негде.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учеными на «философском теплоходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда». Но почти все написанные им книги – о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и Европы, фашизма и коммунизма.

Он видел противоречия современно ему жизни и сумел их показать. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку».

С началом Второй мировой войны Осоргин с женой вынужден был покинуть Париж. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине».

Михаил Андреевич Осоргин - известный российский писатель и журналист, автор большого количества эссе. Один из самых популярных масонов среди русских эмигрантов, основатель нескольких лож во Франции.

Происхождение

Родился Михаил Андреевич Осоргин в Перми в октябре 1878 года. Его фамилия при рождении была Ильин, псевдоним Осоргин появился позже. Это была фамилия бабушки. Его родители были потомственными столбовыми дворянами.

Отец занимался юриспруденцией, был одним из участников судебной реформы, проводимой императором Александром II. Брат Сергей, известный в губернии поэт и журналист, скончался в 1912 году.

Образование

Обучался в Пермской гимназии. В эти годы опубликовал свои первые работы в местной периодике. В "Пермских губернских ведомостях" вышел его некролог на смерть классного надзирателя, а в популярном в то время "Журнале для всех" в 1896 году -рассказ "Отец". Гимназию Осоргин окончил в 1897 году.

Сразу после этого поступил в Московский университет, на юридический факультет, решив идти по стопам отца. Будучи студентом, не оставлял работы журналиста, в основном писал статьи и эссе для уральских газет.

Стал одним из участников студенческих волнений, за что был выслан из Москвы обратно в Пермь. Диплом об окончании университета получил в 1902 году. Поступил на службу присяжным поверенным в Московскую судебную палату. Параллельно подрабатывал присяжным стряпчим в коммерческом, сиротском суде, а также юрисконсультом. В этот период издал свою первую публицистическую книгу - "Вознаграждение рабочих за несчастные случаи".

Политические взгляды

В 1903 году биография Михаила Андреевича Осоргина резко меняется - он женится на дочери известного народовольца Маликова. Тогда же формируются его политические взгляды.

Осоргин был рьяным критиком самодержавия, учитывая свое происхождение и анархический склад характера, принимает решение о вступлении в партию социал-революционеров. В первую очередь он поддерживал идеи эсеров о поддержке крестьянства, призывы отвечать на насилие насилием и даже террором.

Михаил Андреевич Осоргин на своей квартире в Москве организовывал сборы членов комитета прятал террористов. При этом непосредственного участия в революции сам не принимал, но активно участвовал в ее подготовке.

В ходе Февральской революции квартира Осоргина и дача в Подмосковье использовались как места для встреч партийных функционеров, здесь составлялись и тиражировались эсеровские воззвание и лозунги, партийные документы.

Сам Осоргин принял участие только в декабрьском восстании, проходившем с 20 по 31 декабря 1905 года. Тогда боевые дружины рабочих выступили против полиции, казаков, драгунов и Восстание было подавлено, достоверных данных о потерях не сохранилось.

Тюремное заключение и эмиграция

За участие в восстании Михаил Андреевич Осоргин был арестован и заключен в В заключении он провел около 6 месяцев. Спасло его только освобождение под залог. В тюрьму он был помещен как опасный баррикадист.

Едва освободившись, Осоргин сразу же эмигрировал, так как опасался дальнейшего судебного преследования. Сначала он отправился в Финляндию, оттуда вскоре переехал в другую скандинавскую страну - Данию. Затем жил в Германии, Швейцарии.

Нашел временное пристанище в Италии, в эмигрантской коммуне близ Генуи. В изгнании провел около 10 лет Михаил Андреевич Осоргин. Книги, выпущенные в этот период, посвящены жизни вдали от России, самая известная - "Очерки современной Италии" - увидела свет в 1913 году.

Жизнь в эмиграции

В эмиграции Михаил Андреевич Осоргин кратко ознакомился с основами творчества футуристов и сразу проникся их идеями. Особенно ему импонировали ранние представители этого направления, настроенные максимально решительно. Его работы в итальянском футуризме сыграли определенную роль в развитии данного направления.

В 1913 году происходит еще одно значимое событие - Михаил Андреевич Осоргин, личная жизнь которого к тому времени практически расстроилась, женится во второй раз. Его избранница - 17-летняя Роза Гинцберг, ради нее он даже принимает иудаизм. Ее отец - известный еврейский философ Ахад-ха-Ама.

Осоргин много путешествовал по Европе. Побывал на Балканах, в Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 году публично объявил о своем разочаровании в идеях эсеров и вскоре примкнул к масонам.

В эмиграции Осоргин продолжал писать для русских журналов. Его публикации выходили в "Русских ведомостях", "Вестнике Европы". В 1916 году тайно возвращается в Россию и живет в Москве.

Февральская революция

1917 год воспринял восторженно Осоргин Михаил Андреевич. Биография кратко отмечает, что Февральскую революцию он принял. Начал активно сотрудничать с новой властью, вошел в состав комиссии по разработке архивов и политических дел, которая тесно сотрудничала с охранным отделением. Печатался в литературно-историческом журнале "Голос минувшего".

В то же время выходят его произведения "Призраки", и его секреты", "Сказки и не сказки".

После Октябрьской революции

Победу большевиков Осоргин не принял, став их ярым противником. Из-за этого в 1919 году был заключен под арест. Освободили писателя только под поручительство Союза писателей и поэта Балтрушайтиса.

В 1921 году непродолжительное время работал в комиссии помощи голодающим. Однако в августе снова был арестован, в этот раз его выручил Нансен. Однако он был выслан в Казань. В 1922-м был выслан из страны на так называемом философском пароходе.

Второй этап жизни в эмиграции начал с Берлина, в 1923 году окончательно обосновался в Париже Осоргин Михаил Андреевич. Биография, семья писателя интересовали его сподвижников. Здесь опять произошли изменения, в 1926 году он женится в третий раз - на Татьяне Бакуниной, занимавшей должность профессора

Парижская судьба

Живя в Париже, Осоргин сохранял советское гражданство до 1937 года. После жил без официальных документов, так как французского гражданства так и не получил.

После начала Второй мировой Осоргин с женой бежали из оккупированного Парижа и поселились в городке Шабри, не занятом немцами. Здесь он написал свои последние значимые произведения - "Письма о незначительности" и "В тихом местечке Франции". В них осуждает начавшуюся войну, а также предсказывает упадок и даже гибель культуры.

Творчество Осоргина

Одно из своих самых известных произведений - роман "Сивцев Вражек" - Осоргин выпустил в 1928 году. Главные герои повествования - старый ученый, профессор орнитологии в отставке Иван Александрович, а также его внучка Татьяна. Она живет вместе с престарелым родственником и по ходу произведения превращается из юной девочки в молодую невесту.

Этот роман еще называют и хроникой. Это иллюстрируется тем, что повествование разворачивается не по строгой сюжетной линии. В центре "Сивцева Вражка" - дом, в котором живет профессор Иван Александрович. Литературоведы сравнивают его даже с микрокосмом. Образом солнца в центре этой Вселенной является настольная лампа в кабинете ученого.

Две основные идеи в творчестве Михаила Осоргина - любовь к окружающему миру и тяга к миру, на первый взгляд, не самых важных и обычных вещей.

Страсть к природе лежит в основе серии очерков, опубликованных Осоргиным в "Последних новостях" под псевдонимом Обыватель. Позднее они были выпущены отдельной книгой "Происшествия зеленого мира". В них просматривается глубокий драматизм.

Вторая основополагающая идея - в увлечении Осоргина собирательством книг и коллекционированием. В его собственности - огромная коллекция отечественных изданий, подробный перечень которых представлен в "Записках старого книгоеда", а также в сборнике исторических новелл, нередко критиковавшихся представителями монархического лагеря. В печати они выходили в 1928-1934 годах. Критики особенно рьяно отмечали в них непочтительное отношение к императорской семье и руководству православной церкви.

Пенсне

В 1924 году в Берлине, в журнале "Дни", вышел один из самых известных рассказов, автором которого является Михаил Андреевич Осоргин, - "Пенсне".

Произведение начинается с утверждения, что каждая вещь в нашем мире живет своей жизнью. Автор активно пользуется таким приемом, как олицетворение. С его помощью неодушевленные предметы приобретают человеческие качества. Например, часы у Осоргина шагают и кашляют.

Еще один излюбленный прием автора - метафора. С ее помощью ему удается придать обычным бытовым вещам особенный, неповторимый характер. Главным персонажем рассказа делает Михаил Андреевич произведения описывает его показательную историю.

В качестве доказательства того, что вещи порой живут сами по себе, автор приводит случаи, когда домашние предметы сначала неожиданно исчезают, а потом так же нежданно-негаданно находятся. Это шутливое доказательство в интерпретации Осоргина похоже на закон Мерфи.

В качестве примера автор приводит пенсне, которое пропало в самый неподходящий момент - во время чтения. Его поиски постепенно переросли в генеральную уборку всего дома, но даже когда все комнаты сияли чистотой, найти пенсне не удалось.

На помощь повествователю приходит его товарищ. К делу они подходят обстоятельно, чертят план комнаты с указанием мест, где могло пенсне оказаться, однако все поиски оказываются тщетными.

В финале обнаружить пенсне удается совершенно случайно. При этом сам факт его находки рассматривается героями как вполне естественное событие.

Повествователь относится к пенсне как к одушевленному объекту, который имеет свой характер, потребности и живет собственной жизнью. В конце концов, как и любое другое живое существо, жизнь пенсне подходит к концу. Оно умирает. Финал описан весьма трагически, по всем канонам драматического произведения. Оно погибло, разлетевшись на мелкие осколки.

Уникальный и своеобразный подход к изображению и пониманию сути вещей делает этот рассказ заметным в творчестве Осоргина.

В стане масонов

Начав жить в эмиграции, с 1925 года Осоргин участвует в организации нескольких масонских лож, работая при этом под эгидой "Великого востока Франции" - одной из старейших масонских организаций. Был одним из лидеров лож "Северная звезда" и "Свободная Россия", занимая при этом офицерские должности. Например, был досточтимым мастером.

По 1938 год являлся членом капитула - верховного совета великой коллегии Древнего и принятого шотландского устава.

Скончался и был похоронен во французском городе Шабри в 1942 году.

Осоргин Михаил Андреевич, настоящая фамилия Ильин (7 (19) октября 1878 — 27 ноября 1942) — русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.

Михаил Андреевич Осоргин; наст. фам. Ильин родился в Перми — в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин — юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

А философия ведь даже и не наука, хотя и зовется наукой наук. Ее рождает роскошь жизни или усталость от жизни. Она – пирожное. И еще она – насмешка. И еще она – уход. Жизнь же сейчас такова, что если от нее отойдешь на минуту – она от тебя уйдет на дни. Кто хочет выжить, тот должен за нее цепляться, за жизнь, карабкаться, других с подножки сшибать, - как в трамвае.

Осоргин Михаил Андреевич

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции — на насилие отвечать насилием, на подавление свободы — террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в её подготовку был вовлечён. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905—1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда — через Данию, Германию, Швейцарию — в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.

В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама, принял иудаизм (впоследствии брак распался).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

Биография

ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878−1942), русский прозаик, журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в т.ч. рассказ Отец, 1896). В 1897 поступил на юридический факультет Московского университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете (окончил курс в 1902), вел в годы учебы рубрику «Московские письма» («Дневник москвича») в газете «Пермские губернские ведомости». Доверительной интонацией, мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие рассказы Осоргина в жанре «физиологического очерка» (По наклонной плоскости. Из студенческой жизни, 1898; Арестантский вагон, 1899), романтической «фантазии» (Два мгновения. Новогодняя фантазия, 1898) и юмористические зарисовки (Письмо сынка к мамаше, 1901). Занимался адвокатурой, совместно с К. А. Ковальским, А. С. Буткевичем и др. основал в Москве издательство «Жизнь и правда», выпускавшее лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е. И. Алексеева, А. Н. Куропаткина, С. О. Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года.

В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца А. К. Маликова (мемуарный очерк Осоргина Встречи. А. К. Маликов и В. Г. Короленко, 1933). В 1904 вступил в партию эсеров (был близок к ее «левому» крылу), в подпольной газете которых в 1905 опубликовал статью За что?, оправдывающую терроризм «борьбой за благо народа». В 1905 во время московского вооруженного восстания был арестован, из-за совпадения фамилий с одним из руководителей боевых дружин едва не казнен. Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно освобожден под залог. Пребывание в Таганской тюрьме отразилось в Картинках тюремной жизни. Из дневника 1906 г., 1907; участие в эсеровском движении - в очерках Николай Иванович, 1923, где, в частности, упоминалось и об участии В. И. Ленина в диспуте на квартире Осоргина; Венок памяти малых, 1924; Девятьсот пятый год. К юбилею, 1930; а также в рассказе Террорист, 1929, и имеющей документальную основу дилогии Свидетель истории, 1932, и Книга о концах, 1935.

Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что «трудно отличить революционера от хулигана», и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии, 1913), рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки (1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете «Русские ведомости» и журнале «Вестник Европы», где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911), Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями итальянской культуры (статьи о творчестве Г. Д"Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др., о «разрушителях культуры» - итальянских футуристах в литературе и живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в «Русских ведомостях» была опубликована его ст. Дым отечества, вызвавшая гнев «патриотов» такими сентенциями: «…очень хочется взять российского человека за плечи… тряхнуть и прибавить: „А и горазд же ты спать даже и под пушку!“. Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По Родине (1916) и По тихому фронту (1917).

Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем - настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация предупреждал об опасности большевизма и „нового самодержца“ - Владимира, опубликовал цикл беллетризованных очерков о „человеке из народа“ - „Аннушке“, выпустил брошюры Борцы за свободу (1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и про вечный мир» (2-е изд., 1917), в которой ратовал за войну до победного конца, Охранное отделение и его секреты (1917). После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической забастовке, в 1918 в ст. День скорби предсказал разгон большевиками Учредительного собрания. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с М. О. Гершензоном подготовил устав союза), а также создателем знаменитой Книжной лавки писателей, ставшей одним из важных центров общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим («рукописным») издательством. Принимал активное участие в работе московского кружка «Студия Итальяна».

В 1919 был арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и Ю. К. Балтрушайтиса. В 1921 работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Помгол), был редактором издаваемого ею бюллетеня «Помощь»; в августе 1921 был арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство Ф.Нансена. Зиму 1921−1922 провел в Казани, редактируя «Литературную газету», вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы, перевел (по просьбе Е.Б.Вахтангова) пьесу К. Гоцци Принцесса Турандот (изд. 1923), пьесы К.Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о революции (опубликована глава Обезьяний городок). Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции был выслан из СССР (очерк Как нас уехали. Юбилейное, 1932). Тоскуя по Родине, до 1937 сохранял советский паспорт. Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923 - во Франции, где после женитьбы на дальней родственнице М. А. Бакунина вступил в наиболее спокойную и плодотворную полосу своей жизни.

Мировую известность принес Осоргину начатый еще в России роман Сивцев Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно скомпонованном ряде глав-новелл представлена спокойная, размеренная и духовно насыщенная жизнь в старинном центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, - типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает Первая мировая война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России Осоргин стремится взглянуть с точки зрения «абстрактного», вневременного и даже внесоциального гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с животным. Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции, упреки в «сырости», недостаточной организованности повествования, не говоря уже о явной его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева Вражка. Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли, светлая ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой любовью к своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат московского прошлого, обаяние главных героев - носителей безусловных нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки», как и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми воспоминаниями о семье писателя и создающая «чеховский» образ чистой и цельной героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб. Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор, свойственные манере Осоргина, проявились и в его «старинных рассказах» (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1838). Обладая отменным литературным вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.

Примечателен цикл романов на автобиографическом материале Свидетель истории (1932), Книга о концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух дано художественное осмысление революционных умонастроений и событий в России начала века, не лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и приводящее к мысли о тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов, а в третьем - жизни русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из активных деятелей которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала художественное новаторство Вольного каменщика, использование стилистики кинематографа (отчасти родственное поэтике европейского экспрессионизма) и газетных жанров (информационные вкрапления, фактуальная насыщенность, сенсационно-лозунговые «шапки» и т. п.).

Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм Осоргина нашел выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира (1938; первоначально публиковались в «Последних новостях» за подписью «Обыватель»), где пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с протестом против наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же «оберегающего» восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, - собранной писателем богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда (1928−1937), где в архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи выразился безошибочный слух прозаика на русское слово.

Незадолго до войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и Юность, обе 1938; Времена - опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940-1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции Письма из Франции. Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу отражены в книгах В тихом местечке Франции (изд. в 1946) и Письма о незначительном (изд. в 1952).

Родился Осоргин (настоящая фамилия Ильин) 7 (19) октября 1878 года в Перми в дворянской потомственной семье, корни которой идут от Рюрика. Во время учебы в гимназии начал публиковать свои первые работы.

В 1897 году стал учиться на юридическом факультете в Московском университете, через два года за поддержку студенческих протестов был отправлен домой под неформальным присмотром полиции. В 1900 году смог вернуться к университетской учебе и окончить образование в 1902 году. За студенческое время вел рубрику под названием«Московские письма» («Дневник москвича») в газете «Пермские губернские ведомости».

Работал адвокатом, в Москве вместе с К. Ковальским и А. Буткевичем открыл издательство «Жизнь и правда», публиковавшее лубочную литературу. Здесь Осоргин в 1904 году выдал брошюры «Япония» , «Русские военачальники на Дальнем Востоке», где были представлены биографии Е. Алексеева, А. Куропаткина, С. Макарова и др., а также «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года».

В 1903 году женился на дочери А. Маликова, известного народовольца. Через год стал членом партии эсеров. Опубликовал в подпольном издании статью «За что?» (1905), в которой выступил сторонником терроризма. В этом же году было поднято вооруженное восстание в Москве, за участие в котором попал под арест и был близок к казни, оказавшись однофамильцем с одним из руководителей протеста. Находясь в Таганской тюрьме, пишет «Картинки тюремной жизни».

Осоргина приговаривают к ссылке, но поздней весной 1906 года он освобождается под залог и уезжает в Италию. Пребывая за границей, продолжает публиковать в русской прессе свои стихотворения, рассказы и детские сказки. С 1908 года постоянно издается в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Приблизительно с 1914 года становится членом масонского братства Великой ложи в Италии. Через два года полулегально смог приехать на родину. Работал разъездным журналистом и организовывал выступы со своими очерками «По Родине» (1916) и «По тихому фронту» (1917).

В 1919 году вновь попадает под арест, но освобождается с помощью Союза писателей. В 1921 году работал при ВЦИК в Комиссии помощи голодающим и в редакции бюллетеня «Помощь». Осоргинаарестовывают в третий раз в конце лета 1921 года и отправлен в ссылку в Казань, где редактировал «Литературную газету», через год вернулся в Москву, но вновь был выслан из СССР.

ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878−1942), русский прозаик, журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в т. ч. рассказ Отец, 1896). В 1897 поступил на юридический факультет Московского университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете (окончил курс в 1902), вел в годы учебы рубрику “Московские письма” (“Дневник москвича”) в газете “Пермские губернские ведомости”. Доверительной интонацией, мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие рассказы Осоргина в жанре “физиологического очерка” (По наклонной плоскости. Из студенческой жизни, 1898; Арестантский вагон, 1899), романтической “фантазии” (Два мгновения. Новогодняя фантазия, 1898) и юмористические зарисовки (Письмо сынка к мамаше, 1901). Занимался адвокатурой, совместно с К. А. Ковальским, А. С. Буткевичем и др. основал в Москве издательство “Жизнь и правда”, выпускавшее лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е. И. Алексеева, А. Н. Куропаткина, С. О. Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года.
В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца А. К. Маликова (мемуарный очерк Осоргина Встречи. А. К. Маликов и В. Г. Короленко, 1933). В 1904 вступил в партию эсеров (был близок к ее “левому” крылу), в подпольной газете которых в 1905 опубликовал статью За что?, оправдывающую терроризм “борьбой за благо народа”. В 1905 во время московского вооруженного восстания был арестован, из-за совпадения фамилий с одним из руководителей боевых дружин едва не казнен. Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно освобожден под залог. Пребывание в Таганской тюрьме отразилось в Картинках тюремной жизни. Из дневника 1906 г., 1907; участие в эсеровском движении – в очерках Николай Иванович, 1923, где, в частности, упоминалось и об участии В. И. Ленина в диспуте на квартире Осоргина; Венок памяти малых, 1924; Девятьсот пятый год. К юбилею, 1930; а также в рассказе Террорист, 1929, и имеющей документальную основу дилогии Свидетель истории, 1932, и Книга о концах, 1935.
Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что “трудно отличить революционера от хулигана”, и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии, 1913), рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки (1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете “Русские ведомости” и журнале “Вестник Европы”, где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911), Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями итальянской культуры (статьи о творчестве Г. Д”Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др., о “разрушителях культуры” – итальянских футуристах в литературе и живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в “Русских ведомостях” была опубликована его ст. Дым отечества, вызвавшая гнев “патриотов” такими сентенциями: “…очень хочется взять российского человека за плечи… тряхнуть и прибавить: “А и горазд же ты спать даже и под пушку!”. Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По Родине (1916) и По тихому фронту (1917).
Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем – настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация предупреждал об опасности большевизма и “нового самодержца” – Владимира, опубликовал цикл беллетризованных очерков о “человеке из народа” – “Аннушке”, выпустил брошюры Борцы за свободу (1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и про вечный мир” (2-е изд., 1917), в которой ратовал за войну до победного конца, Охранное отделение и его секреты (1917). После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической забастовке, в 1918 в ст. День скорби предсказал разгон большевиками Учредительного собрания. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с М. О. Гершензоном подготовил устав союза), а также создателем знаменитой Книжной лавки писателей, ставшей одним из важных центров общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим (“рукописным”) издательством. Принимал активное участие в работе московского кружка “Студия Итальяна”.
В 1919 был арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и Ю. К. Балтрушайтиса. В 1921 работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Помгол), был редактором издаваемого ею бюллетеня “Помощь”; в августе 1921 был арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство Ф. Нансена. Зиму 1921−1922 провел в Казани, редактируя “Литературную газету”, вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы, перевел (по просьбе Е. Б. Вахтангова) пьесу К. Гоцци Принцесса Турандот (изд. 1923), пьесы К. Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о революции (опубликована глава Обезьяний городок). Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции был выслан из СССР (очерк Как нас уехали. Юбилейное, 1932). Тоскуя по Родине, до 1937 сохранял советский паспорт. Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923 – во Франции, где после женитьбы на дальней родственнице М. А. Бакунина вступил в наиболее спокойную и плодотворную полосу своей жизни.
Мировую известность принес Осоргину начатый еще в России роман Сивцев Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно скомпонованном ряде глав-новелл представлена спокойная, размеренная и духовно насыщенная жизнь в старинном центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, – типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает Первая мировая война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России Осоргин стремится взглянуть с точки зрения “абстрактного”, вневременного и даже внесоциального гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с животным. Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции, упреки в “сырости”, недостаточной организованности повествования, не говоря уже о явной его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева Вражка. Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли, светлая ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой любовью к своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат московского прошлого, обаяние главных героев – носителей безусловных нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале “Современные записки”, как и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми воспоминаниями о семье писателя и создающая “чеховский” образ чистой и цельной героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб. Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор, свойственные манере Осоргина, проявились и в его “старинных рассказах” (часть вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1838). Обладая отменным литературным вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.
Примечателен цикл романов на автобиографическом материале Свидетель истории (1932), Книга о концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух дано художественное осмысление революционных умонастроений и событий в России начала века, не лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и приводящее к мысли о тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов, а в третьем – жизни русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из активных деятелей которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала художественное новаторство Вольного каменщика, использование стилистики кинематографа (отчасти родственное поэтике европейского экспрессионизма) и газетных жанров (информационные вкрапления, фактуальная насыщенность, сенсационно-лозунговые “шапки” и т. п.).
Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм Осоргина нашел выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира (1938; первоначально публиковались в “Последних новостях” за подписью “Обыватель”), где пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с протестом против наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же “оберегающего” восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, – собранной писателем богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда (1928−1937), где в архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи выразился безошибочный слух прозаика на русское слово.
Незадолго до войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и Юность, обе 1938; Времена – опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940-1942 публиковал в “Новом русском слове” (Нью-Йорк) корреспонденции Письма из Франции. Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного противостояния злу отражены в книгах В тихом местечке Франции (изд. в 1946) и Письма о незначительном (изд. в 1952).
Умер Осоргин в Шабри (Франция) 27 ноября 1942.

Вариант 2

Родился Осоргин (настоящая фамилия Ильин) 7 (19) октября 1878 года в Перми в дворянской потомственной семье, корни которой идут от Рюрика. Во время учебы в гимназии начал публиковать свои первые работы.

В 1897 году стал учиться на юридическом факультете в Московском университете, через два года за поддержку студенческих протестов был отправлен домой под неформальным присмотром полиции. В 1900 году смог вернуться к университетской учебе и окончить образование в 1902 году. За студенческое время вел рубрику под названием”Московские письма” (“Дневник москвича”) в газете “Пермские губернские ведомости”.

Работал адвокатом, в Москве вместе с К. Ковальским и А. Буткевичем открыл издательство “Жизнь и правда”, публиковавшее лубочную литературу. Здесь Осоргин в 1904 году выдал брошюры “Япония” , “Русские военачальники на Дальнем Востоке”, где были представлены биографии Е. Алексеева, А. Куропаткина, С. Макарова и др., а также “Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня 1903 года”.

В 1903 году женился на дочери А. Маликова, известного народовольца. Через год стал членом партии эсеров. Опубликовал в подпольном издании статью “За что?” (1905), в которой выступил сторонником терроризма. В этом же году было поднято вооруженное восстание в Москве, за участие в котором попал под арест и был близок к казни, оказавшись однофамильцем с одним из руководителей протеста. Находясь в Таганской тюрьме, пишет “Картинки тюремной жизни”.

Осоргина приговаривают к ссылке, но поздней весной 1906 года он освобождается под залог и уезжает в Италию. Пребывая за границей, продолжает публиковать в русской прессе свои стихотворения, рассказы и детские сказки. С 1908 года постоянно издается в журнале “Вестник Европы” и газете “Русские ведомости”. Приблизительно с 1914 года становится членом масонского братства Великой ложи в Италии. Через два года полулегально смог приехать на родину. Работал разъездным журналистом и организовывал выступы со своими очерками “По Родине” (1916) и “По тихому фронту” (1917).

В 1919 году вновь попадает под арест, но освобождается с помощью Союза писателей. В 1921 году работал при ВЦИК в Комиссии помощи голодающим и в редакции бюллетеня “Помощь”. Осоргинаарестовывают в третий раз в конце лета 1921 года и отправлен в ссылку в Казань, где редактировал “Литературную газету”, через год вернулся в Москву, но вновь был выслан из СССР.

Сочинение по литературе на тему: Краткая биография Осоргин

Другие сочинения:

  1. Константин Андреевич Тренев Биография Константин Андреевич Тренев – советский писатель, драматург (1876 – 1945). Константин Андреевич родился в Харьковской губернии на хуторе Ромашово в семье бывшего крестьянина. В детстве он учился в земской школе, затем получал образование в окружном училище, Read More ......
  2. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский Биография Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель родился 8(20).02.1852 года в семье военного в тогдашнем Петербурге. 1878 года оканчивает петербургский институт путей сообщения. Имел успех в инженерии, построил немало больших железнодорожных полотен. В восьмидесятых годах селится в собственном Read More ......
  3. Сакариас Топелиус Биография Сакариас Топелиус – финляндский поэт, романист, сказочник и историк (1818-1898). Он родился в 1818 году в Эстерботнии на северо-западе Финляндии в семье врача. В детстве Сакариас любил читать и проявлял художественные способности. Он получил хорошее домашнее образование Read More ......
  4. Михаил Петрович Арцыбашев Арцыбашев Михаил Петрович (1878−1927) – родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в Харьковской губернии. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897−1898). Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 Read More ......
  5. Сивцев Вражек М. Осоргин написал роман “Сивцев Вражек” в период больших социальных потрясений и изменения ценностных ориентиров. Мифопоэтическое восприятие мира в произведении предусматривает многофункциональность образов, каждый из которых несет в себе отголоски других образов, ситуаций и действий. В мифопоэтике М. Read More ......
  6. Герман Гессе Биография Герман Гессе (Hermann Hesse; 2 июля 1877- 9 августа 1962) – немецкий писатель и художник. Гессе был рожден в семье миссионеров. В 1881 году он стал учеником местной миссионерской школы, а позже христианского пансионата. Гессе был разносторонне Read More ......
  7. Надежда Александровна Тэффи Тэффи (настоящая фамилия – Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 – 1952), прозаик. Родилась 9 мая (21 н. с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование. Начала печататься в 1901, и в Read More ......
  8. Эдмон Ростан Эдмон Ростан (Rostand) (1.4.1868, Марсель – 2.12.1918, Париж), французский поэт и драматург. Член Французской академии (1901). Получил юридическое образование. В комедии “Романтики” (пост. и изд. 1894) утверждает красоту естественных человеческих чувств. Прославлению возвышенной рыцарской любви посвящена написанная по Read More ......
Краткая биография Осоргин

Рассказать друзьям