Презентация и конспект внеурочного занятия на тему "День славянской письменности и культуры"(1 класс). Презентация на тему "день славянской письменности и культуры" Мероприятия ко дню славянской письменности презентации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

славянской письменности

и культуры

ДЕНЬ ПАМЯТИ первоучителей славянских народов–святых равноапостольных братьев КИРИЛЛА

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки.

В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая.

В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении

«Дней славянской культуры и письменности».

Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск)

О ЖИЗНИ КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

КИРИЛЛ (род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин)

МЕФОДИЙ (род. в 815 г., мирское имя неизвестно)

родились в семье византий-ского военачальника из

г. Фессалоники (Греция)

Просветитель славян святой МЕФОДИЙ родился около 815 г. в Солуни (Фессалониках) - одном из самых крупных и богатых городов Византии. Около 833 г. МЕФОДИЙ начал военную службу и проходил ее, в столице, на виду у императора Феофила. В возрасте 20 лет его поставили архонтом (воеводой) в Славинию - небольшое славянское княжество, находившееся тогда под властью греков. Эту должность МЕФОДИЙ исполнял десять лет и имел возможность хорошо изучить славянский язык и славянские обычаи.

СВЯТОЙ МЕФОДИЙ

СВЯТОЙ КИРИЛЛ

Святой КИРИЛЛ родился в Македонии, в городе Солуни, с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Григория Богослова (IV в.)

Юноша рано принял сан пресвитера.

По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии. Святой КИРИЛЛ с успехом вел прения с еретиками, иконоборцами и с магометанами.

О ЖИЗНИ КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

В начале 860-х гг. один из самых могущественных славянских государей - моравский князь РОСТИСЛАВ попросил византийского императора МИХАИЛА III прислать ему христианских учителей. Подыскивая людей для моравской миссии, император и патриарх сразу вспомнили о КОНСТАНТИНЕ и МЕФОДИИ. Когда братьев попросили отправиться учителями в Моравию, они ответили согласием и тотчас приступили к работе над славянской азбукой. Вскоре азбука из 38 букв, на основе греческого скорописного письма, была составлена.

О ЖИЗНИ КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

С помощью брата МЕФОДИЯ, КИРИЛЛ за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение:

  • Евангелие Апракос,
  • Апостол,
  • Псалтирь и избранные службы

«…пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде»

Святой Кирилл

О ЖИЗНИ КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

«Если же кто из учителей ваших дерзновенно начнет соблазнять вас, порицая книги на языке вашем, да будет отлучен пока не исправится. Такие люди суть волки, а не овцы…»

Андриан II

Папа Адриан II принял греческих миссионеров с большой торжественностью и без всяких колебаний поддержал все их начинания. В 868 г. Папа Римский Андриан II освятил переведенные братьями богослужебные книги, благословив проведение литургии на славянском языке

КИРИЛЛ умирает в Риме

«Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…»

«Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже»

После смерти брата МЕФОДИЙ

продолжает

евангельскую проповедь среди славян

Благодаря деятельности святого МЕФОДИЯ, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев.

МЕФОДИЙ предсказал день своей смерти и скончался

В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века

Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины:

Святой равноапостольный КИРИЛЛ –

Святой равноапостольный МЕФОДИЙ –

Общая церковная память отмечается

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ

причислены к лику святых

СКАЗАНИЕ О КИРИЛЛЕ И МЕФОДИИ

Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм

ИСТОКИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

греческие буквы:

славянские буквы:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

Славянские азбуки: КИРИЛЛИЦА и ГЛАГОЛИЦА

ГЛАГОЛИЦА

КИРИЛЛИЦА

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ «переложили» звуки славянского языка на пергамент с помощью той ГЛАГОЛИЦЫ.

Начертания букв не сохранились

РУССКИЙ АЛФАВИТ

Церковно-славянский АЛФАВИТ

В 893 г. появилась КИРИЛЛИЦА,

которая со временем вытеснила ГЛАГОЛИЦУ

во всех славянских странах

КИРИЛЛИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита

УСТАВ - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы «уставлены»

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года

С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее.

Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова

ПОЛУУСТАВ

В XV веке полуустав уступает место СКОРОПИСИ

Рукописи написанные «скорым обычаем», отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания.

С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка

СКОРОПИСЬ

«Геометриа славенски землемерие» - первая книга, набранная гражданским шрифтом

Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг.

Он так и получил название «гражданский»

«При Петре Великом, - шутливо писал М. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (он имел в виду славянский старый шрифт) и нарядились в летние одежды». Под летними одеждами учёный подразумевал новую гражданскую азбуку.

  • закрепил в алфавите букву Э , которая употреблялась на практике,
  • изъял дублетные буквы, т.е. там, где для обозначения одного звука были две буквы, оставил одну: из «зело» и «земля», обозначавших звук [з], оставил знак З «земля»,
  • из о «онъ» и «отъ» («омега») остался знак О «онъ»,
  • из букв «фита» и Ф «ферт» для обозначения [ф] остался «ферт»

ПЕТРОВСКАЯ РЕФОРМА

  • В 1708 г. были устранены буквы «кси» и «пси», имевшие фонетическое значение [кс] и [пс] соответственно и весьма редко употребляемые в словах греческого происхождения (ения – Ксения, алом – псалом),
  • также исчезла буква «ижица», обозначавшая [и] в некоторых заимствованных словах;
  • однако в 1710 году «ижица» вернулась на свое место – последняя буква старого алфавита – и дожила до 1918 года.

В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы:

ять, и(i), ижицу, фиту

А про меня языковед Сказал: «Не буква - дармоед! Она не означает звука, А лодыри - не для науки!» И после ряда строгих мер Из языка исчезла Ъ (ер). Теперь я в качестве ином, Работы - небольшой объём. Я ею вправду не загружен, Но рад, что изредка, да нужен, Знаком я только с Е, Ё, Я, Ю, С приставкой - я за ней стою. И без меня вам - ну никак! Теперь зовусь я - Ъ (твёрдый знак)!

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ИМЕНИ И. И. МОЛЧАНОВА-СИБИРСКОГО

C 1861 ГОДА НА СЛУЖБЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ ПРИАНГАРЬЯ

ПУТЕШЕСТВУЙ В МИРЕ КНИГ

Презентация выполнена учителем начальных классов

Банниковой Екатериной Петровной

МКОУ «Лермонтовская СОШ»

Куйтунский район,

Иркутская область

  • http://www.orthphoto.net/photo/200811/35912.jpg - святые
  • http://www.englishexercises.org/makeagame/my_documents/my_pictures/2010/nov/5A5_saints_Cyril_and_Methodius.jpg - святые 2
  • http://st.depositphotos.com/1003390/1206/v/450/dep_12069829-Birch-bark.jpg - фон презентации
  • http://alerie.piranho.de/pergament.gif - берестяная грамота
  • http://smartwebsite.ru/publ/znamenitye_proroki_i_verouchiteli/svjatoj_mefodij/36-1-0-3570 - сайт использованного материала
  • http://images-mediawiki-sites.thefullwiki.org/10/3/1/4/21810744247286083.jpg - Андриан 2
  • http://pro-serafim.ru/wp-content/uploads/2014/02/information_items_3496.jpg - Апрокос
  • http://www.kmrz.ru/catimg/35/357393.jpg - Псалтырь
  • - святой Кирилл
  • http://avivudiya.com/n/56450 - лики святых Кирилла и Мефодия
  • http://древние-цивилизации.рф/Slavs/Xrabr2.jpg - кириллическое письмо
  • http://древние-цивилизации.рф/Slavs/halfustav.gif - полуустав
  • http://xn----8sbebhgbsfcbaca4bza2c4gh.xn--p1ai/Slavs/Cyrillic-character.html - сайт «История русских шрифтов»
  • http://древние-цивилизации.рф/Slavs/scoropis.gif - алфавит скорописи
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6313/32728872.e1/0_84ca8_b84a4864_XL - Мефодий
  • http://iconexpo.ru/pics/1_764.jpg - Кирилл
  • http://gic7.mycdn.me/getImage?photoId=547405950456&photoType=24 – Кирилл вторая
  • http://www.vsehpozdravil.ru/res/files/postcards/6036.jpg -Кирилл и Мефодий святые
  • http://4.bp.blogspot.com/-GUNirTjlk50/TqVoR_BmXaI/AAAAAAAAAf0/ffueGIjdnXw/s1600/ba39d0be6251.jpg - Остромирово Евангелие
  • http://files.softicons.com/download/toolbar-icons/vista-arrow-icons-by-icons-land/png/256x256/Rotate360AntiClockwise2Red.png - стрелка возврат
  • http://freevectordownloadz.com/wp-content/uploads/2013/09/Letter-I-In-A-Red-Circle-Clip-Art.jpg - информационный индикатор
  • http://www.stihi.ru/pics/2010/12/18/7794.gif - кнопка перехода
  • http://data12.proshkolu.ru/content/media/pic/std/5000000/4421000/4420655-e40d4dc862998a9d.jpg - день славянской письменности
  • http://s5.hostingkartinok.com/uploads/images/2013/06/257658555b117af98b635d39ad8d6c12.jpeg - славянский алфавит
  • http://img.bibo.kz/?6290183.jpg – алфавит с 1918 года
  • http://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/5639345/ - Буквица
  • http://cs9874.vkontakte.ru/u1159889/-5/y_ac2843a8.jpg - Петр Первый
  • http://www.irklib.ru/ - Иркутская библиотека

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

Тимошенко Т.И.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Петухово 2013

Рассмотрено методическим советом

Петуховского техникума МЭСХ

Рецензент: Потапова И.А., руководитель отдела по ВР

Петуховского техникума МЭСХ.

Данная методическая разработка многофункциональна: материал может использоваться как классными руководителями для подготовки и проведения информационного классного часа, так и преподавателями русского языка и литературы для использования на занятиях в учебной группе первого курса среднего специального учебного заведения.

©Т.И.Тимошенко, 2013

Петуховский техникум МЭСХ

Методическое обоснование темы классного часа………………………….....4

План классного часа.……… …………………………………………………... 6

Информационная карта………………………………………………………….7

Дидактический материал к классному часу…………………………………. ..8

Список Web-страниц для обучаемых…………………………………………..24

Список Web-страниц для преподавателя………………………………………24

Приложение …………………………………………………………………….25

Методическое обоснование темы классного часа

Данная методическая разработка классного часа выполнена по теме «24 мая – День славянской письменности и культуры». Тема актуальна для настоящего момента: во время отсутствия национальной идеи очень важен вопрос национального единства граждан нашей страны, а День славянской письменности и культуры - единственный праздник национальной культуры в России. И к тому же сейчас, в период быстрого развития Интернета, ускорения ритма жизни, речевого пространства, снижения объемов чтения, обращение внимания на этот праздник очень важно для того, чтобы мы вспомнили об основах нашей культуры.

Форма проведения классного часа – лекция.

Лекция преподавателя сопровождается презентацией, слайды которой подобраны с учетом возрастных особенностей студентов.

Методическая разработка классного часа многофункциональна: материал может использоваться как классными руководителями для подготовки и проведения информационного классного часа, так и преподавателями русского языка и литературы для использования на занятиях в учебной группе первого курса среднего специального учебного заведения.

Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного информационного мероприятия без внесения изменений и поправок, а также возможен выбор другого шедевра древнерусской литературы в зависимости от особенностей конкретной учебной группы (в разработке речь идёт о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в связи с недавним введением праздника День семьи, любви и верности).

Информационная работа в учебных группах по древнерусской письменности кажется обучаемым скучной и неинтересной, поэтому каждый информационный блок сопровождается иллюстрацией на слайде презентации, благодаря чему внимание студентов фокусируется на том, о чём ведёт речь преподаватель.

Основные цели классного часа:

  • представить историю русского языка и историю славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современной России, рассмотреть ее как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества;
  • продемонстрировать обучающимся историко-культурную связь народов, населяющих Россию;
  • проследить особенности развития русской письменности;
  • воспитывать у обучающихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.

Данный классный час был поведён у студентов II курса Петуховского техникума МЭСХ 24 мая 2013 года.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Список Web-страниц для обучаемых

Русская православная церковь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Московского Патриарха. – М., 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – М., 1999. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ Список Государственная публичная историческая библиотека [Электронный ресурс] / Дирекция ГПИБ России. – М., 2001. Режим доступа:

1 из 25

Презентация - День славянской письменности и культуры

Текст этой презентации

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия

История праздника
С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Церковный календарь сохранил точные сведения о дне кончины каждого из братьев. Святой Кирилл скончался 14 февраля (27 февраля по н. ст.) 869 года, а Мефодий - 6 апреля (19 апреля по н. ст.) 885 года.

Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая?
11 мая 330 года - день рождения и освящения Константинополя - Нового Рима. С этого дня начался отсчет византийской истории, и потому день 11 мая навсегда вписан в историю византийской культуры. Святые Кирилл и Мефодий - выдающиеся представители византийской православной культуры - послужили рождению славянской православной культуры, и потому их общая церковная память (главный церковный праздник в их честь) совершается 11 мая (24 мая по н. ст.).

В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов.

С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 24 мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем.

Две знаменательные юбилейные даты XX века: в 1969 году - 1100 лет со дня кончины святого Кирилла, а в 1985 году - 1100-летие со дня кончины святого Мефодия.

В 1986 году в северном русском городе Мурманске любителями родной старины был организован праздник в День славянской письменности и культуры.

В 1987 году эстафету этого праздника подхватила Вологда, В 1988 году, когда весь православный мир отмечал 1000-летие крещения Руси, центром празднования Дня славянской письменности и культуры стал Новгород.

Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры в нашей стране приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Если же спросить славянских грамотеев так: Кто вам письмена сотворил или книги перевел, То все знают и, отвечая, говорят: Святой Константин Философ, нареченный Кириллом, - Он нам письмена сотворил и книги перевел. Черноризец Храбр

О жизни Кирилла и Мефодия
Кирилл (род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий (род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники (Солуни Греция)

Константин очень рано научился читать и удивлял всех своей способностью к освоению других языков. Он получил всестороннее образование при императорском дворе в Константинополе под руководством лучших в Византии наставников, среди которых выделялись будущий Константинопольский патриарх Фотий - знаток античной культуры, создатель уникального библиографического свода, известного под названием «Мириобиблион», - и Лев Грамматик - человек, удивлявший соотечественников и иностранцев своей глубокой ученостью, знаток математики, астрономии и механики.

В Житии Константина о его образовании сообщается: «За три месяца он изучил всю грамматику и взялся за другие науки. Изучил Гомера, геометрию и у Льва и Фотия изучал диалектику и другие философские учения, кроме того - риторику, арифметику, астрономию, музыку и другие эллинские науки. И так он изучил все это, как не изучал этих наук никто другой»

О жизни Кирилла и Мефодия
В 862 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране

С помощью брата Мефодия Кирилл за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие Апракос, Апостол, Псалтирь и избранные службы
…пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде. Св.Кирилл

Глаголица. Первая славянская азбука.
По просьбе князя Ростислава Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать азбуку. 24 мая 863 года в г. Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
Глаголица. Башчанская плита – памятник глаголицы XIв.

Святые равноапостольныебратья Кирилл и Мефодий.
Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письмен- ности и знаний. После смерти они были при -числены к лику святых и на иконах их всегда изобра- жают вместе.

Кириллица. Вторая славянская азбука.
В конце IX и начале X вв. последователя-ми Кирилла и Мефодия был создан новый славянский алфавит, состоящий из 43 букв. Создатели алфавита назвали его кириллицей в честь своего учителя Кирилла.

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года
Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

Празднование Дня славянской письменности в России.
В России День славянской письменности отмечается с 24 мая 1986 г. И с каждым годом приобретает все большую популярность. Все больше людей стремятся отдать дань великой истории славянской письменности, насчитывающей около 1150 лет!
Памятник Кириллу и Мефодию В Москве.

День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов - святых Кирилла и Мефодия.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова. Но мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем. И внукам дадим, и от плена спасем навеки.
А.А. Ахматова

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:


Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры

и торжественно прославляют создателей

славянской письменности

святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских.


Впервые День славянской письменности

в современной России отмечался в 1986 году. Ежегодно адрес праздника менялся:

в 1986 году это был Мурманск, в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск…

Праздник многолик и разнообразен.

Он обращает людей

не только к истокам письменности,

но и будит творческое начало, повышает гражданскую активность, пробуждает национальное самосознание.

Праздник 24 мая далеко превосходит рамки культуры родственных славянских народов, имеет широкий общественный резонанс, демонстрирует нашу духовную близость к древнерусской культуре и выражает огромную созидательную потребность

в осознании любви к своему народу, к своей Родине.


В 2013 году мир

отметил 1150 лет

со времени возникновения славянской письменности –

в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.


Сегодня россияне отмечают особый праздник –

праздник родного слова, славянской культуры и христианского просвещения.

которые стали первыми просветителями Руси.


Этот день стал отмечаться в России

со второй половины 19 века, но по некоторым

причинам был предан забвению.

Лишь с 1991 г. указом Президента Российской Федераци

и ему был присвоен статус государственного праздника, что свидетельствует о его огромной значимости.


История создания азбуки

Новый алфавит получил название «кириллица»

по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом.

А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.


Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия

в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.


День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия


История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты


Славянские азбуки: кириллица и глаголица

Глаголица

Кириллица

В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка

на пергамент

с помощью

той глаголицы.

Начертания букв

не сохранились

Церковно-славянский алфавит

Русский алфавит





Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, -

Остромирово Евангелие - 1057 г.

Во времена Петра Великого были внесены изменения

в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены

из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию,

но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена

новая реформа алфавита, и кириллица потеряла

ещё четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.


«Букварь в лицах»

Кариона Истомина


Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.


Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ееёвнука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлёк известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию

на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже

в старейшем центре российского книгопечатания –

в Московском Печатном Дворе.


Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году

в Московском Печатном Дворе тиражом

106 экземпляров.

Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.



Всего в нём более

400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами,

в которых также называются предметы

на нужную букву.

Например, стихи

на букву «К».


так как тексты книг вместе

с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли

кругозор учащихся.

Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским,

с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре»,

в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания.


Подобные приёмы только через

сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях. Одновременно с обучением чтению ребёнок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал. Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и ещё одно несомненное достоинство

« Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек –

« имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».


Ценность «Букваря» состоит ещё и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперёд в развитии книгопечатания,

в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке.


И будет славить Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдёт!