Госбюджет является основой финансовой системы. Лобачева Е.Н. Экономическая теория Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. С12. что такое финансовый механизм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бюджет – термин, означающий расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись на определенный период времени, утверждаемую соответствующими решениями и подлежащую исполнению индивидуальными или коллективными субъектами, то есть акцент делается на бюджет как на документ соответствующего содержания.

Государственный бюджет – это система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет является наиболее широкой категорией, ему присуще все функции финансов, такие как:

1. Образование и использование бюджетного фонда

2. Контрольная

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, гос собственность, эмиссия ценных бумаг. При этом бюджетный фонд формируется за счет:

1. Доходы хоз субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта

2. Доходов лиц работающих не по найму

3. Предпринимательской прибыли

5. Проценты

Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны.

Вторая функция бюджета связана с целевыми бюджетными расходами, при этом государство выступает как совокупный хозяйственный субъект, учитывающий экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, поэтому бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы экономики.

Структура бюджетных расходов все чаще меняется.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля, который представляет возможность, эффективного воздействия государства на все экономические процессы. Таким образом, бюджет необходим государству для обеспечения объективный потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функции. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы РФ, регламентируемой бюджетным кодексом РФ.



Бюджетное устройство и принципы его построения

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

А бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Оно предусматривает его значительную децентрализацию, которая поддерживается рядом принятия рядом законодательных актов, регламентирующих принципы построения бюджетной системы и усиления территориального управления ими.

Бюджетная система страны базируется на принятом еще в 1991 году законе РСФСР об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в стране. Большое значение для развития бюджетов субъектов федерации имеет федеральный закон об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, принятых в 1993 году.

В бюджетную систему РФ включены:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты республик в составе РФ

3. Бюджеты краев и областей

4. Бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

5. Бюджет Еврейской автономной области

6. Бюджеты автономных округов

7. Сельских районов

8. Городов

9. Районов городов

10. Поселков

11. Сельских населенных пунктов

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы представляет собой консолидированный бюджет. Свод бюджетов всех уровней на территории соответствующей административной-территориальной единицы представляет собой свой консолидированный бюджет. Консолидирующие бюджеты страны и каждой административно – территориальной единицы не имеют правового статус, в качестве закона не утверждаются, но их параметры широко используются в планировании, отчетности и тд.

Бюджетная система РФ включает три звена?:

1. Федеральный бюджет

2. Территориальные бюджеты субъектов федерации

3. Местные бюджеты

Бюджетный кодекс, принятый в 1998 году, расширил понятие бюджетной системы, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов. Поэтому существует так называет нетто бюджеты в которые включены только три уровня бюджетов, и брутто бюджеты, которые объединяют нетто бюджеты + бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы, означает, единство правовой базы, единство денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в стране, санкции за нарушения бюджетного законодательства, а также порядка финансирования расходов бюджета всех уровней бюджетной системы, ведение бух учета.

2. Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы, который состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по распределению

3. Принцип самостоятельности бюджета:

· В праве законодательных и исполнительных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс

· В наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством

· В законодательном закреплении регулирующих доходов бюджета, полномочий по формированию бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством

· В праве органов государственной власти всех уровней самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджету

· В недопустимости изъятия доходов дополнительно полученных при исполнении законов о бюджете сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии

· В недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней, потери в доходах и дополнительных расходах, возникших при исполнении законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением в законодательстве.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов – который означает, что все они подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондах в обязательном порядке и полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета – регламентирует положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования и их дефицитов.

6. Принцип эффективности экономности бюджетных средств. Состоит в том, что при составлении и использования бюджета полномочные органы должны исходить из необходимости достижения заданных результатов, при использовании наименьшего объема средств или наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип совокупного или общего покрытия расходов – заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджеты и поступлений из

8. Принцип гласности:

· Обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджета в том числе по вопросам вызывающим разногласия

9. Принцип достоверности бюджета, означает надежность показателей прогноза соц-эк развития территорий и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств который состоит в том, что их выделяют в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления фин конкретных целей и программ.

Объем и структура доходов и расходов бюджета каждого уровня определяется разграничением компетенций между соответствующими уровнями власти. Федеральный бюджет является центральным стратегическим звеном бюджетной системы. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют его параметры:

1. Объем доходов и расходов

2. Их структура

3. Доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете

4. Его сбалансированность

В соответствии с законодательством доходная часть территориальных бюджетов состоит:

1. Из закрепленных доходов, поступающих в полностью соответствующие бюджеты

2. Из регулирующих доходов, то есть средств передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему, сверх закрепленных доходов

3. Из дотаций и субвенций

4. Из кредитных ресурсов

Перед рассмотрением доходов государственного бюджета, они сортируются по видам. В соответствии с бюджетным кодексом, доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относят предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, местные налоги, а также пени и штрафы, за нарушение законодательства. К неналоговым доходам относят:

1. Доходы от использования имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении различных органов власти

3. Средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также возмещение вреда, причиненного органам власти

4. Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных кредитов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов.

К безвозмездным перечислениям доходы, перечисляемые безвозмездно от физических и юридических лиц, а также доход от организаций.

Федеральный бюджет имеет определяющее значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ в целом, и бюджетной системы в частности. Меры по обеспечению его устойчивости ежегодно регламентируются законом о федеральном бюджете. Для обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации финансовых ресурсов средства финансовой помощи и иные целевые безвозмездные перечисления из федерального бюджета, предусмотренные к перечислению в бюджеты субъектов федерации, выделяются только субъектам, выполняющим требования бюджетного законодательства и налогового законодательства, без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.

В целях сбалансированности бюджета соответствующие представительные органы власти (дума) могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета, если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится так называемый механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов на пять, десять или 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи, к которым относятся – заработная плата бюджетников, стипендии, пособия. Обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов, предусмотренных законом о федеральном бюджете объемов. Определяющая характеристика параметров любого бюджета – это структура его расходов.

Предоставление бюджетных средств для финансирования расходов может осуществляться в различных формах. Главные из которых:

· Ассигнование

· Трансферты

· Кредиты

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, установленными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифицируются по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций, то есть социальная, экономическая, оборонная и тд. В ежегодном бюджетном послании президента федеральному собранию обосновываются первоочередные задачи бюджетной политики на будущий год в области расходов, большинство из которых прямо относится к федеральному бюджету.

Преимущественные направления расходов:

1. Социальная политика

2. Обслуживание государственного и муниципального долга

3. Национальная оборона

4. Финансовая помощь бюджетам других уровней

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Сбалансированная бюджетная политика, реализуемая в параметрах федерального бюджета, является базой для новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, при условии неукоснительного выполнения взаимных обязательств. В свою очередь реальное исполнение федерального бюджета определяет финансовый и бюджетный «климат» страны, эффективность проводимых реформ, темпы развития экономики и социальной сферы.

Одним из определяющих элементов бюджетной политики государства в целом и каждого субъекта федерации является система межбюджетных отношений, принципы и механизм их реализации. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти в осуществлении бюджетного процесса. Они существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но складываться могут на основе разных принципов. Принципы же, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – это система управления публичными финансами, основанными на разграничении между различенными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. Основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Эффективность системы межбюджетных отношений определяется четко установленной и сбалансированной системой всех факторов строго соответствующей особенностям данного федеративного государства. Как правило, более высокая централизация бюджетной системы и больший объем перераспределяемых бюджетных средств, характерный для стран с высокой степенью неравенства бюджетной обеспеченности между субъектами федерации.

Россия относится к так называемым асимметричным федерациям. В ее состав как определено конституцией страны входят республики, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область. Бюджетный кодекс регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:

1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2. Разграничение и закрепление на постоянной основе, и распределение по временным нормативам, регулирующим по уровням бюджетной системы РФ.

3. Равенство бюджетных прав субъектов федерации и равенство бюджетных прав муниципальных образований субъектов федераций.

4. Выравнивание условий и уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и субъектов федерации.

5. Равенство всех бюджетов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетов и соответственно равенство бюджетов местных бюджетов во взаимоотношении с федеральным бюджетом.

Перечень инструментов межбюджетных отношений включают:

· Разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования

· Предоставление финансовой помощи

С 1994 года для субъектов федерации были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов и создан фонд финансовой поддержки регионов, средства которого распределяются на основе единой методики для всех субъектов. Эффективность модели межбюджетных отношений действующих в любом государстве зависит от выбора оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования. Такое регулирование осуществляется с помощью горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровнями и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Распределение доходных источников предшествует четкое разграничение расходных полномочий между органами власти всех уровней. К собственным налоговым источникам центрального бюджета относят те виды, которые соответствуют уровням центра, связанным с перераспределением и использованием ресурсов и макроэкономическим регулированием.

Собственными налоговыми источниками региональных бюджетов являются, прежде всего, налоги на потребление, а местным бюджетам налоги на собственность.

Вследствие горизонтального выравнивания происходит территориальное перераспределение бюджетных средств от «богатых» регионов к «бедным», которое, как правило, осуществляется через финансовую помощь. Сочетание вертикального бюджетного выравнивания с горизонтальной сбалансированностью позволяет обеспечивать примерно равный уровень потребления предоставляемых бюджетных услуг на всей территории страны. В бюджетном кодексе установлено, что оказание финансовой помощи из федерального бюджета может осуществляться в результате предоставления:

1. Дотаций на выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности федераций

2. Субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов

3. Бюджетных кредитов

4. Бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при

Термин «финансовая помощь» означает не только безвозмездные и безвозвратные перечисления, но также кредиты и ссуды как возвратные и в отдельных случаях возмездные виды финансовой помощи.

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах, для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах, на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты – выплаты из бюджета финансовой помощи, направляемые из федерального фонда федеральной поддержки регионов.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету или физ лиц на возвратных и безвозмездных основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.

Трансферты широко используются в экономической структуре. В Российской бюджетной практике трансфертами называют финансовую помощь, направляемую из ФНПР. Классифицируя финансовую помощь можно выделить общую и целевую адресную финансовую помощь в виде субвенций и субсидий. При этом каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, а также свои условия предоставления. Например, субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет, в случае их нецелевого применения, а также их не использования в установленные сроки.

Рассмотренные виды помощи,

Примерно половина расходов федерального бюджета, части федеральной помощи бюджетам других уровней, отправляются через ФППР. Главная цель, которого повысить возможности субъектов федерации с низкой бюджетной обеспеченности финансировать закрепленные за ними расходы, по собственному выравниванию граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам. Система межбюджетных отношений включает не только отношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов, но также и отношения между субъектов федерации и муниципалитетами. Общими принципами организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах федерации определены федеральным законом 97 года о «финансовых основах местного самоуправления».

Конституция России относит вопросы финансового регулирования к ведению федерации. Одновременно бюджетный кодекс федерации основные вопросы межбюджетных отношений регионального уровня относят к компетенции органов власти субъектов федерации. Таким образом, на федеральном уровне определяются общие принципы бюджетного регулирования, включая вопросы межбюджетных отношений, а на уровне субъектов федерации конкретные формы их реализации с учетом региональных условий. Процесс распределения финансовой помощи между местными бюджетами состоит из нескольких этапов.

1. Происходит разграничение доходов консолидированного бюджета субъекта между региональным и местным уровнями власти. В качестве точки отсчета используется фактическое соотношение между расходами бюджета субъекта федерации и суммарными расходами местных бюджетов, сложившихся в базисном году.

2. Происходит определение общего объема средств, передаваемых из бюджета субъекта федерации в местные бюджеты. Между определенным на первом этапе совокупном объемом, обеспеченных доходами расходов местных бюджетов в приходящем году и совокупном объемом доходов местных бюджетов из собственных источников. Дефицит используется только в отношении капитальных расходов в пределах некоторых ограничений.

3. Происходит финансирование переданных на местный уровень гос полномочий с помощью субвенций. Объем такого финансирования определяется исходя из нормативов, установленных федеральным и региональным законодательством.

4. Проводится выбор цели политики межбюджетного регулирования, проводимых субъектами федерации. Цели:

· Выравнивание межбюджетной обеспеченности

· Стимулирование деятельности местных органов власти на повышение мобилизации доходов в бюджет

· Проведение активной экономической политики через передачу средств в рамках целевой программы

Формирование и развитие системы бюджетного устройства должно помогать органам власти разных уровней. Проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

Эта система призвана обеспечить:

1. Экономическую эффективность, то есть создание долгосрочных стимулов для разных уровней органов власти, проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный предпринимательский климат, содействовать росту доходов населения и экономическому развитию соответствующих территорий.

2. Бюджетную ответственность, что означает, управление общественными финансами от имени интересов населения, максимально эффективного использования соответствующих ресурсов и инструментов.

3. Социальной справедливости.

4. Политическую консолидацию, то есть достижения общественного согласия по вопросам распределения между властями разных уровней налогово-бюджетных полномочий.

5. Территориальное интеграция, то есть обеспечения единства налогово-бюджетной системы, предотвращения явления диспропорций и их смещения территориальной целостности страны.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению и контролю.

Бюджетный процесс включает 4 стадии деятельности:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

3. Исполнение бюджета

4. Составление отсчета об исполнении бюджета и его утверждение

Общий БП составляет три года. Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов гос власти разных уровней в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент

2. Органы представительной власти

3. Органы исполнительной власти

4. Органы денежно-кредитного регулирования

5. Органы финансового контроля различных уровней

6. Государственные внебюджетные фонды\

7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

8. Другие органы, на которые законодательством возложены бюджетные полномочия

Главные распорядители бюджетных средств имеют право распределять бюджетные средства по соответствующим получателям. Главный распорядитель определяется ведомственной классификацией. Для федерального уровня главным распорядителем являются – комитет министров, для других органов власти – соответствующие органы власти. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

1. Определяет задания по предоставлению гос и других услуг для подведомственных и других получателей бюджетных средств

2. Утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений

3. Составляет бюджетную роспись

4. Распределяет лимиты бюджетных обязательств по соответствующим распорядителям и получателям бюджетных средств

5. Исполняет соответствующую часть бюджета и выполняет некоторые другие функции

Составление проектов бюджета является исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Основополагающее значение для составления проекта федерального бюджета имеет бюджетное послание президента. Для бюджетов субъектов федерации основное направление на очередной финансовой год. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

· Объем и темп роста ВВП в очередном финансовом году

· Уровень инфляции на очередной год

Для составления проекта бюджета необходимы следующие сведения:

1. Данные о действующем на момент начала разработки проекта налоговом законодательстве

2. Данные о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней

3. Данные о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемые из бюджетов других уровней

4. Данные о видах и объемах расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой

5. Данные о нормативах финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг

6. Данные о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных гос социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства действующего на этот момент времени. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год:

1. Прогноз консолидированного бюджета

2. Адресная инвестиционная программа

3. План развития государственного сектора экономики

4. Структура государственного долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на покрытие бюджетного дефицита

5. Программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год

6. Оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот

7. Оценка ожидаемого исполнения бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета начинается после обращения президента к федеральному собранию с ежегодным посланием. Затем уже на основании послания правительство России рассматривает проект бюджета, который в форме проекта федерального закона не позднее 15 августа вносится на рассмотрение и утверждение в государственную думу федерального собрания. Порядок представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждение определяется для федерального бюджета – бюджетным кодексом, для бюджета субъекта федерации – законом субъекта федерации, для местного бюджета – правовыми актами органам местного самоуправления. Принимая во внимание принципы самостоятельности бюджетов, представительным органом власти субъектов федерации и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения проекта закона или решения о бюджете и его утверждения. При этом должно быть обеспечено рассмотрение и утверждение проекта закона до начала очередного финансового года. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Не позднее 15 августа правительство РФ вносит на рассмотрение государственной думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на такой-то год. Одновременно представляется пакет документов, расчетов, прогнозных оценок, аналитических материалов, предусмотренных бюджетным кодексом, а также иных показателей, дополнительно необходимых депутатам для анализа проекта бюджета.

Документы:

· Предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период текущего года

· Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год

· План развития государственного и муниципального секторов экономики

· Прогноз сводного финансового баланса на территории федерации на очередной финансовый год

· Прогноз консолидированного бюджета по федерации

· Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов других уровней власти

· Проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета

· Проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год

· Проект государственной программы вооружения

· Проект программы приватизации на очередной финансовый год

· Расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделом и подразделом функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной фин год

Проект федерального закона о федеральном бюджете направляется в совет федераций, в комитеты. Далее в Счетную палату на заключение и другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и инициативы.

Бюджетный кодекс регламентирует порядок рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в 4 чтениях. При рассмотрении Гос Думой проекта закона в первом чтении, которое продолжается до 30 дней, обсуждаются его концепция (система взглядов), прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям бюджетов разных уровней, проект программы государственных внешних заимствований, для покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики:

ü Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов

ü Распределение доходов от федеральных налогов между бюджетами разных уровней

ü Дефицит федерального бюджета в абсолютном выражении и в процентах к расходам на очередной год, и источники покрытия дефицита

ü Общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год

Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении и размер ФФПР. Оно продолжается 15 дней после принятия в первом чтении.

В третьем чтении, которое продолжается 25 дней, утверждаются:

1. Расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителем его средств по всем уровням функциональной классификации расходов

2. Утверждается распределение средств ФФПР по конкретным субъектам федерации

3. Утверждаются основные показатели основного оборонного заказа

4. Утверждаются расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ

5. Утверждается федеральная адресная инвестиционная программа

6. Утверждается программа предоставления государственных гарантий на очередной год

7. Программа на предоставление средств бюджета на возвратной основе

8. Программа государственных внешних заимствований

9. Программа предоставления государственных кредитов

10. Перечень законодательных актов, действия которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год

В четвертом чтении дума рассматривает весь федеральный закон и производится редакционные поправки. Голосуется в целом, после чего никаких поправок вносится не может.

Затем в течении 5 дней принятый думой проект передается на рассмотрение в совет федераций.

Лекция 5 (продолжение)

Принятый госдумой закон о федеральном бюджете рассматривается советом федераций в течение 12 дней со дня рассмотрения думой. Одобренный советом федераций закон в течение 5 дней направляется президенту для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после подписание президентом и со дня его официального опубликования в СМИ. В случае не утверждения бюджета в установленные сроки вводится процедура временного управления бюджетом, которая регламентируется весьма детально. Подробно определяются права органов, исполняющих бюджет, прямо указаны ограничения их полномочий, и в целом временное управление бюджетом имеет достаточно жесткие параметры, потому что отсутствие принятого бюджета к началу финансового года на любом уровне бюджетной системы является отрицательным фактором для экономического и социального развития территории. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Для оперативного управления этим процессом ежегодно принимается постановление правительства о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете, которым устанавливаются конкретные мероприятия их исполнителей, сроки, и отражаются другие вопросы, позволяющие реализовать намеченные планы. В процессе исполнения бюджета возможно снижение объемов поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов. Если снижение объемов поступлений доходов произошло:

1. Не более чем на 5% годовых, то руководитель (минфин) финансового органа в праве самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета

2. Если снижение объемов произошло более чем на 5% и менее чем на 10%, то правительство страны РФ вправе принять решение о введении режима пропорционального сокращения расходов

3. Если снижение произошло более чем на 10%, то орган исполнительной власти с согласия соответствующего представительного органа принимает решение о введении режима пропорционального сокращения расходов бюджета

Основные процедуры исполнения бюджетов регламентируют бюджетный кодекс, которым установлено для нашей страны казначейская система исполнения бюджетов. По этой системе органы исполнительной власти организуют исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. В России создана единая централизованная система казначейства в составе министерства финансов. Главными задачами органов федерального казначейства являются.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство в экономику;

(2) поддержание государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

2. Общие принципы построения государственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебном порядке - через арбитражный суд.

3. Расходы государственного бюджета

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющие государственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего. Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

o определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

  • определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
  • определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

4. Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

5. Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

6. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная часть функционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит из нескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.

Государственный бюджет

как основное звено финансовой системы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ - это роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год) и представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.

Государственный бюджет формируется на основе Бюджетного кодекса РФ. Государственный бюджет имеет официальный статус закона. Он утверждается парламентом и исполняется правительством.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство в экономику;

(2) поддержание государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

2. Общие принципы построения государственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов , входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов , согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета ; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебном порядке - через арбитражный суд.

3. Расходы государственного бюджета

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющие государственный бюджет . Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов , уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов , утверждении бюджетов :

Определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально- государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств; определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

Определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

Определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета , предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

4. Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет , или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", определяющим общие принципы построения налоговой системы нашей страны. Закон был принят 27 декабря 1991 года.

Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

5. Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета . При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета . Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета , то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

6. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов . Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная часть функционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит из нескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов .

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета . В течение первых трех месяцев составляются прогноз социально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

В течение последующих четырех месяцев территориальными органами исполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета .

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати. Бюджетное послание Президента включает:

(1) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;

(3) основные направления бюджетной политики РФ;

(4) сведения о государственных доходах на территории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палат в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджета РФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушивается постатейно заключение по бюджету , планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трех недель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаются постановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений в постановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человек из равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссии утверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собрания о санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований как на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету , планам, налогам и ценам организует процесс рассмотрения проекта бюджета , подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета и готовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета . Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. При рассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основным характеристикам:

Верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);

Пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения по указанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленного проекта бюджета . На основании принятых парламентскими комиссиями заключений комиссия по бюджету , планам, налогам готовит по проекту бюджета сводное заключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад о бюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо. Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентская комиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета , представленном Президентом.

В случае не утверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Федеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его в парламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных статей государственного бюджета . В случае применения Президентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается парламентом простым большинством голосов.

С 1997 по 1999 год расходы в стране превышали доходы и дефицит государственного бюджета составлял от 86 до 53 млрд. рублей. В 2000 г. разница между доходной и расходной частями бюджета впервые за последние пять лет была положительной и профицит бюджета составил 112 млрд. рублей.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Введение...…………………………………………………………………………...3

1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4

1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета...…….5

1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6

1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики.. ……………………………………………………………………………………….10

2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13

2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13

2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16

2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21

3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24

3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики...28

Заключение …….…………………………………………………………………...32

Список использованных источников..……...………………………………….....34

Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36

Приложение Б …..………………………..........................................................…...37

Приложение В ………………………………………………………………..…….38

Приложение Г………………………………………………………………………39

Приложение Д ……………………………………………………………………...40

Приложение Е ……………………………………………………………………...41

Приложение Ж …………………………………………………………………......42

Приложение И ……………………………………………………………………...43

Приложение К ……………………………………………………………………...44

Приложение Л ……………………………………………………………………...45

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной власти экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

Выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;

Рассмотреть строение государственного бюджета;

Проанализировать современное состояние госбюджета РФ;

Изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;

Исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;

Предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Предметом исследования является роль государственного бюджета РФ в реализации государственной финансовой политики в направлении оптимизации доходов и повышения эффективности бюджетных расходов.

Объектом курсовой работы является государственный бюджет РФ.

При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете РФ на 2008 - 2010 года, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Федеральной Службой Государственной Статистики, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.

1. Государственный бюджет как экономическая категория

1.1 Социально-экономическое значение и основные функции

бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget - сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия "бюджет", что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет - это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:

    в России бюджетный год совпадает с календарным годом.

Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

а) это экономические отношения;

б) они всегда носят денежный характер;

в) характер этих отношений всегда распределительный;

г) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования .

Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Финансы выполняют две основные функции : распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов в условиях рыночной экономики выполняется в процессе распределения общественного продукта и удовлетворения личных и общественных потребностей через образование и использование фондов денежных ресурсов субъектов хозяйствования, государства и населения.

Контрольная функция появляется в том, что движение денежных средств количественно отображается различными финансовыми показателями, которые показывают, как распределяются и используются финансовые ресурсы. Это позволяет контролировать процесс создания, перераспределения и эффективного использования денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, а финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Финансовая система − это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений (рис. ?).

Рисунок 9.4 – Структура финансовой системы

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма .

Принцип демократического централизма характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики.

Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.



Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств. Чаще всего государственный бюджет определяют как финансовый документ, который представляет собой смету (роспись) доходов и расходов государства.

Сущность госбюджета проявляется в выполняемых им функциях:

1. Распределительная . Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

2. Контрольная. Движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.

3. Регулирующая. Изменение доходов и расходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходы госбюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой:

· налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) - 75-85%;



· неналоговые поступления : доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли - 5-8%; взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы - 10-12%.

Расходы бюджета – это процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах различных уровней.

Структура расходов государственного бюджета в странах с рыночной экономикой следующая:

· затраты на социальные услуги : здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей - 40-50%;

· затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10-20 %;

· расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики , включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам -10-20%;

· административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, юстиции и пр.) - 5-10%;

· платежи по государственному долгу - до 7-8%.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Если расходы государственного бюджета превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – сумма, на которую ежегодные государственные расходы бюджета в данном финансовом периоде превышают его доходы.

Он может быть вызван различными причинами:

Необходимостью проведения государственных программ развития экономики;

Экономическими кризисами;

Стихийными бедствиями;

Милитаризацией экономики;

Войнами и др.

В зависимости от пpичины образования различают структурный и циклический бюджетные дефициты.

Структурный бюджетный дефицит образуется, если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ.

Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит в основном за счет внутреннего финансирования: кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.д. Равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета называется секвестрирование м.

Реальный дефицит может превышать структурный (например, в связи со спадом в экономике, завышенными расходами на социальные программы, возросшими затратами на оборону). Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом государственного бюджета.

В настоящее время в большинстве развитых стран существует бюджетный дефицит. Считается, что финансовое положение страны является нормальным, если дефицит не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг.

Государственный долг – это общая сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг состоит из суммы бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков на определенную дату.

В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг − это долг государства своему населению, предприятиям и организациям.

Внешний долг − это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным 6анкам, правительственным институтам, иностранным гражданам.

Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Он является важным инструментом макроэкономического регулирования. Государство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее - на экономику в целом. К функциям управления государственным долгом относят определение условий выпуска новых займов, т.е. размера выпуска, срока, курса облигаций, ставки процента.

Современные экономисты считают, что умеренный внутренний долг − явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда существуют источники его финансирования(продажа новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций; дополнительное налогообложение, увеличение денежной массы в обращении для оплаты суммы долга с процентами).

Однако рост государственного долга вызывает отрицательные тенденции. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как держателями ценных бумаг являются наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения.

Относительными показателями оценки государственного долга являются:

1. Соотношение ВВП и государственного долга. При увеличении долга над ВВП более чем в 2,5 раза стране сложно решать свои проблемы, и все ее усилия будут направлены только на погашение долга.

2. Сравнение с поступлениями от внешнеторговой деятельности. Она приносит стране валюту, необходимую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20 - 30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится проблематично.

Практика свидетельствует о том, что в современных экономических условиях оценка госдолга с помощью показателя “Госдолг/ВВП” является слишком упрощенной и не отражает реального положения дел в мировой экономике в условиях ее глобализации. Например, согласно рейтингу стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2011 года, наиболее высоким уровнем долговой нагрузки характеризуются следующие страны (см. таблицу?).Подобная ситуация обусловлена тем, что с позиции участников финансовых рынков важен не только коэффициент Долг/ВВП, но и качество его обслуживания, а также темпы роста и структурные особенности рассматриваемых экономик.

Таблица 9.1 ‒ Страны, характеризующиеся наиболее высоким уровнем долговой нагрузки по итогам 2011 года по показателю Долг/ВВП

Место в рейтинге Страна Долг/ВВП, в %
Япония 229,8
Греция 160,8
Сент-Китс и Невис 153,4
Ямайка 139,0
Ливан 136,2
Эритрея 133,8
Италия 120,1
Барбадос 117,3
Португалия 106,8
Ирландия 105,0
Соединенные Штаты 102,9
Сингапур 100,8
Исландия 99,2
Бельгия 98,5
Мавритания 92,4
Кот-д`Ивуар 90,5
Ирак 86,9
Гренада 86,6
Франция 86,3
Канада 85,0

http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg2012.pdf - официальный сайт Рекламно-информационного агентства «Новости»

В странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы строго контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливается лимит его абсолютной величины, во Франции и Великобритании - лимит прироста за год.



Рассказать друзьям